
Продолжение
http://philosophystorm.ru/2-filosofiya-shkola-mysli%C2%A0%C2%A0
http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli
Определение философии
1) "Мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее. Мыслить означает вообще облечь нечто в форму всеобщности, так что мысль, во-первых, делает своим предметом всеобщее или, иначе выражаясь, определяет предметное, единичность вещей природы, находящихся в чувственном сознании, как всеобщее, как объективную мысль; "/ Гегель Лекции по ИФ/ Введение/ «Мышление есть деятельность всеобщего, которое, однако, не есть абстракция, а есть рефлексирование себя в самом себе, полагание себя равным себе, … Так как мышление, таким образом, есть то непреходящее, которое во всех изменениях остается у самого себя, то сама душа есть такое самосохранение в другом» Гегель. История философии. с. 144.
2) В «Лекциях по истории философии» Гегель определили философию как снятии позитива религии и науки.
В религии объект есть Бог как прогрессивное бесконечное содержание, а мышление на уровне религии - неразвитое, в форме представления. В науке ограниченное, конечное содержание предмета, а форма мышления прогрессивная - это мышление в понятиях. Философия снимает из религии прогрессивность бесконечного содержания, абстрагируясь от несовершенной формы мышления в представлениях. Философия снимает от науки прогрессивную форму мышления – понятие, абстрагируясь от несовершенства конечности содержания. Так возникает философия как мышление в бесконечных понятиях. Гегель пишет:
«…принципом философии является бесконечное свободное понятие, и все ее содержание покоится исключительно только на нем» [7, т. 2, с.288].
3) Понятие философской системы Гегеля:
Всеобщее – «Наука логики»;
Особенное (реальность) – «Философия природы»;
Единичное ( понятие системы философии как снятое «НЛ» и «ФП») – «Философия духа».
4) В «Науке логики» Гегель понимает философию как сферу разумного мышления
«Рассудок даёт определения и твёрдо держится их: разум же отрицателен и диалектичен, ибо он обращает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо порождает всеобщее и постигает в нём особенное» [6,с.6].
СУЩЕСТВЕННОЕ
А.Н. Муравьев: феноменологическое введение в научную историю философии
1) Трудность «Феноменологии духа» Гегеля
В «Лекциях по истории философии» Гегель определили философию как снятии позитива религии и науки.
ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:39, ссылка
Феноменологическое введение в философию
Е.С. Линьков: феноменология духа как трансцендентность форм мышления
ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 10:50, ссылка
http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli#comment-705461
Время как снятая определенность пространства
Л.А. Санталов о предварительном понятии философии
Комментарии
Л.А. Санталов о предварительном понятии философии
Бесконечное понятие философии есть учение истины, противоречие формы и содержания всеобщего единства бытия и мышления /Античность- момент всеобщности/определяется, развивается, реализуется втягиванием особенности природы (наука наук) и духа (эволюции форм мышления) / Средние века и новое время -и момент особенности/, что снимается в единичном /немецкая классика - момент единичности/ как понятие, знаменующем философскую революцию - конец исторической формы как результат становления тождества предмета и метода и начало логической философии
Разумное понятие логической философии есть последовательность мышления в единстве моментов: абстрактного (рассудочного "А=А") ВСЕОБЩЕГО - сфера бытия; первая определенность всеобщего как тотальность ОСОБЕННОГО, диалектическое "А= не-А", или отрицательно-разумное, сфера рефлексии (сущности): вторая определенность всеобщего "А=А", или первая определенность особенного "А= не-А" - момент ЕДИНИЧНОСТИ, спекулятивная, или положительно-разумная сторона логического (снятие противоположности "А=А" и "А= не-А"), сфера самого понятия. Итогом логического познания является абсолютная истина предмета, выраженная как соответствие абсолютного понятия (по Троице Прокла) своей реальности.
ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 10:50, ссылка
http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli#comment-705461
Время как снятая определенность пространства
19/181
Плоскость и ширина (объем) и есть истинное пространство, а не абстрактно - всеобщее? Позиция Ньютона, Лейбница, Канта – моменты истинного пространства. Оформленное (линия-плоскость-объем) относительное пространство есть истина абстрактной абсолютности пространства (бесконечной материи).
