Рассмотри пример тождества. А=А
Как не нарушать!
Формальный подход. (формальная логика)
Закон тождества. Закон тождества можно формулировать: «А есть А»
- закон содержит весьма важное требование, а именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло своё тождество. Если в нашем мышлении возникает представление какой-либо вещи (А), то оно и в дальнейших процессах мышления должно мыслиться с тем же содержанием, с каким мыслилось вначале.
Например, обсуждаем растение «лопух», то и далее проводим с ним разные манипуляции, как с лопухом. (a + b)(a + b) = aa + 2ab + bb
По закону тождества, всё то, что мы мыслим, должно оставаться тождественным самому себе.
Как он нарушается!? ни жив ни мёртв
(Фразеологизм «не жив не мертв» используется в качестве предикатива или наречной группы. В ряде языков — часть речи, используемая в качестве сказуемого и обозначающая процесс, состояние или качество, воспринимаемое как состояние)
Как вы могли заметить в формальном рассуждении «лопух» у нас «не жив не мертв».
Мы своим формализмом, не то, что погрузили его в формалин, а мысленно удалили из него всякое внутреннее Бытие. По сути – это ничто, то, что не существует. Но у нас есть волшебный ключ, реанимации тождества.
Диалектике не привыкать возвращать к жизни!
А = А есть, не более, как выражение пустой тавтологии. Этот закон мышления бессодержателен и никуда далее не ведет.
Чтобы быть тождественным надо изменяться, т.е. отличаться быть различием и тождеством.
«Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения»
Что это на самом деле так, это знаем только мы, поднявшиеся до идеи духа и тем самым возвысившиеся над абстрактным, формальным тождеством «я».
Слово Гегелю:
Знание истины само не имеет, однако, с самого начала формы истины; ибо это знание, на достигнутой теперь ступени развития, есть еще нечто абстрактное, — формальное тождество субъективного и объективного. Только когда это тождество разовьется до действительного различия и сделается тождеством самого себя и своего различия, — когда дух выступит тем самым как определенным образом различенная внутри себя целокупность, — только тогда упомянутая выше достоверность его достигнет своего внутреннего оправдания. - ГЕГЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ФИЛОСОФИЯ ДУХА
Что же касается дальнейшего удостоверения абсолютной истинности предложения о тождестве, то это удостоверение основывается на опыте постольку, поскольку ссылаются на опыт каждого сознания, которое, дескать, как только ему высказывают это предложение — А есть А, лопух есть лопух, — непосредственно соглашается с ним и удовлетворяется тем, что это предложение, как непосредственно ясное само по себе, не нуждается ни в каком другом обосновании и доказательстве.
При более близком рассмотрении этой скуки, вызываемой такой истиной, мы видим, что начало: «растение есть», делает приготовления к тому, чтобы что-то сказать, сообщить какое-то дальнейшее определение. Но так как затем лишь повторяется то же самое, то произошло, наоборот, нечто противоположное этим приготовлениям: ничего не было сказано. Такая тождественная речь противоречит, следовательно, самой себе. Тождество, вместо того чтобы быть в самом себе истиной и абсолютной истиной, есть, поэтому, наоборот, нечто противоположное; вместо того чтобы быть неподвижным простым, оно есть выхождение вне себя к разложению самого себя.
Другое выражение начала тождества: А не может быть одновременно А и не-А, имеет отрицательную форму; оно называется началом противоречия. Обычно не дают никакого оправдания относительно того, каким образом присоединяется к тождеству форма отрицания, которой это предложение отличается от предыдущего. — Но эта форма получается оттого, что тождество, как чистое движение рефлексии, есть простая отрицательность, которую приведенное второе выражение предложения содержит в себе в более развитом виде. Высказывается А и не-А, чисто другое того А; но это не-А. появляется только для того, чтобы исчезнуть. Тождество, следовательно, выражено в этом предложении как отрицание отрицания. А и не-А различны; эти различные соотнесены с одним и тем же А. Тождество, следовательно, изображается здесь как эта различенность в одном соотношении или как простое различие в них же самих.
Из этого явствует, что само начало тождества, а еще больше — начало противоречия, имеют не только аналитическую, но и синтетическую природу. Ибо последнее содержит в своем выражении не только пустое, простое равенство с собой и не только вообще другое этого равенства, но даже абсолютное неравенство, противоречие в себе. Само же начало тождества содержит в себе, как мы обнаружили относительно него, рефлективное движение, тождество, как исчезание инобытия.
