ЕЩЁ РАЗ О ЛОГИЧЕСКОЙ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ)
ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ИСТИНЫ
Вопрос об истине всегда был и остается весьма дискуссионным. Разнообразие концепций здесь давно стало соразмерным количеству авторов, так или иначе обращающихся к этой проблеме. Анализировать существующее тут многообразие взглядов не имеет смысла, поскольку за их вербальной неоднозначностью, на самом деле, скрывается одно и то же ошибочное представление, согласно которому истина когерентна исключительно объективности. При этом фактическая неразрывность последней с субъективностью либо просто игнорируется и, таким образом, элиминируется из содержания истины, либо, если сделать этого в полной мере не удается, объясняется, как правило, некорректностью или неполнотой познавательной ситуации. Однако такой подход (к сожалению, весьма распространенный) не согласуется с основным вопросом философии, определяющим гносеологическую предметность как объектно-субъектное отношение, из которого, следовательно, может быть извлечено только противоречивое знание. То есть, знание, которое по самой природе своего происхождения неизбежно диалектично, являясь единством противоположностей – объективного и субъективного.
Безусловно, задача познания всегда заключается в том, чтобы добытые знания максимально соответствовали объективной действительности. Однако сама действительность (не только в целом, но в каждом отдельно взятом объекте) бесконечна, и, стало быть, бесконечен также и процесс её познания. Ввиду этого истина суть не просто процесс, а процесс бесконечный, что неизбежно накладывает на любое знание печать относительности, сводящейся, в конечном счете, к относительности к субъекту, к его ограниченным, т.е. конечным, гносеологическим возможностям. Между прочим, относительностью именно к субъекту, и это нетрудно показать, являются все известные формы естественнонаучной относительности – к скорости, к системе отсчета, к прибору и т.д.
Разумеется, истина, понимаемая только как бесконечность, предельно абстрактна. Но ведь таков (предельно абстрактен) сам предмет – объективная реальность. Восхождение от абстрактного к конкретному здесь напрямую связано с ограничением (конечностью) познавательной задачи, параметры которой задаются не только объектом, но и субъектом. Отсюда истина, опять-таки с неизбежностью определяется как противоречие, как бесконечная конечность, или конечная бесконечность.
Что касается связи с внешним миром, то любая истина, в известной мере, конечно же, объективна и в этой же мере – абсолютна.. С учетом же выше указанной неотъемлемости момента субъективности в любом познавательном результате, истина, с этой стороны, определяется как субъективированная объективность (объективированная субъективность), или, что тоже, относительная абсолютность (абсолютная относительность).
Логический анализ истины, разумеется, был бы не полным без уточнения роли практики. Принятое в диамате определение последней, как основы познания и критерия истины, хотя и не вызывает принципиального возражения, однако требует существенной корректировки, а именно: включения в этот критерий субъективной составляющей. Без этого практика, понимаемая только как объект, абстрактна, или созерцательна, на что, кстати, указывал и Маркс в первом тезисе о Фейербахе. К сожалению, высказанная там мысль классика в официальном диамате была похерена и заменена упрощенной ленинской трактовкой практики, автоматически вытекающей из его объективистского догматизма. В этом вопросе Ленин, по существу, перепутал причину и следствие, утверждая, что истинность тех или иных положений науки определяется не тем, что они приносят успех в опыте, практической деятельности (точка зрения эмпириокритицизма, прагматизма), а их абстрактным соответствием (неизвестно откуда взявшемся) объективной реальности. Между тем, очевидно, что соответствие мысли объекту может проявляться, выявляться и доказываться (проверяться) как раз только в опыте, через опыт, через положительные результаты практической (субъективной) деятельности.
Правда, иногда Ленин, вопреки слепой приверженности к материализму, довольно близко подходил к осознанию неразрывности в познании объективного и субъективного, бесконечного и конечного. Например: «Логика есть учение о познании. Есть теория познания…Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей полностью… , он может лишь приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы; научную картину мира и т.д. и т.п.» (Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. Собр. Соч., т.29 с.163-164). И ещё: «Идея (читай, познание человека) есть совпадение (согласие) понятия и объективности («общее»). Это – во-1х. Во-2х, идея есть отношение для себя сущей (= якобы самостоятельной) субъективности (= человека) к отличной (от этой идеи) объективности… Субъективность есть стремление уничтожить это отделение (идеи от объекта)…
Идея имеет в себе и сильнейшее противоречие, покой (для мышления человека) состоит в твердости и уверенности, с которой он вечно создает (это противоречие мысли с объектом) и вечно преодолевает его… Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту» (там же, с.177).
