Казалось бы, такой простой и понятный девиз. А задумаешься – и вопросы, вопросы…. М.Хайдеггер об этом высказывании Эпикура пишет так: «Тот факт, что в сравнении с греками мы как раз наоборот переживаем, мыслим и говорим, четко и ясно подтверждается нашим осмыслением известного эпикуровского девиза, который гласит: λάθε βιώσας. Используя "правильный немецкий", мы переводим: "Живи незаметно" (для других). Грек же говорит: "Пребывай сокрытым в том, как ты ведешь свою жизнь". Здесь сокрытость определяет характер присутствия человека среди людей. "Сокрытое" и "несокрытое" – это характер самого сущего, а не особенность восприятия и улавливания».
Меня лично этот эпикуровский девиз интересовал очень давно. И мне тоже казалось, что дело здесь не в том, что жить следует так, чтобы о тебе никто не знал, а в том, чтобы делать вид, что ты «понятен», что ты «такой же, как все». Ибо горький опыт других людей показывал и показывает, что преждевременная раскрытость (если, разумеется, есть что скрывать и раскрывать) ведет к серьезным бедам для раскрывающегося. Как для боксера, оплошно раскрывшегося и получившего разящий удар противника.
Значит, что? – Соглашаемся с трактовкой высказывания Эпикура Хайдеггером? В принципе, согласиться можно было бы, однако, все же какая-то неопределенность присутствует в этом совете: «быть сокрытым в том, как ты ведешь свою жизнь». Ведь жизнь настолько многообразна… И что же из этого многообразия Эпикур посоветовал бы нам скрывать? Не то ли, что противоречит вкусам и интересам большинства какой-то группы людей? Противоречит и раздражает…
Вот, возьмем, например, американскую поговорку «отличаться неприлично». С первого взгляда, кажется, что в ней говорится о том же, о чем говорит и Эпикур в своей максиме. Только, заметьте, говорится это как бы с другой стороны баррикады. Со стороны же эпикурейцев это звучало бы странно. Ведь всё содержание философии Эпикура как раз и направлено на то, чтобы научить каждого из её приверженцев отличаться от подавляющего большинства людей, которые не понимают, что быть счастливым означает – не бояться судьбы, богов и смерти и знать, что благо легко достижимо, а зло легко претерпеваемо?
Или вот, рассмотрим еще один вариант осуществления девиза Эпикура: выделяться и выделяться резко, нарочито и в то же время оставаться скрытным. Думаю, что большинство читателей, в той или иной мере знакомых с философскими произведениями Ф.Ницше, уверено в том, что эпатаж и нигилизм, пронизывающие произведения Ф.Ницше, никак не дают повода считать последнего способным прислушаться к дружескому совету Эпикура.
Но так ли всё здесь просто? Не кроется ли за внешней формой отрицающей философии Ницше его жажда искать и утверждать новые ценности и нового Бога? Именно так, по-моему, оценивает Ницше тот же самый Хайдеггер. И в таком случае «бунтарская» форма произведений Ницше может оказаться всего лишь камуфляжем, а на самом деле он не прочь своеобразно принять девиз Эпикура как руководство к действию? И действие это направлено на то, чтобы сделать незаметным главное в своей философии – незаметным для тех, кто, будучи испорченным религией и ложными ценностями, ищет истину в потустороннем мире?
Иначе как еще можно понять его уверенность в том, что понимающий его читатель находится не здесь, рядом с ним, а где-то в далекой временнόй дали, «на том далеком берегу», к которому на всех парусах плывет «корабль» его философии. Свои мысли Ницше адресует не современному, а будущему человеку (сверхчеловеку). А непонимающим его современным ему читателям он, как ящерица, оставляет лишь нечто извивающееся и бросающееся в глаза? Да, сплошные вопросы!..
Не брал ли пример Фридрих Ницше с любимого своего философа – Гераклита, который тоже буянил и старался принизить роль многих авторитетнейших людей своего и прошлого времени. Но родоначальник диалектики, вроде бы, не потому был для людей «тёмным», что «темнил» умышленно? Просто, по-моему, он не находил слов для выражения своих гениальных мыслей. Правда, Гераклит говорил, что природа любит прятаться, но следовало ли из этого, что в этом мы должны подражать природе?
Или вот: знаменитое стихотворение поэта и философа Бориса Пастернака о том, как некрасиво быть знаменитым. Для меня, например, очевидно, что он хотел перевести на язык поэзии именно философское кредо Эпикура. Удалось ли это ему? И не ницшеанские ли, кстати, мотивы кроются в призыве услышать будущего зов и привлечь к себе любовь пространства? Что это – мантра сверхчеловека, старающегося успокоить себя презрением к прижизненным почестям и к прижизненной хуле ? Или просто философская проповедь?
«Быть знаменитым некрасиво.
