О всеобщей антропологизации мира
«Человекообразие», «антропологизация». Странно? Странно. Дико? Дико. Необычно? Да, необычно. И ужасно, ужасно обидно.
Но давайте посмотрим правде в глаза, нам от этого никуда не деться.
1. Бесконечное разнообразие форм жизни.
Мы видим мир человеческими глазами. И считаем этот взгляд универсальным и единственно возможным. Потому что знаем: нас создал Бог, уготовавший нам миссию своих наследников. Мы крутые, мы главные, мы первые и единственные.
Теперь глянем на мир посерьёзнее.
С чего мы, собственно, взяли, что носители разума обязательно должны иметь человеческое тело и вообще белковый организм. Иметь наш набор органов чувств. Видеть бесконечный каскад звёзд на небе. Думать, страдать, ждать, верить, разочаровываться.
Вселенная бесконечно старше нас и бесконечно мудрее. За миллиарды лет она, создавшая нас, не могла не придумать и ещё кое-что. Она породила материю, материальные предметы. Она содержит в себе пространство и время, она их объединяет и разъединяет, не спрашивая нас, как ей поступить.
Она дала нам возможность вкладывать в себя представления о мире. И откуда мы их черпаем? Ясно, откуда. Что видим, из того и черпаем.
Теперь представьте себе, что жизнь и разум – это не обязательно что-то человекоподобное и даже не обязательно белковое. И вообще не обязательно телесное. Вот увлеклись сейчас детской забавой – «искусственным интеллектом» (ИИ), а из чего он состоит? Он состоит из чего-то нематериального: из кучки алгоритмов, заключённых в какие-то «носители» (процессоры-флешки-планки памяти и тому подобные забавные вещички).
А почему природа не могла додуматься до такого раньше нас? Ответ: и могла, и додумалась, и упаковала «разум» и «интеллект» в такие формы, о которых мы не имеем ни малейшего представления. И не можем иметь даже в принципе: узко мыслим, меряем всё по себе.
Скажем, почему бы не существовать в природе с незапамятных времён такому же «виртуальному интеллекту», только в миллиарды раз более мощному? У природы нет для этого никаких препятствий, она не скована нашими предрассудками. И наверняка давным-давно всё создала. Например, некую универсальную «сеть», которая обеспечивает жизнедеятельность вселенной и её упорядочивание. Скажем, в форме «распределения вероятностей» и «управления случайностями». Разум ли это? Да, это разум, причём разум для нас непостижимый, ведь мы мыслим совершенно иными категориями.
Так вот, в результате такого «управления случайностями» и произошло абсолютно невероятное: сформировалась Солнечная система с райским уголком под названием «планета Земля», потом произошло ещё и нечто гораздо более невероятное: встретились нужные молекулы и начали объединяться, формируя живые существа. От которых потом произошли уже мы с вами.
Выполнила ли «сеть» свою миссию, «разрушилась» ли? И да, и нет. «Понимает» ли она, что она «нечто разумное»? И да, и нет. «Живая» ли она? Ну, это зависит от того, какой смысл мы вложим в понятие «жизнь».
Почему я остановился на какой-то там «сети»? Я это сделал не потому, что не может быть ещё каких-то форм «жизни» и «разума», а только лишь потому, что это первое, что пришло ко мне в мою человеческую («человечью») голову. В реальности же разнообразие форм жизни и разума может быть бесконечным и неисчерпаемым.
«Видит» ли эта «сеть» нас, страдает ли, чувствует ли боль, боится ли смерти? Ответ: это не вопросы, а наша человеческая чепуха. У неё нет «глаз», «ног», «рук», потребности в пище, нет «неба над головой», нет «обязанностей» и принуждения к их исполнению.
Есть ли у неё чувство времени? Не обязательно. Она может обитать и вне времени.
Есть ли у неё ощущение пространства? Тоже вовсе не обязательно. Для неё оно не имеет никакого значения. Для неё не имеет значения, «свёрнуто» ли пространство или «развёрнуто», существуют ли «время» и «скорость». Для неё абсолютно безразлично, что думают о ней люди и за что её принимают. Она «не понимает», «существует» ли она. У неё совсем другие заботы и «представления о мире».
Обратимся к следующей теме: пространственный и временной аспекты «существования жизни и разума». С чего мы, собственно, взяли, что «инопланетяне» должны обитать только на планетах, иметь человекоподобный вид и размеры, иметь «характер» и «помыслы» (как правило, недобрые: всё время хотят что-то у нас забрать и утащить к себе. Хотя иногда помыслы могут быть и «гуманными» – например, спасти нас, эдаких недотёп, от неприятностей, как мы спасаем провалившегося в колодец котёнка).
