Математическое доказательство как иносказание

Аватар пользователя Гость
Систематизация и связи
Логика

  Отметим, что оба этих текста относятся к категории "формально-логических" :

1. Подходим к светофору.
2. Смотрим на сигнал светофора.
3. Он должен быть зеленым (это условие).
4. Если условие выполняется, мы переходим дорогу.
4.1 Если нет – ждем, пока загорится зеленый.
4.2 Переходим дорогу.
5. Конец алгоритма.

  Требуется доказать, что среди трёхзначных чисел нет числа, делящегося одновременно на 7, 11 и 13. Школьник младших классов, знакомый лишь с делением, может справиться с этой задачей, перебрав и испробовав все 900 трёхзначных чисел. Школьник старших классов знает (точнее - должен знать), что среди натуральных чисел выделяются простые числа и что простым называется всякое такое натуральное число, которое, во-первых, больше единицы и, во-вторых, делится только на единицу и на само себя. Так что числа 7, 11 и 13 - простые. А ежели школьник ещё более образован, то он знает, что число, делящееся на каждое из нескольких простых чисел, обязано делиться и на их произведение. Произведение 7*11*13 равно 1001. Но никакое трёхзначное число не может делиться на 1001.

  Вопрос : в чём между ними принципиальная разница ? Ответ : первый текст называется "формализованным алгоритмом", второй "формализованным доказательством", а принципиальность разницы между ними состоит в том, что суждения первого в отличии от суждений второго индифферентны к истинностным оценкам - то есть над первым текстом в отличии от второго не нужно думать, и как следствие не нужно понимать смысл составляющих его утверждений, а вместо этого тупо их выполнять - в этом смысле можно даже сказать что "думать над ними вредно". Если этой принципиальной разницы не замечать, то и не будет принципиальной возможности корректно формулировать свои суждения о формальной логике. Если же её учитывать, то станет очевидной связь между названием этой темы и остальным текстом : смысл любого утверждения есть мета-форма ("ино-сказание") - в отличии от той формы ("прямо-сказания"), в которую облечены описания действий алгоритма.

  Вывод : если мешать в одну кучу прикладную и теоретическую части ФЛ, то это может лишь привести к пополнению моей коллекции семантических каламбуров, выданных нагора ввиду неразличения определений терминов "алгоритм" и "рассуждения".

Комментарии

Аватар пользователя axby1

  Пользуясь случаем, подкреплю эту тему сопутствующим экспериментальным материалом. Человек создаёт тему с посылом "дедуктивный метод как самый строгий и самый логичный способ установления истинности утверждений", при этом всю свою аргументацию выстраивает на примерах, в которых начисто отсутствуют рассуждения, и как следствие к которым в принципе неприменимы истинностные оценки. То есть для разрешения возникшего в этой дискуссии спора достаточно отличать "предписание выполнить действие без осмысления оного" как элемент алгоритма от "суждения, требующего истинностной оценки, и как следствие осмысления заключённого в этом суждении действия" как элемента доказательства исходного утверждения (оно же "замыкающее эстафету передачи истинности", оно же "обрамляющее текст доказательства с двух сторон" - выбор интерпретации это уже вопрос выбора формы, никоим образом на содержании не сказывающейся).

  Ошибка довольно распространённая, поэтому не могу удержаться от комментариев. То что автор темы о дедуктивном методе называет "логическими рассуждениями" (или рассуждения как таковые его не интересуют в граничных условиях логики - я так и не понял до конца его позицию) в действительности являются ни чем иным как "предписаниями выполнить действия, абстрагируясь от рассуждений" :

  • Где у нас там "Сократ" лежит ? Ага, в папке "люди".
  • Что у нас там прописано в свойствах папки "люди" ? Ага, опция "быть смертными" включена.

  В принципе, можно условно считать "подтверждением истинности" успешное выполнение каждого действия этого по сути алгоритма, но это не избавляет от возможности и необходимости идентифицируя текст на предмет его принадлежности к "логическим рассуждениям" дать однозначный ответ на вопрос о том, нужно над ним рас-суждать или нет - то есть связывать логически эти действия между собой или с выполнением каждого из них тут же о нём забывать, не фиксируя заключённого в нём смысла.

