Эврология - познание закономерностей эвристического мышления.

Аватар пользователя Андреев
Систематизация и связи
Эпистемология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

С подачи Сергея (Метафизик) я вышел на новую для меня науку Эврология. Эта темя перекликается с темами об Эрайгнис (резонанс и со-бытие бытия человека и Бытия) упомянутыми в заглавии в качестве поводов для написания.

Этот термин был введен в 1909 году П.К. Энгельмейером, который предложил наименование новой дисциплины – «эврология», которая призвана изучать творчество в искусстве, науке, технике, обыденной жизни и религии.

В 1910 году в своей книге «Теоpия твоpчества» он писал:

«Мыслители слишком долго проводили эту границу, слишком долго считали, что это две совершенно чужие области «понять» и «придумать», что есть существенная разница между понятием, полученным путём логического отвлечения, и продуктом творческого воображения.

А что получилось от такого предположения? Получилось то, что теория творчества отстала и до сих пор едва разработана. А логика, на которую в течение двух тысячелетий потрачено столько таланта и образования, едва ли оправдывает свою детальную разработку по скудости приложений этой разработки, так как в последних монографиях по логике, наконец-то, откровенно высказываются, что логика и не назначена к тому, чтобы давать новые мысли.

Под творчеством будем разуметь создание чего-нибудь из ничего.

Что именно это "ничего", из которого создает новое творец? Чем теория творческого мышления отличается от мышления логического?

Давйте поговорим и разберемся.

Комментарии

Аватар пользователя Андреев

В другой своей работе автор понятия Эврология писал:

Обобщая, можно сказать так: результат всякой здоровой деятельности мы оцениваем с точки зрения приложимости к нашей жизни и видим, что получилось новое добро, новая красота, истина или польза, вообще говоря - новая ценность. И вот где мы находим человеческое творчество. Человек творит ценности и только их. Ценности он творит, т.е. создает из ничего.

В самом деле: возьмем новую теорию, объясняющую новые наблюдения, новое художественное произведение, новый добродетельный поступок, новую полезность... одним словом, новую созданную человеком ценность. Ведь этой ценности раньше не было: стало быть, она создана из ничего. В отношении ценностей человек является творцом в полном смысле слова». 

Энгельмейер П.К., Эврология, или Общая теория творчества, журнал «Вопросы теории и психологии творчества», Харьков, 1914 г., Том 5, с. 157.

Интересно, что речь идет о творчестве новых ЦЕННОСТЕЙ, познания и воплощения новых, не известных раньше, законов, принципов, методов, гармоний. Но откуда человек их берет? Творит из ничего? Или подслушивает "музыку Неба"?

Аватар пользователя Андреев

А вот что говорит об этом Гуссерль:

Принципы творчества не изучены / не известны… – оценка Эдмунда Гуссерля 

«Из повседневного опыта мы знаем, что художник, искусно обрабатывая свой материал или высказывая решительные и зачастую верные сужденияия о ценности произведений своего искусства, лишь в исключительных случаях исходит из теоретического знания законов,  предписывающих ходу практической деятельности её направление и порядок и вместе с тем определяющих мерила ценности, согласно которым испытывается совершенство или несовершенство законченного произведения.

То есть, он не знает все шаги и этапы своего творчества. Более того, если он их будет знать, то творчества не получится.

Художник-творец по большей части не способен дать нам надлежащие сведения о принципах своего искусства. Он творит не на основании принципов, и не в соответствии с принципами оценивает. В своём творчестве художник следует внутреннему побуждению своих гармонически развитых сил, в суждении - своему тонко развитому художественному такту и чутью.

Вот именно - чутье, интуиция! Внутреннее чувство, переживание, тяга, едва брезжущее озарение - "и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута - и стихи свободно потекут."

Это творит человек-субьект, его рационально мыслящее "я", или это проявление чего-то сверх-рационального, сремительного потока саморганизации и самоусовершенствования, к которому творец "подключается"? Что это за "поток"?

Но так обстоит дело не только в изящных искусствах - мысль о которых напрашивается здесь прежде всего, - но и в искусствах вообще, беря это слово в самом обширном его значении. Это применимо, следовательно, также к научному творчеству и к теоретической оценке его результатов, научному обоснованию фактов, законов, теорий.