Никакие инопланетяне не обязаны обитать только на планетах, никакой «разум» не обязан быть привязан к нашим пространственным масштабам и формам (рост, вес, цвет волос). Он не обязан быть привязан к масштабу времени и отсчитывать секунды своей жизни по нашим часам.
Открою секрет: «носитель» этого «разума» может иметь масштаб: от микро-нано до мега-мега, иметь и не иметь «тело». Масштаб времени может быть любой. Скажем, то, что для нас наносекунда, для него – вечность. И мы не сможем даже зафиксировать существование такого «носителя». И наоборот: он может казаться нам чем-то абсолютно неподвижным, потому что наша тысяча лет для него секунда. И мы никогда не опознаем в нём нечто живое и разумное, никогда не найдём с ним «общий язык» и не обменяемся «мыслями и чувствами».
Есть, например, и такой вариант: «рассеянный разум». Что это такое? Очень просто. Муравей есть существо неразумное, это биологический автомат, а вот муравейник – уже нечто принципиально иное. Самоуправляемое и даже «мыслящее». О чём оно там мыслит, мы никогда не угадаем. Есть ли у него «характер», «психика», «эмоции», мы тоже никогда не узнаем. Но глобальное сообщество этих муравьёв, или бактерий, или вирусов, ведёт себя похитрее нас.
Ну и почему бы не быть чему-то подобному во вселенной? Оно гарантированно есть, и есть в бесчисленном множестве вариаций.
Какими образами мыслит такой разум? Ну, например, никакими. Ему непонятно, что вообще такое «образ». Или понятно. Но эти образы далеко не обязательно должны быть «зрительными» или «слуховыми». Или «тактильными». Подумайте сами, какие же могут быть зрительные образы, если у него нет «глаз».
Зато есть нечто другое. То, что мы не можем себе даже вообразить. Во вселенной имеется безбрежное море различных неизвестных нам полей и излучений, и каждое из них служит для кого-то или чего-то источником информации. Мы понять это не сможем никогда. Мы не можем представить себе даже что-то гораздо более простое: например, как птица воспринимает магнитное поле Земли, чем она его «видит», какие образы у неё возникают. У нас просто нет таких органов чувств.
Попробуйте объяснить дальтонику, как выглядит красный цвет. Получилось? Нет. И никогда не получится.
2. Человекоподобный мир.
Попробуйте объяснить внепространственному виртуальному образованию, что такое пространство, что такое жуть и тоска, что такое счастье. Не поймёт. А вы не поймёте «его». Никогда.
Или: попробуйте объяснить первобытному человеку, что такое флешка, с чем её едят, что такое «эстетика» или «бензин», что такое «структура социальной сети», что такое «родительское собрание в школе» или чем заняты ваши мысли в данный момент. Или что такое «книга». Или «кино». Или «семантика». Да что угодно. Можно гарантировать полное отсутствие взаимопонимания. И это касается общения двух почти полностью идентичных организмов с одинаковыми биологическими потребностями. Если же эти «организмы» принципиально отличны друг от друга даже в физическом или тем более «физиологическом» отношении, то полное отсутствие «взаимопонимания» между ними просто гарантировано.
Ну вот. Не памятуя об этом, мы переносим наши сегодняшние представления о мире на весь мир, на всю вселенную. Исходим при этом только лишь из того, что приобрели, будучи «человеками». Мир у нас имеет пространство, время с его раз и навсегда установленным масштабом. Он имеет «небо» и «землю». Он имеет тяжесть. Он имеет «условия обитания». Мы наделяем его тем, что сформировали внутри себя, внутри своей человеческой психики. Переносим этот внутренний образ (кстати, сугубо индивидуальный) на всю вселенную.
Мы говорим: вселенную создал бог, а нас он вылепил из глины по своему образу и подобию. Но при этом нам невдомёк, что это мы «слепили» его по своему образу и подобию. Наделили телом, мыслями, желаниями, планами, целями, эмоциями («прогневался», «смилостивился», «решил», «захотел»). Вселенная состоит из пространства, времени и материи, которые мы познаём через органы чувств. Только забываем, что набор этих органов и их диапазон восприятия крайне узки и просто мизерны. Если мы видим свет и цвет, это не означает, что любое «мыслящее существо» их тоже видит. И если мы не видим чего-то, это не означает что этого «чего-то» не существует. Иные «разумы» это «что-то» и «видят», и «ощущают», и «живут» этим. Что именно они «ощущают», мы принципиально не сможем понять. А мы никогда не сможет объяснить им, что такое «небо», что такое «страх» или «радость», что такое «красота». Хотя бы потому, что представления о том и другом, если они вообще существуют, различны. Абсолютно принципиально различны.
