
О диалектике А = А
и
разумности А = неА
Кому-то заголовок может показаться странноватым .
Так как А = А – правило формальной логики Аристотеля,
и при чём тут диалектика-то ?
И там же А = неА – просто абсурд абсурдный.
Хотя пропагаторы сей формулы уверяют в голубом глазу,
что там-де – супер-диалектика некоего мифического пупер-разума.
Зато А = А – отстой в низком и убогом рассудке.
Да и какая вообще в А = А может быть диалектика,
если в диамат-обскурантной традиции её тупо сводят к Энгельсову троезаконию:
борьбы протилежностей,
отрицалова отрицания ,
да перехода кол-ва в кач-во .
Что ж, поговорим о диалектичности А = А
и в чём может быть разумность А = неА.
1 . Начнём с определения диалектики .
В словаре Даля читаем
ДИАЛЕКТИКА ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения;
по злоупотреблению – искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения.
Диалектик: ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист.
То есть, диалектика:
и логика с грамматикой, но
и ловкий пустозвон тоже.
Впрочем, отставим Даля нашего незабвенного, ибо у
Гегеля роль диалектики качественно иная,
и отнюдь не риторическая и, тем паче, пустословная.
Она у него
– по меньшей мере
второй момент логического .
ЭФН § 79. Логическое по своей форме имеет три стороны:
а) абстрактную, или рассудочную,
б) диалектическую, или отрицательно-разумную,
в) спекулятивную, или положительно-разумную.
Эти три стороны не составляют трех частей логики, а суть моменты всякого логически реального, т. е. всякого понятия или всего истинного вообще.
Все они могут быть положены в первом моменте,
в моменте рассудочности, и благодаря этому могут быть удерживаемы в своей обособленности, но в этом виде они рассматриваются не в их истине.
И далее
§ 80 а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием.
Но этот
фундаментальный недостаток – плата за столь
же фундаментальную необходимость рассудка
… мы должны признать право и заслугу чисто рассудочного мышления, состоящую вообще в том, что как в теоретической, так и в практической области никакая прочность и определенность невозможны без помощи рассудка. Что касается процесса познания, то он начинается с того, что наличные предметы постигаются в их определенных различиях; так, например, при рассмотрении природы различаются вещества, силы, виды и т. д. и самостоятельно фиксируются в этой их изолированности. Мышление действует при этом как рассудок, и принципом его деятельности является здесь тождество, простое отношение с собой.….
Не только в теоретической, но и в практической области нельзя обойтись без рассудка. Для того чтобы совершить поступок, требуется главным образом характер, а человек с характером — это рассудительный человек, который как таковой имеет перед собой определенную цель и твердо ей следует.…
Далее, рассудок есть вообще существенный момент образования. Образованный человек не удовлетворяется туманным и неопределенным, а схватывает предметы в их четкой определенности; необразованный же, напротив, неуверенно шатается туда и обратно, и часто приходится затрачивать немало труда, чтобы выяснить с таким человеком, о чем же идет речь, и заставить его неизменно держаться именно этого определенного пункта.…
Что, наконец, философия также не может обойтись без рассудка, это после всего вышесказанного вряд ли нуждается в особом разъяснении. Для философствования требуется прежде всего, чтобы каждая мысль мыслилась нами во всей ее строгости и чтобы мы не оставляли ее смутной и неопределенной.…
Но обыкновенно говорят также, что рассудок не должен заходить слишком далеко, и это утверждение верно, ибо рассудочные определения, разумеется, не являются последним результатом, а, наоборот, конечны, говоря более точно, носят такой характер, что доведенные до крайности превращаются в свою противоположность; юношеству свойственно блуждать в абстракциях, но человек, умудренный жизненным опытом, напротив, не отдается абстрактному или-или, а держится конкретного.
Так что,
рассудок неминуемо ведёт к диалектике
(греки, Кант, Фихте Гегель, Гёдель).
