Из всех известных миру гениальных философов прошлого Георг Вильгельм Фридрих Гегель в наши дни является самым живым. То, что было в нем бессмертного, принимает самое живейшее участие в строительстве человеческой культуры.
Ныне все резче выступают контуры двух лагерей, борющихся между собой за будущее человечества. В то же время более четко определяются границы политических, экономических и идеологических различий, и каждый лагерь приобретает характер цельного мировоззрения и принимает единую программу действий.
Публикуется по журналу: Философия и общество. Выпуск № 2(70)/2013
Гегель и современность. Автор: Луначарский А. В. Впервые опубликовано: 1/I 1930г.
Гегель вошел своей методологией в обширную марксистско-ленинскую идеологию.
Величайшим философом органичного, живого целого, свободно владеющим разнообразными частями своей системы, величайшим философом этического государства с его проблемой свободы в соединении с необходимостью….
При этом выявляется несколько неожиданный, но, во всяком случае, интересный факт, что Гегель одновременно выступает могущественным борцом обоих станов и, конечно, не без оговорок, признается в качестве выдающегося авторитета каждого из этих антагонистических течений.
Этот удивительный факт объясняется отчасти некоторым сходством, своеобразной аналогией обоих направлений: они становятся доминирующими в современной социальной жизни, хотя аналогия эта не препятствует существованию острейшей вражды между ними.
Гегеля подтаскивают к себе фашисты разных мастей, от правых до левых-либералов. Но они омертвили диалектику, используют «статику»
Однако вряд ли можно удовлетвориться только этим объяснением. Причину следует искать во внутреннем противоречии — двойственности самого гегелевского учения. На этом внутреннем противоречии мы остановимся более детально.
Наряду с обоими преобладающими течениями человеческой мысли и деятельности в наши дни — с одной стороны, марксистско–ленинским, коммунистическим, с другой стороны, статическим, или фашистским, — все еще большую роль играет либерализм во всех его формах. Однако мы замечаем: каждое экономическое, каждое политическое направление или учение, каждая индивидуальность или каждый отдельный труд, который имеет отношение к либерализму, несет печать умирания. Свободная торговля, этический индивидуализм, парламентаризм, старая социал–демократия, а также еще и многое другое в этом роде не только принадлежат старому миру — это именно те элементы, которые теперь едва ли способны противостоять натиску новых сил и обстоятельств.
Конечно, с нашей, коммунистической, точки зрения, осужден целиком весь старый мир, то есть само классовое общество как таковое. Но этот старый мир тем не менее все еще сопротивляется, и, поскольку ему угрожает гибель, он довольно решительно меняет свои формы, чтобы устоять в разразившейся буре, приспособиться к новым условиям, сделавшим невозможной жизнь по старым правилам, то есть по принципам американо–европейской псевдодемократии.
По существу, этот псевдодемократизм только маскировал диктатуру господствующих классов, прежде всего промышленной и торговой буржуазии. Но демократические институты власти и соответствующая им идеология — этот сложный и довольно пестрый защитный вал существующей диктатуры — вызвали к жизни целый ряд явлений, идей, чувств, которые во многих отношениях определили облик цивилизации целого столетия.
В настоящее время окончательный захват власти новой прослойкой буржуазии — банкократией (денежной аристократией) и одновременно чудовищное перепроизводство товаров создают условия, при которых резко падает покупательная способность не только огромных масс людей, но даже главных при капитализме рынков потребления.
Вследствие этого неизбежно возникают империалистические войны, но при этом также растет классовое сознание и сплоченность пролетариата, который берет на себя роль организатора нового порядка, способного ликвидировать противоречия старого строя — все это даже в глазах самой буржуазии превратило либерализм в негодную форму диктатуры. Эта маска больше не в состоянии вводить кого–либо в заблуждение, так как уже ничего не может скрыть, а традиционные иллюзорные условности становятся лишь поперек дороги борющимся силам. Хотя тяжелая болезнь либерализма пока еще не убила его, однако производит полное замешательство в сознании средних классов, среди которых немало людей, искренне веривших в свое время в справедливость и величие либеральных принципов.
