Удивительно, но факт: почему такие "простые" феномены, как, например, "зеленое" или "боль", требуют для своего появления такой наисложнейшей "машины", как мозг?
Почему такая простота, как СОЗНАНИЕ, "порождается" такой СЛОЖНОСТЬЮ, как мозг?
Это же относится и к еще более "элементарной вещи" как мое существование.
Почему это никого не удивляет?
Что то здесь не так.
Ибо получается, что "гора (мозг) родила мышь (сознание)
Комментарии
Какие чудовищные усилия приложила природа, чтобы породить такую элементарщину, как, например, зубная боль! Начинаешь соглашаться с теми, кто считает, что появление сознания - побочный продукт эволюции, случайно образовавшийся, и эволюции совершенно ненужный. И в биологии, действительно, существуют такие признаки у живых существ.
sum, 12 Февраль, 2017 - 22:11, ссылка
Все ваши потуги, молодой человек, от нежелания мыслить. Что еще за чудовищные усилия которые приложила природа? Вы сами вчитайтесь в вашу инфантильную писанину космической глупости. Решите для себя хотя бы один вопрос, у вас сознание в мозге или мозг находится в вашем сознании?
Почему для порождения "субъективного" необходимо такое колоссальное усложнение "объективного"?
Почему для всего лишь знания булыжником того, что вне него - другой булыжник, ему нужно стать мозгом с миллиардами клеток?
Какую мощную "информационную" артиллерию задействовало мироздание, чтобы хоть что-нибудь стало протекать "не в темноте"!
Зачем все это?
Это действительно очень удивительно, что вы свой мозг используете только для различения таких феноменов, как "зеленое" и "боль". Да еще на различение своего существования. Обычно люди используют мозг более продуктивно, для решения более сложных задач.
Остается только удивляться, что мешает вам использовать свой мозг для решения задач посложнее))) Но тут уж, кто на что способен.
Для шахматной партии необходим бОльший ресурс мозга, чем на генерацию боли от укола иголкой. Но и в том и в другом случае задействованы колосальные по своей сложности и функционированию системы.
Ведь любое квалиа - очень "просто". В отличие от мозговых структур, которые его вызывают.
И где проблема? Вы считаете, что было бы более рациональным, если бы для регистрации боли использовалась бы одна структура, один мозг, а для игры в шахматы другой? Совместить это никак нельзя? Ну типа, для поездки в магазин один автомобиль, а на дачу - другой? И ни дай бог, перепутать)))
То есть предположить, что мозг, изначально используемый для элементарных различений, потом стал использоваться и для игры в шахматы, это для вас очень сложно?
Совместить можно. Но и для генерации "элеметарной боли" задействовать столько нейронов...
Повторюсь: Ведь любое квалиа - очень "просто". В отличие от мозговых структур, которые его вызывают.
Ну так и для поездки в магазин, задействованы все системы автомобиля, а не маленькая "магазинная" часть, по сравнению с его участием в гонках)))
Где проблема?
Не знаю на каком уровне усложнения нервных систем появились зачатки сознания, но думаю для этого потребовались миллионы нейронов.
Да и у первобытного человека были задачи - не ахти сложные.
Что касается Вашей метафоры с автомобилем, то воспользуемся и ей. Зачем использовать автомобиль, что бы пойти и купить хлеба в соседнем доме? А природа так и делает. Изначально ей нужен был только в булочную. И она для этого почему-то стала использовать "Феррари"? Это уже потом человек приспособил ее и F1.
Так же и с мозгом. Неужели для субъективного различения зеленого от красного необходимо много тысяч клеток и процессов?
Это резонный вопрос, когда нет авто. А когда он уже появился, то странным вопросом является уже другой: зачем ходить пешком, когда есть машина?
Вы что серьезно не понимает абсурдность вашего вопроса? Типа, зачем сотня лошадиных сил у двигателя только для того, чтобы съездить купить хлеба? Или вы действительно не используете свой мозг для решения задач не сложнее распознания красного цвета? Тогда действительно возникает проблема - зачем он вам такой сложный?
Действительно, зачем 100, чтобы съездить за хлебом? Но задействовано то именно 100, а не 0,1. И только в данном случае - всего-то для покупки хлеба. Весьма нерационально. Это-то и удивляет.
Еще раз: ЛЮБЫЕ сознательные "различения" несоизмеримо проще их субстрата - мозговой активности для этих различений. И именно для СОЗНАТЕЛЬНЫХ различений.
А есть другие? Вы что-то различает несознательно? Типа различаю, но не осознаю)))
У Вас РАЗЛИЧЕНИЕ - основная функция сознания. Наподобие теории отражения в диамате. Можно, по аналогии, даже найти прообраз различения в неживой природе: замок РАЗЛИЧАЕТ ключи ,и открывается только своему, "родному" ))
Такое ощущение, что вы часто балуетесь амфетамином, а когда наступают распады вы запираетесь у себя в комнате и строчите депрессивно-мизантропические комментарии на ФШ.
Феномены "зеленое" и "боль", что есть ощущения, разве их наличествование не есть некое чудо, увенчивающее собой психофизическую и психофизиологическую проблемы, значит, кажется не всё же здесь просто, что недостойно хоть какого-нибудь дискурса. А если мы берёмся различать и далее сравнивать вот эти и прочие ощущения - они же, сущностно друг к другу безотносительны и их многообразие, именно многообразие безотносительных(сущностно) друг другу переживаний - просто поражает и все они как-то уживаются в едином субъекте переживания.
К примеру: я держу в руках какой-то конкретный предмет, а вместе с тем и смотрю на него, моя познавательная способность(здесь принято говорить сознание), в общем она обретает тактильное ощущение, а вместе с тем и зрительное, вот эти два ощущения высказываются об одном(!) предмете. Оба эти ощущения, ну скажем - зелёное и шершавое - безотносительны (индифферентны, трансцендентны) друг другу, короче говоря, им нечего сказать друг о друге, кроме того, что они конституируют один и тот же предмет и это странно и удивительно, удивительно и то, что сознание соединяет эти знания(ощущения).
Конечно, каждому своё и, что для нижнего потолок, для верхнего - сугубо пол и тем не менее, довольно странно, что если человек задаёт, хотя бы мимоходом и от части, подобные вопросы, ему просто вежливо указывают на дверь, образно говоря.
Этому удивлялся еще Лейбниц.
Не зря же он называл душу "простой субстанцией" , по сравнению со сложной "мозговой мельницей"
Почему про это забыли сейчас?
Но сознание-то (предпочитаю для простоты называть этим словом всю вашу экзистенцию вместе с разными там квалиями и прочей фигнёй) эволюционирует (вместе с мозгом). У червяка попроще, у вас уже чуть посложнее. А все эти"простые субстанции", "сложные мельницы" - какой бы авторитет это не сказал, всё это чушь собачья. Ибо это лишь субъективное ощущение индивида - сложность, простота. Не вы создали мозг и сознание, вы не соображаете, как всё это точно работает, так не вам и судить о сложности.
Я не специалист по информатике, где ,по-видимому, существует критерий меры сложности системы. Но последнее - объективный критерий. Который ,например ,показывает, что компьютер сложнее, чем счёты.
Какой-то мракобесный терроризм...
Мозг никогда не воспринимает один лишь только цвет. Воспринимается сложная интегрированная картинка. Уже потом, в описании, по памяти, можно выделить некий компонент: линию, цвет, текстуру и т.д.
Но структура образа несравнимо проще структуры мозга этот образ сгенерировавшей.
Но мозг-то эволюционировал чтобы адаптироваться к максимуму наблюдаемых, необходимых для выживания. Понятно что в каждом конкретном наблюдении участвует ограниченное число нейронов. В следующий момент, при других условиях - другое. Вы о чём то банальном говорите?
Я имею ввиду, что чтобы создать у меня элементарное ощущение боли должна появится очень сложная система нейронного возбуждения, состоящая из десяток или сотен тысяч нейронов. Боль - "проста", а ее материальный субстрат очень сложен.
Чтобы появилось ощущение света, достаточно попадания на сетчатку глаза нескольких фотонов. Естественно, этот сигнал возбуждает множество нейроансамблей связаанных с локализацией, оценкой интенсивности, соотнесением с опытом и т.д, превращаясь в сложную осознаваемую картинку, сходную с приведённым выше графиком. Так эволюционно организован мозг, что простой сигнал от единичных рецепторов, производит возбуждение значительного числа нейронов. То же самое с болью - возбуждение нескольких специальных сенсорных рецепторов приводит к "лавине" возбуждения нейронов. Простота лишь кажущаяся. Как опытный глаз художника способен различить тысячи оттенков там где простой человек "видит" несколько цветов, так и боль "проста" по неопытности.
Вопрос принципиальный.
Для порождения элементарного квалиа необходим весь набор каскадов из возбужденных нейронов, или очень малая часть, а остальные отвечают за отображение иных характеристик мира? Если субъект может зафиксировать попадание только одного фотона на сетчатку глаза, то за этот образ отвечает как бы "только один нейрон", или набор каскадов возбужденных нейронов? Вспышка света при этом - кумулятивный эффект, или огромное число возбужденных нейронов - лишь сопровождают этот образ, а само квалиа зависит только от одного нейрона?
Были ли проведены эксперименты для ответа на этот вопрос?
На текущий момент регистрируется возбуждение определённых участков зрительной коры при попадании одиночных фотонов на сетчатку. Выглядит так, что всегда воспринимается картина мира. Если присмотреться к "пиле" на картинке визуального восприятия, то там заметно, что "визуальный гештальт" постепенно формируется из "микрогештальтов". Вертикальная сторона каждого "треугольника" - это редукция ВФ, формирующая часть цельного образа - восприятия. "Микроосознание" при этом может проходить мимо того сознания о котором человек позже говорит как о целостно воспринятом качестве.
Объективный критерий? Сравнить устройство мозга с сознанием? Вы серьёзно?
