"бессознательный конфликт — универсальное явление, выражающее противоположность между инстинктивным наследием человека и ограничениями, которые накладывает на него реальность" - во первых конфликт первичен и конкретен, а значит бессознательным быть не может, а если оперировать фикцией "бессознательный конфликт", то начинается путь в "неизвестное", где и предполагаются инстинкт и ограничения накладываемые на него реальностью, тогда как у человека нет инстинкта, а если он есть, то почему противостоит реальности? если "реальность" твоя, и никого кроме тебя в ней нет. Здесь налицо религиозная концепция у Фрейда, но и Юнг, говоря о произведении искусства и считая его самостоятельным от автора, не прав в споре с Фрейдом. Когда психоаналитику пациент может рассказать немало о том, что его тревожит и беспокоит, а значит уже мешает по жизни, то конфликт уже имеется налицо и он в сознании имеется, а тогда зачем его искать в каком-то выдуманном "бессознательном", и почему это ни до кого не доходит, а всё лежит на виду. Ладно Фрейд, ему видимо фикция бессознательного каким-то образом помогало в практике психоанализа, но Юнг уже хорошая обезьяна, если нагородил на выдумке Фрейда, да ёщё в пику учителю, свою абсурдную концепцию коллективного бессознательного, и смахивающую на мифологию уже, сказку.
в статье о психологии сюрреализма (Glicksberg, Polemic № 8) автор испортил в остальном вполне достойную работу тем, что не сумел отличить бессознательный конфликт — универсальное явление, выражающее противоположность между инстинктивным наследием человека и ограничениями, которые накладывает на него реальность — от невротического разрешения чрезмерного конфликта, причинами которого является конституционная предрасположенность, пороки развития мыслительного аппарата и катализирующее действие фрустрации. «Настало время, — пишет автор, — указать и подчеркнуть серьезную ограниченность фрейдистского подхода к искусству. Сосредоточенность фрейдизма на патологии привела к появлению эстетических концепций, в которых художник рассматривается как невротик, а искусство — как разновидность сублимации». Само собой разумеется, автор делает сравнение с Юнгом: «Поскольку Юнг отвергает фрейдовскую концепцию бессознательного, он также возражает против теории, согласно которой искусство является попыткой найти суррогатную замену не удовлетворяющей художника реальности». И далее: «По его (Юнга — Э. Г.) мнению, и здесь он рассуждает абсолютно здраво, произведение искусства существует само по себе». Таким образом, у неосведомленного читателя создается впечатление, будто фрейдистские ценности были извращены некоей монополией, выпускающей некачественный товар — весьма избитая критика! — и будто, в противоположность этому, юнговские ценности являются в каком-то смысле более «здравыми» или, во всяком случае, они более пригодны для понимания эстетики. Еще более достойные сожаления, а с точки зрения творчества — просто катастрофические последствия плохого усвоения психологических познаний мы находим в опусах писателей и художников, которых либо заинтересовали чрезвычайно психологические истолкования основных конфликтов между людьми, либо заинтриговали результаты ассоциативного мышления, как визуальные, так и словесные. Наиболее удручающими примерами такого подхода следует считать произведения писателей и художников-сюрреалистов, которые, видимо, полагают, будто, усвоив технику «свободного потока сознания», они смогут либо непосредственно выразить содержание бессознательного, либо ускорить творческий процесс. Уже сосредоточенность на себе, характерная для многих сюрреалистических произведений и манифестов, очевидно демонстрирует: в основе этого превратного толкования психологических теорий лежит непонимание различия между первичными процессами, которые управляют функционированием бессознательного, и вторичными процессами, регулирующими деятельность сознания и предсознания.* (В первичном процессе энергия, активизирующая бессознательный компонент, постоянно ищет разрядки и при этом использует некоторые примитивные механизмы, в особенности «сгущение» и «перенос». В системе бессознательного не существует соображений времени, реальности или логики; не признается никаких противоречий; бессознательные системы управляются исключительно принципом удовольствия и навязчивым повторением. Во вторичных процессах, характерных для системы предсознания, это блокирует склонность к разрядке и развивает способность к логическому и разумному рассуждению. Эти процессы ускоряет развитие принципа реальности, возникающего благодаря продолжительному опыту фрустрации, а также дар речи. Совместное действие первичных и вторичных процессов отчетливее всего наблюдается в сновидениях). После того, как вторичные процессы налажены, полностью устранить их невозможно даже при самых глубоких деградациях сознания. Самые искаженные плоды шизофренического воображения включают в себя весьма сложные построения, внесенные предсознательной системой. Поэтому о всех разговорах касательно «непосредственного выражения бессознательного» можно сказать лишь одно: вряд ли там, где терпит
неудачу шизофреник, художника ждет успех.
https://vk.com/doc8690324_495362598?hash=3b9460c7d8ef.. Гловер Э. Фрейд или Юнг?