С подачи Сергея (Метафизик) я вышел на новую для меня науку Эврология. Эта темя перекликается с темами об Эрайгнис (резонанс и со-бытие бытия человека и Бытия) упомянутыми в заглавии в качестве поводов для написания.
Этот термин был введен в 1909 году П.К. Энгельмейером, который предложил наименование новой дисциплины – «эврология», которая призвана изучать творчество в искусстве, науке, технике, обыденной жизни и религии.
В 1910 году в своей книге «Теоpия твоpчества» он писал:
«Мыслители слишком долго проводили эту границу, слишком долго считали, что это две совершенно чужие области «понять» и «придумать», что есть существенная разница между понятием, полученным путём логического отвлечения, и продуктом творческого воображения.
А что получилось от такого предположения? Получилось то, что теория творчества отстала и до сих пор едва разработана. А логика, на которую в течение двух тысячелетий потрачено столько таланта и образования, едва ли оправдывает свою детальную разработку по скудости приложений этой разработки, так как в последних монографиях по логике, наконец-то, откровенно высказываются, что логика и не назначена к тому, чтобы давать новые мысли.
Под творчеством будем разуметь создание чего-нибудь из ничего.
Что именно это "ничего", из которого создает новое творец? Чем теория творческого мышления отличается от мышления логического?
Давйте поговорим и разберемся.
Комментарии
В другой своей работе автор понятия Эврология писал:
Интересно, что речь идет о творчестве новых ЦЕННОСТЕЙ, познания и воплощения новых, не известных раньше, законов, принципов, методов, гармоний. Но откуда человек их берет? Творит из ничего? Или подслушивает "музыку Неба"?
А вот что говорит об этом Гуссерль:
Принципы творчества не изучены / не известны… – оценка Эдмунда Гуссерля
То есть, он не знает все шаги и этапы своего творчества. Более того, если он их будет знать, то творчества не получится.
Вот именно - чутье, интуиция! Внутреннее чувство, переживание, тяга, едва брезжущее озарение - "и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут."
Это творит человек-субьект, его рационально мыслящее "я", или это проявление чего-то сверх-рационального, сремительного потока саморганизации и самоусовершенствования, к которому творец "подключается"? Что это за "поток"?
Если не только художник, но даже математик не нуждается "в постижении последних основ своей деятельности" для настоящего творчества - рождения нового знания, направления, то можно ли сказать, что это он сам, своим умом, творит то, чего не знает? Или правильнее сказать, что он берет это Знание из Источника, где оно рождается в ответ на его запрос? Своего рода нематериальный супер-компьютер, который синергетически включается по настойчивой просьбе (по болгарски "просьба" - "молба") творца?
Вот этот поиск и построение пролегоменов к чистой логике, а точнее к сверх-логике - "логике" эвристического мышления - и есть предмет данной темы. У кого есть какие-то идеи, ассоциации, добро пожаловать!
Спасибо, что подняли тему. Посмотрю за ответами. А еще был Лапшин И.И. "Философия изобретения и изобретение в философии - Введение в историю философии" Тоже интересно. И в этом русле..
Платон и Сократ считали творчество актом одержимости, изумления и исступления. Вопрос, что охватывает и "одерживает" поэта, куда он выходит во время изУМления?
Вот очень интересный ресурс "История изучения самого процесса творчества"
Андреев, вы типичный демагог!
)))))))))))))))))))))) Буриданов....-ваш брат???
Банально,Декарт!Могли бы что-то и поновее придумать,раз о творчестве разговор!Вроде бы..?
Люблю,когда бездари начинают рассуждать о том,о чем и понятие не имеют!Вот вы Декарт,что вы знаете о "проблеме термина"?Для справки:"проблема термина" носит общий характер для всех видов творчества!
Вы тут чего.. Морковки и сена тут не дают...)))
Что Декарт, приплыл! )))
Цитирую Вас: "Андреев, вы типичный демагог!"
А Вам не кажется что это в ваш адрес, гражданин.. Такую чушь тут выставили в качестве "мыслей" Смешно.. Профанация полная, даже не дилетантизм. Легкий дилетантизм (но профессиональный) -это нормально. Тут же для этого и существует этот сайт.. А у Вас полубред...
И ещё хамите в адрес человека. Достаточно грамотного, как философ..Не стыдно?
Судя по сайту и автору цитируемого текста, вы - тоже, но не просто демагог, а еще и тупой демагог, потому что в своей демагогии не можете найти качественный источник информации, а ссылаетесь на примитивного демагога, который вообразил себя "демагогологом", при этом даже из его текста выбираете самые неадекватные аргументы.