А почему нет? Или это - как божий дар с яичницей?
Я давно не был так серьёзен...
"Почему это никого не удивляет? " - к теориях квантового сознания это не удивительно, потому что описано и объяснено.
Сознание - простая вещь потому что это простой момент редукции сложно сконфигурированной квантовой системы. До возникновения момента осознания есть конфигурации мозга, связанные с формой, цветом, текстурой. Но в качества всё это превращается в момент осознания, т.е. когда у квантовой системы обнаруживаются редуцированные актуальные оценочные характеристики (у простой системы, напр. электрона - спин определённого направления, у сложной системы, напр. нейроансамбля - определённое ощущение, например ощущение зелёного крокодила) .
(На картинке BING! -ом обозначен момент осознания, интегрирующий в единую осознанную картинку все предшествующие моменты осознания цвета, формы и т.д.)
Не могли бы подробнее описать, как происходит процесс "свертки" сознанием волновой функции мозга
Зависит от теории КС. В теории Хамероффа-Пенроуза сознание и есть свёртка. Или момент объективной редукции (ORCH-OR) определённого числа нейронов (массы тубулинов) порождает момент осознания. Последовательность моментов осознания есть то, что обычно называется сознанием. Вам нужны подробности теории ORCH-OR, т.е. как именно определённая делокализованная масса "схлопывается" (само-редуцируется) по формуле E(g)=h / t ?
Насколько я понял, в модели Эверетта сознание сворачивает ВФ, порождая локальность вещей. А в теории ХП, наоборот, редукция ВФ приводит к появлению сознания. Но в чем причина объективного механизма сворачивания ВФ?
По Эверетту сознание ничего не сворачивает. ВФ вообще не сворачивается.
У Пенроуза причина сворачивания - в собственной гравитационной энергии, действующей на КС находящуюся в состоянии суперпозиции. Чем больше масса, тем больше энергия, и тем быстрее сворачивается. t=h/E(g) - где h - редуцированная постоянная Планка. Поэтому такая редукция и названа "объективной".
Каким образом теория ХП объясняет, как в квантовых нейронных трубочках образуются квалиа: боль, краснота, и прочее? Почему субъективный опыт появляется именно в них при сворачивании ВФ? И почему он отсутствует при других редукциях и взаимодействиях в других квантовых систем? И почему образуется некое субъективное единство. именующееся "душой", сознанием , "существованием?
Безотносительно теорий ХП, в квантовой механике вообще, характеристики объекта в принципе появляются при измерении, или взаимодействии объекта измерения с измерительной системой. Недавно были закрыты последние loopholes в экспериментах по "локальному реализму", и и в общем теперь мало кто из физиков сомневается, что до взаимодействия квантовых систем, система имеет собственных элементы реальности (т.н. скрытые параметры, определяющие исход измерения). То есть характеристики системы появляются только на момент измерения, и характеристика определяется характером взаимодействия и содержанием взаимодействующих систем. Если квалиа есть субъективная характеристика воспринятого, то оно порождается точно так же как характеристика элементарной частицы при измерении. Естественно эта характеристика приватна для взаимодействующих систем (см. парадокс друга Вигнера). И её содержание определено измеряющей системой.
Мое знание КМ - забытый курс лекций 30-летней давности на физфаке... Но ведь до взаимодействия КС уже есть результат взаимодействия? Да и после него не перестают ими быть? Отсюда - гипотеза Эверетта?
Значит субъективной приватности как таковой нет, и после всякого взаимодействия КС их изменения приватны?
"Суть эксперимента
Юджин Вигнер ввел категорию друзей. После завершения опыта экспериментатор открывает коробку и видит живого кота. Вектор состояния кота в момент открытия коробки переходит в состояние «ядро не распалось, кот жив». Таким образом, в лаборатории кот признан живым. За пределами лаборатории находится друг. Друг еще не знает, жив кот или мёртв. Друг признает кота живым только тогда, когда экспериментатор сообщит ему исход эксперимента. Но все остальные друзья еще не признали кота живым, и признают только тогда, когда им сообщат результат эксперимента. Таким образом, кота можно признать полностью живым (или полностью мертвым) только тогда, когда все люди во вселенной узнают результат эксперимента. До этого момента в масштабе Большой Вселенной кот остаётся живым и мёртвым одновременно."
Странно... Ведь само положение дел и УЗНАНИЕ о нем - разные вещи. После открытия коробки КШ уже либо мертв ,либо жив, вне зависимости о того знают об этом друзья или нет. Думаю мне недоступно и понимание парадокса и с КШ...
Извините, случилась ерунда с редактированием.
"и и в общем теперь мало кто из физиков сомневается, что до взаимодействия квантовых систем, система имеет собственных элементы реальности (т.н. скрытые параметры, определяющие исход измерения)."
читать как
"и в общем теперь мало кто из физиков сомневается, что до взаимодействия квантовых систем, система НЕ имеет собственных элементов реальности (т.н. скрытых параметров, определяющих исход измерения)."
Т.е. Бор был прав, Эйнштейн не прав. Впрочем, это отдельная тема.
Наше тело и наш мозг тоже не имеют реальности?
Да, нереальны. Но имеется ввиду нереальность в классическом смысле, когда характеристики предзаданы, существуют независимо, и мы их лишь измеряем с той или иной степенью точности. В квантовом смысле характеристики (качества) создаются окружением и можно предсказать лишь их вероятность. С т.з. КМ - настоящая реальность - квантовая. То есть описываемая детерминированной волновой функцией. Но классическая ( или "ощущаемая, переживаемая" реальность, создаётся как приватный срез (сворачивание) полной квантовой реальности. Понимаете, в двух словах этого не пояснить, но изучить вполне возможно, информации и объяснений достаточно, был бы искренний интерес. При этом базовые формулы не сложны, и, к тому же, не являются необходимыми для осознания принципов и объяснения вопросов, неразрешимых в контексте классического восприятия реальности.
НУ ХОРОШО, локальная форма вещи , допустим, "создается окружением", присуще вещи не самой по себе, но ее взаимодействием (но с чем?) ,но откуда возникает феноменальный опыт, приватно-субъективный план, квалиа? В "трубочках неронов"? А почему только в них? Откуда берется "план от первого лица"? И, наконец, "мой" с Шопенгауэром и Лемом вопрос: что в трубочках моего мозга, кроме всего прочего, такого ,что делает их ответственными за порождения именно моего приватного плана? Почему именно эта ВФ функция этих трубочек преобразуется (и во взаимодействии с чем), в именно мой приватный план?
Феноменальный опыт возникает оттуда же откуда возникает любая наблюдаемая. Откуда вообще возникает окружающий мир со всеми его характеристиками в момент осознания, которое приватно по законам КМ.
Взаимодействуют две частицы - у них появляется взаимно-определённый приватный для каждой опыт взаимодействия.
Человеческий опыт отличается лишь тем, что по теории ХП в единую квантовую систему объединяется (быстрее достижения порога OR, по формуле E(g)=h/t) огромное число тубулинов микротрубочек цитоскелета нейронов. В моменты OR эта квантовая система определяет-создаёт-для-себя-но-не-для-другого комплиментарный ей классический срез полной квантовой реальности, включая наблюдаемые качества того уровня, который соответствует её сложности. Если эта КС называется "Вигнер", то её взаимодействие с окружением ничего не скажет его другу, потому что акт наблюдения не глобален, а приватен для данной КС, и с т.з. друга - это просто изменение квантовой информации в системе которую лично он ещё не наблюдал.
Шопенгауэр уже не может получить ответ на свой вопрос, а вы ещё сможете, если потратите время на изучение и осмысление принципиальных основ квантовой механики. Когда почувствуете что вас охватывает безумие - значит понимание близко. :)
Повторю слова Леонарда Сасскинда, одного из ведущих квантовых физиков мира:
" Квантовая механика — это нечто большее, чем новый закон природы. Она вызвала изменение правил классической логики, то есть обычных правил мышления, которые каждый здравомыслящий человек использует в рассуждениях. Она казалась безумной. Но безумна она или нет, — физики смогли перепрошить себя в соответствии с новой логикой, которую называют квантовой. В главе 4 я объясню все, что вам понадобится знать о квантовой механике. Приготовьтесь, что будете сбиты столку. Это случается со всеми."
Поэтому, конечно, не стоит ожидать мгновенного понимания концепций, чуждых классической философии. А моя мотивация детально расписывать это, к сожалению, не очень высока.
То ли панпсихизм ,то ли физикализм...
И если состояние одной системы недоступно другой, то это еще не субъектная приватность.
Но если нет желания дальнейшего обсуждения ,тогда... не надо
Во первых, не стоит навешивать ярлыки измов, рождённых классическим взглядом на мир. Не стоит редуцировать непонятное к известному. Так нового понимания не случится.
Что касается дальнейшего обсуждения, то интерес волнами, может в какой-то другой теме пересечёмся, из бесконечно создаваемых вами тем-на-одну-тему. :) Вообще, я считаю, что на поставленный вами вопрос - ответил. При желании, детали не очень трудно "нагуглить".
Да, другое меня мало интересует)
Из картинки можно заключить , только то ,что итоговое восприятие есть синтез ощущений ,не более. но за каждым "элементарным" ощущением стоят миллионы возбужденых нейронов. Неужели для генерации одного квалиа нужны такие усилия?
Вы его элементарно описываете. Но физически мозг воспринимает гораздо больше. А то так можно сказать - "я мыслю, но разве это жизнь?"