В нынешнее время рабочий класс, который почти во всех странах — несмотря на более или менее сильное влияние марксизма — пока еще находится в сетях либеральной социал–демократии, но уже начинает уверенно освобождаться от этих примесей и выдвигает во весь рост проблему открытой диктатуры пролетариата и революционного сознания нового общества на основе планового хозяйства и бесклассового сотрудничества интернационально объединенного человечества.
Однако параллельно наиболее жизнеспособные элементы правящих классов и их идеологи точно так же начинают стремиться к открытым формам буржуазной классовой диктатуры, которую, по их убеждению, важно освятить догмой «служения обществу» этого диктаторского государства. При этом не только сохраняя, но и подчеркивая принцип классовой иерархии, сильно окрашенной национализмом.
Это национализм, или «священный эгоизм» отдельных государств таит в себе источник кровопролитных войн, дух милитаризма, который нисколько не ослабевает, чему способствуют различные формы современного псевдопацифизма — с его вооруженными союзами могущественнейших государств, вассальной зависимостью слабейших и углублением колониальной политики.
Таковы основные тенденции современности. (Гегель и современность. Автор: Луначарский А. В. Впервые опубликовано: 1/I 1930г.)
Сегодня 2024 год. Где-то в Европе
"Путин, разберись с Украиной и Брюсселем и нашим руководством."
И флаг СССР.
Путин, конечно, либерал одной ногой…
Гегель не спасет буржуазного общества. Но Гегель — основатель динамической философии, Гегель, который дает ключ к пониманию революционной сущности истории и самой природы, поможет новому обществу родиться и укрепиться.
Комментарии
Гегель останется Гегелем в истории со своей философией объективного идеализма. Позитивное зерно в его учении взято на вооружение философией диалектического материализма.
---------
А вперед идёт только единственно истинная и научная философия диалектического материализма.
Мощный импульс для своего дальнейшего творческого развития диамат получил от "Теории Природы" Юсупова Роберта!
Читайте ТП и диамат и обрящите! Читайте и познавайте Истины ПРИРОДЫ вместе с диаматом и ТП!
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Литература
Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.
В. И. Ленин - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885
«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),
«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882),
«Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093),
Статьи по ТП (https://proza.ru/avtor/yusrob),
Статьи по ТП https://vixra.org/author/robert_yusupov).
PS
Замечено! На просторах буржуазной эрэфии (РФ).
Всякая религиозно-философствующая или буржуазно-идеалистическая философская шмакодявка претендует на роль большой указявки на Большую идеалистическую хрень, ложь, закамуфлированную под истинную веру и/или истину!
И одновременно выполняет роль лютого цербера, злобно облаивающего учение философии диалектического материализма.
Роберт, можно скромный вопрос. Вы сейчас кому отвечали, Луначарскому, или этому мелкому пакостнику Николаю (ретранслятору чужих смыслов и текстов)?
многие предлагают чучело забанить. Но я считаю, что есть здесь и твои поклонники, ты своей дуросью как бы их оттеняшь, возвышаешь. Вот они не желают тебя банить. Типа дурачек должен быть в каждой деревне.
Друг мой определил тебя как склонного к мазохизму.
Уже начинаю жалеть этого скулящего лопоухого. Скулит, потому что ему необходимо хоть какое-то внимание. Но нет ни у кого времени погладить его... Потрепать уши...
--- Роберт Юсупов, 21 Февраль, 2024 - 02:18, ссылка
А то! - посидели диалектические материалисты, пивка попили, и тут вдруг только БАЦ идейка их в темя! - а возьмём ка мы зерно из учения Гегеля на вооружение - дык на боеприпасах ведь точно сэкономим, а экономию пропьём - а такое дело ой как любо диалектическим материалистам, да и плебсу тоже в радость ... если и ему тоже малость перепадает...
