Что то я зацепился за эту диалектику. Наверное, пришло время расставить точки. Я ведь диалектику не понимаю, а понимающих тут вагон, и они мне все хором говорят: вы не понимаете, это другое!
Что ж, попытаемся понять.
Я тут пообщался с Geminy , и попросил его дать универсальный термин для диалектического противоречия (борьбы противоположностей). Вот что он ответил:
__________
Вместо "диалектического противоречия" или "борьбы противоположностей" для описания взаимодействия противоположных сил, свободного от идеологических нагрузок, можно использовать следующие термины, в зависимости от контекста:
* **Взаимодействие противоположных тенденций:** Этот термин наиболее нейтрален и точно отражает суть. Он подразумевает, что противоположные силы влияют друг на друга, но не обязательно вступают в конфликт.
* **Взаимодействие противоположных сил:** Аналогично предыдущему, но с более явным акцентом на физическом или метафизическом аспекте.
* **Динамическое равновесие противоположностей:** Если взаимодействие приводит к устойчивому состоянию, где противоположные силы уравновешивают друг друга.
* **Дифференцированное взаимодействие:** Если взаимодействие приводит к различиям и развитию, но без прямого конфликта.
* **Диалектическое взаимодействие:** Этот термин, хотя и сохраняет связь с диалектикой, звучит менее идеологически заряженно, если его использовать в строго научном контексте, без привязки к философии Гегеля или Маркса.
* **Интеракция противоположных элементов:** Более формальный и академичный термин.
Выбор наилучшего термина зависит от конкретного контекста. Если речь идет о физических процессах, то "взаимодействие противоположных сил" или "динамическое равновесие противоположностей" могут быть наиболее подходящими. Если речь идет о социальных или исторических процессах, то "взаимодействие противоположных тенденций" или "дифференцированное взаимодействие" могут быть более уместными.
_________
Инварианта я так и не получил. В самом деле, какой может быть инвариант в принципе работы реактивного двигателя и в революции 1917 года? Нету его! А нет тела - нет и дела .
S(r/t) ≡ S (r+∆r/t+∆t)
Комментарии
Gemyni:
Вы правы, если нет инвариантного определения, то термин теряет свою чёткую и однозначную смысловую нагрузку. Вместо точного обозначения явления он становится скорее метафорой или общим обозначением для различных, не всегда связанных между собой, процессов. В таком случае, использование термина может быть скорее ИЛЛЮЗИЕЙ точного описания, чем реальным инструментом анализа.
Иллюзия вместо инварианта
Болдачёв поупражнялся в диалектике и противоположностях:
http://philosophystorm.ru/platon-i-aristotel-o-dialektike
Многие упражнялись )) а Аристотель то относился к диалектикам с брезгливостью. Рассуждают все обо всем... Главная претензия Аристотеля - отсутствие системы, отсутствие метода.
Овчарев/ Аристотель относился к диалектикам с брезгливостью/
Это вы видимо Аристотеля перепутали с антихристом Ницше, недолюбливавшим диалектиков. А если Аристотеля упоминают, то обычно с целью опустить его до своего понимания, чтобы сказать, типа, у меня также как у Аристотеля( многие формальные логики такой прием используют, отчего и создается видимость будто Аристотель с формальными логиками, а не с диалектиками).
Я просто прошел по указанной ссылке, и нашел там вот это высказывание Аристотеля:
Подтверждением этому служит то, что диалектики и софисты подделываются под философов (ибо софистика – это только мнимая мудрость, и точно так же диалектики рассуждают обо всем, а общее всем-сущее); рассуждают же они об этом явно потому, что это принадлежность философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются той же областью, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своей способности, а от софистики - выбором образа жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика – это философия мнимая, а не действительная.
Это всё очень мило, для полноты ощущений хорошо бы припомнить какое именно определение Аристотель давал собственно философии.
Из сказанного Аристотелем следует, что философия есть то, что непосредственно связано с мудростью, составляющей смысл жизнедеятельности философов, тогда как софисты пользуются философическим лексиконом ради введения профанов в заблуждение, а диалектики - "делают попытки исследовать то, что познают философы" как бы между делом, не выделяя предмет философии из общей картины, доступной их все-охватному восприятию...
