Повторяемость можно рассматривать субъективную, наблюдаемую одним субъектом, и объективную, наблюдаемую несколькими субъектами. «Разумный» субъект обычно стремиться именно к объективности, то есть присоединиться к «общему наблюдению». Поэтому вполне можно говорить об объективной повторяемости, забыв про субъективную. И что же эта повторяемость дает, к чему приводит? К понятию. И в этом смысле, к бытию. Или наоборот, бытие приводит к понятию. Наверное, в этом смысле и состояло интуитивное понимание Парменида того, что «бытие и мышление» тождественны. И это верно в том смысле, что понятие не возникает на пустом месте. И что понятие, как и бытие неизменно. Открытие «понятия или определения» «самого по себе» приписывается Сократу.
Но если признать за бытием постоянство, то изменчивость как бы перестает существовать. Кто-то принимает это утверждение. Кто-то предпочитает другой вариант - изменчивость также постоянно в своей изменчивости, и поэтому оно такое же бытие.
На мой взгляд, более правильным было бы вообще не рассматривать бытие как нечто устойчивое, хотя это и создает сложности при его описании. Вроде бы да - бытие то, что "повторяет само себя". Но одна устойчивость не соответствует реальности. И куда тогда "помещать" изменчивость. В небытие? Но небытия нет.
Все эти "вопросы" приводят к тому, что споры о бытие и небытие продолжаются до сих пор. И философы никак не могут прийти к единой точке зрения. Правда давняя нерешенность этих вопросов привело к тому, что все так "привыкли" к этому, что считается "законным" и "приличным" иметь различные точки зрения на бытие и небытие, и вообще "ни с кем не дружить". Дескать, суть не в истине, а в любви к ней. И успокоимся на этом.
А интересно как называть тогда людей, которые ищут истину? Философами, по-видимому нельзя. Могу себе представить диапазон имен ...
Комментарии
Александр,
У Вас правильный взгляд. А сложности в описании бытия Вам только кажутся - нету никаких сложностей. Греки вполне разобрались с этим вопросом, но в новое время всех снова запутал Спиноза. У греков бытиё состоит из противоположности (или диалектического противоречия, как сказал бы Гегель) постоянства и изменчивости, устойчивости и преходящести (по-научному это называется субстанцией и акциденцией). А Спиноза незнамо с какого бодуна отменил акциденцию, сведя её к модусу субстанции - вот простой народ и потерялся. Не читайте Спинозу - вредный он, хуже керосину.
bravoseven, вы пишите:
А не процитируете? Я что-то не припомню никого, кто бы из греков высказывался подобным образом.
to bravoseven
Присоединяюсь к Софоклу по поводу цитаты. Или хотя бы имя "грека" назовите.
Или не грека - просто хотелось бы знать "откуда такая информация"
Друзья,
Думаю, достаточно одного Аристотеля: "Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из них одни - [1] вечные, другие - [2] преходящие, признаваемые всеми (например, растения и животные), и для таких сущностей надлежит указать их элементы - либо один, либо несколько. Далее, сущности [3] неподвижные; о них некоторые утверждают, что они существуют отдельно, причем одни делят их на два рода, другие видят в эйдосах и математических предметах сущность одной природы, третьи признают из них только математические предметы. Чувственно воспринимаемые сущности составляют предмет учения о природе (ибо им свойственно движение), а с неподвижными имеет дело другая наука, поскольку у них нет начала, общего с первыми." Метафизика. Кн.12. Гл.1.
Если отбросить сомнительные [3], то [1] и [2] как раз соответствуют современным понятиям субстанции и акциденции.
А тут о диалектике этих понятий: "Так как противоположности различны (hetera) по виду, а [2] преходящее и [1] непреходящее суть противоположности (ведь лишенность есть определенная неспособность), то [2] преходящее и [1] непреходящее должны быть разными по роду." Ibid. Кн.10. Гл.10.
Бывает и я так тексты читаю ))
Спасибо за ответ.
Но каковы соотношения непреходящего и преходящего?
Я по простому скажу, если преходящее есть, значит оно как и любое непреходящее. А если преходящего нет - тогда о чем разговор?
Александр,
Соотношение как у любой пары диалектических противоречий - одно обуславливает существование другого и по отдельности существовать не может. Гносиологически можно конечно ставить вопрос о первичности акциденции, но это так же бесплодно как первичность материи перед идеей или наоборот. В диалектике генезис неприменим, я считаю. Хотя Софокл, до зубов вооружённый Кузанцем, похоже держится другого мнения.
Значит существует пара преходящее + непреходящее как одно целое, иными словами - бытие?
Но вопрос остается такой: что можно сказать о бытие. Парменид по-вашему неверно приписал ему неизменность?
А что тогда он мог сказать о нем?