Цитаты из книги преп. Иоанна Дамаскина «Диалектика, или философские главы». Екклесия пресс, 1999.
Глава XI. 06 индивиде.
Слово индивид употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например: точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичественными [т.е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например: алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т.е. самый низший вид, например: человек, лошадь и т.п. В собственном же смысле индивидом называется то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась.
Глава XXIX. Об ипостаси, ипостасном и неипостасном.
Слово "ипостась" (hupostasis) имеет два значения. Взятое в общем смысле (aplo|s), оно означает субстанцию вообще. В собственном же смысле "ипостась" означает индивид, а также всякое отдельное лицо. Подобным же образом и слово "ипостасное" (enupostaton) имеет два значения, ибо оно означает и сущее вообще - в этом смысле мы называем ипостасным не только субстанцию вообще, но и акциденцию; но оно означает и отдельную ипостась, или индивид. Слово "неипостасное" (anupostaton) также имеет два значения. Неипостасным называется и то, что никогда и никаким образом не существовало; неипостасным снова называется и акциденция, так как акциденция не имеет самостоятельного существования, но существует в субстанции.
Глава XXX. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси.
Языческие философы, как уже было сказано, различали субстанцию (ousia) и природу (phusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же - субстанцию, определенную ее существенными разностями и соединявшую с бытием вообще качественную определенность бытия: разумную или неразумную, смертную или бессмертную, или, как сказали мы, неизменное и непреложное начало, причину, силу, вложенную в каждый вид Творцом для движения: ангелам - для разумения н сообщения друг другу своих мыслей, без помощи произносимого слова; людям - для разумения, размышления и сообщения друг другу, при помощи произносимого слова, своих внутренних мыслей; у неразумных животных - силу жизни, ощущения и дыхания; у растений - способность питания, произрастания и рождения; у камней - способность нагреваться и охлаждаться, а также свойственное неодушевленным предметам перемещение с места на место, под действием другого движения. Это они назвали природой, т. е. самые низшие виды (ta eidiko|tata eide|), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., - которые отличаются ббльшею общностью, чем ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией.
Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphe|n), - например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia - субстанция - происходит от (глагола) einai, а phusis - природа - от глагола pephukenai, но einai и pephukenai означают одно и то же - быть, существовать. Равным образом слова eidos - вид и morphe|| - форма - имеют значение одинаковое со словом phusis - природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это -акциденции, характеризующие ипостась.
Глава XXXIX. Еще о субстанции.
Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом; и снова: субстанция есть то, что в самом себе является ипостасным (authupostatov) и не имеет своего бытия в другом, т.е. то, что существует не через другое и не в другом имеет свое бытие и не нуждается в другом для своего существования; но существует само по себе, - в чем и акциденция получает свое бытие. Цвет существует ради тела, чтобы окрашивать его, а не тело ради цвета. Равным образом цвет имеет свое бытие в теле, а не тело в цвете, почему и говорят "цвет тела", а не "тело цвета". Поэтому при частых переменах и изменениях цвета субстанция, т.е. тело, не изменяется, но остается той же самой.
(По-гречески) субстанция называется ousia - от einai, существовать [по преимуществу; акциденция же - sumbebe|kos от sumbainein - случаться и иногда быть, а иногда и не быть, потому что определенный предмет может иметь одну и ту же акциденцию, может и не иметь ее, но иметь противоположную].
Глава XL. О природе.
Природа есть начало движения и покоя каждой вещи. Так земля движется, в смысле произведения растений; покоится, в смысле перехода с места на место, ибо она не движется с одного места на другое. Итак, начало и причина движения и покоя, которыми' свойственно вещи двигаться и покоиться, свойственно по существу, или по природе, а не случайно, - называется природой, поскольку она так создана и так существует. Природа есть не что иное, как субстанция; ибо от субстанции вещь имеет такую способность, т.е. способность движения и покоя, и субстанция есть причина определенного движения и покоя.
[Греческое название природы] phusis происходит от pephukenai - родиться.
Глава XLII. Об ипостаси.
Название: "ипостась" имеет два значения. Иногда оно означает простое бытие. Согласно этому значению, субстанция и ипостась одно и то же- Поэтому некоторые из святых отцов говорили: "природы, или ипостаси". Иногда же название; ипостась, обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное. Согласно этому значению, под ним понимается индивид, отличающийся от других лишь численно, например, Петр, Павел, какая-либо определенная лошадь.
