Дело в том, что человек является целью в себе самом лишь благодаря тому божественному началу, которое имеется в нём и которое сперва было названо разумом, а поскольку оно проявляется в деятельности и само себя определяет, - свободой. И мы утверждаем, что религиозность, нравственность и т.д. вытекают именно из этого источника и развиваются на этой почве и тем самым возвышаются над внешней необходимостью и случайностью...
Во всемирной истории может быть речь только о таких народах, которые образуют государства*. Ведь нужно знать, что государство является осуществлением свободы, т.е. абсолютно конечной цели, что оно существует для самого себя; далее, нужно знать, что вся ценность человека, вся его духовная действительность, существует исключительно благодаря государству. Ведь его духовная действительность заключается в том, что для него как знающего объектом является его сущность, разумное начало, что оно имеет для него объективное, непосредственное, наличное бытие; лишь таким образом он является сознанием, лишь таким образом он проявляется в нравах, в юридической и нравственной государственной жизни. Ведь истинное есть единство всеобщей и субъективной воли, а всеобщее существует в государстве, в законах, в общих и разумных определениях...
Ведь закон есть объективность духа и воли в своей истинности; и лишь такая воля, которая повинуется закону, свободна, потому что она повинуется самой себе и оказывается у самой себя свободной.
Гегель. Философия истории.
*) государство берётся Гегелем как абсолютная идея, предел, а не как историческое (народ), а тем более и вовсе не имеющееся в наличии, где ещё достаточно сильны профашистские тенденции в правовой системе государства, и анархо-синдикалистские группировки в должностной власти не подвластные закону.