"Сократ. ...И если я замечаю в другом природную способность охватывать взглядом единое и множественное, я гоняюсь следом за ним по пятам, как за богом. Правильно ли или нет я обращаюсь к тем, кто это может делать, знает бог, а называю я их и посейчас диалектиками."
"Кто способен все обозреть, тот – диалектик, кому же это не под силу, тот – нет."
http://philosophystorm.ru/platon-i-aristotel-o-dialektike
Для справки - моё мнение о предмете философии:
Как я понимаю - задача философии состоит в поиске рациональных решений проблем, возникающих во взаимоотношениях между людями. Чтобы такие решения находить - необходимо оперировать данными о том, что действительно происходит, а не только кажется. Для выяснения скрытых механизмов и принципов действительного учреждены различные науки, задача которых состоит в систематизации данных, получаемых экспериментально.
http://philosophystorm.ru/budushchee-7#comment-652719
Обращаю Ваше внимание на то, что в представлениях античных философов
о диалектике - "противоречия" как таковые не фигурируют...
Ну да, диалектическое противоречие это изобретение Гегеля. Но вообще, диалектика - производное от Диалога, а в диалоге уже заключено зерно спора. Греки - великие спорщики.
Аристотель пренебрегал этими спорщиками потому, что они спорили так же как у Гоголя - доедет это колесо до Казани, или нет. То есть, из любви к спору, не имея конкретной цели. Очень похоже на обитателей ФШ. В этой деятельности нет созидательного начала.
Диалектика происходит не от диалога,
а от сопоставления восприятий -
обыденного, одного из многих, и все-охватного - доступного мало кому...
Субъектам, соображающим метафизическим манером -
не дано понимание обстоятельства, единого для всех субъектов,
именно - обусловленности функционирования субъекта
потребностями живых организмов.
Им кажется, что думают они не иначе как по велению материи или демиурга...
Чем она тогда отличается от философии Аристотеля? Аристотель себя диалектиком не считал.
Вот если послушать Михаила Петровича, то выясняется, что у него в диалектике главное - противостояние и столкновение двух истин, за которыми стоят два спорщика. Никак не можем прийти к одному знаменателю. У каждого своя диалектика, собственная.
И Сократ не считал.
Они оба понимали, что им чего-то не хватает...
https://proza.ru/2024/03/05/748
Я не против оказаться в такой компании ))
А что, собственно, вы понимаете под "инвариантом" ?
И с какой целью вы пытаетесь присобачить его к диалектике ?...,))
Я просто не понимаю как можно связать "инвариант" и "противоречие".
Инвариант - это нечто неизменное, суть, зерно, универсалия. Если нет инварианта, если нет зерна во всех этих проявлениях диалектического противоречия, то и метода такого тоже нет. Бесконечно таскают воду худыми горшками, а всё без толку.
Если брать инвариант как неизменное применительно к диалектике, то этим самым инвариантом будет родовое понятие по отношению к видовым, которые как бы находятся в отношениях относительно друг друга, в простонародье называемых "противоречиями"...,))
Родовое и видовое понятие это из классической логики. Лучше всего демонстрируется на кругах Эйлера. Берёза и ель - видовые понятия для Дерева, а дерево - их родовое понятие. Друг с другом берёза и ель соотносятся через соподчинение - их объемы не пересекаются, и полностью входят в объем Дерева.
Да что вы говорите...,))
А как соотносится понятие "капитализм" с понятиями "буржуазия" и "наёмные работники" ?
Разве понятие "капитализм" не является родовым по отношению к понятиям "буржуазия" и "наёмные работники" ? А разве между буржуазии и наёмными работниками отсутствуют противоречия, и при этом друг без друга они существовать не могут ?
Нет, не является ))
Капитализм по Марксу - одна из пяти формаций. Формация для капитализма и феодализма это родовое понятие )) вот где собака порылась.