§ 81. б) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.…
Диалектика же есть, напротив,
имманентный переход одного определения в другое,
в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно,
движущая душа всякого научного развертывания мысли.…
Но философия не останавливается на голом отрицательном результате диалектики, как это происходит со скептицизмом. Последний ошибочно понимает этот результат, беря его лишь как голое, т. е. абстрактное, отрицание, ибо отрицательное, получающееся как результат диалектики, именно потому, что оно представляет собой результат, есть вместе с тем и положительное, так как содержит в себе как снятое то, из чего оно происходит, и не существует без последнего. Но это уже составляет основное определение третьей формы логического, а именно спекулятивной, или положительно-разумной, формы.
§ 82 в) Спекулятивное,
или положительно-разумное,
постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.
Примечание.
1) Диалектика приводит к положительному результату, так как она имеет определенное содержание или, иначе говоря, так как ее результат есть поистине не пустое, абстрактное ничто, а отрицание известных определений, которые содержатся в результате именно потому, что он есть не непосредственное ничто, а результат.2) Это разумное, хотя и оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, но единство различенных определений.
Философии вообще совершенно нечего делать с голыми абстракциями или формальными мыслями, она занимается лишь конкретными мыслями.
3) В спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика,
и первую можно сразу превратить в последнюю; для этого нужно только выбросить из нее диалектическое и разумное, и она превратится в то, что представляет собой обычная логика, — в историю различных определений мысли, которые, хотя они на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным
Так Гегель замыкает логическое кольцо (Kreis ), стартуя с
а) абстрактного рассудка
(скажем, в виде формальной логики Аристотеля) ,
б) приводит к рассудочной диалектике
( например, антиномиям Канта)
И, добавлю, 6\9 на асфальте, Буриданову ослу ...
в) каковой тупик снимают в рассудочной спекуляции, коя возвращает к а)*
Собственно, когда говорят о методе Гегеля , то , не зависимо от субъективного мнения, объективно речь вот о таком рассудочном кольце а-б-в (а').
В диаматной традиции тут принято говорить о спирали. Потому что это новое
неминуемо порождает новый тупик диалектики (Гёдель) , для выхода из которого снова приходится придумывать надлежащую спекуляцию (Гегель, Гёдель) .
Думается, что именно такое логическое
Гегель и назвал объективным мышлением ,
отожествив даже с материей
Это объективное мышление и есть содержание чистой науки. Она поэтому в такой мере не формальна, в такой мере не лишена материи для действительного и истинного познания, что скорее лишь ее содержание и есть абсолютно истинное или (если еще угодно пользоваться словом «материя») подлинная материя, но такая материя, для которой форма не есть нечто внешнее, так как эта материя есть скорее чистая мысль и, следовательно, есть сама абсолютная форма. Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и конечного духа.(Введение НЛ )
У него, к слову,
как у ЛАСа , идеализм и материализм
- одна сатана, если проведена надлежащим чином.
2. О разумности А = неА
В формальной логике, как упомянуто выше, А = неА – абсурд.
Ибо напрочь лишает логические рассуждения хоть какого-то смысла.
Но ведь с такими "алогичными" ситуациями мы вроде бы сталкиваемся постоянно.
Скажем, налево-направо, вперёд-назад – как бы одно и то же, в чём легко убедиться, развернувшись на 180о. Не отличимы северный и южный полюса магнита, (+) и (–) электрические заряды. Но все же, все эти направления, отражения и полюса противоположны, не равны: А ≠ неА (А ≠ –А) .
Есть, однако, натурный пример, когда неубиенно А = неА.
Скажем, все знают, что путь из Португалии в Индию – на восток.
Вопреки сему, Магеллан пошёл на запад. И на этом опыте было доказано, что Восток = Запад. Впрочем, это обусловлено земной топологией, и не снимает вопрос : резонно ли возводить в некий обще-философский принцип даже сумму таких примеров.
Но Гегель-то аккурат и указывает на такую имманентное (присущее , внутреннее) , как пишет, свойство абстрактного рассудка
Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое.
Что ж рассмотрим сие на примере диалектики А = А.
3. О диалектике А = А.
В логике под А можно подразумевать, что угодно. Но без ограничения общности можно полагать, что А = 1 (число такое, если кто призабыл или не в курсе).
Тогда
а) в абстрактном рассудке 1 = 1, (В НЛ Бытие = Бытие, Ничто = Ничто).
