Мысль в себе.

Аватар пользователя lgolka
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Все знают "вещь в себе"... 
Перейдем к мыслям. Если мы воспринимаем мысли, то существуют восприятия мыслей. Если существуют восприятия мыслей, то существуют и мысли сами по себе, которые воспринимаются.
Хотелось бы услышать мнение по вышесказанному. 

Спасибо.

Комментарии

Аватар пользователя bravoseven

Антон,

Если мы воспринимаем мысли

Мысли воспринимают телепаты. Мы воспринимаем слова. 

Аватар пользователя lgolka

Свои мысли, имеется ввиду.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Свое мнение излагал неоднократно:
свои мысли человек
1) мыслечувствует (в Вашей терминологии, воспринимает), т.е. внутренне схватывает,
2) понимает, т.е. схватывает их смысл (терминологически смысл = со-мысль).
Как правило, оба схватывания сопровождаются фиксацией в слове (термине), для дальнейшего пользования мыслью. Ибо если мысль не зафиксирована в слове, то может просто улетучиться и пропасть навсегда.

И Вам спасибо за вопрос.
 

Аватар пользователя lgolka

Я вижу подушку. Я воспринимаю ее своими органами глазами + определяю нечто своим рассудком как "подушка" = все вместе восприятие подушки. Но помимо это есть еще подушка в себе. 

Мысль - я хочу поесть. Я воспринял мысль некими органами(у вас мыслечувствует) + определил эту мысль как "я хочу поесть" (у вас понимание). Но помимо этого есть еще и мысль в себе которую я собственно и воспринял.

Смысл не в том, что я "проповедую Канта" или отстаиваю "вещь в себе", а в том, что признавая вещь в себе, приходится признавать и мысль в себе, как мне кажется.

Аватар пользователя kosmonaft

Мысли сами по себе в виде просто мыслей, не существуют.
Существуют (имеют место быть) мысли о чём-то или по поводу чего-то существующего (того, что есть), то есть сама по себе мысль есть пустая форма, недоступная для восприятия, а мысль о какой-то вещи имеет форму этой вещи.
Другой вопрос: существуют ли пустые формы в виде того, что есть, или ничто пустое существовать просто не может?

 

Аватар пользователя lgolka

kosmonaft

Существуют (имеют место быть) мысли о чём-то или по поводу чего-то существующего (того, что есть), то есть сама по себе мысль есть пустая форма, недоступная для восприятия, а мысль о какой-то вещи имеет форму этой вещи.

Согласен, сама по себе мысль не по поводу чего-то пустая форма.  Но может мысль о какой то вещи, имеющая форму этой вещи,  существует сама по себе и она отнюдь не пустая? Опять же в дискурсе Канта "вещи в себе".

существуют ли пустые формы в виде того, что есть, или ничто пустое существовать просто не может?

Не решусь зарекаться. Скорей всего это не касается данного обсуждения.

 

Аватар пользователя kosmonaft

Как животные получают информацию о том, чем можно питаться, а что нельзя употреблять в пищу ни при каких условиях?
Сомневаюсь, что об этом им рассказывают родители.
Мысль о вещи заключена как в самой вещи и в тех, кто мысль об этой вещи думает (употребляет в пищу).
Если животное съело вещь, то мысль о вещи, содержащаяся в самой вещи попадает в мысли животного, которое эту вещь съело.
Как мысли о вещах попадают в человека, помимо тех мыслей, которые уже содержаться в человеке, передаваясь от родителей с их мыслями, заложенными в момент зачатия и в процессе внутриутробного развития?
Думаю, что человек способен считывать мысли о вещах с самих вещей напрямую, а не только посредством поедания этих вещей с последующим проявлением мыслей путем их опредмечивания с помощью языка и образов.
Другие пути и способы в данном случае не рассматривались.
 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Думаю, что человек способен считывать мысли о вещах с самих вещей напрямую...

Думаю, что эта теория немного упрощает проблему. Если еще с горой или кошкой она может что-то объяснить, то как быть со сложными объектами? Ну посмотрите на время и считайте мысль о времени (философы три тысячи лет спорят об этом, и пока никто окончательно не считал); посмотрите на мир в целом и считайте: произошел ли Мир в результате Большого взрыва или его Бог сотворил за 7 дней? А некоторые говорят, что мира в целом вообще нет, куда Вы смотрите... Эх, если бы всё было так просто...

