КАНТ: "У всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика".
..." Разум есть способность, дающая нам принципы априорного знания".
..." зрелая способность суждения нашего века... требует от разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий - за самопознание и учредил бы суд, который подтвердил бы справедливые требования разума... Такой суд есть не что иное, как критика самого чистого разума... т.е. критика способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от всякого опыта...".
Всё исследование У Канта вертится вокруг этого "независимо от всякого опыта", кажимого священным.
Но, пролил ли Кант , опираясь на сие "священное", свет истины(в каком-то смысле) на понимание "априори" или скорее сотворил из него себе кумира в виде идола чистоты, отрешённого мыслью от всякой грязи?
А что если глубинной сущностью всякой грязи окажется мудрость? Значит долой мудрость!?
Мол, что нам какая-то сущность, когда есть явление, которое можно очистить до "априори".
Мы видим, что Кант говорит о явлении : " непосредственный предмет эмпирического созерцания называется явлением". А про сущность почему-то молчит.
Сие молчание - знак ли это согласия или скорее это знак непонимания Кантом того, что если очистить сущность до априори, то образуются иные формы созерцания - квантованные, такие, которые будут иметь самое непосредственное(или опосредствованное) отношение к опыту, т.е. как бы загрязнённые опытом мудрым образом( = опыт интуиций).
О квантах(квантовой физике) заговорили позже, поэтому ни Кант, ни Юм о возможности опыта квантоваться( и переходить из одного состояния в другое) - ни слова.
Отсюда и выходило лишь разделение по разным сторонам опыта и "априори", а соответственно и разделения самого "суда" над метафизикой Кантом и Юмом.
Д.Юм подвёрг метафизику нападкам со стороны опыта, не пролив света понимания опыта в отношении его квантования, т.е. его развития(диалектики).
Но со слов Канта, Юм " выбил искру, от которой можно было зажечь огонь", но не в отношении опыта, а в отношении тех знаний, которые есть будто бы без всякого опыта - "априорных знаний". Кант приступил к дедукции понятий, которые не выведены из опыта, как этого опасался Юм(основываясь на опыте), а возникли из чистого рассудка.
Эта дедукция выводимости понятий причинности не из опыта, Юму казалась невозможной, хотя он, со слов Канта, и ожидал ответа на происхождение понятия причинности, которое бы не ограничивалось одними предметами опыта применением.
Возникает вопрос, можно ли , ограничившись одними явлениями, без привлечения сущности, не сотворить разрыва между "знаниями априори" и опытом? Если нельзя не сотворить разрыва, то сей разрыв окажет иное влияние на понимание способности познавать что-либо, влияние, ввергающее исследование, итогом которого могут оказаться не независимые(= истинные) "априорные знания", а вполне зависимые от субьекта, что и может означать "сотворение себе кумира" из понимания "априори". Ведь явление, оторванное от сущности, способно ограничить понимание "априори" сферой мнимой/воображаемой, причём такой, которая может оторваться от реальности("потерять почву под ногами"), увести в сторону мнимых спекуляций, дающих кажимость "априори" без всякого опыта. И эту кажимость приходится принимать за действительность.
Ведь все мы знаем, по своему жизненному опыту, какой может быть "суд", "судьи" выносящие вердикт(" а судьи кто?").
На нет истины и суда истинного нет.
Состоит ли полнота "априори" лишь из "чистого" или и из "грязного" его понимания тоже?
Затерялось где-то априори,
Что подобно апостериори.
О грязном априори тут
Прольем мы света хоть чуть-чуть.
В каком-то смысле Кант герой
Тут будет, зрячий иль слепой.
Весна! Оттепель. Грязь.
Из грязи какой-то Князь
Выходит каким-то роком,
Взирая на Канта оком
Какого-то априори
Схожего с апостериори.
Запутать, видать, он хочет
Философскую братию очень.
Зачем, к чему - непонятно,
Хотя, может в чём-то занятно
Смешивать априори с грязью
Какой-то запачканной связью.
Увязывать грязь с чистотою
Мнимых и истин интенций -
Занятие тех, кто достоин
Каких-то иных референций,
Что опыт квантованный могут
Приладить суть к логики слогу.
