30 .07.2016 представил доклад Онтологический базис знания: рамка, каркас, основание / The ontological basis of knowledge: framework, carcass, foundation на Международном конгрессе-2016 "Фундаментальные проблемы естествознания и техники", проходивший в Санкт-Петербурге с 25 по 30 июля 2016 года.
Аннотация. Фундаментальная наука переживает кризис понимания (К.Копейкин), кризис интерпретации и репрезентации (Т.Романовская), неприятности с физикой (Ли Смолин), утрату определенности (М.Клайн). Решение проблемы сущностного обоснования знания («базификации» как установление сущностных рамки, каркаса и основания) требует переосмысления основных категорий фундаментального знания, прежде всего категорий «материя», «пространство, «время», переосмысления всей диалектико-онтологической линии от Гераклита до Лосева. Миропонимание есть пространствопонимание (П.Флоренский). Построение онтологического базиса фундаментального знания (каркаса, рамки, основания) проводится на основе метода онтологического конструирования, экстремальных онтологических супераксиомы и суперпринципа, тотальной диалектико-онтологической унификации материи в духе Платона («кормилица», «восприемница», то, из чего рождаются все формы) по всем уровням бытия Универсума как целостного порождающего процесса. Итог конструирования онтологического базиса знания - абсолютная порождающая (материнская) структура, которая выводит на «схватывание» (понимание) сущностной структуры пространства и его сущностной мерности, понимание природы времени и информации как поливалентных феноменов онтологической (структурной, космической) памяти - меры бытия целого, «души материи», ядра, смыслового аттрактора концептуальной структуры Универсума Информационной эпохи.
Повторяем: миропонимание – пространствопонимание.
П..Флоренский [1]
Фундаментальная наука переживает глубинный кризис понимания [2], кризис интерпретации и репрезентации [3], неприятности с физикой [4], тотальную утрату определенности [5]. В математике процесс «утраты определенности» начался с открытием неевклидовых геометрий и длится уже более 100 лет. Начало кризиса – «научная контрреволюция в математике» конца 19-го века[6] с последующей эпопеей безуспешного обоснования математики в первой половине 20-го века.[7]. Г.Вейль в 1946 году подводит печальный итог: "Сейчас мы менее чем когда-либо, уверены в первичных основаниях математики и логики. Мы переживаем свой «кризис» подобно тому, как переживают его все и вся в современном мире.» [5] Уже в начале 21-го века, как отмечает математик Ю.А.Неретин «Ситуация в математике и математической физике последних 10-15 лет быстро становится всё более зловещей…В частности, наступил кризис способности (и желания!) математиков понимать друг друга.» [8]
В физике «утрата определенности» происходила также постепенно, в течение примерно ста лет, с начала исследования феномена электромагнетизма. Пик эпохи «утраты определенности» в физике - «струнная» эпопея. [4,9] Физика «уперлась» в понимание сущностной структуры материи и пространства, природы «законов природы», фундаментальных констант, времени, информации, сознания. Сегодня физики, отвергнув установку отца-основателя эпохи механицистского мейнстрима «Физика, бойся метафизики!» вынуждены делать крутой метафизический поворот. [10] Решение проблемы обоснования фундаментального знания («базификации» как установление сущностных рамки, каркаса и основания) требует самого глубокого переосмысления базисных категорий: «материя», «пространство, «время», диалектики «материального» и «идеального». Это требует переосмысления всей диалектико-онтологической линии, начиная от Гераклита и особенно - диалектики «совпадения противоположностей», «совпадения максимума и минимума» Н.Кузанского.
Построение онтологического базиса фундаментального знания проводится на основе метода онтологического конструирования, экстремальных онтологических супераксиомы и суперпринципа, тотальной диалектико-онтологической унификации материи в духе Платона («кормилица», «восприемница», материя есть то, из чего рождаются все формы) по всем уровням бытия Универсума как целостного порождающего процесса.
