Суворов О.А.
О ЕДИНОЙ ПАРАДИГМЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ
Традиционная парадигма, на основе которой, по меньшей мере, в советском и постсоветском пространстве рассматривалась вся метафизическая канва, исходила из основного вопроса философии, как его сформулировали классики марксизма. И хотя на профессиональном уровне сегодня уже мало кто всерьез принимает марксистскую методологию, однако она до сих пор остается, по меньшей мере, в дилетантской среде, еще довольно живучей и продолжает проявлять себя при обсуждении тех или иных проблем. В этой связи мне показалось вполне актуальным переосмысление основного философского вопроса, с тем, чтобы определиться, подразделяет ли он, на самом деле, философское мышление на материализм и идеализм или, наоборот, предписывает ему быть единым и нераздельным.
Прежде всего, невольно возникает вопрос, существовали ли в истории философии прозрачно выраженные «линии» Демокрита и Платона, или это все-таки натяжка марксизма? Непредвзятый подход показывает, что определенные уклоны как в сторону материализма, так и идеализма в истории философии, конечно, имели место, но назвать какого-либо мыслителя ортодоксальным материалистом либо идеалистом весьма затруднительно. Кстати, это справедливо даже в отношении самих классиков марксизма, так же допускавших непоследовательность в своих материалистических заклинаниях. Например, Маркс утверждал, что идея, овладевая массами, становится материальной силой. Разве в этом утверждении не отдается дань идеализму, не говоря уже о том, что учение о коммунизме в целом оказалось идеалистической утопией? Что касается Ленина, то для этого политика вообще было нормой выдавать собственные представления за единственную реальность.
Однако обратимся к истории. Ведь, на самом деле, самих, одной стороны, Платона, а с другой – Демокрита, весьма трудно назвать родоначальниками соответственно идеализма и материализма. Платон никогда не утверждал первичности сознания по отношению к материи, а Демокрит – противоположного. Вслед за Сократом, Платон постулировал единство бытия и мышления, что можно интерпретировать как диалектическое тождество, как неразрывность, но, ни в коем случае, не как первичность одного над другим. Разумеется, он говорил об идеях как сущностях конкретных вещей. Но ведь оно так и есть, и никакого идеализма в этом нет. Ещё более очевидная ситуация с атомической онтологией Демокрита, которая вообще не затрагивает основного гносеологического вопроса. Аналогично обстоит дело с любым известным мыслителем в истории философии, во взглядах которых, повторюсь, наблюдаются известные тяготения в сторону либо материального (объектного), либо, наоборот, в сторону идеального (субъектного), но никто из них концептуально не позиционировал, ни с материализмом, ни с идеализмом.
В этом плане весьма примечательны замечания Канта, в которых он специально подчеркнул, что нет никаких оснований считать его, в частности, идеалистом. « Я хотел бы знать, какими же должны быть мои утверждения, -- писал он, -- чтобы не содержать в себе никакого идеализма. Без сомнения, я должен был бы сказать не только то, что представление о пространстве полностью соответствует отношению нашей чувственности к объектам (ведь я это сказал), но и то, что это представление даже совершенно сходно с объектом; такое утверждение, однако, для меня так же бессмысленно, как и то, что ощущение красного имеет сходство со свойством киновари, возбуждающей во мне это ощущение» (Соч., т.4, с.106). То есть, наши представления (знания), по Канту, лишь соответствует объектно-субъектному отношению, но отнюдь не определяются одним только объектом. Такой подход нельзя назвать ни материализмом, ни идеализмом, а вот диалектика в нём действительно просматривается. Так причем же здесь непознаваемость «вещей в себе» и агностицизм Канта, якобы переходящие в субъективный идеализм, о чем полтора столетия распространялся марксизм?
Отношение бытия и мышления, конечно же, является фундаментальным для философии, поскольку на нём выстраивается вся теория познания. А по своей предметной сущности философия и есть не что иное, как познание в его предельно обобщенной форме. Словом, контр продуктивный смысл отношения бытия и мышления проистекает именно от глупого, точнее, бессмысленного вопроса о первичности, которого, без известных натяжек, невозможно найти ни в древних истоках, ни во всей истории философской мысли. В самом деле, возьмите Аристотеля, Беркли, Юма, Канта, Гегеля, все школы позитивизма и их новейшие конструкты, включая разновидности энактивизма, везде вы обнаружите лишь взаимодействие бытия и мышления, по определению несовместимое со всяким первичным и вторичным. Лаконично эта гносеологическая суть давно выражена: без объекта нет субъекта, без субъекта нет объекта. То есть, и об этом я писал неоднократно, единственная реальность, с которой мы просто обречены иметь дело, представляет собой объектную субъектность, или, что тоже, субъектную объектность. Теоретически это ведет к тому, что и истина, к которой стремится всякое познание, также возможна лишь в форме диалектического противоречия, т.е. в форме продукта объектно-субъектного отношения.