Разве может такое быть, чтобы "априори" понималось в ином, запачканном апостериори значении? Ведь тут "пахнет" противоречием, от которого стараются очиститься напрочь.
Очищаются обычно от всякой грязи, имеющей сухой или мокрый вид.
Очищался ли Кант от грязи или просто принял чистое как должное в отношении "априори"?
ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ.
Во времена Канта танков ещё не было, но грязь была всегда. Если бы не было грязи, то и незачем было бы очищаться. А значит грязное как-то связано с чистым - без грязного само понятие чистого было бы похоже на плод воображения, вкусить который мог и Кант, не заморачиваясь существенно о неком противоположении чистого и грязного, противоположении, которое может повлиять на понимание "априори" иным образом.
Но Кант, кажется ничего не говорит об "грязном априори"(не чистом), выступая с аналитических позиций. Тогда как ,например, "Аналитика" Аристотеля говорит о силлогизме как о совершенном, так и о несовершенном. Сие несовершенное можно представить как нечистое, загрязнённое опытом(апостериори).
Т.о. "грязное априори" должно быть каим-то образом обращённым к опыту, т.е. тому опыту, с которого Кант начинает своё введение, говоря :
" Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта, в самом деле, чем же пробуждалась к деятельности познавательная способность, если не предметами которые действуют на наши чувства... следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта".
А вот дальше Кант, говоря, что познание не целиком происходит из опыта, каким-то скачком переносит к той части познания, которую он относит к собственности субьекта, которая уже видится лишь независимой от опыта(предмета).
Видимо Канту трудно понять имеющуюся связь беспредметного опыта с опредмеченным.
Поэтому кант пускается в исследование лишь вопроса: "существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание? такие знания называются априорными".
Т.о. постулируется некий разрыв "априори" с опытом.
Кант: " В дальнейшем исследовании мы будем называть априорные знания, безусловно независимые от всякого опыта, а не независимые от того или иного опыта".... "в свою очередь, из априорных знаний чистыми называются те знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое".
Т.е. происходит разделение "априори" как чистого в отношении Разума и рассудка, при котором опыт понимается лишь ограниченным условной всеобщностью, вне дедукции.
Следствием этого ограничения опыта получается, что "если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение".
Но не только в суждениях, а и в понятия обнаруживается подобное "априори", чем оказываются "пространство и время".
Но эти чистые априори относятся ещё лишь к чувственному воспринимаемому миру(миру воздушного пространства/времени), выходя за который(трансцедируя) Кант обращает внимание на априорные знания нашего Разума(к науке метафизики) - вотчину безвоздушного пространства/времени, расширяющие наши знания априори.
Как пишет Кант:
"Страсть к расширению знания, увлечённая таким доказательством могущества разума, не признаёт никаких границ. Рассекая в свободном полёте воздух и чувствуя его противодействие, лёгкий голубь мог бы вообразить, что в безвоздушном пространстве ему было бы гораздо удобнее летать".
Такова уж судьба разума, - говорит Кант, что сначала он страстью пускается в спекуляцию и только потом начинает исследовать основания, хорошо или плохо они заложены.
Кант находит двоякое отношение субьекта к предикату в суждениях, т.о. деля их на аналитические(поясняющие) и синтетические(расширяющие).
Но, в связи упущения понимания "грязных априори", у канта получается, что, если "все эмпирические суждения как таковые синтетические", то "априорные синтетические суждения совершенно лишены этого вспомогательного средства"(т.е. опыта).
Т.е. неизвестным(Х), на которое опирается рассудок, когда он полагает, что нашёл вне понятия А(субьекта) чуждый ему, но тем не менее связанный с ним предикат В, - не может быть опыт.
Т.о умаляя значение опыта, образуется разрыв априорного и апостериорного знания, разрыв, делающий неизвестное(Х) синтетических априори лишь мнимым, воображаемым, которое может известным образом никак не соотноситься с реальностью(мало ли чего в своей голове навоображаешь, а потом расхлёбывай, когда до дела дойдёт).
