Маленькая ошибка, которая может стоить Виктории целого мировоззрения!? Часть 2.

Аватар пользователя Ксари
Систематизация и связи
Основания философии
Гносеология

Имеется вот такое РАССУЖДЕНИЕ:

Аватар пользователя Виктория
Виктория, 8 Январь, 2025 - 01:45, ссылка

Слово может быть в устной форме, в письменной, в жестовой. В устной и жестовой форме у слова материальная часть (в широком понимании материи) - волны, колебания (при этом при жестах изменения материи заметны) в письменной -  частицы вещества. А вот смысл слов нематериален, без смысла слово перестает быть словом (денотатом или понятием)

 
Тан, 8 Февраль, 2025 - 04:17, ссылка

слово = знак-предмет-смысл)

  1. слово = знак-предмет
  2. слово = знак-смысл
  3. слово = предмет-смысл

В каком-то из этих трех вариантов слово перестает выполнять функцию слова?

Тан, в этом вся и загвоздка, что под «Словом»  всякий философ понимает то, что ему нравится понимать, в зависимости от того, каковы условия в которых проявляет себя слово. (И тогда мы говорим, что так дело не пойдет! Философия - это вам не какая-то там девица с пониженной соц. ответственностью). Посему, главный вопрос этой темы как раз и заключается в том, чтобы показать, что слово имеет одну единственную природу, соответствующую действительности, независимую от воли, желания и мировоззрения в целом философа! А чтобы нам было легче в этом разобраться для этого и приведена в самом начале цитата Виктории, в которой либо надо отыскать логическую  ошибку, либо аргументированно констатировать , что данное рассуждение Виктории с точки зрения Логики верное!? Ваше слово, Тан! Выскажите, пожалуйста, свое мнение по поводу представлений Виктории о Слове!?

Связанные материалы Тип
Слова, слова... Виктория Запись

Комментарии

Аватар пользователя Виктория

Ксари, почему вы все время забываете про мой комментарий, он важен:

Виктория, 31 Январь, 2025 - 09:45, ссылка

Ксари, 31 Январь, 2025 - 09:31, ссылка

Я Вас правильно понимаю: Вы отказываетесь от Вашего СМЕЛОГО замечания, что слово без смысла перестает быть словом!?

 Такой вывод про мое "смелое замечание" сделан вами на основе моей фразы:

А вот смысл слов нематериален, без смысла слово перестает быть словом (денотатом или понятием).

Я тут подразумевала, что без смысла слово перестает быть денотатом или понятием. Возможно, "словом" в этой формулировке лишнее, надо было сказать:

"А вот смысл слов нематериален, без смысла слово перестает быть денотатом или понятием".

Но посмотрите на определение Даля, которое вы привели, даже там:  "СЛОВО || Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; речение. (Толковый словарь Даля)"

Вы в формулировке Даля под "речением" что понимаете? Где тут место для бессмысленных слов в этой формулировке? Речение - это бессмысленные слова?

Я подумаю еще про "бессмысленные слова".

В любом случае слово говорящего/пишущего может нести один смысл, а воспринимающего - другой. Иначе бы эта тема и не возникла)

Аватар пользователя Ксари

Здорово, Виктория! Что Вы дополняете тему и вносите уточнения! Надеюсь, это будет способствовать лучшему пониманию сути проблемы и позволит читателю ясно выразить свою позицию!

(Под «речением» в контексте Даля, я понимаю то, чем мы часто пользуемся! Ссылка (когда слово указывает) на цитату, на речь, изречение, то или иное РЕЧЕНИЕ! ).

Аватар пользователя Виктория

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 12:51, ссылка

Конечно, мы же тут все-таки не ради троллинга и не ради самоутверждения, а, прежде всего, ради желания разобраться и понять то, что волнует) 

Аватар пользователя Ксари

yes

Аватар пользователя m45

 Виктория, 8 Февраль, 2025 - 12:40, ссылка

Я тут подразумевала, что без смысла слово перестает быть денотатом или понятием. Возможно, "словом" в этой формулировке лишнее, надо было сказать:

"А вот смысл слов нематериален, без смысла слово перестает быть денотатом или понятием".

Но посмотрите на определение Даля, которое вы привели, даже там:  "СЛОВО || Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; речение. (Толковый словарь Даля)"

Виктория, смысл слова , заключается в единственном - это ссылка к знанию, понятию, смыслу. Прочитав, услышав, увидев(жест мимика)  слово , человек(а может и какое -то устройство) , декодирует его и в результате - некая область памяти становится доступной. Человек понимает смысл того, на что указало слово. Денотат, как объём понятия, можно рассматривать , как понятие того к чему слово указывает, так и понятие правил языка , на котором слово составлено. Вы, абсолютно правы о смысле слова, если подразумеваете его , этот смысл , как функцию ссылки к знанию. Без этого смысла, слово , это просто набор закорючек, кракозябр...

