Смысловое отношение
"Из сотни миров, из тысячи лиц и дней
я снова тебя одного без сомнений выберу.
Такие, как ты, словно солнце в душе усталой моей.
И смыслы сойдутся в точку в любимом имени".
Островская Анна Михайловна/Из интернета/
В моих рассуждениях о самом понятии и об эстетике понятия возникла необходимость философского обоснования термина "смысловые отношения", что и стало целью настоящей работы..
Многолетние размышления об одной из самых фундаментальных философских категории "отношение", пока не дали мне достаточно ясного и отчетливого её понимания. В декабре 2013 года я написал "Метафизический этюд "Отношение", с тех пор прочитал много книг и статей об этой категории, много думал, но отчетливого и полного её понимания пока нет. Проблема не в недостатке знаний, а наоборот в слишком большом количестве и разнообразии высказываний и суждений о такой очень сложной фундаментальной категории. В отношениях заключается суть движения, форм пространства и времени, связь причины и следствия, начала изменений, порядка, развития, жизни … и в этой всеобщности суть сложности понимания этой категории.
"Отношения" имеют отношение абсолютно ко всему, что существует и как существует.
Надеюсь, что размышления о смысловых отношениях и обсуждение этой работы позволят лучше понять и само отношение и связанные с ним такие же фундаментальные категории "смысл" и"цельное".
***
1. Смысл, как и всё существующее, обретает своё существование только в отношениях сущего в его существовании во множественном сущих.
2. Смысловыми отношениями будем называть отношения, в которых объектами отношения выступают два разных смысла.
3. Каждый смысл, как объект смыслового отношения сам существует в своём отношении некоторых сущих., как смысл такого цельного, которое образовалось в этом отношении и имеет его смысл.
4. В этих рассуждениях, определяется третья триада "цельное- смысл - отношение", кроме описанных мной ранее триад: "сущее-сущность - существование" и "речь-мышление-логика". (см. "Речь-мышление-логика"", в блоге на стр. 1.)
5. Триада "цельное- смысл - отношение" выражает отдельные/нераздельные аспекты в существовании всего существующего, абсолютно каждого отдельного элемента бытия до каких либо различений, кроме их отдельности во множественном сущих.
Триаду"цельное- смысл - отношение" можно назвать онтологической триадой, в которой раскрываются фундаментальные аспекты бытия всего сущего в его триадической цельности.
6. Говоря о цельном мы понимаем его смысл только в его отношениях, которые только и можем воспринимать. Другого способа восприятия просто не существует для нас.
7. Воспринимать что-то может только сторона отношения и только само это отношение, как то, что она воспринимает.
8. Основополагающим свойством каждой триады является тождественность всей триады с каждым её аспектом.
9. Не существует цельного без его смысла в его отношениях существования.
10. Не существует смысла без определённого цельного в его отношениях существования.
11. Не существует отношения без цельного, которое определяется этим отношением и придает смысл существования этому цельному.
12. Цельное называется, смысл понимается, а отношение воспринимается.
Если мы что-то называем, то мы называем цельное, если мы что-то понимаем, то понимаем смысл цельного в его отношениях, а если, что-то воспринимаем, то воспринимаем только отношение одного цельного к другому цельному, как одно цельное в смысле этого отношения.
13. Определение триады "цельное- смысл - отношение"объясняет особенности нашего понимания цельного в смысле его отношений и восприятие отношений в проявлении конкретной цельности, как понимания её смысла.
14. Достаточно хорошо изучены отношения материальных объектов в естественных науках, но как только рассматриваются отношения между идеальными объектами, то возникает множественность больших проблем понимания этих отношений. Во всей полноте существует такая проблема и для понимания смысловых отношений в сложности различения аспектов триады "цельное- смысл - отношение" для идеальных объектов.
15. Идеальные объекты существуют вне формальных ограничений пространства и времени, а наше привычное чувственное восприятие основано на этих ограничениях и только в умозрении сущности сущего у нас есть возможность выйти за такие границы.
16. Почему нам проще воспринимать и понимать отношения между материальными объектами и сложнее отношения между идеальными объектами?