Уважаемый, Нау Шам, а вы гиперссылочку на материал дайте по Trends in Cognitive Sciences, а то что-то ваши умствования малопонятны. Ведь феноменологически всегда происходит некая репрезентация феноменологически ассоциированнного мета материала сознания во всяком акте сознания, что означает, что представления сознания реальностью проверяются, как дефиниендум R репрезентации феноменологического дефиниенса F ---К=Df. F, но в то же время это и дефиниендум F постижения сопряжения презентативно-репрезентативных представлений дефиниенса реалий R ---F=Df.К , т.е. само сознание нуждается как в можно более полной информации о реальности своих представлений, которые так или иначе рубрицируют конструктивизм сознания. Ведь всё, что было памятью несколько часов назад---всё это перестаёт быть тем, что оно собой представляло, причём всегда в соответствии с притязаниями человека, что вносит общность схватывания этого феномена именно философской рефлексией, с поиском гилетических совпадений. Что позволяет говорить о сознаниии, как об эволюционорующей к усилению положительно логики сознания, что позволяет конструктивно удерживать весь познанный материал, привлекая сознание только в самых ключевых моментах. Всех благ, жду гиперссылочку, уж не откажите в познавательном желании.
Ссылок под рукой к сожалению нет, картинки из личного архива.
Уважаемый, Нау Шам, даже если бы вы написали нечто существенно сложнее, то я только бы приветствовал, я понаходил, что там пишуть про, а пишуть вот что---
Научные спекуляции и псевдона
Как легко догадаться, здесь мы подходим к самым вершинам научных спекуляций, где риск потеряться среди метафизических и ненаучных соображений особенно велик. Кроме того, как все мы знаем, некоторые известные ученые вроде Джона Хагелина и лауреата Нобелевской премии Брайана Джозефсона теперь оперируют одной лишь псевдонаукой, когда пытаются подойти к рассмотрению проблемы физических основ сознания.
Гипотезы Пенроуза и Хамероффа сегодня воспринимаются в научном сообществе весьма критически, однако оно не считает, что эти специалисты пересекли запретную красную линию. Скорее складывается впечатление, что их предложения находятся на одном уровне с размышлениями Шредингера в его знаменитой книге «Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки» (What is Life? The Physical Aspect of the Living Cell) 1944 года: высказанные им теории помогли пионерам молекулярной биологии продвинуться к открытию ДНК.
Про интерпретации типологий мышления вообще речь не идёт, Потому метод философской рефлексии объективнее, и я вам это показал, и сама простота и уникальность философской рефлексии ничто не заменит, я это доказывал в своих постах. Я просто тупых нелюблю, а умная речь мне в радость. Всех благ.
Рекомендую всегда искать развёрнутые источники на языке оригинала. На русском давно уже ничего не читаю на эту тему - нет смысла, в основном профанация без знания деталей.
Во-вторых, область интерпретаций КМ очень напряжена. Настолько ,что действует неформальный запрет "понимать и обсуждать, что это может значить, и строить мировоззрение" или "заткнись и считай". Хотя классическая наука во многом определяет мировоззрение, квантовая предрасположена к слишком радикальным выводам. А для принятия подобных изменений, как замечал Планк, просто должны уйти несколько поколений учёных.
"Гипотезы Пенроуза и Хамероффа сегодня воспринимаются в научном сообществе весьма критически" - кто это написал, что за абстрактное "научное сообщество"? Я видел мнения разных критиков, интересно то, что у каждого критика есть своя теория, которую, критикуют другие критики. Что за метод разговора? На всю конкретную критику по конкретным положениям теории у ХП есть соответствующие ответы и объяснения в чём ошиблись критики (как правило критика происходит из-за недопонимания деталей, на которых основаны расчёты или учёный придерживается собственной концепции как "не может быть").
В-третьих, это очень передовые исследования, они не "отстоялись". Поколения учёных не могли допустить что квантовые эффекты возможны для крупных объектов при комнатной температуре. Это всегда была физика микромира с температурами около абсолютного нуля.
То, что эти эффекты могут использоваться биологическими организмами - было вообще не представимо и не допускалось. Только когда в начале 21-го века было показано экспериментально, что это возможно и, вообще, что только так и может существовать жизнь на земле (начиная с самой возможности начальных стадий фотосинтеза) - ситуация начала меняться. Это ещё очень "горячая" область и потому при желании найти любые мнения. Но есть эксперименты, из 25 предсказаний теории ХП не опровергнуты ни одна, но доказаны уже 14 - и всё равно многие не могут допустить что мозг работает именно так.
Вопрос в том, для чего вам это всё надо - разобраться в том, как на самом деле, в чём может быть польза для вас лично, или продвинуть исключительно своё видение, изничтожая любыми средствами все остальные. Хотите успокоиться мнениями, отрицающими квантовую биологию и квантовые теории сознания - найдёте. И отсечёте от себя целую область, которая способна разрешить множество нерешённых до сих пор проблем. Но это не проблема этой области, это проблема вашего желания и вашего выбора.
Ну хорошо, быть может МОЗГ и работает как "квантовый компьютер", но сознание-то тут причем? Эта теория ХП решает удовлетворительным образом ТРУДНУЮ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ? Она дает ответ, как из "третьего" лица образуется "первое", или наоборот?
Понимаете, сложность ещё в том, что мне часто кажется, что вы излагаете проблему неким художественным языком, и надо ещё постараться, чтобы вопрос переформулировать в более конкретных, если хотите физических терминах.
Вы говорите "простое квалиа" - а я не понимаю что значит "простое"? В каком смысле "простое"? Когда выхожу на крыльцо подставить солнышку лицо, то моё "эх, хорошо!" складывается из такого множества вещей, интегрированных в единое восприятия, что ни о какой простое говоить не приходится. А ведь можно ещё парой слов испортить настроение. А суггестор вроде Эриксона может "объяснить" что и не болит ничего, хотя секунды назад думал, что болит, или что роза - чёрно-белая.
А теперь вот это - "удовлетворительным образом"? По моему лично вас удовлетворить - задача неподъёмная. :) По крайней мере вас сначала надо изучить как вселенную чтобы понять какие шестерёнки проскальзывают и какой специфический ответ надо дать .чтобы родилось квалиа удовлетворения.
Чудо квантовой механики (биологии, информатики) в том, что главным является принцип холизма. Ощущения не складываются, если смотреть с классической т.з., а всегда воспринимаются как новое-целое (не сводимое к сумме частей).
Трудная проблема сознания решается просто - субъективный опыт есть наблюдаемая характеристика, порождённая редукцией квантовой системы (КС). Существует наблюдаемость. Наблюдаемость спина или красоты. До факта редукции никакой конкретной характеристики ни у чего - нет. Нет наблюдаемого. А вид характеристики (спин или краснота) порождена конфигурацией КС, запрашивающей соответствующий тип данных. Одни системы выясняют одни качества - "корпускулярность", другие выясняют "красность".
Допустим, я не понимаю, в чём собственно "трудность" "трудной проблемы сознания". Тогда попробуйте объяснить мне. К художник художнику. То есть без ссылок, предполагая что вопрос изучался каждой стороной в достаточной мере. но какие-то особенности опыта и мышления порождают разные отношени к ответу.
Вообще, хорошо поставленный вопрос - это половина ответа.
Потому что мне постоянно чудится что в самой формулировке "трудной проблемы" слишком много художественно-неопределённого-противоречивого-парадоксального. Вроде как если разбирать "нечто, не сводимое к сумме частей" то ведь и не обнаруживается того, что делает целое не сводимым к сумме. Чалмерс спрашивает "как физическая система порождает", в такой формулировке ограничивая сферу ответа редукционистским принципом.
Я тоже считаю это передовые исследования. И конечно же по результатам этих исследований много чего будет открыто и создано новых технологий. В частности ИИ, но не такой как у человека. Ведь изучение самых сложных из доступных нам системы (мозг, сознание) обязательно приведет к открытиям. Т.е. это полезные для науки модели.
Вопрос то в другом. В том, что они заявляют, что квантовые механизмы это и есть истинные механизмы при помощи которых мозг "создает" сознание. Это похоже на человека, который открыл для себя какой-то закон природы и начал все вокруг им объяснять. Вероятность, что попавшееся ему очередное сложное явление будет основано именно на этой закономерности стремится к нулю.
После акта наблюдения, красноту наблюдаю только я.
А после акта наблюдения спина - кто хочет.
Нет, наблюдаете одинаково (на тех же основаниях). И спин и красноту.
Мы с Вами видим то ,что я только сейчас написал, но Вам не дана моя эимоция, по поводу этого написанного, как мне не дана Ваша. Есть приватность, то есть доступность только одному субъекту и публичность ,доступная всем.
Верно. И если понять смысл парадокса "друга Вигнера", то он говорит о том же - взаимодействие КС - приватно. Характеристика качества (или как вы говорите - эмоция) есть результат приватной редукции при взаимодействии двух систем. Хотя для третьего наблюдателя, который ещё не пронаблюдал - этой редукции не существует, а есть просто объединение двух квантовых систем в одну, волновые функции которых переходят в общую волновую функцию (это разобрал ещё фон Нейман, см. гл.6 "мат.осн. КМ"). Поэтому для друга Вигнера наблюдение Вигнера за котом Шрёдингера ничего не меняет - в какой-то момент у него будет только собственный приватный опыт наблюдения единой системы кот+вигнер с созданием соотвтетствующих наблюдаемых характеристик (качеств), или приватного переживания, недоступного ещё какому-нибудь третьему лицу - например "приятелю друга вигнера". Суть в том, что реальна (объективна) только квантовая реальность, а то что мы наблюдаем-переживаем в классической реальности - это всегда только её уникальная/субъективная/приватная тень/проекция на "стене сознания". Эта тень не предсуществует (не имеет т.н. "скрытых параметров), не является реальной и создаётся только на момент редукции с определённой вероятностью.
Разве? А разве при взаимодействии КС не образуется новая ВФ? И разве последняя приватна?
Каких систем? Если - мозга и внешнего мира? Тогда результат - новая КС, с новой нередуцированной ВФ, а не редукция к "качеству"?
А если - сознания и мозга, то - каким образом происходит это взаимодействие, то есть возникает психофизическая проблема. Да и почему при взаимодействии двух физ систем на выходе - ВФ, и если одна из них - сознание, то - редукция?
