Пять вопросов о философии как деятельности людей - с моими ответами (ниже - 1-5, 0 - мое предисловие к ответам. Интересны и другие ответы - смелых прошу к столу!
0. Философия возникла как эпистемное сообщество на основе обучающих молодежь строгому мышлению, как ядро движка воспроизводства данной суб-культуры. (Изначально субкультура строгого мышления включала в себя администрацию и юриспруденцию, сейчас - ещё и науку)
1. Где могут работать философы?
Основное традиционное место работы - обучение молодежи строгому мышлению. Попутно - идеологи партий, политтехнологи и прочие полит-манипуляторы. Говорят, сейчас - добавляется ещё и работа интерфейсом с LLM-машинами, посмотрим, насколько устойчива эта потребность.
2. Место философов в деятельности?
Анализ + стратегические идеи; язык работы
3. Какая деятельность у современной философии?
Развлечение для соответствующего эпистемного сообщества. По результатам - множество языков описания / мышления, которые конкурируют за головы деятелей.
4. В чем польза для общества от современной философии и философов?
а) Участие в воспроизводстве суб-культур строгого мышления. Бывала под вопросом, но ни одна попытка избавиться успехом не увенчалась.
б) Оформление в тексте ситуаций "Как оно все устроено" на самом верхнем уровне синтезов МойМиров людей.
Комментарии
kroopkin, 20 Май, 2024 - 10:05
Добрый вечер Павел!
перевод нейросетью
кратко
ответ нейросети на ваши 4 вопроса, пятый не нашел
Спасибо!
Там где работали Сократ, Платон, Кант, Лейбниц, Декарт, Гегель, Ясперс, Сартр, Дьюи, Винер.
Дополнить виды деятельности пунктом:
5. Философский допрос с Диалектическим пристрастием.
Исхожу из истории развитии философии в ее поворотном пункте (19 век), когда ей отказали в факультативности, а предложили междисциплинарность.
Да, эпистема, знание общества о себе и окружении, это все так. Но само знание стало настолько "разъезжаться", что индивид погружаясь в локальное знание, стал терять связь с глобальным миром (потерялся).
В помощь глобальной картине мире (КМ), к примеру, стали выпускать википедию, которая более всего должна была систематизировать знания. Систематизировать, это значит проявить интеллигибельность нашего мира как минимакс (например минимум содержания, максимум выразительности).
К примеру читаем за логику:
А как определить, что данное обобщение понятия логики справедливо для всех наук? Где критерий истины этого определения в глобальном масштабе? Кто и как должен адаптировать общество от конфликтов локального и глобального? Личного и общественного, народа и государства, страны и содружества, ...
***
Пробный вариант:
1. Какой главный аспект философии. позволяющий индивиду не "терять" КМ?
- глобальность, абстракция, общее... ;
2. Сущность философии?
- смысл как гармония двойственности: локальное/глобально ~ конкретное/абстрактное ~ частное/общее ~ 1 ;
3. Чему, кому служит философия?
- философия служит исключительно обществу, поскольку она никак не включена в ее институты (интеллектуальное товарищество) в качестве главной ведущей социальной силы общества как диктат смысла в необходимости трансформации при изменении обстоятельств;
4. Какие ценности определяют "высоту" (аксиологию) момента при необходимости трансформироваться? Что на данный момент самое главное в отношении взаимозависимости: локального и глобального, частного и общего и т.п? Откуда можно внести энергию для трансформации как оптимум?
- философия критически формирует ценности общественного блага существующего момента. Солидарность при наличии угроз государству (все равны в воинской службе); справедливость как норму производственной жизни (потребитель/производитель ~ 1); соотношение прав и обязанностей; и т.п.
5. - Философия дает оценку существующему состоянию дел общества в отношении ее ценностей (справедливости, солидарности, организованности, народ/власть, правовое поле, развития наук, ...)
- эффективность культуры как воспроизведение общества.
В кратком, символическом варианте эйдоса как минимакса, предварительно это выглядит так:
глобальность - смысл - трансформация - ценности - эффективность
***
Я отошел от более практичной стороны философии предложенной Павлом, но сузить, как мне представляется, проще ... . Можно развернуть аспект в каузальном плане, типа: ответы/вызовы, решения/проблемы,... но по-любому исходный смысл начинается с некой двоичности, между которой гармонии нет, а должна быть в идеале ... .
Занимаюсь философией 40 лет.
Я философ практик, причем с самого рождения. Я результаты своих размышлений сразу воплощаю в жизнь. Слово "философия" услышал рано, но в качестве приставки к мату. В 9 классе услышал определение: Философия - в переводе с древнегреческого - Любовь к Мудрости! Ага, посмотрел словари: -Фило - др.греч. - любовь, жажда, стремление.
Стремление больше подходит (с моей точки зрения).
А что такое "мудрость" Тут пришлось поломать голову. Жизненный опыт? Кого-то он учит, а кому-то как пятая колесо к телеге. (Жизнь ни чему не учит) В конце жизни я пришел к выводу, что "Мудрость" - это способность управлять будущим.
Строгое мышление позволяет получить конкретный, точный результат. Это область научной деятельности человека. А как же быть с искусством?
Философия - это наука или искусство управления будущим?
Философы - это всегда учителя. Если философ ничему не учит, он не философ. Чем был знаменит Аристотель для своих современников?
Современникам Аристотеля было интересно, чему учил он самого знаменитого воина и правителя всех времён.
Чему учат в институтах современные кафедры философии? Строгому мышлению? А для чего?
Это инструменты мышления. А конечная цель использования этих инструментов?
Если ты сам управляешь своим будущим - ты свободный человек. Если кто-то управляет твоим будущим - ты раб. Если ты управляешь чьим то будущим - ты правитель.
Строгое мышление - это наука. А искусство? То что я написал когда- то, это разве не философия?
Лесной натоптанной тропой
Юнец спешит на водопой,
Забыв, в предчувствии воды,
Что только в шаге от беды
Проходит он здесь каждый день
Кустов раскидистую тень,
В которых стихло лишь едва
Голодное рычанье льва.
Неугомонных пропустив вперед,
Все стадо не спеша бредет.
Неугомонный будет бит:
Другим наука, хищник сыт,
Себя он в жертву принесет,
Других же от беды спасет.
Но лишь из тех, кто впереди,
Выходят сильные вожди.
Мудрым правителем становится только тот, кто талантливо управляет общим будущим.