20/181
Пространство завершает себя как противоречие абстрактно-всеобщее определенное тотальностью особенного (линия-плоскость-объем).
ЛАС
Аналогия завершения определенности внешности бытия и необходимость определения внутреннего - сущности. Определенность пространства выступила как противоречие понятия (как закон по ЛЕС).
ЛЕС
Положенное (определенностью*понятия) противоречие пространства и есть снятое пространство как ВРЕМЯ.
ЛАС
*Определенность (НЛ-1998, с. 99)
ЛЕС
Пространство исчерпало развитие своей определенности, три ступени:
Всеобщее (Ньютон: единство непрерывности/коробка/ и прерывности /вещи/), тотальность различенности, количество, прерывность, (Лейбниц /объект/: порядок - свойства вещей, определённости - линия, плоскость, объем) особенного. Единичного (Кант /субъект/: мышление существующего, круг диалектики - конец совпал с началом, единичное сняло противоположность всеобщего и особенное).
Определенность времени по ЛЕС
Время есть форма природы, в которой пространство выступает как конкретная природа.
Время снимает пространство как момент, поэтому более развитая определенность природы.
Время двойственно*: оно и время (пока неопределенное) и снятое пространство (определенное) как момент.
*Анаксимен: неопределенная определенность
ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:39, ссылка
Феноменологическое введение в философию
Е.С. Линьков: феноменология духа как трансцендентность форм мышления https://t.me/lasnif/1455/6116
Е.С. Линьков: понимание "Феноменологии духа" Гегеля https://t.me/lasnif/1455/4553 Все три понимания (ЛЕС, МАН, МИБ) "Феноменологии духа" Гегеля имеют свою особенную логику и равнозначны по своей роли в понимании становления разума, абсолютной истины. Логику феноменологии духа от Е.С. Линькова использовал для раскрытия содержания философии как трансцендент. Новейший философский словарь: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), другой перевод: «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия» https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about По смыслу трансцендентального необходимо выйти за пределы господствующей формы, логики, общества.
Здесь последующее есть трансцендент предыдущего: опыт есть трансцендент дикаря, так наука есть трансцендент опыта; искусство - трансцендент науки; религия – трансцендент искусства; философия есть трансцендент религии. Таков тернистый путь движения истины от свой достоверности к самой себе посредством трансцендирования.
Логика Е.С. Линькова, основана на законе прямого отношения объема и содержание понятия (сборка содержания), на логике становления высшей форме мышления – философии. По категории снятия сохраняется содержание, и уничтожается, исчезает несовершенство прежней формы мышления. Ступени феноменологического развития сознания по Линькову:
1. Опыт
2. Наука
3. Искусство
4. Религия (представления)
5. Философия.
NB
Для конкретизации позитива и негатива сделал «Прибавления» из лекций А.Н. Муравьева.
1) Опыт
Опыт есть единство различия субъекта и объекта (единство от дикарей, различие от первобытного человека). Опыт есть трансцендентность уровня дикаря. У дикаря нет опыта, т.к. он не выделял себя из мира вещей, не осознавал свою субъективность. Наоборот, первый человек обладал опытом, где субъект и объект различаются. Благодаря памяти (Аристотель) человек способен накапливать опыт, умения, навыки своей деятельности. В этом и состоит мудрость человека в отношении опыта. Опытное, непосредственное знание есть первая форма отношения мышления к объективности (Якоби).
Прибавление
Опыт
Позитив опыта: наличие субъекта и объекта. Единство субъекта и объекта: отражение содержания объекта в субъекте существует.
Негатив опыта: максимальная внешняя разорванность субъекта и объекта в форме различия (два лица), а не противоречивости. Единство минимально, Аристотель:
Воспоминание формы восприятия есть комплекс чувственных ощущений в памяти. Истина достигается, но в минимальной степени. Истин много: много нас, много предметов, у каждого предмета и человека своя истина.
2) Наука
Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Конкретизируем: наука есть сфера деятельности человека, раскрывающая законы становления, развития, функционирования определенной сферы знаний о действительности.