  Таким образом я идентифицирую допущенную в рассуждениях ошибку именно как логическую - то есть такую, которая необходимо следует из уже имеющихся фактов.

Аватар пользователя axby1

  Преобразовать этот алгоритм в последовательность предназначенных для осмысления рассуждений можно лишь в том случае, если дать определение термину, выступающее аксиомой в доказательстве от противного :

  • всё есть то, к чему нечего добавить

...оживляем нашего "смертного Сократа" и превращаем названный "силлогизмом" алогизм в последовательность логических рассуждений :

  Допустим, Сократ не смертен. Тогда его как человека можно будет добавить с множеству остальных людей, обладающих свойством "быть смертными". Таким образом, приходим к противоречию с определением термина "всё".

  Другого способа нет.

Аватар пользователя Фристайл

1. Подходим к светофору.

2. Смотрим на сигнал светофора.

3. Он должен быть зеленым (это условие).

4. Если условие выполняется, мы переходим дорогу.

4.1 Если нет – ждем, пока загорится зеленый.

4.2 Переходим дорогу.

5. Конец алгоритма.

Дмитрий, я так и не понял Ваш ли это "алгоритм",  но это вовсе не алгоритм для жизни, это - чушь.

1.Как близко к светофору вы намерены подойти, чтобы куда-то посмотреть?

2. На какой именно светофор вы смотрите: для пешеходов, для автомобилей, и в какую сторону направленный?

3. Знаете ли Вы, что по новым правилам в некоторых случаях водители вправе на красном светофоре поворачивать направо, если там нет помех, например пешеходов? И если вы будете лететь как пуля, не обращая внимания на реальную дорожную обстановку,... одним непуганным философом на дороге станет меньше. Мне приходится ездить  и по некрупным городкам тоже, и не устаю удивляться огромному фронту работ  перед водителями, дабы передавить всех тех непуганных идиотов, которые выскакивают на зебру, не глядя по сторонам, в надвинутом капюшоне да ещё с наушниками на ушах.

4. А если светофор сломался? А если мигает, и вы не успеете перейти дорогу?

 

Ни один алгоритм не может подменить отсутствующую обратную связь и мозги, не зашоренные алгоритмом.

Ни одно доказательство не имеет отношения к жизни, все это - математическое блудословие, о чём вам Болдачёв указывал как-то.

Аватар пользователя axby1

Ни одно доказательство не имеет отношения к жизни,

  Извините, Леонид, но Вы бредите. В дискуссиях с Вами я уже наверное не один десяток раз говорил Вам ровно то же самое - то есть фактически Вы пытаетесь спорить о том, в чём полностью со мной согласны. Отсюда просьба : перед тем как что-то мне писать, приведите пожалуйста в порядок собственные мысли. Я могу конечно Вам в этом в очередной раз посодействовать, но предпочёл бы чтобы Вы сами могли отличать по контексту теоретическую часть науки от прикладной. Иначе так и будете нести этот бред (а главное крутить его у себя в голове) - о вреде информационных технологий, подменяющих нам реальность, научной недобросовестности программистов, обманывающих человечество жонглированием отвлечёнными от жизни абстракциями, ну и прочие перлы выдавать один другого краше. Просто запомните, что ни одна абстракция по определению не может быть дана в опыте, и тогда нам не придётся на каждом шагу спотыкаться из-за того что Вы постоянно путаетесь в вопросах, сложность ответов на которые не превышает уровень школьной программы.

о чём вам Болдачёв указывал как-то.

  Ещё и на Болдачёва сослались, который надёжно зарекомендовал себя в моих глазах как человек полуграмотный. Нашли с кого пример брать - он тоже полюбляет раздувать проблему из тех вопросов в которых у нас прослеживается полное единомыслие, и не замечать за собой таких ошибок, которые не каждый школьник умудриться допускать в своих суждениях.

Аватар пользователя Фристайл

Иначе так и будете нести этот бред

Дмитрий, вы забавны мне своей своеобычностью. Просить вас привести пример хоть чего-то доказанного об объективной реальности я не буду. Много раз предпринимал такие попытки, чего ж в 31 раз убеждаться, что вы это вы сделать не в состоянии!?