Аватар пользователя kosmonaft

Перечисленные вами проблемы, говорят в пользу того, что информация (устал писать "мысль о вещи" и "мысль вещи"), которую невозможно считать является не информацией о носителе, а самим носителем...,))

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Хорошо, отвечу прямо.

В отличие от kosmonaftа, я признаю мысль в себе.
Мысль в себе существует в трансцендентной ипостаси, = трансцендентная мысль.
Трансцендентально эта мысль в себе дается человеку в виде мыслечувствия.
А имманентно человек понимает ее только как имманентный смысл (тут я согласен с kosmonaftом: имманентно мысль всегда есть мысль о чем-то, о каком-то смысле).

Вот в этой одновременной триипостасности: трансцендентности, трансцендентальности и имманентости - существует мысль.

Аватар пользователя lgolka

Сергей борчиков.

трансцендентность (мысль в себе вообще) - траснцендентальность (восприятие мысли в себе вообще) - имманентность (мысль в себе о чем то ) - имманентальность (восприятие мысли в себе о чем то) 

Пример: 1.) идея в себе стула ( ваша трансцендентная ипостась мысли) - восприятие идеи в себе стула(ваше трансцендентальное) - 2.) стул в себе - восприятие стула в себе - 3.) мысль о стуле в себе - восприятие мысли о стуле в себе(ваш имманентный смысл).

Скорее всего какие то процессы параллельно проходят.

Имманентность в себе пропущена. Имманентный смысл мы же воспринимаем? Значит помимо восприятия имманентного смысла, он должен быть дан в себе.

 

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Нет, Вы меня немного исказили.

Речь о мысли вообще не шла. Речь идет о любой конкретной мысли, например, мысль о стуле, мысль о кошке, мысль о числе пи.

Так вот, любая мысль, имеет три ипостаси: 1) мысль в себе (например, мысль в себе о стуле), 2) чувствование этой мысли (мысли в себе о том же стуле), чувствую же я, что мыслю мысль, иначе откуда я об этом знаю, и 3) понимание этой мысли, что она именно о стуле, о кошке, о числе пи, а не о чем-то ином.

Неожиданно Вы ввели в диалог понятие "идея". Идея - это особый феномен. И хотя он как-то связан с мыслями, но это требует особого рассмотрения. А не в куче. Полагаю, идея тоже имеет три ипостаси: 1) идея в себе, 2) трансцендентальная идея и 3) имманентная идея. Однако "идея в себе" вряд ли равна "мысли в себе".

Однако, если Вы вводите еще такое понятие как "мысль вообще", то должны прежде дать определение этим трем терминам: "мысль вообще", "идея", "мысль конкретная", чтобы в этой теме мысль не растекалась по древу - кто в лес, кто по дрова.

Аватар пользователя lgolka

Сергей борчиков.

Я вас действительно не так понял. В таком случае я в общем то не вижу никаких разногласий. 

Аватар пользователя Доген

знать бы что такое мысль и тогда можно было бы говорить - в себе ли она, во мне или в воздушно-дезвоздушном пространстве.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

to lgolka

А я сразу промыслечувствовал родство наших позиций, потому и подключился. Хотя хотелось бы и дальше не только интуициями по мысли в себе обменяться, но и теорию какую-то стройную оформить, чтобы у людей не возникали слова, подобные вышесказанным: "Знать бы еще..." Потому что чужую мысль, если своей такой же не имеешь, не почувствуешь. А вот знаниями люди вполне обмениваются.

Аватар пользователя Вернер

Мысль или мыслечувствие (как справедливо замечено Борчиковым) в себе существует, но одновременно мысль есть функция сложности, так как про мысли вне сложных нейронных сетей головы мы ничего не знаем.

Как любой макро-шедевр природы мысль требует конструкции из других субстанций.

При таком раскладе всякие трансцендентности, трансцендентальности не нужны.

Ничто никуда не перепрыгивает и не перескакивает, а спокойно формируется в месте дислокации необходимых компонентов.