Вообще-то, этот синдром давно известен в психоаналитической психопатологии, он называется "проекция".
Да ну их к черту. Сколько тут разных.. Я бы развил эту тему, но интересно как сама пойдет... Поздравляю с Новым Годом!!!. Ухожу на "философские каникулы"..до 4-го.. Только теперь по другим социальным сетям..
А ещё на предмет сего был академик Сегалин..)))))))))) Даю для примера его выпуск журнала. Оглавление.
Все на моём "В контакте". Можете скачать..
КЛИНИЧЕСКИЙ АРХИВ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ОДАРЕННОСТИ (ЭВРОПАТОЛОГИИ), посвященный вопросам патологии гениально одаренной личности, а также вопросам одаренного творчества, так или иначе связанного с психопатологическими уклонами.
Выходит отдельными выпусками не менее 4 раз в год под редакцией основателя этого издания, доктора медицины Г. В. СЕГАЛИНА, заведующего психотехнической лабораторией и преподавателя Уральского политехнического института
ВЫПУСК ПЕРВЫЙ Том II. 1926 г.
Г. В. Сегалин Общая симптоматология эвроактивных (творческих) приступов.
Творчество - это умение черпать новую информацию о неизвестном через диатропические аналогии-рифмы, системное подобие разнородных областей знания. Наиболее ярко это описано Германом Гессе в его "Игре в бисер":
Вот эта стройная музыка разнообразных систем вселенной, известная древним "мастерам благословенным", позволяющая рифмовать физику и психику, поэзию и философию, музыку и математику - она и является той невидимой тканью, ментальной субстанцией, из которой мозг ученого-творца и черпает свои открытия, получаемые путем откровения, или как говорил Платон - "припоминания".
Это не механический рассудочный процесс, к которому приходишь в результате кропотливых вычислений, а скорее подобие восстановления в памяти давно забытого имени, которое всплывает в связи с новым неизвестным предметом, который "вдруг" становится понятным (поятым-принятым внутрь системы известных смыслов-истин).
Это мгновенное схватывание СУТИ, "Имени" неизвестного явления без постепенного расчленения процесса познания, характерного для логического мышлеия - и есть сущность эвристического мышления, возникающего в процессе "изменных состояний сознания".
Интересно, что еще до того, как я прочитал этот пассаж, в своем сообщении, относящемся к теме Эрайгнис, я вставил именно эту картину как символ Эрайгнис-со-Бытия, сотворчества, синергии человека и Бога, бытия человека и Бытия всеобщего.
Эта картина ясно показывает - источник творчества человека - синергическое взаимодействие, ментальный резонанс, ограниченного разума человека с безграничным Разумом Творца. Это соприкосновение со стихией творчества рождает творческие, эвристические идеи в голове человека.
Хаотический материал, над которым мучительно бился человек, вдруг "самоорганизуется", выстраивается в логосно-логичекую форму, в которой совершенство формы (эйдос) соответствует совершенству содержания (логос-смысл). Эйдос и логос совпадают, рождая в уме человека наслаждение от сопрокосновения с прекрасным и разумным совершенством.
Это высшее наслаждение - следствие удовлетворения высшей потребности духовной (разумной) природы человека. Это то, к чему человек призван, то что составляет истинную суть его бытия - творческое познание истины и красоты.
Для египтян это "ничего" было Единое Божество - сокровище Истины-Мудрости. Из него они черпали "новое" знание.
Воззрения египтян можно узнать частично из "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. Суть в том, что человек получает сверхестественную мудрость путем мистического единения с Единым Божеством. Для этого он должен отказаться от эгоистического сознаия, преодолеть страх смерти и утвердить себя в этом путем специальных обрядов-мистерий, реально опасных для жизни.
В общем, в основе творчества - познания нового и сотворения неизвесных ранее ценностей из ничего - у египтян находился Бог. Эти воззрения перешли к грекам и иудеям, а затем вновь соединились в христианстве.
Творение из "ничего". Вот именно так. Животное действует по инстинктам, которые регулируются генкодами. Хотя у высокоорганизованных уже имеется элементы сознания.. Идут иногда варивативные типы поведения- условные рефлексы... Но они имеют характер случайных флуктуаций, которые не закрепляются и не транслируются в поколениях. А вот человек эти "флуктуации", которые по сути из "ничего", закрепляет в традицию и транслирует по ландшафтам человеческой истории..
Флуктуаций много. Какие из них человек закрепляет и транслирует? На чем основан отбор истинно творчеких "флуктуаций"?
