Теория сознания. Теория мышления. Связь слова(звука) и понятия.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 

Взявшись сказать несколько слов на эту тему я с столкнулся с необходимостью объять  необъятное. Поэтому единственная возможность пролить немного света на эти вопросы и не исказить это знание своим субъективным мнением, это привести несколько цитат тех, кто владеет этим знанием. От себя добавлю что в основе любой мысли лежит слово(звук) и понятие, поэтому для понимания  теории мышления нам необходимо рассмотреть три момента. Генезис слова, генезис понятия и что самое сложное взаимосвязь слова и понятия в их возникновении и развитии. Первых два момента освещены Шри Ауробиндо, третий разработан Махариши Махеш Йоги. Объем сообщения получается достаточно большим, но цитаты и так вырваны из контекста и дальнейшее сокращение приведет к полной не возможности что либо понять. Надеюсь это будет интересно, так как тут говорится много нового доселе вам не известного. И так Шри Ауробндо:

«Мои исследования убедили меня в том, что слова, подобно растениям, подобно животным, ни в коей мере не являются искусственными продуктами, а ростками – живыми ростками звука с определенными семенами звуков в их основе. Из этих семенных звуков развивается небольшое количество первоначальных корневых слов, дающих большое потомство, которое в свою очередь имеет последующие поколения, организующиеся в разряды, роды, семьи, отдельные группы, каждая из которых обладает общим стволом и общей психологической предысторией. Ибо фактором, который главенствовал в языковом развитии, была ассоциация – возникавшая в чувственном уме древнего человека – определенных общих значений или скорее определенных общих конкретных понятий и смысловых значимостей с произносимыми звуками. Процесс этой ассоциации был также ни в коей мере не искусственным, а естественным, управляемым простыми и определенными психологическими законами.

В самом начале звуки языка использовались не для того, чтобы выражать то, что мы бы назвали идеями; скорее, они были звуковыми эквивалентами определенных основных ощущений и эмоциональных значимостей. Именно чувства, а не интеллект создали речь. Пользуясь ведийской символикой: Агни и Ваю были первоначальными создателями человеческого языка, но не Индра. Разум возник из витальной и чувственной деятельности; интеллект в человеке строился на основе чувственных ассоциаций и чувственных реакций. Посредством того же процесса и интеллектуальное использование языка развилось, по естественным законам, из чувственного и эмоционального. Слова, которые изначально были своего рода витальными "выбросами", наполненными неясной смысловой потенцией, постепенно превратились в закрепленные символы точных интеллектуальных значений.

Следовательно, первоначально слово не было жестко связано с какой-то точной идеей. Слово обладало общим характером или качеством, гуна (guna), которое могло иметь большое число приложений, а потому обладать множеством всевозможных значений. И эта гуна, и ее следствия были общими для многих родственных звуков. Поэтому сначала родственные слова, семейства слов вступали в жизнь на коммунальной основе, имея общий запас возможных и реализованных значений, а также общее право на всех их; индивидуальность слов заключалась скорее в оттенках значений одних и тех же идей, нежели в исключительном праве на выражение какой-то одной идеи. Ранняя история языка была этапом развития от коммунальной жизни слов к системе их индивидуального права собственности на одно или более интеллектуальное значение. Поначалу принцип разделения был весьма гибок, но постепенно делался все жестче, пока семейства слов и, наконец, отдельные слова не смогли начать самостоятельную жизнь. Последний этап совершенно естественного роста языка наступает тогда, когда жизнь слова полностью подчиняется жизни идеи, которую оно выражает. Ибо на первом этапе развития слово есть сила столь же живая, даже более живая, чем идея – звук определяет смысл. На последнем же этапе эти позиции меняются местами: наиболее важной становится идея, а звук делается вторичным по отношению к ней.