Приведенные соображения вполне корректно отнести и к практике, ибо она так же неотделима от субъективности, являясь, в сущности, высшей формой объектно-субъектного отношения, или, что одно и то же, диалектической противоречивости. Это позволяет утверждать, что абсолютно объективного критерия истины не может быть в принципе. На любом знании неотвратимо лежит печать относительности к субъекту, и ни какая практика не в состоянии устранить данное обстоятельство.
В общественно-политической сфере это просто очевидно: здесь вообще повсюду царит субъективизм, обусловленный интересами государств, классов, социальных групп и кланов. Не является тут исключением и общественно-историческая наука, апологетическую сущность которой нет необходимости доказывать.
Сложнее дело обстоит в естествознании, где практика и эксперимент, казалось бы, не должны быть отягощены никакой субъективностью. Однако это не так. И в этой области всё, в последнем счете, подчинено объектно-субъектной диалектике. Я уже обращал внимание на то, что все известные формы естественнонаучной относительности сводятся к субъектной относительности. Кроме того, естественные науки, как и общественные, так же не свободны от позиций определенных школ и направлений, от авторитаризма и прочих форм субъективности, что отмечалось уже в «идолах» Ф,Бэкона.
О.Суворов.
.
Комментарии
Ув. Олег, для философа невозможность различать истину + профессиональная непригодность, как для музыканта отсутствие музыкального слуха.
ЕС
Ув. Евгений, нельзя ли прояснить и конкретизировать этот тезис?
Вот цитата.
"В 1931 году австриец Курт Гёдель сконструировал истинное арифметическое высказывание, которое, как он доказал, нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то есть нельзя вывести дедуктивным путем из аксиом арифметики ни само это высказывание, ни его отрицание. Уже одного этого примера было бы достаточно, чтобы разрушить восходящее к Лейбницу и Декарту мнение, будто множество выводимых формул совпадает с множеством истинных формул. Но оставалась надежда, что выводимость лишь на немного меньше истинности, что недоказуемыми являются только экзотические формулы гёделевского типа, в которых зашифрованы утверждения, относящиеся к самим этим формулам. Но через пять лет был получен значительно более сильный результат — польский математик Тарский доказал, что само понятие истинности логически невыразимо. Это означает, что посылать дедуктивный метод на поиски истины — то же самое, что сказать ему: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Теорема Тарского, включающая в себя теорему Гёделя как частное следствие, наталкивает на мысль, что различие между истинностью и выводимостью довольно значительно. Но установить, насколько оно велико, удалось только сравнительно недавно, после многолетней совместной работы математиков многих стран, регулярно обменивавшихся промежуточными результатами. Все математические формулы были вначале разбиты на классы сложности, причем таким образом, что они расширялись, то есть в каждом следующем классе имелись не только все формулы предыдущего класса, но и некоторые новые. Значит, тут при поднятии верхней границы сложности количество формул реально возрастает. Затем было показано, что множество выводимых формул целиком содержится в нулевом классе. И, наконец, доказано, что множество истинных формул не помещаются даже в тот предельный класс, который получается при стремлении показателя сложности к бесконечности. Известный математик Ю. Манин так прокомментировал эту ситуацию- «Выводимость находится на нижней ступеньке бесконечной лестницы, а истинность располагается где-то над всей лестницей». В общем, расстояние от выводимости до истинности настолько громадно, что, говоря в целом, ролью строгой логики в деле познания можно просто пренебречь. Похоже, она нужна лишь для придания результату общепонятной и убедительной формы, а механизм получения результата совсем иной. Недаром от математиков нередко можно услышать фразу: сначала я понял, что эта теорема верна, а потом начал думать, как бы ее доказать".
В.Н. Тростников / Научна ли научная картина мира?/
Ув. Евгений, мне кажется приведенная выдержка лишь дополнительно подтверждает противоречивость истины, т.е. её объектно-субъектный характер.
Если истина противоречива, то нет мышления, нет науки, нет философии ... нет человека.