Почему люди смеются над чудаками. Особенно над не понимающими юмор.
Гегель о смехе:
смех вызывается противоречием от того, что нечто превращается в ничто, которое мы не считаем своим. Но для Гегеля важен момент противоречия.
Он говорит о диалектике смешного. Человек смешон, когда вопреки его намерениям с ним происходит нечто противоположное, во власти чего, правда, он себя не осознает, потому что иначе он бы плакал. Также немаловажным отличительным признаком оказывается и то, что в смехе, по Гегелю, субъект находится в согласии с собой. В смехе воплощается чистая субъективность, чистая самость. Субъективность проявляется здесь как в ничем не нарушаемом наслаждении собой – тут присутствует бесконечная власть над всяким ограниченным содержанием.
О блаженных богах
Блаженные боги не заинтересованы в конечных и ограниченных целях, им чужд гнев и разорванность.
Смех может быть идеальным, т.е. таким, чтобы в искусстве не исчез идеал, только если он не безудержный, не представлен с соей обособленности и преувеличении. По мысли Гегеля, именно последнее имеет место в романтическом искусстве с его подчеркиванием диссонансов внутренней жизни. В нем противоречия изображаются в из глубочайшем разладе.
Смех и улыбка не должны быть кокетничаньем и сентиментальностью по поводу неприятностей и испытываемых при этом жалких чувств. Смех производит впечатление не сам по себе, в своей голой оторванности и обособленности, но лишь в сочетании со своей противоположностью – с серьезностью и плачем. Смех и плач могут отделяться друг от друга, но смех не должен проявляться в своей безудержности, чтобы не исчез идеал.
Сборник научных статей российских и зарубежных исследователей философского наследия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831), составленный на основе материалов международной научной конференции «Наследие Г. В. Ф. Гегеля в истории философии и культуры. К 250-летию со дня рождения философа», прошедшей в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге с 14 по 16 ноября 2019 г., представляет читателям вклад этого великого немецкого идеалиста в духовное развитие человечества, рассмотренный в различных аспектах.
В первую часть сборника вошли статьи о месте системы Гегеля в истории классической и постклассической философской мысли. Статьи, помещенные во второй его части, посвящены гегелевскому взгляду на проблематику гражданского общества и мировой истории.
Муравьёв А. Н., Иваненко А. А. (отв. ред.) Наследие Гегеля в истории философии и культуры. К 250-летию со дня рождения философа. Сб. науч. статей - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 286 с.
Творческое наследие Гегеля: философия, теология, право, экономика Сборник материалов Межрегиональной конференции с международным участием посвященной 250-летию со дня рождения Г. В. Ф. Гегеля (Санкт-Петербург, 19–21 ноября)
Избранные доклады конференции
Межрегиональная конференция с международным участием
«Творческое наследие Гегеля: философия, теология, право, экономика» 19-21 ноября
Философия Гегеля — судьба России. Книга "Сумин Олег - Гегель как судьба России"
Данное отношение является необходимым и нельзя формулировать, например, необходимость философии Декарта или Аристотеля ни для всемирной истории, ни для истории России. Декарт и Аристотель были необходимы только для истории самой философии, но не были прямо связаны ни с самой всемирной историей, ни с судьбой России. Поэтому темы «Декарт как судьба России» быть не может, тогда как «Гегель как судьба России» есть совершенно необходимая тема, доказательству чего и посвящена вся книга. ....
...философия Гегеля становится «русской идеей» не потому, что она немецкая, а потому, что в немецкой философии весь всемирный историко-философский процесс достиг, наконец, своего предельного напряжения. Разум, являющийся истиной философии, в силу своей объективной развитости достиг своего необходимого выражения. В своей собственной субъективной сфере философской науки разум, наконец, пришел к своему адекватному самопознанию, приобрел форму философской системы, доступной каждому. Именно это обстоятельство обусловливает то, что «судьбой России» становится философия Гегеля. Объективность всемирной истории незамедлительно востребовала эту форму и Россия, оказавшись субъективно самой подготовленной, приняла на себя это великое и тяжкое бремя – быть мировым глашатаем новой формы, быть тем народом, который окажется достаточно безумным для того, чтобы попытаться реализовать в своей собственной истории новое понимание разумного.
