Суворов О.А
ЛОГИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО
МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА
В ходе обсуждения тех или иных философских проблем почти постоянно приходится сталкиваться с таким историческим анахронизмом, как несовместимость материализма и идеализма. Ввиду этого философские дискуссии нередко утрачивают свою конструктивность и превращаются в так называемый «хор глухих».
Исторически сложилось так, что главным образом именно наше (советское и постсоветское) философское мышление оказалось, без преувеличения сказать, зараженным указанным анахронизмом. Причина этого очевидна, и она заключается в том принудительном марксистско-ленинском коллапсе, в котором наше общество и его сознание пребывали свыше семи десятков лет.
Обратимся к источникам метафизического (антидиалектического) разрыва материализма и идеализма и, по возможности, проанализируем их.
Вопрос о соотношении материи и сознания, как основной философский вопрос, своими корнями уходит в глубокую древность, изначально представляя собой религиозно-пещерные мифы о противоположности тела и души. Как ни странно, но именно эти полудикие проблески сознания оказались зародышем философского мышления и его основного вопроса, от которого впоследствии отпочковались не только диалектика (как сфера объектно-субъектного отношения), но и все современные науки. И это естественно, потому что любая наука имеет своим предметом, в конечном счёте, всё тот же, хотя и конкретно видоизмененный, основной философский вопрос, т.е. в той или иной форме материализованное сознание, или, что одно и то же, осознанную материю.
С этой точки зрения соотношение бытия и мышления, отражаемого и отраженного, объективного и субъективного правомерно рассматривать как объективно-реальный процесс самопознания природой самоё себя, процесс, в котором человек выступает в качестве целенаправленного агента, в противоположность стихийности его окружения.
В этом процессе познается, безусловно, объективный мир, т.е. мир, находящийся вне и независимо от познающего субъекта. Однако осуществляется и может осуществляться данная процедура только и только посредством связи познаваемого и познающего, т.е. связи объекта и субъекта. Иными словами, объективное дается нам исключительно через нашу собственную субъективность, так что все наши знания о внешнем мире всегда и неотвратимо представляют собой противоречивую форму субъективации объективного, или, что то же, объективации субъективного. Поэтому единственная реальность, с которой на самом деле мы только и можем иметь дело, так же представляет собой не что иное, как субъективированную объективность, или её ипостась -- объективированную субъективность.
И хотя. например, Гегель не использовал подобную терминологию, однако подлинный смысл его тождества бытия и мышления, сводится по существу именно к этому, если, конечно, действительно освободит этот смысл как от словесной шелухи самого Гегеля, так и надуманностей многочисленных его интерпретаторов.
То есть для Гегеля, и это чрезвычайно важно, бессмысленно (беспредметно) говорить о материи и сознании, бытие и мышлении, отражаемом и отраженном, объективном и субъективном в плане их абсолютного противопоставления и отрыва друг от друга: любая из этих противоположных сторон основного философского вопроса переходит в иное самоё себя. Отсюда и любая информация об этих, основных, противоположностях возможна исключительно через их взаимную связь, вне которой они в равной мере суть ничто, т.е. трансцендентные «вещи в себе».
В этом, собственно, и заключается диалектическое (логико-гносеологическое) тождество противоположностей основного вопроса философии, как феноменов единой объективной реальности. Я не оговорился: именно феноменов объективной реальности, ибо всей материи действительно присуще «свойство» , родственное не только ощущению, но и сознанию, свойство отражения. Но если нечто действительно существует, а в части ощущений и сознания в этом может сомневаться только умалишенный, то все рассуждения о двух реальностях – объективной и субъективной – неминуемо сводятся к метафизической болтовне дуалистического толка.
Отсюда же, кстати заметить, изначально и вытекает глубоко диалектическая мысль о ненужности трёх разных слов: диалектика, Логика и теория познания суть одно и то же. Ибо вне познания (отношения бытия и мышления) нет диалектики, и, наоборот, вне диалектики нет научной гносеологии, а вне того и другого нет Логики. Это означает, что гегелевское тождество отнюдь не субстратное тождество бытия и мышления в духе вульгарно-монистического материализма Маркса: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». То есть, у Гегеля речь идёт не о природе бытия и мышления, а именно о взаимоотношении этих противоположностей, или, что одно и то же, о процессе познания, подчиняющемуся таким общим законам развития, совокупность которых как раз и образует содержательную, или диалектическую, Логику. И таково, следовательно, действительное «рациональное зерно» гегельянства, если его в самом деле очистить от различных профанаций, и, в первую очередь, марксистско-ленинских.