Т.о. понимание самого пространства и времени лишается их независимости - они оказываются лишь зависимыми формами субьекта, что естественно даёт "вольную почву" для представителей(апологетов) "солипсирующего идеализма", трактующих сознание как лишь некую только приватность, без какого-либо выхода связующего с реальностью. А раз нет выхода, то всё воспринимаемое переворачивают "с ног на голову", т.е. воображают(воображаемое лишь в их голове, не касается того, что есть на самом деле), что субьекты сами конструируют миры, стоит им только захотеть(ХОЧУ без какого-либо МОГУ). Типа, хочу мороженое, хочу пирожное, к чему тут работать, - всё по потребностям(коммунизм,блин!?).
НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА!
НАД МИРОМ ВЛАСТВУЕТ КУМИР(ИДОЛ,СИМУЛЯКР) - литое субьекта, вроде "литого тельца"(по библии).
....
Комментарии
Строго говоря, Геннадий, в буквальном смысле, не существует знаний, которые бы вытекали из опыта! Знания извлекаются или преумножаются из описания опыта, т.е. все знания в данном контексте Канта априорные знания. Не понятно, о каком кумире вы говорите?
Зря Геннадий на Канта "бочку катит".
Вот что Иван Ильин пишет о Канте:
И ведь действительно, "Критика чистого разума" ограничивает сферу возможного знания - опытом: все, что вне опыта - "вещи в себе", признается непознаваемыми. Другой вопрос - это понимание Кантом самой сущности опытного знания. И здесь к нему большие претензии со стороны русской философской мысли:
В.Ф. Эрн. "От Канта к Круппу"
http://az.lib.ru/e/ern_w_f/text_1914_o_kanta_k_kruppu.shtml
Whale
Я и говорю, что есть явление, Кант назвал, а вот в отношении сущности почему-то нет. Может где-то в других местах и назвал, не припомню, не так хорошо знаю "Критику...".
...
Владимир Р.
Неужели? У вас что, знание есть только нечто абстрагированное, никак не относящееся к конкретике предмета? Интересно, что бы вы описывали если в опыте не было бы знаний, наверное свои вымыслы, которыми бы и питались. Или не так?
О таком, в одном случае, что есть "звезда", а есть "зазвездиться", которое можно отнести как к себе, так и к тому, кому поклоняешься, а в другом - кумир это некий "квантовый мир", который мы, не познав обьективно, рискуем сотворить себе кумира, в своём воображении, что и происходит "сплошь и рядом", когда результаты наблюдения оказываются лишь зависимыми от наблюдателя( а "независимый наблюдатель" исключается - "сказ про исключённого третьего"(одна из моих тем)).
...
Ужели-ужели и ещё как, Геннадий! Понимаю, в моих словах вы видите скорее дикость, чем здравомыслие! В свою очередь, вы не видите пустых заявлений в своих суждениях. Не верите? Пожалуйста! Вот ваше пустое заявление, которое вы не сможете подкрепить ни чем тем, что вами декларируется!
Прошу вас, Геннадий, приведите пример такого знания, которое содержалось бы непосредственно в опыте!? Надеюсь, вам вопрос понятен? Не описание знания в процессе постановки и проведения опыта, а пример такого знания, которое бы содержалось непосредственно в опыте, в физическом процессе, в развивающихся явлениях и т.д? Прошу? (И не надо думать, что я придираюсь к словам. Иногда надо и развенчивать расхожие глупости насчёт знаний в опыте и знаний, происходящих из чувств, Геннадий! Нет таких знаний. Все знания, исключительно все происходят от слова и только через звуковое слово.)
Понятно...
Ну, партийная философская школа в вас слышится, однако что это за "сказ про исключённого третьего"? О чём это?
Владимиру Р
Надо же,... оказывается только через слово происходят знания, а я то, "грешным делом", думал, что происходят из некоего диапазона слова и дела.
Не знаю, где вы углядели "партийную филосфскую школу", и вообще, причём тут какая-то "партийная школа"? Видать она вам покоя не даёт. Я же не состоял и никак не причастен ни к какой "партийной школе", насколько я помню свою жизнь, а также свою мыслительную подноготную.
Извините, но мне это не интересно. "партийные школы" с другими обсуждайте пожалуйста.
....про "сключение" же...
http://philosophystorm.ru/gennadii_makeev/3815
...