Вы выразили позицию формальной логики. Я же выражал позицию диалектической логики.
В этом, как говорят в Одессе, есть большая разница.
Спасибо, понятно.
Олегу Суворову: ну как эта объектно-субъектная разница отражается в процессах обеспечения жизни людей в капиталистических условиях, то это можно увидеть у Маркса в Разделе 4 "Товарный фетишизм и его тайна" - в Гл.1 в Т.1 "Капитала", см. на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-01.html#c1.4 .
/«Логика есть учение о познании (1) ...Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту (2)» (там же, с.177)/.
Из посылок (1) и (2) следует, что логика есть учение о вечном, бесконечном приближении мышления к объекту. Вывод спорный из-за сомнительности посылки (1), ибо логика, в первую очередь, это учение о правильных рассуждениях в процессе познания, а не о самом познании. Это первое соображение о противоречии в истине.
--
Вывод может быть спорным лишь с позиции формальной логики, которой Вы до сих пор и придерживаетесь даже тогда, когда используете словосочетание "диалектическая логика".
С позиций формальной логики вывод может быть либо истинный, либо ложный. А спорный - означает, что возможны два взаимно исключающих взгляда. И каждый считает, что именно за ним истина.
А это уже ситуация диалектическая, которая требует разрешения противоречия в динамике совместного рассуждения по поднятому вопросу.
Мой довод такой, логика - это теория правильных рассуждений в процессе познания, а не учение о самом познании. По существу этот довод Вами не рассмотрен.
--
Это что-то новенькое... Мне всегда думалось, что, в соответствии с законом противоречия формальной логики, вывод может быть только один -- либо истинный, либо ложный.
В остальном же Вы просто по-прежнему зациклены на этимологии древнего значения "диалектика" -- вести полемику, в споре рождается истина и т.д. И не хотите понять, что как ни крути это значение,, оно никогда не выйдет за пределы формальной логики. Здесь требуется прорыв гегелевского масштаба, и Ленин, в сущности, совершил этот прорыв, заявив, что не нужно трёх слов -- диалектика, логика и теория познания -- это одно и то же.
/в соответствии с законом противоречия формальной логики, вывод может быть только один -- либо истинный, либо ложный./
Верно. "либо истинный, либо ложный".
Разве мною сказано что-то другое?
/В остальном же Вы просто по-прежнему зациклены на этимологии древнего значения "диалектика" -- вести полемику, в споре рождается истина и т.д. И не хотите понять, что как ни крути это значение,, оно никогда не выйдет за пределы формальной логики. Здесь требуется прорыв гегелевского масштаба, и Ленин, в сущности, совершил этот прорыв, заявив, что не нужно трёх слов -- диалектика, логика и теория познания -- это одно и то же./
Мы с Вами расходимся по двум темам:
1. Логика.
2. Диалектика.
По пункту 1.
Моя позиция: Логика, она о рассуждениях по поводу чего-либо.
Ваша позиция: Неверно, что логика о рассуждениях.
По пункту 2.
Моя позиция: В обычных рассуждениях есть диалектика.
Ваша позиция: Неверно, что в рассуждениях есть диалектика.
--
Да, в вашем контексте заложен другой смысл, а именно, что формальная логика, якобы, допускает одновременно два противоречащих суждения -- истинное и ложное. Судя по всему, это просто неточность выражения, однако, что сказано, то сказано, и я не мог не обратить внимание.
Что касается наших расхождений, то тут Вы опять всё сводите к формализму. Формальная логика -- это действительно логика рассуждений, и я полностью с этим согласен. Но у меня-то речь идёт о диалектической логике, которая принципиально не является логикой суждений, а представляет собой логику науки, содержанием которой являются отнюдь не правила взаимосвязи посылок и вывода из них, а взаимоотношение объективного и субъективного, отображаемого и отраженного, т.е. закономерности самого процесса познания.
Скажите, пожалуйста. На каком основании заключаете, что диалектическая логика не может быть логикой рассуждений и, тем более, принципиально?
--
На том основании, М.П., что соотношение суждений и выводов из них, т.е. сфера силлогизмом, оторванная от реального процесса познания (диалектической логики), является исключительно предметом формальной логики.
Логикой называют соотношение суждений и выводов из них, а также соотношение суждений и вопросов, оценок и императивов. Всё это, как Вы справедливо утверждаете, оторвано от реального процесса познания.
