Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить». На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как «свобода воли». Мнение о свободе воли возникает из мнимого, кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик — что он свободно желает мщения, трус — бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо». Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, Творец.
Аффекты. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов — влечение или желание как проявление сущности человеческой природы и стремления к самосохранению. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, её стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания. Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он — часть природы. Он не может не подчиняться её порядкам и законам и бессилен перед ними. Естественные желания являются формой рабства. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше действие не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне нас. Рассудок и интуиция (ясное непосредственное постижение) призваны направить намерения человека на любовь к Богу. Википедия
Противоречия дуализма в объяснении взаимоотношения субстанции были преодолены нидерландским философом Бенедиктом Спинозой (1632 - 1677) на основе пантеистического монизма: для него мышление и протяженность - не две субстанции, а два атрибута единой субстанции. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама через себя. Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию.
Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается в каких - либо других причинах. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка.
Из диалогов:
- [Ницше только констатирует реального человека, который отнюдь не божественное создание, а продукт природы.] - Ницше как раз меньше всего понимал человека, его бесполое Тела в мышлении было безраздельно и фанатично до глупости, не стоит и биологию к человеческому относить, как и вы это делаете, это что сравнивать божий дар с яичницей. Гений Ницше в другом, в преодолении дуализма в мышлении, и именно он стал возвещателем новой философии устремлённой вперёд, и возращённой к монистической традиции мышления.
- Я не отношу биологию к человеческому. Человеческое в моём понимании не связано с материей. Человеческое в индивиде это только сознание, (душа в религии). Человек - это субъективный продукт общественного сознания. Человека придумала религия до этого человек был обезьяной и ей останется если лишится души (в материалистическом понимании человеческого сознания воспроизводимого искусственно человеческим обществом во времени). Человек состоит из тела и души, как нас учит религия. И с этим бессмысленно спорить поскольку религия и создала человека только человек объективную информацию о самом себе получил только недавно после открытия Дарвина. Только теперь раскрылся истинный смысл религиозных мифов о человеке и мы знаем что человеческое тело создал не бог, а природа и душа всего лишь сознание (атрибут, свойство живой материи), а человеческое сознание (душа) есть субъективный продукт эволюционирующего сознания.
- у вас дуализм тела и души, видимо Декарта начитались, даже у Спинозы уже такого нет. И конечно нам не договориться об основаниях в мышлении если для вас человек продукт, а не отправная точка, а души, сознания, или Тела, значения поэтому уже не имеет.