Аватар пользователя Виктория

m45, 8 Февраль, 2025 - 14:48, ссылка

Виктория, смысл слова , заключается в единственном - это ссылка к знанию, понятию, смыслу.

...

Денотат, как объём понятия, можно рассматривать , как понятие того к чему слово указывает, так и понятие правил языка , на котором слово составлено.

Спасибо, Сергей. Денотат - понятие не такое простое, как мне раньше казалось. В том своем комментарии я подразумевала, что слова могут кодировать как отдельные предметы (эту конкретную лампу, например, так и понятие лампы в целом). Возможно, в этом контексте слово "денотат" я и правда использовала не совсем корректно, я хотела сказать о слове как указателе на конкретный элемент множества.

Аватар пользователя Ксари

Я подумаю еще про "бессмысленные слова".

Виктория, Вы же знаете, что я приму любой Ваш ответ: Если Вы скажете, что слова не имеют никакого смысла, то все Ваши тексты быстрее чем мгновенно превратятся в черепки, а если Вы захотите оставить Вашу цитату как есть, то (поскольку Егор выступил с заявлением, что все смыслы находятся в голове) соответственно Егор так и будет ходить с бумагой в голове!

Аватар пользователя Ксари

"А вот смысл слов нематериален, без смысла слово перестает быть денотатом или понятием"

Без смысла слово перестает быть денотатом (обозначаемым предметом)!!!??? Виктория, Вы не волнуйтесь! Пусть этой прАМблемой занимаются философы!wink А мы лучше потанцуем: https://yandex.ru/video/touch/preview/3416541791320787161

Аватар пользователя Виктория

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 17:19, ссылка

Без смысла слово перестает быть денотатом (обозначаемым предметом)!!!???

 Денотат – это многомерное понятие, в данном контексте я его использовала не как обозначаемый предмет, а как предметное значение (слово-указатель на конкретный предмет. Например, я прошу сына дать мне карандаш, карандаш в данном случае – не понятие, а конкретный карандаш, который у него есть. Для того, чтобы он меня понял, я использую слово "карандаш"). 

На какое слово вы бы заменили в этой моей фразе тогда "денотатом"? Как сказать корректнее?

Виктория, Вы не волнуйтесь! Пусть этой прАМблемой занимаются философы!wink А мы лучше потанцуем: https://yandex.ru/video/touch/preview/3416541791320787161

Композиция супер wink 

Аватар пользователя Ксари

Виктория, Вы замечательно отразили в своих трех предложениях представление о слове как его (слово) понимают те, кто считают себя мало-мальски знатоками Естествознания! И поверьте, эти знатоки наломают еще тех дров!wink

Аватар пользователя m45

Например, я прошу сына дать мне карандаш, карандаш в данном случае – не понятие, а конкретный карандаш, который у него есть. Для того, чтобы он меня понял, я использую слово "карандаш").

Виктория, допустим, на столе у сына коробка карандашей.  Если только один, то понятно. А , иначе, вы должны указать конкретно , какой карандаш хотите.

Аватар пользователя Виктория

m45, 8 Февраль, 2025 - 19:21, ссылка

Виктория, допустим, на столе у сына коробка карандашей.  Если только один, то понятно. А , иначе, вы должны указать конкретно , какой карандаш хотите.

Верно, это может быть и конкретный карандаш (что мне было важно подчеркнуть в исходном тексте), но в принципе может быть и любой элемент из множества.  

Аватар пользователя m45

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 19:49, ссылка

Верно, это может быть и конкретный карандаш (что мне было важно подчеркнуть в исходном тексте), но в принципе может быть и любой элемент из множества.  

Меня заинтересовало то, что  количество меняет конкретный карандаш (один) , на абстрактный (много) . Когда карандаш -абстрактный, это суть знание , что есть некий объект, оставляющий след на бумаге. Когда карандаш, конкретный, то опять же, это суть знание, что в руках , таки тот самый объект, что оставляет след на бумаге. Я, собственно , это для себя отметил, размышляя параллельно с участниками темы.

Аватар пользователя Виктория

m45, 8 Февраль, 2025 - 21:31, ссылка

А мне всегда любопытно, когда вдруг в чем-то, что казалось очень простым и понятным, вдруг встречаешь некий подвох и понимаешь, что не так-то все это и просто и логично, как тебе казалось. 

Аватар пользователя Виктория

И давайте сюда разместим давний комментарий логика Юрия Дмитриева, на мой взгляд, одного из самых сильных в мышлении участников ФШ (очень благодарна Тану, что разыскал его):

http://philosophystorm.ru/sistema-kategorii-ch36-poligoriya-transtsenden...

Юрий Дмитриев, 31 Май, 2021 - 18:15, ссылка

Аватар пользователя Юрий Дмитриев

Пермскому: почему-то Ваш комментарий оказался в другой ветке, поэтому отвечаю здесь

Пермский, 30 Май, 2021 - 17:32, ссылка

Я понимаю оппозицию личности и биологического носителя личности – социального живого существа как биологического основания для личности, формирующейся в человеческом социуме. Вот человек как живое существо в животном социуме (феномен маугли) не является личностью с собственным именем или без оного.