Иначе нет арифметики, математики вообще, да и логики (Гёдель).
б) Но в то в абстрактном рассудке, а по жизни-то как мы узнаём, что у нас 1, а не что-то иное: 0, 0.7, 1.01, 2, 5 … ?
И вопрос сей отнюдь не прост , поскольку определённо знаем, что 1 ≠ 1.
Потому как , если 1 получаем из измерений (сравнения с эталоном), то неизбежно с погрешностью, т.е на самом деле 1 ≠ 1 (эталонной).
Ещё круче – в информатике с логикой.
Если , скажем, по линии связи получаем 1 (да, истина) или 0 (нет, ложь) ), то сие – лишь с некоторой вероятностью, так как на самом деле вместо 1 мог поступить 0 + шум ( или наоборот: 1 + шум приняли за 0).
Кроме того, 1 (и/или эталон) могут изменяться.
В результате и получаем диалектику:
по форме 1 = 1, а
по жизни 1 ≠ 1.
в) Так что по жизни как-то выкручиваемся, хитрим, спекулируем.
ва) Например, если ошибки измерений малы, то заметаем их под ковёр, полагая 1 = 1.
Помятуя, однако, что с такой абстракцией можем и прогореть.
В цифровой технике бьёмся за примлемую интенсивность просчётов (вовсе избежать нельзя). А также их роли в информационном процессе ( корректирующие коды, контрольные суммы, повторы кадров).
вб) Если существенно, что А ≠ А , то учитываем ошибки А , вносим поправки , учитываем временные, пространственные и иные (эволюционные скажем так ) изменения , корректировки, приспособления ...
вв) Если сталкиваемся с качественным (революционным) изменением А , меняем парадигму:
село-деревню оборудуем, как город,
классическую физику заменяем квантовой,
капитализм (ЧС-хаос) социализмом ( ОГАС) … .
И хоть здесь существенно, что А ≠ А,
но, следуя Гегелеву логическому, по-любому
из рассудка не выпадаем.
Комментарии
В диалектике формулы А=А; А≠¬А; А=¬А нельзя разрывать. Они от этого становятся бессмысленными. Т.е. диалектическая запись выглядит так:
А=А≠¬А=А
Вы сегодняшний это Вы, но не Вы вчерашний, который то же Вы, но не Вы сегодняшний.
А в целом, формула любого движения:
А →¬А=А
А переходит в не А, которое становится А.
Вот, движется некий предмет, он в моменте времени включает в себя множество точек пространства, у каждой из которых свой набор координат. В другой момент времени, будет другой набор точек с другими координатами, однако мы говорим, что это один и тот же предмет. На основании чего? Только того, что в предыдущем наборе пространственных точек, никакого предмета уже нет? Если бы был, мы несомненно поняли бы, что один предмет, занимающий одну область пространства и другой предмет, занимающий другую область, это разные предметы, но если одного предмета, во второй момент времени нет, мы тут же соглашаемся, что эти два, разных предмета, это один и тот же предмет. А →¬А=А
Илья Геннадьевич, 1 Февраль, 2026 - 17:55, ссылка
А кто разрывает ?
Скажем, когда на дисплее видим 0,
то по уму держим, что это может быть сбой 1 .
Илья Геннадьевич, 1 Февраль, 2026 - 17:55, ссылка
Сводите ли Вы, Илья Геннадиевич,
диалектику только к движению во времени-пространстве ?
С учётом того, что эти категории - выдумки смертных* (Парменид) .
.
А летящая стрела и вовсе покоится (Зенон).
Вопреки заклинаниям Гераклита
-------------------
* Для бессмертных они не очень актуальны
(В квантах, к слову, - тоже).
Диалектика это про всякое движение, про всякий процесс, всякое развитие. Куколка бабочки не тождественна имаго бабочки, но и то, и другое тождественно бабочке.
Поскольку у меня движение, это единственная фундаментальность, а само движение проявляется, как отображение в самого себя, то мимо:
А →¬А=А
пройти никак не получается. Без этих превращений, движение никак не получить, точнее не распознать. Привет Зенону и его стреле. Стрела не покоится, а сохраняет тождественность самой себе, отображается каждый раз в саму себя. Посему, она не только перемещается, что очевидно, но и движется, что не так очевидно и требует некоторых усилий, для осознания.
