Чарльз Дарвин
Если два племени первобытных людей, живших на одной и той же земле, вступали между собою в состязание, то (при прочих равных условиях) одолевало и брало верх то племя, в котором было больше мужественных, воодушевленных любовью к ближним, верных друг другу членов, всегда готовых предупреждать друг друга об опасности, оказывать помощь и защищать друг друга… Себялюбивые и недружелюбные люди не могут сплотиться, а без сплочения мало чего можно достичь. Племя, одаренное указанными выгодными качествами, распространится и одолеет другие племена; но с течением времени, судя по всей истории прошлого, оно будет в свою очередь побеждено каким-либо другим, еще выше одаренным племенем.
Если развить мысль Дарвина, можно предположить, что у человеческой цивилизации до нашего времени было два цивилизационных скачка (кризиса, фазового перехода).
1. В процессе естественного группового отбора - переход от простой иерархии в группе к общинным (кооперативным) отношениям, основанным на принципе «возлюби ближнего своего» и (или) реципрокном альтруизме, а также приоритета интересов группы над личными. Вероятно, это в немалой степени обусловлено появлением речевой коммуникации. Для сохранения преимуществ общинного строя, внутри групп необходимо было проводить искусственный отбор людей по указанным выше качествам.
2. С развитием технологий увеличивается количество ресурсов и численность членов общины. Обычные коммуникации не справляются качество информации, и основные принципы существования общин постепенно теряют свою актуальность. Возникает иерархический строй с вертикалью власти и специализацией. Вновь актуальным становится естественный групповой отбор (конкуренция), который приводит к ускорению технического прогресса. В многовековом соревновании иерархических групп побеждают США и начинают планомерно ослаблять конкурентов.
3. Развитие коммуникаций, когда информацией владеют все, ставит под сомнение актуальность иерархического (в наше время капиталистического) строя, понимая это иерархические группы либо ограничивают коммуникаций (регулирование интернета), либо осуществляют тотальный контроль.
Возникают предпосылки третьего цивилизационного скачка (кризиса, фазового перехода).
Вывод: Люди, в большинстве своем, это общинники, цивилизованный народ. Комфортнее всего они чувствуют себя в коллективе, реальном или виртуальном, сформированном на общинном принципе.
Задача: Создание интернет – ресурсов, которые помогут человеку самоопределиться, найти актуальную для себя цель, найти единомышленников, установить коммуникации и эффективно взаимодействовать для достижения общей для группы цели. В процессе успешного взаимодействия формируется иерархическая группа, которая сочетает справедливость общины и эффективность иерархии.
Комментарии
Георгий, как мне видится, Вы тут затронули слишком много тем. В разное время мне довелось на разных форумах обсуждать эти аспекты. И не до чего путнего мы в итоге так и не договорились.
Тема борьбы и солидарности - очень важная. Тема борьбы, например, положена в основание философии Гегеля, которую взял на вооружение Маркс, создавая свою теорию. В итоге имеем различные перекосы, в том числе и оправдание террора по отношению к целым социальным группам (классам). На одном из форумов мы, помнится, пытались добавить второе основание - солидарность, или же сделать на основе солидарности свою философию. Но как-то эти попытки быстро сошли на нет. Тем более, что там собрались в основном эзотерики, и каждый опирался на свои предпочтения в этой сфере.
Ведь тут же всё, как мне кажется, гораздо глубже. Т.е. разделение и объединение лежит в основе мышления и восприятия (разум и чувства). А ещё глубже - это различие между пространством и временем. В итоге эту парность можно найти везде, в том числе в отличиях между мужчиной и женщиной, хотя и там всё не так просто.
Есть фундаментальное различие между горизонтальной (Запад) и вертикальной (Восток) демократиями. И, кстати, конкуренция сильно отличается от соревнования.
Различия социализма на Западе и на Востоке, а также в СССР - тоже, как мне видится, из этой оперы.
В общем, вопросы эти наиважнейшие, но по ним, как оказалось, очень сложно договориться. Ведь реально за ними стоят идеологии и философско-мировоззренческие индивидуальные предпочтения. Например, социализм и либерализм вышли из христианства, но как они сейчас обычно воюют?! А ведь это всего лишь две стороны одной медали.
Ни в коем случае не навязываю свое мнение, но я практически уверен, что все цивилизационные переходы, значительные и не очень, связаны с межчеловеческими коммуникациями, т.е. со скоростью, объемом и достоверностью передаваемой информации и соответствия их материальному развитию человечества.
Также я уверен, что в эпоху первобытно - общинного строя происходил искусственный отбор в человеческих группах и большинство из нас генетические общинники со всеми вытекающими последствиями. Что , кстати, и подтверждает существование этого сайта, где почти никто не ругается и не троллит.
Без коммуникаций и рефлексии мы все превращаемся в стадо, с известными последствиями. http://philosophystorm.ru/k-situatsii-v-ukraine-razedinitsya-chto-obedinitsya#comment-87407.
Одной уверенности в чём-то маловато будет. Что, кстати, подтверждается тем, что на ЭТОМ сайте практически перестали ругаться после разделения на секции. Что также подкрепляется предоставлением каждой семье отдельной квартиры вместо коммуналки. Однако в каждой отдельной семье возникают свои проблемы. Так откуда они берутся?
Вот он, искусственный отбор в действии. См. ниже коммент Карагандинца
В "райских" условиях "Философского штурма" - это некритично, только слегка ущемляет самолюбие, но дисциплинирует и заставляет уважать мнение других. В традиционных - может быть крайне неприятно, в экстремальных - равносильно гибели.
Очевидно, что для существования любого человеческого сообщества необходим искусственный отбор.
Какие вообще проблемы? Никаких проблем не вижу.