 

PS.

- Потерял!

- Что потерял?

- Мысль!

- Хорошая была мысль?

- !!!????

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Мысль или мыслечувствие (как справедливо замечено Борчиковым) в себе существует...

Спасибо.

Мысль есть функция сложности, так как про мысли вне сложных нейронных сетей головы мы ничего не знаем.
При таком раскладе всякие трансцендентности, трансцендентальности не нужны.

Второе предложение противоречит первому. Поскольку мысль-для-нас = имманентная мысль очень проста: я мыслю стол или шляпу просто. Взял и помыслил. Как каждый сейчас, кто читает мое сообщение, тотчас мыслит стол или шляпу. А вот какие трансцендентные нейронные механизмы при этом в голове каждого из нас происходят, всем наукам вместе взятым на сегодня не разобраться. Оттого они и трансцендентны, что за (транс) кулисами нашей простой имманентности скрываются. Так что, как видите, для теоретического рассмотрения структуры мысли понятие трансцендентности очень нужно. Сами и подтвердили.

Аватар пользователя Вернер

Второе предложение противоречит первому. Поскольку мысль-для-нас = имманентная мысль очень проста: я мыслю стол или шляпу просто. Взял и помыслил. Как каждый сейчас, кто читает мое сообщение, тотчас мыслит стол или шляпу. А вот какие трансцендентные нейронные механизмы при этом в голове каждого из нас происходят, всем наукам вместе взятым на сегодня не разобраться. Оттого они и трансцендентны, что за (транс) кулисами нашей простой имманентности скрываются. Так что, как видите, для теоретического рассмотрения структуры мысли понятие трансцендентности очень нужно. Сами и подтвердили.

Вы противоречите своему подходу в другой теме, где вы сказали, что привлечение естественных наук для целей метафизики не обязательно. Здесь же вы приводите аргумент в свою пользу - "все науки вместе взятые".

Функция сложности достаточно общее утверждение, вполне философское. Вообще ограничивать себя в исследовательских аргументах не стоит.

Идём дальше. Кант, напрягая трансцендентальность, не был знаком ни с клеточным уровнем организма, ни с ДНК, ни с современной стандартной физической моделью взаимодействий,  ни с многим другим, что всё-таки приближает нас к пониманию природы и сознания.

Кроме того он не был знаком с работой "Платон + физика = витализм"

http://ruslabor.narod.ru/2Platon_physics_vitalism.pdf  ,

где трансцендентность заменена универсальной аналогией макро-шедевров природы, включая сознание.

Финита ля комедия трансцендентности в вопросе сознания с точки зрения метафизики, она (трансцендентность) может оставаться только для трансцендентно достраиваемого сознанием бога, демиурга, абсолюта  и.т.д.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Вы противоречите своему подходу в другой теме, где вы сказали, что привлечение естественных наук для целей метафизики не обязательно.

Я противоречия не вижу. Еще раз, может быть, поможете увидеть.
1) Естественные науки дают нам знания и всякий человек, не только метафизик обязан их учитывать. Тут и вопроса нет.
2) Второе. Строя метафизические конструкции имеет ли право метафизик редуцировать свои метафизические конструкции к знаниям естественных наук? Я придерживаюсь взгляда, что нет. Во-первых, потому что существуют еще и гуманитарные науки, редуцирование к знаниям которых весьма распространено, во-вторых, вообще существуют еще и обыденные знания, и религиозные знания, и т.д., тоже напрашивающиеся на редукцию. А есть еще и чисто метафизические гипотезы, понятия, еще никакими науками и областями знания не верифицированные. Что с ними делать? Я сторонник субстанциальности метафизики, конечно, на несомненной внешней базе обыденного здравого смысла, естественнонаучных, гуманитарных и прочих знаний и без подмены всеми ими метафизического творчества.

О Канте же разговор большой и особый. Может быть, ниже.

Аватар пользователя Юрий Дмитриев

Мысль в себе.

Интересная тема. Хотя неизбежно напрашивается предваряющий вопрос: а что такое мысль? И соответственно - что есть мысль и как она есть. Наконец, ещё один момент, поскольку ссылка на Канта: имеется в виду мысль сама по себе (an sich) или именно мысль в себе? Если второе, то в буквальном смысле - речь о человеческом Я: именно оно есть Я = {Я}, акт идеальной деятельности, обращенный на сам этот акт и заключающийся исключительно в самой этой обращённости и ни в чём ином.