удивительная черта языка на начальном этапе развития – огромное количество значений, которое может иметь одно слово, а также огромное количество слов, которые могут быть употреблены для обозначения одной идеи. Со временем это буйное изобилие сокращается. Вмешивается интеллект со своей все возрастающей потребностью в точности и своим все возрастающим чувством экономности. Вместимость слова чем дальше, тем становится все меньше, все труднее смиряться с грузом огромного числа слов для выражения одной и той же идеи, как и с чрезмерной нагрузкой идей на одно слово. Наконец, законом языка становится значительная, хотя и не слишком жесткая языковая экономность, которую умеряла потребность в известном многообразии оттенков. Однако санскрит так и не достиг финального этапа этого развития – он слишком рано растворился в пракритских диалектах. Даже в своей поздней и наиболее литературной форме он изобилует разнообразием значений для одного и того же слова и избыточным количеством синонимов. Это обеспечивает ему невероятные возможности для риторических приемов, которые были бы в любом другом языке затруднительны, надуманны и безнадежно искусственны, особенно это относится к фигуре речи с двояким смыслом, шлеша (shlesha).

Ведийский санскрит представляет куда более ранний этап развития языка. Даже в своих внешних чертах он далеко не так фиксирован, как классический язык; он изобилует многообразием форм и флексий, он текуч и туманен, но в то же время различает тонкие оттенки в употреблении падежных и временных форм. С психологической стороны он еще не выкристаллизовался, еще не принял полностью жесткие формы интеллектуальной точности. Слово для ведийского риши все еще живая вещь, обладающая силой, творящая, образующая. Оно еще не превратилось в условный символ некой идеи, оно само – источник и творец идей. Слово несет внутри себя память о своих корнях, осознание своей собственной истории.

То, как риши использовали язык, определялось этой древней психологией Слова. Когда мы употребляем в английском языке слово "волк" или "корова", мы подразумеваем просто упоминаемых животных; мы не задумываемся над причинами, в силу которых мы обязаны использовать данное сочетание звуков для данной идеи – причина в незапамятной традиции этого языка; и мы не можем употребить это слово в каком-либо другом значении или с другой целью, разве что только в виде особого стилистического приема. Но для ведийского риши слово врика (vrika) означало "разрыватель", а потому в числе прочих значений – "волк"; слово дхену (dhenu) означало "вскармливающая", "выхаживающая", а потому – "корова". И доминирует при этом исконное и общее значение, а производное и частное – вторично. Вот почему сочинитель гимна имел возможность с такой гибкостью употреблять эти простые слова: иногда подчеркивая образ волка или коровы, иногда используя его, чтобы выразить более общий смысл, иногда сохраняя его только в качестве условного символа психологической концепции, в которой пребывала его мысль, иногда полностью теряя образ из виду. Только в свете этой психологии древнего языка мы должны понимать особые образы ведийской символики – как они используются риши, – даже те, что кажутся уж совсем простыми и конкретными. Именно так употребляли они слова типа гхритам (ghrita) – очищенное масло, сома (soma) – священное вино и великое множество других.»

Тайна Вед. http://integral-yoga.narod.ru/Sri_Aurobindo/The_Secrets_of_Veda/Sri_Aurobindo.

Из сказанного легко уловить общую тенденцию в развития языка – от общего к конкретному частному. Почему так происходит. Это связанно с развитием понятий о котором идет речь ниже. Оба эти процесса симметричны.

