Суворов О.А.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГООИЙ (ОКОНЧАНИЕ)
УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ, ИЛИ ИСТИНЕ.
По существу, учение о единстве есть снятие (отрицание отрицания) предыдущих разделов -- в той мере, в какой познание вообще представляет собой отражение объективного посредством субъективного. Поэтому данный, заключительный, раздел диалектической логики может быть определен как обобщённый результат объектно-субъектного отношения, означающий такую форму единства противоположностей, которая, по Гегелю, как раз и является основой логической истины.
1. Объективное, субъективное, бесконечное.
Другого способа познания, нежели освоения объективного посредством субъективного, не существует. В силу неисчерпаемости внешнего мира процесс этот, естественно, бесконечен, что и выражается первой триадой учения о единстве: объектное >< субъектное ~ бесконечное. Собственно, эта триада является, по существу, иным выражение исходного ядра всей диалектической логики: тождество >< различие ~ единство. Потому что, подчеркну это ещё раз, именно в познании и только в нём тождество, как абстрактная объективность, может бесконечно субъективироваться, и тем самым раскрываться в конкретных формах своего разнообразия. И так обстоит дело в любой отрасли науки, ибо смысл последний в том и заключается, чтобы показать, в чем объекты тождественны, в чём они различны, и в чём состоит их единство. И постигается всё это только посредством субъекта, так что обоснованно утверждать, что конкретно мыслить мы можем лишь субъективированную объективность, или, что то-же, объективированную субъективность. Словом, перефразирую известную мысль Гегеля, можно сказать, что в познании всё объективное субъективно, всё субъективное объективно.
В этом, в сущности, и заключается самое общее и в то же время единственно корректное решение основного вопроса философии. То есть, исходная логическая истина заключается в неразрывности бытия и мышления, отображаемого и отраженного, а отнюдь не в пресловутой «первичности» одной из этих противоположностей, метафизически подразделяющей единое мышление на позиционирующие, а потому и бесплодные, философские направления. Между тем, только при рассмотрении соотношения материи и сознания как диалектического противоречия, философия способна приобрести истинно сущую форму и содержание, т.е. стать, как и предполагал Гегель, диалектической логикой. Глубокое осознание этого, собственно, и позволило немецкому гению заявить о конце всей прежней метафизики, т.е. философии, основанной на логическом формализме, и поэтому лишённой внутренней диалектики. Именно по этой причине прежняя метафизика неизбежно распадалась, с одной стороны, на взаимоисключающие противоположности (материализм и идеализм), а с другой – на онтологию и гносеологию. Таким образом, только диалектика, причем понимаемая как обобщенный продукт объектно-субъектного отношения, т.е. процесса познания, способна придать философии истинно сущую предметность, в виде диалектической логики.
Совмещение диалектики, Логики и гносеологии в одной науке влечёт за собой и существенное изменение в трактовке истины. Как известно, в форме абстрактной объективности истина уже давно не удовлетворяла ни науку, ни философию, что нашло свое теоретическое выражение в кантовском трансцендентализме. Следующий шаг был сделан Гегелем, определившим методологию познания как восхождение от абстрактного к конкретному. По существу речь шла как раз об объектно-субъектной диалектике, синтезирующей гносеологические противоположности и обозначающей этот синтез как универсальную форму научной истины. К сожалению, как уже отмечалось, адекватной системной реализации этой важнейшей идеи Гегель так и не нашёл.
Между тем, тут всё достаточно очевидно. Ведь если истина только объективна, то она оказывается до такой степени абстрактной, что неизбежно сводится к кантовской «вещи в себе» или, что, на мой взгляд, одно и то же, гегелевскому «ничто». И тогда её конкретизация, как по Канту, так и по Гегелю, реализуется через собственную противоположность, через субъективность. Отсюда бесконечность, как синтез объектно-субъектного отношения, раздваивается по объективности на абстрактное, по субъективности на конкретное. В то же время, конкретизация абстрактного, в свою очередь, означает не что иное, как сведение бесконечного к конечному. В результате имеем вторую триаду учения о единстве: абстрактное >< конкретное ~ конечное, из которой, опираясь на закон отрицание отрицания, определяем конечное как абстрагированную конкретность, или конкретизированную абстрактность.