Вдумчивый специалист, как я надеюсь, в состоянии понять, что если исходить из этой сути дела, то взаимоисключающее противопоставление материализма и идеализма оказывается не имеющим под собой достаточных логических оснований, поскольку диаметрально противоположные воззрения по природе своей являются не чем иным, как зеркальным отражением друг друга.
Кроме того, сама эта антиномия, на основе вопроса о «первичности», проистекает из того ложного представления, согласно которому об объективной реальности якобы можно судить без всякой ссылки на субъект.
Конечно, с позиции так называемого «здравого смысла», лежащего в основе естественнонаучного материализма, кажется бесспорным, что предмет познания существует до и независимо от познающего субъекта. Однако даже с такой, казалось бы, безупречной позиции все же невозможно избежать включённости субъекта в объект и, наоборот, объекта в субъект, как неотъемлемых сторон познанной реальности. Ибо, в противном случае, как материализм, так и идеализм (в объективистской трактовке), неминуемо оборачиваются, как я уже отметил, дуализмом.
Вместе с этим противопоставление материализма и идеализма (как сугубо объективистских концепций) по вопросу «первичности» исходных для них субстанций (материи либо сознания) неминуемо отождествляет данные гносеологические направления, поскольку сами эти субстанции определяются исключительно друг через друга: материя осознается, а сознание материализуется. Словом, гносеологически нет материи без сознания и нет сознания без материи. То есть, достаточно поменять исходные понятия, являющиеся по существу инобытием друг друга, как от противоположности материализма и идеализма, не остается и следа.
Таким образом, с какой философской позиции (в смысле «первичности» материи либо сознания) не подходи, познание неизменно окажется процессом, в котором нет (и принципиально не может быть) ни самодовлеющих, ни предопределяющих противоположностей. Ибо последние неразрывно связаны, взаимодействуют между собой и, таким образом, взаимно определяют друг друга; и это, в первую очередь, касается взаимоотношения противоположностей основного вопроса философии, обусловливающих гносеологический характер связи всех остальных категорий диалектики и основанной на ней содержательной Логики.
Всё сказанное, разумеется, не отрицает фактического отличия материализма от идеализма: диалектическое тождество не бывает без имманентно присущего ему различия. Причём формально можно, конечно, исходить как из первичности материи, так и из первичности сознания, и получить в том и другом случае непротиворечивые, с точки зрения традиционной логики, следствия в виде соответствующих гносеологических концепций. Однако делать ни того, ни другого как раз и не нужно: логика познания (диалектическая логика), основанная на единстве (тождества и различия) бытия и мышления, не совместима с естественнонаучным детерминизмом. К сожалению, это положение (выделенное курсивом) не усвоено современной философской культурой, что позволяет, например, К.Попперу с беспардонной лёгкостью рассматривать диалектику как пустословие, считая, по-видимому, всех сторонников диалектики, начиная с глубокой древности, просто недоумками.
Что касается так называемого «субъективного идеализма» (терминология, присущая, насколько мне известно, только марксизму-ленинизму), то он всегда и вполне обоснованно отстаивал тезис о неразрывности объектно-субъектного отношения: быть, значит быть воспринимаемым (Беркли, Мах); без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта (Авенариус, Юм, Фихте). И здесь не нужны никакие (ни гегелевские, ни марксистские) новации, ибо взаимоотношение основных гносеологических противоположностей, без которого вообще невозможно познание, уже само по себе делает бессмысленным вопрос об их «первичности». То есть «субъективный идеализм» (раз уж бытует этот термин) диалектически снимает метафизическую противоположность материализма и идеализма, обеспечивая тем самым единство философского мышления.