Здесь ключевой признак - человеческий (социально детерминированный) индивидуум...

Личность не только индивидуальна, но и производное той культуры, в которой индивидуум формируется в личность...

Вы ставите интересные и назревшие вопросы - напрямую, кстати, связанные с темой о категориях и трансценденталиях.

Но прежде, чем рассматривать именно в ракурсе данной темы, поясню, что, с моей точки зрения, человек как просто биологическое существо - это индивид, как существо социально детерминированное - индивидуум, как существо самосознающее и вменяемое - лицо, а как обладатель того, что называется бессмертной душой - личность. В этом плане равно личности и давно умерший Сократ, и ныне здравствующий Иван Иванович Иванов, и какой-нибудь выросший в животной среде "маугли", и лепечущий в люльке младенец, и даже каждый человеческий эмбрион (отсюда проблема абортов и т.п.).

Разве понятие личность отрицает носителей личности - собственные имена персональных личностей, которым соответствуют единичные понятия?.. Денотат личности не просто индивидуум-юнит, подпадающий под понятие человека в его биологическом естестве...

Вот здесь, на мой взгляд, необходимо коснуться главного - а что такое денотат? и вообще что такое смысловое и предметное значение языковых выражений (будь то понятия, категории, полигории и т.д.)? каковы его уровни и способы? Попробую, хотя и поневоле кратко.

Семиотически общеизвестен семантический треугольник Фреге, который ныне выглядит: знак - концепт - денотат, где концепт - смысловое значение знака, а денотат - его предметное значение (хотя уже у Фреге был четырёхугольник, ибо между знаком и концептом он помещал представление о денотате, образ денотата, поэтому строго говоря, надо бы: знак - образ - концепт - денотат, но для простоты оставит треугольник). Лингвистически также общеизвестен идущий от Огдена и Ричардса аналогичный треугольник: слово - понятие - вещь. Поскольку философия (и метафизика) оперирует преимущественно вербальными выражениями, то будем использовать оба эти треугольника.

Так вот, что же такое денотат? Это многомерное понятие, ибо предполагает сразу несколько уровней: денотат-номинат - то, что может именоваться в данном языке; денотат-десигнат - означаемый словом идеальный объект (эйдос); денотат-референт - вещь внеязыковой действительности, на который указывает слово; денотат-сигнификат - те свойства в вещах, наличие которых позволяют референцию; денотат-экстенсионал - фактический объём и логический объём (охват) понятия. В том или ином языке может отсутствовать номинат - не потому, в частности, что нет соответствующей реальной вещи, а потому, что не хватает выразительных возможностей языка. То или иное слово может иметь десигнат, но не иметь референт (например, предикат "круглоквадратный"). Денотат-экстенсионал тоже двойственен: это может быть множество или элемент множества реальных вещей (фактический объём понятия) или множество возможных вещей (охват), к которым применимо понятие. Поэтому когда возникает вопрос, имеет ли то или иное слово денотат, всегда следует учитывать, какой уровень и способ денотации имеется в виду.

Среди слов языка есть особая категория - имена собственные. Их главная функция - остенсивное (т.е. простое) индивидуализирующее указание на определённую вещь. В целом имена собственные относятся не только к людям, но нас сейчас интересует только, так сказать, человеческое измерение. И в этом отношении есть свои, весьма существенные, семантические особенности.

Как предстаёт человек перед человеком? В двух видах. С одной стороны, Я - Он - Имя - Индивидуум: здесь отношение именования конечно, ибо функция его - у-знавание или опо-знавание. С другой стороны, Я - Ты - Имя - Лицо - Усия - Ипостась - ..., и здесь уже отношение именования бесконечно: оно не только у-знавание, но главным образом при-знавание, которое никогда не достигает трансцендентных глубин человеческой ипостаси - личности как абсолютно единичной уникальности. В первом случае имеем имя собственное как индивидуальное имя, о носителе коего можем иметь понятие (экстенсионально-единичное) с конкретным реальным денотатом-референтом (который или существовал, или существует в настоящее время). Во втором случае имеем имя собственное как личное имякоторое имеет денотат-номинат, денотат-десигнат, но денотат-референт которого недосягаем, ибо сокрыт в трансцендентной бесконечности и в качестве денотата-экстенсионала представлен быть не может (абсолютно единичное не является элементом никакого множества).

Говоря словами Фихте, человеческая личность - это не дело познания, а исключительно дело признания: мы либо признаём её (на каких-то основаниях или без оснований), либо не признаём (тоже на каких-то основаниях или без таковых). Как, например, в "тысячелетнем рейхе" Juden, Zigeuner und andere Untermenschen признавались и индивидами (хотя "второсортными"), и индивидуумами, и даже лицами - но категорически не признавались личностями. Просто так - не признавались, и всё, а потому истреблять их не считалось не то, что грехом, а даже чем-то зазорным на уровне обыденной морали.