Даже математик, физик и астроном для выполнения даже наиболее значительных своих научных работ также не нуждается в постижении последних основ своей деятельности. И хотя полученные результаты обладают для него и других значением разумного убеждения, он всё же не может утверждать, что всюду выяснил последние предпосылки своих умозаключений и исследовал принципы, на которых основывается убедительность его методов.

Если не только художник, но даже математик не нуждается "в постижении последних основ своей деятельности" для настоящего творчества - рождения нового знания, направления, то можно ли сказать, что это он сам, своим умом, творит то, чего не знает? Или правильнее сказать, что он берет это Знание из Источника, где оно рождается в ответ на его запрос? Своего рода нематериальный супер-компьютер, который синергетически включается по настойчивой просьбе (по болгарски "просьба" - "молба") творца?

Но с этим связано несовершенное состояние всех наук. ...Те самые исследователи, которые с неподражаемым мастерством применяют замечательные методы математики и изобретают новые методы, часто оказываются совершенно не в состоянии дать удовлетворительный ответ о логической основательности этих методов и о пределах их правомерного применения.

Но хотя науки развивались, несмотря на эти недостатки, и дали нам такое господство над природой, о котором прежде нельзя было и мечтать, всё же они не могут удовлетворить нас в теоретическом отношении. Это - не кристально ясные теории, в которых были бы вполне понятны функции всех понятий и утверждений, все посылки - точно проанализированы и где, следовательно, общий результат стал бы вне всяких теоретических сомнений…»

Эдмунд Гуссерль, Пролегомены к чистой логике. 

Вот этот поиск и построение пролегоменов к чистой логике, а точнее к сверх-логике - "логике" эвристического мышления - и есть предмет данной темы. У кого есть какие-то идеи, ассоциации, добро пожаловать!

Аватар пользователя Метафизик

Спасибо, что подняли тему. Посмотрю за ответами. А еще был Лапшин И.И. "Философия изобретения и изобретение в философии - Введение в историю философии" Тоже интересно. И в этом русле..

Аватар пользователя Андреев

Платон и Сократ считали творчество актом одержимости, изумления и исступления. Вопрос, что охватывает и "одерживает" поэта, куда он выходит во время изУМления?

Вот очень интересный ресурс "История изучения самого процесса творчества"

Аватар пользователя rpa

Демагогия-это паразитирование на человеческом невежестве. Меняются общественные условия, меняются и формы паразитирования. Общей остаётся природа паразитизма -отсутствие своего продукта.
Мышление в равной степени может использоваться человеком: как для раскрытия истины, так и для сокрытия истины (правило скальпеля). Мышление демагога подчинено единственной цели - скрыть собственную бездарность. (Чтобы слово не превращалось в ругательство надо всегда сопровождать его определением, поэтому: бездарь- это человек, не имеющий своего собственного продукта в данной, конкретной области.) Мышление замкнутое на само себя превращается в ноль. Фактически демагог сам себе «отсекает» голову. Хотя фраза «демагогия как наука» имеет столько же смысла как и фраза «ревматизм как наука», из этого не следует, что демагогию нельзя изучать научными методами.
Я просмотрел весь текст по данной теме и моё мнение таково: вряд ли все эти приёмы, способы, классификации создадут вам прочную защиту от демагогов- они скорее послужат для них «стимулятором».Поэтому, советую вам, всегда требовать подтверждения собственным продуктом. Данную фразу не следует понимать буквально в том смысле, что надо хватать за горло каждого демагога с криком: «А ну, покажи свой продукт!» Но столкнувшись например с утверждением, что области микрочастиц действует какая-то особая логика, какие-то особенные логические законы, спросите себя, а имеют ли люди, у которых нет за душой ни одной созданной логики, ни одного выведенного закона, право утверждать подобное.

Андреев, вы типичный демагог!  

 

Аватар пользователя Метафизик

)))))))))))))))))))))) Буриданов....-ваш брат???

Аватар пользователя rpa

Банально,Декарт!Могли бы что-то и поновее придумать,раз о творчестве разговор!Вроде бы..?

Люблю,когда бездари начинают рассуждать о том,о чем и понятие не имеют!Вот вы Декарт,что вы знаете о "проблеме термина"?Для справки:"проблема термина" носит общий характер для всех видов творчества!

Аватар пользователя Метафизик

Вы тут чего.. Морковки и сена тут не дают...)))