Следует заметить, что ни субстанция не существует сама по себе без вида, ни существенная разность, ни вид, ни акциденция, но одни только ипостаси, или индивиды. В них созерцаются (theo|rountai) и субстанции, и существенные разности, и виды, и акциденции. При этом простая субстанция созерцается одинаково во всех ипостасях: в неодушевленных и одушевленных, разумных и неразумных, смертных и бессмертных. Напротив, существенные разности у неодушевленных иные, чем у одушевленных; у разумных - иные, чем у неразумных; у бессмертных -иные, чем у смертных. Одним словом, ипостасям каждого самого низшего вида свойственны одни и те же существенные разности, которые, с одной стороны, соединяют их друг с другом через понятие субстанции, с другой, отделяют их от ипостасей другого вида. Подобным же образом созерцаются в них, т.е. в ипостасях, и акциденции, обособляя каждую ипостась от ипостасей того же вида. Поэтому индивид и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо (только) в нем получает действительное существование (energeia huphistatai) субстанция вместе с ее акциденциями.
Глава XLIII. О лице.
Лицо есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и определенным образом, отличным от способа обнаружения однородных существ. Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним ангелов присутствием в определенном месте и тем, что он беседовал, И Павел, когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами и действиями он выделялся из всех других людей.
Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась. лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь.
Название ипостась hupostasis, происходит от huphestanai, стоять в основании чего-либо.
Глава XLIV. Об ипостасном.
Название "ипостасный" также иногда обозначает простое бытие. В этом смысле ипостасной мы называем не только чистую субстанцию, но и акциденцию. Однако, последняя, собственно говоря, не ипостасна, а етероипостасна. Иногда же оно* означает самосущую ипостась, т. е. индивид. Однако, последний в строгом смысле не есть нечто ипо-стасное, но есть самая ипостась и называется так. В собственном смысле ипостасным называется то, что не существует само по себе, но созерцается в ипостасях: так вид, или природа людей не созерцается в собственной ипостаси, но в Петре, Павле и в прочих человеческих ипостасях, - или то, что соединяется с другим, субстанциально различным, в нечто целое и образует одну сложную ипостась. Так человек составлен из души и тела, причем ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не называются ипостасями, но ипостасными; то же, что образуется соединением обоих, называется их ипостасью, ибо ипостасью в собственном смысле называется то, что существует само по себе и самостоятельно. Кроме того, ипостасной называется природа, воспринятая другою ипостасью и в ней получившая свое бытие. Отсюда и плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто впостасное; ибо, будучи воспринята ипостасью Бога Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью.
Глава XLV. О неипостасном.
И название "неипостасный" употребляется в двух различных смыслах: иногда оно означает то, чего никогда абсолютно не было, т. е- несущее, а иногда то, что не имеет бытия в самом себе, а имеет свое существование в другом, т. е. акциденцию.
Глава XLVII. Разделение субстанции.
Субстанция есть самый общий род. Она разделяется:
на тело и бестелесное; тело на одушевленное и неодушевленное; одушевленное на чувствующее животное, животно-растительное животное и не чувствующее растение; чувствующее на разумное и неразумное; разумное на смертное и бессмертное; смертное на человека, вола, лошадь, собаку и т. п.; человек на Петра, Павла и прочих единичных людей, которые суть индивиды, ипостаси, лица.
Итак, субстанция есть самый общий род, тело - вид субстанции и род одушевленного; одушевленное - вид тела и род чувствующего; чувствующее животное - вид одушевленного и род разумного; разумное - вид животного и род смертного; смертное - вид разумного и род человека; человек же есть самый низший вид, ибо человек есть вид в отношении смертного и вид же в отношении Петра и Павла. По святым отцам, это, именно, и есть природа, форма и субстанция.
Те члены деления, которые находятся между самым общим родом, т. е. субстанцией, и самыми низшими видами, т- е. человеком, волом, - суть подчиненные роды и виды. Они называются существенными и естественными разностями, а также качествами, - разделительными по отношению к высшим членам, образующими в отношении низших членов и специфическими (eidopoioi) в отношении самых низших видов, так как они образуют их и обособляют одну природу от другой. Природа же определяется из самого низшего вида.
Итак, сказано, что такое субстанция, природа, форма и что такое ипостась, индивид, лицо, ипостасное и неипостасное, и какое различие между субстанцией и акциденциями, и что субстанция важнее акциденции, так как акциденции в ней имеют свое существование. Сказано и о разделении субстанции и чем она отличается от существенных разностей, - именно тем, что образуемая ими субстанция получает определенный вид и делается такой, а не иной. Сказано и о том. что такое природа, форма, ипостась, лицо, индивид, как думали об этом языческие мудрецы и как определили святые отцы, ученики и учители истины и подлинной философии. Теперь же мы скажем и о свойствах субстанции.
