Итак, сферическая модель мировоззрения продемонстрирована, и не вызвала упреков (возможно, ввиду сложности освоения). Более легкие другие варианты моделей не признаны сообществом, как не удовлетворяющие запросам.
Прошу атаки сообщества на критику сферической модели.
Шкала абстрактности ( http://www.philosophystorm.org/palex/2485#comment-24267 )
Абстрактность - Субъективное время
Циклическая шкала времени
Синтез-Антитезис - раскрытие Абсолюта
Вложение | Размер |
---|---|
tunnel.png | 53.63 КБ |
Sintez-Antitezis.jpg | 6.19 КБ |
directions50.png | 50.32 КБ |
tunnel.png | 53.63 КБ |
Комментарии
Схема саморасширения Абсолюта
1. Ваша система достигла такого предела схематизации, что, боюсь, кроме Вас здесь никому ничего не понятно. ;))
2. Если Вы хотите быть понятым, как мне кажется, Вы должны разговаривать с нами на нашем языке, а не на Вашем. Иначе говоря, чтобы донести Ваши схемы до "народа", надо, наверное, к этому народу спуститься с вершин схематических абстракций на их грешную землю.
И с чего предлагаете начать? Схема саморазвития абсолюта подойдет? Или Вы видите другой путь?
С какого элемента легче начать перевод с нашего (вариант программистских абстракций) на ваш (современного обучения философии).
Тем более, что вертикальный и горизонтальный разрезы, вроде, возражений не вызывают? И можно переходить к обсуждению наполнения?
Или есть претензии к самой форме организации формы?
При этом учитывайте, что переход к данной модели мировоззрения требует работы самого исследователя. Или отказа от познания по принципу "слишком зелен" (Крылов, "Лиса и виноград")
Я вообще не вижу содержания, кроме голой формы, местами помеченной словами. В чем содержание? Есть ли оно вообще. Я ведь тоже могу разлиновать лист 10Х10 и в некотором порядке расставить в получившихся клетках понятия. Что это будет? Ребус? В чем смысл такой схематизации?
Так какой формы вам надо?! Если обычно вы берете длинную одномерную ленту, и размешаете на ней слова.
Чем связь терминов одновременно по двум направлениям хуже вашего обычного одномерного гипертекста со ссылками между предложениями, параграфами, страницами, главами, книгами, журналами?
Компоненты мировоззрения перечислены, как в учебниках.
Разложены уровни мировоззрения: три верхних - теоретический, шесть нижних - жизненно-практический.
Только данная схематизация улучшена для практического исследования. Каждый уровень получает более строгий смысл, и при этом не противоречит уровням Кена Уилбера.
1. Дело не в том, что надо мне (мне от Вас ничего не надо), а в том, как Вас понять.
И Вы и я в этом посту пишем обычным текстом и понимаем друг друга. А вот Ваша многомерная схема - непонятна. Ее нужно расшифровать.
2. Если Вы хотите быть понятым - то должны разговаривать на понятном языке, например, на том, на котором мы с Вами сейчас общаемся. А иначе получается, как если бы я к Вам обращался на русском, а Вы мне отвечали (Вашей схемой) на тарабарском. :))
3. Вам только кажется, что Ваша схема понятна, поскольку для Вас она расшифрована (Вы же сами ее так зашифровали). Но для нас Ваш шифр не ясен, нам и непонятна Ваша шифровка. Надеюсь, аналогия с шифром Вам более близка, чем с языком?
Шифром являются компоненты мировоззрения (четыре сектора по горизонтали) и уровни мировоззрения (девять уровней по вертикали с "горками" сверху и снизу).
А заполнение таблицы - моя попытка расшифровать этот код с переводом на общепринятые термины. Я не зашифровывал, я пытался расшифровать. И при этом, естественно, вносил в измерения "инструментальную погрешность". По этому необходимы независимые мнения: "А вы что видите?".
Еще раз: первичным является сам подход в виде сетки 9 уровней на 4 стороны, вторичным - насколько верно обозначен каждый из секторов.
