Интегральное моделирование психики. Часть 4-1. О переходах между уровнями

Аватар пользователя Ольга Набильская
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 

С точки зрения КР-психологии, рассматриваются особенности и механизмы переходов между уровнями в интегральных моделях психики – модели УСП и оболочечной модели.

В Интегралике модель психики (сознания) рассматривается в двух основных вариантах: как модель УСП (см. мое предыдущее сообщение, 6 сентября 2012г.) и как оболочечная модель.

Эти модели отличаются акцентированием нашего рассмотрения на устойчивых структурах психики (УСП) как на целостностях, интенцирующих вовне себя (модель УСП) или же акцентированием на внутренней структуре УСП, представляющей собой систему уровней (оболочек), между которыми осуществляются переходы. Соответственно, оболочечная модель, по сути, представляет собой один из видов модели УСП.

В результате переходов между уровнями осуществляются изменения состояния сознания и изменения уровня развития сознания.

Обоснование и исследование уровневых моделей психики (УСП и оболочечной), в частности, механизма переходов между уровнями, позволяет получить ряд нетривиальных теоретических и практических результатов по функционированию сознания и психики в целом.

Тема уровней сознания весьма обширна, даже для ее краткого рассмотрения мне потребуется несколько сообщений. В настоящем сообщении я начну разговор о переходах между уровнями сознания, акцентируя внимание на особенностях подхода, утверждаемого в КР-психологии

О принципе квантования для модели оболочек

При построении модели оболочек мы пользуемся принципом квантования, утверждаемом в квантовой механике.

Так, в модели атома Бора электроны движутся вокруг ядра не по произвольным, а по строго определенным орбитам, группирующимся на дискретных стационарных оболочках. При этом на каждой оболочке могут располагаться электроны в количестве, не превышающем некоторого числа N, разного для оболочек с разным номером. Например, для атома водорода

(1) N = 2n2,

где n – номер оболочки (большему номеру отвечает оболочка, более удаленная от ядра; для ближайшей оболочки n = 1). Именно при таких числах электронов на оболочках достигается кольцевой коммуникативный резонанс.

В соответствии с формулой (1) нижние оболочки (с малым номером n) являются малозаселенными, с увеличением же номера n заселенность оболочек возрастает.

В Интегралике утверждается, что такое квантование (и, соответственно, модель оболочек) справедливо для процессов любой природы и любого уровня множественности, если они являются краевыми.

Измененные состояния сознания и отвечающая им реальность не произвольны. Они возможны только как дискретные «стационарные состояния» (аналогичные стационарным оболочкам в модели атома по Бору).

Для обоснования оболочечной модели достаточно обосновать модель УСП в целом; такое обоснование в общих чертах проведено в предыдущем сообщении (от 6 сентября 2012г.).

От уровней по К.Уилберу к уровням в КР-психологии

При моделировании сознания одной из лучших отправных точек является сравнение с разработками признанного классика интегрального подхода К.Уилбера (далее КУ).

В данном разделе критикуются с позиции КР-психологии некоторые положения интегральной операционной системы К.Уилбера (ИОС):

1. Является ли ИОС всеобъемлющей?

КУ: «Данная интегральная модель — «все секторы, все уровни, все линии, все состояния, все типы» — является простейшей моделью, которая способно управиться СО ВСЕМИ (выделение мое – О.Н.) по-настоящему существенными компонентами действительности».

Все построения КУ проводятся им в рамках непротиворечивой логики. Однако многие наблюдаемые феномены (особенно в микромире) являются логически противоречивыми, и это надо учитывать, раз уж мы говорим о всеобъемлющей модели.

В КР-психологии такой учет осуществляется с помощью модели коммуникативного резонанса (КР), в котором единятся все возможные подходы: непротиворечивая логика, краевая логическая противоречивость и их сочетание.

Именно в Интегралике, частью которой является КР-психология, мы действительно охватываем все возможности нашего отношения к миру и к себе, т.е. строим всеобъемлющую теорию. Да, конечно, это, как и у КУ, только рамочная, координирующая модель – модель «ориентирующих обобщений» (это не территория, а карта, как справедливо отмечает КУ). Но в нашем случае это действительно полная карта.

