ИСТОК ВЕЧНОГО ДОСТАТКА
(Неоглобализм. Не труд)
1
ПЛАТОН. При неоглобализме вообще не будет труда, никто не будет трудиться, а всё людям будет доставаться в обществе даром.
СОКРАТ. Это было бы неплохо, Платон! Только вот вопрос: а откуда это всё будет браться в обществе, кто это всё будет делать, производить, если никто не будет трудиться?
ПЛАТОН. Люди не будут трудиться, ибо "труд" - это "трудность", "трудности", "затруднения", а фактически рабство, принуждение. А человек как Само-Субъект - свободен, у него ни с кем и ни с чем нет трудностей и затруднений. Поэтому всего, что связано с "РАБ-отой", "ТРУД-ом", т.е. с рабством и трудностями, при неоглобализме - не будет.
СОКРАТ. Ясно. Платон, а как же прежние знаменитые учения о социализме и коммунизме - марксизм-ленинизм и другие, - они же провозглашали и возвеличивали, можно сказать, ставили на пьедестал как раз именно "свободный труд", лишённый [капиталистической] эксплуатации?
2
ПЛАТОН. Вот смотри, Сократ, что пишут в советских учебниках по экономике социализма.
"Освобождение от эксплуатации и изменение положения трудящегося человека в обществе вызывают переворот во взглядах людей на труд, порождают новое отношение к труду. В то время как эксплуататорский строй веками создавал у многочисленных поколений трудящихся отвращение к труду, как к тяжёлому и зазорному бремени, социализм превращает труд в дело чести, доблести и геройства, придаёт ему всё более творческий характер.
В социалистическом обществе трудящийся человек, если он работает хорошо, проявляет инициативу в деле улучшения производства, окружён почётом и славой.
Всё это создаёт новые, невиданные при капитализме общественные стимулы к труду". (..)
"Социалистический строй впервые в истории человечества осуществил не только равную обязанность для всех работоспособных граждан трудиться, но и равное право всех граждан на труд. Тем самым при социализме воплощена в жизнь вековая мечта трудящихся масс".
СОКРАТ. Вот, именно это и пишут - социализм "возвеличивает и освобождает труд, труд становится свободным", вроде бы никакого рабства.
ПЛАТОН. У тебя, Сократ, сложилось ложное впечатление от этого пропагандистского, а вовсе не научного текста, потому что ты был сбит с толку именно лживой пропагандой и пропустил главное в этом тексте. Именно этого и добиваются подобные недобросовестные пропагандисты от власти - сбить с толку массы читателей таких текстов, отравить ложью их мышление.
3
СОКРАТ. Поясни своё такое нелицеприятное замечание, Платон.
ПЛАТОН. Смотри, Сократ. Я специально выделил в тексте слова, которые резко противоречат общему пропагандистскому настрою. Но увлечённый читатель ослеплён лживым пафосом, и от этого теряет рассудок.
СОКРАТ. Например, Платон?
ПЛАТОН. Если при социализме труд свободный и добровольный, как веление сердца и первейшая потребность трудящихся, то зачем нужны "невиданные общественный стимулы к труду"?
СОКРАТ. Постой, Платон. Что такое "стимул"?
ПЛАТОН. "Стимул" - это палка, которой подгоняли ленивых и непослушных животных во время пастьбы или перегона скота с места на место. Иными словами, "стимул" - это сильный побудительный мотив к каким-то действиям.
СОКРАТ. Теперь понятно, Платон! Конечно, никакого "добровольного и свободного труда" как не было при капитализме, так нет и при социализме.
ПЛАТОН. Ну, наконец-то, и ты, Сократ, это увидел!
СОКРАТ. И вся эта пропаганда о якобы "свободном" и "добровольном" труде на самом деле - чистая ложь.
ПЛАТОН. Именно. "Труд" - никогда и ни при каких обстоятельствах, ни при каком строе просто не может быть "добровольным и свободным" по определению. "Труд" - это всегда рабство и принуждение, а люди, принуждаемые к рабскому труду, - не лучше скота.
СОКРАТ. Теперь ясно.
ПЛАТОН. Кроме "стимула" здесь ещё упомянута как бы юридическая "обязанность" трудиться.
СОКРАТ. Да, я вижу это.
ПЛАТОН. Это значит, что в социалистическом обществе самое настоящее трудовое рабство, людей юридически заставляют, обязывают трудиться, а за отказ от труда, то есть отказ от рабства и принуждения и желание стать свободным и добровольным людей наказывают, сажают в тюрьму. У них даже есть специальные законы против "тунеядства" и юридическая ответственность за их нарушение.
СОКРАТ. Жуткая картина, Платон. Социализм, получается, ещё хуже, чем капитализм. При "социализме" ещё большее рабство, чем при капитализме.
ПЛАТОН. Да, при капитализме, конечно, тоже принуждают к труду и рабству, но не так рьяно и жёстко, как при социализме, хотя и не мнее действенно.
4
СОКРАТ. Понятно. И всё же, как всё будет делаться, производиться?
ПЛАТОН. Все люди не будут работать и трудиться.
СОКРАТ. Это я уже понял, Платон.
ПЛАТОН. Хорошо. Вместо работы и труда люди будут вести свою свободную деятельность, свободно заниматься тем, чем они хотят заниматься, что им в их жизни интересно и нравится больше всего.
СОКРАТ. И никто их не будет ни к чему принуждать различными прямыми и непрямыми способами, стимулами, уловками и т.д., чуждому для них, как было раньше, при первобытнообщинном строе, рабовладельческом, феодализме, капитализме, социализме и даже коммунизме?
ПЛАТОН. При неоглобализме, наконец, никто никого больше ни к чему, чуждому для человека как Само-Субъекта, чего бы он сам не хотел бы делать, принуждать не будет, просто не сможет, и это не будет никому нужно.
--
© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
Комментарии
В неоглобализме, очевидно, рабский труд существовать будет.
Поэтому - есть шансы, что неоглобализм не пройдёт. Как и глобализм
Почему это - "очевидно"?!(
Поясните свой тезис.
Даже если везде автоматы - за ними должен кто-то следить.
Дело вообще не в "автоматах" и не в слежке за ними.