Что касается буржуазии и пролетариата, то это классы. Класс - родовое понятие для буржуазии и пролетариата. Как то так.
Вы множите сущности. С какой целью вы добавили понятия "формация" и "класс" ?
Любой философ в первую очередь должен научиться тому, что в философы называют "держаться понятия", то есть не вылезать из тех понятий, которые были первоначально
заданы.
Если сравниваются два понятия, то разве их нельзя сравнивать как родовое и видовое, ели между ними имеются какие-то промежуточные понятия ?
Вы считаете, что понятие "мебель" не является родовым по отношению к понятию "шкаф-купе", если понятие "шкаф-купе" является видовым по отношению к понятию "шкаф" ?
Вы понимаете, что здесь работает тот же принцип, что и с причинами-следствиями ?
Есть непосредственные причины, а есть причины опосредованные.
Есть законы прямого действия, есть законы косвенного действия...,))
>>. С какой целью вы добавили понятия "формация" и "класс" >>
Это не я, это Маркс )) логика позволяет определять родовые понятия, или даже создавать их (обобщать). Вот Гегель со своей борьбой противоположностей тоже пытается обобщать - но не выходит потому что нет общего родового понятия (инварианта)
Вы не закончили фразу. Нет общего родового понятия по отношению к какому понятию ?
Да вот нет общего объединяющего понятия, общего начала для всех этих примеров, которые Гегель приводит. Когда начинаешь их рассматривать более пристально - все начинает расползаться по углам, а не собирается вместе.
Приведите пример хотя бы одного примера, приводимого Гегелем.
В противном случае имеется всего-навсего "пустой базар"...,))
Мужчина-женщина, центр окружности-окружность, отец-сын. Валит все в одну кучу без разбора.
Вы считаете, что окружность имеет центр ?...,))
Это пример Гегеля. Вы просили.
А можно точную цитату ?
Наверное предложите самому поискать...,))
Отец есть другое сына, а сын — другое отца, и каждый имеет бытие лишь как это другое другого.
Не понимаю с какой целью вы привели именно эту цитату, если я просил цитату про окружность и её центр.
Сравнивать можно понятия, если они сравнимы. А как сравнивать божий дар с яичницей. То же самое касается любых отношений между понятиями. В каких таких отношениях находятся буржуазия и капитализм? Они относятся к одной теории, но логически не соотносятся. Так же как бензин и поршень.
Первое попавшееся определение:
Капитализм - общественный строй, при к-ром все средства производства являются частной собственностью класса капиталистов, эксплуатирующих труд наёмных рабочих для извлечения прибыли.
Если хотите знать как всё это соотносится логически, то рассматривать капитализм, буржуазию и наёмных работников нужно не как капитализм, буржуазию и наёмных работников, а как понятия.
У меня создаётся впечатление, что ваши мозги прошиты какой-то неправильной логикой. Может стоит обновить драйвер ?...,))
Ну продолжайте. Рассмотрите капитализм и буржуазию, и работников как понятия. Меня интересует, в каких они отношениях.
Овчарёв Виталий, 12 Апрель, 2025 - 23:08, ссылка
В системных отношениях они находятся. И рассматривать их нужно через систему.
Системами занимается кибернетика, а не логика ))
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 09:04, ссылка
Отож. Потому и не надо ставить перед логикой системные задачи.
Правильно. Логика прогнозами не занимается. Но это не значит, что составлять прогнозы можно без логики, так как как все прогнозы основываются на том, что было, а то что было уже не меняется. Я, естественно, не имею в виду изменения, которым подвергаются разные неокрепшие умы...,))
Определение капитализма придумали камуняги - марксоидовцы.
На самом деле существует предпринимательство, осуществляемое с помощью капитала, со своими плюсами и издержками, также как социализм со своими плюсами и "парадной шумихой, приписками, бесхозяйственностью".
"противоречиями"...,))
Противоречие не инвариант, потому что сегодня поругались, завтра подружились.
Тут подмена, так как противоречие (конфликт интересов) подменяет другое противоречие - формальное.
Не понял какое формальное ещё ...