Не это поднимает ввысь.
Не надо заводить архивы,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца».
Звучит красиво, я очень люблю это стихотворение, но, вот только не понятно, как это другие пройдут твой путь за пядью пядь, если ты не будешь заводить архивы и над рукописями трястись. По живому следу? Это как? Вот недавно прочитал, как можно пройти, а точнее – пройтись, по следу этого, одного из самых лиричных и философичных поэтов: http://www.proza.ru/2012/08/29/1294 Неужели, действительно, право отличать твое поражение от победы должно быть добровольно отдано другим людям?
В общем, каждый, наверно, волен по-своему (или как лучше выразиться: «по себе», «под себя»?) трактовать девиз Эпикура. Но почему-то мне кажется, что во всех названных мною вариантах его понимания присутствует и нечто общее: эгоистическая обида на современников и (или) страх перед ними и – упование на славу со стороны потомков и на их абсолютное понимание. И, наверно, это нормально для живого человека? Но ведь, как я понимаю, светлому учению Эпикура эгоизм не был свойствен?
Комментарии
Речь возможно идет о двух жизнях внешней и внутренней
Внешняя служит для сокрытия внутренней - при этом внешняя может быть любой
И я бы не связывал гордость и самодемонстрацию с эгоизмом - это скорее глупость
Интересные мысли, Фидель! Надо подумать.
как вы считаете не мог Эпикур быть как то связан внутренней психоделией ?
Наверно, сокрытие внутренней жизни - в той или иной мере и в той или иной форме - удел большинства людей. Яркий пример - жизнь Аркадия Гайдара. Он, как известно, в поисках романтики с подростковых лет участвовал в гражданской войне, но вместо романтики встретил неимоверную жестокость и несправедливость. Причем сам был и несправедлив и жесток, что и привело его впоследствии к тяжелому психическому заболеванию. А вот книги свои о войне, да и о мирной жизни, он написал в сугубо романтическом стиле, то есть изобразил людей и события не такими, какими они были, а такими, какими они, с его точки зрения, должны были бы быть. И большинство его читателей это прекрасно устроило. И такой литературный стиль стал в СССР обязательным и стал называться вовсе не романтизмом, а социалистическим реализмом. Да это давнее изобретение: "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман" (А.С.Пушкин).
Как мне кажется, в тему. Решил я значит, следуя модным веяниям, исследовать свою родословную. Всё вроде бы нормально, если бы меня не ошарашил вопросом один архивариус: "Зачем тебе это нужно ?" Как же, говорю я, для детей и внуков стараюсь... На что он ответил:"Ты за них не переживай, без тебя разберутся!" И всё, понимай как хочешь. Я это понимаю так: проживать нужно свою жизнь, а не чужую. Вероятно про это же писал Чехов в своей "Душечке" ?
А мне показалось, что Вы о чем-то другом говорите.
Возможно и о другом,
То есть я хотел сказать, что следует писать и заводить архивы не кому то, а для себя любимого. Иначе тот, кто будет читать написанное, не поверит.
Прожить свою жизнь - это прекрасно. Но, как всё прекрасное - трудно. Мне кажется, что для того, чтобы прожить свою жизнь, нужно найти себя: свое призвание, своего Бога, свою "половинку", без соединения с которой каждый из нас - всего лишь половинка.
Но это все же - другая тема. Я предложил своих читателей подумать над тем, можно ли жить совершенно открыто, а если - нет, то что именно от людей нужно (или приходится) скрывать.
Дело в том, что я считаю, что впереди у нас абсолютно прозрачная ноосферная жизнь. Но для такой жизни, наверно, современный человек не подходит. Это - жизнь для некоего сверхчеловека.
Как ни странно, я остановился именно на том, о чём Вы говорите (vlopuhin, 30 Июль, 2015 - 05:35, ссылка). Для жизни "впереди" человек необходимо изменится. Что это будет за человек ? Исходя из многообразия форм жизни, скорее всего следует ожидать многообразие "новочеловеков", впереди не прозрачная ноосферная жизнь, а некая "химия жизни", как и "химия галактик". Абсолютная прозрачность возможна только в интернете, внутренний мир, как и внешний, безграничен, найти себя трудно, но нет ничего невозможного, нужно только чаще "включать" мышление. При таком подходе вопрос несколько изменится, и перейдёт в область мышления, то есть что считать "вершиной бытия", человеческое сознание и способность индивидуального мышления, как продолжение естественной жизни, или гиперсупервиртуальную реальность, пусть даже это будет ноосфера ?
