"Макет" вселенной (гипотеза)

Аватар пользователя Alexander8235
Систематизация и связи
Гносеология
Натурфилософия
Наука и техника

Уважаемые завсегдатаи «Философского штурма»!

 

Хочу ещё раз подчеркнуть, что все мои заметки на сайте отражают только мою собственную точку зрения, основанную на моей собственной методологической концепции познания мироустройства (познания в самом широком плане, максимально широком и максимально объективизированном – настолько, насколько это вообще возможно для homo sapiens’а).

 

И по этой причине они имеют характер гипотез, не более того.

 

Я не опровергаю ничьих точек зрения и никого не оспариваю, только лишь высказываю своё мнение, в котором, как мне кажется, можно отыскать рациональное зерно для дальнейшего осмысления действительности. Соответственно не могу утверждать, что я во всём прав, просто тешу себя надеждой на то, что прав хотя бы в чём-нибудь, и выношу свои рассуждения на всеобщий обзор.

 

Конечно же, эти гипотезы выглядят как минимум необычными, а значит и навлекают на себя вполне объяснимую критику. И тем не менее они есть, так отчего бы и не выложить.

 

Гипотеза о «строении мироздания» («макет вселенной»)

 

Она родилась достаточно давно, но сейчас появились новые штрихи, которые, как мне кажется, могут объяснить многое и очень многое из того, объяснения чему я долго не мог отыскать. В первую очередь, это объяснение такого странного явления, как вечный, всеобщий и непобедимый антропоцентризм. Кажется, я нащупал вполне объективные истоки его живучести, оправданные самой «структурой» мироздания.

 

Приступаю к раскрытию сути своей гипотезы.

 

Первоначально я мысленно разделял мироздание («природу», «вселенную») на две условные подструктуры, одной из которых является часть вселенной, доступная нашему наблюдению (в том числе доступная когда-нибудь в будущем, то есть потенциально доступная), а другая – всё остальное.

 

Первую «часть» я предлагал именовать «космосом», а обе «части» в совокупности – вселенной, мирозданием, природой, бесконечной и бескрайней во всех направлениях.

 

Разделение, на мой взгляд, не является чисто условным, а обнаруживается даже и физически. Думаю, пояснения здесь не требуются, так как «всю вселенную» мы не видим и никогда не увидим. Вот здесь и грань между ними.

 

Размышляя над феноменом «разделения единого» (условно единого, ибо говорить о единстве применительно к чему-то бесконечному и безграничному можно только гипотетически) на такие функциональные элементы как время и пространство, неизбежно приходишь к выводу о том, что это разделение (время/пространство) не является универсальным, и что существуют такие проявления вселенной, для которых подобное разделение недействительно, или, проще говоря, просто отсутствует. Я имею в виду то, что не везде во вселенной есть время и пространство, не везде они «выделены» как нечто относительно самостоятельное по отношению друг к другу.

 

Следующим этапом стал очевидный вывод о том, что мы с вами, весь наш видимый мир, обитаем как раз в той «функциональной части» мироздания, где это разделение есть.

 

Отсюда вытекает и ещё один вывод: наше появление («из небытия»?) и это разделение "нашей" (видимой) вселенной на «части» могут быть взаимосвязаны.

 

Эта взаимосвязь выражается в том, что природа, условно говоря, впустила нас «внутрь самой себя», наделив сознанием, самосознанием и определённой мерой разума, разделив при этом для нас пространство и время. Такое разделение является и условием, и следствием, и, возможно, даже одной из причин самого факта нашего существования.

 

Иначе говоря, мы в силу своей природы получили «внутреннюю развёртку вселенной», в которой течёт время, имеется пространство, существует взаимодействие между «материальными» и «нематериальными» «объектами», появляется движение, последовательность «событий», возникает то, что мы называем причинно-следственными связями. Мы же, в свою очередь, разделили мир ещё и на «материальное» и «идеальное», не дав понятного определение ни тому, ни другому.

 

Масштабы пространства и времени заданы нам природой и обусловлены нашими объективными физическими характеристиками. Мы получили «прошлое» и «будущее», «далёкое» и «близкое», мы получили то, что мы называем «динамикой», «развитием», дополнили всё это своими представлениями о «прогрессе» и «регрессе», приписали природе «цели», «законы», «смысл» и тому подобное, то есть постепенно её «очеловечили», обустроили своё гнёздышко.