В эссе «Парадигма части» VS «Парадигма целого»… Абсолютная порождающая структура, участвовавшем в международном конкурсе «Института фундаментальных вопросов» (FQXi, США, 2012) было проанализированы эволюция взглядов на пространство в физике. [11] Как отметил Г.Гутнер,. понимание есть событие «схватывания структуры». [12] Проблема «схватывания» структуры пространства – ключевая в преодолении современного кризиса понимания в фундаментальной науке. С открытия «неевклидовых геометрий» начинается сущностно необоснованный перенос формализма математических пространств в физику без глубинного осмысления их онтологического статуса, без привязки категории «пространство» к материи, ее экстремальным (предельным, абсолютным, безусловным) состояниям. Физики вслед за математиками вводили дополнительные размерности без прояснения онтологического статуса размерности как качества(структуры) пространства. [13]
Сегодня в физике представлены «безумные» идеи пространства: «кривого», «косого», «флуктуирующего», «расширяющегося», «торообразного».[14] Ответственность за эту «гносеологическую вакханалию». несет «царица и служанка наук» - математика. Так как именно математика намерена «закрыть физику»[15] , то и спрос за кризис понимания с нее.
Шестая проблема Д. Гильберта - «Математическое изложение аксиом физики», представленная в докладе на II Международном конгрессе математиков, развивает общую концепцию об аксиоматическом обосновании не только математики, но и аксиоматическое построение физического знания. Он считал возможным «привести все физические постоянные к математическим константам» и «сделать из физики науку такого рода, как геометрия.» [16]
А. Сухотин, анализируя программы обоснования математики, приходит к выводу: «Обзор классических направлений (логицизм, интуиционизм и конструктивизм, формалистское течение) и современных подходов (аксиоматический и теоретико-категориальный) показывает, что проблема философского обоснования такова, что она постоянно остается проблемой и, очевидно, таковой и в дальнейшем.»[7] С таким выводом нельзя согласиться. Это означает, по сути, отказ от поиска истины.
Анализируя итоги обосновательной эпопеи в математике, С.Черепанов делает иной вывод: «Приходится констатировать, что в концептуальном плане данная проблема, по существу, не осмыслена» и «эти программы были неадекватными по своему замыслу.» [17] С.Черепанов ставит вопрос: «как возможно обоснование математики?» и задает курс ее решения: «построить модель регулярного процесса, который не может зациклиться и все время приводит к возникновению нового и нового.» Таким образом, нам необходимо решить задачу построения единой онтологической (сущностной, абсолютной) порождающей структуры Универсума как целостного процесса порождения структур. По аналогии с Н.Бурбаки – это значит построить «материнскую суперструктуру» - «La Structure mère»[18], по Д.Гроссу – «общую рамочную структуру»[19], как единого онтологического базиса фундаментального знания – математики и физики.
Основные идеи и концепты для конструирования единого онтологического базиса фундаментального знания: супераксиома, суперпринцип, «совпадение противоположностей» и «совпадение максимума и минимума» (Н.Кузанский), понятийно-фигурный синтез (И.Кант), диалектическая триада (Г.В.Ф.Гегель), «материнские (порождающие) структуры» - «les structures mère» (Н.Бурбаки), «cogito, ergo sum» (Р.Декарт), «логос», «эйдос», «материя», «пространство», «состояние», «процесс», онтологический «небесный треугольник» (Платон), «точка с зародышем вектора» (Э.Картан), «экзистениал-экстремум», «сток-исток», «предельный переход», «приращение», «форма», «сущносить», «структура», «инвариант», «топос», «мера как качественное количество», «тектон», «путь» - «дао», «символ». Каждый математический объект проходит процедуру онтологической (сущностной) интерпретации – онтологической интерпретации (базификации). Метод построения - онтологическое конструирование.