2. Можно ли произвольно устанавливать число уровней (стадий развития)? Что по этому поводу говорит КР-психология?

Легитимность логической противоречивости в КР-психологии не только делает модель всеохватывающей, но и накладывает конкретные условия на уровни в модели ИОС. Мы не можем произвольно устанавливать границы уровней – каждая такая граница должна быть резонансной – представлять собой кольцо КР (см. выше – раздел «О принципе квантования для модели оболочек»).

В соответствующей модели психики в КР-психологии каждая оболочка (уровень) представляет собой УСП, на которой располагаются другие УСП.

Переход с данного уровня на более высокий уровень совершается при замыкании кольца КР на данном уровне (аналогичном заполнению электронных оболочек в атоме по Бору).

3. Можно ли объяснить стремление к усложнению на более высоких уровнях («Люди обречены на создание больших картин»)?

В Интегралике показывается, что картина психики инвертирована по отношению к картине физического мира (см. также статью В.И. Моисеева «Внутренний мир как вывернутое наизнанку пространство»). Соответственно, энергетически выгодными в психической модели оболочек являются не нижние, малозаселенные уровни, а верхние уровни с большим числом УСП. отвечающих различным конкретным психическим феноменам.

Проще говоря, энергетически выгодными являются переходы вверх – к тому, что КУ назвал «большими картинами». Отсюда и соответствующее стремление людей к усложнению своей жизни.

4. Является ли модель переходов от холона к холону линейной, в которой холоны включаются один в другой последовательно (как матрешки)?

По КУ это именно так.

Но так ли это в реальности? У физиков, например, есть модель, в которой рассматриваются две последовательности: 1) с увеличением размеров (человек, Земля, звезды, галактики…) и 2) с уменьшением размеров (человек, клетки, молекулы, атомы, элементарные частицы…). И эти две последовательности не разбегаются, а сходятся. Самое большое сходится с самым маленьким. И у Николая Кузанского, кстати, абсолютный максимум и абсолютный минимум совпадают.

В отличие от модели КУ, в КР-психологии учитываются прямой и обратный пути перехода между уровнями, которые при достижении на них полноты замыкаются в кольцо коммуникативного резонанса.

Рассмотрим переходы между уровнями в рамках модели УСП, в которой каждому уровню отвечает соответствующий виток спирали. При этом каждый виток при взгляде на него «снизу» (от предыдущего витка) одновременно парадоксальным образом является кольцом коммуникативного резонанса.

Внешний виток спирали УСП и центральная точка спирали должны соединяться не только через спираль приближения (от центра к внешнему витку УСП), но и обратной ветвью, которую можно представить как линейный путь (скачок) по изнанке листа – в физическом мире. Это отвечает тому, что при нашем «психическом» рассмотрении физический мир оказывается, по В.И. Моисееву и по закону инверсии в Интегралике, «вывернутым нвизнанку».

Медленное приближение к резонансному пределу в психическом мире отвечает скачкообразному переходу в физическом мире.

На основе этого, по всей видимости, могут быть объяснены некоторые квантовые эффекты, а также отсутствие промежуточных форм при эволюционных переходах от одного биологического вида к другому.

5. Как осуществляется путь от внешних колец с большой заселенностью (с детальными образами предметов) к центральным кольцам с малой заселенностью (абстрактное мышление, целостное восприятие различных сущностей)?

Этот путь осуществляется через накачку информацией. Сначала заполняется самое большое кольцо с элементарными УСП, отвечающими словам и знакам языка. Когда кольцо заполнено (и связи между словами замыкаются), совершается скачок к следующему витку (с меньшей заселенностью).

Достижение полноты на одном витке ведет к интенции на следующий виток…

6. Возможен ли более короткий путь развития по уровням (виткам спирали), при котором некоторые уровни пропускаются?

Да, возможен.

На таком пути некоторые уровни заселяются не полностью, но, затратив энергию, человек все же может достичь более высокого уровня, пропустив не полностью заселенные уровни.

Техника такого «заброса» при этом основана на достижении краевой парадоксальности (КП) при работе с некоторым ограниченным числом элементов.

