Спасибо, Виктор, за интересные диалоги, которые открывают широкий простор для философских бесед.
Для определённости в комментариях к диалогам будем называть "Гуру" того собеседника, который задаёт направление разговора и определяет форму логических рассуждений.
***
1. Комментируемый диалог начинается с обыкновенных суждений о видимых проявлениях жизни конкретного человека и её невидимом, непонятном для него смысле этой жизни.
Попытка дать научное определение жизни из её видимых проявлений и его логическое обсуждение приводит собеседников к парадоксальным выводам, что лужа на дороге живая.
* Очевидно, что почти все люди будут не согласны с утверждением о живой луже на дороге.
2. После разговора об определении видимых проявлений жизни Гуру резко изменяет направление темы беседы и переходит к обсуждению абстрактного логического начала всего. Вот цитата: "Представь себе ситуацию, когда не было ничего.
- Вообще ничего?
- Вообще!
- Даже и бога?
- Но если не было даже и бога, откуда же все появилось?!
- Из ничего. Потому что когда нет ничего, то нет и запретов на то, чтоб что-нибудь появилось! Нет побуждающего или запрещающего начала – хочешь появляйся, хочешь нет! Если ничто никогда не появится, обсуждать будет нечего и некому.
А мы точно знаем, что это не так!".
- Проведём анализ этой цитаты начиная с последнего философского утверждения" А мы точно знаем, что это не так!". Действительно, если мы точно знаем, то это очевидно, а еще Э. Гуссерль писал, что в философии очевидность является принципом всех принципов.
3. Цитата начинается с фантастического предложения Гуру: "Представь себе ситуацию, когда не было ничего ".В самом деле, представить можно только уже видимое как образ или умозрительное понятие, как что-то определённое. А вот, "когда не было ничего " существует во времени судя по слову "когда", но "не было ничего" отрицает существование чего-либо, а значит и времени. Однако в этой фразе есть определённость, которая обозначена словом "ничего" как отрицание чего-либо конкретного, но существующего.Каждое отрицание предполагает существование вне его чего-то другого существующего вместе с ним. Невозможно отрицать несуществующее, небывшее. Поэтому, говоря "ничего" как минимум подразумевается существование абстрактного понятия и самого этого слова среди существующих понятий и слов говорящего человека., по аналогии, как в суждении: "тут не было ничего, а теперь построили дом".
Надо различать интенциональность наших понятий и действительное существование вещей вне наших понятий. Интенциональность сознания человека является модусом существования в смысле, который определён в работах Гуссерля.
Однако, Гуру предлагает представить другое "ничего", ничего вне бытия, как отрицание самого бытия. Но, прав был Парменид когда утверждал, что небытия нет!
* Нет, Гуру, не соблазнишь, не заманишь философа заглянуть в бессмысленный, безысходный и безнадёжный мрак бездны небытия, философа который в своих представлениях стремится к свету смысла в действительной жизни.
4. Далее диалог переходит к обсуждению первого начала: " - Но если не было даже и бога, откуда же все появилось?!
- Из ничего. Потому что когда нет ничего, то нет и запретов на то, чтоб что-нибудь появилось! Нет побуждающего или запрещающего начала – хочешь появляйся, хочешь нет!"
- В тотальном отсутствии всего нет и желаний нет "хочу"и "не хочу", нет того, кто может хотеть, желать, нет даже потенции к явлению, нет и возможности начала, потому, что нет и самой возможности!
Однако, вопрос о первом начале является одним из важнейших философских вопросов в осмыслении человеком своей жизни. Причем, начало является как тайна. Подробнее см работу "Метафизический этюд "Тайна" в моём блоге на стр. 4.
Метафизические утверждения о первом начале в философии основаны на конкретной религиозной вере, которую иногда человек не осознает как веру. Например, материалистическая вера в безначальную, бессмысленно существующую в бесконечных пространстве и времени материю снимает вопрос о первом начале. А вот христианская религия утверждает существование начала осмысленного единого бытия.
Все основательные философские рассуждения о первом начале, как и другие метафизические утверждения предполагают ясное и четкое осознание философом своей веры, как очевидное начало, обосновывающе его философию.
* Даже в обыденном мышлении очевидно, что из ничего ничего не возникает.