Конечное, как результат восхождения от абстрактного к конкретному, так же раздваивается, по объектной абстрактности на абсолютное, по субъектной конкретности на относительное. Синтез этих противоположностей и есть логическая истина в её предельно общей форме. Таким образом, имеем заключительную триаду учения о единстве: абсолютное >< относительное ~ истинное. В соответствии с законом отрицание отрицания, определяем истинность как абсолютную относительность, или относительную абсолютность.
Исходя из этого определения, следует заметить, что бытующее подразделение истины на абсолютную и относительную совершенно некорректно, поскольку оно опять-таки затемняет диалектическую суть самой истинности как единства противоположностей, т.е., в конечном счете, как продукта объектно-субъектного отношения. Отсутствие надлежащего понимания этой сути, на мой взгляд, неизбежно и порождает разнообразие точек зрения на проблему истины.
Приведем категориальную систему учения о единстве целиком
Объектное >< субъектное ~ бесконечное
Абстрактное >< конкретное ~ конечное Абстрактное >< конкретное ~ конечное
И в этой структуре закон отрицание отрицания так же действует не только по горизонтали, но и по вертикали. Это вновь позволяет сделать дополнительные определения.
Абсолютное есть объективированная абстрактность, или абстрагированная объективность.
Относительное есть субъективированная конкретность, или конкретизированная субъективность.
Истинное есть бесконечная конечность, или конечная бесконечность.
Таким образом, истинность, как итоговая категория системного становления диалектической логики, одновременно объективна и субъективна, в виду чего любая истина в равной мере абстрактна и конкретна, абсолютна и относительна, бесконечна и конечна. То есть, истину, как и утверждал Гегель, неправомерно рассматривать в качестве выражения лишь одной из сопряженных противоположностей, она есть их синтез, единство. В этом смысле истина суть завершающаяся форма развития гносеологической противоречивости, или, что одно и то же, становления диалектической логики.
И ещё одно, как мне представляется, эвристическое замечание. Корреляция относительности истины с субъективированной конкретностью (конкретизированной субъективностью) позволяет свести все известные формы естественнонаучной относительности (к скорости, к системе отсчёта, к прибору и т.д.) к единому гносеологическому принципу – принципу относительности к субъекту.
В рамках этого принципа анализ истины был бы неполным без рассмотрения роли и значения практики в диалектике (Логике) познания. Традиционно практика определяется как основа познания и критерий его истинности. Принципиального возражения против такого определения нет, однако и абсолютизировать его, т.е. считать, что практика в состоянии обеспечить полную объективность истины, было бы неверно. Конспектируя гегелевскую «Науку логики», Ленин, между прочим, указывал на это обстоятельство, предупреждая об опасности сползания, как к догматизму, так и релятивизму. Дело в том, что и в практику, в любом ее виде, так же неизбежно включается субъект. Точнее сказать, именно субъект, и никто иной, формирует саму практическую составляющую познавательного процесса. На это обращали внимание и Гегель, и Маркс. В частности, Маркс в первом тезисе о Фейербахе указывает, по существу, на совпадение субъективного и практического при рассмотрении предмета познания.
Так, общественная практика, можно сказать, по определению неотделима от субъективности, что во многом и обусловливает апологетическую оценку любых социальных процессов со стороны правящей элиты. То есть, в этой сфере практика принципиально не может не быть политизированной формой проявления социального интереса. Любые сомнения на этот счёт являются, на мой взгляд, либо откровенным заблуждением, либо сознательным лукавством.
Что касается естественных наук, то в них дело обстоит несколько иначе, поскольку эксперимент (как форма практики), например, в классической физике действительно может казаться свободным от субъективности. Однако новейшие естественнонаучные данные показывают, что принцип относительности к субъекту справедлив повсюду, без всякого исключения. На это обращали внимание многие творцы современной физики, в частности, Н.Бор, В.Гейзенберг, М.Борн и др. Кроме того, нельзя не учитывать и возможности тривиальной предвзятости ученых в истолковании любых экспериментальных результатов. Словом, практика как критерий истинности всегда относительна, в конечном счете, именно к субъекту. В силу этого объективного критерия истины не может быть в принципе. Поэтому только осознание неизбежности и неустранимости взаимосвязи объекта и субъекта в самой истине, понимание её как диалектическое противоречие, способно действительно предостеречь нас от проявлений как догматизма, так и релятивизма в науке.
Комментарии
Завершено изложение диалектической логики. Теперь объясните, пожалуйста, что дает основание данный текст из четырех частей называть диалектической логикой?