Наука трансцендентность опыта, преодолевает его ограниченность. Здесь присутствует осознание противоречивости субъекта и объекта в деятельности, тождество субъекта и объекта в наличии, иначе бы процесс научного познания отсутствовал. Однако понимание единства субъекта и объекта в противоречии отсутствует, т.к. для этого должно быть определено содержание субъекта. Т.е. предметом сознания должен быть не только объект, но и сам субъект (сознание). Это самосознание (идеализм) отрицается внешним образом (критика идеализма Гегеля со стороны Маркса), а с другой стороны, реально существует, но не признается (определенность науки, эмпиризма, материализма). Реальность самосознания (идеализма) проявляется в разумном мышления в форме логик. Игнорирование идеализма проявляется в дурной бесконечности законов науки, в ограниченности формальной логики, в неспособности данных форм отразить изменяющее сознание в целом (иррационализм, мистицизм, мифология и т.п.). Высшая истина марксизму недоступна, его предел относительная истина (Ленин). Эмпиризм как опытное сознание несет в себе всю ограниченность опыта (А.Н. Муравьев, докторская диссертация «Философия и опыт»). Это все второе и третье отношение мышления к объективности: эмпиризм, материализм, метафизика.
Прибавление
1. Бесконечная вереница новых, научных законов есть следствие рассудочной, формальной логики. В разуме под законом понимается противоречие (Э.В. Ильенков: критерий истины). По – Линькову, наука познает в противоречие только противоположности, а единство противоположностей принимает как данность. Поэтому наука не может познать всеобщий закон, это функция разума, т.к. только разум может познать внутреннее единство внешнего многообразия явлений. Проблема науки не в содержании предмета, а в форме мышления об этом содержании.
2.
Наука
Позитив: развивает опытное единство субъекта и объекта до уровня научного закона как внутренних, существенных всеобщих, необходимых и повторяющихся, устойчивых связей. Степень единства возрастает, т.к. это уже не форма воспоминания (что исчезло), а форма закона (что возникло) Это форма уже не разности, не различия, а противоречия субъекта и объекта. Хотя и достигается истинность знания, но это знание относительно. Научная истина одна, но не полная. Снимается множество истин опыта.
Негатив науки: внешняя разорванность субъекта и объекта сохраняется. Причина неадекватности мышления субъекта содержанию объекта в том, что научное мышление определяется только с внешней стороны формальной логикой (А=А). Здесь абстракция общего (сброс содержания), а не всеобщего (сбор всего содержания).
3) Искусство
Искусство определяется как чувственная всеобщность, или всеобщая чувственность.
Чувственность — это способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия с помощью органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Чувства могут быть положительными (радость, счастье, любовь) или отрицательными (гнев, грусть, страх).
Философ Э.В. Ильенков определил всеобщее как то, что имеет отношение ко всему. По Пармениду – это другое название Абсолюта (Ксенофан), или всеобщее единство бытия и мышления – абсолютная истина.
Попытка преодолеть (трансцендент) недостатки традиционной науки формой искусства. Здесь интуитивно осознается бесконечность формы и содержания во ВСЕОБЩЕМ. Наука форму и содержание, субъект и объект разделяет, искусство соединяет в монолите. Если форма и содержание различаются, то это не искусство. Только необходимо различать творца, потребителя и само произведение искусства. Форма мышления творца и потребителя остается на уровне чувственности, т.к. уровень восприятия всеобщего остается чувственным, а искусство определяется как чувственная всеобщность, или всеобщая чувственность. В этом и недостаток, ограниченность искусства, т.к. сфера истинности скрывается от чувств, т.е. искусство есть только сфера достоверности, а не истинности.
Прибавление
Искусство
Позитив: снимается разорванность субъекта и объекта с результатом полного их единства (по определению искусства как всеобщность чувственности). Всеобщность означает монолит бытия (содержания) и мышления (формы). Абсолютная истина для творца и потребителя, который осознал идею творца.
Негатив: Множественность форм выражения ИСТИНЫ. Но как единая истина в искусстве не выступает, это противоречие. Искусство не достигает высшей формы истины, оно не знает истину саму по себе, оно знает истину через чувства. Отчасти возвращаемся посредством двух отрицаний к множественности истин опыта. Содержание истинное, и форма чувственная. В этом и великий недостаток искусства. Форма и содержание искусства всегда ОСОБЕННЫЕ, чувственные. Хотя истина одна, но её образов в искусстве потенциально бесконечное число, если идея творца не совпадает с созерцанием потребителя.
