Итак, что мы имеем? Простейшая модель мироздания такова: множество частей одной единственной определенности «есть». Насколько эта модель реальна? Если смотреть на получившееся «всё» извне, мы видим абстрактный принцип качества. Уникальность без необходимости обособления. «Всему» нет необходимости обособляться от чего бы то ни было еще. Поэтому, с этой стороны мы видим только абстракцию. Уникальность не является уникальностью. Посмотрим изнутри. Мы видим абстрактный принцип количества. Есть обособленность без необходимости иметь уникальность. Есть много частей, которые, как мы знаем точно, отделяются друг от друга, но при этом являются абсолютно одинаковыми. Мы можем их посчитать, но реально отличить одну часть от другой части не можем. У нас есть обособленность, которая не является обособленность. В итоге выясняется, что простейшая модель – чистая абстракция. Чего же не хватает? Не хватает следующей аксиомы теории определенности: «одна часть отличается от другой», которая собственно и аксиомой не является, а есть необходимость. Достаточно ли для этого быть простой частью? Нет. Часть равна части. Мы конечно, понимаем, что части обособляются, но вопрос как? Ответ такой: нужно быть конкретной частью, иначе говоря, иметь содержание, отличающееся от другой части.
Так внутри определенности «есть» обнаруживаются части, имеющие содержание и при этом неповторяющиеся. Одна часть – «фрукт». Еще одна часть – «цвет». «Фрукт» и «цвет» не имеют ничего общего, кроме того, что они «есть». «Фрукт» отличается от «цвета». Уникальность «фрукт» стала обособленной «частью» и, поэтому, стала реальной уникальностью. Обособленность «часть» стала уникальным «фруктом», и поэтому стала реальной обособленностью. Наша простейшая модель стала существенно отличаться от абстрактных принципов. Она стала реальной. Благодаря чему? Благодаря аксиоме «одна часть отличается от другой». Но как «фрукт» становится «фруктом», а «цвет» становится «цветом». Давая частям наименования, мы не меняем их сути. Чем же части отличаются друг от друга? Содержанием. Это значит, что наши выделенные части должны сами состоять из частей. «Фрукт» содержит в себе «яблоко» и «грушу». «Цвет» содержит в себе «зеленый» и «желтый». И оказывается, что «фрукт» и «цвет» - это тоже определенности. Как говорил Парменид. Из сущего не может возникнуть ничего, кроме другого сущего. Из определенности не может возникнуть ничего, кроме другой определенности. Стало быть, чтобы перестать быть абстрактной, определенность должна содержать в себе не просто безликие части, а определенности. Кроме того, заметим что части «яблоко» и «груша» имеют нечто общее. То, что их объединяет – определенность «фрукт». Это определенность-целое. А разделяет их другая определенность – «конкретный фрукт». Назовем такую определенность определенность-грань. И мы приходим к понятию иерархии. Определенности "множатся" на глазах ...
Комментарии
Три разных категории - три разных взгляда, и именно через категории совершается восхождение от абстрактного к конкретному. Да, от категории "содержание" так и веет реальностью, не в пример абстрактному качеству и количеству.
Да. Но почему-то мне качество кажется менее абстрактным, чем содержание. Качество более конкретное выражение содержания. Может неправильно говорю.
Когда говорю содержание, то представляю содержание предмета. Когда говорю качество, то отделяю, отщепляю от этого содержания отдельное качество этого предмета. Как только отделил это качество, то тут же могу "определить" его количество. Количество же содержания (форму) определить затрудняюсь (затруднительно).
Владимир, вы все правильно поняли. Я добродушно посмеиваюсь над методом размышления нашего уважаемого коллеги.
Стас, спасибо, успокоили, а то подумал, что у меня крыша едет...)))
Чтобы правильно понять меня, не забывайте, что в моем понимании качество - это целое, а количество - это части. (Это так, на всякий случай, так как я сам вас плохо понимаю - не знаю какой смысл вы вкладываете в свои понятия с тем же именем, что и у меня. Это нормальная ситуация.)
Кстати, скажу, что в теории определенности количество никогда не "переходит" в качество. Количество определяет качество. То есть это состояние, а не процесс. В идеальном мире нет никаких изменений. Количество валентных связей определяет молекулу, целое. Это я что-то смутно помню из химии. Но можно сказать и по другому. Целая молекула обнаруживает перед нами конкретное количество. И то, и другое равнозначно. И то и другое - состояние.
to Софокл:
На самом деле я действительно увлекся безликими частями и целым. Но ответа на вопрос, на который вы, возможно, намекаете, просто нет. Почему яблоко такое какое оно есть? Не знаю. Есть и всё. Но иметь части для того, чтобы быть яблоком, действительно не нужно. Здесь я "увлекся" - признаю.
Все таки почитайте Кузанского и ответы найдутся. Ссылку я вам давал. Вы увидите: что такое равенство, тождество, постоянство, что такое многое, части изменчивое. Только читайте не спеша. Впрочем я не настаиваю. Можете и дальше писать. Я конечно мог бы ответить на волнующие вас вопросы. Я над этим тоже размышляю. Но мне надо закончить свою статью. Когда закончу, тогда и ответы предстанут как очевидные.
Для меня этот вопрос распадается на два.
1. Каким образом яблоко образовалось в природе.
2. Каким образом яблоко могу сделать я.
1. Это вопрос о курице и яйце. Что вперед образовалось. Ответ - оба сразу. Так и яблоко - оно не образовалось, оно появилось сразу. И как говорил Парменид, почему бы ему не появится позже или раньше. Не понятно. Поэтому оно было до времени.
2. Никак.