Что здесь от логики и что от диалектики? В чём заключается Ваше убеждение, что это именно система категорий? Включенные в систему категорий все категории? Вы уверены, что они необходимые и достаточные?
--
Грачев Михаил Петрович.
Вообще-то ответы на данные вопросы содержатся в изложенном материале. Вероятно, всё же есть резон ответить на них специально, так сказать, в сконцентрированном виде.
1. Относительно основания. Таким основанием является совпадение диалектики, логики и гносеологии. Как в свое время выразился Ленин, здесь не нужны три слова, потому что они выражают одно и то же, а именно: диалектику (логику) познания, или диалектическую логику. Данное совпадение вытекает из идентичности развития и познания, что выражено у меня триадой: тождество >< различие ~ единство. Надеюсь, что не надо объяснять, что как развитие, так и познание, в предельно сжатом виде, сводятся именно к этой триаде, которая, благодаря этому, и выступает как основа. или ядро, диалектической логики.
2. Всё изложенное, безусловно, система, поскольку вытекает из указанного ядра.
3. Должно быть также понятно, что диалектическая логика, разумеется, в моем изложении, согласованным с гегелевской концепцией, не имеет ничего общего с традиционной логикой, запрещающей формальные противоречия, типа А и не-А.
4. Ввиду этого и диалектическое противоречие, двигающее мою систему, является не противоречием формальной логики, а противоречием развивающегося познания, суть которого в отношении объективного и субъективного, т.е. противоположных сторон любого познавательного акта и его результата (истины).
5. Если у Вас есть предложения дополнить предлагаемую систему или как-то изменить её, я всегда готов к конструктивному обсуждению.
Олег Алексеевич,
Допустим, посетившее гения откровение о совпадении диалектики, логики и теории познания решим положить в качестве исходного принципа в основание системы философских категорий и назовём такую систему диалектической логикой.
Но в таком случае желательно досконально проанализировать этот принцип. Что за понятия входят в определение данного принципа? Как они сочетаются между собой? И здесь не всё так однозначно.
Например, какой смысл вкладывается в слово "диалектика"? Берется оно в смысле метода или в качестве третьей к логике и гносеологии релевантной дисциплины - онтологии?
Далее, нет ли в фразе автора "Философских тетрадей" некоторого сокращения? Не идет ли речь о совпадении диалектической онтологии, диалектической логики (Логики с большой буквы) и диалектической гносеологии?
Куда девать в таком случае Малую логику (диалектическую логику с маленькой буквы, или элементарную диалектическую логику)? Выстраивать отношение между Большой и Малой логикой или отбросить её напрочь, отождествив с формальной логикой?
Похоже, что Вами исполнен второй вариант (ДЛ "не имеет ничего общего с традиционной логикой, запрещающей формальные противоречия, типа А и не-А" [См. п.3] ). А именно, раз гносеология и логика совпадают, то от логики берется лишь название системы, а гносеология разворачивается как её (системы) основное содержание. Только вот отсутствует надлежащее обоснование, полная мотивировка такого подхода.
Диалектика как логика познания - это диалектическая гносеология. Ведь в диалектической гносеологии есть своя логика, как и в диалектической онтологии. Не так ли? А прямой смысл словосочетания "диалектическая логика" - это, всё-таки, логика в значении логики как учения о рассуждении с включенным в него противоречием.
Скорее всего, он употребил слово диалектика в значении "онтология" (диалектическая).
--
М.П., Ваши соображения, носящие в основном сослагательный характер, не лишены интереса. Я, безусловно, учту их в дальнейшей работе над системой. Но не продуктивней ли Вам самому конкретизировать мою, вообще-то ещё черновую разработку, в аспекте возникших у Вас сомнений и критических замечаний. Вместе с этим, мне хотелось бы знать, разделяете ли Вы в принципе мой подход к диалектической логике, как логике научного познания, т.е. логике объектно-субъектного отношения. Всё остальное -- детали.
Я бы рассмотрел Диалектическую логику в двух аспектах: логика разума и логика рассудка, с переходами между ними. Поэтому вполне разделяю ваш подход в плане категориальной логики разума. Расхождение в деталях (начало, список категорий).
Меня смущает лишь Ваше отрицание диалектической логики как логики рассудка (логики обычных рассуждений). Но это общая беда.