Стоит отметить, что индивидуальное имя и личное имя вербально воплощены в одном и том же слове-имени. Первое без второго может быть (типа, Гамлет, Евгений Онегин и т.п.) второе без первого - нет.

Так что же выступает денотатом понятия Бог? Это понятие, не имеющее предметного значения? Если так, то это понятие-симулякр?

Я бы сказал так: денотат понятия Бог - ускользающее предметное значение, которое невозможно фиксировать ни как денотат-десигнат, ни как денотат-сигнификат, ни как денотат-референт, ни как денотат-экстенсионал. Ибо Бог вне любого универсума, который мог бы сформулировать человек, черпая предикаты из тварного мира в своей земной жизни. Поэтому любое дискурсивное понятие Бога - лишь симулякр понятия.

Отчасти подобное ускользание предметного значения (которое отнюдь не означает, что его вообще нет) аналогично тому, которое рассматривалось применительно к человеческой личности (почему, в частности, и возможно такое явление как "человекобожие", самообожествление человека). Но есть и существенное отличие: в данном случае нет денотата-номината - то есть всё дело в том, что любой понятийный язык, как язык мирской, применительно к Богу заведомо не имеет соответствующих выразительных возможностей, он всегда заведомо неадекватен. Какие бы новые понятия, категории, универсалии, трансценденталии и т.п. человеком ни изобретались.

Однако помимо рационально-дискурсивных способов, помимо семантических треугольников, типа знак - концепт - денотат или слово - понятие - вещь, существуют и другие познавательные способности. Например, если вместо понятия используется символ. Тогда имеем такой треугольник: слово - символ - денотат. Что является денотатом в данном случае? Экстенсионально это бесконечное множество предметных значений (Лосев). А интенсионально - предметное значение как бесконечно уходящее из имманентного в трансцендентное. Ибо символы суть шифры трансценденции (Ясперс), содержание их представляет нечто, постигаемое интуитивно, что не может быть выражено адекватно-вербальным способом, их предметное значение есть соответствие, связующее вместе все уровни реальности и простирающееся от природного порядка в целом к сверхъестественному порядку (Рене Генон).

Конечно, символы символам рознь, но здесь речь лишь о "метафизических" символах. Тем более это относится к философемам (в их отличии от идеологем). В этой теме уже писал об априорных формах человеческого духовного опыта, и отмечал, что философия есть такой тип рефлексии, в которой воедино "сплавлены" понятийные, образные и символические компоненты. Поэтому философское постижение чего бы то ни было столь же рационально, сколь и иррационально. А на высших своих уровнях неизбежно смыкается с религией. Вне такого контекста постановка вопроса о "денотате понятия Бог" было бы недостаточным.

Аватар пользователя Ксари

 

Юрий Дмитриев, 31 Май, 2021 - 18:15, ссылка

Аватар пользователя Юрий Дмитриев

Однако помимо рационально-дискурсивных способов, помимо семантических треугольников, типа знак - концепт - денотат или слово - понятие - вещь, существуют и другие познавательные способности.

Не понимаю, Виктория, в чем необходимость таких «Взглядов» Юрия Дмитриева, если Тан смотрит на «нашу задачу»  ровно также!? Не думаю, что Тан оступится и сделает неверный шаг, который бы не сделал Дмитриев!?

Аватар пользователя Виктория

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 15:11, ссылка

Не понимаю, Виктория, в чем необходимость таких «Взглядов» Юрия Дмитриева, если Тан смотрит на «нашу задачу»  ровно также!? Не думаю, что Тан оступится и сделает неверный шаг, который бы не сделал Дмитриев!?

У Юрия Дмитриева очень точные формулировки, т.к. он специалист по данной теме. Тан, как я поняла, не планировал давать свои развернутые пояснения и предложил мне комментарий Дмитриева как удачный вариант систематизации всего.

Аватар пользователя Ксари

Виктория, все эти Ваши ДРУЖКИ (smiley), похоже, не в силах за Вас заступиться!wink Сдавайтесь!cheeky

Аватар пользователя Виктория

Ксари, 9 Февраль, 2025 - 11:50, ссылка

Сдавайтесь!cheeky

Ксари, ну что опять за балаган вы развели? Перед чем мне сдаваться? Ведь у вас нет связного текста, значит, нет никакой ясной позиции. Все у вас путано-перепутано.

Аватар пользователя Ксари

Ничего у меня не перепутано, а есть одно определение В. Даля, которое не дает спокойно жить всякого рода схоластикам «ни о чем» типа Тана!

Аватар пользователя Виктория

Ксари, 10 Февраль, 2025 - 01:44, ссылка

Ксари, я изложила свои взгляды в своей новой теме

http://philosophystorm.ru/slova-slova

 

 

Аватар пользователя Ксари

Хорошо, Виктория! Посмотрю.