Реальный процесс познания - это предмет гносеологии (гносеология - теория познания). Поэтому скорее "диалектическая гносеология", а не логика.
Причём здесь диалектическая логика? Зачем Вам теорию познания называть вторым именем - диалектической логикой, когда у теории познания есть своё название "гносеология"? Довольно уже того, что гносеологию путают с эпистемологией. Или путаница и смешивание несовместимого - это необходимый компонент реального процесса познания?
--
Какие данные, добытые естественными науками, дали вам возможность утверждать, что действительность бесконечна?
Впрочем, могу подбросить дровишек в ваш костерчик, т.к. любой научный эксперимент имеет свой план, исследователь априорно предполагает набор значащих физических величин и их диапазон, подлежащий фиксации, измерению, подбирая соответствующие научные приборы. Кроме того, при обработке результатов научного эксперимента, исследователь руководствуется какой-то априорной концепцией, и с ее позиций и интерпретирует полученные экспериментальные данные. Например, всем физикам известно, что скорость света в вакууме - константа, поэтому все полученные результаты обрабатываются именно под влиянием этого, то есть выводится некое среднее арифметическое из полученных нетождественных результатов, которое и называется измеренной скоростью света. Между тем, полученный результат можно интерпретировать совсем по другому, в то смысле, что скорость света в вакууме находится в узком диапазоне, распределяясь симметрично относительно т.н. измеренной скорости света. такая интерпретация - с позиций физиков ересь, но она с объективной точки зрения не менее правомерна, чем общепринятая. Но коль такая интерпретация имеет не меньше прав на существование, то вполне допустимо ее развить, выдвинув гипотезу, что на самом деле скорость света в вакууме - не константа, а переменная, причем в виду отсутствия физических законов, ограничивающих такой диапазон скорости света какими-то рамками, вполне можно предположить, что эта скорость может принимать любые значения вообще. А факт установленного в эксперименте диапазона значений скорости света в вакууме можно интерпретировать как ограничения возможностей самого экспериментатора существовать, как биологический организм, при значениях скорости света за пределами экспериментально установленного диапазона.
Следовательно, субъективность в естествознании может возникать и из-за физической невозможности Человека существовать при иных физических условиях.
Хороший вопрос! Можно было бы ответить, не прибегая ни к каким научным данным, по-гегелевски просто: мир нигде не заколочен досками. Однако и любое научное доказательство бесконечности существующей действительности будет не лучше, поскольку на нём неизбежно будет лежать печать субъективности, т.е. конечности,-- в том смысле, что нельзя объять необъятного.
И где же хороший ответ? Какая-то мутная отписка про заколоченного досками Гегеля на ответ вообще не тянет. К тому же утверждали про бесконечность именно вы, а за ответом почему-то посылаете к Гегелю. Не солидно.
Без комментариев.
Тема очень важная. Но "отцы" и "классики" диалектики только дают подсказки. Надо копать глубже с учетом накопленного знания и проблем как в фундаментальном знании (математика, физика, космология), так и в самой философии, прежде всего онтологии и философии сознания (т.н. "трудная проблема сознания" по Чалмерсу).
Верно, ключевое слово "процесс" плюс необходима более глубокая диалектика в духе Кузанца - "совпадение противоположностей".
"Истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике").
Проблема истины есть проблема обоснования математики ("фундаментального знания). С "формулами" до нее не докопаешься. Формула есть всегда "вырезка" из бытия Универсума как целостного порождающего процесса.
Путь поиска решение проблемы обоснования дал С.К.Черепанов в статье "Обоснование математики: новый взгляд на проблему": «Приходится констатировать, что в концептуальном плане данная проблема, по существу, не осмыслена» и «...эти программы были неадекватными по своему замыслу.» С.К.Черепанов ставит вопрос: «как возможно обоснование математики?» и задает курс ее решения:
«...построить модель регулярного процесса, который не может зациклиться и все время приводит к возникновению нового и нового.» (статья есть в сети но. уже к сожалению, без рисунков).
Но С.К.Черепанов так и не вышел на сущностный символ, репрезентирующий диалектико- онтологический базис знания - рамку, каркас, основание. С его "числовым" подходом к решению проблемы нельзя согласиться. Здесь проблема филососфки обоснованной "Общей теории чисел". Такой сейчас нет.