Принцип онтологического конструирования (суперэкстремальный принцип) подсказывает Природа и Традиция – это «принцип триединости» («принцип справедливости» или соразмерности). В «Логике троичности» физик Б. Раушенбах отметил: «триединость пронизывает всю Природу». Он выводит "математическую модель триединости"– вектор, "имеющим начало в ортогональной системе декартовых координат".[20] Но концепт "вектор" Борис Викторович .Раушенбах не связал с фундаментальным понятием физики – «состояние», а также с фундаментальной диалектической триадой: - абсолютными (безусловными) формами существования материи (абсолютными состояниями): абсолютным покоем, абсолютным движением, абсолютным становлением, которые устанавливают сущностные (онтологические) границы фундаментального знания. В итоге его модель не репрезентирует глубинную диалектику «материи» и «пространства», «эйдоса» и «логоса», суперэкстремальную диалектику «3 в 1». Онтологический принцип триединости – первичный, он фундирует все остальные онтологические, гносеологические, методологические и аксиологические принципы фундаментального знания: соответствия, простоты, каузальности, симметрии, антропный,
Аксиома онтологического конструирования (суперэкстремальная аксиома) как высшее абсолютное основоположение Традиции: "В Начале Был Логос …", на древне-греческом Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος…, где "Логос" понимается как "закон законов" или "мета-закон".".[21] Его геометрическая репрезентация – онтологический "небесный треугольник" Платона («∆-дельта») как прототектон (первоорганизующий), "квалитативный квант". Вершины "дельты" – это точки-места (греч. .topoi) совпадения максимумов и минимумов предельных (абсолютных) состояний материи (экзистенциал–экстремумы), симметричные относительно порождающего центра - источника абсолютных состояний материи, каждое из которых имеет свой путь.
Символ, построенный на основе принципа триединости – три центрированных непересекающиеся инварианта "небесного треугольника", репрезентирующие три абсолютных состояния материи и их разные пути. есть символ искомой «La Structure mère» (Абсолютной порождающей структуры), синтетический эйдос сущностного базиса Универсума. Абсолютная порождающая структура (суперструктура, «общая рамочная структура», «отсутствующая» по У.Эко[22]) есть сущностное единство «материнских (порождающих) структур» фундаментального знания. Символ «La Structure mère»: математический объект «9-вершинная звезда» [23], «звезда справедливости» - онтотопологическая модель предельно простого процесса порождения абсолютной сложности, структура «вечно сущего» («времени до начала времен»). Линейная разверстка «символа справедливости» дает «формулу справедливости» (формула тождества ипостасей сущностного базиса), репрезентирующая онтологические «горизонталь» (основание) Универсума как целостного порождающего процесса:
≡∆≡∆≡∆≡
Онтологическое (абсолютное) пространство есть экстремальные (предельные, безусловные) значения абсолютных состояний материи: линейного состояния (абсолютный континуум)+вихревого (абсолютный дискретуум) + волно-вихревого (абсолютный дис-континуум) = «базисное онтологическое поле». Его геометрические репрезентанты: «куб»+ «сфера»+ «цилиндр» конституируют абсолютную (естественную) систему координат Универсума как целостного процесса, его онтологический каркас. Триединое (абсолютное) пространство имеет три гносеологических меры и 9 измерений: три «линейных»+три «вихревых»+ три «волновых».
Таким образом, метод онтологического конструирования сущностного эйдоса «идеи идей» (сущностной структуры «вечно сущего»), выводит на единый онтологический базис – основание, рамку и каркас фундаментального знания, на парадигму Универсума как целого. («парадигму понимания»), которая должна прийти на помощь «парадигме части», господствующей в мейнстримовской фундаментальной науке, переживающей кризис понимания.