Аватар пользователя Ксари

И потом, Виктория, не стоит защищать тех, кто не понимает того чего пишет! Тан был предупрежден, что прежде чем высказывать спорные реплики о каком-то слове, необходимо заглянуть хотя бы в орфографический словарик, а не напускать туману и тень на плетень своими заявлениями:

Мысль не равна слову …

Да существуют вопросы, содержание которых бы объясняли РАЗУМНОЕ поведение животных!? Егор, по-моему, прав когда говорит, что люди склонны переносить свои знания и умения на животных, которые (знания) под собой не имеют никаких оснований!

Аватар пользователя egor

Виктория, 7 Февраль, 2025 - 20:06, ссылка

Я исхожу из простой логики.

Значит, логично искать и переходы и в психическом устройстве от животных к человеку.

Это просто и логично с точки зрения исторического мышления (когда сознание рассматривается как "эволюционно" развивающееся, подобно эволюции биологической жизни.) Я же исхожу из того, что сознание вне истории, вне времени.

Мне просто дико читать на философском форуме, когда Ксари, например, сомневается в наличии образов или возможности снов у животных

 А мне дико читать о "довербальных понятиях")). 

когда животных рассматривают как какие-то "бездушные" существа, почти как зомби.

Мы уже с Вами говорили, что "бездушными" могут быть и некоторые люди. Это люди, которые живут "неосознанно", как Вы выразились. Они тогда мало чем отличаются от животных, потому что язык начинает функционировать в них автоматически, как механизм. Становится чистой психикой.

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 14:21, ссылка

Это просто и логично с точки зрения исторического мышления (когда сознание рассматривается как "эволюционно" развивающееся, подобно эволюции биологической жизни.) Я же исхожу из того, что сознание вне истории, вне времени.

А по каким признакам вы определяете наличие сознания? Например, вы уверены, что у меня  есть сознание?)

 А мне дико читать о "довербальных понятиях")). 

Кстати, в зоопсихологии есть ведь еще более простой уровень - "перцептивные понятия"))

Ну ладно, если честно, я уже не в силах это все разъяснять. М.б. удастся найти статьи, тогда вернусь к этому. Мне такой подход кажется очень логичным - именно, что не кардинальный  разрыв (у животных ничего, а у человека речь, мышление, понятия), а постепенное усложнение мозга и когнитивных функций и промежуточное положение высших животных. Это промежуточное положение заключается в наличии у них элементов мышления, в возможности более сложных кодировок, когда мозг может хранить знания/инф. о свойствах предметов в отвлеченной форме. И отсюда как раз вытекающая способность обучения языкам-посредникам, т.е. запуск символической функции сознания, когда восприятие становится осмысленным, отдельные предметы и эти "довербальные понятия" с помощью слов становятся похожими на то, что есть у человека (конечно, в примитивной форме).

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 18:39, ссылка

А по каким признакам вы определяете наличие сознания? Например, вы уверены, что у меня  есть сознание?) 

По языку в первую очередь. По целенаправленному поведению.

есть ведь еще более простой уровень - "перцептивные понятия"))

Перцептивные понятия - это "форма", "цвет", "размер", "звук", насколько я знаю. Никакой мистики). 

Ну ладно, если честно, я уже не в силах это все разъяснять.

 А без усилия нет и мышления). 

именно, что не кардинальный  разрыв (у животных ничего, а у человека речь, мышление, понятия), а постепенное усложнение мозга и когнитивных функций и промежуточное положение высших животных.

Промежуточное между чем и чем? Например, зрение - это когнитивная функция. Животное распознает, узнает одни и те же зрительные, слуховые формы, однако для появления понятий необходимо обращение когнитивной функции на саму себя (рефлексия). Тогда появляются ментальные (а не зрительные и слуховые) объекты.

 Это промежуточное положение заключается в наличии у них элементов мышления

У них не может быть мышления о ментальных объектах. Они не могут иметь дела с ментальными объектами. Только с чувственными.

запуск символической функции сознания, когда восприятие становится осмысленным 

Для этого должна заработать рефлексия (чтобы отрефлексировать восприятие). 

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 19:08, ссылка

Возьму паузу) 

Аватар пользователя egor

Виктория, 7 Февраль, 2025 - 19:59, ссылка

Но ведь если это наблюдает человек, то для него очевидно, что животное устраивает бунт именно из-за того, что происходит несправедливость)

Вот именно, что ЧЕЛОВЕКУ понятно. Человек видит ситуацию и переносит на нее человеческий смысл. Как когда мы говорим: "море дремлет", "ветер шепчет" - только здесь мы понимаем, что речь идет о метафорах.

Но я не понимаю чисто логически, если вы признаете идею эволюции в целом, должны же быть какие-то переходы? Или не признаете?

Я не признаю эволюцию сознания. Скажем так, у животных есть "сознание зрения", но нет "рефлексивного сознания".

