Процесс познания в науке и метафизике (продолжение).

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 

В  Йога-сутрах, Патанджали указывает еще на одну обобщенную, составляющую процесса познания, о которой я сознательно не  хотел говорить, чтобы окончательно не смутить читателя. Но ради полноты картины, необходимо сказать об этом несколько слов, несмотря на то, что меня обвинят в абсолютной ереси противоречащей здравому смыслу. Но и объявление земли круглой тоже когда-то считалось страшной ересью.

Среди составляющих процесса познания Патанджали называет сон. По его определению: «Сон есть деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие истинного знания». Разберемся в этом подробнее.

 Во сне мы имеем ощущение наличия у нас тела, органов чувств, сознания, памяти. Мы можем перемещаться в пространстве, переживать различные события во времени. Принимать решения,  выполнять действия, делать открытия, испытывать эмоциональные переживания. Все как в жизни, но мы делаем вывод, что это сон на основании пробуждения, кода все это прекращается, и мы возвращаемся в физическое тело, бодрствующее сознание и бодрствующую память.

Во сне есть одно отличие от бодрствующего сознания, во сне мы не помним содержание предыдущих снов (месяц, год назад).

С точки зрения индийской метафизики, все наоборот. Поскольку в так называемом, бодрствующем сознании мы не осознаем истинное познаваемое, а наблюдаем на экране нашего сознания только плоды деятельности подсознательных процессов, формирующих это иллюзорное изображение. То вся наша жизнь подобна сну, а смерть есть пробуждение души (Я) от сна. После смерти душа возвращается в истинное тело, истинное сознание  к истинной памяти, в истинные миры своего существования.  Поскольку жизнь подобна сну, то  как во сне мы не помним содержание прошлых снов, так и в жизни не помним прошлых  жизней.

Но почему этот сон физического существования Патанджали относит к процессу познания. Божественное творение охватывает все потенциальные возможности, в том числе и сотворение иллюзорного мира (мир неведения). Задача души состоит в познании и того и другого. Поэтому души периодически реинкарнируют для продолжения процесса познания в мире неведения. Как долго это может продолжатся.   Иша Упанишада по этому поводу говорит: 

9. «В непроглядную тьму вступают те,  кто идет вслед за Неведением, словно в еще большую тьму – те, кто посвящает себя одному Знанию».

11. «Кто знает  То, как единство обоих – Знания и Неведения, посредством Неведения превосходит пределы смерти, посредством Знания  обретает Бессмертие».

Как это понимать. После смерти здесь душа рождается в иных мирах. Где со временем умирает и опять рождается здесь. Только познав "То как единство обоих", душа больше не рождается и не умирает ни здесь ни там. Она находится как бы сверху над событиями, имея возможность одновременно наблюдать и управлять одним и другим миром. В йоге это называют абсолютным освобождением.