Свойство субстанции заключается в том, что она не существует в каком-либо субстрате. Напротив, она сама составляет основу существования акциденций и не имеет своего бытия в другом. Это свойство принадлежит и существенным разностям. Ибо то, что имеет свое существование в каком-либо субстрате, не сохраняет вещи, присутствуя в ней, и не разрушает ее, отсутствуя, почему и не вносится в определение, так как является несомненной акциденцией. Существенные же разности не суть акциденции. Будучи налицо, они сохраняют вещь, отсутствуя разрушают. Поэтому они вносятся в определение.
Свойство субстанции заключается и в том, что она сказывается синонимически, т.е. передает и имя, и определение и не имеет ничего противоположного себе - ибо камню, т.е. самой субстанции камня нет ничего противоположного - и не принимает определение "более" и "менее". Это свойство принадлежит и существенным разностям. Так, человек не более лошади есть субстанция или животное, равно как и лошадь не более человека. Наконец, субстанция имеет то свойство, что она принимает противоположные определения, каждое порознь, не оставаясь при этом той же самой, но подвергаясь изменению. Под противоположными определениями я разумею акциденции. Существенные же противоположные качества никогда не принимаются субстанцией. Так, разумное не допускает неразумного. Но тело нагревается, а, изменяясь, делается холодным. Равно и душа усваивает иногда добродетель, а иногда порок.
Глава LXVI. Еще об ипостасном соединении.
Следует иметь в виду, что ипостасное соединение дает одну сложную ипостась вошедших в соединение природ, в которой сохраняются неслитно и неизменно участвующие в соединении природы, их разности и присущие им естественные свойства. Ипостась же в отношении самой себя не имеет никакой ипостасной разности, ибо на нее переносятся разности каждой из входящих в соединение природ - разности, которыми каждая из них отделяется от вещей одного с ней вида. Так. например, обстоит дело с душой и телом. В самом деле, из души и тела получается одна сложная ипостась, скажем, Петра или Павла, но при этом в ней сохраняются обе полные природы - природа души и природа тела, а равно не смешиваются и их видовые разности и не сливаются их свойства. В ней заключаются отличительные свойства каждой природы: свойства души, которыми она обособляется от прочих душ, и свойства тела, которые обособляют его от прочих тел. но которые нисколько не обособляют душу от тела, а. напротив, соединяют и связывают ее с ним. Вместе с тем, эти отличительные свойства обособляют единую составленную из них ипостась от остальных ипостасей одного и того же вида. Если природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертью душа и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом.
Следует иметь в виду, что как природы могут соединяться между собой ипостасно, так возможно и пророде быть воспринятой ипостасью и в ней иметь свое существование. И то, и другое мы видим во Христе. В самом деле. в Нем и природы: Божественная и человеческая, - соединились, и одушевленная плоть Его получила свое бытие в существовавшей прежде ипостаси Бога Слова и имеет ту же ипостась. Но совершенно невозможно, чтобы из двух природ образовалась одна сложная природа или из двух ипостасей - одна ипостась. В самом деле невозможно, чтобы противные существенные разности находились в одной природе, ибо их дело отделить друг от друга те природы, которым они присущи. С другой стороны, невозможно, чтобы то, что однажды существовало само по себе, имело другое начало своего ипостасного существования, ибо ипостась есть именно существование само по себе. Следует заметить, что в отношении к Святой Троице ипостась обозначает безначальный образ вечного сушествования каждого лица.
Надлежит иметь в виду, что, когда образуется сложная природа, то ее части должны быть одновременными, а равно она должна различаться от составляющих ее элементов, не сохраняя их. а скорее превращая и изменяя. Так, когда тело образуется из четырех элементов, то оно становится отличным от них, так что оно уже не есть огонь или какой-либо другой элемент и не называется им. Равным образом от козла и ослицы происходит лошак, который уже не есть ни конь, ни осел и не называется ни первым, ни вторым; он отличается от обоих и не сохраняет в неслитном и неизменном виде природы ни одного из тех, от кого он произошел.
http://orel.rsl.ru/nettext/russian/damaskin/dialektika/
Глава 66. О соединении по ипостаси.