Формальное противоречие - совмещение несовместимого. Война это мир. Свобода это рабство. Очевидно, что драка двух торговок рыбой на базаре это что то другое
Кроме _взаимодействия_, в причислении к инвариантам диалектики обязательно наличие в перечне - "развития".
--
mp_gratchev, 13 Апрель, 2025 - 04:02, ссылка
Лучше взять "движение", потому что "развитие" и "деградация" с точки зрения диалектики - одно и тоже.
По Гераклиту, путь вверх и путь вниз — один и тот же.
Да, с этой стороны Развитие - нечёткий термин. Лучше его заменить изменчивостью, а ещё лучше - более универсальной динамикой. В движении есть элемент механического перемещения с места на место.
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 09:15, ссылка
Я привыкла воспринимать движение в философском смысле.
В философии движение — это понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. В узком смысле — изменение положения тела в пространстве.
Предлагаю перейти от устаревшего термина Движение к Динамике и противоположной ей Статике . Это устраняет многозначность.
В свою очередь динамику можно разделить на механическое движение в пространстве и во времени и на изменчивость форм объектов и состояний систем во времени.
Если вам подходит, то пользуйтесь на здоровье. Мне не подходит. Ну какая, нафиг, динамика со статикой при рассмотрении трех типов теологии?
Движение удобнее уж тем, что оно всегда подразумевает вектор.
Вектор используется для пространственных моделей. Ну какой нафиг вектор в изменчивости видов? Вы же сами Гераклита цитируете.
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 10:18, ссылка
А как без векторов вы представите дерево видов (иерархию таксонов)?
Дерево видов - это фрактал, древовидный граф. Единственный вектор здесь - это вектор времени, но им можно пренебречь, потому что это константа.
Прыгать с ветки на ветку не выйдет))
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 10:18, ссылка
Именно. Для движения вектор является функцией времени. Без него нет понимания "раньше-позже" и, следовательно, построение иерархии становится невозможным.
Так же вектор это направление "вверх-вниз-вбок", без чего опять-таки невозможно пространственное представление чего либо.
Вектор также задает очередность что следует за чем.
Вы один раз прописали в условиях модели этот вектор необратимости. И всё. Я тоже упомянул - изменчивость во времени. А механическое движение предполагает любое направление вектора. Куда хочу - туда лечу, я птица вольная. Разница существенная.
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 11:09, ссылка
Как вы тогда будете различать, где развитие, а где деградация?
Тем самым детерминированность как причинная обусловленность исчезает из вашего мира?
Ну вообще то импульс описывается тремя векторами, и эти векторы - три степени свободы частицы. Я думаю, броуновское движение никакому детерменизму не подвластно.
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 11:33, ссылка
Так мы вроде и не говорили о броуновском движении. Речь шла о движении как развитии и деградации.
А так, да, три вектора лучше, чем один.
Вот вот. Вы об одном, я о другом, а все потому что нет системы.
А что вам мешает разделить изменчивость на развитие (прогресс, негэнтропия) и деградацию (регресс, энтропия)?
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 11:35, ссылка
А зачем плодить сущности, если можно обойтись одним "движением" с указанием вектора?
Мы здесь не плодим сущности, а упорядочиваем, устраняем многозначность и неопределенность. Развитие, деградация, изменчивость, движение - все эти сущности были и до нас, но были стихийно. Вот Гегель как раз этим и пренебрегал, сто чертей ему в дышло.
Развитие (прогресс) и деградация есть в значительной мере оценочные термины. Например, с нашей точки зрения путь от Древности (Традиции) к сегодняшнему Постмодерну это развитие, прогресс. А с точки зрения Традиции это деградация.
Никаких точек зрения. Система становится сложнее, упорядочивается - значит развитие. А то, что какой то ретроград имеет иную точку зрения, этим можно пренебречь. Он скоро исчезнет вместе со своей точкой. Время неумолимо.
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 11:57, ссылка
Ну вот видите, вы смотрите со своей точки зрения. А вы посмотрите с точки зрения биосферы. Где вы видите усложнение и упорядочивание? Идет деградация быстрыми темпами.