Илья Геннадьевич, 1 Февраль, 2026 - 22:06, ссылка
Если я Вас правильно понял, Илья Геннадиевич,
то диалектика у Вас - движение.
Само же движение аж никак не определяете ,
отсылая к чему-то , ещё менее понятному: процесс, развитие, изменение, превращение, отображение ... .
Хуже того.
По обыкновению движение определяют относительно того, что в данном конкретном случае назначают покоем , неподвижным.
В механике, к примеру, к - системе отсчёта: это такая твердь, оборудованная эталонными часами и линейкой.
Типа, вечными, неизменными и абсолютно точными. Чудово осознавая , что - ничего подобного по всем этим свойствам.
А у Вас даже покой - какое-то загадочное движение-мельтешение.
Так что действительно
- низкий поклон и высшая пошана Зенону ,
стрела коего до сих пор неопровержимо покоится.
Движение это движение, а диалектика это диалектика. Но диалектика это про движение. Отражение движения в мышлении.
Естественно, если движение единственная фундаментальность, то определить её никак нельзя. Не через что. Ничто не предшествует, ничто не рядомполагается.
Все эти слова объединяются словом действие. А движение есть причина любого действия. Действие в языке обозначается отдельной и очень специфичной частью речи - глаголом. Всё что в речи может быть отображено какой-либо глагольной формой, является действием, а за ним прячется его причина - движение.
Не путайте движение и перемещение. Перемещение лишь эффект, один из множества, создаваемых движением. Перемещение это отношение предметов в пространстве и изменение этих отношений. Посему, перемещение всегда относительно, движение абсолютно. Для понимания этого достаточно рассмотреть парадокс близнецов из теории относительности. Систему отсчёта можно делать любую, но возраст изменится всегда только у одного близнеца. Потому что он не просто перемещался относительно чего-то там, а двигался.
Да, квантовый осциллятор, будет осциллировать и при абсолютном нуле температур, потому что, как только он перестанет осциллировать он попросту перестанет быть. Быть, это то же глагол. Действие, за которым стоит движение. Нет движения - нет и бытия. Так что, покоиться (что делать?) это тоже действие, которое возможно лишь благодаря движению. Привет зеноновой стреле.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
То есть, диалектика - вещь вымышленная, рассудочная ?
В натуре, её, стало быть, нет .
И именно потому у Энгельса так и не получилось написать "Диалектику природы",
хоть и посвятил этому с четверть века своей жизни .
Обнародовал, положим, наброски в "Анти-Дюринге", и дальше дело не пошло.
Да и не могло, что характерно.
Рассудочная, но не выдуманная.
"диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении."
Что Вы пронимаете под словами: "в натуре"?
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 14:56, ссылка
В:
а) Логике;
б) Природе;
в) Духе.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
Хитроум Гегель
в этой ситуации выкрутился
первой же фразой "Науки Логики"
Ну, это не первая фраза.
После длинного вступления, первая книга начинается со слов:
"Только в новейшее время зародилось сознание, что нахождение начала в философии представляет собой какие- то трудности..."
И самая известная трудность - не всё возможно определить. Фундаментальные вещи не определяемы. В силу своей фундаментальности. Производные, запросто определяются через них, а вот их самих определить не через что.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
Гегель и тут хитрее.
Ничто в Науке Логики
- категория, следующая за Бытием.
Причём
а) то же, что Бытие (как пишет: абсолютно не отличимо);
б) но абсолютно же противоположно.
Для себя это представил,
как лист бумаги ( а лучше графена).
а)Пусть лицевая сторона - Бытие;
б) тогда оборотная - Ничто.
В этой (объективной, заметим) диалектике
Бытие определяет Ничто, а Ничто - Бытие.
Но , опять же заметим:
ни то , ни другое сам лист не определяет.
Ни в отдельности, ниже вместе.
Ибо лист формирует обрез - место перехода Бытие <-> Ничто ,
Это - Становление (наличное бытие)
- третья категория НЛ .