Следует заметить, что соединение по ипостаси образует из соединяемых природ одну сложную ипостась, сохраняющую (sodzoysan )* в самой себе причастные к соединению природы, и их видовое отличие, и их естественные особенности неслитными и неизменными. Сама же она по отношению к самой себе не обладает никаким ипостасным отличием, ибо присущими ей становятся свойственные каждой из причастных к соединению природ характерные отличия, благодаря которым каждая из них отделяется от природ того же вида, как это происходит в случае души и тела. Ведь хотя из обоих образуется одна сложная ипостась, например, Петра или Павла, тем не менее она сохраняет в самой себе две полные природы, а именно природу души и природу тела, и сохраняет их видовое отличие несмешанным, а их естественные особенности неслитными. И она обладает в самой себе характерными особенностями каждой из природ (а именно особенностями души, отделяющими ее от остальных душ, и особенностями тела, отделяющими его от остальных тел), никоим образом не отделяющими душу от тела, а соединяющими и связывающими их и вместе с тем отделяющими составленную из них единую ипостась от остальных ипостасей того же вида. А как только однажды природы подверглись соединению друг с другом по ипостаси, они остаются совершенно нераздельными. Ведь хотя со смертью душа и отделяется от тела, их ипостась все-таки остается одной и той же, ибо ипостась есть составление каждой вещи самой по себе в начале ее существования. Так вот, тело и душа неизменны в том, что они всегда имеют одно начало их существования и ипостаси, хотя и отделимы друг от друга. Следует заметить, что и природы могут соединяться друг с другом по ипостаси, как, например, в человеке, и природа может быть воспринята ипостасью и существовать в ней:
и то и другое наблюдается во Христе. Ведь в нем и природы, божественная и человеческая. соединились, и его одушевленная плоть получила бытие в ранее существовавшей ипостаси
________
* Вопреки издателю текста Б. Коттеру, избирается вариант, принятый в "Патрологии" Миня (PG, 94, 665А).
Бога-слова и обрела ту же ипостась. По совершенно невозможно, чтобы из двух природ была образована одна сложная природа или из двух ипостасей — одна ипостась, потому что невозможно, чтобы противоположные существенные отличия сосуществовали друг с другом в одной природе, ведь их дело — отделять друг от друга те природы, которым они Присущи. И опять-таки невозможно, чтобы существовавшее однажды само по себе имело другое начало ипостаси, ибо ипостась есть существование само по себе*. Следует иметь в виду, что в святой Троице ипостась есть безначальный способ вечного существования каждого лица.
Нужно знать, что когда возникает сложная природа, и ее части должны быть одновременными, и из одного должно получаться другое, не сохраняющее, а изменяющее и делающее иным то, из чего оно было образовано: как, например, когда из четырех стихий образуется тело, из одного возникает другое и оно не является и не называется ни чистым огнем, ни какой-либо из других стихий, и как, например, от коня и ослицы рождается лошак, ведь он не является и не называется ни конем, ни ослом, а отличен от них и не сохраняет неслитной и неизменной ни одну из природ тех, от кого он произошел.
Перевод с древнегреческого M. А. Гарнцева
Перевод выполнен по изданию; Johannes von Damaskos. Capita hhilosophics (Dialectica) / Besorgt von B. Kotter // Idem. Die Schritten. Berlin, 1969. Bd. l. S. 139.140.
____________
* Определение ипостаси как "бытия самого по себе" дается и Леонтием Византийским (PG,86, 1280A).
http://anthropology.rinet.ru/old/1/garncev.htm
Комментарии
Довольно трудно воспринять весь этот текст, Роман... Вот если бы вы сделали свой собственный комментарий на него или - лучше - анализ (что-то вроде анализа плотиновских эннеад в Античном Космосе), то было бы просто замечательно! "А почему бы, - спосите вы меня, - не вам это сделать?" Э, нет, увольте! Я же простой филолог, а вы вот философ, так что... было бы, говорю вам ещё раз, просто замечательно!..
Обязательно сделаю. В контексте размышлений о личности и сущности сознания. Думаю, нам вскоре нужно взяться за написание текста о личности; мысли потихоньку назревают.
О личности?.. хм... хорошо бы. Я поддерживаю эту мысль.
Случайно попал на тему семилетней давности.
Практически с неё начался сайт ФШ.
Ностальгия
скажу честно: весь текст ИД не осилил. Но, говоря о личности, мне кажется, не нужно всё усложнять.
1. Есть отличия одной личности от другой. Огонь не вода и не воздух.
2. Личность не является индивидом, т.е. неделимым статическим объектом. Личность можно определить как моментальный снимок состояния сознания. В Базах Данных есть такой термин, но он относится только к "физическим" данным.
Термин же ипостась в вопросе о личности только запутывает вопрос. Считается, что 2-е Лицо Пресв. Троицы воипостазировалось в человеке Иисусе. Это сделано просто для утверждения божественности Христа. Но, возьмите, напр., куст в пустыне (Исх. 3:14) ("Аз есмь сущий"), здесь есть воплощение, воипостазирование, но нет личности. Т.е. воипостазирование не имеет отношения к личности.