Вот, Геннадий, формулировки ваши стали мягче и расплывчатее. Что радует! Есть ещё, конечно, момент сопротивления и не доверия, но не хочется отнимать у вас прекрасных помыслов и надежд, связанных с ратными делами!
Как говорил Фрунзик Мкртчан: "Обиделся" Геннадий!
Ну как же!? Вот ваше суждение: "когда результаты наблюдения оказываются лишь зависимыми от наблюдателя( а "независимый наблюдатель" исключается)"
А вот "партийное": "...данное нам в ощущениях и существует не зависимо от них!"
Или я тут, Геннадий, всё напутал?
Ну вы,Владимир, и схимичили... "обьективное" напрочь увязали(прилепили) с "партийным". Независимо от того, как используют слово "обьективное" "партийцы", оно, как и "субьективное" использовалось исторически на протяжении развития филоофии. Уж точно, видать "партийное" у вас затмило всё - как услышите "обьективное"(или "независимое"), то сразу в крик - "партийное!" , и никак иначе.
А то, что вам видится расплывчатым в отношении слова и дела, то это всего лишь следствие вашей ограниченности словом.
Возьмите примером любой "навык" и получите "знающий опыт" в его разнообразии творческого смысло-значения.
А словом только, вы лишь в солипсизм заведете, типа, "что вижу, то и пою", "что говорю,то и есть" и.т.п.
....
Геннадий, вы ошибаетесь... Вы хоть и оппонируете солипсистам браво и как вам кажется резво. На самом деле, у вас это происходит с нарушением логических связей. По сути, у вас нет правильных и грамотных аргументов против всёпожирающего субъективизма! А у меня есть! Смекаете в чём?
Итак, Кант, никак не называя,что такое "сущность", вынужден исключать её из своего понимания "созерцающего априори",говоря:
" Отделим от эмпирического созерцания всё, что принадлежит к ощущению, так чтобы осталось только чистое созерцание и одна лишь форма явлений, единственное, что может быть нам дано чувственностью априори. При этом исследовании обнаружится, что существуют две чистые формы чувственного созерцания как принципы априорного знания, а именно пространство и время..."
Кант задаётся вопросом: " Что же такое пространство и время?"
Т.е. действительные ли они сущности или суть только формы нашего созерцания?
Но, исключив сущность, Канту остаётся только исследовать их в отношении явления - как лишь то, что лежит в основе явления.
Кант : " Пространство следует рассматривать как условие возможности явлений, а не как зависящее от них определение; оно есть априорное представление, необходимым образом лежащее в основе внешних явлений... пространство есть... чистое созерцание".
Ну а кто же созерцает, если не субьект. Отсюда, очень трудно от солипсизма отрешиться, для которого вполне естественно, что всё от него зависит, а значит и пространство и время тоже, как их не трансцендируй.
Т.о. , без понимания их сущности, они оказываются лишь напрочь зависимыми от того, кто созерцает. И получается, если созерцаешь , то есть пространство, а не созерцаешь, то его и нет вовсе. Чудеса, да и только!
....
Что, Геннадий попались!? В собственный капкан и угодили!? А я вас предупреждал, что неправильно вы с Кантом действительность "отражаете"!
Но что это за зависимость такая - не воображающих ли способностей созерцать? Ведь в воображении мы можем, даже во тьме, созерцать себе обьекты как находящиеся в неком пространстве и времени. Сие воображение как раз и зависит от нас - мы можем навоображать всё, что вздумается, например, что мы ходим по стенам, по потолку и.т.п., но в реальности, на опыте, мы убеждаемся, что мы этого сделать не можем, как не можем видеть цвета обьектов во тьме(нужен свет).
Значит воображение может разделяться с реальностью, а соответственно, и цвета относящиеся к воображению вполне могут разделяться с цветами обьектов реальности, т.е. зависеть от субьекта, воображающего в своём созерцании некие "идеальные обьекты", а также "идеальное пространство и время", относимые лишь к мнимому(воображаемому) аспекту их рассмотрения.
Отсюда, понятно почему Кант заострил внимание только на явлении, следствием которого оказалась лишь мнимая идеальность пространства в отношении "априори".