Но, как известно, по Канту есть эмпирическое Я конкретного человека (индивидуальное), есть Я как трансцендентальное единство апперцепции (родовое) и есть трансцендентное Я само по себе (личное, которое уже не в мире необходимости, а в мире свободы). Но в любом случае Я есть непосредственная данность самому себе: в первом случае - имманентно, во втором - трансцендентально и в третьем - трансцендентно. И на всех этих уровнях оно не мыслится, не чувствуется, не ощущается - оно просто непосредственно дано, будучи самой таковой данностью (что, собственно, и соединяет все уровни воедино).

Мысль также есть акт идеальной деятельности, но (в отличие от Я) это уже и акт реальной деятельности (не чистая первичная re-flexio, а flexio). Иными словами, мысль всегда интенциальна, существует в "зазоре" между "чья" и "о чём", между Я и не-Я. Её собственное бытие есть "Я-йность", не совпадающая с Я. И как таковая мысль тоже не чувствуется, не ощущается и т.п. (всё это уже вторично-рефлексивные, а не собственно флексивные моменты) - мысль мыслится, и в этом состоит её данность человеку.

Откуда такая мысль сама по себе? Ниоткуда, в буквальном смысле слова. Будучи столь же трансцендентной, как и трансцендентное Я, она творится этим Я вне пространства и времени, в идеальном мире свободы, становясь тем самым достоянием Я трансцендентального, где конституируется, и Я эмпирического, коим собственно мыслится. Поэтому у мысли никогда нет первого мгновения, всегда только второе - оно же и последнее, если эмпирическое Я человека не приложит усилия для ежемгновенного удержания и возобновления мысли, её дления во времени. Какую дополнительную интенциальность обретёт при этом мысль - вопрос уже другой. Тут многое зависит и от того, в ладу ли эмпирическое Я (ego, super-ego, id или что там ещё) со своим трансцендентным Я: человек как индивидуум - с самим собой как личностью. Хотя, конечно, не только от этого.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Что касается Я:

Но в любом случае Я есть непосредственная данность самому себе: в первом случае - имманентно, во втором - трансцендентально и в третьем - трансцендентно.

полностью подписываюсь. Как будто я сам сказал.

Что касается мысли:

Мысль также есть акт идеальной деятельности, но (в отличие от Я) это уже и акт реальной деятельности (не чистая первичная re-flexio, а flexio). Иными словами, мысль всегда интенциальна, существует в "зазоре" между "чья" и "о чём", между Я и не-Я. Её собственное бытие есть "Я-йность", не совпадающая с Я. И как таковая мысль тоже не чувствуется, не ощущается и т.п. (всё это уже вторично-рефлексивные, а не собственно флексивные моменты) - мысль мыслится, и в этом состоит её данность человеку.

то я использую еще лейбницевский термин "ап-перцепция" и образую слово "ячность", оно более привычен для русской традиции, чем "яйность". Тогда получается, что:
мысль - идеальная перцепция, ее собственное бытие - ячно, а форма проявления ап-перцептивна, мысль мыслится.

Отсюда мысль триипостасна: как перцепция - она трансцендентная мысль в себе, как ячность - она трансцендентальная, мыслечувствуемая ап-перцепция, как интенциальное содержание мысли - она имманентный смысл.

Аватар пользователя Юрий Дмитриев

Сергей Борчиков, 7 Декабрь, 2014 - 12:12, ссылка

полностью подписываюсь. Как будто я сам сказал.

Так ведь у всех мыслей один и то же исток - трансцендентное царство свободы. Потому нередко возникает эффект, когда мысли как бы "витают в воздухе" (что в эмпирическом "мире необходимости" порождает кучу споров насчёт приоритета открытий и т.п.)

я использую еще лейбницевский термин "ап-перцепция" и образую слово "ячность", оно более привычен для русской традиции, чем "яйность".