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 18:11, ссылка

Вот именно, что ЧЕЛОВЕКУ понятно. Человек видит ситуацию и переносит на нее человеческий смысл. Как когда мы говорим: "море дремлет", "ветер шепчет" - только здесь мы понимаем, что речь идет о метафорах.

Не знаю, что еще могу добавить. На мой взгляд, в описанных экспериментах очевидно, что животные бунтуют против несправедливости. Вы разве можете как-то иначе объяснить их поведение в приведенных мной ситуациях? Что за ним стоит, если не горечь и злость от ощущения несправедливости?

 Я не признаю эволюцию сознания. Скажем так, у животных есть "сознание зрения", но нет "рефлексивного сознания".

Хорошо, я могу это только зафиксировать для себя как ваши представления. 

Аватар пользователя egor

Ксари, 7 Февраль, 2025 - 14:21, ссылка

Рефлексия чего не работает? Что это за зверь, который во время сна не работает!?

Рефлексия - это мышление о мышлении. Во сне нет рефлексии, поэтому все воспринимается как реальность (а не как мышление). 

Какая такая зрительная кора должна выделять образы?

Зрительная кора в мозгу. 

Аватар пользователя Ксари

Ну, хорошо, Егор, пусть те участки коры головного мозга создают, выделяют образы! Скажите, а куда выделяются эти зрительные образы? В космос или что является экраном для этих образов? (И потом, чтобы ясно осознавать, что Вам сниться сон, Вы должны погрузиться в состояние сна, с помощью специальных практик! Более того, после такого погружения в сновидение Вы легко сможете управлять своим сном. Однако, пока Вы пишите свои некие надуманные рефлексии о мышлении!

Аватар пользователя egor

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 19:15, ссылка

Ну, хорошо, Егор, пусть те участки коры головного мозга создают, выделяют образы!

 "выделяют образы" - это метафора. 

в космос или что является экраном для этих образов?

 "Экран" -это сознание. 

И потом, чтобы ясно осознавать, что Вам сниться сон

Чтобы осознать себя во сне нужна рефлексия. 

Аватар пользователя Ксари

Хорошо! Экран это сознание, а что такое сознание - это кто должен знать?  Это электрохимические импульсы с нейронами, в которые выделяются образы или куда? Или это опять фигура речи такая?

Аватар пользователя egor

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 19:35, ссылка

что такое сознание - это кто должен знать?

Сознание - это то, что сознает. Если Вы сознаете - Вы должны знать. 

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 18:26, ссылка

сказать, что у животных совсем нет языка, неверно.

язык - это и есть способ коммуникации, и у животных есть естественные языки сигналов.

Тогда понятие языка теряет определенность. Тогда можно говорить, например, о "языке ветра", но это поэзия, а не наука.

Я бы с вами согласилась, если бы вы сказали, что "не коммуницируют через речь"

 По Соссюру речь - это просто динамический аспект языка. 

"не коммуницируют через язык, свойственный человеку"

или "через абстрактный язык", "язык символов".

А я всю дорогу и пытаюсь доказать, что язык свойствен только человеку и что язык - это только абстрактный язык, другого нет. 

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 18:40, ссылка

Тогда понятие языка теряет определенность. Тогда можно говорить, например, о "языке ветра", но это поэзия, а не наука.

Животные передают друг другу сигналы, например, сигналы опасности, сигналы из области агрессивного, полового поведения и т.д. Вы же раньше  сказали, что животные как-то коммуницируют, но не через язык. А через что тогда? На мой взгляд, язык - это средство коммуникации, передачи и приема определенных сигналов, если мы с вами стараемся избегать слова "информация".

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 19:04, ссылка

Животные передают друг другу сигналы, например, сигналы опасности, сигналы из области агрессивного, полового поведения и т.д.

Вы же раньше  сказали, что животные как-то коммуницируют, но не через язык. А через что тогда?

Как Вы и сказали: через зрительные, слуховые, обонятельные сигналы. 

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 19:28, ссылка

Для меня "естественный язык" у животных как язык сигналов выглядит вполне логично, для вас - нет. Мне кажется, тут уже некуда двигаться в диалоге, зафиксируем это наше расхождение. 

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 19:52, ссылка

Мне кажется, тут уже некуда двигаться в диалоге, зафиксируем это наше расхождение.  

Не хороните разговор раньше времени). Всегда можно сдвинуться в разговоре, если немного сменить позицию мышления. Я верю в то, что разговор может продолжаться бесконечно).

Для меня "естественный язык" у животных как язык сигналов выглядит вполне логично

Просто мы по-разному определяем язык. Для меня язык это смысл, для Вас - это сигнальная коммуникация. 

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 20:02, ссылка

Не хороните разговор раньше времени). Всегда можно сдвинуться в разговоре, если немного сменить позицию мышления. Я верю в то, что разговор может продолжаться бесконечно).