Если позволите, скажу как вижу
Возможно, что это необходимость.
Когда говорим, что часть равна части, то автоматически вытекает и равенство содержаний. Что не является неожиданностью, а распространено. Вопрос в том, каким образом при равенстве содержаний из этих - делящихся частей - может образовываться целое.
Может, необходимостью объяснить (аксиоматизировать) способность к соединению частей в целое?
При дальнейшем делении частей (природных) неизбежно придём к тому, что дальше "не делится", заканчивается действие логики деления частей. И начинает действовать необходимось соединения.
Как только с необходимостью начинаем соединять части, то появляется новое содержание из одинаковых (двух) частей, новая форма-определённость.
Дилетант пишет:
В том то и дело, что при равенстве содержаний все рассыпается как карточный домик. Поэтому части и обязаны не только иметь!, но иметь различное содержание. В идеальном мире, где нет пространства и времени (пока) нет другого способа различаться, кроме как содержанием.
Но в какой-то момент это "деление" останавливается. Вы правы. Иначе мы будем иметь апории Зенона наяву, а не в страшном сне. И когда оно останавливается перед нами возникает первичная сущность Аристотеля. Конкретное яблоко, конкретный человек и т.п.
aegorev,
В идеальном мире, где нет содержания (пока) нет другого способа различаться, кроме как формой.
В идеальном мире, где нет формы (пока) нет другого способа различаться, кроме как вкусом.
В идеальном мире, где нет вкуса (пока) нет другого способа различаться, кроме как запахом.
В идеальном мире, где нет запаха (пока) нет другого способа различаться, кроме как звуком.
В идеальном мире, где нет звука (пока) нет другого способа различаться, кроме как наощупь ... etc., etc, пока не устанем философствовать. :)
Признаю, "погорячился" ...
Один леший никогда не видел людей. Всё видел , а людей не видел. Даже когда люди наступали ему на ногу или шею , он их всё равно не видел. Особенность такая. А мусор от людей, которые те оставляли после пикников видел.
И как-то он с ужасом заметил: "Кучи мусора множатся на глазах!"
Чего не вижу я? :)
Вы не видите комичности ситуации. Вы хотите описывать определенность как ЧТО, но при этом хотите избежать вопросов о том, в чем значение этого ЧТО. Вопросы то до обидного просты. Допустим есть определенность... А в чем значение этого "есть"? Соединяет ли оно что, интегрирует ли... или просто есть похожесть, сходство, аналогичность вещей... Вы говорите: "определенность - самое первое основание мира и бытия". Ну и поясните как это основание действует, в чем его значение, является ли оно причиной чего-либо или нет и т.п. и т.д.
Определенность как основа всего, присутствует в чем-угодно. Иначе она не была бы первоосновой. Но эта "глобальная" определенность так устроена, что имеет частные определенности, по своему устройству похожие на глобальную. Сразу замечу, что частная определенность "не висит в безвоздушном пространстве", она является частью этой самой "глобальной определенности". Ну а значения этих частных определенностей - это то, что вы видите, слышите, чувствуете, мыслите, все что вокруг вас.
Определенность - это не сходство, не похожесть, не аналогичность и не причина. Эта самая что ни на есть реальность. Основные свойства которой, заключается в двух моментах, она есть и устроена специальным образом.
Если хотите, можно разобрать пример конкретной определенности (хотя я уже приводил такие примеры, может мало приводил ...).
Смотрите, что вы пишите:
Первооснова, фундамент всего замечательно. Но пока это только голословные утверждения. Допустим, что пока такая ситуация нас не напрягает. Идем дальше:
Так, эти "части" глобальной определенности, похожи на нее или являются частью? Быть частью и быть аналогом - это не одно и тоже. Ладно, смотрим дальше, может что-то позднее прояснится. Читаю:
Вот это по нашему! Сразу все проясняется и становится на свои места! Оказалось определенность синонимична реальности! Так какое слово надо отсечь бритвой Оккама? Никакое? Ну, тогда требуются дальнейшие пояснения.
Не хочу примеров. Хочу понять, что что же такое все таки есть Определенность. Какова ее структура, в чем ее значение для мироздания. Как "качество" и "количество", которые никак не контактируют, образуют Определенность. Меня такими, апеллирующими к моей интуиции, утверждениями о "есть" и "структуре", так просто не убедишь.
Часть глобального целого (всего) похожа по устройству на максимальное целое (всё). Это рекурсия такая ... Одно и то же устройство повторяется по дереву иерархии.
По поводу отсечения - это на ваше усмотрение. На мой взгляд, отсекать нет необходимости. Реальность - это скорее не философское понятие. Хотя сейчас (так как с бытием не разобрались, его оказалось мало) и реальность входит в учебники философии.
Структура похожа на то что мы знаем в физическом мире, сначало все пространство, оно содержит какие-то метагалактики, те галактики, дальше звездные системы, планеты, атомы ... Похоже. Только физический мир в свою очередь вложен в идеальный мир. Всю систему я пока не могу привести.
Качество и количество в определенности уже в контакте. На самом деле абстрактных качества и количества не существует. Это мы их (абстракции) различаем в мышлении. А в реальности они неотделимы друг от друга и они таковы с момента творения.
Ну, термины описывающие такое явление известны: микрокосм и макрокосм.
Определенность таковым тоже пока не стало. К сожалению. Чтобы стала, она должна быть четко очерчена. Пока такого нет.
Что такое структура, я в курсе.
И еще много чего )). Ладно. Видно мне так и придется свою статью дописывать )))
Не сразу Москва строилась ...
Все равно приятно встретить человека, которого занимают те же вопросы, что и тебя.
Согласен! Что есть, то есть!