Тоже в разное время использовал разные терминологические варианты: в частности, "азъ-ность" (от "азъ есмь"), которая проявляется в том числе через "раз-ность" - и как "раз-овость" мысли, её "одномгновенность", и как "раз-личие" с другой мыслью. Но и стандартный перевод немецкого (бёмевского, фихтевского, гегелевского и т.д.) "Ichheit", как "яйность", имеет свои преимущества: порой использование собственной терминологии вместо общепринятой является источником недоразумений. Так, слово "ячность", конечно, более привычно для русской традиции - но вместе с тем в той же традиции есть и слово "ячество", имеющее вполне определённую экспрессивную коннотацию.

мысль триипостасна: как перцепция - она трансцендентная мысль в себе, как ячность - она трансцендентальная, мыслечувствуемая ап-перцепция, как интенциальное содержание мысли - она имманентный смысл.

С моей точки зрения, "Я-йность", не совпадающая с Я, и есть собственное бытие мысли: мысль сама по себе, как акт, есть соотнесение себя к себе самой и к мыслящему Я, а потому непосредственно дана как чистый смысл. Всё прочее (мыслечувствие, апперцепция, облачение в вербальную форму и т.д.) - это уже потом, трансцендентальная экспликация изначального чистого смысла. Потому-то человек одновременно думает о самых разных вещах, на разный уровнях. И если последовательно "снимать" слой за слоем (есть такие медитативные методики), то в конце концов остаются лишь мгновенные смысловые "вспышки", подобные "манифестациям дхарм" (как то описывал Розенберг в трудах по буддизму). Вот тут, в "над-трансцендентальном", пожалуй, мысль-для-нас и смыкается с мыслью самой-по-себе. Причём, память мыслей тоже не только имманентна, но и трансцендентна: мысль сотворима, но неуничтожима.

Аватар пользователя Галия

А если чуть короче, то "в начале всего (мира) есть мысль, и эта мысль - у меня, ну, если честно, то мысль - это я, а уж через меня (мысль) существует мир и всё что в нём".

Какой может быть конфликт между я и мысль, если это одно? Поэтому всегда в ладу. В Гармонии. Идеализм = материализм, потому что мыслизм.)

 

Аватар пользователя Дилетант

Галия, 7 Декабрь, 2014 - 12:22, ссылка 
мысль - это я

Точно так же могу сказать, что у "Я" мыслей нет, а вот у "меня" уже есть. У "Я" есть одна мысль, поэтому нет мыслЕй. А у "меня" много мыслЕй, но нет одной - самой главной. 
Отсюда: "Я" не мыслит, а "я" - мыслю. 
Для того, чтобы начать мыслить, "Я" пришлось раздробиться (Единое на многое). 
Для того, чтобы перестать мыслить, "мне" пришлось начать соединяться (Многое в Единое). 

Как можно, чтобы черта впустил кто-нибудь в шинок? Ведь у него же есть, слава богу, и когти на лапах, и рожки на голове. 
– Вот то-то и штука, что на нем была шапка и рукавицы. Кто его распознает? Гулял, гулял – наконец пришлось до того, что пропил все, что имел с собою. Шинкарь долго верил, потом и перестал. Пришлось черту заложить красную свитку свою, 
...
Пана обокрал на дороге какой-то цыган и продал свитку перекупке; та привезла ее снова на Сорочинскую ярмарку, но с тех пор уже никто ничего не стал покупать у ней. ...Перекупка умудрилась и подсунула в воз одному мужику, вывезшему продавать масло. Дурень и обрадовался; только масла никто и спрашивать не хочет. "Эх, недобрые руки подкинули свитку!" Схватил топор и изрубил ее в куски; глядь – и лезет один кусок к другому, и опять целая свитка. Перекрестившись, хватил топором в другой раз, куски разбросал по всему месту и уехал. Только с тех пор каждый год, и как раз во время ярмарки, черт с свиною личиною ходит по всем площади, хрюкает и подбирает куски своей свитки. Теперь, говорят, одного только левого рукава недостает ему.
 (Н.Гоголь (1809 - 1852). Вечера на хуторе близ Диканьки).

Аватар пользователя Галия

"Я" не мыслит, а "я" - мыслю. 