Кант и Гегель осуществили переход к трансцендентальной и спекулятивной логике от имевшейся на тот момент элементарной логики рассуждений, оформленной как традиционная формальная логика, восходящей от античного Аристотеля. Наметки элементарной диалектической логики у средневековых схоластов Гегелем были определены как формальная диалектика и не получили у него дальнейшего развития.
Кант и Гегель, как известно, расширили предмет логики на базе традиционной логики (учение о понятии, суждении и умозаключении), включив (не без оснований) в её контент вопросы онтологии и гносеологии.
Таким образом, на следующем - марксистском этапе - диалектическая логика проскочила стадию элементарной логики и подобно некоторым странам шагнула как бы от родового строя сразу к социализму, минуя капитализм.
К сожалению, диалектика таких скачков с жесткой необходимостью восстанавливает правильную последовательность движения по принципу "шаг вперед - два шага назад". В данном случае, назад к элементарной диалектической логике.
--
В моем представлении, которое, как мне кажется, не расходится с гегелевским, логика рассудка как была, так и остается логикой формальной, как её не верти, потому что в ней нет развития понятия (Гегель). Нет потому, что рассудок знает только абстрактное тождество и вытекающее из него "А и не-А", которое рассудок, естественно, может только устранять из контекста, так как оно закрывает путь к истине (Гегель), т.е. путь к диалектической логике.
Человеческий рассудок Иванова, Петрова, Сидорова знает только абстрактное тождество и вытекающее из него "А и не-А". Человеческий разум способен удерживать в сознании противоречие в позициях Иванова (тезис А) и Сидорова (антитезис не-А) и разрешать его.
Что происходит, когда в совместном дискурсе сталкиваются два рассудка (Иванова и Сидорова)? Переходят ли они на позицию разума (учет контр-тезиса с обеих сторон)?
Или противоположную позицию отправляют в игнор, оставаясь при своем мнении? Если последнее, то каким бы не было название (высшая категориальная или Логика с большой буквы), оно по существу так и останется субъективным мнением.
Так вот, диалектическая логика описывает условия и механизм перехода с позиций рассудка на позицию разума. Поэтому исходной диалектической триадой в элементарной диалектической логике становится триада:
«релевантность – приемлемость – достаточность» (1)
Триада (1) охватывает сложный феномен аргументации во всей его полноте, принимая во внимание все три его равно значительных измерения: структурное, человеческое и логико-критическое (диалектическое).
1. Если высказывание приемлемо, то оно приемлемо не «само по себе», не «объективно», а только лишь для адресата (собеседника, оппонента, студенческой аудитории), и даже, если этот адресат – универсальная аудитория (научное или философское сообщество).
Таким образом, требование приемлемости аргумента подразумевает его оценку в риторической перспективе.
2. Требование релевантности означает, что аргумент должен предоставлять тезису того или иного рода логическое основание. Следовательно, требование релевантности предполагает необходимость оценки аргумента в его логической перспективе.
3. Требование достаточности аргумента означает, что он должен быть способен устоять под напором критики. Чтобы быть достаточным для обоснования тезиса, аргумент должен перевешивать возможные контраргументы.
Итак, прежде чем выстраивать высшую категориальную логику, желательно твёрдо усвоить и придерживаться в текущих дискурсах правил элементарной диалектической логики.
--
Для brawo
1. Пространство и время, на мой взгляд, не являются категориями диалектической логики, выражающей процесс познания. Конечно, можно сказать, что этот процесс, как и любой другой, протекает во времени и пространстве, но как это влияет на постижение истины или способствует этому, я никак не могу себе вообразить. Может у Вас есть на этот счет какие-то соображения? Кроме того, пространство и время, хотя и являются категориями познания, однако их взаимосвязь не представляется мне формой объектно-субъектного отношения. Другое дело, что каждая из этих категорий может быть рассмотрена в аспекте диалектики непрерывного и прерывного, что действительно представляет собой объектно-субъектное отношение (диалектическое противоречие), что было отмечено ещё Зеноном. Но в учении о тождестве это рассмотрено, хотя, возможно, не достаточно явно. Это следует учесть.
2. По поводу "формы диалектического противоречия". Так ведь вся система состоит из таких противоречий и их разрешений (отрицание отрицания) в третьем понятии.
3. Генезис понятия. Это как раз и раскрывается в учении о различии, в итоге имеем; явление -- сущность -- общее (понятие) или единичное -- особенное -- общее (понятие).