Хе хе )) а у биосферы есть точка зрения? Вы сейчас договоритесь...
Овчарёв Виталий, 13 Апрель, 2025 - 12:11, ссылка
Конечно, есть. Всякая сущность стремится не только поддерживать свой гомеостаз,но и усложняться в своем многообразии.
Да ни к чему биосфера не стремится. У нее нет ни ручек, ни ножек, чтобы куда то стремиться. И глаз нет, чтобы иметь точку зрения. Биосфера - это предельное обобщение всех экосистем. Глобальная экосистема. Она не живая, хоть и состоит из живых существ. Ну не может же полк солдат быть живым?
А если традиция побеждает, и перехода на новый этап не происходит - значит стагнация и деградация, с возможным исчезновением самой системы (закон энтропии).
Наверное, как инвариант можно рассмотреть изменение (действие, как проявление изменений). Не всегда развитие, т.к. может быть и деградация или изменения случайные.
Если смотреть первоисточник про A=A, т.е. Аристотеля: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении (и все другое, что мы могли бы еще уточнить, пусть будет уточнено во избежание словесных затруднений) - это, конечно, самое достоверное из всех начал" Метафизика, IV, 3.
Сейчас ключевые "одно и то же" и "в одно и то же время". Т.е. изменяемость из рассмотрения здесь исключена.
Поскольку же всё (A=A) подвержено непрерывным внешним и/или внутренним воздействиям, то всё непрерывно изменяется (A/=A). В каждое мгновение A является не тем же точно A, каким было в предыдущее мгновение, и в следующее мгновение будет не тем же точно, но изменившимся A. (При этом, скорее, останется изменившимся лишь чуть-чуть A, а не превратится сразу в B).
Т.е., если добавить изменяемость, и учесть, что изменения - это всегда из чего-то во что-то, откуда-то куда-то, учесть, что изменения имеют свои причины [описываемые противоположностями], то это добавление и будет "диалектическим противоречием".
В реактивном двигателе топливо преобразуется (изменяется) в реактивную тягу; революция 1917 г. была изменением всего и вся.
Можно рассматривать (и рассматривают) действующий реактивный двигатель и реактивную струю в мгновения как неподвижные (A=A). Можно рассматривать на значительных промежутках времени исправный действующий реактивный двигатель и реактивную струю как постоянные (когда работает в одном режиме и в однородной среде), т.е. так же A=A.
Но топливо закончится, двигатель сломается или износится, или его выключат, или попадет птица, или воздушное пространство сменится безвоздушным, и все заметно изменится, станет совсем A/=A. Т.е. A/=A в действительности, в жизни всегда и безусловно рассматриваются, учитываются наряду с A=A.
Да, есть такое дело )) формальную логику ругают за ее косность, статичность. Можно определить диалектику как динамическую логику, где закон тождества исполняется с определенными нюансами (корабль Тесея). Можно ввести принцип непрерывности как условие динамической логики. В нем устраняется парадокс Зенона со стрелами. Но это такое домашнее задание для диалектиков, которое они не делают, предпочитая демагогию.
Это, пожалуй, самый дельный комментарий
Можно ввести принцип относительной (динамичной) тождественности, где изменения предмета познания относительны и несущественны. Вопрос тогда - что же является предметом динамичной логики? Нечто, продолжительное во времени, нечто изменчивое, единое, но не постоянное. Формальная логика вне времени, а динамичная логика без времени невозможна. Соответственно, предметом такой логики не могут быть понятия, суждения и умозаключения. Или могут? А если могут - то их природа должна существенно отличаться от привычной нам.