Но чтобы произошло закрепление на более высоком витке, надо, чтобы на этом новом витке образовалась и связалась в целостность достаточно большая группа полных сущностей, отвечающих различным случаям достижения краевой парадоксальности. Образуется как бы привычка к такому пиковому достижению полноты на более высоком новом уровне; в результате человек оказывается способным свободно «вызывать» состояние этого нового уровня, а в будущем и превысить его.

Отметим, что по предложенной здесь схеме, в отличие от схемы К.Уилбера:

На каждом шаге «вверх» сознание становится беднее (абстрактнее) за счет все большего синтетического обобщения.

В свою очередь, в соответствии с квантовым соотношением неопределенностей, количество деталей (предметов), отложенных в памяти (в бессознательном), на каждом шаге вверх становится больше – ведь сверху сознание накрывает большее число феноменов нижнего уровня.

7. Что характеризуют различные уровни сознания?

Каждый из уровней сознания отражает тот или иной конкретный способ осознания, причем эти способы должны быть устойчивыми, достаточно определенными.

Это означает, что уровни должны быть резонансными, а не произвольно назначаемыми.

Если говорить об уровнях сознания, то принципиальных изменений (отвечающих разным уровням) только три, затем от уровня к уровню – тавтология, появление которой можно считать четвертым принципиальным изменением (есть открытость, есть замкнутость, есть их парадоксальное единение, а дальше – тавтология).

Другие же, промежуточные уровни отвечают, главным образом, количественному усилению сознания, взятию им в себя все более широкого круга внешних явлений.

Если сравнивать с изображением на голограмме и ее осколках, то это означает, что чем больше размеры осколков, тем больше яркость изображения, форма же изображения остается прежней.

Или если сравнивать с цветами, то есть три основных цвета, а также фоновый цвет (всего четыре); сверх того – множество смешанных цветов. Качественно (практически) все эти смешанные цвета принципиально различны, но «теоретически» получаются как непринципиальная комбинация четырех цветов.

8. Что означает остановка в развитии на каком-то конкретном уровне?

Выше уже отмечалось, что переход на следующий уровень происходит благодаря интенции полноты, достигнутой на предыдущем уровне (ср. с пирамидой Маслоу). При этом предыдущая полнота никуда не исчезает, кто научился думать по-новому, не разучится думать и по-старому. Полнота не только на том и другом уровнях, но полна и их сумма.

Однако здесь не просто арифметическое сложение. Предыдущая полнота остается, но при этом ее путь (необходимая ее составляющая) оказывается несколько иным – и теперь она «выглядит» для самого человека иначе; она может оказаться вытесненной глубоко в бессознательное.

Останавливаются не потому, что достигают полноты, а потому, что довольствуются частичностью. При этом достигнутая полнота вытесняется в бессознательное; на ее обратном пути из бессознательного в сознание ставится надежный заслон («запрещенная зона»), в результате чего человек живет в частичности.

Однако в критических ситуациях полнота вырывается из глубины бессознательного и заставляет человека совершать реальные поступки. А при обычном течении жизни точит иногда человека невидимо, изнутри…

9. Предопределено ли восходящее развитие сознания иерархией бытия и четким количеством уровней?

Предопределено, но только в своей основной тенденции.

Как отмечалось выше, если на уровне достигается коммуникативный резонанс (ср. с заполненной стационарной оболочкой в атоме) и, вместе с этим, полнота, то открывается новая интенция полноты.

Вероятнее всего эта интенция будет направлена на более высокий следующий уровень, но возможна и направленность на какой-либо другой уровень, причем не обязательно собственный.

Полнота обладает свободой (ср. с точками бифуркации в синергетике), она может интенцировать куда угодно, но при этом есть и главная тенденция развития, отвечающая полноте того мира, на который открыт человек.

Человек существует в конкретной вселенной; это накладывает определенные ограничения на вероятности перехода на различные уровни. При этом для взгляда «снизу» более высокий уровень представляется полным, но для взгляда со стороны более высокого уровня предшествующий уровень представляется частичным.