См. В.Рогожин "Обоснование математики - вечная проблема?"
http://philosophystorm.ru/vladimir_rogozhin/4843
"Онтологический базис знания: рамка, каркас, основание"
http://philosophystorm.ru/ontologicheskii-bazis-znaniya-ramka-karkas-osnovanie
Там же и узреете нарисованный символ "онтологического базиса знания" и его наименование (но нарисовать Вы должны его сами).
П.А. Флоренский о символе: “...органически живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого” / Флоренский П.А. Эмпирея и Эмпирия // Оправдание космоса. СПб. РХГИ. 1994.
В дополнение и развитие важной темы и Ваших исследований.
Уважаемый Олег! Из Вашей работы "Диалектика как логика и теория познания"
Согласен, очень важный вывод. Но главное, в чем причина неудачи Гегеля?
Я где встречал в текстах, что Гегель пытался нарисовать и обосновать сущностно свою "триаду", но не получилось. Вы где-то встречали описание этих поисков в конце жизни Гегеля?
Здесь согласен с Вами. Проблема в том, что Егор Федорович, при всем уважении, "вогнал" все в понятия. Его система не конструктивная. Поэтому и математики и физики обходят ее стороной...
С Вами согласен.
Здесь, я полагаю, коренная обосновательная онто-гносеологическая ошибка:
Понятие ничто необходимо раскрыть более конкретно и конструктивно. Во времена Гегеля не было еще тех проблем, которые стояли перед современной физикой , космологией, математикой. Необходимо искать онто-гносеологический "ступор".
Здесь не согласен. Есть такое предльно конструктивное понятие и аксиома из Традиции- суперэкстркмальная онтологическая Аксиома " В Начале Был Логос... / Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος...", где Логос понимается как "Закон законов" или "метазакон". Кстати Ли Смолин в своей работе "Возрожденное время" говорит именно о "метазаконе". Кстати в словаре древне-греческого Дворецкого "логос" имеет 34 гнезда значений.
Согласен, но понятий мало. чтобы "схватить" предметность и конкретность диалектики матушки Природы.
Согласен. Глубокий и конструктивный вывод.
Отличный вывод. Но нужно понятие, а точнее первопонятие. а на его основе конструируется сущностная (онтогносеологическая) структура.
Но конструирование сущностной протоструктуры требует конкретизации на каждом шагу. Три категории - это только одна из важных сторон 9шагов) метода онтологического конструирования протоструктуры.
Здесь не согласен с учетом предшествующих триад и выводов. Здесь у Вас цепочка триад и только на третьей триаде проявляется ключевой концепт для онто-гносеологического конструирования - "закон". Я полагаю, что это ошибка еще сохраняющегося "линейного" мышления и недостаточная критичность к наследию Гегеля. ваги рассуждения, самые первые уже подразумевают законосообразность. вспомним диалектику "логоса и эйдоса" у Лосева. Эйдос надо вводить на первом этапе рассуждений. Т.е. эйдос логоса ="закона законов".
Согласен полностью.
Здесь не согласен. Мера есть качественное количество. Оно требует сущностной конкретизации. Какое количество только и может быть качественным ("нести" в себе качество)?- "Три" и только "три".
Согласен. Очень важный вывод.
Я полагаю, что определение истины должно быть более объемным (как эйдос), всеобъемлющим (понятийно), диалектическим (структурным).
Этот вывод - результат исключения эйдоса из диалектики.
Олегу Суворову: но тот же Гегель, раскрывая в "Философии права" суть такого ничто как право (и которое однозначно не может быть трансформировано в некое нечто), так отразил процесс "развивающегося познания" - "Теории противопоставляют себя существующему и претендуют на то, чтобы самими по себе являться правильными и необходимыми. Поэтому теперь возникает особая потребность познать и постигнуть мысли, лежащие в основе права. Поскольку мысль возвысилась до существенной формы, надо стремиться понять и право как мысль. Может показаться, что понимание права как мысли открывает путь к случайным мнениям, однако истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. Понятие предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это еще не делает его художником.Так же дело обстоит и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно, лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше мышление должно быть научным". Ну и где по Вашему в вышеприведенном имеется ошибка Гегеля при определении процесса "развивающегося познания" и, в частности, сути предмета права?