Выводы: 1) Абсолютная порождающая (материнская) структура выводит на суперконцепт - онтологическую (структурную, космическую) память - меру бытия Универсума как целого, качественное количество экстремальных (предельных, абсолютных) форм существования материи (абсолютных состояний) [24].Материя есть то, из чего рождаются все формы, онтологическая (структурная, космическая) память есть то, что все сохраняет и развивает (др. гр. «нус»). 2) Информация и время - поливалентные феномены онтологической (структурной, космической) памяти, фундирующие качественно-количественную определенность (мерность), смысловую целостность Универсума («цикличность», «иерархичность», «горизонталь», «вертикаль»). 3) Онтологическая (структурная. космическая) память – ядро, смысловой аттрактор концептуальной структуры мира Информационной эпохи. 4) Абсолютная порождающая структура фундирует построение всеобъемлющей модели «осознающей себя Вселенной», задачу построения которой поставил математик и философ В.В.Налимов. [25]. 5) В фундаментальную физику необходимо дополнительно вводить Онтологический стандарт обоснования знания наряду с Эмпирическим стандартом обоснования. 6) Абсолютная порождающая (материнская) структура – семантическая основа для созидания «векторной теории всего».
Ссылки
[1] Флоренский П.А. Значение пространственности // Флоренский П.А. История и филосо- фия искусства. – М.: Мысль, 2000
[2] Копейкин К.В. «Души» атомов и «атомы» души: Вольфганг Эрнст Паули, Карл Густав Юнг и «три великих проблемы физики» / «Успехи физических наук» http://ufn.ru/tribune/trib151208.pdf
[3] Романовская Т.Б. Современная физика и современное искусство-параллели стиля / Физика в системе культуры. М.: ИФРАН, 1996.
[4] Смолин Ли "Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует" http://www.rodon.org/sl/nsfvtsunichzes/
[5] Клайн Морис. Математика. Утрата определенности. —М.: Римис, 2007
[6] А.А.Зенкин «Научная контрреволюция в математике» http://www.mmonline.ru/articles/1863/
[7] Сухотин А.К. Философия математики. Томск, 2004
[8] Неретин Ю.А. «Метод вторичного квантования» Березина. Взгляд 40 лет спустя.. 2009
http://www.mat.univie.ac.at/~neretin/zhelobenko/berezin.pdf
[9] Карло Ровелли Наука - это не о достоверности: философия физики http://www.physics-online.ru/PaperLogos/15586/15586.pdf
[10] Научный журнал «Метафизика» (РУДН) под редакцией д.ф.-м.н. Ю.С.Владимирова (2011-2016) http://lib.rudn.ru/35
[11] В. И.Рогожин «Парадигма части» VS «Парадигма целого»… Абсолютная попрождающая структура http://ideabank46.livejournal.com/
[12] Гутнер Г. Онтология математического дискурса http://teneta.rinet.ru/rus/ge/gutner_ontology_of_mathematic.htm
[13] Спасков А.Н., Трофименко А.П., Баранов А.В. Концепция многомерности и критерий размерности пространственно-временных многообразий
http://old.philos.msu.ru/fac/dep/scient/confdpt/2007/theses/spaskov3.pdf
[14] Злоказов В.Б. Пространство и время в физике и математике
http://vfc.org.ru/rus/events/conferences/philmath2009/members/
[15] Механик А. Уравнение злого духа // Интервью с Л..Фаддевым. Эксперт № 29 (570), 2007
[16] Гильберт Д. Избранные труды: в 2 т. // Под ред. А. Н. Паршина. — М.: Факториал, 1998
[17] Черепанов С.К. Обоснование математики: новый взгляд на проблему http://www.portalus.ru/modules/philosophy/print.php?subaction=showfull&id=1108806708&archive=0213&start_from=&ucat=1&
[18] Бурбаки Н. Архитектура математики // Бурбаки Н. Очерки по истории математики / М.: ИЛ, 1963
[19] Оганесян Тигран «Из чего состоит пространство-время». Интервью с Д.Гроссом /Журнал «Эксперт» http://expert.ru/expert/2013/06/iz-chego-sostoit-prostranstvo-vremya/
[20] Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы философии, № 3, 1993
[21] Ли Смолин Возрожденное время: От кризиса в физике к будущему Вселенной http://samlib.ru/a/artamonow_j_a/smolin1.shtml
[22] Умберто Эко. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — М.: Симпозиум, 2006
[23] Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса. М., 1993
[24] В.Рогожин Возвращение Логоса: Онтологическая память → Информация → Время / It from Δ-Logit http://ideabank46.livejournal.com/
[25] Налимов В.В. Осознающая себя Вселенная. Астрономия и современная картина мира. —М.:ИФРАН, 1996
Комментарии
"Решение проблемы сущностного обоснования знания («базификации» как установление сущностных рамки, каркаса и основания) требует переосмысления основных категорий фундаментального знания, прежде всего категорий «материя», «пространство, «время», переосмысления всей диалектико-онтологической линии от Гераклита до Лосева".