Другое дело, что определяя личность как моментальный снимок, мы должны допустить существование личности у животных, пауков, амёб и т.п. Мне кажется, здесь нет противопоказаний, хотя такой вывод не приемлем многими.
Мера личности в его духовности, в его отношениях с людьми.
А в общем, мера личности в его поступках и в делах, как поступков.
Значимость личности в общественной полезности.
Алла,
В самую точку. Вы склонны к противоположной (моей) точке зрения. Используя понятия меры, значимости, Вы соотносите текущее состояние (личности) с каким-то идеалом. А я предлагаю отказаться от абсолюта, и говорить о личности не как о степени, не как о мере соответствия, а как о текущем состоянии сознания. Есть хорошая аналогия - калейдоскоп.
chron.
Наши представления об Идеале (как и о боге) непрерывно развиваются, а, следовательно, Идеал Абсолютом быть не может.
И к тому же, если состояние сознания текущее, то в чем может состоять "личность"?
Алла,
хорошо, я отвечу. А - какое определение личности наиболее привлекательно для Вас ? (предполагаю, что это определение будет похоже на моё).
А давайте вместе подумаем , чем можно опредЕлить личность?
Предел личность это другая личность. Предел-граница между личностями и является определением личности.
А что-же такое граница между личностями? Ну уж никак это что-то непроходимое, не какой абсолютный барьер. Граница между личностями можно охарактеризовать как границу контакта.
Итак личность определяется в контакте с другими личностями, в диалоге с ними. Весь мир можно определить как акциденцию границы контакта личностей, то есть всё является проявлением диалога.
Диалог обуславливает личности, то есть является сущностью личности.
Это трансцендентная обусловленность. Если же говорить о внутренней, имманентной обусловленности личности, о которой вероятно Вы и хотели поговорить, то она никак не опредЕлена, так как является свободой.
мне кажется, что использовать границу в определении не совсем продуктивно. Понятие границы не является существенным в понятии личности. Вот, смотрите: границу имеет всё: море, огонь, мысль. Далее, Вы пишете: "Диалог обуславливает личности", - т.е. диалог есть существенная акциденция. Не думаю. Личность может существовать и вне диалога, просто она может иметь это свойство, которое, согласитесь, не определяет личность, а наоборот, - определяется личностью. Чем плохо (чего не учитывает, упрощает) определение (в первом приближении) личности, как текущего состояния сознания ? Этим мы даже демистифицируем понятие личности, редуцируя его к понятию сознания.
Нет, Вы типичный реалист и позитивист, Вам не понять экзистенциалиста , и тем более диалогиста.
Алла пишет:
Мера личности в ее духовности, в ее отношениях с людьми.
Это окружающим так хочется, чтоб личность себя оценивала по своему отношению к другим людям, а сама личность может себя оценивать и по другим критериям как реальным, так и вымышленным.
Полина пишет:
Это окружающим так хочется, чтоб личность себя оценивала по своему отношению к другим людям, а сама личность может себя оценивать и по другим критериям как реальным, так и вымышленным.
!!! а еще так - это государству хочется чтоб лмчность себя оценивала по своему отношению к государству.
Многим чего-то хочется от нас, вот и лавируем всю жизнь между своими и чужими интересами.
Полина пишет:
и не просто лавируем, а лавируем настороже, ведь хотят не только от нас, но и нас.
!!!
???
chron пишет:
!!!!
Значимость личности - в мере проявления духовности, поскольку духовность - свойство духа, а не личности. Общественная польза в том, что сделано для духовной эволюции человека, если понимать, что дух и есть человек в сути своей.
Личность действительно имеет предел в познании, в проявлении, в сроке пребывания на планете.
Ограниченность личности - в целях личных, в себеслужении. Отказ о личных целей приводит к проявлению духовности в более полной мере. Только в отречении от своей личности можно действительно понять другого человека, имея ввиду, что человек, есть триединство духа, души и физического тела. Живущий телом и душой не поймёт духовных устремлений.
Nataly
Вот именно.
Мера личности в способности найти себя в другом, или наоборот - найти в себе другого. Что, в общем то, одно без другого не бывает.
Но этого ещё мало, необходима ещё своя внутренняя этика, которой, собственно, и являет себя каждый из нас личностью.
Т.е., внутренней сутью личности являются его знания и этика, а явлением личности является характер его поступков. (Бахтин. "Философия поступка".)