4) Религия
Бог есть нечувственная ВСЕОБЩНОСТЬ. В идеале: религия есть нечувственная всеобщность. Однако верующей как конечное существо довольствуется ограниченной свободой, а не абсолютной как Бог. По Логике А.Н.Муравьев, исходя из определения искусства: религия есть всеобщая ограниченная чувственность, а не как идеал - нечувственная всеобщность.
Цель религии - преодолеть (трансцендент) недостаток искусства, познать всеобщее (бог) само по себе, не обращаясь к чувствам. Однако несовершенство формы религиозных представлений несет в себе всю чувственную сферу. Нет метода, познать всеобщее само по себе в истине, без чувств. Поэтому у бога как всеобщего все атрибуты из чувственной сферы (всемогущественный, всемудрый, всевидящий и т.д.). В итоге, религия со своей стратегической целью не справилась, т.к. не преодолела ограниченность искусства. Здесь трансцендирование не сработало, но цель религии стала отправной точкой для философии.
Прибавление
Религия
Позитив религии: в идеале религия снимает негатив искусства по истине (её множественность). В религии, где всеобщее, истинное содержание выступает как само по себе, объективно и независимо ни от какого-то человека и даже человечества. И главное, в религии это истинное содержание выступает как единое содержание, как одно единственное содержание. Это содержание и есть Бог (нечувственное всеобщее) – единая сущность, истина всего сущего. Религия есть знание того, что эта истина есть, или Бог существует сам по себе, объективно.
Негатив религии: религия не справилась со своей задачей, снять чувственность искусства. Несовершенство формы религиозных представлений несет в себе всю чувственную сферу (всемогущественный, всемудрый, всевидящий и т.д.). Нет метода, познать всеобщее само по себе в истине, без чувств. Перехода от достоверности (чувства) к истине не произошло, но попытка была на основании определения Бога.
5) Философия как трансцендент религии, опыта, науки, искусства
Прежде чем размышлять о философии, необходимо напомнить её суть, т.е. где сфера философии, а где нет философии. Философия есть диалектическое мышление в бесконечных понятиях, что конкретно снято из религии и науки.
В религии отрицаем отсталую форму мысли - представление, снимаем бесконечное содержание. В науке отрицаем конечность содержания, снимаем прогрессивную форму мышления – понятие. Так возникает философия как мышление в БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ
Используем для определения философии авторитетный профессиональный источник: Е.С. Линьков, Лекции разных лет. Т.1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2021. -494 С.
227 – 228 с
Прибавления
Философия
Позитив: философия методом диалектики снимает чувственную достоверность религии (и искусства) всеобщего. Так достигли совершенной формы диалектического мышления абсолютного понятия, посредством которого познаем с позиции всеобщего абсолютную истину любого предмета.
А присущее где?
А где богочеловек? А в отношении науки - где человек как обьект?
В «Лекциях по истории философии» Гегель определили философию как снятии позитива религии и науки.
В религии объект есть Бог как прогрессивное бесконечное содержание, а мышление на уровне религии - неразвитое, в форме представления. В науке ограниченное, конечное содержание предмета, а форма мышления прогрессивная - это мышление в понятиях. Философия снимает из религии прогрессивность бесконечного содержания, абстрагируясь от несовершенной формы мышления в представлениях. Философия снимает от науки прогрессивную форму мышления – понятие, абстрагируясь от несовершенства конечности содержания. Так возникает философия как мышление в бесконечных понятиях. Гегель пишет: «…принципом философии является бесконечное свободное понятие, и все ее содержание покоится исключительно только на нем» [7, т. 2, с.288].
http://philosophystorm.ru/user/gennadii_makeev
А Это уже ваше , т.к. мне это не интересно, речь была о понятии философии.
Было бы полезно, если бы вы дали определение философии?
ЛАС/ мне это не интересно, речь была о понятии философии/
Присущее входит в понятие философии. Выходит, что у вас в понятии философии имеется пробел, и что там, в этом пробеле, вам не интересно.
Аристотель: Есть некоторая наука(которой занимается философ), исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе.
С наличие подобного пробела вы будете ограничивать философию с позиции абсолютизма(а Болдачев, например, ограничивает её с позиции релятивизма).