Предполагаю, что в результате должен получиться единый категориальный каркас из не сводимых друг к другу терминов. Хотя, возможно, термины можно разделить на группы, как предполагалось в http://www.philosophystorm.ru/palex/1985#comment-18503 :
А размерность 9 х 4 = 36 совпадает с размерностью Гегеля 9 х 3 = 27 с добавлением еще одного сектора для подсознательного Фрейда (ценностно-нормативный компонент)
Почему так важна размерность? И причем здесь Гегель? Разве термины не должны быть даны в контексте? А у Вас они как-то обособились друг от друга. Как понять их значение, даже если Вы считаете, что используете слова, стоящие в клетках в общеупотребительном смысле? Вот если бы Вы давали связь терминов и указывали, где их искать - то есть на опыт, то можно былоа бы Вас еще как-то понять.
actuspurus пишет:
У Гегеля были триады, у Кена Уилбера тоже количество уровней около 9, что является косвенным подтверждением правильности направления. Аналогично, в качестве подмножества рассматривается восьмеричный путь Будды, а также продемонстрировано конкретное отличие (на уровне преобразования) данной модели.
Соответственно, предлагаемый вариант можно рассматривать, как основанное на знаниях психологии и физиологии мозга расширение достижений авторитетных философов.
Для каждого раздела выбирался (субъективно) наиболее соответствующий ему контекст, а в этом контексте - наиболее представительный термин. Разумеется, в рамках моих знаний.
Например, для моделирования четвертого снизу - психологического - уровня использовались основные термины хорошо зарекомендовавшего себя метода моделирования SADT (Structured Analysis and Design Technique) http://ru.wikipedia.org/wiki/SADT (стандарт IDEF0), основными терминами которого являются Процесс, Управление, Вход, Выход, Механизм
Для нижнего уровня - термины диаграмм проектирования структур баз данных Entity-Relation (ER - сущность-связь) http://ru.wikipedia.org/wiki/ER-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0... (стандарт IDEF1), в котором экземпляры (объекты) принадлежат одному типу (сущности), а типами определяются возможные виды связей.
Комплект стандартов IDEF http://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF представляет отдельный интерес
Наиболее значительное влияние оказала методология UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) http://ru.wikipedia.org/wiki/UML
Для взаимодействия объектов и связей между объектами интересен стандарт SDL http://ru.wikipedia.org/wiki/Specification_and_Description_Language , позволяющий описывать схемы электросвязи (которые успешно работают в международном масштабе - телефонная связь, интернет и т.п.)
При этом была произведена попытка синтеза различных методологий на основе предустановленного каркаса 9х4
За основу была взята идеология построения модели взаимодействия открытых систем OSI http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_... , но - в мировом масштабе :-) Уровни модели применительно к этой задаче указаны непосредственно в предлагаемом варианте таблицы категорий
.
Схема мировоззрения первоначальная
Вопросы:
1. Что такое "меридиан Фрейда"? И где все эти "тропики" и "экваторы" проложены? Почему модель сферическая (эллиптическая)? Почему повторяется таблица слева направо? Почему отдельно выделено "Аналитическое направление"?
actuspurus пишет:
Предлагаю так назвать линию, проходящую сверху вниз, на которой находится подсознательное (не имеющее ни рациональности, ни иррациональности), при наглядном представлении проходящую точно за спиной наблюдателя
Попробую ответить цитатой из http://civ.icelord.net/read.php?f=4&i=13893&t=13711#reply_13893
actuspurus пишет:
Потому что попытки создать целостное размещение категорий на плоскости не увенчались успехом
Чтобы при просмотре не было ощущения, что "вот здесь таблица заканчивается, и можно ограничиться изображением на плоскости"
Выделение происходило на основе специализации полушарий мозга:
Аналитическое направление - левополушарная деятельность - рациональное
Гуманитарное направление - правополушарная деятельность - иррациональное
Кажется, придумал форму текстового описания. Поскольку самостановление Абсолюта шло от полюсов к центру, логично будет проделать обратный путь: от
Экватора реальности к полюсам.
При этом будет использоваться описание уровней из http://www.philosophystorm.ru/palex/2485#comment-24267
От центра, думаю, стоит идти симметрично: один уровень снизу, один уровень сверху.
Интересный метод (от низшего уровня абстрактности к высшему) используется в индийской игре "Змеи и лесницы". Там же на каждую ячейку предлагаемой модели выделяется 4-5 состояний (от "отвратительно" до "замечательно").