С учетом НЕМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ пределов обозначенных автором (от Гераклита до ЭКЛЕКТИКА Лосева) Нобелевскому комитету можно спать спокойно. Из этого эклектико-схоластического роЯ не выйдет ни ... чего путного.
Само требование переосмысления основных категорий "материя", "пространство", "время" говорит о том, что философстующая публика ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТ о чем судачит. Это подтверждается тем фактом, что среди перечисленных категорий отсутствует "ДВИЖЕНИЕ", т.е. никуда, ничего не движется.
Оперирование НЕОДНОЗНАЧНЫМИ терминами и понятиями является СИСТЕМНЫМ НЕДОСТАТКОМ всех разглагольствований автора. Чтобы скрыть пустоту рассуждений используют заумные термины "супераксиома", "суперпринцип" и прочая БУТАФОРИЯ!!!
Более детальный разбор этого словесного винегрета совершенно бессмысленен.
Большое спасибо. Степан, за глубокую критику концепции и ее продвижение в философском пространстве.
"Повторяем: миропонимание - пространствопонимание" (Павел Флоренский).
Начинаю знакомиться с Вашей системой и Вашим подходом к решению проблемы обоснования математики (знания).
хочу обратить Ваше внимание на то, что существует два принципиально отличных движения, например:
- движение капель дождя,
- движение рукой.
Эти два движения отличаются тем, что движение рукой осмысленно и всегда преследует цель.
Очень ценное замечание. В моей конструкции онтологического базиса ("начала") оно учтено. Более того-оно основополагающее: "векторность" диалектического порождающего первопроцесса Универсума.
Да, векторность. И молекулярная биология раскрыла смысл векторности, который состоит в том, что векторность направлена на репликацию молекулы ДНК. На порождение новой молекулы ДНК за счет внешней энергии и внешнего вещества и на смерть старой молекулы ДНК.
Спасибо за ценный комментарий!
плюс ИНФОРМАЦИИ как феномен ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ (СТРУКТУРНОЙ, КОСМИЧЕСКОЙ) ПАМЯТИ.
кто Транценденталисту, прежде чем встревать в дискуссию, следует научиться различать "движение" в философском смысле и движение КОНКРЕТНЫХ видов объективной реальности, т.е. капель дождя и руки.
У меня "движение" в философском смысле. Более того движение по спирали от низшего к высшему.
Метафизики понимают движение по кругу, т.е. повторение одного и того же от сотворения мира всевышним. (без развития).
Таким образом, вы со своими каплями дождя на уровне плинтуса.
На ФШ есть очень ценное правило, позволяющее в мирную беседу двух философов вклиниться третьему, что иногда позволяет заключить истину внутри треугольника.
Что касается Ваших:
То это кто как понимает, некоторые понимают движение по ломаной линии. Но в философском смысле это движение наблюдаемой формы, потому что материя это ненаблюдаемые килограммы, и если бы они не были связаны с формой формулой Аристотеля вещь=материя+форма, то наблюдать за ними было бы невозможно.
Спасибо за ценный комментарий. Мне были бы интересна также Ваша конструктивная критика моего метода построения онтологического базиса знания.
Владимиру. Кстати, а что есть метод построения НЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО базиса знания???
А по какому ЛОГИЧЕСКИ обоснованному признаку их различать: онтологический и НЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ базис знаний???
Существует базис знаний, который в свою очередь вмещает в себя два видовых понятия: базис онтологический и неонтологический. По какому признаку различать одного Федота от другого???
Аргументы плиZ!