Не понял. Что Вам конкретно не нравится? Процитируйте.
Олегу Суворову: в плане того, как у Гегеля в "Философии права" отражен процесс поиска сущности понятия (в частности, предмета права).
Я же не касался этого вопроса. По существу, вполне согласен с Гегелем.
Владимир, Вы затронули целый ряд важных вопросов, по которым, конечно же, существуют разные точки зрения, и это естественно. Вместе с этим, я весьма признателен Вам за столь скрупулезный разбор моей статьи. При ближайшем просмотре у меня возникло лишь одно, но принципиальное возражение. С моей точки зрения, которая, как мне представляется, совпадает с гегелевской, диалектика, вместе с основанной на ней диалектической логикой, когерентна исключительно процессу познания. То есть, я сторонник гносеологического подхода к диалектике и, соответственно, противник экстраполяции её на объективную реальность. Словом, я против онтологического подхода к этой проблеме. Для меня бытие, взятое само по себе, пустая абстракция, кантовская "вещь в себе", конкретизация которой возможна лишь через её отношение к субъекту познания. При этом познание всё же идёт от субъекта, от его сознания, как активной стороне, к материи, а не наоборот. Этим я вовсе не хочу сказать, что сознание первично, но я не могу принять и противоположного решения этого вопроса, потому что основные гносеологические противоположности находятся в состоянии взаимодействия, в котором вопрос о "первичности-вторичности" просто бессмыслен.
Олег! Проблемы в естествознании - физика, математика, космология (на них я указал в параллельной Вашей июльской теме), а также в глобальном социуме (тотальный "кризис понимания" в фундаментальной науке и обществе) подталкивают "мать всех наук", Философию рассматривать в целом современный кризис как онто-гносео-аксиологический кризис познания.
Кстати, в другой теме "НЕРАЗРЫВНОСТЬ ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА КАК ПРЕОДОЛЕНИЕ ОНТОЛОГИЗМА И ГНОСЕОЛОГИЗМА" Вы делаете такой примирительный вывод:
0
Остается добавить аксиологию, чтобы был абсолютно целостный подход для преодоления кризиса понимания в науке и обществе.
Владимир, согласен.
Владимир Ильич,
Этого сделать не получится, потому что "ничто" не имеет денотата. Всякое раскрытие будет недоказуемым голословным мнением, не более того.
Вот структуру самого понятия как такового раскрыть не мешало бы. А то Гегель взял готовое классическое представление о диалектике и дальше раскрывать его структуру не стал.
Впрочем ему этого и не надо было, потому что он ограничился движением понятия от общего до объективного. Но мышление - это не только восхождение от абстрактного к конкретному в одном и том же понятии, но в основном переход от одного понятия к другому. Нам же важно не то, что тигр всамделишный, а то, чего теперь делать-то.
"Ничто" в моей системе - состояние абсолютного (безусловного) покоя материи, или "линейное" состояние материи. Репрезентант - "декартов ящик".
Владимиру Рогожину: ну и чем тогда по Вашему является существенная форма мысли о праве (или правовых законов, которые по Гегелю "от людей")? И которую Гегель считал необходимо познавать через познание понятия предмета, а не мнения о нем?
Конструктивная мысль должна "плясать от печки". У "права" и Природы одно первоначало "В Начале был Логос..." / Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος...", где "логос" - "закон законов", "первозакон". "метазакон".
Это интересно, но я говорил о системе Гегеля. Не думаю, что он догадывался о вашей, потому что у него нету ничто декартова ящика.
Так Егор Федорович поэтому, к сожалению, так и не смог нарисовать свою диалектическую "триаду"...
"Истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей" (А.Зенкин "Научная конттреволюция в математике")
Да нет. Триаду "общее - частное - единичное" он довольно ясно нарисовал с помощью субстанции и акциденций.
Но, помнится, диалектической триадой вы называли у Гегеля "бытие - ничто - становление". Но это же и есть тот самый рисунок образования понятия в метафизических терминах. Какого ещё полотна вы от него ждали? Знал бы он нейрофизиологию, нарисовал бы в терминах нейрон, аксон и дендриты. Ну не знал, что ж тут поделаешь.
И где же рисунок - простой детский рисунок. Опять шифрование бытия...