Ну, это "тайна".. "Бог знает"...В основе, конечно, практическая ценность. Вот типа мытья бататов в стадах обезьян. Этот опыт имел продолжение и приобрел характер традиции (прототрадиции), он транслировался в стадах обезьян определенного региона расселения в джунглях.. Такие же элементы традиции встречаются у других социальных животных. у бобров ,к примеру. Но они не имеют такого сильного значения как у социокультурных животных (т.е. человека), где механизмы действия традиции имеют сильное значение (потому-то человек- социокультурное животное). Хотя Фрейд показал, что эти механизмы не так уж сильны..
Да, смотрю продолжения нет. Так и не было после Энгельмайера.. Комплексный подход к гносеологии.. Не просто как учения о познании. А как учения об открытии. И не только в науке, но и в искусстве, в боговдохновенных делах-создание новых идеологий.. И не только исследование самого процесса познания ,но и того экстаза-эстетического и этико-богоположенного (так сказать) вдохновения, который испытывает человек.. Ведь все это и участвует в самом открытии. Это все открыватели знают. Что это именно так, но в теориях это не отражено..
Нет, продолжение следует... И очень интересное. После Изумрудной скрижали Трисмегиста, требующей от человека-творца очищения и восхождения к Богу, мы вспомним Элевсинские оргии.
"Элевсин" - это само по себе слово, созвучное с освобождением (элеутера), с пришествием -"приходом" Богини Исиды (Исис), созвучной с Исус - спаситель.
Освобождение-Приход-Оргия: это уже нечто отличное от духовного очищения. Но слово оргия не стоит трактовать только в современном негативном смысле.
Вот вам смысл совокупления! Не просто соединение мужчины и женщины для продолжения рода, а приобщение к таинству соития с Иным началом, к озарению и к в-ДУХ-новению. Это и есть еще один источник творческой энергии, который дает мощнейший импульс всем видам искусства.
Так что с одной стороны Бог, с другой секс, а вместе - это Эрот, бог Любви.
И вот этот источник творчества и породил театр:
Вот как интересно разложились источники творчества благодаря Элевсину: бог-богиня, соитие-озарения, карнавал-театр и Дионис-"приход". Именно поэтому вокруг творчества идет вечное смешение божественного и демонического, чистейшего и извращеннейшего, святого вдохновения и алкогольно-наркотического дурмана.
Как вам такое развитие темы Эврологии?
Ну, понесло. Прямо, як Ницше.. Но позитивно, есть такой момент-дионисизма как креативно-творческого начала. Как раз об этом Ницше писал, до того как заразился сифилисом.. Это есть такое.. Креативность поджигается страстью.. Она возгоняет любые формы деятельности, научной в том числе.. Иногда и низменностью. Анал..итическое и скептическо-комическое-это одни из главных "экзистенциалов" эврологии (если Вы уж так обожаете "гнома" Хайдеггера-его терминологию употребляю) Ума-Dasein ("мыслящего человека в мире"). Чирик,чирик)))))))))))))))
В этом-то и отличие эврологии (или эристики) от обычной эпистемологии. Анализ этих моментов, встраивание их в саму теорию познания.. Экзистенциализация эпистемологии.. Но не только. В философии науки уже существует концепция, где берется в основу анализ реального социального и психологического фона, в котором рождалась та или иная идея, формировалась та или иная теория.. Это последний "писк" эпистемологии.. Естественно ,должны учитываться момент исторической эпистемологии, видным представителем которой у нас является, в частности. И.Касавин..
Если убрать все "красивости", то творчество основано на комбинировании известного. Само комбинирование и отбор вариантов по эстетическому критерию мозг производит неощутимо для человека, молча водя рукой творца. Однако, попутно могут формироваться словесные комментарии, адресованные реальному или воображаемому слушателю.
Эстетический критерий, в свою очередь, основан на (опять-таки не осознаваемом) представлении о правильном и состоит в оценивании приближения к этому правильному. А представление о правильном извлекается из опыта (в широком смысле этого слова).
При этом искомый оптимум (наилучшее приближение к правильному) смещается, отражая личное отношение творца к творению. Это создает возможность контакта через века и расстояния между творцом и восприемником творения. Восприемник на себе подбирает такое отношение к творению, при котором оказывается наилучшим выбранное творцом решение. Приёмник подстраивает под сигнал, и данные извлекаются из самой настройки приемника.
Отсюда я вывел, что эстетическое переживание от восприятия произведения тем сильнее, чем ближе воспринимаемое к тому, как я сделал бы сам (если бы умел), и чем оно выше того, что я действительно умею.
Интересный ход мысли.