Могу предположить, что букву "я" Вы произносите с разными интонациями, мимикой и жестикуляцией и прочей чертовщиной. Но я их, увы, не вижу. Может, одну из них хотя бы раскавычить..?

Аватар пользователя Дилетант

Галия, 7 Декабрь, 2014 - 14:10, ссылка 
Могу предположить, что букву "я" Вы произносите с разными интонациями, мимикой и жестикуляцией

 К моему сожалению - нет. Но "красную свитку", похоже, ищу. Теперь начинаю думать - а надо ли? 

Может, одну из них хотя бы раскавычить

Как раскавычить неизвестное? Только сравнением. Моё "я" - это "я" моего тела. Тел множество, и у каждого своё "я" - что тут непонятного? Я мыслю (сравниваю), значит - существую. Но моё "я" для получения "Я" не может взять интеграл по всем "я" - не хватает ёмкости хранения. Однако стремление к этому есть - найти части "красной свитки". 
А Вы уже нашли? Если нашли, то что тут делаете? Здесь (в интернете в т.ч.) собрались те, кому чего-то не хватает. Кому хватает, тех нет, а остальные ищут в другом месте. Это же так просто. 
Галия, я не призываю Вас покинуть сайт, с Вами интересно. Я вовсе не стремлюсь игнорировать Ваши утверждения, потому что ход Ваших мыслей совпадает с моим (местами), но выводы получаются иногда разными. Вот это и интересно. Значит в аксиоматике что-то разное. но Вы же свою аксиоматику не открываете. Или она и от "вашего я" тоже скрыта? 

Я отделяю от себя, как человека, своё "я", заключаю его в кавычки, что позволяет мне встать над ним, и рассматривать "я" как неизвестное в отношениях с формами тела - как моего, так и любого другого - ведь все окружающие формы по отношению к "я" - внешние. 

Аватар пользователя Галия

Почему "не открываю"? Вся моя аксиоматика в выложенных здесь записях.

Аватар пользователя Юрий Дмитриев

 Галия, 7 Декабрь, 2014 - 12:22, ссылка

А если чуть короче, то "в начале всего (мира) есть мысль, и эта мысль - у меня, ну, если честно, то мысль - это я, а уж через меня (мысль) существует мир и всё что в нём".

Несколько лет назад занимался (экспериментально) темой солипсизма. А для этого требовалось, как говорится, "войти в образ". И, в частности, как результат - своего рода поэма в прозе под условным названием "Солипсизм":

     Почему Я знаю, что Я есть?
     Я знаю потому, что Я есть Я;
     Я есть потому, что Я знаю Я;
     знать Я - значит, быть Я;
     быть Я - значит, знать Я
     Я есть ничто иное, как Я;
     = и ничего иного нет =
    
     Я - мысль, мыслящая саму себя;
     Я - действие, действующее на само себя;
     Я - обращённость Я на само Я;
     Я - действие действия на себя, которое и есть само это действие;
     Я - мышление мысли самой себя, которое и есть сама эта мысль;
     Я есть ничто иное, как Я;
     = и ничего иного нет =
    
     Я - то, что содержит Я, содержащее само себя;
     Я - то, что содержится в Я, содержащем само себя;
     Я объемлется самим собой, будучи в самом Я;
     Я объемлет само себя, будучи вне самого Я;
     Я - часть себя, равная целому;
     Я - целое, равное своей части;
     Я есть ничто иное, как Я;
     = и ничего иного нет =
    
     Я - бытие бытия Я и бытие небытия не Я;
     Я - бытие бытийствования, отрицающее небытие Я;
     Я - бытийствующее бытие, утверждающее небытие не Я;
     Я - миг длящегося пространства и точка покоящегося времени;
     Я - акт существования сущего и сущий акт существования;
     Я есть ничто иное, как Я;
     = и ничего иного нет =
    
     Я - едино; и всякое сущее, что не есть Я, есть Я;
     Я - одно; и всякое Я, которое не есть Я, есть Я;
     Я - реальность сущего в любом существовании;
     Я - реальность существования любого сущего;
     Я - единственное, и нет никаких других Я;
     Ego sum, ergo solus ipse sum.

Аватар пользователя Галия

Почти что - строфы из Бхагават Гиты.)