Литература: А.Зараев, "Шахматы мудрых"
Сайт книги http://www.zaraev.ru/shop/books/61
Предполагаю развить схему в такой же последовательности (снизу вверх) в далеком будущем :-)
Уровень 50% абстрактности - преобразование
На этом уровне человек берет на себя некоторые из свободных ролей в обществе, и выполняет присущие этой роли процессы, добиваясь конкретного результата. При этом реальность человека связана с его ролью – родителя, работника, руководителя, президента.
Заполнение модели: Роль, Организация, Выполнение, Результат.
Условное название сектора - Роль.
Уровень - 50% - преобразование
Сегмент: Ценностно-нормативный компонент мировозрения, Неопределенное время, элемент Совершенствование (Act) цикла PDCA Деминга. Условный темперамент - меланхолик.
К данному элементу относятся различные обобщения, применяемые в разных областях. Например, в семейном праве - муж, жена, дети, родители, иждивенцы и т.п.
Для областей экономической деятельности - придуманы классификаторы профессий, для обучения - справочники специальностей.
Для предприятий - штатное расписание, отрасли. Пропускаем исконное название - сценическая роль, которую может занимать подходящий (или не подходящий - публика его знает) - артист.
Естественно, нормативность данного элемента в основном утверждается после случайного проявления соответствующей роли в реальности. Хотя возможно и первоначальное проявление в форме сформулированной фантазии. Особенно это проявляется при придумывании модели (роли) государственного устройства. Для справки - у автора есть идеи в области государства, но в рамках ноосферы: без использования инкстинтов на охрану территории, но с противодействием тем, кто считает, что захват и охрана территории и самоуправство над ее жителями - это самое главное (императорщики, фашизмщики, браконьеры, вандалы)
Вывод: роль - вакансия для заполнения (человеком, искуственным интеллектом, животным, гипотезой, теорией, воздухом, маслом, метиловым спиртом...)
ближайшие соответствия:
по горизонтали:
Организация:
для каждой роли предполагается участие в обобщениях более высокого иерархического уровня. При этом функции предполагаются устоявшимися для существующих иерархий.
Результат:
Предполагается, что каждая роль для чего-то. Соответственно, для каждой роли можно организовать текстовое сообщение, для чего данная роль была фактически предназначена
по вертикали:
Стратегия
Улучшение
по диагоналям:
Планирование
Выход
Познание
Процесс.
Статегия - что данная роль в состоянии улучшить.
Условное название сектора - Организация.
Уровень - 50% - преобразование
Сегмент: Эмоционально-волевой компонент мировозрения, Будущее время.
Элемент Планирование (Plan) цикла PDCA Деминга. Условный темперамент - холерик.
Термин сложно-разнообразный, но попытаюсь свести его к проблеме планирования: какой человек какую роль должен исполнить в определенное время.
В соответствии с данным распределением требований - к ролям и исполняющими эти роли - в последующем распределяются награды и наказания между конкретными исполнителями (что и располагает размещение к сегменту будущего), как и возможность исполнить конкретную роль конкретным актором(действующим). Обоснованность данного подхода определяется научными подходами к курсу дрессировки и нейро-лингвистического программирования (поощрения и наказания, положительные и отрицательные подкрепления).
Вывод: организация - сопоставление потребностей исполнителям.
Условное название сектора - Управление.
Уровень - 50% - преобразование
Сегмент: Практический компонент мировоззрения, Настояшее время.
Элемент Исполнении (Do) цикла PDCA Деминга. Условный темперамент - сангвиник.
Управление: предоставление другим элементам информации о том, какое поведение является правильным для выигрыша существующих взаимодействующих систем в целом.
Условное название сектора - Результат.
Уровень - 50% - преобразование
Сегмент: Аналитический компонент мировоззрения, Прошедшее время.
Элемент Анализ (Check) цикла PDCA Деминга. Условный темперамент - флегматик.
Результат - получение положительного или отрицательного подкрепления при выполнении предыдущих фаз цикла на практическом уровне.
Что-то не видно в вашей схеме чувств или человек не стыдится, не жалеет, не любит? Или может человек не часть мира? По вашей схеме, мир, в том числе и человек, не более чем некий компьютер, подобный тому, на котором вы пишите свои тексты.