И вся она в целом - система таких троек Б<->Н->С
( там насчитал более 2 сотен , а в целом в его учении - тысячи и тысячи) .
Не то выделили болдом.
Ничто не предшествует...
Движение это начало, ему ничто не предшествует.
Ничто, как и у Гегеля, появляется на втором шаге. Как простая унарная операция, единственная доступная в самом начале, когда есть что-то одно и ничего больше нет - отрицание.
Проблема Гегеля была в том, что он не показал откуда у него взялось движение, хотя бы в виде становления. Он ловко сказанул, вот мол: "становление; такое движение, в котором ..."
Какое движение? Откуда взялось? Только что, было лишь чистое бытие, было ничто и больше ничего не было. А самое печальное, что неоткуда взять движение. Его можно только положить, как нечто, что есть.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 15:43, ссылка
Да квантовое,
Илья Геннадиевич.
А именно: квант* возник\исчез.
Бытие (Ничто) у него исчезает в Ничто(Бытие) ,
дабы возникнуть там в качестве того Ничто (Бытия)
Помнится, когда раз ...дцатый
вчитывался в Бытие-Ничто-Становление
пытаясь понять, что же Гегель хочет внушить мне,
полупроводниковому технологу в одной из прошлых жизней ...?
... Как вдруг : ба, да ведь
а) Бытие - валентная зона п\п,
б) Ничто - проводимости ( или наоборот - не суть), а
в) Становление - то , что получал сообразно ТЗ, ТУ и прочим регламентам.
И всё стало на свои места.
С тех пор без особых проблем нахожу Б-Н-С во всём, с чем достаточно плотно сталкивался :
кабели, бухгалтерия, торговля, "Капитал" Маркса**, объёмное зрение, биржевые игрища , плавучесть кораблей , сигнал\шум и прочая информатика...
------------------
* К слову, Гегель, похоже, первым ввёл в науку этот термин в его современном представлении-понятии. А его пустота имеет свойства физического вакуума , как его нынче представляют.
** Впрочем, раньше меня:
Ленин, МИБ (Белоногов МИ) : потребная стоимость , меновая, товар ... .
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
То есть:
пушка, матушка царица,
- особь статья, а гаубица - особь ...
Хотя из обоих орудий можно стрелять
как прямой наводкой, так и навесным огнём.
А ведь ведь Оккама предписывал не плодить сущности сверх необходимого.
И потому в квантах
- никаких перемещений и скоростей.
А движение примитивнейшее: квант возник\исчез .
Всё же не совсем так. Нет траекторий, нет скорости в привычном смысле, однако, импульс-то есть.
Не движение, действие. В КМ вообще всё завязано на действие.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 16:08, ссылка
Ага,
с моментом и энергией тож.
Которые возникают\исчезают вместе с квантами полей, занимающих всё доступное им пространство-время.
По каковой причине фотон, к примеру, никуда не летит и не перемещается : возникая везде , где есть ЭМП, и тем же манером исчезает.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
Пример неудачный.
Потому что формализм СТО
- лишь для инерциальных систем отсчёта.
Чего нельзя сказать про систему, связанную по крайней мере с одним из близнецов.
Этот парадокс обсосан со всех сторон много раз. И вывод, во всех рассуждениях, сводится к одному, кто двигается, тот и молодец. Причины каждый раз находят разные, это дело личного вкуса и предпочтений, но вывод всегда одинаков.
И он как раз прекрасно иллюстрирует эту разницу, между относительностью перемещения и абсолютностью движения.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 16:25, ссылка
В средние века такого рода занятия называли схоластикой.
А Витгенштейн - псевдо проблемой.
Короче , обсасывать там нечего.
Перемещение - эффект как бы классический ,
то есть с участием (сверх)больших квантовых ансамблей (стат-сумм).
А диалектика (движение) самих квантов примитивнейшая:
а) возник;
б) исчез.
То и другое - с некоторой вероятностью.
Так сказать, за окном мелькают, могут мелькать гораздо большего объема информации, по возможному количеству объекты) Потому частота кадров здесь снижается, время замедляется... С точки зрения информации разрешаются все проблемы, а вот с материей одни только проблемы) Потому приверженцам материи наверное надо памятник упорства в безумии поставить)))
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 11:35, ссылка
И что же там осциллирует ?