Уважаемый Степан! Вот Вы сконструируйте "НЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ базис" и мы сравним с моим онтологическим.
Владимир. Нет уж, любезный, вы вышли на люди со своим онтологическим базисом знаний, вы и отстреливайтесь от колючих вопросов оппонентов. Успехов!
Степан! У Вас родилась идея "НЕОНТОЛОГИЧЕСКОГО базиса знания". Возможно она и конструктивная. Так Вы и попробуйте его сконструировать. В моей системе "неонтология" отсутствует.
Владимир. ВСЁ познается в сравнении!!! Думаю не будете отрицать сей гносеологический принцип. Если есть белое, то будет и черное, иначе как понять что белое есть белое, а не, допустим, синее. Если есть отличник, то будет и двоечник, ибо как понять что это отличник.
Аналогично с вашей базой и с другими "открытиями", с которыми на ФШ вылазят дворовые философы. Каждый с блеском описывает свое "открытие", не давая для сравнения противоположный объект, т.е. не с чем сравнивать, чтобы понять истинно это "открытие" или ложно. Поэтому все начинают гадать на песке....
Из вашего ответа видно, что вы самопроверкой вашей системы не задавались.
Ситуация с вашей системой понятна. Вопросов нет.
Спасибо, Степан, за комментарии и продвижение темы.
Вот Вы недавний участник, но лучше не нарушать Правила. Успехов! Но лучше работать открытым миру.
Боюсь, что моя критика будет слишком самонадеянной и радикальной. Ваша статья «Онтологический базис знания: рамка, каркас, основание» это гипотеза о природе сознания построенная методом метафизического самоанализа с использованием идей других философов полученных этим же методом самоанализа. Так как философам недоступна та структура в организме человека которая несет сознание, то это единственный метод, который используют философы для изучения сознания. При этом философы, описывая созданную свою новую структуру сознания, используют новую терминологию. Так поступили и Вы. Мне кажется что Ваша структура является продвинутой по сравнению с существующими (например со структурой предложенной Болдачевым или Борчиковым), но я точно знаю, что метод самоанализа достиг насыщения и с его помощью невозможно обнаружить сознание в организме человека. Для меня представляет интерес поиск сознания в стуктуре организма человека. Ваша структура сознания удовлетворительно согласуется с моими молекулярными представлениями.
Борис! Большое спасибо за Ваш комментарий!
Но вы почему-то ничего не сказали про основные идеи - вариант онтологии и диалектики Природы как непрерывного, целостного процесса порождения структур (материально-идеальных): триединство абсолютного покоя материи +абсолютного движения + абсолютного становления, а соответственно иное видение пространства - триединое (онтологическое, абсолютное) пространство 9-ти измерений: три линейных + три вихревых+ 3 волновых. А также вашу критику по центральному концепту, сущностному ядру, метаноумену Природы - онтологической (структурной, космической) памяти. Раскритикуйте, пожалуйста.
"Повторяем: миропонимание - пространствопонимание" (Павел Флоренский)
Сущностная структура сознания у меня абсолютно тождественна сущностной структуре Природы ("что наверху, то и внизу").
Владимиру "Раскритикуйте, пожалуйста".
Предложение не ко мне, но я всё же вставлю свою диаматовскую точку зрения. Представьте сидит группа интеллектуалов и спорят о количестве чертей, которые могут поместиться на кончике иглы. Другими словами, идет СХОЛАСТИЧЕСКИЙ чисто абстрактный спор о мифах. Потом один из спорящих обратился ко мне с предложением: "раскритикуйте, пожалуйста".
Встречный вопрос, а в чем предмет критики??? Пустые (вымышленные) абстракции типа "метаноумена"??? "Вечный двигатель" может быть предметом критики??? А русалки могут быть предметом критики????
Если нет МАТЕРИАЛЬНОГО предмета критики, то и критика является такой же (пустословной), как и мифические черти, пляшущие на кончике иглы!!!