КАНТ: " трансцендентальное понятие явлений в пространстве есть критическое напоминание о том, что вообще ничто созерцаемое в пространстве не есть вещь в себе и что пространство не есть форма вещей, свойственная им самим по себе, а что предметы сами по себе отнюдь не известны нам..."
Конечно же будут неизвестны если не познавать их сущность, а ограничиться лишь явленной чувственностью к которой примешивается воображение не имеющее связи с реальностью.
...
Геннадий, объекты созерцания во сне и наяву - это однородные явления. В том смысле, что процесс созерцания необходимо протекает на основе внутренней речи, бодрствуете вы или спите. И мне представляется, что познавая, мы вычленяем, выделяем предметы, их связи и свойства, то и это не случайно перекликается с членораздельной речью! Нет, не понятно!?
Владимир Р
Как это, "вычленяем, выделяем"? - вырываем с корнем что-ли из чего-то, из "вещи в себе", не оставляя у ней никаких связей и свойств - ни сущности ни явления.
Ну, всё же, чем-то наверное отличается процесс созерцания в аспектах бодрствования и сна, нельзя всё сваливать на "внутреннюю речь", и для "внешней речи" необходимо что-то оставить.
Ну, ладно! Не надо ничего вырывать! А выделять и отделять "землю от неба" надо!
Ирония уместна, но сомнительна! Поскольку прямая речь легко и во сне возможна? Пока не знаю, Геннадий, как будем выпутываться из этой каши. Может быть вы знаете?
Может быть и знаю. Но это не так просто понять(удивляться перестал народ).
Если вы говорите, что "прямая речь легко и во сне возможна?" Т.е. ставите знак вопроса по поводу "прямой речи". Но что же будет, если и "обратную речь" добавить, которая и создаёт "референциальные связи", которые современной философией исключаются, тем самым создавая некий разрыв между означающим и означаемым. Сей разрыв как раз и загоняет понимание "априори" лишь в мнимую(воображаемую) сферу, где достаточно только означающего.
...
Прямая речь под вопросом потому, что во сне мы её воспринимаем от "говорящих адресантов" именно как прямую речь! На деле понятно, что подобная "прямая речь" - это результат работы подсознания! И если повседневная прямая речь протекает в воздушной среде, то во сне "прямая речь" звучит уже в жировой среде серого вещества головного мозга, ровно так же как и собственная внутренняя речь! Здесь всё так, Геннадий, или будут поправки, замечания? Если всё так, то скорость звучания внутренней речи в пять раз выше прямой речи, что позволяет адресату (слушающему) обрабатывать мысли говорящего адресанта в широком спектре ассоциаций и понятийных форм мышления! Важно здесь то, что физические свойства мышления, сознания и сна имеют одну и ту же акустическую природу! Согласны?
Мы, надеюсь, стараемся говорить предметно! (Что там себе думают премудрые современники от философии не важно). Поясните, как вы понимаете разрыв (или отсутствие такового) между означающим и означаемым! Опишите подробно простыми словами, без тарабарщины эту ситуацию?
Владимир, я ошибаться рад, если сии ошибки меня не загоняют в "правильность" формально-логических рассуждений - грамотность сию держите при себе. А диалектика и даёт кажимость неправильности для тех, кто ограничен лишь "фл".
Из таких условностей - ничего путного не следует:
без вразумительного определения "что есть разум" -
получится как и всегда одно только пустозвонство...
эфромсо, к "вразумительному определению" надо ещё прийти через размышления об априорных знаниях, вот Кант и учредил суд по своему, как мог понимать что есть "независимо от всякого опыта" - независимый ли это опыт априори или вообще без всякого опыта.
http://philosophystorm.ru/opyt-v-predstavlenii-diletanta
эфромсо, кроме "бессознательной" части функции живого организма , имеется и "сознательная" часть, для которой требуется как конкретный, так и абстрактный опыт(на одной лишь конкретике "далеко не уедешь"))
...
Не всё то, чему нет рассудочных объяснений - абстрактно (то есть - безосновательно).
Опыт человеков ограничен возможностями чувственного восприятия их организмов, а содержимое суждений разума, противопоставляющего себя всему - не ограничено ничем, но памятуя о первичности опыта, противоречивость какового и спровоцировала образование разума - я не придаю значения суждениям, противоречащим моему опыту...