ни одна абстракция по определению не может быть дана в опыте

Используя вашу терминологию и ваш менторский тон, сообщаю, в реальности всё намного богаче любой вашей абстракции, а любая ваша абстракция - персонально ваш бред. Запомните это! И сколько бы в горячечном бреду ни пытались что-то во что-то преобразовать, уясните, вы преобразуете один бред в другой, доказываете один бред другим. Вы нашатырь почаще нюхайте, авось и сможете отличать свой полубред в момент его вдыхания от вашего обычного состояния полного бреда.

Аватар пользователя axby1

Просить вас привести пример хоть чего-то доказанного об объективной реальности я не буду. Много раз предпринимал такие попытки, чего ж в 31 раз убеждаться, что вы это вы сделать не в состоянии!?

  Дык а я о чём  - вместо того чтобы один раз запомнить мой ответ на столь интересующий Вас вопрос ("не могу потому что полностью с Вами согласен в том что такого примера в природе не существует"), Вы тридцать раз мне его задаёте, полностью игнорируя мой исчерпывающий и недвусмысленный на него ответ. Мне, соответственно, остаётся лишь в очередной предложить Вам не этого делать, апеллируя к тому что задавать его не было смысла даже во 2-й раз, не то что в 31-й.

Используя вашу терминологию и ваш менторский тон,

  То есть Вы приписываете мне неадекватности собственного восприятия, хотя в действительности я не более чем стремлюсь отвечать на Ваши вопросы исчерпывающе. Не помню такого случая, чтобы Ваши возражения на мои посты нельзя было свести к утверждению "не согласен с мнением которое полностью разделяю". Я конечно не исключаю такого варианта, что в чём-то мы можем расходиться во взглядах, просто Вы ещё не дали повода для предположения о том, что такие расхождения у нас имеют место быть. Если Вы испытываете такую настойчивую потребность спорить со мной о том в чём мы сходимся во мнениях, то даже мой "менторский тон" не поможет Вас убедить в бессмысленности этого занятия.

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Если Ваша цель что-то выяснить конструктивное из  отношений логики и математики, То отойдите подальше.структура доказательства везде одинакова. НО в математике СВЯЗЬ с действительностью редко берется во внимание , и вот это то и ключевой момент. Математики не системники и не рассматривают свои построения в системном ключе. Возьмите любое производство в нем можно найти многие процессы и описать их разными математическими ракурсами, И МОЖНО АЛГОРИТМОМ ПРОГРАММОЙ. Не рассматривайте математические спецификации, направления не держа главный вопрос  как это связано с действительностью, фантазийная ли это тема , это если вы истинно хотите ФИЛОСОФСКИ подойти к математике и еще важный вопрос Как , почему вдруг некоторые математические построения могут описывать процессы в природе , как истинный следователь-исследователь -вы и найдете ответ, потому что в основе природы лежит метапрограмма. и язык математики от людей иногда описывает ее ЯЗЫК, ее математические функции  и пока  непоследовательно...

Аватар пользователя axby1

Если Ваша цель что-то выяснить конструктивное из  отношений логики и математики, То отойдите подальше.

  Нет, моя цель состоит в идентификации наиболее распространённых ошибок, которые ввиду своей тривиальности исключают возможность получения результатов совместного взаимодействие философов. Более конструктивной деятельности в этом направлении Вы на сегодняшний день предложить не сможете.

структура доказательства везде одинакова.

  Да, и это лишь одна из тех тривиальных мыслей, непонимание которых приводит в дискуссиях к пустым растратам интеллектуальных ресурсов.

НО в математике СВЯЗЬ с действительностью редко берется во внимание , и вот это то и ключевой момент.

  Я не найду к чему в Вашем утверждении придраться, если "редко" Вы замените на "не".

Математики не системники и не рассматривают свои построения в системном ключе. Возьмите любое производство в нем можно найти многие процессы и описать их разными математическими ракурсами, И МОЖНО АЛГОРИТМОМ ПРОГРАММОЙ.