Т.е. имея сей пробел, мы получаем два крайних ограничителя философии - абсолютизм и релятивизм. Отсюда "солипсизм" может относиться не только к позиции единичного(релятивизм), но и к противоположной - общего/всеобщего(абсолютизм). Отсюда становится понятно, почему вы к рассудку так относитесь(или к религии, науке философии), повторяя одну и ту же мантру.
Аристотель: сущее как предмет философии
Геннадий Макеев, 9 Декабрь, 2025 - 09:53, ссылка
ЛАС/ мне это не интересно, речь была о понятии философии/
Согласен, по Аристотелю- это мне хорошо известно, нет никакого пробела.
ПЕРЕСКАЗ Аристотель. Метафизика, IV, 1-8, 1003а20-1012b30 // Сочинения. В 4-х тт. Т.1. – М., 1975
Есть некая наука, исследующая сущее само по себе как таковое. Эта наука не тождественна ни одной частной науке, которые не исследуют общую природу сущего, а отделяют себе какую – то часть его.[1003а20-25]
О сущем говорится в различных значениях(6), но всякий раз по отношению к одному началу …» [1003b5-10]. Диалектики рассуждают обо всем, а общее всем-сущее [1004b20]. Каждый род есть сущее [1005а20].
Наука исследует первое, сущность - то, от чего зависит остальное. Философ должен знать начала и причины сущностей [1003b15].
Сущее (один человек) и единое (человек) - одно и то же, как начало и причина[1003b20-25].
Сущность каждой вещи есть "единое" (жучка собака) [1003b30]. Противоположность (различие) - единому противолежит многое[1004а5-10].
в каждой паре противоположностей одно есть лишенность, и все противоположности сводимы к сущему и не-сущему, к единому и множеству, [1004b25]. Все признают началами противоположности[1004b30].
Достоверное - наиболее очевидное начало, не есть предположение [1005b10]. Наиболее достоверное положение - это то, что противолежащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными (закон непротиворечия, исключения третьего)[1011b10].
1025 знаков со ссылками.
2. ПЕРЕСКАЗ Аристотель. Метафизика, VI, 1-4, 1025b-1028a5// Сочинения. В 4-х тт. Т.1. – М., 1975
Знание (начал и причин) имеет дело с одним определенным сущим а не с сущим вообще и не поскольку оно сущее, и не дает никакого обоснования для сути предмета, а исходит из нее: [1025b5-10].
Учение о природе (физика) также имеет теперь дело с некоторым родом сущего, а именно с такой сущностью, которая имеет начало движения и покоя в самой себе ( деятельное начало - в деятеле, в творчестве – в творце) [1025b20].
Есть нечто вечное, неподвижное [1026а10], что исследует первая философия[1026а20],исследует сущее как сущее у которого пять значений:
1)- это сущее в смысле привходящего,
2)другое - сущее в смысле истины (и не-сущее в смысле ложного),
3)а кроме того, разные виды категорий, как, например, суть вещи, качество, количество, "где", "когда"…
4)сущее в возможности 5)и сущее в действительности [1026а30-35.1026b]
Случайное, привходящее сущее. Платон был прав, когда указывал, что не-сущее -это область софистики (Софист 254а).Имеют дело с привходящим [1026b15]. Случайное[1026b30]может быть так или иначе[1027а15]. Нет науки о привходящем - это очевидно, ибо всякая наука - о том, что есть всегда, или о том, что бывает большей частью[1027а20].
----------------------------------------------------
Но я не об Аристотеле, а о вашем понимании, понятии, определении философии?
Или это просто уровень ПРЕДСТАВЛЕНИЯ?
А.Н. Муравьев: феноменологическое введение в научную историю философии
1) Трудность «Феноменологии духа» Гегеля
"Феноменология духа" – одно из самых фундаментальных произведений в истории философской мысли и, быть может, поэтому одно наиболее трудное и сложное для понимания. Почему "Феноменология духа" одно из наиболее трудных произведений Гегеля? По мысли д.ф.н. А.Н. Муравьева трудность «Феноменологии духа» можно свести к трем моментам в восприятии автора (ЛАС*а): наука, филоонтогенез, критика.