"Разве? А разве при взаимодействии КС не образуется новая ВФ? И разве последняя приватна?"
Верно, образуется. Я употребляю слово приватно в смысле наблюдения. Если что-то наблюдается, то это принципиально приватное наблюдение, и это есть редукция ВФ. ВФ сама по себе наблюдаема быть не может. Никто не может наблюдать суперпозицию состояний. Всегда наблюдается (осознаётся, переживается, ощущается) только конкретное состояние. И это наблюдение всегда приватно.
Так каков же процесс, механизм, в результате которого сознание редуцирует в мозгу ВФ?
Я уже пояснял - в теории КС ХП - этот процесс называется OR. Сознание не редуцирует (не является причиной). Сознание и есть момент редукции. Ищите слово "Bing!" на картинках. Вот этот Bing и есть момент редукции, он же - момент осознания. Последовательность моментов осознания с частотой гамма-волн мозга и есть то что называется обычно сознанием. А отсутствие таких глобальных волн, являющихся признаком синхронизации или объединения в одно различных областей мозга считается отсутствием сознания, так при этом человек не ощущает боли, не помнит о ней, не реагирует на неё. Хотя то или иное воздействие на тело продолжает регистрироваться в тех или иных областях мозга. Но это не приводит к переживаниям, к целостной реакции. В общем, как только произошла рассинхронизация профессор анестезиологии Хамерофф даёт сигнал хирургам начинать операцию. При этом фактически единственный глубокий механизм объяснения анестезии лежит именно в области квантово-механических эффектов взаимодействия молекул тубулина с молекулами анестезирующего газа (или других наркотических или психоделических средств).
При этом Bing пациента является приватным. Внешние приборы (вернее Bing-и экспериментаторов наблюдающих за ними) регистрируют только изменение информации в квантовой системе "мозг-пациента-приборы-мозг-экспериментатора", когда их ВФ сворачивается в этом окружении при достижении их объединяющихся тубулинов (см. рост серых областей на решётках развёрнутых в плоскость трубочек-микротубул) определённой "массы суперпозиции". Только тогда и проявляется для экспериментатора реальность со всеми её характеристиками, включая "красноту" и проч. Краснота - такая же создаваемая редукцией переживаемая характеристика как и любая другая (например положение стрелки на приборе, являющееся возбуждением соответствующих зрительных рецепторов)
В чем же причина того ,что КС системы взаимодействовали, взаимодействовали, были размазаны по ВФ, и потом вдруг редуцировались и возник всплеск сознания?
Пенроуз теоретизирует что в дело определённой массе находящейся в суперпозиции. И при достижении определённого порога, ВФ этой массы сворачивается. Что таков один из законов природы, математически описываемый как E(g) = h / t. Вот почему-то, скажем, вода вскипает при 100 градусах, а ВФ почему-то сворачивается при достижении определённой массы. При этом сворачивание приватно - вселенная продолжает оставаться квантовой, находящейся состоянии суперпозиции.
Почему всё так, а не как то иначе - это другой вопрос. :)
Вообще из теорий КС и КМ следует много интригующих но вполне научных предположений или гипотез, например о бессмертии души, как единичной, не делимой и не уничтожимой новой квантовой информации, создающейся каждым (целостным) мгновением осознания, заодно порождающей стрелу времени.
Душа разве - информация?
А сколько душ во Вселенной?
И почему не может быть ,что сворачивание в трубочках одного мозга в определенный момент времени ВФ приводит к "появлению" одной души ,как вспышки сознания ,а уже в другой момент в тех же трубочках вспыхивает и гаснет уже другое сознание или другая душа?
Вне зависимости , где эта масса находится? Значит ,возможно сознание и вне "трубочек" в мозге? А где еще?
Приватность еще не значит субъективность. Сворачивание ВФ - объективный процесс (или результат). Но здесь нет ни грамма субъектности, ни грамма "от первого лица", ни грамма экзистенции, как существования, данного субъекту.
Сворачивание ВФ и порождает как субъектность, так и субъективность. Если вы этого ещё не поняли, значит продолжаете мыслить в классических представлениях. Однако, продолжать что-то объяснять на эту тему считаю бесполезным. Удачных заклинаний! :)
Если "сворачивание" зависит от массы, то в в центре Земли (в ацком аду) всего больше "субъектов". Если же - от пресловутых "мозговых трубочек", то... в этом мистики еще больше.
Впрочем, менторский тон физика по отношению к лирику, действительно, затруднит общение.
Это же не просто какая-то масса. Это масса изолированная от окружения. Не изолированная масса (квантовая система) подвергается декогеренции (сворачиванию ВФ, как правило уже на уровне элементарных частиц). Так что "в центре земли" такого быть не может. В мозгу - может. Как именно происходит изоляция квантовой системы мозга отокружения - см. теорию ХП.
Разве что в ядре нейтронной звезды теоретически можно предположить большую массу, находящуюся в состоянии суперпозиции. Но теория КС называется не просто OR (Objective Reduction), а Orch-OR (Orchestrated ... ) потому, что речь идёт о сложно сконфигурированной массе, декогерирующей сложную картинку осознания, порождая сложный субъект и столь же сложный мир вокруг него. Самый сложный из официально обнаруженных во вселенной.
Извините, если что, может как нибудь потом продолжим, а то как то я устал слышать мантры, вроде "ни грамма субъективного, ни грамма, ни грамма" без всяких определений, к которым можно было что-то прицепить, отличить одно от другого и свести в новое понимание.
Складывается впечатление, что если "найдётся хоть грамм", то ваш мир рухнет, поэтому он ни при каких условиях найтись не должен... Ибо смысл жизни - в поиске ответа на вопрос, на который ответить нельзя, чтобы жизнь не закончилась. :)
Может это и правильно, ибо слова редуцируют жизнь...
Вы же сначала упомянули только массу ,как фактор, приводящий к сворачиванию ВФ, потому и спросил о звездах. Теперь уже о массе как-то
И в чем же заключается эта СЛОЖНОСТЬ мозга, что там происходит сворачивание ВФ. Наверное - трубочки в мозге гораздо сложнее водопроводных?
Про ГРАММЫ - метафора ,не более.
Ну а об остальном.... Ваше право фантазировать о моем приватном.
Нау Шам, 16 Февраль, 2017 - 16:26, ссылка
Анестезиолог говорите?... Буквально вчера, врач берёт в руки расширенный анализ крови, разглядывает одному ему понятные циферки и говорит, ваш ребёнок (которого он никогда не видел) страдает гиперответственностью (это про моего пофигиста двоечника, которому армия светит :) )! А вы говорите квантовая механика... Химия жжёт не по детски!
Если позволите, вопрос такой. Вот Вы здесь всё про сворачивание ВФ. А развернуть пробовали? То есть, не связана ли свёртка с уже созданной природой развёрткой? Это примерно то же, что и трудности в реализации абсолютно случайного процесса.
Поскольку всё равно никто не обращает внимание, то позволю себе продолжить. Развёрткой свёртки будет сама ВФ, а поскольку у неё нет никакого физикохимикобиологосоциального смысла (математическая химера), то смысл можно вкладывать какой угодно как на входе, так и на выходе, другими словами вся эта возня больше чем на интеллектуальную забаву не тянет.
Но давайте залезем в шкуру кота. Или сами - а-ля русская рулетка - займем место КШ.
Так вот, получается новый парадокс.
Если я в сознании ,и ядро распалось, пошел газ, тело моё провзаимодействовало с газом, я это ПРОНАБЛЮДАЛ, и мне пришел кирдык.
Но если я упился до бессознательного состояния ,заснул ,был в отключке ,то пока я не проснусь и не пронаблюдаю взаимодействие моего тела с синильной кислотой, то я жив? Или не жив, не мертв? А как проснусь, то ...ба, я же должен отбросить коньки, и ..хлоп - на небесах Так что ли?
Но когда я в отключке был ,я же жил, потому как, если бы атом не распался, то я бы встал живым , и пошел бы искать, где похмелться.
Как в том анекдоте про философию: какая то фигня, Василий Иванович....
Вы уже конституируете наличие сознания в мире, как того .кто редуцирует ВФ систем. На каком основании это Вы делаете?
Возьмем например, (на мой взгляд определяющую) фразу (Н.Пенроуз Новый разум короля с.8)
"Таким образом, как только мы научились автоматизировать некоторую часть нашего математического мышления, у нас сразу же появляется понимание, как выйти за его границы."
Здесь он явно путает алгоритм, как результат автоматизации с самим мышлением. Алгоритм это не автоматизированная часть мышления, это результат мышления. А вот если рассматривать его как часть мышления, то получается, что мы познаем (осваиваем, алгоритмизируем) именно мышление все полнее и полнее. А если допустить, что мышление (оперирование мыслями - в расхожем понимании) считается частью сознания или хотя бы явлением того же порядка, то и алгоритмизация (т.е. имеется в виду ее следующий, более продвинутый этап, то что "за границей" - который обеспечат квантовые механизмы) сознания возможна теми же методами. Но ведь это наивная точка зрения. Мышление это явление, феномен (вещь в себе), а любые алгоритмы - ноумен (схема, модель), как и более сложные механизмы, которые будут открыты в будущем.
Если же рассматривать алгоритм как результат мышления (а мышление это не оперирование мыслями), то "выход за границы" даст конечно иные результаты, которые уже не будут относиться к алгоритмическим вычислениям, например - ИИ, но ни как не будут являться механизмами самого мышления.
Т.е. за этим утверждением (приведенная цитата) Пенроуза стоит следующий философский смысл: следующий уровень освоения мышления (в основе которого по его мнению лежат квантовые механизмы) - это единая основа и феноменального мира и ноуменального мира (мышь претендует на рождение горы?).
никак не улавливаю как эти Ваши рассуждения связаны со структурой живой клетки. Или вы считаете, что клетка не имеет отношения к сознанию?
К сознанию имеет отношение всё. :) ДНК обеспечивает базовую конфигурацию КС под названием человеческое сознание.