Скажем, на нижнем уровне атома водорода ?
Или в молекуле водорода при 0 К ?
Неужели исчезает ?
В том-то и дело, что не исчезает, в том-то и дело, что осциллирует:
Вон, красная линия, она как раз на нижнем уровне. Как видим, никакого покоя нет. И быть не может.
Илья Геннадьевич, 2 Февраль, 2026 - 16:29, ссылка
Но ведь и движения - тоже никакого,
потому как уровни эти -
СТАЦИОНАРНЫЕ.
ЛАС, 1 Февраль, 2026 - 17:40, ссылка
cherry, 1 Февраль, 2026 - 12:19, ссылка
Ещё бы возражал.
При такой-то рениксе
совсем уж чудернацкой .
Потому как Гегелевом логическом
(-)диалектическое возникает аккурат
тогда и от того, что в рассудке не получается сформировать (+)разумное понятие.
cherry, 1 Февраль, 2026 - 18:14, ссылка
Полностью согласен с позицией Ильи Геннадьевича.
Женя, если прав, то
сможешь хоть одно разумное понятие сформировать при такой "диалектике".❓❓❓
У тебя не получиться, ты не просто не знаешь как подступиться к моменту своего любимого рассудочного, но и к диалектическому моменту в круге диалектики с большой буквы.
ЛАС, 2 Февраль, 2026 - 12:21, ссылка
Ты никак не хочешь отставить попытки затащить в шарлатан-болото?
Потому как
в диалектике - никаких (мёртвых) понятий вообще, Лёня.
По той простой причине
что, как указывает Гегель,
сформировать любое понятие можно в абстрактном рассудке
- единственном инструменте объективного мышления.
( он же - первый момент Гегелева логического ).
А назначение диалектического (второй момент),
- аккурат рассудочное же отрицание понятий первого момента ( в т.ч. всех и всяческих "законов") .
Потому Гегель и назвал диалектику душой науки (её движителем, да и всего прочего ).
Учи Гегеля, дорогой, без халтуры .
Воинствующий рассудок.
ЛАС, 3 Февраль, 2026 - 10:18, ссылка
Именно так ,
и никак по иному.
Чему, собственно, и учит Гегель.
Потому как рассудочное мышление - объективное,
тожественное природе, материи (инобытию Логики по-Гегелю).
cherry, 3 Февраль, 2026 - 10:28, ссылка
В рассудке -понятия мертвые.
Верно, так как рассудок не видит ЖИВОГО, ЧТО ВНУТРИ ВЕЩЕЙ.
ГЕГЕЛЬ нл/27
ЛАС, 3 Февраль, 2026 - 10:43, ссылка
В законодательном - сразу врезультате формулировки.
Ага,
потому что она - уничтожение формальной логики и мёртвых в ней понятий.
И, главное, - законов и абсурдов типа ДЛ .
Т.е. абсурдов ДЛ
ЛАС, 3 Февраль, 2026 - 12:57, ссылка
Атрибуты диалектической логики https://t.me/lasnif/1710/6688
http://philosophystorm.ru/dialekticheskaya-logika-0#comment-718275
1) Предмет – абсолютная истина, (абсолютная идея)
2) Задача – разрасти хаос категорий
3) Метод – диалектика абсолютного понятия
4) Цель – определенность мышления упорядоченного целого во всем объеме всеобщего
5) Сущность – диалектическое противоречие восхождения от абстрактного к конкретному
=
Или что там у тебя в рассудочной диалектике?
ЛАС, 3 Февраль, 2026 - 13:06, ссылка
То , что нашей бортовой логике её
приходится снимать буквально на каждом шагу.
Ступить :
- левее-правее,
- подальше-поближе,
- повыше-пониже.
С континуумом вариантов в каждом направлении.
О чём практически не задумываемся,
хотя я не берусь оценить мощность нашей логики ,
коя да миллисекунды всё это просчитывает, оптимизирует и раздаёт надлежащие команды миллиардам мышечных волокон нашей опорно-двигательной системы.
С десятками (сотнями ?) степеней свободы.