Собрались трансценденталист и схоласт, т.е. НЕМАТЕРИАЛИСТЫ и спорят. О чем???
Тайна сия велика есть, диамату не понять!!!
Степан! Впечатление. что Вы не читаете пост.
Первое понятие в моей системе "материя" в ее Платоновском понимании. Взгляд абсолютно диалектический: идеи всех диалектиков суммирую, но прежде всего Кузанского - "совпадение противоположностей", а именно абсолютных, т.е. безусловных, предельных состояний материи.
Вам не понятен "метаноумен". Почитайте в Википедии, что есть "ноумен" и что значит приставка "мета" в философском понятии в современной интерпретации.
Так, что надо еще разобраться, достаточно ли Вы глубокий "диаматовец", уважаемый Степан!
Владимир. Впечатление о нечитании - ложное. Нюанс в том, что до сер. 19 века, диалектика была ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ. Высшего своего развития она достигла в трудах Гегеля. ВСЁ было хорошо у Гегеля, за исключением отправной точки построения его системы. Так как при его жизни закон сохранения энергии еще не был доказан, то он совершенно ЛОГИЧНО считал, что согласно его мыслям и сознанию перестраивается реальность.
Это выглядело очень убедительно, так как все знают, что сначала человек что-то задумывает, а потом делает. То есть, Идея предшествует материи. Очень закономерно получилось у Гегеля. Эта прекраснодушная картина продолжалась до ДОКАЗАТЕЛЬСТВА закона сохранения энергии, после которого стала очевидной ВЕЧНОСТЬ и БЕСКОНЕЧНОСТЬ материи и вторичность сознания/духа.
Тогда класики диамата поставили УТОЧНЯЮЩИЙ вопрос: А какие МАТЕРИАЛЬНЫЕ (социально-экономические) условия ПРЕДШЕСТВУЮТ появлению определенных человеческих замыслов и планом. То есть, заглянули ЗА МЫСЛИ человека, какие предпосылки их породили??? Мысль о еде возникает ввиду пустоты желудка и человек начинает планировать поиски/добычи пищи. НИКАК НЕ НАОБОРОТ!!!
Таким образом, классики ПЕРЕВЕРНУЛИ гегелевскую диалектику на материалистические ноги.
Резюмируем. Диалектику и её законы надо брать не у Коли Кузанского, если вы уж захотели на нее опереться, а у Гегеля, как высшую ее ДОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ форму. Аналогично и с прочими понятиями древнегреческой философии. Надо всегда помнить, что это было время когда Землю считали плоской и лежащей на трех китах/слонах.
Такая вот материалистическая "фигня", форумчане.
P.S.Если читать Вики через ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ "очки", то получается одно понимание/восприятие, а если читать через МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ "очки", то - другое. Для вас ноумен имеет какой-то смысл, а спозиции диамата - пустышка средневековая.
А можете привести из повседневной жизни пример проявления закона единства и борьбы противоположностей???
Степан! Первая часть комментария не конструктивна. Я предпочитаю, как инженер, конструктивное мышление и строю онто-диалектическую модель Природы на основе идеи "совпадения противоположностей" Кузанца. Егор Федорович распял свою триаду "на треножнике", но нарисовать ее так и не смог. Физикам же нужны конструкты, а не вечное плетение диалектических понятийных кружев из "бытия" и "ничто".
В моей системе нет "борьбы противоположностей", а только конструктивный диалог двух вполне конкретных сущностных противоположностей - абсолютного покоя материи (линейное состояние)и абсолютного движения (вихревое состояние). В Природе их можно наблюдать повсюду - и на небе и на Земле, например, посадив виноградную косточку в землю https://www.youtube.com/watch?v=aMTxA5Jnt9I
Владимиру. "В моей системе нет "борьбы противоположностей", а только конструктивный диалог двух вполне конкретных сущностных противоположностей - абсолютного покоя материи (линейное состояние)и абсолютного движения (вихревое состояние)".
