Если действительность есть самодвижение (поскольку кроме нее и вообще нет ничего, а уж тем более нет ничего движущего), то, значит, и мышление тоже самодвижно, а иначе оно не будет отражением действительности. <…> Поскольку мышление есть смысловое отражение действительности и его смысловая стихия творит себя самое, то это значит, что оно устанавливает принципы своего движения, т.е. принципы своего же собственного конструирования. Действительность движется и развивается. И это она делает сама от себя. Самое важное здесь то, что действительность сама для себя устанавливает направление своего развития (поскольку кроме действительности вообще ничего не существует); а это значит, что действительность строит сама себя, конструирует сама себя и создает принципы своего конструирования. Иначе она не будет создавать для себя свое движение и не будет в состоянии понимать смысл своего движения, не сможет отражаться мышлением. <…> Как действительность создает принципы своего конструирования, так и мышление, будучи отражением действительности, тоже строит для себя принципы своего конструирования.
А. Ф. Лосев. Дерзание духа. С. 39–40.
Комментарии
В своё время эта книженция ("Дерзание духа") чуть не сделала меня безразличным к А.Ф. Почему?
Как известно, все те тексты, которые вошли в эту книгу, А.Ф. создавал уже в поздний период своего творчества, то есть тогда, когда советская идеология контролировала всё и вся. - Для того чтобы сохранить чистоту своего УМО-ЗРЕНИЯ, философу приходилось говорить "эзоповым языком", - использовать термины, которые с точки зрения власти могли быть - самое меньшее - нейтральными, без "идеалистической закваски". Можно себе представить, как должен был ограничить себя А.Ф. в поздний период, если уже в своём "восьмикнижии" он создал особую форму философского "эзопова языка", где вместо Бога-Отца он говорил об Одном, вместо Бога-Сына - об эйдосе или Бытии и т.д...
Действительность и мышление... Что подразумевает А.Ф. под этими терминами в своей книге? Да и своей ли? Здесь настолько стеснена его оригинальная мысль, что под его формулировками мог бы подписаться и пантеист, и диалектический материалист и т.д. (Кстати, именно на материалистически настроенную публику было рассчитано ДД) Когда А.Ф. - почти с болью - говорит о некоторых идеях В.С. Соловьёва, что они вполне "конгениальны" с языческим умозрением, то не находится ли он сам в таком положении, когда ТАК выражает СВОИ идеи?..
Итак, каков смысл "действительности" и "мышления"? Ясно прежде всего, что действительность А.Ф. понимает как нечто абсолютное и поэтому само себя созидающее и движущее. Хотя от этих установок легко сделать шаг и до признания бытия особого рода Души или вообще идеально-духовного начала (из момента самодвижения, - философ причитывает здесь отсылку к Платону), всё равно - мысль не вполне прозрачна. Только знающий Лосева поймет, что это за действительность такая, обладающая абсолютным характером...
Мышление как отражение действительности. Как ни крути, речь идёт о падшем состоянии мышления, когда оно имеет дело ТОЛЬКО со смысловой стороной бытия. Мышление, взятое в своей чистоте, есть Ум, сам из себя образующий бытие, то есть действительность...
Далее. Действительнсть абсолютна и - текуча, подвижна, причём не по образу абсолютной интеллигенции (круговращение), а по типу линии, дляяяящейся, уходяяящей в бесконечность. Этот миф о потенциальной бесконечности вообще чужд миросозерцанию Лосева. Итак, и здесь мысль философа не говорит всего, что может стать причиной заблуждения или, по крайней мере, непонимания...
Да, жизнь есть вечное и неустанное самопорождение - и смысловое и субстанциальное. Но как это правильно и здраво мыслить? Об этом А.Ф. сказал всё или почти всё, но отнюдь не здесь...
Чтобы понять, о чём говорит А.Ф. в этом отрывке из ДД, необходимо привлечь материалы и из других его сочинений, иначе... минимум понимания.
У него есть еще более жуткая вещь: "Родина"... все творчество Лосева после восьмикнижия - оправдание своего бездействия... Лосев знал имя бога...