И у каждой , между прочим, - своя диалектика .
cherry, 3 Февраль, 2026 - 13:41, ссылка
В диалектике монизм, а не релятивизм.
ЛАС, 1 Февраль, 2026 - 11:17, ссылка
Философия абсолютного релятивизма
ЛАС, 4 Февраль, 2026 - 18:05, ссылка
cherry, 3 Февраль, 2026 - 13:41, ссылка
Какой монизм,
если тезис\антитезис.
И пуще того.
Переход рассудочных определений в противоположные (Платон, Кант)
(§ 81 "ЭФН". Гегель) .
Все, что нас окружает, может рассматриваться как пример диалектики ("-")
МОНИЗМ ФИЛОСОФИИ, ДИАЛЕКТИКИ
cherry, 4 Февраль, 2026 - 18:36, ссылка
ЛАС
Монизм ВСЕОБЩЕГО.
ТЕЗИС = всеобщее
АНТИТЕЗИС- то же всеобщее, но в своей определенности.
СИНТЕЗ - то же Всеобщее, но в своей двойной определенности как понятие.
МИБ - закон исключения второго, или иного ВСЕОБЩЕГО.
Диалектика как плюрализм есть софистика. Философия и её метод диалектика плюрализмом мнений и абстракциями не занимается.
Поехали в постмодернизм
mp_gratchev
ЛАС, 1 Февраль, 2026 - 11:33, ссылка
Философия абсолютного релятивизма?
Напоминает мысль лидера греческой софистики Протагора.
Диалектика это строгое
Филологическое выражение.
Если чисто Объективно,
если аргументировать что от чего и чем отличаеться,
то, если опустить вопрос наличия нужных слов,
возникают субъективные вопросы, где колличество переходит в качество.
Кроме каких то простых сииуаций, как заряд Элктрона и Протона.
И о спорщиках.
Какие то отличия в общем всем понятны.
Но кто то просто не желает соглашаться,
и требует Филологически строгого выражения.
О А = А, и А = не А.
Когда мы говорим о А = А,
обычно это вопрос само Тождествености абстрактных фигур.
Если о Реальных объктах, то иначе.
Вероятно А = А, вы имеете ввиду
похожие объекты, из группы А, - А1 и А2.
Тогда это вопрос значимости отличий.
Если вы, в таком случае,
доказываете в вас что А = не А,
то вы имеете ввиду, что для вас Аn (не А1 и не А2),
существенно не отличается от А1 и А2, из группы А.
Sergiy_f1, 3 Февраль, 2026 - 12:12, ссылка
Точнее - его отрицание
(Гегель : переход рассудочных определений в противоположные).
Sergiy_f1, 3 Февраль, 2026 - 12:12, ссылка
Всё зависит от того, какое количество ( относительно меры) и чего качество ?
Например норматив ПУЭ: при аварии оборудования вероятность взрыва не больше 0.001 (мера) .
Иначе - не пригодно к эксплуатации. .
Sergiy_f1, 3 Февраль, 2026 - 12:12, ссылка
О чём это ?
Если о диалектике
Теза: на асфальте 6
Атеза: нет, 9,
То об выражения одинаково строги.
Гегель такие (?) ситуации называл колебаниями .
//О чём это ?
Если о диалектике
Теза: на асфальте 6
Атеза: нет, 9,
То об выражения одинаково строги//
В чём строгость? Строгость в филологии высказываний или в чём-то другом?
Например, не менее строги:
Теза: на асфальте 4
Атеза: нет, 7
Оба выражения одинаково строги. Скажете что не так?
Другой пример,
Теза: истинно, что лгу
Атеза: нет. Ложно, что лгу.
--
Описана совершенно другая ситуация, и у неё будет другое моделирование, и будут выявленые другие факторы, не такие же как в ситуации 6-9. В ситуации 6-9 обе стороны во-первых говорят правду, во-вторых об одном и том же объекте. В ситуации 4-7 что-то не так либо с правдивостью, либо с выделением объекта.
Обратите внимание на понятия - "Ситуация", "Факты", "Факторы", "Моделирование". Все эти понятия в вашей ЭДЛ отсутствуют, что делает её неполной. Из-за этого она не может описывать мышление, отправляя критиков в психологию. Хотя казалось бы, моделисты и психологи - разные хобби.