Кстати, у меня как у энергетика, "субстанция" сразу ассоциируется с "подстанцией" . А какова же конструкция "станции"7 Так где же простой детский рисунок "О-Ч-Е" у Егора Федоровича?
Опять в терминах - шифрование бытия. Преодолеть тотальный кризис понимания - дать базисный эдос бытия (образ-идею), символ. Гегель не смог его нарисовать и сущностно обосновать.
Проблема и у нейрофизиологов - они требуют у философов новую парадигму познания - К.В.Анохин: Когнитивные вычисления на основе нейронных гиперсетей
https://www.youtube.com/watch?v=EXAzpc5XEiA
У Гегеля субстанция обнимает собой акциденции. Таким образом она может быть качественно разной - общей, частной или единичной, - в зависимости от сиюминутной своей акциденции. Ну а для детей: "Николай" - понятие общее, "Николай Васильевич" - частное, "Николай Васильевич Гоголь" - единичное. Но вообще-то Гегель писал не для детей.
Субстанция - это сущность соединённая с бытиём. У Гегеля вроде так. А вы как прочли? Ну или приведите пример шифрования, чтобы я понял ваши трудности.
Концепцию нейронных сетей я не считаю продуктивной, поэтому смотреть Анохина, извините, не буду.
У меня трудностей уже нет. Трудности у Чалмерса ("трудная проблема сознания"). Я преодолел "сверхтрудности" и свою модель первоначала Универсума как порождающего процесса нарисовал и сущностно обосновал (метод онтологического конструирования).
Естественно трудности с рисунком были у Гегеля - у него не было той информации, которой теперь владеем мы, благодаря углублению науки в материю. Но наука уперлась" - в понимание материи, природы фундаментальных констант, информации, времени, сознания.
Теперь же я прошу и Вас представить в эйдосе (символе) "эту сущность соединенную с бытием." "Истина должна быть нарисована..." (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике").
Очень жаль,что не посмотрели Анохина.
Володя, передайте А.Зенкину - он понятие об истине не имеет. И (просьба у меня такая), по факту его ответа, своими словами уже - пропишите его ответ тут. Ок?!
Владимир Ильич,
Посмотрел. Спасибо, что настояли. Я почему-то решил, что это какой-то другой Анохин. Этот толковый, вы правы.
Но всё же моего отрицательного отношения к нейронным сетям он не развеял.
Во-первых, он апеллирует к бредовой теории Хомского.
Во-вторых, хвастает объяснением комбинаторного взрыва, которого логика всеми силами бежит, а он наоборот объясняет.
В-третьих, у него действуют не нейроны, а агрегаты. Это как действия людей объяснять действиями наций. Я привык наоборот. В общем, понятийных кружев у докладчика в избытке. Правда, рисунки тоже есть. Но дела они не спасают.
Важно, что он указал на проблемы. которые стоят перед нейронаукой и поставил задачу перед философией о необходимости новой парадигмы для решения стоящих не только перед нейронаукой проблем.
Да, эта часть возражений не вызывает. Полезный обзор положения дел в когнитивной отрасли.
Владимир Ильич,
Извините, за Анохиным пропустил эту вашу просьбу:
Сущность - то, что не меняется и поэтому не существует само по себе. Бытие - существование. Субстанция - сущность в одной из форм существования.
Например, человек - это наша сущность. Самого по себе человека не бывает, по крайней мере Диоген не нашёл. А мы с вами уже субстанции получаемся.
Так же и с понятием. Самого по себе его не бывает, потому что мысль, если верить Пармениду, всегда о чём-то. А соединённое с этим чем-то, логическое понятие соответствует метафизической субстанции.
Как думаете, примет такой рисунок Зенкин или ему маслом надо?
bravoseven-y: но по Гегелю истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета.
Виктор,
Истина от мнения отличается логическим содержанием. Истина от мнения не отличается логической формой. Понятие - это логическая форма. Вы противопоставляете форму (понятие) содержанию (истине). Это как противопоставить круглое кислому. Давайте форму сравнивать с формой, а содержание с содержанием. Тогда наша беседа будет захватывающе интересна не только нам с вами.
bravoseven-y: но ведь Гегель ведет речь не о форме и о содержании некого предмета, а о такой существенной форме, как истинная мысль.
Виктор,
Ещё раз. Истина - это не форма. Формы мысли: понятие, суждение, умозаключение и метод. Истина - это содержание.