Так что же вы строите воздушные замки КС, не разобравшись в целесообразной деятельности молекулы ДНК?
А ваши воздушные замки, как я понимаю, крепко стоят на земле?
В таком стиле, вам лучше пообщаться с кем-то другим.
Извините за резкость. Не хотел Вас обидеть, хотел только обострить проблему.
Уважаемый, Нау Шам, постарайтесь меня понять в том, что ум человека это действительно положительная логика, в которой действует конструктивный модус понендо толленс, невоспроизводимый логически в полноте, это же утверждают и Тезисы Дюэма-Куайна[1][2], по которым даже единственная реализация гипотезы делает её не элиминативной, но всё доказанное---это базис, что не устраняет иррациональных истин, но только в непротиворечии с доказанными. само сознание---это мета система, которая биологически только дублируется, ибо сознание---это вся область феноменологической редукции в единстве семантически ассоциированного акта презентации. Это именно тамк, ибо иначе пришлось бы признать противоречие в том, что материя в состоянии сама о себе объективно высказываться, что запрещено по мета иерархии по Альфреда Тарского семантической теореме истины, и Теоремам Геделя о неполноте. Это впрямую доказательство духовной природы, трансцендентной материи. Именно духовность, как всеобщая природа воспроизводит единство личности и философски ассоциируемую общность мышления, что ещё подразумевает трасцендентальную природу ума, как способ реализации духа и редуцирования феноменов мышления, я это доказывал в постах---Семантическая Аксиома Синергетики САС, Феноменологическая редукция и Бог, Схоластический Тезис о Совести СТС, Слово имплицитной и эксплицитной памяти и Das MAN, но и это не предел, ибо объективность воссоздаётся именно, как эмпатия религиозно ассоциированной совести. А по тезису Чёрча-Тьюринга---любой воспроизводимый процесс может служить как вычислительная система, что не отрицает вовлечения в мышление всего вещественно ассоциированного потенциала в том числе и по гипотезе Пенроуза и Хамероффа. Но понять разницу можно только философски, что означает взятие во внимание и гипотезы Пенроуза и Хамероффа, и её критику, лишь философски устанавливая границы обдумываемого. Потому, уважаемый Нау Шам, я не имел целью оспорить ваши представления, но дополнить их тотальную притязательность именно философским аспектом ума, который и есть возможность объективного высказывания, именно как мета иерархия. А критика всегда уместна, это майевтика приближения к истине, разработанная ещё Сократом. Потому вполне уместно ставить под сомнение всё, но без фанатизма, как в критике гипотезы Пенроуза и Хамероффа, по материалам Квантовые клеточные автоматы в нейронах. Ведь факт, что 100 кубитная квантовая вычислительная система в триллионы раз превосходит возможности самых современных компьютеров, есть над чем подумать. Всех благ.
Предлагаю такую модель:
В мозге как сложной системе существует некое неустойчивое равновесие (для простоты скажем, множество гармонических колебаний, типа регистрируемой нами альфа, бета, гамма и т.п. активности). Так как система (мозг) сложна и чувствительна (возможны разные уровни чувствительности), то нарушение равновесия сопровождается лавинообразным возбуждением различных структур. Т.е., любой сигнал (или их комплекс) пришедший извне нарушает равновесие и чем мощнее сигнал, тем больше равновесие нарушается (наступает временный хаос). Это соответствует фазе возбуждения мозговых структур на физиологическом уровне и ориентировочной реакции с последующим поиском решения на феноменальном. Далее совершается некая работа по его восстановлению, что соответствует фазе затухания возбуждения и нахождению решения. А пути по которым приходят в мозг сигналы разной силы могут быть разных уровней приоритетности.
Чем более сложен мир с которым сталкивается система (мозг), тем чувствительнее и дифференцированнее она должна быть, чтобы иметь возможность по разному реагировать на различные внешние изменения, которые порой содержат похожие сигналы (например, одинаковый звук в разных ситуациях может означать сотни разных событий. Поэтому чтобы понять, что происходит нужно активировать все эти возможности - "загрузить их в оперативную память" - включить ориентировочную реакцию, что соответствует глобальному возбуждению структур мозга).
Удивительно, но факт: почему такие "простые" феномены, как, например, "зеленое" или "боль", требуют для своего появления такой наисложнейшей "машины", как мозг?
Такие простые феномены требуют нервной системы из весьма ограниченного числа нейронов (нескольких сотен). Мозг нужен для более серьёзных дел.
Почему такая простота, как СОЗНАНИЕ, "порождается" такой СЛОЖНОСТЬЮ, как мозг?
А из чего следует вывод, что сознание - это просто? Сознание и мышление - это примеры наивысшей степени развития материи во Вселенной. Лично я никакого несоответствия не вижу, всё абсолютно логично и естественно. Почему Вы решили, что феномен сознания тривиален?
Это же относится и к еще более "элементарной вещи" как мое существование.
Ну, "существовать" можно по-разному. В зависимости от целей Вашего существования можно судить о степени развитости Вашего сознания и мышления.
У меня нет таких данных.
Но то, что в мозге возбуждаются очень большие области при элементарном стимуле и как следствие - элементарном квалиа ,по-моему - но могу и ошибаться - научный факт. Но я уже спрашивал: простой приватный феномен следствие возбуждения ВСЕХ возбужденных нейронов ,или только малой их части? Я не знаю экспериментов, отвечающих на этот вопрос.
Вы говорите о содержании существования. Я же - о нем самом.
Вот с точки зрения предложенной мной модели (выше) любой "приватный феномен" это всегда уже результат решения задачи (или промежуточный результат). Т.е. простой феномен не может возникнуть сразу и из нечего, а только посредством начальной ориентировочной реакции, то есть как следствие возбуждения большой массы нейронов.
Да. Много таких данных. Но не следует забывать о влиянии самих экспериментов на результат. Ориентировочная реакция в эксперименте может быть неадекватно сильной даже на отдельный слабый сигнал, т.к. испытуемый находится в состоянии некоторой неизвестности, ожидания чего-либо необычного (он же знает об эксперименте), что не соответствует обычным жизненным ситуациям. А в обычной ситуации и без его согласия подобное исследование не проведешь (я о таких не знаю).
Вы говорите о содержании существования. Я же - о нем самом.
"Существование" и "содержание существования" в использованном Вами контексте - одно и то же. Можно существовать как математик Перельман, решая с помощью своего мозга сложнейшие задачи, а можно существовать, как овощ (напр., после неудачно перенесённого менингита) - это будут разные типы существования, имеющие разное содержание и требующие, соответственно, различного участия мозга.
Наверное, снова непономание. Даже если Перельман превратиться в "овоща", он не перестанет сам для себя существовать. Это "ощущение жизни" и есть экзистенция. О чем писали Шопенгауэр и Лем. Вы же все время указываете на СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ сторону. А я имею ввиду "материал", в котором это содержание воплощено.
"Наверное, снова непономание. Даже если Перельман превратиться в "овоща", он не перестанет сам для себя существовать. Это "ощущение жизни" и есть экзистенция."
Вот я и говорю: путаница у вас. Просто ощущение жизни разве не есть сознание? И какое такое у овоща сознание? А экзистенция это разве не понимание, т.е., осознание себя живущим, в бытии т.е.?
Даже когда я не осознаю себя живущим, я живу. Вы невнимательны: "Овощ" я закавычил. После 300 мл "вискарика" я продолжаю существовать ,правда, как "овощ", неся всякую чушь.
Экзистенция это ощущение жизни ,но не осознание себя живущим: и в годовалом возрасте я существовал, но не осознавал этого.
Вот.
"После 300 мл "вискарика" я продолжаю существовать ,правда, как "овощ", неся всякую чушь."
Теперь ясно.
"и в годовалом возрасте я существовал, но не осознавал этого."
Теперь неясно. Чем докажете? У вас же нет опыта годовалого существования?
А кто же тогда существовал в моем маааленьком тельце?
А про память, уже говорил, что и до настоящего мига я не уверен, существовал ли я или нет ,потому как память ничего не говорит об экзистенции, но только о ее содержании.
А кто же тогда существовал в моем маааленьком тельце?
А про память, уже говорил, что и до настоящего мига я не уверен, существовал ли я или нет ,потому как память ничего не говорит об экзистенции, но только о ее содержании.
Как за РЕН могут прятаться различные персонажи ,так и за памятью - различные экзистенции. Докажите, что Вы - "прежняя" РЕН?
Впрочем, доказывать не стоит, судя по содержанию вопросов... прежняя
Наверное, снова непономание. Даже если Перельман превратиться в "овоща", он не перестанет сам для себя существовать. Это "ощущение жизни" и есть экзистенция. О чем писали Шопенгауэр и Лем. Вы же все время указываете на СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ сторону. А я имею ввиду "материал", в котором это содержание воплощено.
Я Вас понял, и я пытаюсь Вам объяснить, что мозг развился в своё нынешнее состояние отнюдь не для того, чтобы только лишь "ощущать жизнь" (для этого достаточно нервной системы круглого червя из 300 нейронов), а для того, чтобы решать глобальные творческие задачи. Почему так это произошло - это другой вопрос, но факт остаётся фактом - наш мозг является вместилищем сознания и инструментом мышления.
А что Вас подвигло сделать такой вывод?
Ну-у, что для "зелёного" и "боли" требуется мозг?
Это из чего вытекает-следует?
Потому что мозг состоит из живых клеток, а живые клетки состоят из молекул, а молекулы состоят из атомов, а атомы состоят из электронных орбиталей и ядер. Дальше пока можно не копать, потому что эта структура позволяет разобраться хотя бы в том, где в организме человека зарождается сознание.
ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО (НЕГЭНТРОПИЙНАЯ - <<ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ>>), КОТОРАЯ ТРАНСФОРМИРОВАЛАСЬ В НОВЫЙ ЦИКЛ ЭВОЛЮЦИИ ВСЕЛЕННОЙ .