Инвариант скорости света ставит на первое место в модели реальности не пространство-время, а своеобразные правила, операторы, законы… через СИНХРОНИЗАЦИЮ бесконечного множества ветвей реальности, что составляет механизм репликации Наблюдателя для локализации его бесконечного множества копий-двойников в ветвях Мультивселенной Эверетта. Наблюдатель «порождает» пространство-время трансформируясь, согласно Его Величеству Случаю, в этом бесконечном множестве ветвей реальности. Таким образом пространство-время становится инвариантом однообразно проявляя себя независимо от Наблюдателя соответственно законам репликации, которые одинаковы для каждого рода Наблюдателей. Естественно, для Наблюдателя человека и Наблюдателя электрона, или другого физического механизма инвариантность физических законов отличается, но все же сохраняются некоторые общие элементы, зависящие от структуры механизма репликации этих объектов. Надо учесть, что для Наблюдателя человека главным является механизм синхронизации, позволяющий функционировать самосознанию, позволяющему отделять себя, свое Я, от окружающей реальности. Причем есть место для иллюзии, что Я существует в единичном случае, а не «прыгает» перемещаясь от одной копии носителя сознания к другой, выбирая совершенно случайно из бесконечного множества почти одинаковых собственных копий различие между которыми недоступно для рецепторов Наблюдателя. Соответственно нарушению неравенства Белла (Нобель 2022 г.), между настоящим и будущим нет жесткой связи и промежуточных копий, довольно большая доля происходящего определяется случайно! Несмотря на различия между Человеком и электроном в большинстве случаев инвариантность пространства-времени соблюдается. Но есть и различия: для электрона это может быть связано с механизмом квантовой запутанности; для человека это может быть связано с творчеством и разумной деятельностью. Представим, что некая разумная цивилизация в соответствии с законом возрастания энтропии осуществила экспансию и освоила всю свою галактику. Колонии заранее договорились, что в некоторый час «Ч» они синхронно на тысячах световых лет включат лазеры в ритме Ламбады. Такую синхронизацию невозможно осуществить без участия разума. На миллиарды световых лет будет передан важная истина о существовании разумной жизни в этой галактике!
Да, но ведь диалектика это не только про Космос. Она претендует на универсальность, но претензия эта ничем не подкреплена.
Возьмите "стороны"... Ибо в этом суть синтеза, когда он возможен.С одной стороны - столб, с другой - гибкий шланг... Синтез: А - это ж слон!..
С одной стороны - коллективное производство, с другой - все прибыли - одному... Синтез 1: а не отдать ли все государству! Синтез 2: А не создать ли государственную систему социального страхования!
Я вот не пойму. Почему это синтез узурпировал Гегель. Якобы это его фишечка.
Надо историков пытать... Но так сложилось, что он тут первый - хоть и в своей странной форме...
Хотя форма великолепна, завораживает. Что-то задевает а глубине у всех. Для пост-предмтпаления своих наработок - хороша...
Про синтез ещё Кант писал, а в ином виде он и у Аристотеля есть. Вообще, придумать новое слово - это не значит придумать новую теорию. Те же яйца, только в профиль.
Если вам Гегель помогает искать и находить , то флаг в руки )) меня при чтении его текстов не оставляет чувство, что я копошусь в болоте. А если просто завораживает - так это ж чистый гипноз. Убедительность без доказательности. Доказательные тексты сплошь и рядом скучные, как инструкция по технике безопасности. Человеку, который не видит доказательства )) а тот, кто видит, они прям бальзам.
Аристотель не превзойдён в своём видении латентного, потенциального и актуального.
Это ключ к трудной проблеме сознания. Чалмерс сдуру привлекает Гегеля с его синтезом, что ничего не даёт, а Аристотеля у нег просто нет.
Платон не превзойдён в своём видении неизменно сущего, вскольз высказанного как основание для прекрасного. Это так, но неизменно сущее ещё и основа всех законов (инвариантов) и постигаемой каузальности.
Энгельс справедливо высказывает восхищение древними греками.
Инвариант - движение логического субъекта (ракеты или общества) за счёт борьбы противоположностей полного и пустого топливного бака для ракеты, единоличной и распределённой власти для общества.
Тоже мне, бином Ньютона.
А вот я считаю, что диалектика Гегеля неприменима в отношении простых объектов, а применима только к динамичным системам.
Логика применима не к объектам или системам, а исключительно к понятиям. На то она и логика - наука о мышлении. Для объектов есть физика, для систем - фон Берталанфи.