Прежде обсуждения книжки хорошо бы её прочесть.
Вот опять философский "грех" с "бородой" - вогнать мысль в понятие. Логос" и "эйдос" должны работать вместе, помогая друг другу. "С чем-то" - есть эйдос. И выведите за скобки "субстанцию". Тут должна работать остро отточенная "бритва Оккама" - не плодить сущности без необходимости.
Александр Александрович Зенкин ((09.07.1937 - 22.02.2006) такое представление", я полагаю, не одобрил бы. http://www.raai.org/about/persons/zenkin/
Владимир Ильич,
Это не грех. Это азы. И. Кант. Логика. 1800 г.: "Познание посредством понятий есть мышление (cognitio discursiva)".
Её Гегель ввёл. Мне выводить не по чину. Это только докторам по кафедре химической технологии позволено, потому что из всех специалистов лишь они одни не подобны флюсу (К. Прутков. Плоды раздумья. 1851 г.) То есть, бесподобны.
Квантовая механика намекает, что любая локализованная, оформленная, мыслимая и наблюдаемая "истина" есть вероятностный выбор наблюдателя, и не только не может точно отображать полную, но принципиально недоступную сознанию реальность, но и вообще, это зависит от настройки системы наблюдения. Если раньше считалось, что это вопрос точности оформления, осмысления, то КМ говорит - это принципиально невозможно. Одни условия наблюдения - получишь корпускулярное представление об истине, другие - волновые представления. Как-то так. :)
Слово истина имеет несколько значений
истина в значении закона как повторяемого эксперимента
истина в значении откровенного знания подтвердить которое невозможно ввиду того что оно получено через откровение. А поскольку все люди разные то проверить никак нельзя. Если не можем подтвердить то откуда мы знаем что оно истинно? Оно истинно только для его получившего. Для других это вера.
Более этого ничего не вижу.
Истина в любом виде и значении, в конечном счете, относительна к субъекту. Поэтому вполне корректно определить относительность к субъекту как всеобщий гносеологический принцип.
Перед началом дискуссии чтоб решить задачу строим условия:
1. надо определить цель
2. должен быть одинаковый понятийный аппарат
3. относительно чего строим измерения.
иначе бесконечные блуждания в метафизике
Флаг Вам в руки. Вперед!
я решил эту задачу. но с точки зрения реальности, а не философии. поэтому от публикации на этом форуме воздержусь иначе получается офтопик.
Да, истина объективна и она отражает сущность вещи. Истина отражает законы, закономерности, процессы.
Примеры истин - периодический закон, генетический код, блаженны нищие духом, древо познания добра и зла и т.д.
Истину нельзя познать без интуиции. Она является определяющей в познании истины.
Истина делится на относительную и абсолютную. Об этом хорошо сказано в БСЭ,
Федя, истина не делится, она едина в своей внутренней противоречивости, содержит в себе одновременно и момент абсолютности (объективности), и момент относительности (субъективности).
Ну да, сама по себе истина абсолютна. Но для познающего она разделяется методологически на относительную и абсолютную. Относительная - часть истины, когда кое-что стало известно, но не всё. Абсолютная - когда познана окончательно, со всеми связями и отношениями и проверена практикой. Пример классический - Периодический закон элементов. Менделеев ведь не сразу его познал. Если вы делали открытия в науке, то понять не трудно.
Аналогичный процесс и в религии. Мой пример: В процессе познания истины древа познания добра и зла мне было ясно, что такое познание зла. Но добро никак не вписывалось. И лишь потом я дошел окончательно до полной, абсолютной истины. То, что имел Моисей ввиду в Бытии Библии.
Что вы подразумеваете под внутренней противоречивостью? Примеры.
Именно то, что сказал: истина одновременно и абсолютна (объективна), и относительна (субъективна). Разве это для Вас не противоречие?
Ну да. Противоречие имеется в познании истины. О чем указал Кант и истина "за семью печатями" из Откровения Иоанна. Это хорошо на форуме видно. Истину нельзя познать рационально - чистым разумом. Также имеется 7 препятствий на пути познания истины. 7 печатей.
Сама же истина не имеет противоречий. Все истины есть части одной целой Истины. Все научные законы подчиняются Основному закону Вселенной - Дхарме.