Присмотримся к самим противоположностям этого отношения. Достоверно о материи, как философской категории, можно сказать лишь то, что это объективная реальность, отражаемая сознанием. На категориальном уровне сознание также сводится лишь к его отражательной функции относительно материи. То есть, все конкретные представления и научные данные, касающиеся материи и сознания, производны не непосредственно от исследования самих этих категорий, а от их взаимодействия, на котором, собственно, и зиждется всё познание. В виде триады это выглядит так: материя – конкретные науки – сознание. Иными словами, мы имеем здесь как бы черный ящик наизнанку: предельно абстрактные вход и выход, продуцирующие конкретные знания.
Проанализируем также и саму противоположность основного философского вопроса: насколько она существенна, и принципиальна ли её причинно-следственная направленность, якобы подразделяющая, по марксизму, философское мышление на несовместимые концепции – материализм и идеализм. Разумеется, материя отражается в сознании, а сознание – продукт отражения материи. Но ведь реально это означает, что взаимоотношение данных противоположностей зеркально: всё, что мы знаем о материи, выражается именно сознанием. То есть, материя для нас и есть не что иное, как её отражение, в виде ощущений, образов, понятий. Отсюда исходный тезис материализма о независимой от сознания объективной реальности оказывается пустой фразой: хотя абстрактно материя действительно независима от нас, но конкретно она может быть только в нас, в нашем сознании. Поэтому выстраивая философему от материи, либо, наоборот, от сознания, мы получаем, на самом деле, противоположные концепции лишь формально (вербально), тогда как диалектически они тождественны, причем не только в силу взаимной зеркальности, но и в силу взаимной гносеологической обусловленности их исходных противоположностей – отображаемого и отраженного.
Такова диалектика основного гносеологического отношения – материи и сознания, объектного и субъектного, отображаемого и отраженного, на что, собственно, и указывал Кант, отрицая гносеологическую односторонность своих взглядов. Именно данное отношение является тем ядром всей диалектической противоречивости, на основе которой только и может быть выстроена диалектическая логика. (Подробнее об этом см. в моих записях и статье ФШ на эту тему).
Таким образом, единственно продуктивной парадигмой для адекватного осмысления философской предметности является отнюдь не материализм или идеализм, а осознание необходимости преодоления этих крайностей, посредством их диалектического синтеза. Это грандиозная задача впервые прослеживается у Канта, в его трансцендентальной логике. Следующий шаг сделал Гегель: истинно сущая метафизика, о которой вещал Кант, возможна только в форме научной логики, которая и есть не что иное, как диалектическая логика, т.е. логика научного познания, или, что тоже, логика объектно-субъектного отношения.
Комментарии
Так что же - философия уместна там, где есть гносеологическое отношение материи и сознания, следовательно: всё что происходит с материей в отсутствие сознания - философии "не касается", в отличие от проявлений сознания безотносительно к материи...
Налицо - перекос, каковым не "страдает" объектная онтология...
Для эфромсо: Перекос у Вас в голове, потому что ваш комментарий никак не корреспондируется с тем, что написано у меня.
Кстати, ответьте хотя бы себе на собственный вопрос, содержащийся в вашем комменте: а как Вы можете что-то узнать о материи независимо от сознания или о сознании независимо от материи?
А какой смысл - в написании чего-либо, тождественного Вашей констатации недоразумения обусловленности появления сознания существованием бессознательных процессов?
Логически мысля и анализируя известные факты - как же ещё?
Вот Вы сами и подтвердили неразрывную связь фрагментов материи ("известные факты") и сознания ("логически мысля и анализируя"). Так что заканчивайте заниматься пустословием.
Как прикажете понимать "неразрывность материи и сознания"?
Лично Вы - родилися уже с дипломом профессора штоле?
Откудова у Вашего организма взялось это самое Ваше сознание?
Диалектическая логика - это логика правильных рассуждений с включенным в её структуру противоречием. Истинно сущая метафизика (в смысле, философия) возможна только в форме диалектической методологии. Истинно сущая логика "объектно-субъектного отношения" - это диалектическая гносеология.
--
Мы уже неоднократно обсуждали эту проблему. Вы с энергией, достойной иного применения, по-прежнему пытаетесь выстроить так называемую "ЭДЛ" на основе формальной логики. Не только пустое, но и контр продуктивное занятие, поскольку традиционная логика запрещает противоречия. Судя по всему, Вы даже не осознаете всю глупость выше приведенного вашего тезиса о диалектической логике. Поэтому обсуждать с Вами эту тему, если Вы не откажитесь от этой глупости, не имеет никакого смысла.
В таком случае, Аристотеля тоже трудно назвать родоначальником логики, поскольку свои исследования он никогда не называл логикой.
Разумеется, ключом к открытию исходных форм идеализма и материализма будут их развитые формы.
И вообще, статья претензия на изобретение велосипеда или теоремы Пифагора. Единая парадигма давно выведена из материализма и идеализма в виде диалектического материализма.