- Чувственные восприятия одного материального объекта происходят сразу во всей полноте множественности этих восприятий, как данность одного цельного, в единстве его существования hic et nunc.
Совсем другое дело, это восприятие идеального объекта в свободной дискретной последовательности переключения внимания от одного его отношения к другому стремясь осознать их в смысле цельного, а значит и понять как отдельное цельное в структуре своих понятий.
17. Материальный объект дан нам в восприятии как цельность, а идеальный, для восприятия, требует ещё его осознания как цельного, умозрительного формирования его понятия не в данности, а в произвольной гипотезе его действительного существования как цельного.
18. Таким образом, восприятие материального и идеального объекта отличается только в форме данности, а именно: материальный объект очевидно дан как нечто цельное, а идеальный – познается как цельное в гипотезе его возможного существования.
19. Если конкретный материальный индивид очевиден в своей данности, то существование вида таких индивидов может быть и не совсем очевидным и требовать познания этого вида в познании различных индивидов из гипотезы существования соответствующего вида.
20. Каждый индивид имеет сущность своего вида, а все индивидуальные отличия – только преходящие акциденции в существовании индивида и не могут стать видовыми отличиями.
21. Совсем другое отношение между идеальным родом и его разнообразными идеальными видами, имеющими его родовую сущность и свою индивидуальную видовую сущность, отличную от сущности любого другого вида этого рода.
Смысловое отношение рода и его вида – иерархическое отношение определённого порядка во множественном сущего, определяющее идеальный объект - "иерархия" как вид порядка.
22. Порядок как смысловое отношение может быть в смысле, в форме, в пространстве, во времени, в содержании, в полноте, в структуре …
Примеры отношений порядка: иерархия, следование, ритм, гармония, симметрия и др.
Отношения порядка создают идеальный объект - порядок.
Рассуждения о порядке являются отдельной большой темой, которая не входит в цель данной работы.
Обратим только внимание, что наиболее систематично и последовательно исследованием порядка занимается математика.
23. Смысл не имеет очертаний и в этом подобен неограниченным бесконечным абстрактным математическим объектам, а значит и отношения между смыслами подобны отношениям между такими объектами.
Отношения двух или более смыслов образуют включения, объединения, однозначное или другое соответствие, исключения, пересечения, дополнения, соответствующие операциям из алгебры множеств.
Мне кажется, что математика является и "алгеброй смыслов", раскрывая суть смысловых отношений.
24. Если предположение про соответствие математики и "алгебры смыслов" имеет достаточное основание, тогда естественно будет понимать логику, в том числе и математическую, как вид смысловых отношений.
Например, логический принцип отрицания не имеет смысла для абстрактного объекта, который просто есть, вне факта его существования во множественном, вне его отношений и смысла. Подробнее см. мою статью "Логический принцип отрицание" в блоге на стр. 1.
25. В этой фундаментальной связи смысловых отношений с математикой и логикой заключается их основательность и универсальная связь с мышлением и пониманием в познании.
26. Разновидностью смысловых отношений являются символические и знаковые отношения.
Символ – это вещь, которая символизирует некоторую идею.
Знак – это вещь, которая означает другую вещь.
Проблема понимания символа в его отличии от знака заключается в том, что идея может быть осуществлена в вещи, а значит, символ символизируя идею может восприниматься и как знак конкретной вещи или вида вещей, в которых воплотилась эта идея.
Символ существует как символ, пока он осмысливается идеей, а знак формально отсылает к смыслу означаемой вещи.
Существует большой корпус разнообразной философской литературы по исследованию символов и знаков и их роли в познании. Скажем только, что познание исходит от поверхностного восприятия выражения формы до умозрительной глубины смысла содержания этой формы цельного во множественном смысловых отношений.
***
В итоге этих рассуждений, исходя из очевидного утверждения "Мир – это всё, что мы понимаем". Значит словом "мир" обозначается понятие, смысл объекта которого понимается каждым из нас как нечто одно цельное, определённое имеющее в себе всё, что воспринимает каждый человек. При этом, воспринимается не только органами чувств, но и умозрительно, интуитивно, в представлениях и фантазиях, в идеях и мыслях, во всей полноте переживания своей жизни hic et nunc.