К понятиям и высказываниям. Да. В первую очередь. А уже через понятия и высказывания - ко всему остальному.
Нет, только к формам мысли (понятиям, суждениям и умозаключениям). Высказывания - это формы языка. Логика о них ничего не знает и знать не хочет.
Высказывание, суждение, пропозиция - синонимы. Не суть.
Но Гегель-то замахнулся на саму природу. Хотя логику как таковую он не знал.
Дразните, да?
Чего й то?
Допустим, такое высказывание: механическое движение ракеты обусловлено борьбой (взаимодействием) двух противоположных сил.
В логике движение выражают динамические понятия - предикаты, ракеты как и любые другие объекты выражают математические понятия - логические субъекты. Кант называет их почему-то математическими, хотя статическими было бы понятней.
Ваше высказывание будет соответствовать такому: противоположные предикаты обуславливают переход логического субъекта от феномена (факта) к ноумену (идее).
Кстати, идеальный предикат относительно фактического у Канта имеет смысл как раз взаимодействия.
Интересный разговор, я прямо тащусь.
Предикаты это свойства предметов. Хотя этот термин раздергали на части. Кстати в логике, в теории понятий есть предметы, подобные существительному, есть предикаты, подобные прилагательному, но нет понятий , которые выражают действие (сказуемое). Случайно или нет? Целый тип понятий исчез, как корова языком слизнула. Вопрос - почему?
Есть, называется связка (copula).
Они устанавливают логические отношения. Например, принадлежности, равенства, и тому подобное. Есть ещё одна, она утверждает существование в экзистенциальных высказываниях. Но нет понятия действия. Стрела летит - это высказывание, которое претендует на истину, но нелегально, потому что статичная логика норовит превратить его в экзистенциальное: стрела существует согласно Зенона
Связка в языке - всегда глагол, который в отличие от имени специально предназначен для указания действия. Присмотритесь.
Вы про какие связки? Про логические союзы, или про отношения?
Про часть предиката.
Может быть вопрос темы сформулирован не вполне корректно?
Диалектика и противоречие или противоположности это схожие представления.
В диалектике могут лопотать разное и противоречие это разное.
Похоже на масло масляное.
Тогда получается поиск инварианта масла масляного.
Инварианты есть в естествознании - это формулы, которые не называют инвариантами, но они именно такие.
Например формула закона всемирного тяготения это инвариант для всех масс и расстояний в неё подставляемых.
Философский инвариант это например такая формула - "всё течёт, всё изменяется".
Вторая формула - всё циклично.
Третья формула - есть неизменно сущее*.
Тогда темпоральный интервариант это объединение (сумма) этих трёх позиций и эта неразрывная сумма обнаруживается в любых масштабах реальности (есть исключения в нульмерности и бесконечности).
* В полноте это представляется как: "Далее, если Демиург любой вещи взирает на неизменно сущее и берёт его в качестве первообраза при создании идеи и свойств данной вещи, всё необходимо выйдет прекрасным; если же он взирает на нечто возникшее и пользуется им как первообразом, произведение его выйдет дурным". Платон
Противоречие по Гегелю - это когда верхи не могут, а низы не хотят. То есть, конфликт, точка неустойчивого равновесия, пройдя через который, система приобретает новое качество. Вообще, это совершенно другое противоречие. Кибернетика изучает это как теорию катастроф. Противоположности это тоже не те логические бинарности, которые истинны через дизъюнкцию. Это просто крайние количественные характеристики системы. Например, 100 градусов - точка кипения, а 0 градусов - точка замерзания. Эти две точки - противоположности существования воды в жидком состоянии.
Чёт мне Гегель не заходит, потому что сразу представляются особи противоположно пола в борьбе в постели.
Гегель однобок. Можно ИИ попросить поколдовать над гегелевской неполнотой.
>>всё течёт, всё изменяется>> но что то должно оставаться неизменным?
Стандартная физическая модель взаимодействий (как она сейчас есть) с её константами.
То есть НЕ ВСЁ течёт и изменяется.
Если начнёт меняться стандартная модель, то получиться непредсказуемая фигня.