Если мозг эволюционировал для решения все более сложных поведенческих задач, то его усложнение приводило к усложнению сознания с содержательной стороны, но не со стороны его экзистенциальной основы. Тогда последняя одинакова, что у червяка. Но даже у червяка форма экзистенции намного проще тех 300 нейронов ее инициирующую. И даже если экзи, ощущение жизни присутствует и у отдельно взятого нейрона, то и здесь его структура гораздо сложнее, чем только туманный намёк на сознание у этого организма.
Если же сознание, в смысле экзистенция, появляется только у достаточно сложного нейронного целого, тогда тем более не понятно, почему такое примитивное первосознание, простоая по содержанию первоэкзистенция порождается теперь уже чудовищно сложным нейронным устройством того, что можно назвать мозгом?
(Конечно, здесь мои предположения - фантазии в чистом виде, и у червячка, пусть и не структурированная, но форма экзистенции может быть гораздо "ярче", чем у меня).
И в конце, как всегда, упорством одержимого или маньяка ВОПРОШУ (как kto зациклен на геноме, то я - на удивлении своим существованием): что в атомах, клетках, структурах моего мозга такого, что именно они меня "вытащили" из небытия, и именно "свет" моего экзи, выражаясь по-чалмеровски, позволил процессам этого мозга протекать "не в темноте"?
Скорее всего, просто потому, что для рождения сознания необходимы триллионы связей десятков миллиардов нейронов.
И кстати, лично я думаю, что никакого сознания у червяка нет, как, впрочем, нет его и у нашего ближайшего оставшегося родственника - шимпанзе.
Виктор Трусов, откройте Уголовный Кодекс РФ и там сразу увидите графу умышленных и неумышленных действий, и это онтологически-юридическое обоснование сознания, как объективного высказывания в отношении окружающего, чего не скажешь об обезьянах, ибо их объективность не более инстинктов, но другое дело человек. Если хотите признать, что у вас разума нет, то так и заявляйте---"Я дурак", но тень безумия не надо переносить на других, есть индивиды доказывающие даже метатеоремы, это сильно отличается от грязных жопных фантазий и поедания продуктов питания, то если у вас не получается объективного сознания, то понаблюдайте за другими, может получится. Ведь детки то языку научаются эмпатией посредством опыта восприятия и реализации, но оказывается что уровень первокласника достижим бихевиористски---только за 100 жизней, есть над чем подумать, это конечно не УКРФ, но радость познания приносит. Это конечно не зов предков, назад к обезьянам, но лингвистическая деятельность.
Я не понял.
Я просто ответил на вопрос sum: "что в атомах, клетках, структурах моего мозга такого, что именно они "вытащили" меня из небытия?".
А что вытаскивает человека из небытия? Сознание. А сознание (конечно ещё никто толком и не знает, что такое сознание, но) - это, скорее всего, нейронные связи. Вот и всё.
:) И потом, если у меня совсем не будет разума, я не смогу сказать, что я дурак.
Уважаемый, Виктор Трусов, это я вас видимо несколько недопонял, там (в том что вы комментировали) речь идёт о теории квантового сознания Р. Пенроуза, изложенной в книге Новый разум короля, которая уже тем фальсифицируема, что обосновывает нефальсифицируемо черезчур многое, что по Фальсификационизму К. Поппера делает её некоторой теорией усмотрений, но вне претязаний на верховную роль. Я подобный момент описывал в посте синергетика демократии в том, что приводил пример результатов в предложении Андре KUKLA о том, что из любой теории T мы можем сразу предполагать некие эмпирические эквиваленты, в том числе ввиде: что Т' (утверждение, что Т' наблюдаемые следствия s верны, но Т сама по себе является ложной); Т" (утверждение, что реальность ведет себя в соответствии с Т, при наблюдении, но имеет некоторые конкретные несовместимые альтернативы косвенным образом), что есть гипотеза, что на опыте имеет место манипуляция представлениями теории таким образом, чтобы создать впечатление, что Т верно. На такие возможности, Стэнфорд утверждает, что это в общем не более, чем своего рода Злой Демон, к которому Декарт обратился, чтобы сомневаться в любых из его убеждений, которые могли бы быть подвергнуты сомнению. Что вообще-то, по недоопределённости, выражает непременную естественную незавершённость и глобальных алгоритмов любых верных теорий. Такие радикально скептические сценарии представляют столь же мощный (так и бессильный) вызов любой претензии знаний вообще, независимо от того, как оно представлено или оправдано, и, следовательно, не представляют особую проблему или вообще проблему для убеждений, которые предоставляют нам нашу теоретическую науку. Возможность утверждения другого пути (если мы выбираем данную научную теорию) существует, только если некоторые из эмпирических эквивалентов, которые мы могли бы генерировать из данной алгоритмической стратегии, являются приемлимыми, и большая часть всего, что мы первоначально учитывали, тем не менее оказывается непосредственно верной, только в стратегии выбираемого другого пути.
Уважаемый, Виктор Трусов, я это к тому, что случай квантового сознания уж очень похож, т.е теория КС вполне может быть ложью, но выдавать удовлетворительные следствия, что делает её теорией проверки, чтобы её языком шире смотреть на действующую парадигму. Но вы, Виктор Трусов, так мало написали умозаключительного материала, что увидел даже необходимость по юродствовать, ибо любая функциональная биология любых живых систем никогда не сможет высказываться о функциональной биологии любых живых систем объективно, ибо это мета уровень, обозначенный доказательно А. Тарским Истина и доказательство и Теоремами Геделя о неполноте. Я ещё проще к этому подошёл в посте Феноменологическая редукция и Бог (в начале), доказав это по Антиномии Рассела.
А раз познанию границ нет, то ещё возникли идеи---
Вам ещё моя новая идея в пояснении смысла феноменологии: ведь феноменологически всегда происходит некая репрезентация феноменологически ассоциированнного мета материала сознания во всяком акте сознания, что означает, что представления сознания реальностью проверяются, как дефиниендум K репрезентации феноменологического дефиниенса F ---К=Df. F, но в то же время это и дефиниендум F постижения сопряжения презентативно-репрезентативных представлений дефиниенса реалий R ---F=Df.К, т.е. само сознание нуждается как в можно более полной информации о реальности своих представлений, которые так или иначе рубрицируют конструктивизм сознания, по МОДУС ПОНЕНДО ТОЛЛЕНС 16, как то что личность конструирует---избираемая умом реальность. Ведь всё, что было памятью несколько часов назад---всё это перестаёт быть тем, что оно собой представляло ранее, причём всегда в соответствии с притязаниями человека, что вносит общность схватывания этого феномена именно философской рефлексией, с поиском гилетических совпадений. Что позволяет говорить о сознании, как о эволюционорующей к усилению положительной логики сознания, что позволяет конструктивно удерживать весь познанный материал, привлекая сознание только в самых ключевых конструктивных моментах, и основной путь феноменологической редукции---именно шлифовка интуиционизма, по феноменологической социологии Альфреда Шюца, которая суть феноменологич. калька интуиционизма---порождаемого трансформационной грамматикой Ноама Хомского, и суть непосредственная эмпатия, в т.ч. и как эмпатия совестливого воссоединения, как единый метод обобщительных воссоединений познаваемого, которые знанием логики существенно облагораживаются.
Уважаемый, Виктор Трусов, вы очень верно подметили, что :) И потом, если у меня совсем не будет разума, я не смогу сказать, что я дурак. Ибо высказывание о себе всегда вероятностно-индуктивно, но по Тезисам Дюэма-Куайна[1][2] эту гипотезу никогда невозможно элиминировать, даже если была её хоть одна еденичная точная реализация, дуракам этого никогда не понять, а у вас внуки, потому этот либеральный интеллектуализм вполне эмпатийно конструирует правильный уклад ума у внучиков, главное стремиться самому не плошать. Всех благ, может чего лишакового сказанул, то это чтоб не расслаблялись. С ув., Роман999.
:) Ну, ну.
Виктор Трусов, я вам дельные вещи говорил, про философское (феноменологическое) приложение работ Пиаже Ж. Вопросы философии, и феноменологии Гуссерля. Я не скажу, что всё предельно просто понятно, но это предмет или предметных бесед, или чего-то ещё, и это проще, чем Новый разум короля Пэнтроуза, или Эверетовские заморочки. В моей записи, если разберётесь, то точно вам философия---не лишаковая форма мышления, да ещё и и по этой типологии становится многое очень просто понятным.
Потому Уиллард Куайн ван Орман и пишет ---- Главный философский вывод этой работы в том, что приведённый философский анализ показывает, что и самым главным — не есть итоговая картина производимого знания, а главным есть философский, мыслительный процесс работы, как осмыслительная эволюция интеллектуального исследования языка, и крайне важно, чтобы вязкая толща языка-посредника, в которой барахтается человек, не затвердела, и, по необходимости, стараться разбить ее трещинами, расчленить и перерасчленить (т.ск. умеренный деконструктивизм), как сохранение гибкости ума, и тренинг феноменологической сигнификативной редукции мышления----
Именно само думание взыскивает совестливое содействие, но чтобы это было талантливо, то нужно иметь чистую совесть, чтоб не враждовать с подаваемым талантом, у меня получается, того же и вам желаю. Всех благ.
Роман, я тоже совершенно не собираюсь Вас обидеть. Я вообще, кажется за пятнадцать лет сидения на форумах никого не обидел.
Но хочу сказать, что когда-то, давно тоже в своих постах и комментариях без конца поминал: Поппера (моего любимца), Декарта, Рассела (тоже моего любимца), Гуссерля (моего любимца), Пенроуза, Куайна, Хомского, … Вот про Дюэма, Стэнфорда, Кукла никогда не слышал.
Но со временем я перешёл на обыкновенный, обыденный язык. Стараюсь сделать его лапидарным. Я не очень согласен с формулой: "Краткость сестра таланта", но стараюсь излагать свои мысли очень кратко.