Аватар пользователя rpa

Что Декарт, приплыл! )))

Аватар пользователя Метафизик

Цитирую Вас: "Андреев, вы типичный демагог!" 

А Вам не кажется что это в ваш адрес, гражданин.. Такую чушь тут выставили в качестве "мыслей" Смешно.. Профанация полная, даже не дилетантизм. Легкий дилетантизм (но профессиональный) -это нормально. Тут же для этого и существует этот сайт.. А у Вас полубред...

И ещё хамите в адрес человека.  Достаточно грамотного, как философ..Не стыдно?

Аватар пользователя Андреев

Андреев, вы типичный демагог!  

Судя по сайту и автору цитируемого текста, вы - тоже, но не просто демагог, а еще и тупой демагог, потому что в своей демагогии не можете найти качественный источник информации, а ссылаетесь на примитивного демагога, который вообразил себя "демагогологом", при этом даже из его текста выбираете самые неадекватные аргументы.

Вообще-то, этот синдром давно известен в психоаналитической психопатологии, он называется "проекция".

Аватар пользователя Метафизик

Да ну их к черту. Сколько тут разных.. Я бы развил эту тему, но интересно как сама пойдет... Поздравляю с Новым Годом!!!. Ухожу на "философские каникулы"..до 4-го.. Только теперь по другим социальным сетям..

Аватар пользователя Метафизик

А ещё на предмет сего был академик Сегалин..)))))))))) Даю для примера его выпуск журнала. Оглавление.

Все на моём "В контакте". Можете скачать..

КЛИНИЧЕСКИЙ АРХИВ ГЕНИАЛЬНОСТИ И ОДАРЕННОСТИ (ЭВРОПАТОЛОГИИ), посвященный вопросам патологии гениально одаренной личности, а также вопросам одаренного творчества, так или иначе связанного с психопатологическими уклонами.

Выходит отдельными выпусками не менее 4 раз в год под редакцией основателя этого издания, доктора медицины Г. В. СЕГАЛИНА, заведующего психотехнической лабораторией и преподавателя Уральского политехнического института

ВЫПУСК ПЕРВЫЙ Том II. 1926 г.

Г. В. Сегалин Общая симптоматология эвроактивных (творческих) приступов.wink

Аватар пользователя Андреев

Творчество - это умение черпать новую информацию о неизвестном через диатропические аналогии-рифмы, системное подобие разнородных областей знания. Наиболее ярко это описано Германом Гессе в его "Игре в бисер":

И музыке вселенной внемля стройной, 
И мастерам времен благословенных, 
На праздник мы зовем, на пир достойный 
Титанов мысли вдохновенных.

Из стихотворений, оставшихся от Йозефа Кнехта
Герман Гессе "Игра в бисер ". 

Мастер игры у Гессе должен был составить партию из запахов летнего утра, мелодии Моцарта, математической формулы, а другой мастер — продолжить ее. И чем красивее были ассоциации, чем шире они охватывали разные сферы искусства, науки, реальной жизни, тем прекраснее считалась партия. 

Роберт Дилтс СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ

Вот эта стройная музыка разнообразных систем вселенной, известная древним "мастерам благословенным", позволяющая рифмовать физику и психику, поэзию и философию, музыку и математику - она и является той невидимой тканью, ментальной субстанцией, из которой мозг ученого-творца и черпает свои открытия, получаемые путем откровения, или как говорил Платон - "припоминания".

Это не механический рассудочный процесс, к которому приходишь в результате кропотливых вычислений, а скорее подобие восстановления в памяти давно забытого имени, которое всплывает в связи с новым неизвестным предметом, который "вдруг" становится понятным (поятым-принятым внутрь системы известных смыслов-истин). 

Это мгновенное схватывание СУТИ, "Имени" неизвестного явления без постепенного расчленения процесса познания, характерного для логического мышлеия - и есть сущность эвристического мышления, возникающего в процессе "изменных состояний сознания".

 

Аватар пользователя Андреев

"Я хочу узнать, как Господь создал этот мир. Меня не интересует то или иное явление природы, спектр того или иного элемента; мне хочется знать Его замысел; все остальное — детали ".
Альберт Эйнштейн

"Заявление Эйнштейна о том, что он старается понять "замысел Божий", заключает в себе квинтэссенцию гениальности и идею данной работы. Ее объектом является не суть акта творения и не суть гениальности, а то еще непознанное в "замысле Божьем", что мы можем открыть, всмотревшись пристально в "пути Господни".