Сей ВЫМЫСЕЛ находится за пределами диамата и поэтому тут нечего комментировать. Достаточно отметить лишь один АБСУРД об абсолютном покое материи, которого НИКОГДА не было и быть не может.
Бывайте.
Уважаемый Степан! Большое спасибо за глубокие комментарии и продвижение темы! Успехов в развитии "диамата".
Владимир Рогожин, 26 Ноябрь, 2016 - 13:13, ссылка
Центральной Вашей идеей является идея «Универсума как целостного порождающего процесса». Здесь дано новое понимание универсума. В классической философии универсум понимается как структура, в Вашем понимании универсум это эволюция структуры. Ваши усилия направлены на описание этой эволюции. Эта эволюция подчинена метаноумену Природы - онтологической (структурной, космической) памяти. При этом природа понимается как процесс порождения структур (материально-идеальных). То есть природа как эволюционирующий метаноумен, порождающий память и идею.
Менее понятным для меня является Ваше «триединство абсолютного покоя материи +абсолютного движения + абсолютного становления, а соответственно иное видение пространства - триединое (онтологическое, абсолютное) пространство 9-ти измерений: три линейных + три вихревых+ 3 волновых».
Понятно что Ваш универсум рождает сознание «Сущностная структура сознания у меня абсолютно тождественна сущностной структуре Природы ("что наверху, то и внизу")», однако этого мало для понимания сущности сознания. Ведь Ваш универсум это структура состоящая из двух процессов: - внешнего процесса, порождающего внешний мир, и внутреннего процесса в организме субъекта, порождающего осознание этого внешнего мира. Однако процесс порождения универсумом сознания остается тайной
Совершенно точно, Борис! Эти идеи идут в развитие идей Н.Уайтхеда:
«Природа есть структура развёртывающихся процессов. Реальность есть процесс.»
Нет, мой Универсум рождает не "сознание". Сознание в образе "вектора сознания" (VECTOR -лат. "несущий", он и "несущий" и сущий, метаэйдос)- только внутренний наблюдатель за процессами рождения, становления, сохранения и преобразования структур.который не мешает этому процессу. только наблюдает.
Процесс порождения структур не "раскалывается" на внутренний и внешний. Нет ни "субъекта" ни "объекта", а только один Универсум как вечный диалектический материально-идеальный направленный процесс порождения, становления, сохранения и преобразования структур. Т.е. перед диалектико-онтологическим мышлением стоит древняя задача - "разгадать мысль Творца до Акта творения". При сущностном построении я брал в основу кроме супераксиомы ("В Начале был Логос...") и суперпринципа (триединство абсолютных форм существования или абсолютных состояний материи) за "начало" - "точку с зародышем вектора" (Картан). рассматривал "начало" как совпадающие по месту "источник" и "сток" материи.
Идея метаэйдоса "вектор сознания" соединяет воедино центральные концепты философии - "сознание", математики - "вектор", физики - "вектор состояния". Вектор сознания есть абсолютный аттрактор смыслов. Смысл есть способ бытия содержания, основание бытия (Гегель), "Смысл есть в направлении чего..." (Хайдеггер) плюс развитие и образная конкретизация идеи Брентано-Гуссерля об интенциональности сознания. "In-tension" - есть "схватывание" напряжения бытия Универсума, напряжение первоструктуры бытия. напряжение первоистока Универсума. Как итог онтологического конструирования порождающей (материнской) первоструктуры: сознание - унивалентный феномен онтологической (структурной, космической) памяти. Онтологическая память, "душа материи" - ядро концептуальной структуры Универсума.
Здесь развиваются идеи Бергсона в его "Материя и память". Но Бергсон не вышел на концепты "вектор сознания" и "онтологическая (структурная) память". По моему причина в том, что он не преодолел психологизм в своей философии.
Т.е. сознание проявляется на определенном уровне направленной "творческой" эволюции Универсума в его эффекте интенциональности или "векторности".Сознание-оно и сущее и несущее (несет нас по волнам жизни) по своей природе, как феномен онтологической памяти ("нус" - метаноумен). Сознание строит "ноосферу".