Уважаемый Виктор Борисович! Я очень рад тому, что сейчас мыслящими людьми овладевает одна, по-разному понимаемая идея: человек в современном его виде не способен построить "царство свободы", нужен некий сверхчеловек. За одну эту мысль, которую я робко и мельком высказал в своей статье в 1976 году, мне грозили большие неприятности. Как сказали мне тогда два моих благожелательных, но критически настроенных против моей статьи рецензента (вечная им память!): "хорошо, что наши республиканские журналы (дело было в Казахстане) никто не читает, а то такое можно раздуть!.." И вот я дожил до таких счастливых дней, когда "этого не может быть" превращается в "а как же иначе?". Вот и Вы говорите "нет ничего возможного, нужно только чаще "включать" мышление". Я абсолютно согласен с Вами, только думаю, что дело не в "частоте" включения мышления, а в его качестве. А хорошее мышление дает хорошая философия. Мне нравится основная идея Вашего последнего комментария. Правильно Вы сделали, что пришли в "ФШ": здесь есть немало интересно мыслящих людей. Успехов Вам! А. Ивакин.
Спасибо, и Вам Успехов!
С уважением, Виктор.
К девизу Эпикура следует относиться как к девизу Эпикура.
Ко мне, например, этот девиз никакого отношения не имеет. К Вам, как и любому иному человеку, по-моему мнению, тоже. В том смысле, что этот девиз имеет отношение лишь к самому Эпикуру.
Но у Вас может и должно быть своё мнение на этот счёт.
Каждый волен и в праве поступать так, как он считает нужным. Жить своей жизнью.
Эта своя жизнь может "повторять" чужую", если живущий этого желает.
Вправе ли мы вмешиваться в чужую жизнь? Когда как.
В какой мере? Тот же ответ : когда как.
"Когда как" каждый решает сам. В силу опыта и знаний.
т.к. вышеперечисленное обычно плохо соотносится с реальностью, то и "влезание" в чужую жизнь даёт отрицательные результаты.
Сказав малышу, указав на розетку: " Не дотрагивайся, там электрический ток - убьёт!" вы можете спровоцировать его туда что-нибудь засунуть и проверить, но, чаще всего, посеете на всю жизнь страх перед любым электроприбором.
И что? Не предупреждать?
Предупреждать, но в иной форме. Рассказав что это, какие последствия бывают и оставив у него выбор действия на его усмотрение.
Это один аспект.
Второй аспект. Выделение.
Доминантность . Ну как мы, животные без этого? Нам же размножаться надо. А как выбор партнёра осуществляется? То-то. и как не выделяться?
Отчего в таком почёте-интересе песни-пляски-спорт у людей?
Рассудок отдыхает, работают животные формы поведения, лимбическая система в действии.
Эпикур рассудочное (этику) и биологическое пытался скрепить узами братства.
Сыпал сахар в чай, пытаясь сделать его вкусным для всех людей.
Пустое занятие( без привязки ко времени и к конкретному объекту). Люди разные, это раз и организму надо разное количество сахара в разные времена, это два.
Как и у любого иного обобщения, у девиза Эпикура множество значений. Какое предпочитал Эпикур нам не узнать никогда. Да и особого смысла в этом знании нет.
Вот как? А почему же Вы не ограничились последним предложением?
Ивакин.
А как нужно относится к "принципу минимального действия"? - Ведь "удовольствие" и есть чувственное явление этого принципа. ("Принцип экономии энергии" по Маху.)
Не знаю, Алла, как к этому принципу относиться. И вообще, о чем он? Что он такое? – Китайско-обломовский принцип недеяния? Или просто совет поменьше суетиться?
Вряд ли это имел в виду Эпикур.
По-моему, Вам не известен "По ту сторону принципа наслаждений", в котором автор во всю использовал принцип Маха, правда, приписывая открытие этого принципа самому себе.
Алла, это у Ницше такое есть? Мне больше нравится "По ту сторону добра и зла". Мне кажется, (может быть, я ошибаюсь), что Вас больше влечет к себе психология, а не философия. Извините, если это показалось Вам обидным. Психология - замечательная наука.
А.И.
Это Вы зря. Фрейд в своих публикациях претендовал явно на философский аспект содержания своих текстов с использованием свои психологических "открытий".
А структурная схема текста «Я и Оно» - есть примитивный плагиат структуры текста И. Канта «Критика чистого разума», особенно той его части, где Кант формирует наши христианские представления о нашем «Я», «Сверх Я» и «Идеале Я»; и именно их, и только их, Фрейд в своём «Я и Оно» только и сделал, что «осчастливил» своими «бессознательными первичностями» и, «тем самым», не то чтобы, а как бы, «развил» и «уточнил» до фрейдизма и самого Канта.
Да, Алла, действительно "зря". Извините! Фрейда я никогда не считал философом. И читал с трудом, безо всякого интереса. Спасибо за информацию.
Дополнение. Знаю также о том, что ряд крупных ученых и философов считают его дутым авторитетом.
Для меня он, вообще, - шарлатан.