Кантовское пространство - это чувственная способность субъектно-объектного различения, а время различает динамику от статики.
Только я бы сказал не "может быть в качестве", а "необходимый аспект". Вообще все категории - необходимые аспекты понятия. Либо они все вместе видны в каждом понятии, либо не нужны.
Да. Но у вас они разные и предполагают множество форм, а нужна единая. Вы же не думаете, что на каждую форму есть априорный критерий её выбора или кто-то со стороны подсказывает, какое из перечисленных вами противоречий к какому понятию надо приложить.
Да. Но мне показалось это слишком общим, абстрактным как вы выражаетесь, описанием. Надо бы положить это описание на какую-нибудь эпистемологию: метафизическую как Гегель, языковую как Тарский, да хоть на кулинарную. Но опредметить разговор не помешало бы.
Хорошо. Ну, так дерзайте. Я же писал ранее, что предлагаемая система открыта для каждого, кто, будучи согласным с ней в принципе, хотел бы внести в неё конструктивные изменения.
А чем ещё я здесь по-вашему занимаюсь?
Так вносите конкретные изменения или дополнения в систему, в частности, опираясь на кантовские представления о времени и пространстве. Готов их обсудить.
Это пространственное представление знания.
Это представление знания во времени. Тождество явления - статика, различие - динамика.
А в чём Вы видите альтернативу ?
Во времени. Я же вроде бы написал.
В таком виде мне это ни о чём не говорит, а штудированию Канта предпочитаю эксплуатацию Вас - если конечно не возражаете.
Может поможет:
У меня получается "здесь понял, здесь не понял". Почему оба аспекта знания нельзя включить в контекст этого высказывания :
Вы считаете необходимым дополнить его "отражением субъективного посредством объективного" ?
Потому, что это высказывание об одном аспекте знания, а именно о пространственном аспекте. Второй аспект знания, а именно временной аспект, находится во втором высказывании Олега Алексеевича, начинающегося со слов "иным выражением..."
Нет, даже представить такого отражения не могу. Да и само слово "отражение" меня немного бесит.
Можете привести примеры знаний, так чтобы было видно, что для приобретения одних задействуется один аспект, при этом второй к ним неприменим, и наоборот ?
Такого не бывает. Пространство и время только вместе применимы ко всем без исключения понятиям.
Пример возьмём из метафизики. В паре сущность и бытиё первая относительно второго субъективна и статична, второе относительно первой объективно и динамично.
Если слишком мудрёно, возьмём бытовой пример. Внешний мир и жизнь за окном одинаково объективны, хотя первый больше объективен, и примерно одно и то же. Но первый больше статичен, а вторая больше динамична. Или ещё. Познание и знание одинаково субъективны, хотя первое больше субъективно, и означают одно и то же. Но первое динамично, а второе статично. Ещё?
Спасибо, с картинками совсем другое дело. Обычная терминологическая заморочка, по мне так придраться тут особо не к чему :
Объективность наделяет суждения статусом знаний, разграничивая их с остальными информационными образованиями - мнениями, предположениями, заблуждениями и т.д. Ну а от субъективности никуда не денешься, поскольку обладать знаниями может лишь живое, хоть и разумное существо. "Отражением" я особо не заморачиваюсь - как, скажем, не ассоциирую глагол "стрелять" с метанием стрел. Во избежание подобной накладки с "зеркальной копией" наверное лучше будет сказать "распознание", "идентификация" или "фиксация" объективного субъективными средствами.
Если не пренебрегать этими соображениями, то я думаю лучше "отразить" пространственный аспект познания каким-нибудь другим способом.
Так я и не придираюсь, не изменяю предложенную систему. Я дополняю её кантовскими категориями чувственности.
Нет. Суждение, мнение, предложение, заблуждение - это всё уже знание, его виды. Источник знания не в его видах, а в чувствах и ощущениях.
Можно и так. А можно просто поставить "знание" последним в списке, отсортированном по возрастанию объективности, достоверности, истинности, ... (тут можете подставить термин на своё усмотрение - ну, то к чему Вы стремитесь в своей познавательной деятельности и благодаря чему эту деятельность можно назвать "познавательной") его элементов. По-моему так удобней.
Система из ядра вытекать ни как не может. это нонсенс. Система образуется из взаимодействия других систем.