 

Разумеется, себя мы не забыли поставить в центр вселенной и определить как высшую цель «развития природы». Этому способствует и то обстоятельство, что внутри каждого из нас обосновался некий образ вселенной, который мы «натягиваем» и на саму вселенную, рассчитывая на то, что она будет ему соответствовать. Разумеется, наше «я» находится в центре этого внутреннего образа, а значит и в центре реальной вселенной.

 

Подхожу к центральному и наиболее принципиальному пункту своих рассуждений. Опыт подсказывает, что этот пункт более чем труден для восприятия, так как он противоречит всем нашим знаниям, представлениям и убеждениям. Эта трудность является очень странной и непонятной, но она в то же время почему-то ещё и непреодолима. Причину её почти абсолютной непреодолимости я пока так и не могу отыскать, как бы ни старался.

 

Вот он, этот пункт: мы обитаем в некоем «пространственно-временно̀м пузыре».

 

Что находится вокруг него? Вокруг него находится «вся остальная часть мироздания».

 

Как она выглядит? Для нас – никак. Она для нас абсолютно недоступна.

 

Как она выглядит «снаружи»? Для нас – никак. Для нас там «небытие» со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

Находится ли «там» кто-нибудь? Да. Там «находится» безмерное множество абсолютно разнообразных индивидов («субъектов», «носителей разума» и так далее), для каждого из которых имеется свой «пузырь» – хоть пространственно-временной со своими масштабами пространства-времени, хоть какой-либо иной, предусматривающий «разделение» мира на другие «функциональные части», а вовсе не обязательно на пространство и время.

 

На какие именно?

 

Число их разновидностей безмерно, нам они неведомы. Может быть, мы когда-то что-то о них узнаем, а может и нет. Нам для начала надо бы перестать копаться в кварках-квантах, искать и не находить «первичные кирпичики вселенной», в том числе условные, абстрактные, виртуальные и «чисто математические, модельные», и начать думать, начать пытаться осмыслить то, чем мы тут занимаемся, кто мы такие, зачем мы и что такое вселенная. А на это нам пока что не хватает ни времени, ни желания, то есть простой и обычной мотивации и исследовательского интереса.

 

Однако ж рано или поздно «осмысливаться» нам всё равно придётся, ведь мы давно уже знаем, что наш мир (хотя бы наша планета) не вечен, и даже Солнце когда-нибудь погаснет.

 

Плюсы и минусы введения понятия «пространственно-временно̀го пузыря»

 

1. Плюсы

 

Отмечу, что понятие «пространственно-временно̀го пузыря» как нашего фатального вместилища прекрасно совмещается с понятием антропосферы, к пределам которой, как ни странно, ещё ни разу не приблизился ни один из великих умов прошлого и настоящего, не говоря уже о выходе за эти пределы. Это грустно, печально, и в то же время непонятно.

 

Иначе говоря, эти понятия можно употреблять как синонимы.

 

Замечу здесь, что под антропосферой часто понимается нечто подобное «ментальной» сфере или «оболочке», «ноосфере» и так далее, то есть какому то абстрактному понятию, обозначающему границы разума, сознания и так далее. Я же хочу подчеркнуть, что понимаю под ней сугубо физическое, астрономическое пространственное образование, и именно по этой причине отождествляю антропосферу со своим «пространственно-временны̀м пузырём» (простите за корявый термин, когда-нибудь найду ему замену).

 

Осознание факта нашего обитания в «пузыре» даёт прекрасную возможность найти ответ на такой исключительно принципиальный вопрос, как вопрос о Творце. Лично меня давно занимает вопрос: что создал Творец – всю вселенную, или только нашу планету с «вращающимися вокруг неё» Солнцем, Луной и звёздами?

 

Церковь говорит нам, что Он создал всю вселенную. В то же время все теологические теории так или иначе возвращают нас из вселенной к нашей планете: рай у нас на небесах (то есть в видимой или более отдалённой части пространства), антропоморфный Господь (в вульгарном понимании) сидит на облаке, имея вполне человеческий облик. Ад у нас, конечно же, под землёй, а не на Сириусе. Черти в нём имеют антропоморфный облик, если не обращать внимания на хвосты и рога. Души на «том свете» имеют телесный и чисто человеческий облик (без уточнения возраста). У нас модно увлекаться рассказами о вечной душе и о её «реинкарнациях», – так эти реинкарнации тоже всегда связаны только с нашей планетой, а «прошлые жизни» не уходят дальше пары веков «назад», и всегда имеют все чисто человеческие бытовые атрибуты, в основном социогенного характера, то есть всё взято из обыденной жизни, из книжек или из сновидений.