«Знанием мы называем осознание, привнесение предмета познания в бодрствующее сознание. Но что значит привнесение предмета в бодрствующее сознание? Откуда мы его привносим? Европейцу говорят, что извне; мы говорим, что изнутри, из самого сознания. Иными словами любой акт познания представляет собой акт сознания, направленный на что-то в самом же сознании. Первоначально все познаваемое существует в Парабрахмане, то есть в нашей неразделенной, всеобщей самосущности. Оно есть там, но еще не проявлено. Потом оно существует в чистом сознании, утробе вещей, порождающей идею формы, имени и качества. В причинном или каузальном состоянии сознания, которое содержит в себе идеальные первообразы вещей, познаваемое обладает уже именем, формой и качеством. В тонком или мысленном состоянии сознания у познаваемого появляется возможность меняться, развиваться и видоизменяться. Наконец, в грубо-материальном или эволюционном состоянии сознания оно действительно меняется, развивается, видоизменяется или эволюционирует. На причинном уровне нет эволюции, ничто не меняется, все вечное. Здесь пребывает Истина. На тонком уровне все является подготовкой к изменению; это состояние сознания, пребывающего во власти воображения и заблуждения, может быть названо сном, –– сном, который не до конца ложен, но и не отражает непосредственно ни причинного, ни грубо-материального уровня. На грубом уровне все развивается. Это уровень частичной истины, которая раскрывается путем превращения прежней истины в заблуждение, что называется разрушением, и превращения нового заблуждения в новую истину, что называется сотворением. На причинном уровне нет ни сотворения, ни рождения, ни смерти, все существует вечно и перемены наблюдаются лишь при переходе от первообраза к первообразу, от завершенности к завершенности.

Поэтому знать предмет означает на самом деле сознавать его в каком-то одном из указанных трех состояний сознания или во всех трех сразу. Познание грубого – это наука. Познание тонкого – это философия, религия и метафизика. Познание причинного – это Йога. Познавая грубое, человек познает его чувствами, тонкое он познает рассудком или вдохновенным разумом, а причинное – путем духовного постижения. Поэтому полное познание предмета включает в себя три операции, во-первых, наблюдение внешнего или объективный опыт, во-вторых, разумное изложение вашего понимания предмета и, в-третьих, наблюдение внутреннего или духовный опыт. Ученый начинает снизу и, если может, восходит до вершины. Йогин начинает сверху и, чтобы получить окончательное доказательство, спускается вниз. Вы не ученые, вы учитесь Йоге. Поэтому говоря о познании вы должны понимать как осуществляется этот процесс: вы постигаете предмет в своем внутреннем опыте, размышляя затем над своим опытом вы наделяете его смысловым содержанием и словесной формой, сочетание которых (смысла и слова) образует мысль, и наконец, вы подтверждаете свой внутренний опыт внешним или объективным опытом.

Например, вы видите человека. Вы хотите знать, кто он, о чем думает и чем занимается. Как в этом случае поступает ученый или материалист? Он наблюдает за человеком, отмечая, о чем тот говорит, как звучит его голос, какое у него выражение лица, как он себя ведет и так далее. Все это объективно. Основываясь на своем объективном опыте, он начинает рассуждать. Он говорит: "Этот человек сказал то-то и то-то, следовательно, он думает так-то и так-то, его поведение свидетельствует о том-то, а его лицо...", – и продолжает далее в том же духе. Для восполнения недостающих фактов ему служат память и воображение, то есть личный опыт познания других лиц, самого себя и человеческой жизни вообще, какой она предстает в книгах и рассказах других людей. Он воспринимает, наблюдает, ищет сходство и различие, делает выводы и строит предположения, воображает, припоминает, – а совокупный результат этой деятельности называет объяснением, знанием, фактом. В действительности же его выводы носят вероятностный характер, ибо он не может быть уверен в их правильности, равно как и в правильности любых других продуктов своего ума за исключением сиюминутно наблюдаемых зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений. Всему остальному материалист не доверяет. Истинно для него только то, что он наблюдает при помощи органов чувств или то, что согласуется с его чувственными восприятиями.

А как поступает йогин? Он попросту устанавливает связь между собой и предметом как таковым. Не с формой, именем или качеством предмета, но самим предметом, его "самостью". Возможно, йогин никогда не видел форму этого предмета, не слышал его имени и не знаком с его свойствами, и тем не менее он может его познать. Потому что сам предмет един с ним, пребывает в самом познающем, в его Я, то есть в скрытой в человеке всепорождающей Великой Первопричине. В ней все соединяется с Атманом, нашим всеобщим Я, и настолько сливается с ним, что входя в соприкосновение с Атманом я могу знать все обо всем. Немногие йогины достигали этого состояния. Тем не менее, связь между собой и предметом я могу установить даже в причинном состоянии сознания – и познать данный предмет в своем внутреннем опыте. Я привожу себя, свою душу в соприкосновение с душой интересующего меня человека или предмета, на причинном уровне моя душа соединяется с его душой. Как я это делаю? Усмирив мысли, чувства и желания, я попросту обращаю к нему взор в своем разуме, Буддхи. Если мой разум совершенно чист или как следует очищен и не затронут чувственными восприятиями, я познаю интересующего меня человека или предмет в его истине. Я получаю истинное знание о нем путем духовного постижения.