Каждое отдельное восприятие в переживании жизни является цельным, имеющий свой конкретный смысл. Множественность таких отдельных смыслов и всё их разнообразие содержится в одном смысле мира. в их смысловых отношениях между собой, в смысле этой жизни.
Комментарии
...! - а чего они это так эти ваши смыслы вдруг взялись вступать в отношения? - они вон вами определены разными, а по статусу смыслы ведь самодостаточные - или они у вас не до конца такие, вот мол и решили пообщаться?...
Простой пример. Есть смысл у понятия "электронная" и у понятия "книга", а новый смысл понятия "электронная книга" порождается в смысловом отношении этих исходных понятий.
ЕС
Ну это вам "электронная" и "книга" запросто дает "электронную книгу", а многим это образование махровая эклектика - им скажем вернее по сути будет скажем "экранная информация" или ещё что подобное...
Извините, но еще проще объяснить я не могу.
берегите себя, а то сами понимаете... - совсем думать перестанете... (((
Спасибо, учту.
Какой смысл во всей этой бессмыслице пронумерованной?
Вы чего вообще хотели? Когда увидите свои желания, тогда и поймете смысл Вашей бессмыслицы.
Смысл всегда в желаниях, а не в отношениях смыслов.
Вы хотите всё запихать в триады? А Вам это зачем? Вы будете счастливы, если всё запихается в триады? Это как-то избавит Вас от мании триадной? Это решит какие-то Ваши реальные проблемы?
Вы чего хотите?
Обратите внимание: часто бессмысленным воспринимается то, что противоречит уже существующему индивидуальному мировоззрению или не хватает знаний для понимания, или то, что просто неспособен понять или нет желания понимать.
Нет. И причем здесь восприятие? - Бессмысленным является то, диспут о котором не имеет конца, т.е. просто говорильня без, хоть какой-нибудь, ПОЛЬЗЫ.
------------------------------
По этому поводу мне хочется получить ответ на вопрос: В чем состоит польза Ваших с Борчиковым и Грачевым "исследований"?
Спасибо, Евгений Петрович, всё понятно, Ваши взгляды на категорию "смысл" мне хорошо известны. Ваш комментарий можно отнести и к Вашим диспутам на ФШ о смысле. Ответ на Ваш вопрос в моём предыдущем комментарии.
ЕС
Евгений Силаев, 15 Январь, 2018 - 11:12, ссылка
Ну и в каком классе (по Вашей классификации) Вы разместили меня?
Или сразу во всех? (Чё напрягаться то?)
У меня есть возможность анализировать Ваши комментарии, но не причины Вашего понимания или непонимания.
Что Вы думаете о структуре смысла?
Спасибо.
Уважаемый Павел!
Размышляя о категории "смысл", читая высказывания философов у меня сложилось предварительное понимание смысла как простой идеальной сущности, как света уразумения, освещающего все существующее, как суть всеобщего отношения существования множественного в отдельности его элементов, которая раскрывается в триаде "цельное-смысл-отношение".
ЕС
Уважаемый Евгений!
Я правильно понял, что в Вашей философской системе отсутствует понятие "структура смысла"?
Спасибо.
Простое не имеет структуры.
Вашу мысль понял.
Спасибо.
Евгений Силаев, 19 Январь, 2018 - 11:20, ссылка
А, следовательно, смысл - есть отпредикатное существительное (полезное (какое?) - польза-смысл (Что?), на манер - "синевы" (синее (какое?) - синева (Что?)),
И уверяю Вас, что все и всякое "сущее" (существительное), не имеющее структуры, всегда являются отпредикатным существительным и для них всегда необходим носитель (сущее), т.е. являющее себя эти предикатом.
Ув. Евгений Петрович, Вы правы, действительно, смысл всегда отнесен к сущему в его отношениях существования. Но учтите, что смысл не существует вне триады "цельное-смысл-отношение", а в этой триаде есть аспект "цельное" как сущее и "отношение" в смысле существования этой триады.
ЕС