Нонсенс -- это то, что Вы здесь изволили написать.
Олег Суворов, 6 Февраль, 2017 - 12:08, ссылка
Значит у Вас нет ни малейшего представления, что такое система.
Истина, отражение объективного посредством субъективного - это всё вопросы гносеологии. Диалектическая же логика, как и формальная, занята вопросами истинности рассуждений. Субъект рассуждений занимает штатное положение в диалектической логике как носитель высказываний и выразитель противоположной позиции (или единомышленник, или ученик по отношению к учителю) в совместном рассуждении.
Что касается закона отрицания отрицания, то он служит общеметодологическим средством как для онтологии, так и для логики с гносеологией. И если закон отрицания отрицания используется в гносеологии, то это ещё не повод присваивать гносеологии название специальной дисциплины "диалектическая логика".
--
М.П., смотрите предыдущий мой коммент.
Суворов 1.
Суворов 2.
Представления о диалектической логике не стоят на месте. Современная западная диалектика и логика в мейнстриме претерпели значительные изменения и имеют мало что общего с диалектикой Гегеля и Маркса.
Внимание западных интеллектуалов со второй половины 20 века переключено на философское осмысление диалектики как выводного знания, альтернативного дедуктивным умозаключениям. Точнее, существенное расширение диалектического инструментария выводного знания в виде аргументорики - оценки аргументов в качестве необходимых составляющих продуктивного рассуждения.
Аргументация - сложный и многогранный феномен. В нем выделяют логическую, диалектическую и риторическую составляющую.
Пионерской работой в этом направлении признаны труды философа Стивена Тулмина (Stephen Toulmin). В 1958 году им был опубликован сборник эссе под заглавием «Способы использования аргументов» (The Uses of Argument).
Тогда же, в 1958 году бельгийский философ и юрист Хаим Перельман в сотрудничестве с Люси Ольбрехтс-Тытека (Chaïm Perelman & Lucie Olbrechts-Tyteca) издают книгу «Новая риторика: трактат об аргументации» (Traité de l'argumentation: La nouvelle rhétorique).
Пользуясь Вашей терминологией "объективно субъектного" подхода, я бы логическую и диалектическую составляющую вынес в объективную сферу, а риторику в субъективную. Последнее фиксируется в том, что Вы называете своим представлением о диалектической логике. Это представление чисто субъективное.
На сегодняшний день на Западе существуют вполне сформировавшиеся школы Теории аргументации, которые сосредоточены на каждом из трех указанных направлениях: логике, диалектике, риторике.
Дуглас Уолтон (Douglas Walton) совместно с Крисом Ридом (Chris Reed) и другими программистами сейчас разрабатывает способы компьютерного представления реальных аргументов (Argumentation Schemes).
Франс ван Эмерен (Frans H. van Eemeren) с коллегами по Амстердамскому университету изучают способы стратегического маневрирования в аргументативном дискурсе (Strategic Maneuvering). По его мнению, участники аргументативных дискуссий часто маневрируют между стремлением разрешить разницу во мнениях - диалектической целью аргументации - и желанием выйти победителем в споре (риторической целью аргументации).
Кристофер Тиндейл (Christopher W. Tindale) в статье «Перельман, неформальная логика и историчность разума» (Perelman, Informal Logic, and Historicity of Reason, Informal Logic Vol. 26, No. 3 (2006): pp. 341—357) говорит, что объединение инструментариев риторического и неформально-логического могло бы взаимно обогатить риторический и логический подходы к аргументации.
О диалектической логике прямо говорят применительно к работам Решера по формальной диалектике. См. Диалектическая логика по правилам Решера
В своем построении диалектической логики как системы философских категорий Вы решительно апеллируете к закону отрицания отрицания. Остается только обратить метод на самое себя - на диалектическую логику. И тут нельзя не заметить, что двумя противоположностями, которые взаимно отрицают друг друга и двигают вперед теорию диалектической логики, выступают как раз ДЛ как Логика с большой буквы, где не надо трёх слов (логика разума), и элементарная диалектическая логика рассудка.
Игнорировать последнюю было бы не по-диалектически.
--
Михаил Петрович,
Аргументация - это риторика. Риторика - это этика, философия морали. Логика и этика - совершенно разные разделы философии. Я бы не смешивал. А то получается, чтобы выиграть в преферанс надо тренироваться в пьяницу.