Может на досуге почитаете: http://philosophystorm.ru/freid-i-freidizm
Спасибо, Алла, почитаю. Сделал закладку полного (Казахстанского) текста.
Мандам!!!. Шарлатанство-это один из самых главных элементов культурного творчества. Это ещё со времен шаманов и оракулов пошло... Вон Солон прикинулся поэтом чокнутым-только так стал "нацаником" в Афинах, спас Саламин, что спасло, в конечном счете, европейскую культуру. Вот были были бы зороастрийкой или.. сидели в гареме, ну это ещё будет-ИГИЛ прет по полной..
Султана нашли, всех "прикрепят", иначе "чик" по горлу..![cheeky cheeky](http://www.philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/tongue_smile.png)
Вы, тоже шарлатан..За самую идиотскую идею людишки жизнь положат (типа за за бредовые откровение кокаиниста и альфонса Мухаммеда), а вот за истину 2+2=4. Никто..
Как там Камю: "Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь умирал за онтологический --24 аргумент. Галилей отдавал должное научной истине, но с необычайной легкостью от нее отрекся, как только она стала опасной для его жизни" (Миф о Сизифе
)
Фрейд попал четко св струю идеологии "потерянного поколения" после 1 мировой войны. Тем более, что свою традиционную роль "психотерапевта в исповедальне" священнослужители потеряли по причине секуляризации. Такого "бала" их Фрейд лишил!!! До сих пор "локти кусают"![devil devil](http://www.philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/devil_smile.png)
Да…
Чем короче фраза, тем больше вариантов ее интерпретации…
Не знаю, что имел ввиду Эпикур, но лично я часто раскаивался в том, что был «открыт», и редко сожалел о том, что был «скрыт».
И дело не только в «философии пескаря», т.е. в слабости, когда «преждевременная раскрытость (если, разумеется, есть что скрывать и раскрывать) ведет к серьезным бедам для раскрывающегося. Как для боксера, оплошно раскрывшегося и получившего разящий удар противника.». Не желать претерпевать зло (а наш мир по факту – есть скорее мир зла) - не главное.
Главное, что я не вижу никакого смысла личное выставлять напоказ всем.
У меня какое-то врожденное (возможно из-за чисто восточных корней) отвращение к выставлению индивидуального напоказ всем.
Ну какой смысл в том, что «все» (а не кто-то один, т.к в этом случае мы «незаметны») знают твою «изюмину», знают какую мелодию ты любишь, знают что «по-чесноку» думаешь о том-то и о том-то (к чему приведет, например, данное мое думание :о)), знают как ты пережевываешь дыню…???
Может быть потому, что вот этот вот данное личное, конкретное – это всегда всего лишь один из возможных его вариантов…? А выставив его на показ, ты как бы даешь повод тут же увековечить себя в этой определенности, тогда как неопределенность (т.е. множество возможностей) – суть жизни?
Здравствуйте, Derus!
Как точно вам удалось выразить мысль, которая ко мне часто приходила в смутном виде) Именно так - неопределенность очень завораживает, т.к. в ней как бы потенциал всего, всех возможностей. И человек порой пытается уйти от проявления вовне, возможно и неосознанно, но именно по этой причине - чтобы самому не накладывать на себя ограничения таким вот "увековечиванием".
.
Derus, я успела прочитать, но не успела ответить. Но пусть будет "неопределенность" в действии)).
В целом, я согласен с Вами, Derus. Особенно замечательно по своему смыслу последнее предложение Вашего комментария. И вообще, мне все же кажется, что Эпикур советовал нам нечто именно скрывать, утаивать. Например, - то, что нам очень хочется сохранить, уберечь от чужого злого или некомпетентного вмешательства. Или - то, что еще не созрело: пусть подрастет и окрепнет. А то ведь могут запросто затоптать.
К сожалению, не всегда мы следуем этому неоспоримому, по-моему, правилу. Например, заводим себе врагов - так, на пустом месте и т.д. Почему-то вспомнился анекдот: "Я прекрасно знаю, когда и где надо промолчать. Знаю, ведь, (здесь - любое ругательное слово в свой адрес), но не молчу".
.
ВСЕ, что написали нормально. Но вот знаете, меня постоянно раздражало. СОВЕРШЕННО ИГНОРИРУЮТ И НЕ ИЗУЧАЮТ ОРИГИНАЛЬНЕЙШУЮ ГНОСЕОЛОГИЮ ЭПИКУРЕЙЦЕВ И СТОИКОВ....
Алексей Лосев сделал попытки, но он "платоник". Тут больше нужен такой-неопозитивистского плана..
Смысл только один: " В своем Отечестве пророков нет".
Или-или.
Или ты человек со своими недостатками, или ты человек, пишущий для будущего поколения, исправляющими свои недостатки. Некий гуру, не имеющий права на личную жизнь.