Между тем трактовка основного вопроса философии, принципиально противопоставляющая материю и сознание и изображающая их отношение как однонаправленную причинную связь, является в своем существе некорректной уже потому, что заведомо ставит заслон продуктивному решению любой гносеологической проблемы.
В самом деле, что, например, дает и вообще может дать «переворот» гегельянства, якобы совершенный Марксом? На мой взгляд, ничего, кроме невежественной нелепицы о том, что, будь-то бы, не человек с его мышлением познает бытие, а, наоборот, бытие познает человеческое мышление. И тут, следовательно, важно понять, что нет никакой разницы, когда мы говорим, что природа есть инобытие духа, или, наоборот, что дух есть инобытие природы. Подчеркнем, именно инобытие, означающее, в частности, и по Гегелю отнюдь не порождение одного другим (марксистская фантазия), а одно и то же, но проявляющееся в гносеологически противоположных формах. Словом, в этом пункте Маркс по существу не перевернул Гегеля, а попросту переврал его.
В заключение хотелось бы обратить внимание так же на то, что метафизически-детерминистский обряд, в который Маркс попытался втиснуть всю предшествующую философию, как известно, пришелся по вкусу пришедшим к власти в России террористам-большевикам. И они директивно инициировали так называемую «марксистско-ленинскую философию, призванную теоретически оправдать затеянный ими преступный социальный эксперимент, чуть было не уничтоживший весь генофонд русской нации. Конечно, в целом вредоносное значение марксизма-ленинизма еще предстоит исследовать, но уже сегодня вполне очевидно, что в рамках именно этой псевдонаучной философской доктрины, гегелевскому замыслу диалектической логики, обоснованно отождествляющей (в диалектическом смысле) материализм и идеализм и на этой основе восходящей к единству философского мышления, был нанесен наиболее заметный ущерб.
Комментарии
Олег Суворов пишет:
Вы рассматриваете "сознание" лишь с внешней стороны, лишь как свойство материи, но ведь есть и внутренняя сторона сознания, его содержание.
Если это учесть, то вовсе не "беспредметно" говорить о противоположности баксов, имеющихся в моем кошельке и тех, которые существуют лишь в моем воображении...
Ответ philosan
То есть Вы полагаете, что воображаемые баксы обладают "предметностью"?
А вообще-то у меня речь идёт исключительно о процессе познания и его результате, в котором невозможно абсолютно отделить объективное от субъективного. Словом, моя мысль сводится к тому, что мы обречены иметь дело лишь с субъективированной объективностью, или, что то же, объективированной субъективностью. Именно поэтому я и рассматриваю подразделение философии на материализм и идеализм как исторический анахронизм.
Олег Суворов пишет:
А как вы, в таком случае, отделяете истину от заблуждения?
Ответ philozan/
Хороший вопрос. Если коротко, то никак, ибо истина есть противоречие по самой своей природе: она одновременно и объективна (абсолютна), и субъективна (относительна). Более подробно об этом можно посмотреть в моих предыдущих материалах.
Олег Суворов пишет:
Разделяю ваш взгляд, Олег, более того, лет десять тому назад написала статью "Материализм, как принцип идеализма", в которой отразила свое понимание: Мир есть восприятие мира. Восприятие живое, индивидуальное и всегда субъективное, хотя субъектом может быть не только человек, но любой сознающий целостность организм.
Феано пишет:
Разделяю ваш взгляд, Олег, более того, лет десять тому назад написала статью "Материализм, как принцип идеализма", в которой отразила свое понимание: Мир есть восприятие мира. Восприятие живое, индивидуальное и всегда субъективное, хотя субъектом может быть не только человек, но любой сознающий целостность организм.
Не разделяю ваши взгляды.
Субъективно например то что человек воспринимает цвета как красный синий и.т.д., тогда как физически это электромагнитные колебания разной длины волны.
Объективно то что человек воспринимает разницу этих колебаний.
Вот именно.
А операции? - Хоть для восприятия, хоть для использования.
Ведь, все они и для всех субъектов одни те же. (Например, операции арифметики, или действия: ходить, лежать, бежать и проч, а предикаты: горячий, холодный, голый и проч.)
Какие колебания? Нет там никаких «разницу этих колебаний»
Один рецептор – один раздражитель, вот и вся механика.