И кто будет производить этот искусственный отбор? Персонально, пожалуйста.
Скоро уже роботов будут признавать живыми, а уж они-то гораздо правильней людей - не доставляют никаких проблем, и энергию сами себе добудут и отсортируют лучшую (крепкую, стабильную) часть от худшей.
Один такой уже занимался сортировкой.
Неправильно сформулировал, не необходим, а в каждом человеческом сообществе проводится отбор или ведется переформатирование личности. Важно, какие цели поставлены перед сообществом.
Человеком можно быть только в социуме, а значит в культуре. Кстати, конкретной культуре. А культура - это набор табу, ограничений. Т.е. любой социум взращивает то, что ему нужно. Но есть ещё процесс переопыления другими социумами (культурами). В итоге имеем ещё и "кукушат", несущих в себе другие социокультурные коды. Это конечно нормально, но результат таких переопылений может быть и негативным. Во всяком случае на определённом историческом отрезке.
Со всем сказанным согласен. Вы очень точно описали происходящие у нас процессы. Попробую еще уточнить свою мысль.
Искусственный отбор и переформатирование личности ведется в сообществе в соответствии стоящим перед ним целями, цели определяются в рамках культурных традиций и приоритетных задач, поставленных элитой перед сообществом, культурные традиции определяются религиозными традициями.
Огляделся вокруг и вижу, что нынешние цели и задачи не совпадают не только с христианскими культурными и религиозными традициями, но и с исламскими.
А с чьими же они совпадают?
Опять немного путано, но, надеюсь, меня поправят.
В том-то и дело, что определённости с целями и идеями в России нет. В конце 80-х - начале 90-х тихой сапой протолкнули либеральные ценности местного розлива. Они, эти "ценности" и сейчас доминируют в обществе, хотя их ценность явно девальвировала для большинства населения. Собственно, многие их и раньше не принимали. Сейчас произошёл "отскок" и "левый поворот" в общественных настроениях. Но власть-то пропитана либероидными идеями, дающими им возможность узаконить и капитализировать своё статусное положение. Собственно, всю эту "перестройку", вроде как, для этого и затевали, поэтому отказаться от результатов перевода народной собственности в руки паханата-олигархата нынешняя власть никак не может.
По поводу ругани. Здесь даже в мою бытность (я здесь всего с начала этого года) уже бывало всякое. Многих удалили, в том числе и меня. Именно за ругань, когда приходилось себя защищать при отсутствии реальной модерации. А троллей тут тоже предостаточно. Просто уже все устали на них реагировать. А уж как тут по поводу Украины бились!
Верегор, следуя вашему совету, я зашел в ваш блог, пробежался по заголовкам и сразу понял, что вы не ошиблись, когда записали:
У нас в наших воззрения уже видно много различий, но вывод, который вы делаете в данной заметке точно такой же, который делаю я.
Мы используем различные словесные символы, но смысл и суть, которую мы выражаем через наши словесные символы, одинаковые.
Я утверждаю, что человек исключительно в высшей степени коллективное живое существо, которое не способно к развитию и совершенствованию вне взаимодействий с другими живыми существами. Далее я повторяю ваши мысли о коллективе, о сообществе людей, но в других выражениях и с другими словесными символами.
---
Верегор, прошу Вас обратить особое внимание на то, что я использую термин "словесные символы", это очень важная вещь в моих исследованиях. У меня не было достаточного времени, чтобы данную тему расписать во всех деталях, но все самое главное о словесных символах, о словесных символьных системах, о других символьных системах, которые используют люди для общения, все самое важное и главное я описал в своих текстах. Все опубликовано на моем сайте в свободном бесплатном доступе.
Я пришел на данный веб-ресурс с вполне конкретной целью и эта цель сопряжена (я это уже вижу по заголовкам ваших заметок) с тем, о чем вы рассказываете. Сейчас у меня нет возможности растекаться словом по древу, потому что цель, ради которой я сюда пришел потребует от меня и от всех других людей, которые согласятся на сотрудничество, очень много сил и времени.
Прочитав данную вашу заметку, я окончательно решил, что прочту все, что вы здесь опубликовали, и обязательно прокомментирую.
Из прочитанного я вижу, что у нас различные пути и фундамент, но конечные выводы у нас с вами одинаковые.
Перехожу к следующей вашей заметке.
Спасибо, Тимур, я вижу, у нас будет о чем поговорить и поспорить - и это хорошо.
Если бы мы думали одинаково, то и говорить было бы не о чем.
Если под спором Вы понимаете процесс предъявления доказательств, то я согласен спорить. Но если вы под спором понимаете простое словесное препирательство ради тренировки в искусстве вербального жонглирования, то я пас.
Но я полагаю, что мы с вами сумеем понимать друг друга, сумеем найти общий язык.
Тимур, мне кажется, у Вас немного агрессивный настрой.
Да, Верегор, вы совершенно справедливо это заметили. Но я прошу Вас не обращайте на это внимание, это от перевозбуждения, которое проистекает из бесконечных проблем, с которыми я постоянно сталкиваюсь.
Очень вас прошу простите и не обращайте внимание на данное обстоятельство. Постарайтесь не обращать внимание на данное обстоятельство. Очень прошу.
Да я спокоен, Тимур, и Вам того же.
А что если перевернуть с ног на голову - и поразмышлять над справедливостью иерархии и эффективности общины?
В итоге мы неотвратимо придем к пониманию реальности симбиоза системы иерархия-община и ее справедливости-эффективности в развитии человека-человечества.
Несправедливость иерархии однозначна, эффективность ее ограничена развитием коммуникаций.
Справедливость простой общины условна, эффективность ограничена однозначно.
Про симбиоз вообще не буду, не дорос пока.
Мог ошибиться в формулировках, тороплюсь.