Вывод, получающийся из этого рассмотрения, заключается, стало быть, в том, что, во-первых, начало тождества или противоречия, взятое в том смысле, что оно должно выражать как истину, лишь абстрактное тождество в противоположность различию, не есть закон мышления, а есть, наоборот, противоположность такого закона; и что, во-вторых, эти начала содержат в себе более, чем ими хотят сказать, а именно, эту противоположность, само абсолютное различие.
Кому не все понятно, читайте Науку Логики. Гегель Вторая глава ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СУЩНОСТИ ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ. А лучше с самого начала.
Комментарии
Ну да, всякое тождество имеет смысл тогда и только тогда, когда в нём имеется хоть какое-либо, но различие. Это аксиома. Что тут можно обсуждать?!
Макарыч, 12 Март, 2024 - 20:54, ссылка
Обсуждать здесь можно много. Дело даже не в логике, как науке. А в том, что если человек не понимает единство тождества и различия, то это шаг к помешательству или безумию.
Единство и противоречие в себе субъективного и объективного.
Есть ..особые виды состояния помешательства, то их различают обыкновенно не столько по их внутренней определенности, сколько скорее по внешним обнаружениям этой болезни. Этого для философского рассмотрения недостаточно.
Таких больных легко найти на ФШ
Она возникает из неспособности фиксировать свое внимание на чем-либо определенном и состоит в болезни блуждания от одного предмета к другому. По большей части это зло неисцелимо. Глупцы этого рода наиболее обременительны.
Некотрые писатели и комментаторы ФШ являются полнейшим воплощением хаоса и глупости.
Пример от Гегеля:
В общем-то, да, это не то чтобы шаг к невежеству, это скорее нежелание выбраться из привычного невежества.
Я не сторонник быстрых оценок и обобщений, у каждого есть свои нюансы, а со своими нюансами лучше разбираться самому, хотя и можно спросить у кого-то (вопрошание - не порок). Но я тоже не понимаю как можно не понимать таких простых вещей. Мне кажется это так просто, что нужно очень постараться, чтобы этого не понять.
Хотя, бывает, что людей на чём-то клинит. Каюсь, сам бывал этим грешен...
В общем, однозначности тут точно нет.
Макарыч, 13 Март, 2024 - 20:37, ссылка
Макарыч, чем больше вы будете разбираться в диалектике, тем больше вы увидите словоблудия здесь на ФШ. То, что здесь называют философией, и так же в институтах, к философии, как к поиску методологии Истины имеют микроотношение.
Пример - О нарушении закона тождества
Макарыч, 12 Март, 2024 - 20:54, ссылка
Ну и ну. Тождество - это Равенство, Одинаковость.
Про некие Различия возможно говорить тогда, когда под "Тождеством" понимается абстрактная единая, единичная Сущность. И то, Различия при этом будут являться некими принадлежностями этого Сущего (Тождества), но никак не являться самим "Тождеством", или же какой-то сутью "Тождества". Т.е. Различия - это производное от абстрактного Сущего.
Вы это о чём?
Кто здесь тождество называет различием? Или смешивает тождество и различие?
Здесь говорят о том, что у всякого тождества одновременно есть и различия. Абсолютное тождество это есть одно и то же, одно, неразличённое. С чем отождествлять станете одно?
Макарыч, 13 Март, 2024 - 20:53, ссылка
вы....
Различия имеются составной частью (множеством) этого тождества, или же сами тождества различны?
Т.е., тождество - это некая Сущность, как множество Различий, или же само тождество - это одномоментно и не тождество по сути?
Глупости.
Тождество, это логическая операция мышления (синтез). Тождество различного, это принцип всякого мышления (анализ и синтез). Это операции мышления! А не данности.
Этот принцип мышлением выполняется автоматически, неосознанно. Иначе мыслить невозможно. А предметами мышления может быть что угодно из каких угодно областей реальности и даже нереальности.
Тождество - это некое обнаруженное равенство (общность). Но это равенство всегда будет между чем-то и чем-то (различным), реальным или выдуманным - не суть.