)) Хорошо, я вернусь потом к теме, где взяла паузу, возможно, там удастся как-то сблизить позиции и по языку. В целом, я согласна, что когда заходишь в тупик, надо увеличить дистанцию рассмотрения проблемы. Это как с больной темой Аритероса - матриархат) Если хотя бы для части мужчин матриархат - проблема, а для части женщин это дико, и для них проблема - патриархат), значит есть нечто большее, некая более глобальная, системная проблема, которая отражается для мужчин в одних перекосах, а для женщин - в других. 

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 20:10, ссылка

Это как с больной темой Аритероса - матриархат) Если хотя бы для части мужчин матриархат - проблема...

Я думаю, у них просто был неудачный опыт с женщинами. 

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 20:15, ссылка

Я думаю, у них просто был неудачный опыт с женщинами.

Но этот опыт тоже чем-то обусловлен. Могу понять и мужчин, которые поднимают эту тему, и радикальных и просто феминисток, казалось бы, одно совершенно противоречит другому, но в моем понимании нет, не противоречит, а дополняет.

Ладно, Егор, это я так, к слову)

Аватар пользователя egor

Виктория, 8 Февраль, 2025 - 20:25, ссылка

Но этот опыт тоже чем-то обусловлен. Могу понять и мужчин, которые поднимают эту тему, и радикальных и просто феминисток, казалось бы, одно совершенно противоречит другому, но в моем понимании нет, не противоречит, а дополняет.

Да я в принципе с Вами согласен. Они сначала имели неудачный опыт, а потом, чтобы его интерпретировать, использовали гуманистическую идеологию. Мужчины обвиняют женщин просто за то, что они женщины и наоборот. Сказывается мышление во всеобщих категориях.

Аватар пользователя Виктория

egor, 8 Февраль, 2025 - 20:31, ссылка

Да, но можно поискать в принципе и другие, более системные решения. 

Аватар пользователя Тан

Ксари, 8 Февраль, 2025 - 12:05, ссылка

Тан, в этом вся и загвоздка, что под «Словом»  всякий философ понимает то, что Ему нравится понимать, в зависимости от того, каковы условия в которых проявляет себя слово!? (И тогда мы говорим, что так дело не пойдет! Философия - это Вам не какая-то там девица с пониженной соц. Ответственностью)

НЕ только под словом «слово» философы могут понимать что им нравится. Таково сложившееся положение дел, и оно имеет под собой объективное основание. Если вы\мы не можем повлиять на объективное основание, то сколько бы вы\мы не журили философов, сложившееся положение дел в философии таким останется.

Посему, главный вопрос этой темы как раз и заключается в том, чтобы показать, что слово имеет одну единственную природу, соответствующую действительности, независимую от воли, желания и мировоззрения в целом философа!

Если слово имеет природу независимую от воли, желания и мировоззрения философа, то почему при сложившемся положении дел в философии всякий философ под словами понимает то, что Ему нравится понимать?

А чтобы нам было легче в этом разобраться для этого и была в самом первом сообщении приведена цитата Виктории, в которой либо надо отыскать логическую  ошибку, либо констатировать, что данное рассуждение Виктории с точки зрения Логики верное!?

С точки зрения какой логики?

Что это в вашем высказывании за «Логика» с большой буквы?

Как я понял в этой теме вы ставите задачу сделать невозможным положение дел, когда под словами всякий философ понимает то, что ему нравится понимать. Почему при вашем масштабе задачи в качестве объекта обсуждения выбрали рассуждение участника ФШ? При масштабе вашей задачи в качестве материала анализа вам бы выбрать тексты классиков современной философии – аналитической по большей части – Фреге, Рассела, Куайна, Крипке, Тарского и Хайдеггера в качестве контр-индукции.

Интенцию вашей задачи разделяю. Но вот способ, которым вы пытаетесь достичь цели не разделяю. Логические ошибки можно и нужно определять в наших высказываниях на форуме. Можно даже с пафосом. Но в меру. На мое чувство меры в заголовке вашей темы в пафосе нет чувства меры.

Ваше слово, Тан! Выскажите, пожалуйста, свое мнение по поводу представлений Виктории о Слове!?

Насколько понимаю, Виктория еще не сложила мнение. Обсуждать нечего. К тому же у нас же не инквизиция. Не строим блоков и союзов друг протии друга.

В ходе дискуссии у меня возникло мнение, что эта тема возникла не только потому, что один участник (автор темы) страстно ищет логическую ошибку в высказывании другого. Это была субъективная причина возникновения этой темы. Вопреки которой обсуждение продолжилось. Значит, для участников обсуждения тема сохраняла эвристический потенциал. За что участники обсуждения простили автору чрезмерно субъективный подход к обсуждению вполне объективной проблемы.

Откуда проблема? Если благодаря логике и лингвистике в треугольнике знак-предмет-смысл для не специалистов тайн не осталось.

Среднестатистическому пользователю языка должно хватать семантических треугольников, произведенных логиками и лингвистами на разные случаи. Можно выбрать в зависимости от задач вариант Фреге, Пирса, Моррис Черча, Огдена и Ричардса etc.