Я думаю, мы же не монографии пишем, а ведём разговор.
Уважаемый, Виктор Трусов, я вообще-то напрочь глухой и речь слышать не могу, но ценю, ибо философски интерпретируемая польза речи очень велика, именно как майевтика. Я бы и не знал того Андре Кукла, но цитировал по переводу "недоопределенность научной теории"---Стэнфордская энциклопедия философии, про Тезисы Дюэма-Куайна в своём посте синергетика демократии, и утверждал он дельную идею, которую я вам изложил. Это идейное подкрепление, когда предлагают чуть ли не всенаучную панацею.
Уважаемый, Виктор Трусов, у меня такой чудовищный дефицит в речевом восприятии, по глухоте, что ваша эта небольшая беседа порадовала. Потом, хочу, чтоб термин обидели вы в мой адрес не употребляли, а то возникает сравнение с низшей кастой осужденных---обиженными, я этот термин даже в отношении петухов не употребляю, как этика разносторонней эволюции языка. А вот про упрощённость, то это вы зряшно так утверждаете. Во-первых: выразительное богатство языка---это всегда больший успех предельных обобщений, ибо мета языки всякого интуитивизма---всегда настолько выразительнее редуцируемого в них языка, что тот весь вне остатка им выразим во всех тонкостях и + своё собственное мета богатство, что доказывал А. Тарский Истина и доказательство. Во-вторых: потому поднимая выразительность предметного языка---обогащаешь все мета языки феноменологической сигнификативной редукции. Я по генетике изучил литературы весом с ребёнка, и я там почти всё понимаю, и это тренирует конструктивизм мышления, очень быстро составляется базис первичных суждений, но всегда не в категорической форме. Конечно, можно, сильно подумав, сказать и простыми словами, но только усилив эмпатийную составляющую своей речи. Я как-то на одного иерея 4-ре слова прошипел за то, что он батюшку на службе передразнивал, так он не мог месяц в себя прийти, но те же слова сказанные другим чел., такого бы эффекта не имели.
Уважаемый, Виктор Трусов, вот вы 15 лет на интеллектуальных форумах, а я вообще философией занялся только в апреле прошлого года, и на форуме впервые, но уже обобщил Тезисы Дюэма-Куайна в своём посте Семантическая Аксиома Синергетики САС. Ибо меня интересует предельная значимость высказываемого, и уж лучше на умняке по-первой переборщить, чем лишить себя познавательного материала, это ещё и с демагогами позволяет удачно беседовать. Мне нравится думать непрерывно обо всём, я от этого не устаю, но развиваюсь, мне все темы ещё и снятся, я их ещё и во сне изучаю, и немало совершенствую свои представления по утру. И если бы вы по-чаще со мной беседовали, то и была бы предметная краткость, а я не полюбляю говорить ни о чём, ценю речь. Всех благ, можете ко мне на любой из постов нырнуть, я к гостям предельно вежлив и совсем не требователен, даже если они кроють бранью, то значит решили в этом потренироваться, но мои ответы и пужають, а я только чуть начал, и уже лапки кверху, вот незадача. Жду в гости, вы вроде без подмыков, потому---не стесняйтесь, Всех благ, с ув., Роман999.
повтор
Те же самые структуры мозга, кто отвечает за контроль над организмом, инициируют сознание, просто по-другому возбуждаясь, или иные? Если - иные, то в чем их инаковость, по сравнению с остальными? А если - те же, то в чем новизна процессов, происходящих в них?
Необходима ли такая уйма нейронов, отвечающих за бессознательное функционирование организма, для появления сознания? Для последнего, обязательны ли такие сложные бессознательные процессы, как их основа? Ведь само же сознание, его элементы, не так уж и сложны?
эти структуры описал Кант, но не привязал их к структуре организма челоека. Этими структурами являются формы чувственности (сознание) и формы рассудка (рассудок). Опишу их на примере рычага.
Когда внешней силой нажать на конец рычага, то рычаг РАССУДИТ и другим концом нажмет с другой силой. Но вещество рычага поЧУВСТВУЕТ нагрузку своей внутренней структурой, и это чувство уйдет в глубины внутриатомной структуры вещи и назад не вернется.
Так вот сознание реализуется в глубинах молекулы ДНК клетки, а рассудок в движениях мембраны клетки.
Контроль над организмом осуществляет рассудок через движения мембран нейронов (нервные импульсы), а контроль над внешним миром осуществляет сознание через деформацию внешним сигналом электронных орбиталей атомов молекулы ДНК.
А могут быть мозговые структуры генерирующие только сознание? Или для них еще нужны огромные и сложные структуры, ответственные за подсознательные процессы? И сознание - довесок к этим структурам и процессам, а нейронов генерирующих исключительно сознание нет?
по моим представлениям "исключительно сознание генерирует" геном (ДНК) одного нейрона. На этот нейрон сходятся через мозг сигналы от всех органов чувств и этот нейрон сознательно управляет мышцами всех органов движения, тоже через мозг. Предположительно этот нейрон находится в стволе головного мозга, а сам головной мозг является надстройкой над этим нейроном-Я.
Подсознательные процессы связаны с огромной структурой мозга, которой требуется время для переработки сигналов от органов чувств и доставки их до генома нейрона-Я.
Еще Декарт предполагал, что душа "встречается" и взаимодействует с телом в шишковидной железе.
Мечты сбываются.
а) Не "сам предполагал", а лишь записал кой-чего из масонских знаний.
б) Любая железа - это часть тела. Любое тело - это часть "души", т.е. разума. "Встреча души (разума) с телом" - это акт осознания связи своих частей (иначе, уразумел сам себя).
в) Между "сам" и "собой" - какое ещё взаимодействие, если по отдельности ну никак?))
При натуралистическом подходе тело не часть души, а отчасти представлено в душе через ощущения, представления. И существование тела, как физического, как, впрочем, и мира не зависит от души.
Ну а у идеалистов - всё во мне.
Стюарт Хамерофф – Необходима ли квантовая физика, чтобы понять феномен сознания?
https://m.youtube.com/watch?v=v0aVcH1k7GM
Изложенные мною молекулярные представления не объясняют феномен сознания, а только указывают на вход в молекулярную структуру, которая является носителем сознания. А сам "феномен сознания" пока скрыт в огромной квантовой структуре атомов молекулы ДНК.
Вот как сознаем, откуда мы про всё это знаем, так сразу и осознаем феномен сознания.
Kto, к примеру, откуда и как Вы знаете, что знаете про кванты, про структуры, про атом, про молекулы, про ДНК? Как Вы себе представляете вход в молекулярную структуру?
Я считаю что Я это вещь, которая состоит из молекул. Аналогичной вещью, подобной мне, является например рычаг, состоящий из молекул. Когда нажимают на один конец рычага, то второй конец рычага приходит в движение, при этом рычаг не только смещается нагрузкой, но и сопротивляется нагрузке. Вот это смещение и сопротивление и является входом в молекулярную структуру рычага. Смещение это движение, а сопротивление это чувство. Движение рычага мы видим, а о сопротивлении рычага предполагаем, потому что оно нам недоступно. Вот это невидимое нам сопротивление рычага и называю чувством рычага.
Кванты, атомы , молекулы, ДНК это структура Я-рычага, которая под внешним воздействием и смещается и чувствует.
Отсюда можно сделать штуки три промежуточных конкретных вывода: 1. из молекул состоят все вещи, 2. "Я аналогично любой вещи" или "мне подобны все вещи", 3. Я - рычаг всего (мира). И конечный обобщающий вывод: "Я - это всё", он же "всё моё и для меня", и он же "я=мир". Так?
И ещё, когда Вы пишете:
от кого говорится это "нам" - от Я (от себя) или от группы вещей, например, от семнадцати рычагов? Я могу ещё согласиться, что рычагам оно недоступно, но вот Я..? Вроде бы, Я имеет (имею) доступ к любой своей вещи, посредством своих чувств. Или нет?
Этот вывод слишком глобальный, потому что Я-рычаг чувствует только конкретную нагрузку как приятно-неприятно и своим движением уходит от неприятного. То есть, Я это не все, а конечная структура. Я не равен миру, а равен только части мира. Более того Я, являясь конкретной конечной структурой части мира, имеет оригинальную конечную структуру и похожую на структуру других Я, и отличающуюся от других Я за счет вырожденности генетического кода.
Это говорится от имени других рычагов, на которые действует рассматриваемый рычаг. Рычаг чувствует себя и видит свое действие на другой рычаг, но другой рычаг это действие видит, но чувств того рычага не чувствует.
"Я - это не все, а оригинальная, т.е. первоначальная и конечная структура". Вопрос: а как первоначало может быть конечным, если только не в самом высоком философско-метафизическом смысле? Типа, уробороса.
"Я не равен миру, а равен только части мира". Вопрос: а кто, кроме Я, может поделить мир на части и приписать себя (Я) к какой-либо из них? kto??)
"Структура "моего Я" отличается от структуры "других Я" за счет вырожденности генетического кода". Деление себя на части "Я и не я" - это ж тоже условность. И потом, структура (строение, устройство) может быть у тела, системы, организма, даже процесса, например, процесса мышления.. Но какая может быть "структура (устройство)" у ВСЕГО, кроме как "целое"? Кто ж построит или обнаружит/осознает такое устройство, кроме самого Я, разумеется, с помощью науки философии?)
Но разве не Я говорю от имени любой вещи, "сам(-а) с собой"? Потому "всё, все вещи - есть Я".
Ерунда какая-то. 1-00 и далее: сознание возникло у клеток для получения удовольствия. А эволюция - для оптимизации удовольствия.
1-10: в трубочках возникает чувство! Да, глубоко!
этот иноземец еще не понял, что молекулярная биология опытом определила ту структуру в живом организме которая является носителем чувств - это геном структурированый генами, которые являются носителями отдельных чувств (например геном отличает более сладкую глюкозу от менее сладкой лактозы с помощью гена глюкозы и гена лактозы) .