Первая трудность: наука уособого рода
Задача «Феноменологии духа» проверить то, что истина есть СУБСТАНЦИЯ - СУБЪЕКТ. Истина есть научная система, а наука не может иметь недоказанных предпосылок. Философия как наука есть высшая форма духа. У Платона («Пир», «Миф о пещере») данный тезис провозглашается, но доказательство отсутствует. Рассказ Диотимы на 3-4 страницах, а у Гегеля боле 400 страниц, где в сжатой форме изложена вся история культуры. В чем и трудность «Феноменологии духа".
В конце пути все противоположно, что было в начале. Здесь почти полное единство предмета и сознания. Позиция Парменида: бытие и мышление одно, бытие можно только мыслить. Только после этого философия начинается как наука. Разум в бытии находит мышление (в бесконечных понятиях) а в мышлении бытие (реальность в особенном моменте понятия). ЛАС: или абсолютная идея есть истина как единство понятия и его реальности.
И только после этого «почти» единства сознания и предмета начинается философия как наука.
К.А.Сергеев, Я.А.Слинин
"ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА" ГЕГЕЛЯ КАК НАУКА ОБ ОПЫТЕ СОЗНАНИЯ
«Философия должна быть строгой наукой, а не просто критикой познания или "мудрствованием". И уже в начале своего "Введения" Гегель перестает использовать термин "философия", а говорит только о науке. Философия, считает Гегель, к его времени уже достигла своей собственной сути быть своим собственным понятием. В этом заключается "реальное знание", т.е. наука в ее подлинном, адекватном себе смысле. Вот почему гегелевская тематика привлекла Шпета в его попытке построить философию строго научного знания в противоположность такому философствованию, которое мнит себя мудростью в претензии поучать всех и всякого в любых делах и вопросах».
Прибавление от ЛАС
Атрибуты науки: 1) Объективность: 2) Системность; 3) Направленность на познание сущности. 4) Аргументированность, обоснованность, доказательство научного знания
Если атрибуты в традиционной науке излагаются с позиции рассудка, то в философии как науке особого рода ( МАН) данные атрибуты излагаются на уровне разума.
Вторая трудность: филоонтогенез
Этот необходимый путь должен пройти каждый человек самостоятельно через иллюзии истины, т.е. различные формы достоверности предмета для духа. Достоверность есть то, что духу кажется истинным в соответствии с уровнем развития духа. Истина и заблуждение на этом путине разделимы. Истина прокладывает дорогу к себе через эти заблуждения. Гегель понимал феноменологию как историю отдельных и последовательных этапов освобождения мышления от всевозможных притязаний чувственности. В этих относительных формах сознания есть абсолютное содержание. В этом и есть путь духа к истине, или путь истины к себе самой. Поэтому А.Н. Муравьев определил дух как «истина в себе и для себя»....
«Феноменология духа» по необходимости есть софистическое произведение. Это преходящий ряд рождений и смертей духа, через это идет развитие духа. Дух многократно переживает смерть своих ложных форм. Истинный дух рождается в муках. Философия есть наука умирать (Платон). Смерть конечного духа (душа) порождает бесконечность духа (дух как самость). Собственная сущность духа изначально не дана, к этому необходимо прийти, только тогда философия достигнет уровня науки.
Гегель открывает фило-онтогенез в отношении развития рода и индивида.
Филогенез (греч. phylon племя, род) - процесс исторического развития организма
Онтогенез (греч. оntos - существо, особь) – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти
Т.е. индивидуальное развитие должно обязательно пройти все стадии развития своего рода, чтобы реализовать природу человека (что заметил Энгельс, что плод в утробе материи проходит все стадии развития живого). Поэтому «Феноменологию духа» необходимо не просто прочитать, а буквально пережить все ступени опыта сознания.
Третья трудность: критика
После этого пути духа, застревание на какой-то ступени, обнаруживает неполноту духовного развития. Хорошо было до Гегеля, можно было находиться на любой ступени развития и не знать несовершенства. Несовершенные духи стремятся разделаться с Гегелем, (что он не смущал их всякими бесконечными понятиями). Поэтому после Гегеля начинается естественная критика и это не случайно. Критика есть признак того, что этот необходимый путь духа не проделан. Возражать против критики несовершенного духа, того же воинствующего рассудка бесполезно, т.к. он убежден в своей достоверности предмета. Но понять рассудку то, что эта достоверность есть иллюзия, заблуждение, ложь возможно только с позиции разума.