Соответственно, свободное развитие сознания «сверху» представляется несвободным, трансформации представляются трансляциями. Здесь осуществляется сложнейшая диалектика многоединого, требующая отдельного серьезного рассмотрения.

10. Каков механизм трансформационного скачка при переходе между уровнями?

Точка зрения КР-психологии здесь практически совпадает с точкой зрения В.И. Моисеева:

«…Можно выделить 2 этапа подобной трансформации:

1) управляемый этап: мы сами создаём некоторое полуизменённое состояние сознания, приближающееся к тому состоянию, которое нужно. Если А – текущее состояние сознания, В – искомое, то мы создаём моду А!В – А-при-условии-В, ещё оставаясь внутри сознания А.

2) неуправляемый этап: если мода А!В оказывается пусковой, то она запускает самопроизвольный процесс перехода А в В.

Таким образом, главное – создать пусковую моду текущего сознания, направленную в сторону искомого сознания» (http://integral-community.ru/forum/).

Однако есть и небольшое терминологическое различие: в КР-психологии первый этап называется этапом трансляций (приближающих), а только второй – этапом трансформации. Впрочем, это только первое приближение, на каждом этапе есть и трансляционная, и трансформационная составляющие, полностью разделить которые можно только в «классическом», субъект-объектном случае.

11. Что такое «антиномия трансформации»?

В.И. Моисеев: «… Тонкость диалектики трансформации сознания в том, что здесь не только мы создаём сознание, но и сознание создаёт нас (антиномия трансформации)» (http://integral-community.ru/forum/).

С точки зрения КР-психологии, такая антиномия отвечает коммуникативному резонансу между различными уровнями сознания (первое отнесем к «мы», второе – к новому, достигаемому уровню сознания).

12. Имеется ли верхняя граница числа уровней?

В.И. Моисеев: «Уровни формально можно множить до бесконечности, но реальные онтологии могут налагать верхнюю границу на число уровней, что можно рассмотреть как действие обратной R-функции. Но и в этом случае такое ограничение будет не абсолютным, а связанным лишь с энергией замыкания (барьером) данной R-системы. Если развитие личности наберёт достаточную энергию, то сможет войти в режим размыкания данной R-системы, прорвать последний уровень и открыть за ним новые уровни. Так что проблема "последнего уровня" – это проблема энергии (меры) развития».

Правильно, но, с точки зрения КР-психологии, следует говорить не о размыкании, а о полноте замыкания R-системы, при которой открывается новая интенция «наружу». От УСП к УСП, от плерона к плерону; главное – достичь полноты в УСП, в плероне, в развитии на том или ином уровне.

(Продолжение следует)

Ольга Набильская, по материалам Лаборатории Интегралики и Интегрального сообщества

СЛОВАРЬ

Инверсии закон – описывает изменение свойств сущности при различных «точках зрения» на нее. Одна из форм этого закона такова.

Оставаясь тождественной самой себе, для внешнего взгляда сущность при переходе с уровня на уровень меняет свои характеристики на противоположные.

В частности, в соответствии с законом инверсии термодинамические соотношения в физических и психологических моделях являются противоположными. Например, физическому закону возрастания энтропии отвечает психологический закон убывания энтропии.

С помощью закона инверсии закономерности, найденные для одного уровня (например, для физического уровня), можно распространять на другой уровень (на психический уровень). Взаимное обоснование метафизики, физики и психологии, основанное на их коммуникативном резонансе и законе инверсии, является одной из главных тем Интегралики.

Интегралика – новая интегральная система, в которой интегрирование ведется не только по общему в интегрируемых феноменах (интегрирование 1-го рода), но и по противоположному в них (интегрирование 2-го рода). При этом именно парадоксальное единение противоположностей, логически не сводимых друг к другу, ведет к получению принципиально новых результатов.

Называть Интегралику философией или наукой можно только условно: она является таковой лишь в отдельных своих аспектах – в качестве «проекций» на современную философию или науку.

Каждая из этих проекций, в которых осуществляется некоторое вербальное (знаковое) выражение «невидимой», предельной Интегралики, имеет свое отдельное название, например: Интегральная философия (ИФ), КР-психология (КРП), Интегральная физика, Интегральная экология.