Фоторецепция, это плохо изученный момент, тонкая биохимия и биофизика.
Субъективному различению воспринимаемых цветов света соответствует объективная (или более объективная) разница длин волн электромагнитных колебаний (света же).
Вернеру:
Вы пишите:
"Объективно то, что человек воспринимает разницу этих колебание" (речь идёт об электромагнитных колебаниях разной частоты). И при этом не замечаете выражения и его гносеологического смысла: "человек воспринимает разницу". Если заметите и осмыслите, у Вас всё получится...
Ваши рассуждения о логическом тождестве противоположности материализма и идеализма по сути остаются материалистической трактовкой ОВФ. Материалистическая болтовня о материальном единстве мира сводит реальность мира к одной его стороне – материи. Материалистическая позиция о материальной субстанции превращает дух в эпифеномен – свойство высокоорганизованной материи. Этот постулат материальной субстанции раздваивает мир на бездушную материю до живых существ (животных и человека) и мир материи одухотворенной. Это логический бред.
Мир «феноменов единой объективной реальности» логически подразумевает наличие и «субъективной реальности». Объективная реальность лишена какого бы то ни было логического смысла вне её оппозиции субъективной реальности. В противном случае для сохранения логического смысла мы должны отбросить бессмысленную объективную сторону реальности (при непризнании субъективной реальности) и рассуждать о действительно единой (со сторонами объективной и субъективной или в отвлечении от этих сторон) реальности.
Заявляя же логически бессмысленную «единую объективную реальность» (отказывая в существовании субъективной реальности как равноправной стороне единой реальности), материализм как раз на деле удваивает мир до двух de faсto реальностей: объективной и субъективной.
Вместо материалистического фактического удвоения мира следует признать, что единство мира не сводится к одной его стороне (материальности, объективности) а есть исходное основание мироздания – единый мир есть универсальная субстанция. Когда же мы мир рассматриваем со стороны его условной дуализации на раздельные стороны, мы и получем множащиеся относительные миры: объективный и субъективный, материальный и духовный, единый и множественный, всеохватно целостный и многочастный (миры физический, химический, биологический, социальный, грубый и тонкие миры и т.д.)
Ответ Пермскому.
Вы, безусловно, правы, обращая внимание на некорректность принципа материального единства мира. От себя добавлю, что этот принцип составляет основу вульгарного материализма. Но всё это -- онтология, которая, в конечном счёте, сводится к бытию, как основе подлинного единства мира (Парменид).
У меня же речь идёт исключительно о процессе познания, в котором невозможно абсолютно отделить объективного от субъективного. Именно по этой причине подразделение гносеологии на материализм и идеализм мне представляется историческим анахронизмом.
Пермский, 14 августа, 2013 - 07:55. ссылка
Ну, почему же сразу - бред:))). Это продукт логического мышления.
Если бы не разделили, то и спорить было бы не о чем. А так чётко разделили на материю косную и материю одушевлённую. Стали разбираться в неодушевлённой материи - не получается - нет перехода в одушевлённую. Вроде бы с какого-то момента усложнения, а вот с какого - вопрос-то и выплыл.
Александр Леонидович!
Вот уже не в первый раз встречаю "удвоение реальностей". Но в упор не вижу, откуда они берутся (но Вы-то видите). Может отдельной темой сделаете? Может эти реальности и в самом деле есть, а иначе откуда ложки гнутся?
Спасибо.
Владимир! "логический бред" - это свойство ФЛ приводить к парадоксальным логическим ситуациям. Если на "бреде" не останавливаться, а искать решение парадокса, то это позитивный момент ФЛ - стимул для мышления привлекать иные средства рассуждения (не формально-логические). Когда же философская концепция (материализм) "не видит" парадоксов, порожденных ею же, то статус парадокса меняется на статус логического бреда без кавычек.
Предложение интересное. Постараюсь выкроить время на создание такой темы.
У Гегеля нет нигде словосочетания "диалектическая логика".
Он везде и всегда говорил только о развитии своей "спекулятивной логики".