Для меня один из символов гениальности отражен в той части росписи свода Сикстинской капеллы кисти Микеланджело, где Адам изображен распростертым на Земле, с рукой, воздетой к небесам, и длань Господа простирается ему навстречу. Их пальцы вот-вот должны встретиться. Чудо, по моему мнению, заключается в той искре, что пробегает между сближающимися пальцами. В этом — гениальность. Ее я и пытаюсь исследовать в этой книге — связь, существующую между божественным и мирским, между картой и территорией, между видением и действием.

Роберт Дилтс СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ

Интересно, что еще до того, как я прочитал этот пассаж, в своем сообщении, относящемся к теме Эрайгнис, я вставил именно эту картину как символ Эрайгнис-со-Бытия, сотворчества, синергии человека и Бога, бытия человека и Бытия всеобщего.

Эта картина ясно показывает - источник творчества человека - синергическое взаимодействие, ментальный резонанс, ограниченного разума человека с безграничным Разумом Творца. Это соприкосновение со стихией творчества рождает творческие, эвристические идеи в голове человека.

Хаотический материал, над которым мучительно бился человек, вдруг "самоорганизуется", выстраивается в логосно-логичекую форму, в которой совершенство формы (эйдос) соответствует совершенству содержания (логос-смысл). Эйдос и логос совпадают, рождая в уме человека наслаждение от сопрокосновения с прекрасным и разумным совершенством.

Это высшее наслаждение - следствие удовлетворения высшей потребности духовной (разумной) природы человека. Это то, к чему человек призван, то что составляет истинную суть его бытия - творческое познание истины и красоты.

Аватар пользователя Андреев

Что именно это "ничего", из которого создает новое творец?

Для египтян это "ничего" было Единое Божество - сокровище Истины-Мудрости. Из него они черпали "новое" знание.

Воззрения египтян можно узнать частично из "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. Суть в том, что человек получает сверхестественную мудрость путем мистического единения с Единым Божеством. Для этого он должен отказаться от эгоистического сознаия, преодолеть страх смерти и утвердить себя в этом путем специальных обрядов-мистерий, реально опасных для жизни.

Изумрудная скрижаль открывается словами: «Правильно, верно без лжи и несомненно истинно».

Принято считать, что таким образом зашифрован метод познания, включающий три этапа:

- правильно: получение достоверного чувственного восприятия;

- верно без лжи: выделение истинной части из полученной информации путём мыслительной активности;

- несомненно истинно: подтверждение полученного знания путем непосредственного обращения к Богу в результате мистического акта единения.

Последняя операция самая главная, но в полной мере доступна лишь пророкам, посвящённым. Герметизм, эзотерика, мистериальность подразумевают необходимость не только посвящения, но обучения приёмам самосовершенствования и единения, целью которых является слияние адепта с Богом, дающее высшее познание. Как и во всех других духовных учениях, путь начинался с постижения законов этики. Формулировки их в различных учениях могут меняться, но суть всегда остаётся той же. Она сводится к искреннему и безусловному отказу от каких-либо эгоистических намерений и готовности посвятить себя служению духовному развитию человечества. Несоблюдение, хотя бы частичное, этого условия всегда ставит непреодолимые преграды на каком-то этапе развития, а поскольку оно сопровождается приобретением большой силы и способности к магическим действиям, неполное соблюдение этических законов может привести к катастрофическим последствиям для самого адепта и для окружающих.

Именно поэтому эзотерические учения всегда держались в тайне, и посвящение в них достигалось только после строжайших испытаний. В Египте это были мистерии Исиды. Они сопровождались реальной опасностью для жизни адепта. Египетские жрецы проходили 4 степени посвящения, соответствующие овладению различными духовными качествами.

В общем, в основе творчества - познания нового и сотворения неизвесных ранее ценностей из ничего - у египтян находился Бог. Эти воззрения перешли к грекам и иудеям, а затем вновь соединились в христианстве.

Аватар пользователя Метафизик

Творение из "ничего". Вот именно так. Животное действует по инстинктам, которые регулируются генкодами. Хотя у высокоорганизованных уже имеется элементы сознания.. Идут иногда варивативные типы поведения- условные рефлексы... Но они имеют характер случайных флуктуаций, которые не закрепляются и не транслируются в поколениях. А вот человек эти "флуктуации", которые по сути из "ничего", закрепляет в традицию и транслирует по ландшафтам человеческой истории..