//Описана совершенно другая ситуация//
Никак нет. В примере ни слова о ситуации. Даны голые Теза и Атеза.
Если вникнуть в описание ситуации, то никакого противоречия нет. Ибо не выполняется условие противоречия "быть противоположностям в одном и том же отношении. Стороны смотрят на 6-9 с разных сторон.
--
mp_gratchev, 4 Февраль, 2026 - 18:59, ссылка
//Описана совершенно другая ситуация//
Это уловка,
Михаил Петрович,
- не даёт ответ на вопрос:
так что же написано-то: 6 или 9?
Скажем, на одну стороне согласились, что 6 , перешли на другую: нет, таки-9.
А если так важна одна сторона, то парадокс Буриданова осла ,
который помрёт с голоду, не имея логических оснований начать трапезу с какой-то из двух одинаковых кормушек.
...
mp_gratchev, 3 Февраль, 2026 - 23:54, ссылка
В рассудочном идентифицировании цифры 6 наблюдаемого на асфальте.
Оно же - 9 с другого ракурса.
//Оно же - 9 с другого ракурса. //
Поздравляю! Взят с поличным.
"с другого ракурса" и есть "в разных отношениях", а статус противоречия - быть в одном отношении.
--
mp_gratchev, 4 Февраль, 2026 - 19:05, ссылка
Не проходит,
Михаил Петрович .
Что мешает другой назвать первым ?
В этом-то отношении они совпадают, дорогой.
- Нет?
Это, как кормушки перед Буридановым ослом.
Ну, назовём первой - левую.
А почему не правую ?
— Оно же - 9 с другого ракурса. //
— Поздравляю! Взят с поличным."с другого ракурса" и есть "в разных отношениях", а статус противоречия - быть в одном отношении.
— Не проходит,
Вполне проходит. Если с одного ракурса смотреть на цифру 6, то Атеза "нет, это 9" однозначно ложная Атеза.
--
mp_gratchev, 4 Февраль, 2026 - 20:22, ссылка
Почему Вы так решили ?
По мне - так аккурат в одном .
А именно: в решении вопроса: какая цифирь на асфальте ? .
И кто прав?
mp_gratchev, 4 Февраль, 2026 - 20:22, ссылка
Это ещё почему?
Что Вы называет отношением ?
mp_gratchev, 4 Февраль, 2026 - 20:22, ссылка
Конгениально.
И наоборот:
6 - однозначная ложь со стороны 9.
В этом, собственно, иллюстрация сущности рассудочной диалектики.
Возникающих именно из-за внутренней порочности абстрактного рассудка.
Sergiy_f1, 3 Февраль, 2026 - 12:12, ссылка
Нет, об абстракции А=А,
хотя по здравому разумению А лишь≈ А,
Впрочем, Вы правы
- вопрос значимости отличие того, что идентифицировали как А от действительного. Скажем, на входе приняли 1 , а пришёл-то 0 + шум.
Sergiy_f1, 3 Февраль, 2026 - 12:12, ссылка
Что-то очень уж кучеряво.
Я написал , что в Индию - как бы на Восток,
но вот каравеллы Магеллана пошли на Запад, натурно доказав, что Запад=Восток.
Я так же лумал (или думаю), что Индия это Запад.
Так то туман в вашей голове, Индия это определенно Восток! Западом тут только от Англии запах остался от трупов тех миллионов индийцев, что сморили голодом те изуверы!!! И Восток с Западом никогда не сойдутся, ибо это как небо и земля, Западу никогда не дорасти до Востока...
Вы вообще не понимаете что есть Запад, что Восток. И про Древний Китай судя по всему не слышали, где наука и культура уже всегда была на порядки выше западной - недоразвитой... Не говоря уже об Индии и других странах Востока... И конечно же не в курсе, что например в конце 90-х, был измерен америкосами, средний интеллект по странам, так вот в штатах это 100, самый высокий в Индии - 140!!! это очень высокий интеллект для тех же США, Европы...
Это сейчас все перевернули с ног на голову...