Интегральная философия (ИФ) – философская система, представляющая рассмотрение мира во всей его полноте и единстве всех его составляющих: физики и метафизики, эмпирики и разума, науки и религии, природы и человека, человека и Бога. Книги по Интегральной философии см. на сайте Лаборатории Интегралики http://www.integral-community.ru.

Интегральная философия, наряду с КР-психологией, является одной из важнейших частей Интегралики.

Интегральность:

Интегральность 1-го рода – отвечает интегрированию, характеризующемуся нахождением и единением общего в группах родственных феноменов.

Это пространственное, трансляционное интегрирование; в результате его создается статичная картина мира, связи между элементами которой являются формальными. Такое непротиворечивое интегрирование характерно для всех известных нам интегральных философских систем.

Интегральность 2-го рода – интегрирование ведется по противоположному в интегрируемых феноменах.

Это временное, трансформационное интегрирование; в результате его создается динамическая картина мира, связи между элементами которой осуществляются как время. Такое парадоксальное интегрирование характерно, за редкими исключениями, только для Интегральной философии (ИФ) и КР-психологии.

Полная интегральность, полнота интегральности – интегрирование ведется как по общему в интегрируемых феноменах, так и по противоположному в них.

Коммуникативный резонанс (КР) – парадоксальное единение полных сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке («порочны й круг»). Такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» наблюдаемой картины мира. КР осуществляется всегда, когда мы что-либо видим и осознаем.

КР-психология (КРП) – философская психология, основанная на парадоксальном единении в кольце коммуникативного резонанса (КР) физического и психического, объективного и субъективного, индивидуального и коллективного.

В КР-психологии рассматриваются четыре основных вида резонанса:

1) между метафизикой, физикой и КР-психологией в их предельном развитии;

2) между людьми (например, раппорт);

3) «внутри» психики человека, например, между сознанием и бессознательным, между различными устойчивыми структурами психики (УСП);

4) «внутри» отдельных УСП в полноте их развития.

КР-психология, наряду с Интегральной философией, является одной из важнейших частей Интегралики.

Полнота в Интегралике – содержит в себе всё, в том числе всякую другую полноту и саму себя как полноту. В своей определенности для мыслителя-метафизика полнота есть Всё и Ничто, обладающее временем.

Полнота антиномична; в ней парадоксальным образом единятся логика и логическая противоречивость во всех ее видах.

Полнота неделима, целостна, но при этом парадоксальным образом обладает структурой, в ней осуществляется единение единственности и троичности (аналогичное триединству Бога). В обращении мыслителя к полноте осуществляется примат краевой парадоксальности в его мышлении.

Полнота тотальна – она включает в себя всё: не только физические объекты (предметы, частицы, поля), и не только то, в чем эти объекты находятся (пространство и время), но и все идеальные сущности (законы природы, идеи, представления, понятия и т.д.), и все мысли о физических объектах (и обо всём другом), и даже отсутствие этих мыслей и отсутствие самой полноты.

Полнота, будучи единственной, парадоксальным образом является и множественной: каждая сущность, каждый физический объект, каждая точка в пространстве-времени может быть взята в модусе полноты.

Трансформация – понятие Интегральной психологии К.Уилбера, обозначающее итоговый скачок в развитии, ведущий к принципиально новому.

Устойчивые структуры психики (УСП) – спиралевидные замкнутые образования в психике, которые, благодаря коммуникативному резонансу в них, являются устойчивыми во внешнем охватывающем времени. Витки спирали УСП релятивистски сгущаются при удалении от центра, образуя внешнюю оболочку УСП. Различные УСП отвечают за восприятие внешних стимулов, хранение конкретных блоков информации, поведенческие реакции, управление другими УСП, управление бессознательным функционированием организма и т.д.

Комментарии

Аватар пользователя Игорь Шашков

С сегодняшнего дня мы прекращаем работу на ФШ.
Если Вы хотите сохранить у себя какие-либо сообщения и/или комментарии с наших блогов, то просьба сделать это в ближайшее время (пока они не удалены).
Благодарим за сотрудничество, члены Лаборатории Интегралики