 

Но если Господь создал всю вселенную, то почему тогда наши представления о «вечной жизни души» так жёстко привязаны только к Земле в её ближайшей истории?

 

Концепция «пузыря» даёт очень убедительный ответ на этот вопрос. Всё просто. Антропоморфный Творец действительно создал вселенную. Но не всю вселенную, а только нашу «антропосферу», за пределы которой мы не пытаемся проникнуть даже мысленно.

 

Мы даже и учёных заставили принять эту теологическую истину. Они уже нашли «момент времени», когда это всё было создано. И назвали акт творения «Большим взрывом». При этом не обратили внимания на глубочайшие противоречия такой теории самой себе. Об этом можно поговорить отдельно, если есть необходимость. Физики обидятся, но что с них возьмёшь, работа у них такая.

 

«Пузырь» приближает нас и к концепции эйнштейновского пространства-времени. Правда, Эйнштейн отождествил его со всей вселенной, не ограничившись наблюдаемым космосом. Но ему виднее.

 

Тот же «пузырь» позволяет оценить и вариации эйнштейновской теории. В частности, можно глянуть на него глазами Виллема де Ситтера, поигравшего с эйнштейновскими параметрами и предложившего вариант «круглой» вселенной, у которой по мере приближения к «краям» пространство и время постепенно «обнуляются», в результате чего становится понятным, почему мы никогда не доберёмся до «края вселенной» и почему звёздочки на самом краю «краснеют» (я намекаю на «красное смещение». Разумеется, пользуюсь и литературным приёмом гиперболы, то есть намеренно утрирую и упрощаю изложение взглядов де Ситтера).

 

То же самое мы можем наблюдать и в случае, если примем концепцию «пузыря», в котором мы заперты. Таким образом, взгляды де Ситтера вполне созвучны нашей концепции.

 

Замечу, что, касаясь «формы вселенной», нельзя не упомянуть весьма остроумное выражение нашего отечественного учёного А.Фридмана (который лично общался с А.Эйнштейном по переписке и даже смог его кое в чём переубедить). А выражение, которое он употребил по отношению к эйнштейновской модели вселенной, выглядит так: «цилиндрическая вселенная». Почему цилиндрическая? Очень просто: в «пространственно-временно̀м континууме» А.Эйнштейна пространство симметрично, то есть распространяется вверх-вниз, вперёд-назад и так далее одинаково, а время течёт только в одну сторону. Вот и получается цилиндр.

 

К числу плюсов нельзя не отнести и то обстоятельство, что становится объяснимой наша неистребимая привязанность к антропоцентризму и к позиционированию человека как цели и венца творения. Эта привязанность объективно обусловлена самими свойствами вселенной, которая формирует «пространственно-временну̀ю развёртку» для разума, обитающего в физическом теле, в данном случае – для нас. Без неё пространство и время просто «схлопнулись» бы в ноль, в «сингулярность», а значит и нас не было бы, и пронаблюдать всё это было бы некому. То есть мы к этому просто приговорены самой вселенной. Приговорены пожизненно.

 

Отмечу к слову, что «со стороны» наш «пузырь» вполне может выглядеть как «нулевая точка бесконечной плотности», то есть как сингулярность. Другой вопрос – возможно ли такое наблюдение «со стороны», ведь для этого «на стороне» тоже должно существовать пространство, в котором размещался бы «наблюдатель», отделённый от нашего «пузыря» и от нашей «внутренней вселенной». Но на эту тему мы можем только гадать, и не более.