Спасибо. На русском ещё не видел Хамероффа. Посмотрю, когда будет время. Надеюсь перевели правильно.
Рекомендую недавнюю конференцию по сознанию. Там и Чалмерс выступает, кому инетресно. К сожалению ,на английском. https://www.youtube.com/channel/UCoNDcpkKXg2UioJKxTZI-ZA
Пока для меня не ясно: что в микро трубочках мозга (МТМ) такого, что в них два квантовых объекта, описываемых своими ВФ, и при взаимодействии порождая новую ВФ, что эта ВФ вдруг сворачивается и порождает некую локальность, которая является неким элементом какого-то сознания? В теории Эверетта, на сколько я понял, всё это происходит в душе: ВФ непосредственно дана духу, как нечто ментальное, и этот дух внутри себя же, вдруг для каких-то своих целей, переводит ее, сворачивает в элемент своего же квалиа. Но в этой то теории, в чем причина сворачивания ВФ в элементарную субъективность? Масса? Но масса чего? И в звездах тогда больше сознания, чем в нас. Сложность мозга? Но что это такое? И если компьютер сложнее нервной системы червяка, то в нем тоже больше сознания.
В добавок, здесь еще возникает понятие синхронности, которое, по-видимому, нужно для того, чтобы элементарные квалиа-свёртыши выступали как единое субъективное целое. Но такого единства МАЛО, чтобы объяснить субъектность. Иначе субъект здесь превращается в разновидность объекта, объективного качества, наподобие полифонической мелодии. Но аккорд звуков (акустических волн) не есть субъект.
И снова без ответа остается мой вопрос: что именно в этом "аккорде" квалиа-свертышей такого, что позволяет именно мне существовать? Про других у меня вопросов не возникает, поскольку другие души - объективные свойства других мозгов. Но мое существование, иное, поскольку от первого лица существую только я. Как и любой научный подход не дает ответа на вопрос: каким образом из третьего лица образуется парвое лицо. Да и ученые даже не видят здесь проблемы.
Либо Вы, НШ, что то не договариваете, либо быть может сами не до конца понимаете теорию, которую отстаиваете.
"мое существование" это текущее во времени чувство сладости сахара.
Да, сладость сладости науке не досупно. Она буде говорить о хим веществах в сахаре, о вкусовых рецепторах, о сигнала, которые иудт в мозг, о структурах, химии и электро активности мозга. Но ничего не скажет как появляется сладость. (И почему имеено эта сладость моя)) )
Хочу обратить Ваше внимание на то, что «текущее во времени чувство сладости сахара» это структурный элемент экзистенции-существования субъекта. А существование субъекта это текущая структура сознания (сознание здесь и сейчас). Текущая структура сознания состоит из текущих во времени наших чувств ( чувств предметов в комнате, где мы находимся в текущий момент времени, иди чувств предметов в лесу,если мы находимся там здесь и сейчас).
Эту Вашу экзистенцию (сознание сладости сахара здесь и сейчас) реализует транскрипция генов Вашего генома (Вашего Я) по сигналам от кусочка сахара, положенного на язык.
Хорошое слово: РЕАЛИЗУЕТ!
Можно сказать, и МОЗГ РЕАЛИЗУЕТ СОЗНАНИЕ.
Или СОЗНАНИЕ СУПЕРВЕНТНО НА МОЗГЕ.
К Вас - геном.
Но вопрос остается: почему именно этот геном, этот, а не иной набор генов вызвал меня из небытия, позволил мне существовать?
хотя бы потому, что Ваш геном индивидуальный. Другого такого генома никогда во Вселенной не было и не будет. Это свойство генома обеспечено вырожденностью генетического кода и эволюцией Вселенной.
Ну индивидуальный, ну не будет, ну и что? Но почему именно эта индивидуальность обеспечило появления моей экзистенции?
В другой форме Ваша экзистенция появиться не может и больше не появится.
А "обеспечило" появление Вашей экзистенции взаимодействие вещей=материи+формы и информации=энергии+формы. Это взаимодействие явилось после Большого Взрыва. А Большой Взрыв это следствие очень медленного разогрева Вселенной, которая неопределенно долго существовала в виде материи, в которую была впрессованы энергия и формы.
То есть материя родила энергию и формы, и так появились вещи (атомы) и нформация. Атомы вступили во взаимодействие и образовали молекулы ДНК и вырожденный генетический код, который обеспечивает Вашу индивидуальность.
"Либо Вы, НШ, что то не договариваете, либо быть может сами не до конца понимаете теорию, которую отстаиваете. "
Достижения квантовой физики не только изменяют отношение к реальности, но и предрасполагают к обновлению методологии познания и мышления. В частности, позитивное (доброе, заботливое, вежливое, не манипулятивное) мышление - это такая конфигурация декогерирующей системы нейронов, которая даёт результат селекции, несколько отличный от того, который предполагался исключительно объективным подходом, при котором роль наблюдателя не учитывалась, и результат эксперимента не зависел от его наблюдения.
Сейчас понятно, что это не совсем так. И что объективная закономерность - это статистическая закономерность, или закономерность, определяемая высокой вероятностью события.
Однако, теперь познание тонких аспектов истины в какой-то мере определяется состоянием сознания наблюдателя. Кстати, проводились соответствующие эксперименты, которые показывали что сосредоточенное наблюдение оказывает статистически значимое влияние на результат. Конечно, это нарушает некоторые привычные основания познания, и подобные эксперименты часто отрицаются или, чаще, игнорируются, но факт такой имеется. Как и теория к нему.
Всё это приводит к предположению, что истину надо соблазнять, а не насиловать. :)
Это у нас на физфаке в свое время называлось МЕТОДОМ ПРИСТАЛЬНОГО ВГЛЯДЫВАНИЯ.
А только такая альтернатива: либо насиловать, либо соблазнять?
О господи, и в КМ наслажденцы пробрались, и здесь философия превращается в практику! В современное исследовательское эпикурейство. В стиле Хамероффа - специалиста по анестезии от жизни.
А на вопросы так и нет ответов. Да и зачем они, если уводят от наслаждения. А вдруг ответ будет на столько ужасным....
Ну, как скажете.
Полагаю, что мы здесь обсуждаем слишком серьезные проблемы , чтобы обижаться.
Впрочем , дело Ваше.
Ну что вы какие обиды. Как говорится, не перекладывайте с больной головы на здоровую. Это ведь вы от "серьёзной проблемы" перешли к обсуждению личности. К, так сказать, стимуляции собеседника. Но я здесь не на защите, и не обязан ни перед кем ничего отстаивать. Поэтому, если вам хотя бы немного интересны мои ответы, то было бы логично задавать их в манере, располагающей к ответу. Хотите, считайте это эпикурейством. Я считаю это признанием ценности мнения собеседника и созданием хорошей атмосферы, в которой только и можно найти хоть какую-то истину.
Я уж столько вопросов задал... А ответов все нет((
Я не столь категоричен, бывает по-всякому.
А чего вы ответы у философов ищете? Они ничего вам не скажут, ибо ничего не знают. Большинство философских "знаний" - это досужие выдумки, плоды фантазии шизоидного мозга.Метафизическая интоксикация, Попытка своими незрелыми абстракциями, не имеющими никакой связи с действительностью, решить проблемы вселенского масштаба. При этом, некоторые такие "решатели космических проблем" не могут решить даже свои личные проблемки. Ответов нет! Таки не по адресу вопросы задаёте - спросите у создателя (лей), что-ли.
У демиурга?
Зачем путать божий дар с яичницей.
Если вам кажется, что до сих пор я для вас ничего не пояснил, и никак не приблизил к ответу, никакого просвета не нашли в теориях КМ и КС - то и продолжать не стоит... Хотя Чалмерс, после всего, надеется именно на них. ;)
Ну не стОит, и не стоит...
Чалмерс... это - одна из возможностей для него, не более. Я так полагаю.
хахаха! А зачем Вам ответы? Наверное, чтобы не задавать вопросов?
Почему в микротрубочках одного мозга ,сворачивания ВФ происходит так ,что все эти субъективные элементы принадлежат одному образу, одного субъекта, и не становятся элементами образа другого субъекта? И могут ли, допустим, половина принадлежать одному, а половина - другому?
А куда девается ВФ после своего сворачивания в акте восприятия? Исчезает? Но поскольку за ВФ стоит вся Вселенная, с ее взаимодействующими частями, то что, вся Вселенная уничтожается, Вселенная, представленная ВФ? А потом - снова нарождается именно как ВФ, и это - до следующего акта восприятия?
Что-то уж больно чудна, эта квантовая теория сознания.
С другой стороны подтверждается понимание простоты сознания и сложности ее причины: была наисложнейщая ВФ, хлоп, свернулась, и стала простым квалиа.
Довольно свежий Хамерофф
https://lenta.ru/articles/2016/10/23/hameroff/
Никак философия не может вырваться за пределы мозга в молекулярную структуру клетки.
Вообще, спасибо вам за то, что находите информацию на русском о КС.
"Я помню свои собственные попытки разрешить для себя многие из этих загадок, когда я был ребенком. Допустим, думал я, мое сознание имеет возможность внезапно поменяться с чьим-то другим — как в таком случае я могу быть уверен, что нечто подобное уже не произошло со мной раньше, предполагая, что каждый человек хранит в памяти только то, что относится к нему лично? Как я мог бы тогда объяснить такой опыт «обмена» кому-то еще? Или все это вообще не имеет никакого смысла? А что если я просто проживаю те же самые десять минут жизни снова и снова — и каждый раз с одними и теми же впечатлениями? Может быть, для меня «существует» только настоящее? Может быть, «я» завтрашнего или вчерашнего дня — это в действительности совершенно иная личность с независимым сознанием?"
Конец книги Пенроуза НОВЫЙ УМ КОРОЛЯ
Все мы спрашиваем об одном и том же....