И беда зачастую заключается не в том, что мышление обнаруживает некоторое тождество, а в том, что перенеся своё внимание на это обнаруженное тождество, оно забывает предыдущее о том, что это тождество между чем-то различным, различение которого им было произведено ранее.
Макарыч, 14 Март, 2024 - 17:49, ссылка
С вами все ясно и понятно.
Ну да, я стараюсь мыслить ясно.
Отлично сказано!
Как только мы начинаем мыслить осознанно, то мы, изучая диалектику, встаем на путь методологии понятия, развития.
Например, Я=Я, или Я есть Я, это тождество. Хотя уже здесь есть различие я-объект, я-субъект. Я-субъект выделил, различил себя из Объекта Человек(ов). И далее Я-субъект осознает, начинает понимать себя как предмет исследования. - Можно сказать, это начало самосознания. И правильнее записать Я=не-Я, или вообще А=не-А.
Ну и где же тут различие? - налицо АБСОЛЮТНОЕ формальное тождество, а то может вас внешний вид записи смущает? - дык вы закройте тогда глаза что ли...
Читайте внимательно с самого начала, раскройте глаза - Там и написан пример формального тождества http://philosophystorm.ru/zakon-tozhdestva
Потом комментарий Таких больных легко найти на ФШ http://philosophystorm.ru/zakon-tozhdestva#comment-580771
--- pol_nick, 12 Март, 2024 - 23:23, ссылка
А чего ж вам не привести хотя бы парочку конкретных примеров "тождества, включающего в себя различие"? - все признательны вам будут - слабо? - а то может они эти примеры и так всякому дураку ведомы?
Victor_, 12 Март, 2024 - 23:32, ссылка
Victor_ - Я дал ссылки, где читать о различении. Здесь главное не то, что я вам дам, а то, что вы способны поянть читая Науку Логики, таким образом методология понимания хотя бы застрянет на время в вашей голове.
Или есть еще вариант, как пример лечения, котрый приводит Гегель:
Спасибо за пример...
Приведу вам один глобальный пример.
1) Вселенная равна, тождественна самой себе. Но вместе с тем включает в себя множество различий. Если бы Вселенная просто равна, тождественна, а в себе не имела различие. То не было бы тебя Виктор на свете, и ничего бы не было. Аминь.
2) Виктор тождественен самому себе. Но он отличен от себя в каждый момент времени. Если бы этого не было, то не было бы Виктора. Ни движения в пространстве ни времени. Аминь
Известно 2 критерия истины - практика и логическая непротиворечивость.
Пример истин - Периодический закон элементов, Генетический код, Закон электромагнитной индукции.
Развитие химии показало истинность таблицы, открытой Менделеевым.
2+2=4 - истина...
Вы можете перечислять все таблицы,
все законы до забора и пока не потемнеет
Что останется
После меня?
Цветы — весной,
Кукушка — в горах,
Осенью — листья клена.
А.Ф.Лосев СÁМОЕ САМÓ1 о Диалектике тождества и разичия.
4. ДИАЛЕКТИКА ТОЖДЕСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СФЕРЕ СМЫСЛА
1 Работа «Самое само» была написана в начале 30-ых годов. Это — крупное и самостоятельное произведение посвящено углубленной проработке понятия первоединого (Катречко С.Л., ред. сканирования).
О законе тождества здесь хорошо сказано: https://youtu.be/BV2pR6ZxFUY
Природа сообщает - физическое пространство неевклидово
Евклидово пространство не единственное
Ранее считалось, что Евклидова геометрия — это единственно возможная наука, которая описывает свойства пространства. Лобачевский доказал, что геометрию можно рассмотреть через призму сферического объема, а не плоскости, на которой работал Евклид.
Лобачевский назвал свою геометрию «воображаемой». Но, скорее надо назвать "геометрию" Евклида - воображаемая!
В основе элементарной геометрии лежат пять постулатов:
Николай Лобачевский смог опровергнуть пятый постулат науки Евклида. Для доказательства теории ученого можно использовать модель Пуанкаре для круга, где через точку, которая не лежит на прямой, можно провести множество непересекающихся отрезков.
«Воображаемая геометрия» Лобачевского. Через точку M можно провести сразу несколько прямых, не пересекающих прямую D.