В самом деле, Вы пишете: "осознание необходимости преодоления этих крайностей, посредством их диалектического синтеза", - что и было осуществлено в диалектическом материализме.
Чтобы добраться до ядра и осуществить добротную ревизию теоремы Пифагора или уже существующей парадигмы единства философии нужно сначала разрушить оболочку старой парадигмы, её ключевые положения.
К счастью, в вашей статье этого не произошло. Вы принялись крушить ядро (основной вопрос философии*) без предварительного разрушения оболочки. Как это удалось? Просто. В своем мнении просто эту оболочку проигнорировали.
________________
*) "Словом, контр продуктивный смысл отношения бытия и мышления проистекает именно от глупого, точнее, бессмысленного вопроса о первичности, которого, без известных натяжек, невозможно найти ни в древних истоках, ни во всей истории философской мысли", (с)
--
Опять надеетеся втянуть почтенного человека в свои "сражения с мельницами"?
Это вторично. Первично - суть вопроса о единой парадигме.
Если сюда прицепить такое понятие, как 'сознание', то вопрос будет звучать следующим образом: "Происходит ли разрешение противоречия интер- или интрасубъектно в сознании или во взаимодействии собеседников с общей структурой сознания?".
На мой взгляд, здесь должен проводиться единообразный подход.
Принцип разрешения противоречия один и тот же - аргументация и факты. И если себе уже всё доказал ("Лучше гор могут быть только горы...", (с)), то операция доказательства повторяется уже с внешним собеседником (проверка 'во вторую руку').
Доказать что-то оппоненту значительно труднее, чем доказать самому себе.
--
Так что же - в двадцать первом веке всё ещё носитеся с недолеченными "детскими болезнями" средневековья?
"бытие материи в непрекращающихся изменениях приводит к возможности сознания, каковое сформировавшись как средство выживания тварей, живущих "стаями" - определяет в своём представлении себя и всё прочее по мере собственного развития" - чем не "парадигма"?
Откуда дровишки? В старт топике этой цитаты нет.
--
А причём тут старттопик?
Вы же самолично мне прислали только что -
mp_gratchev, 28 Октябрь, 2019 - 09:37, ссылка
Это вторично. Первично - суть вопроса о единой парадигме.
...
а я Вам в ответ - свежую парадигму выкатил...
То есть Вы заковычили свое собственное переосмысление основного философского вопроса, к чему в старт топике призывает автор? Только не не добавили ключевое слово "ИМХО". Верно?
--
Именно так:
"бытие материи в непрекращающихся изменениях приводит к возможности сознания, каковое сформировавшись как средство выживания тварей, живущих "стаями" - определяет в своём представлении себя и всё прочее по мере собственного развития"
(для цитирования - здеся употребляется форма с фоном...)
Тем же концом по тому же месту: [бытие сознания приводит к возможности материи, каковое определяет в своём представлении себя и всё прочее].
--
Ага, теперя мой черёд:
а дровишки-то...
какое такое "представление у материи"?
Пока топикстартер нос воротит, скажите-ка любезный -
Лично Вы - родилися уже с дипломом профессора штоле?
Откудова у Вашего организма взялось это самое Ваше сознание?
эфромсо: да наградила природа её живых представителей такой высокоорганизованной материей как мозг. В котором и зарождается, а затем развивается (а по ходу и действует) такая его способность как сознание (вкупе с памятью и воображением). И если Вы этого до сих пор не знаете - ну тогда ой!
Ну да - человекоподобные порождения природы, которые не слишком цивилизовавшиеся, так те натурально жрут содержимое черепов врагов, друзей и прочих жертв - надеясь таким метафизическим манером добавить себе способностей в уме, силе, здоровье - везде, где своих не хватает...
М.П.Грачеву: а понять то, что для должного познания и идеализма, и материализма Маркс с Энгельсом использовали материалистическую диалектику, а не некий диалектический или исторический материализм - слабо? Ну тогда труды философа Э.Ильенкова Вам в помощь.
Конечно, нельзя отрицать, что в диалектическом материализме, точнее, в отдельных высказываниях его адептов, не было намеков, признаков, элементов, тенденций и т.д., ведущих к синтезу материализма и идеализма. Разумеется, были. В частности, тезис Ленина о том, что "сознание не только отражает мир, но и творит его", прямо, на самом деле, указывает на единство материи и сознания как диалектических противоположностей, а через них и на единство материализма и идеализма. Вместе с этим никто другой, как Ленин, так рьяно и воинственно не выступал против какого бы то ни было компромисса между этими философскими крайностями.
К этому следует добавить, что диалектический материализм, строго говоря, вообще никогда не был законченной и последовательной философской концепцией, а изначально представлял собой политическую доктрину, которая, как хамелеон, могла меняться в зависимости от потребностей конкретных конъюнктур. Разумеется, все это надо не только знать, но и понимать, прежде чем петь дифирамбы по поводу этой, как её тогда называли, "вершины" философской мысли. А этого, похоже, Вам как раз и не хватает. Пардон.