Здесь представлены работы авторов, ныне здравствующих и ушедших, прямо или косвенно затрагивающие гегелевскую тему. Критерий подбора авторов прост: при всем различии отношения к великому мыслителю, они в целом демонстрируют редкое для философствующей братии понимание спекулятивных истин.
Абдуллин А.Р. Онтологическое мышление Гегеля
Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля
Альбов А.П. Соотношение права и свободы в немецкой классической мысли
Батракова И.А. Отношение дискурсивного рассудка и разума в «Феноменологии духа» Гегеля
Белоногов М.И. Популярный взгляд на философию Гегеля
Бойко П.Е. Об актуальности методологии абсолютного идеализма в системе университетской науки современной России
Давыдов О.Б. После Гегеля?
Доброхотов А.Л. Мифологические и литературные мотивы гностицизма в свете спекулятивного метода Гегеля
Жижек С. «Не только как субстанция, но также как субъект»
Жижек С. Гегель против Хайдеггера
Ильенков Э.В. Гегель: диалектика как логика и теория познания
Ильенков Э.В. Так кто же мыслит абстрактно?
Ковалев В.И. Обретение утраченного
Ковалев В.И. Гегель: философия как абсолютный идеализм
Ковалев В.И. Философские письма
Коротких В.И. Философия Гегеля: проблемы реконструкции и интерпретации
Линьков Е.С. Фрагмент интервью с Е.С. Линьковым от 16 декабря 1992 г.
Линьков Е.С. Отрывок из лекции "Философия Гегеля"
Пенская Е.Н. Трактирный Гегель
Смирных С.В. Гегель: парадигма свободы
Смирных С.В. Спекулятивное как мистическое в философии Гегеля
Сумин О.Ю. Гегель как судьба России. Введение
Труфанов С.Н. Классическая теория познания Вильгельма Гегеля
Труфанов С.Н. Небесная механика Гегеля или как великий "идеалист" объяснял движение небесных тел
Труфанов С.Н. Основоположения науки эстетики: эстетическое, прекрасное, идеал
Труфанов С.Н. Что такое душа?
Федулаев Л.Е. Философия гравитации: глазами Гегеля на проблемы современной физики
Шильман М.Е. Апология бесцельности
Ильин 6 раз арестовывался ЧК. Но в одном из арестов его спас Ленин (!) – как автора книги о Гегеле "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", которую Ленин штудировал и ставил очень высоко (записка Ленина Дзержинскому от 1922 г.: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив, отпустите»; позже Ильина вторично арестовали и, несмотря на все улики, выслали заграницу).
Путин назвал Ильина «настоящим патриотом». Так и Гитлер был видимо патриотом и Муссолини.
С 1923 года Ильин работал профессором в Русском научном институте при МИД Германии, где «консультировал» местные власти по вопросам российской политики (аналогичные центры для работы с российской оппозицией существуют в ЕС и сейчас). В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, Ильина повысили до директора института – на этом посту он пробыл год.
Именно при Ильине Русский научный институт перешел под управление структур Йозефа Геббельса. Сам же философ печатался в антисемитском издании «Эккарт ферлаг», основанном «духовным отцом нацизма» Дитрихом Эккартом.
Достоинства и недостатки миросозерцания И.А. Ильина
Сомин Н.В.
Оглавление.
1. Введение.
2. Положительное и верное у Ильина.
3. Специфические черты религиозности Ильина
4. Ошибочное в социально-политических взглядах Ильина
5. Ильин о частной собственности
6. Драма духовного пути Ильина
7. Заключение.
С Днем Защитника Отечества http://philosophystorm.ru/s-dnem-zashchitnika-otechestva