Во вступлении к своей книге «Новые начала геометрии» Лобачевский решительно заявляет[32]:
Геометрия Лобачевского – не единственная из неевклидовых. Так, Георг Риман также активно занимался над созданием новых учений. Согласно его выводам, прямая, находящаяся в одной плоскости с другой, пересекается с ней.
Геометрия Лобачевского буквально обрушивала многие привычные науке представления, формулы и положения. К примеру, если в «евклидовой геометрии» сумма углов треугольника равна 180°, то в гиперболическом пространстве эта сумма всегда меньше указанного значения. Традиционные законы и простота вещей сводились в этом случае на нет.
Николай!
Никакого пространства, как такового, как некой природной сущности в ПРИРОДЕ не существует!
Это установлено в моей "Теории Природы".
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Литература
Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.
В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885,
«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882),
«Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093),
Статьи по ТП (https://proza.ru/avtor/yusrob),
Статьи по ТП https://vixra.org/author/robert_yusupov).
PS А здесь сообщения и комментарии (в том числе мой) высвечиваются на экране как обычно!!
PS Для вас pol_nick: https://proza.ru/2024/03/28/637
Я уже написал, что пространства нет в объективной логике Бытия. Но постранство есть как продукт сознания, субъективная категория..
Но постранства нет без времени - их единство, есть единство противоположностей.
И пространства нет без существования материи и т.д..
Пусть последнее слово останется за вами!
Я свою позицию изложил!
Я считаю, что ПРИРОДА устроена именно так, как это представлено в "Теории Природы"!
И я в этом нисколько не сомневаюсь!
Остаюсь на своих позициях!
Честь имею!
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Литература
Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.
В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885,
«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882),
«Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093),
Статьи по ТП (https://proza.ru/avtor/yusrob),
Статьи по ТП https://vixra.org/author/robert_yusupov).
Автор наколбасил всякого. Тождество : А есть А. Противоречие: А есть не А. Разность: А не есть В. Так. Что касается Кота Шредингера, то Шредигер придумал его, чтобы продемонстрировать принцип неопределенности. Помимо истины и лжи в логике существует третье значение: неопределенность.
сам ты "Die beleidigte Leberwurst spielen". Не понимаешь, не помнишь, что было уже написано!
Уже было написано - Закон тождества. Закон тождества можно формулировать: «А есть А»
Но! Противоречие: А есть не А или Противоречие: А есть не А Об это здесь я писал сотню раз.
Отрицание существования противоречия есть неопределенность
Отрицание существования противоречия есть неопределенность.. ничего не понимаю
Пустая тавтология... Математики на поиски этих пустых тавтологий полжизни кладут и называют это аксиомами... К чему бы?
Да хоть всю жизнь кладите - А=А, точка=точка,ταὐτολογία ← ταὐτό «то же самое», то же, и то же - скука смертная. Потом извиняются: "прости-ите за тавтологию".
А хрен вам! Сказал Гёдель.
Шрёдингер ходил по комнате в поисках нагадившего котёнка, а тот сидел в коробке ни жив ни мертв.
Это потому, что вы логику не понимаете. Любое знание строится от фундамента, а не от резного балкончика. Закон тождества - фундамент. На нём всё стоит. Как геометрия на точке . И ещё. Вы путаете словесную тавтологию и логическую. Это разные вещи.
Вы ничего не понимаете! Совсем!
Вы называете пустые тавтологии аксиомами.
- Это несусветная чушь.
И не надо своими дурацкими комментариями тут мусорить. Отнимать у людей время! Буду удалять...
стуканул Овчарёв Виталий и написал целый пост о Тождестве, как и ожидалось наполненный чушью. Там наслаждаются им. http://philosophystorm.ru/i-snova-o-tozhdestve
Мой коммент удалили, ну и пусть. Зато меня поддерживает МИД РФ и сенсей Лавров, мастер фразеологии.
Не поддерживает, однако, один, он весь в трудах, аки пчела -
раб мой лопушок
все при делах
стирает в пене,
гора трусов пред ним,
а порошка-то нет
pol_nick, 28 Март, 2024 - 23:00, ссылка
Уважаемый Николай!
что же его так расстроило? пересмотрел - ничего не обнаружил
не за
же.
Если
в оригинале F=F, то 0^0=1=F/F=qcBp+e-, очевидно.
p+=1/qc
e-=1/B