Ну, да. Аргументация (доказательство) преследует риторическую цель. Как, впрочем, и логическую. Но сей факт не дает никакого повода сводить аргументацию исключительно к риторике. Это достаточно очевидно. Как такое Вам могло в голову прийти, что, мол, аргументация - это риторика?
--
Интересно, вы пулю когда-нибудь расписывали, скажем, по рублю за вист?
Категориальный ассоциатив познания в развитии:
вещь, свойство, отношение
1. тождество - различие = связь
2. тождество - различие = отношение
3. тождество - различие = противоположность
4. тождество - различие = противоречие
5. тождество - различие = взаимодействие [><]
6. тождество - различие = агрегат
7. тождество - различие = сумма
8. тождество - различие = равенство [=]
9. тождество - различие = тождество
10. тождество - различие = различие
11. тождество(тезис) - различие(антитезис) = синтез [~]
12. тождество - различие = единство
Категориальная структура "тождество >< различие ~ единство" Вами предъявлена как жесткий агрегат из трех категорий. Тождество и различие взаимодействуют между собой и в результате якобы являют некий синтез в виде единства.
Как могут между собой взаимодействовать философские категории и почему продуктом взаимодействия явится обязательно синтез (а не сумма и не агрегат, и не простое равенство или совпадение) в тексте автор не поясняет.
Возьму актуальную для данной темы вещь: логику. Логику членят на два вида: формальная логика и диалектическая логика (плюс трансцендентальная, иллокутивная, релевантная, паранепротиворечивая, парапротиворечивая, эпистемологическая и т.д.).
Свойства формальной логики и диалектической логики значительно различаются, вплоть до взаимного исключения. Но ведь есть и сходство между ними, единство в предмете!
Рассматривая пару ФЛ и ДЛ исследователь исходит из методологического правила: "установить отношение тождества (сходство) и различия между предметами ФЛ и ДЛ".
А что у Вас? У Вас абстрактная ни о чём не говорящая ("тождество >< различие ~ единство" ) схема.
О чём может идти речь в реальности? Применительно к отношению формальной и диалектической логики, - это три аспекта связи между ними:
- связаны тождеством (сходство);
- связаны различием (расхождение);
- связаны единством (синтез).
Не различие и тождество сами по себе, не улыбка, отделенная от кота. А Ваша диалектическая логика как система категорий и есть такая беспредметная улыбка. Из сказанного следует, что Вашей структуре не хватает субстрата развития и познания. Поэтому схема, которую Вы называете системой, выглядит несколько схоластично.
--
М,П., отвечаю сразу на оба Ваших последних комментария, потому что они в рамной мере не отвечают теме обсуждения и являются, как уже заметил bravo, риторикой в худшем смысле этого слова.
1. Не надо демонстрировать свою эрудицию в сфере современной западной философии. Там задолго до диамата отказались от гегелевского замысла системного изложения диалектической логики. К великому стыду и наша, российская, философия, после отказа от марксизма ленинизма, встала на этот позитивистский путь. Я не в восторге от диамата, но и поливать эту доктрину грязью, как это делают многие, не имеющие никакой философской подготовки, на ФШ, не намерен, поскольку в этой доктрине ещё сохранялось уважительное отношение к гегелевской концепции и более или менее адекватное понимание её.
2. Извините, но сравнивать триаду "тождество -- различие -- единство" с улыбкой кота и на этой риторической основе приклеивать к ней ярлык схоластики, значит вообще не понимать существа обсуждаемой проблемы. Потому что Вы совершенно не видите или не хотите видеть, что тождество -- это рассудочная сторона (момент) диалектической логики, различие -- это её отрицательно разумная сторона (момент), единство -- положительно разумная сторона (момент), или спекулятивное в смысле отрицания отрицания, в смысле синтеза (тождества и различия). Не видите или не хотите видеть и того, что эта триада представляет собой предельно сжатую структуру развивающегося познания и, следовательно, составляет ядро (основу) диалектической логики.
Наверно, самым интересным и любопытным персонажем в мировой литературе является Чеширский Кот. Этот герой поражает своим умением появляться и исчезать в самый непредсказуемый момент, оставляя после себя лишь улыбку.
В русской литературе есть свой персонаж, иллюстрирующий абстракцию отрыва элемента субстрата от своей основы. Это повесть Гоголя "Нос".
--
Ну, и оставайтесь с этим носом..)))