И если говорить по существу, то основным и единственным каркасом его смысловых построений является непрерывно становящееся Время, т.е., ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ Бесконечность Времени, а, следовательно, бытие есть, всего лишь, потенциальная возможность (эманация) Духа. И по его воззрениям, и которые следуют из этой и единственной бесконечности, реальность образуют только его (духа) явления, его феноменология.
Тогда как для нашего Разума фундаментальными являются Вечность и Бесконечность, т.е., ставшие (актуальные) бесконечности и в своей протяжённости, и в своём времени. А в конечном счёте, проблема состоит в началии или в безначалии Вселенной.
А у Гегеля, его становящееся Время, и только Время, явно имеет своё начало и не имеет своего конца (бесконечные понятия).
------------------
По содержанию Вашего топика многое можно сказать, но смыслом его и целью является единственное - обо...ть коммунистическое движение.
Согласитесь, что это скорее эмоция, чем логика.
Ответ Иной.
Не вижу предмета для обсуждения.
Если "логическое тождество", то нужно раскрыть его логически: законами логики.
Ленин. Материализм и эмпириокритицизм:
"Перейти от явления или, если хотите, от нашего ощущения, восприятия и т.п. к вещи, существующей вне восприятия, есть трансцензус, говорит Кант, и допустим сей трансцензус не для знания, а для веры. Трансцензус вовсе не допустим, — возражает Юм. И кантианцы, подобно юмистам, называют материалистов трансцендентальными реалистами, «метафизиками», совершающими незаконный переход (по-латыни transcensus) из одной области в другую, принципиально отличную, область. У современных профессоров философии, идущих по реакционной линии Канта и Юма, вы можете встретить (возьмите хоть имена, перечисленные Ворошиловым-Черновым) бесконечные повторения на тысячи ладов этих обвинений материализма в «метафизичности» и «трансцензусе». Базаров перенял и словечко и ход мысли у реакционных профессоров и козыряет им от имени «новейшего позитивизма»! А дело все в том, что самая идея «трансцензуса», т.е. принципиальной грани между явлением и вещью в себе, есть вздорная идея агностиков (юмистов и кантианцев в том числе) и идеалистов. Мы пояснили уже это на примере Энгельса с ализарином и поясним еще словами Фейербаха и И.Дицгена. Но сначала закончим «обработку» Энгельса Базаровым:..."
Законный трансцензус это тождественность множества объектов в природе и множества как представления в голове.
Недаром математика считается наиболее объективной дисциплиной.
Иной Вернер
Ну-у, математика имеет дело с операциями, и только с операциями, которые одни и те же для любого времени и для любого места.
И если явления действительно отражаются сознанием один к одному, то каким образом отражается содержание вещи, или каким способом отражаются нашим сознанием: Зло-Добро, совесть и справедливость и проч.?
Иной пишет:
И злодеи и добряки делают математические операции одинаково.
Можно надеется, что добряки пересчитают злодеев.
Я сравниваю моё субъективное вИдение с приходящим извне объективным (вИдением), и делаю вывод (получаю информацию), по которой делаю дальнейший выбор действий либо во внутренней (моей) субъективности (мышление), либо во внешней объективности посредством "рычагов", которыми изменяю приходящее извне объективное (вИдение). Кольцо рефлексии (связи) замкнулось.
Если я сравниваю моё субъективное вИдение с моим же субъективным вИдением, и делаю вывод (получаю информацию), делаю дальнейший выбор действий во внутренней моей субъективности (мышление), то кольцо рефлексии замкнуто само на себя внутри моей сферы мышления, и становится трансцендентным к внешней, "объективной" (физической) реальности.
Равно и объективная реальность не попадает внутрь меня, но это практически невозможно. Но бывает.
Да, именно феноменов, потому что сравнить можно между собой только уже отражённые формы, отражённые на одно основание. А про сознание и ощущение надо подумать.
И тут надо подумать. Потому что сравниваемые формы находятся на вполне реальном основании.
Если у материи есть "субстанция", то почему она должна быть и у сознания? Это как сказать, что если два яблока обладают в два раза большей массой чем одно, то и число два обладает свойством увеличивать массу в два раза. Умножил одно яблоко на два и получил два яблока. Зачем работать?