сообщество означает "совместность", общество - означает пустоту, где совместность подразумевается только, как особая, и инструментальнообоснованная. Пустота- религиознопонимаемое "сообщество" имеющимися влиятельнымисиламиего. [сторонники теории превосходства "жизни" над разумом] - эти сторонники Маритеном выдуманы,жизнь и разумодно, иное дело когда разум не дотягивает дожизни, но это может касаться частногослучая, болезни, или шизоидности кого-то. "тогда как общество ближе к творениям разума, к мыслительным и духовным способностям человека" - "творение" и не является феноменомсообщества, а значит никакого отношения к нему не имеет, сообщество - самодостаточноеявление. "общественная жизнь, как таковая, объединяет людей посредством некоего общего объекта" - объект от ментальности, а значит несуществующее, и здесь Маритен переходит к мистическимсоображениям не имеющим отношения к реальности. "верно отметил Ж. Т. Дело, объект является данностью, предшествующей определениям человеческого разума и воли и действующей независимо от них, творя ..." - всё тут вроде верно, но имеющий ментальный объекткосвенно относится к сообществу, а значит никакого смысла не имеет это рассуждение о важности объекта как данности в конкретном случае. Биопол и представляемое им общество не имеют единства в сообществе, потомуи ментальныйобъект не имеет значения. "в обществе объект является задачей, которую следует выполнить, или целью, к которой следует стремиться и которая зависит от установок разума и воли людей" - тоже верно, но объектсоциального значения организуетсяискусственно, и на уровне права, и с этим только можно согласиться, и если им станет субъект права, но и вправовой системе только. "Сообщество является продуктом инстинкта и наследием конкретных условий и исторических структур; общество есть продукт разума и нравственной силы" - ха-ха, инстинкт не имеет влияние на социальное, а значит Маритен не видит в индивидесоциальногофактора, тогда как только в нём он и может находиться, а не в сообществе вовсе, или "обществе". Маритен тут явно отделяет волю от социальногодействия, а хотя только волюи можно отнести условно к инстинкту. Далее по тексту Маритена даже комментировать уже невозможно, мистическийбред больше наблюдается о сообществе. "Даже в естественных обществах, таких, как семейное и политическое" - семья и политика за пределами естественного, и если естественное никак не может покидать биопол, а тем болееиндивида, то и естественное общество бред, абсурд.
Вначале необходимо провести различие между понятиями сообщество и общество. Разумеется, эти понятия вполне позволительно употреблять в качестве синонимов, что я и сам делал много раз. Но столь же позволительно и правильно соотносить их с двумя видами социальных групп, фактически различных по своей природе. Это различие, хотя им и злоупотребляли самым прискорбным образом сторонники теории превосходства "жизни" над разумом, само по себе есть достоверный социологический факт. Как сообщество, так и общество являются этико-социальными и подлинно человеческими реалиями, а не просто биологическими. Но сообщество в большей мере связано с природой и с биологическим, тогда как общество ближе к творениям разума, к мыслительным и духовным способностям человека. Их внутренняя социальная сущность и их характеристики, как и сфера применения, не совпадают.
Чтобы понять это различие, необходимо вспомнить, что общественная жизнь, как таковая, объединяет людей посредством некоего общего объекта. В общественных отношениях всегда присутствует объект, материальный или духовный, вокруг которого переплетаются межчеловеческие отношения. В сообществе, как верно отметил Ж. Т. Дело, объект является данностью, предшествующей определениям человеческого разума и воли и действующей независимо от них, творя общий бессознательный дух, общие чувства и психологические структуры, а также многое другое. А в обществе объект является задачей, которую следует выполнить, или целью, к которой следует стремиться и которая зависит от установок разума и воли людей; цели и задаче предшествует творение разума индивидов - в виде решения или, по меньшей мере, согласия. Таким образом, в случае общества с определенностью возникает и берет главенство элемент объективности и рациональности в общественной жизни. Коммерческое предприятие, профсоюз, научная ассоциация являются обществами в той же мере, что и политическое общество. Региональные, этнические, языковые группы, общественные классы являются сообществами. Племя и клан суть те сообщества, которые подготавливают почву для политического общества и предвещают его приход. Сообщество является продуктом инстинкта и наследием конкретных условий и исторических структур; общество есть продукт разума и нравственной силы (того, что в античности называли "добродетель"). В сообществе общественные отношения исходят из конкретной исторической ситуации и окружающей обстановки: коллективные формы восприятия, или коллективное подсознание, имеют приоритет над индивидуальным сознанием, а человек является продуктом социальной группы. В обществе индивидуальное сознание сохраняет приоритет, социальная группа формируется [самими] людьми, а общественные отношения исходят из конкретной инициативы, конкретной идеи и добровольного решения личностей. Даже в естественных обществах, таких, как семейное и политическое, то есть тех обществах, в которых природа нуждается и сама придает им первоначальную грубую форму, в конечном счете общество исходит из человеческой свободы. А в сообществах, даже таких, как региональные или профессиональные сообщества, вырастающие вокруг какого-либо отдельного общества, например промышленной или коммерческой структуры, сообщество [как таковое] вырастает из природы - я имею в виду, - вырастает из адаптации человеческой природы к данной исторической ситуации или к непосредственному влиянию упомянутого промышленного или коммерческого общества на природную обусловленность человеческого существования. В сообществе социальное принуждение исходит от доминирования навязываемых человеку форм поведения и проявляет себя как предопределенность. В обществе социальное принуждение исходит из закона (law), или рациональных предписаний, или от идеи общей цели; оно требует индивидуальной совести и свободы, которые должны подчиниться велениям закона свободно. Общество всегда вызывает к жизни сообщества и чувства сообщества внутри или вокруг себя. Сообщество никогда не может развиться в общество, хотя оно может быть природной почвой, на которой при посредстве разума возникает та или иная общественная структура. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mariten/_..Сообщество и общество