 

Возникает вопрос: если допустить существование во вселенной и других таких «пузырей», то не могут ли они пересекаться? Моё мнение: и могут, и пересекаются, только обнаружить это принципиально невозможно (хотя кто его знает?). Это никакие не «параллельные вселенные», о которых любят порассуждать любители эзотерики и прочей мистики. Можно назвать это «другими мирами», так точнее. Но они действительно другие, неощутимые, и они не делят с нами «наше» пространство, оно у них вполне «своё», со своим течением времени, со своей топологией времени, со своими масштабами и времени, и пространства. Видят ли они наши звёзды? Ну, во-первых, нет гарантии того, что они вообще воспринимают электромагнитные излучения как видимый свет. Во-вторых, они в нашем понимании могут иметь мегамасштабные размеры, и для них наши звёзды с галактиками – как для нас элементарные частицы. А может быть и наоборот: мы для них мегавеликаны, а они для нас «нано-». Это непроверяемо. Для проверки надо умереть в «этом» мире и родиться в «том», но тогда наблюдатель не будет знать ничего об «этом». Одним словом, дело весьма забавное.

 

К плюсам гипотезы можно также отнести наличие у неё бессчётного количества проверяемых и доказуемых приложений и бесконечное множество следствий. О части из них я уже писал. Они реальны, измеримы, ощутимы, оспоримы с любой ортодоксальной точки зрения по её собственным параметрам, но так и должно быть. Если я прав, потому что я прав, значит по-другому и быть не может, потому что, с моей точки зрения, никаких других точек зрения не может быть. Логика, однако. Но другой у нас пока нет.

 

2. Минусы

 

Во-первых, конечно же, умозрительность. В оправдание замечу, что, по сути дела, все гипотезы умозрительны, на то они и гипотезы. Умозрительны также почти все философские теории и построения, как ни крути. Оттого они и сменяют друг друга, и конца этому круговороту не видно. Они изобретаются людьми и строятся на человеческом мировосприятии, полагающем данное восприятие универсальным и не позволяющим усомниться в этом. Однако есть и такое понятие, как раскрепощение сознания. Вот давайте и попытаемся раскрепоститься, «выйти за пределы себя», понять, что мир безгранично шире наших представлений о нём. Кстати, последнее всем известно и никем как будто бы не оспаривается, только забывается.

 

Во-вторых, отсутствие строгой «математической» определённости, выраженной в формулах. Однако данному аргументу противостоит контраргумент: нет определённости, зато есть вектор познания. Двигаясь по нему, найдём и «определённость».

 

В-третьих, кажущаяся парадоксальность и отсутствие опоры на непосредственный житейский опыт. Но вообще-то очень многие гипотезы, если не все, поначалу выглядят парадоксальными. Важно просто научиться преодолевать некоторые стереотипы, в особенности такие, которые сидят в нашем подсознании, будучи немотивированными, застрявшими там то ли по привычке, то ли вследствие феномена некритического восприятия общепринятых или наиболее дорогих сердцу и житейскому опыту мнений.

 

В-четвёртых, заведомое отторжение большинством в силу «дикости», «надуманности» и так далее, что иногда порождает сомнения в адекватности автора. По этому поводу могу сказать: то, что я излагаю (уже не впервые), – это только гипотеза. Может, вам приглянётся, может нет. Может, подтолкнёт к другим поискам и находкам и к желанию поделиться ими, может нет. Относительно своей мотивации замечу, что лично мною движет желание докопаться до истины, а путь этот очень и очень непрост, «конечная» истина как таковая, «в чистом виде», нам недоступна, и с этим тоже никто не спорит. Мы не можем познать вселенную полностью, для этого надо целиком вместить её в свою черепную коробку, а это невозможно. Вместить вселенную может только она сама, мы же можем искать и находить только какие-то её признаки, приметы и свойства разной степени обобщённости. Вот и ищем – идём то от частного к общему (от кварков-квантов к пониманию сути), то наоборот – от общего к частному: стараемся как можно глубже постигнуть смысл и суть, а от них переходить к деталям, если сумели понять их назначение.

 

Заключение

 

В целом же итог таков: имеется модель, или даже не модель, а «макет» вселенной вот такого вида:

 

«Антропосфера» (присуждённый нам навечно наш «пространственно-временно̀й пузырь», за который мы не можем вырваться ни физически, ни даже, как это ни странно, мысленно), – и вся «остальная часть вселенной».

 

Между ними – размытая граница. Бесконечно размытая физически, представляющая собой зону постепенного перехода от «нашего» времени к «нулевому» времени и от «нашего» пространства к «нулевому» пространству, то есть к его отсутствию и полному слиянию с временем. Там, за этой границей, нет ни пространства, ни времени в наших масштабах, но существуют пространства и времена «других миров», существуют и «другие миры» с другим разделением единого, - не только на пространство и время, а и на нечто совершенно иное, нам неведомое и такое, что нам не может быть ведомо.