Наш внутренний образ внешнего мира полностью сформирован нашим сознанием/подсознанием. То есть он заведомо антропологичен и антропоцентричен. Таковыми же мы делаем и всё, что видим или не видим, всё, что воображаем, то есть всю вселенную.
Она же, как было показано, абсолютно «разная». Она своя для каждого «субъекта восприятия». И даже среди людей, «человеков», не найдётся хотя бы двух индивидов с одинаковой внутренней картиной внешнего мира. Они никогда не совпадут между собой полностью до деталей. И получается, что даже люди обитают в «неодинаковых вселенных».
Какова же она в своём «истинном» виде? Она всякая. Есть ли в ней нечто устойчивое и «реальное»? Есть. Оно именуется понятием «действительность». Лично мой главный постулат таков: что бы мы ни думали внутри себя о вселенной, она существует. И этот факт лично я не подвергаю ни малейшему сомнению. А её «изменчивость» обусловлена только лишь непостоянством нашего мировосприятия. И полностью адекватного восприятия мироздания мы достичь не сможем никогда, так как познание не имеет предела.
18 марта 2025
Комментарии
Простите, я не совсем поняла, что вы предлагаете обсудить?
Предлагаю, если есть желание, обсудить принципиальное различие между традиционным подходом к разуму, который ограничивается двумя формами: нами и некими инопланетянами, контакта с которыми мы ждём и никак не дождёмся, - и моим взглядом на эту проблему, который основан на моей методологической концепции познания мироустройства, изложенной в предыдущей записи.
А вообще-то даже и не предлагаю обсуждать, а просто выкладываю для сведения: я вижу проблему вот так, но она противоречит всем общепринтятым взглядам на неё. Кто хочет, может изложить свои взгляды, кто не хочет, может даже и не читать, выбор каждый делает сам.
Могу дополнить, что к числу обладателей разума мы, кроме себя и "инопланетян", иногда причисляем ещё и Господа Бога, но я об этом не упомянул, это за скобками как нечто дополнительное и само собой разумеющееся
Вселенная, о которой мы думаем внутри себе, - вселенная каждого из нас.
А разве мы с нашими мыслями о вселенной не можем быть мыслями о вселенной некоего разума более высокого порядка по отношению к человеческому разуму ?
Типа мы с нашими мыслями материализованные мысли кого-то или чего-то ещё.
Но материализация эта, если подключить фактор времени, произошла довольно давно, а потом у материализованного пробудилось ЭГО, и это ЭГО вышло из под полного контроля материализатора. Примерно так же, как наши мысли не всегда подчиняются нашим попыткам их подавить или загнать в нужное нам русло.
А наши мысли всё ещё наши, или они уже вышли из полного нашего контроля и пытаются жить самостоятельной жизнью и навязывать нам свою волю ?...,))
Если у различных видов животных существует видовой (коллективный) разум, то для того или иного вида животных этот видовой разум для каждого отдельного представителя вида вполне можно рассматривать как бога. А при отсутствии индивидуального разума у каждого отдельно взятого животного того или иного вида, получается, что каждое животное имеет прямую связь с коллективным (видовым) разумом, то есть со своим видовым богом.
ОК. Может, я Вас недопонял, но о "внутренней вселенной" я тоже хотел упомянуть, однако посчитал, что это несколько иная тема.
Дело в том, что каждый из нас действительно носит в себе внутренний образ внешнего мира (да и своего внутреннего тоже). В том числе и образ вселенной.
Я уже отмечал, что образы эти принципиально не могут быть одинаковыми у всех.
Но самое главное - это, во-первых, то, что мы этот образ применяем к реальной вселенной ("натягиваем" на неё), а во-вторых - раз уж она у нас своя собственная, то мы помещаем себя, конечно же, в её центр.
Это один из главных истоков нашего индивидуального эгоцентризма и нашего коллективного антропоцентризма.
Вот за эти рамки я и предлагаю выглянуть.
Но, как выясняется, этому у каждого что-то мешает. И таких каждых примерно 99,9%.
Печально, но факт.
https://zen.yandex.ru/media/id/5ed8776f0248357a53e11711/skazka-dlia-vzroslyh-pro-alisu-iz-strany-chudes-602cdd62aca27a71a655bcb2
Перешёл по ссылке, увидел название видеоролика "Сказка для взрослых", и решил, что это название относится к моей записи, которую Вы таким образом откомментировали.
Благодарю за комментарий.
Однако хочу отметить, что лично для меня это совсем не сказка. Это как минимум мнение, причём я нахожу его обоснованным и соответствующим реальности.
Разделяю Вашу склонность к иронии, однако хотелось бы получать комментарии по существу. Хотя и не по существу тоже иногда интересно что-то услышать.
Желаю Вам всяческих успехов.
P.s.: горячий привет Тьмутаракани и семейству Ыцилусов.