  В контексте этой темы существенно то, что алгоритм в отличии от текста доказательства не содержит рассуждений, предназначенных для истинностных оценок. Проведение этого различения нивелирует разницу между тем что Вы назвали "математическим описанием" и "алгоритмом программы". Одно дело, скажем, дать определение квадратному уравнению и доказать теорему Виета, и совсем другое воспользоваться полученными результатами (не самим текстом доказательства) для отыскания корней конкретного уравнения по уже готовому алгоритму. Здесь, на ФШ, в дискуссиях мне постоянно приходится сталкиваться с тем что собеседник неспособен отличить текст доказательства как совокупность рассуждений от его результатов - той формулы, которая используется для получения других результатов путём выполнения алгоритма действий. Хорошо если Вы эти вещи различаете, но как правило эта принципиальная разница игнорируется, из-за чего дискуссия имеет свойство превращаться в бардак.

Как , почему вдруг некоторые математические построения могут описывать процессы в природе , как истинный следователь-исследователь -вы и найдете ответ, потому что в основе природы лежит метапрограмма.

  Согласен, куда ж без неё. Причём тексту этой программы ничего не мешает быть вполне компактным и определимым рациональными средствами, но в то же время вычисление этой мета-надстройки может быть весьма нетривиальной задачей и требовать довольно значительных временных затрат на приобретение и развитие научных знаний.

и язык математики от людей иногда описывает ее ЯЗЫК, ее математические функции  и пока  непоследовательно...

  Если не пренебрегать критерием оценки "хорошего стиля программирования миров", то эта метапрограмма должна оптимальным образом совмещать в себе компактность с трудновычислимостью.

Аватар пользователя axby1

  Вот, скажем, пример иносказания, который в доказательствах теорем вполне привычен и давно уже никого не удивляет :

Школьник старших классов знает (точнее - должен знать), что ...

  Мысленно участвуя в эстафете передаче истинности человек в этом месте доказательства должен подтвердить - "да, действительно, школьник знает, а точнее должен знать, что...". Компьютер этого не поймёт - для этого ему нужна информация о конкретном школьнике, его оценки по математике, анкетные данные с его ответами на конкретные вопросы, которые он бы мог сверить с правильными ответами чтобы вернуть в данном случае "true". Можно конечно убрать оттуда школьника и заменить этот фрагмент рассуждений словосочетанием "как известно, ...", можно вообще считать избыточной информацию до троеточия - от необходимости подтверждения той мысли которую следует подставить вместо троеточия это не избавит. Как компьютер может это подтвердить ? :

простым называется всякое такое натуральное число, которое, во-первых, больше единицы и, во-вторых, делится только на единицу и на само себя... Так что числа 7, 11 и 13 - простые.

  Да никак - это может только сделать за него человек, написав соответствующую функцию. Сам компьютер "не догадается" её сгенерировать для подтверждения успешной передачи истинности в данном месте доказательства. Сделать это можно только поняв смысл словосочетания "простое число", после чего передать компьютеру не сам этот смысл, а составленный на основании его понимания алгоритм действий, над которыми уже думать не надо. Поэтому когда перед человеком встанет другая задача - скажем "объяснить" компьютеру что значит "простая пара чисел", сумма квадратов которых даёт квадрат третьего натурального числа, то придётся "объяснять" всё по новой, поскольку "собственный смысл простоты" в случае с алгоритмом идентификации простого числа будет утерян - то есть компьютер не может без помощи человека подставить его в граничные условия "соотношения сторон прямоугольного треугольника".

  Проще говоря, выполнение алгоритма в отличии от процедуры установления истинности не может давать в качестве результата нового понимания, а только лишь реализовать уже существующее. Как следствие, алгоритмическая вычислимость чего угодно не может служить подтверждением истинности чего бы то ни было. Только наоборот - следовать из уже установленных путём логических рассуждений фактов.

Аватар пользователя axby1

  Вынесу сюда пару доказательств математических теорем, которые я приводил в одном из обсуждений. Поскольку примеры является классическими, мне уже неоднократно приходилось их копипастить по разным поводам, поэтому из соображений экономии места вынесу их в отдельный пост  :

  Итак, теорема №1 : выбор есть.