 

Очень важное замечание

 

Полагаю вселенную всё же единой. А это означает, что:

 

- «наш мир», наша антропосфера вечно и всеобъемлюще пронизана «телом вселенной», её излучениями и «соками», её «законами» и ещё неведомо чем. Мы её творение, и мы не свободны от неё ни в малейшей степени;

 

- никакие наши «физические законы», даже «утверждённые» А.Эйнштейном или Аристотелем (Платоном, Сократом и так далее), не имеют никакой «юридической силы» для той части вселенной, которая нам недоступна. Это законы физического мира, физического в том понимании, которое сама вселенная установила для нас, «физических объектов». Остальная же «часть» вселенной вовсе не обязана быть «физическим или астрономическим объектом» с такими же, как у нас, параметрами. Там, выражаясь языком соцсетей, «всё другое». Более того, гарантий того, что даже внутри нашего «пузыря», «антропосферы», эти законы являются вечными и универсальными, тоже не существует. Тем более что впереди у нас ещё сотни тысяч новых «революционных» открытий с соответствующими инверсиями взглядов и убеждений.

 

Позволю себе ещё и одно частное высказывание, воспринимаемое пока что как кощунство: никакого фундаментального ограничителя скорости всех взаимодействий, тем более в форме скорости света, для вселенной не существует. И для нашего «пузыря» эта скорость тоже не является предельной. Подтвердить это утверждение могу пока только косвенно: бесконечным разнообразием и неисчерпаемостью вселенной и слабым обоснованием самих СТО и ОТО.

 

И последнее. Что делает с нами вселенная такого, что нам неизвестно? Первый ответ лежит на поверхности, его даёт наука: ничего. Мы сами делаем с ней что хотим, дайте только время, и «на Марсе будут яблони цвести». Второй ответ: из всех бесчисленных воздействий вселенной на природу и на нас мы знаем только электромагнитные излучения плюс ещё кое-что. Ну, скажем, то, что пространство-то, оказывается, кривое. А то, чего мы пока не знаем, мы скоро найдём. Покопаемся в квантах, и отыщем все остальные частицы, из которых она состоит и которыми она нас обстреливает. А они от нас отскакивают. По законам Ньютона. Третий: нам известна только мизерная часть того, что вообще доступно нашему пониманию и измерению. А недоступного неизмеримо больше. Часть неизвестных науке явлений нами (людьми) фиксируется, из них часть наукой просто отвергается как «бабушкины сказки», чтобы оставалась только идеальная картинка. К сожалению, отвергается не только «чертовщина», но и реальные, вполне доступные для исследования вещи – просто по привычке. Скажем, какие-нибудь шаровые молнии или «волны-убийцы», не говоря уже о каком-нибудь «целительстве» или «ясновидении». Это грустно. Но стереотипы всё равно ведь придётся ломать. Давайте же освежим свои мозги. Глянем на мир как на реальность, которая нас создала и от которой мы никуда не денемся.

 

Имею множество других не менее категоричных утверждений, касающихся устоев нынешней науки, часть из них я выкладывал. Они имеют гипотетический характер, но у меня есть вполне серьёзные аргументы в их защиту. Если у кого-то есть желание их обсудить, я к этому готов. Однако делать это в публичных комментариях совсем не хочется, ибо такие обсуждения имеют тенденцию превращаться в перепалку и во взаимный обмен негативными личностными характеристиками между оппонентами. А это скучно и давно уже набило оскомину.

 

Для обсуждения же и для дискуссий имеется, скажем, электронная почта.

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Старк

А мне макет вселенной представляется в луковице. (

Аватар пользователя Ксари

Самая отличительная форма рассуждений, которая выдает ПОПА с его поповской головой с ногами - это «Никто не может знать, но МНЕ точно известно»:

Вот он, этот пункт: мы обитаем в некоем «пространственно-временно̀м пузыре».

 

Что находится вокруг него? Вокруг него находится «вся остальная часть мироздания».

 

Как она выглядит? Для нас – никак. Она для нас абсолютно недоступна.

 

Как она выглядит «снаружи»? Для нас – никак. Для нас там «небытие» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Хотя больше похоже на типичное философское кокетство, наследуемое из религиозной практики!