Несмотря на логико-лингвистическую проработанность вариантов семантического треугольника мне в них не хватает полноты. Вариант Фреге с заменой семантической триады тетрадой не исправляет проблемы неполноты. 

Семантические треугольники – результат анализа. Анализ чреват потерей целого. В результате анализа целое разлагается на элементы и пропадает из поля зрения анализа.

Вопрос. Что (какое целое) исчезло из поля зрения в результате анализа на элементы,  известные сегодня под случайным собирательным имененм «семантический треугольник»?

В предыдущем комментарии целое семиотической триады обозначил словом «слово».

В этом комментарии уточняю, что слово «слово» готов оставить в качестве имени целого триады только в значении античного слова «логос», контекстом которому подходит высказывание «в начале было слово, и слово было…» - это широкое понимание проблемы.

В узком понимании под «словом» готов понимать привычно знак. А вместо слова «слово» в качестве знака для целого семантической триады могу предложить слово «мысль».

Мысль не равна слову, как мышление не равно языку. Но. В языковой среде мысль равна семантическому треугольнику. мысль = знак + предмет + смысл. Приблизительная формула триединства знака-предмета-смысла, где мысль во всех элементах триединства по принципу все в одном, одно во всем, одно в одном, все во всем.

Бессилен ответить на ваш вопрос о (не)существовании письменых слов. За сим не нахожу смысла продолжать участвовать в этой теме. Как автор темы вы предлагайте ваши варианты ответов на вопросы вашей темы. Свой вариант в каком направлении искать ответ предложил.

Аватар пользователя Виктория

Тан, 9 Февраль, 2025 - 01:45, ссылка

Насколько понимаю, Виктория еще не сложила мнение. Обсуждать нечего. К тому же у нас же не инквизиция. Не строим блоков и союзов друг протии друга.

...

В ходе дискуссии у меня возникло мнение, что эта тема возникла не только потому, что один участник (автор темы) страстно ищет логическую ошибку в высказывании другого. Это была субъективная причина возникновения этой темы. Вопреки которой обсуждение продолжилось. Значит, для участников обсуждения тема сохраняла эвристический потенциал. За что участники обсуждения простили автору чрезмерно субъективный подход к обсуждению вполне объективной проблемы.

...

Бессилен ответить на ваш вопрос о (не)существовании письменых слов. За сим не нахожу смысла продолжать участвовать в этой теме. 

У вас очень сложная этика, Тан, думаю, мало кому доступная в полной мере, и мне в том числе). Но поскольку мое имя в заголовке темы, я тоже ощущаю за нее некоторую ответственность. И поэтому хочу сказать, что да, вот именно, что "несмотря на..." из-за того, что я чувствую некую страсть Ксари как автора к познавательному аспекту темы, я продолжаю во всем этом участвовать. "Не судите, да не судимы будете") Благодарна вам, что поднимаете планку обсуждений, ваши направления поисков для меня часто парадоксальны, но тем и безмерно интересны. И знаю, что не будете раздраконивать, хотя  и могли бы)

Добавлю еще последнее - никогда не понимала, какой смысл в разных спорах цепляться к конкретным словам, ловить другого на каких-то ошибках, когда можно просто уточнить, переспросить, попытаться понять, а что вообще человек подразумевал, имел в виду. Мы очень часто подбираем слова неверно, и выражаем не то, что хотелось бы. Вот и я сейчас пыталась вам что-то передать, но знаю, что вы прочтете, естественно, по-своему и это будет не тождественно тому, что мне хотелось, чтобы вы прочли в этих моих словах. Но что поделать, как уж есть, из этой стихии языка не получается выйти, я научилась ценить даже небольшие проблески какого-то понимания.

И да, конечно, вы правы, что я именно что складываю пока свое мнение. Я же не логик и не филолог, занырнула куда-то из своего интереса, а что из этого может выйти - понятия пока не имею. Иногда берешься за что-то, что намного сильнее тебя, тут можно и потонуть. Но как без риска).

Аватар пользователя Ксари

Тан, спасибо за Ваши общие впечатления вокруг слова «слова» ни о чем! Если Вы не в состоянии сложить 1+1, то зачем Вы делаете вот такие заявления:

Мысль не равна слову, как мышление не равно языку.

 Что такое слово Вы точно сказать не можете! Что такое мысль - Вы и здесь в глубокой прострации, а берётесь рассуждать с колокольни Знатока, что равно, а что не равно! Если спросить Вас что такое Мышление, то Вы опять начнете «лепить горбатого» как в случае , когда «слово» равно «знаку», - станете рассуждать о мышлении, которое включает в себя электрохимические импульсы в нейронных связях! А потом когда Вас спрошу, как относятся Ваши Нейроны к Бытию, согласно Основного Вопроса Философии, - Вы встанете в позицию «Сам Дурак»! Или быть может, Тан, Вы готовы ответить на вопрос, что есть мышление?