  Доказательство этого утверждения является пожалуй наиболее тривиальным случаем установления истинности философского утверждения на основании критерия целесообразности. Аксиома №1 гласит о том, что у нас нет принципиальной возможности узнать "как оно там на самом деле", однако ничего не мешает нам перечислить все два принципиальных варианта этого "самого дела", обеспечивающих полноту наших представлений - так что мы можем быть уверены в том, что ничего не упустили из внимания :

  • на самом деле выбора нет
  • на самом деле выбор есть

  Теперь всё что остаётся сделать - так это применить критерий целесообразности к обоим случаям и определить какое из решений будет в каждом из них правильным : "истинно то, что выбора нет" или "истинно то, что выбор есть". В первом случае это не имеет значения - ну хотя бы потому, что по условию мы лишены возможности принимать решения, следовательно ошибка интерпретации, возникающая ввиду несоответствия полагаемого истинным утверждения тому "делу" которое "самое" (то есть ввиду несоответствия гипотезы "выбор есть" представлению об объективном его отсутствии), ровным счётом ни на что не повлияет. Во втором же случае эта ошибка будет принципиальной, поскольку принимая гипотезу "выбора нет" при объективном его наличии, мы теряем те преимущества, которые нам даёт возможность выбирать, и таким образом с необходимостью приходим к противоречию с целесообразностью принятия такого решения. Если Вы обратили внимание, Александр Владимирович возразил мне на это примером какой-то там восточной философии, адепты которой ставят перед собой обратную задачу - избавиться от необходимости совершения выбора, чтобы плыть себе спокойненько по течению жизни и не обременять себя всей этой жизненной суетой. Но если быть последовательным в суждениях, то именно возможность выбирать позволяет им принять решение встать на этот путь, и я думаю было бы слишком утрированным буквальное понимание того результата, которого адепты этой философии стремятся достичь в конце своего пути - дескать они только и мечтают о том, чтобы "превратиться в плывущие по течению брёвна". Можно дать строгое обоснование некорректности подобной интерпретации, осуществив синтез тезисно-антитезисной пары { выбора нет >|< выбор есть } и получив в результате такую возможность, которую не содержит ни тезис ни антитезис по отдельности, а именно - "выбор отказаться от выбора". Таким образом, теорема доказана для общего случая. Строгая её формулировка должна выглядеть следующим образом : "не бывает такого, чтобы принятие гипотезы об отсутствии выбора могло оказаться в жизни чем-то полезным", но поскольку с точки зрения практического применения сокращённый вариант ничем не отличается от развёрнутого, то применяя к этой формулировке критерий целесообразности из соображений экономии словесных затрат оставляем её в том виде, в каком она фигурирует вначале.

...

  Можно привести пример философского утверждения, истинность которого устанавливается в процессе рассуждений : "детерминизм отрицает науку". Доказать его можно следующим образом : детерминированность событий превращает любую научную деятельность в имитацию оной - подобно тому как заранее отрепетированная и записанная на кассету "Санта Барбара" не является жизнью, а лишь её имитацией. Можно расписать это доказательство подробнее, уточнив что активность материи - это одно, а активность человека (тем более занимающегося научной деятельностью) - это совсем другое, и это "совсем другое" называется "выбором", поэтому активность человека в отличии от активности материи называется "деятельностью", и если этой деятельности нет, а есть лишь одна её имитация, то уж научной она точно никак быть не может. Таким образом приходим к абсурду - то есть нарушению семантики понятия "научная деятельность", ведь как минимум в контекст научной методологии должен быть включён метод проб и ошибок, который детерминизм начисто исключает из списка возможностей. Доказательство этой теоремы не раскрывает каких-то там особых "тайн мироздания" (это-то как раз является прерогативой науки), однако может способствовать конструктивности философских дискуссий, внося в их предмет большую определённость. Есть и другие теоремы того же порядка сложности и аналогичным способом применения.
  Таким образом, на основании приведённых рассуждений я могу утверждать что "знаю точно о том, что каким бы ни был мир и какими бы ни были его законы - для того чтобы в нём была возможна какая-то научная деятельность, происходящие в нём события не должны быть детерминированы физическими законами". Науке об этом знать не нужно, даже вредно, поскольку для успешной научной деятельности необходимо исходить из противоположной посылки. А вот если мы захотим сделать предметом рассмотрения науку как целое, то очевидно что для этого нам понадобится философия, способная предоставить точные о ней суждения - скажем те же критерии научности.

  Обратите внимание на принципиальное различие между критериями, на основании которых эти теоремы доказываются : если в первом случае критерием истинности выступала целесообразность, то во втором то противоречие, к которому мы приходим по итогу рассуждений, возникает из-за нарушения семантического соответствия.