Затем полученное знание мною нужно прояснить и уточнить. Для этого я должен разумно изложить его своему уму, то есть я должен его обдумать. Идеи, которые я вам излагаю, содержатся во мне в виде невыраженного знания; обретая словесную форму и точный смысл, они становятся мыслями. Большинство людей мыслит весьма туманно: употребляя неподходящие слова и наделяя предмет мышления неясным смыслом, они лишь отчасти выражают его. Йогин не должен так поступать. Он должен выражать свои мысли в ясных и точных высказываниях. Он может познать предмет и не размышляя о нем, но если он размышляет, то должен мыслить ясно и точно.

Йогин размышляет тогда, когда в этом есть необходимость, но делает это не так, как человек науки. Узрев силой своего прозрения предмет в его истине, он переводит истину на язык мысли; смысл увиденного является ему благодаря непосредственному восприятию, нужное слово – благодаря вдохновению, логические связи –– благодаря интуиции, а непосредственное интуитивное различение предохраняет его от ошибки. В результате этих четырех простых операций происходит окончательное осмысление созерцаемой истины. Если приходится доказывать свою мысль, йогин находит верные доводы интуитивно. В отличие от логика, ему не приходится мучительно следовать от одного силлогизма к другому.

И наконец, он подтверждает свое знание фактами объективного мира. Йогин узрел человека в его истине, всего лишь взглянув на него или его идею; ясно осмыслив постигнутую истину, он сравнивает теперь свои представления с поступками человека, его словами и т.п. Йогин делает это не для того, чтобы проверить истинность своего постижения, – ибо знает, что слова и поступки человека выражают его лишь отчасти и вводят исследователя в заблуждение, – но для того, чтобы посмотреть как истина, постигнутая им на причинном уровне, выражена на уровне грубо-материальном. Объективным проявлениям человека он доверяет лишь настолько, насколько они согласуются с более глубокой истиной, обретенной им с помощью Йоги.

Как видите, между научным и йогическим подходом к процессу познания существует огромная разница. Проблема, однако, состоит в том, что вы привыкли использовать ум и чувства для подчинения, едва ли не упразднения своих высших способностей. Поэтому применение их оказывается для вас затруднительным.»

 Йогическая садхана.  https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/sadhana/

Как видим эволюция понятия подобна эволюции языка от общего к частному, от знания истинны в своем состоянии единства к  знанию конкретных обособленных понятий.

Теперь осталось рассмотреть генетическую связь звука и понятия. Это самая сложная задача. Об этом говорит каббала рассматривая гематрию букб, на этом построен ветхий завет, в бессмысленном, на первый взгляд, перечислении имен и  цифр. На этом принципе построена Веда. По сути, речь идет об алгоритмах и программах разворачивающих процесс познания. Но впервые,  доступную нашему пониманию, модель этого процесса предложил последний из великой кагорты мудрецов, наш современник – Махариши Махеш Йоги.

Трудность здесь заключается в том, что в основном работы Махариши  существуют в форме видео лекций и пока не систематизированы и не опубликованы, за редким исключением. Поэтому некоторые моменты теории сознания – Апарушея Бхашья Махариши, будут изложены ниже со сылккой на брошюру «Введение в ведическую науку Махариши о сознании» которую можно найти только в групах трансцедентальной медитации, которые есть в каждом крупном городе. Эту теорию мы можем рассматривать как гипотезу дающую нам ключи к расшифровке древних священных писаний.