Виктор пишет:
Про "стыдится, жалеет, любит" Толстой и Шекспир написали уже много. Кто опишет рациональную часть?
Рациональную часть описал еще Аристотель в своей "Логике".
А "стыдится", "жалеет", "любит" расписал Фрейд на уровне психологических процессов.
Закрываем форум? :-)
Кстати, а как Вы относитесь к шкале абстрактности:
http://www.philosophystorm.ru/palex/2485
http://www.philosophystorm.ru/palex/2490
Фрейд дал определение стыду, жалости, любви, объяснил что это такое? Или приведите здесь определение этим чувствам (хоть Фреда, хоть кого угодно) или не смешите мои тапочки.
стыд - страх наказания родителями
жалость - оценка применения ограничений объекта жалостей к себе
любовь - сложная болезнь, направленная на развите популяции
(кого угодно - это я в данном случае :-)
1.Стыд - страх наказания? А когда никто не узнает, то стыда уже нет, можно грабить, убивать и т.д.? Кстати, сформулируйте пожалуйста что такое страх.
2.Жалость - оценка? А что вы знаете эталон жалости, что бы можно было с ним сравнивать, оценивать?
3.Любовь вы видимо перепутали с сексом, который действительно направлен на развитие популяции.
Пока мои тапочки смеются...
Виктор пишет:
Прошу Вас совесть со стыдом не путать :-)
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.[1] С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%F5
Palex,
когда кто-то начинает ссылаться на википедию, то у меня сразу пропадает желание общаться с ним, поскольку это показывает неспособность человека к самостоятельному мышлению. К тому же не стоит забывать, что википедию пишут в основном такие же как вы. Как пример приведенное вами определение: страх - это... когда страшно. Видимо тогда стыд - это когда стыдно. И это определение? :)))) Короче, мои тапочки уже корчатся от смеха. Удачи вам.
Мое "самостоятельное" мышление относится к верхней теме. Придумывать еще и русский язык, увы, некогда :-)
Хорошего дыхания Вашим тапочкам :-) И перечитайте Пушкина про любовь. В литературе (как предмете) про психологию проходят очень много, хотя и фрагментами :-)
Я не знаю, что я знаю
Виктор пишет:
За меру для сравнения принимаются свои возможности, с которыми сравниваются возможности объекта жалости.
Правда, еще существует жалость к себе. Но вероятно, это следствие воспитанных комплексов.
Виктор пишет:
Появился другой вариант определения:
Любовь - желание сохранить.
Жду реакцию Ваших тапочек :-)
Уровень 60% абстрактности - Специализация
Уровень изучения реальности, близкий к теоретическому познанию, достаточный для социальной жизни обычного человека. Человек на основании знаний, полученных от более абстрактных уровней знакомится с языком выбранной области знаний и планирует свое будущее с использованием устоявшихся успешных стратегий.
Заполнение модели: Стратегия, Планирование, Обучение, Познание.
Условное название сектора - Стратегия.
Уровень - 60% - специализация
Сегмент: Ценностно-нормативный компонент мировоззрения, Неопределенное время.
В данном случае под этим термином понимается отбор критериев, разрабатываемых на более высоком уровне абстрагирования, которые предполагается активно использовать для планирования будущей деятельности. При этом выбор стратегии тесно связан с познавательной деятельностью, и постоянно зависит от новых получаемых знаний.
Изменение технологии планирования включает предварительный этап - изменение стратегии. Может существовать и паническая (или художественная) стратегия, при которой рациональный способ не используется, а происходит поиск небывалого поведения.
Условное название сектора - Планирование.
Уровень - 60% - специализация
Сегмент: Эмоционально-волевой компонент мировозрения, Будущее время.
Элемент Планирование (Plan) цикла PDCA Деминга.
Планирование - один из наиболее привычных для нашего времени терминов. По абстрактности занимает промежуточное место между прогнозами (возможными вариантами будущего) и организацией (непосредственной подготовкой желаемого варианта - увеличения шансов развития желаемого направления).
Одновременно сравнение плана с фактом дает возможность для познания, а обучение на чужихошибках предосталяет возможность знать о правдоподобных и ошибочных способах планирования.