Рик Веда, по утверждению Махариши, это знание о Рик. Рик это слово произношение которого демонстрирует взаимосвязь покоя и динамизма. Звук Р символизирует динамизм, звук К точка коллапса звука Р. Когда мы произносим звук К мы говорим КА, за точкой коллапса К прячется скрытый звук А, который символизирует покой.

 В последовательности изначальных звуков  Веды имеются промежутки. Например, первый слог Рик Веды – это Ак. Переход от А и К содержит в себе коллапс звука А и появление следующего звука К. Таким образом между звуками А и К есть промежуток тишины, и этот промежуток как и все промежутки между звуками и слогам  во все Рик Веде играют ключевую роль.

Махариши объясняет что каждое последующее выражение звука рождается из специфической механики трансформации,  присутвующей в предшедстующем ей промежутке. Эта механика трансформации включает четыре стадии. Первая стадия включает коллапс первого звука. Вторая – это состояние не активности, включающее полное уничтожение слога до непроявленной тишины чистого сознания. Третья стадия – это состояние поля всех возможностей. В чистом сознании существуют все живые трасформации самовзаимодействующих динамик сознания. Эти самовзамовзаимодействующие  динамики составляют четвертую стадию, появление последующего слога.

Звук это вибрация и подобно электромагнитному колебанию она происходит в двух плоскостях (думаю вы понимаете что это образное выражение), вторая плоскость это выражение атомарного понятия. При сложении звуков в слова из атомарных понятий формируются понятия, которые нам доступны как значение или смысловая нагрузка слова.

Этот принцип последовательного развертывания Веды, на санскрите называется словом смрти , которое означает память. Принцип памяти поддерживающий последовательное развертывание чистого знания в Веде, замечательно похож на свойство памяти в ДНК благодаря которому развертывание биологической информации происходит упорядоченно и согласовано.

Теория Махариши очень громоздка, что бы сказать больше не хватит места в и так в уже раздутом сообщении. Но исходя и приведенных трех моментов,  думаю, общее представление о доктрине мистиков можно составить. Несомненно мы не должны принимать все это на веру, но и отмахиваться от этого, в наших исследованиях будет не разумно.

 

Комментарии

Аватар пользователя Виталий Андрияш

С. Борчиков обижается что никто не поддерживает его систему категорий. Андреев строит систему понимания понятия. Оба допускают одну и туже методологическую ошибку. Суть ее заключается в том, что они не понимают, как в прочем, и многие другие, механизма образования знания.

Понятия бывают двух видов. Первый - это понятия возникающие в результате опыта непосредственного восприятия . Суть этих понятий знание специфического. Эти понятия не могут быть объяснены, опыт или есть или его нет. Второй вид понятий относится к процессам, они возникают при исследовании причинно-следственная связей и нахождении общего или отличий. Эти понятия могут быть объяснены словами.

Инструментом получения понятий первого типа есть созерцательное различающее виденье.  Инструментом получения понятий второго типа является логическое мышление - интеллект. Например, скорость как процесс, есть результат деления пути на время. Это легко объясняется интеллектуально при помощи слов. Но время и пространство это знание полученное на основе опыта, оно есть у каждого, но интеллектуально его не может объяснить никто.

Методологическая ошибка Борчикову, Андреева и др. Заключается в том что они пытаются интеллект как инструмент познания понятий второго типа, применить для познания понятий первого типа. А он для этого не предназначен. Выше мной приведены цитаты мудрецов, которые объясняют процессы, но ни один мудрец не станет объяснять вам свой духовный опыт. Потому что если у нас его нет, то никакие слова тут не помогут.

Поэтому, Сергей, если вы хотите строить теорию мышления, то прежде всего определитесь какие процессы вы иследуете. Если это процесс образования связей между отдельными мыслями, то это наука логика. Если это процесс возникновения мысли, как его исследует Махариши, то это действительно новая тема.

Аватар пользователя rpa

.