Условное название сектора - Обучение
Уровень - 60% - специализация
Сегмент: Практический компонент мировоззрения, Настояшее время
Обучение - игровая деятельность,нацеленная на приобретение обучающимся навыков в определенном направлении.
В настоящее время используется древнее изобретение, заключающееся в коллективном обучении.
Может состоять из теоретической и практической части.
Уважаемый Palex,
А почему у вас такой разброс компонентов категории "Взаимодействие" в различных версиях вашей таблицы "компонентов"?
Спасибо, что заметили :-) Изменения происходят регулярно - процесс поиска. И изменения возможны во всех уровнях.
Каждый раз я публикую последний полученный мною вариант. И, практически после каждой публикации появляется желание что-то улучшить. Как у художников: сделал мазок, отошел месяца на три, проверил.
Если есть критика и Ваши предложения по улучшению - всегда рад обсудить.
С уважением, Алексей.
Для ссылок в публикациях можно использовать https://allunity.ru/journals/J2/J2_8.pdf, стр. 81-94 статья "Туннельное моделирование Единого Знания"
А что вы думаете насчет изменений еще и между уровнями. Возможно, к категории "преобразования" больше подойдет группа понятий "вход-процесс-результат-улучшение", а ко "взаимодействию" - как раз таки "роли-организации-результаты-управление", т.к. эти группы кажутся более употребляемыми при изучении упомянутых вами производственной и психологической (организационной?) систем? Или я этим я нарушу какие-то ваши изначальные предпосылки?
Почему бы и не попробовать? Вариант моих изменений для оценки - ниже.
У меня мнение о процессах - как о более привязанных к системному (биологическому) уровню. Т.е. психологическими процессами обладают и рыбы.
Но, может я давно заблуждаюсь ? :-)
Если у Вас получится более плавное соединение с вышележащими уровнями, то, на мой взгляд, это свидетельствует о большей правдоподобности.
Прошу еще учитывать, что, хотя я и очень старался, но уверенности во взаимной ортогональности отобранных для "сферокручения" терминов пока нет.
Vyacheslav пишет:
На мой взгляд, схема должна включать в себя пирамиду Маслоу ( http://www.philosophystorm.ru/professor/3233 ), как часть. Т.е. нижней части пирамиды соответствует уровень накопления, верхней - уровень согласования (культурообразования).
Одновременно, нижние четыре уровня соответствуют уровням Вернадского: Физический, химический, биологический, психологический.
Верхние уровни соответствуют модели взаимодействия открытых систем.
Это три основных внешних ограничения на структуру модели (существуют и другие модели, являющиеся подмножествами данной, например, методика AQAL Кеннета Уилбера, в которой абстрактность направлена сверху вниз, и интегральному уровню соответствует уровень накопления данной модели).
Не знаю меня устраивает сегодняшнее положение в науке. Мое субъективное мнение - это изобретение велосипеда.
Логика, психология и нейрофизиология все что нам нужно для создания передовой теории познания. А повтор категорий Аристотеля, это не то.
Чуть выше (http://www.philosophystorm.ru/palex/2893#comment-42448) изложены основные предпосылки вертикального деления по уровням абстрактности. Не могли бы Вы оценить и их?
Вернадский интересен.
Мой взгляд:
Есть действительность и человек ее познающий с целью покорить ее, сделать ее инструментом своей воли.
Все что есть в действительности делится на живую, биологическую и неживую материю. Эта действительность находиться в вечном Становлении, виды материи отличаются темпом Становления.
И главная проблема, что мы всегда имеем лишь человеческое познание, то, что мы имеем через чувства и обработку информации о внешнем (действительности) посредством бессознательного и сознательного уровней нашей психики.
Спасибо.
На мой взгляд, воля раскладывается на прогнозирование и планирование. Но сделать его своим инструментом - это особенность людей с холерическим темпераментом. У других инструментами выступают другие сегменты.
Согласен, что познание является человеческим. Но благодаря тому, что человек может читать записанное поколения назад, познание явялется и историческим.
Продолжение темы - в сообществах https://philos-cafe-spb.livejournal.com/ и https://tunnel-modeling.livejournal.com/