Аватар пользователя Андреев

А вот человек эти "флуктуации", которые по сути из "ничего", закрепляет в традицию и транслирует по ландшафтам человеческой истории..

Флуктуаций много. Какие из них человек закрепляет и транслирует? На чем основан отбор истинно творчеких "флуктуаций"?

Аватар пользователя Метафизик

Ну, это "тайна".. "Бог знает"...В основе, конечно, практическая ценность. Вот типа мытья бататов в стадах обезьян. Этот опыт имел продолжение и приобрел характер традиции (прототрадиции), он транслировался в стадах обезьян определенного региона расселения в джунглях.. Такие же элементы традиции встречаются у других социальных животных. у бобров ,к примеру. Но они не имеют такого сильного значения как у социокультурных животных (т.е. человека), где механизмы действия традиции имеют сильное значение (потому-то человек- социокультурное животное). Хотя Фрейд показал, что эти механизмы не так уж сильны..

Аватар пользователя Метафизик

Да, смотрю продолжения нет. Так и не было после Энгельмайера.. Комплексный подход к гносеологии.. Не просто как учения о познании. А как учения об открытии. И не только в науке, но и в искусстве, в боговдохновенных делах-создание новых идеологий.. И не только исследование самого процесса познания ,но и того экстаза-эстетического и этико-богоположенного (так сказать) вдохновения, который испытывает человек.. Ведь все это и участвует в самом открытии. Это все открыватели знают. Что это именно так, но в теориях это не отражено..

Аватар пользователя Андреев

Метафизик, 5 Январь, 2016 - 12:25, ссылка

Да, смотрю продолжения нет. 

Нет, продолжение следует... И очень интересное. После Изумрудной скрижали Трисмегиста, требующей от человека-творца очищения и восхождения к Богу, мы вспомним Элевсинские оргии.

"Элевсин" - это само по себе слово, созвучное с освобождением (элеутера), с пришествием -"приходом" Богини Исиды (Исис), созвучной с Исус - спаситель.

Освобождение-Приход-Оргия: это уже нечто отличное от духовного очищения. Но слово оргия не стоит трактовать только в современном негативном смысле.

Понятие «оргия» многовалентно. Оно вбирает значения объединения, собирания ради одной цели; за ним стоят образы горы, земли, круга или сферы, дыхания и ротового отверстия, а также верха, перекрестия, проникновения в отверстие.

Центром этой ассоциативной мозаики представляется в знаковом плане - объединяющее согласительное падение-проникновение верховной сосредоточённости в некое открытое округлое пространство, в символическом - соитии активного и пассивного начал, в мифологическом - акт  оплодотворения Земли Небом, в культовом - озарение Плоти Духом. 

Источник: Элевсинские мистерии в Древней Греции"

Вот вам смысл совокупления! Не просто соединение мужчины и женщины для продолжения рода, а приобщение к таинству соития с Иным началом, к озарению и       к в-ДУХ-новению. Это и есть еще один источник творческой энергии, который дает мощнейший импульс всем видам искусства. 

Так что с одной стороны Бог, с другой секс, а вместе - это Эрот, бог Любви.

И вот этот источник творчества и породил театр:

Ночь Оргии приравнивалась к восстановлению хаоса: ниспровергались обычаи, происходило смешение общечеловеческих ценностей; менялись ролями раб и хозяин, матрона и гетера; в этом эпицентре взрыва божественных законов и устоев зародился карнавал и карнавальный театр. Интересно, что в городе Элевсине родился первый из греческих трагиков - Эсхил.

Вот как интересно разложились источники творчества благодаря Элевсину: бог-богиня, соитие-озарения, карнавал-театр и Дионис-"приход". Именно поэтому вокруг творчества идет вечное смешение божественного и демонического, чистейшего и извращеннейшего, святого вдохновения и алкогольно-наркотического дурмана.

Как вам такое развитие темы Эврологии?

Аватар пользователя Метафизик

Ну, понесло. Прямо,  як Ницше.. Но позитивно, есть такой момент-дионисизма как креативно-творческого начала. Как раз об этом Ницше писал, до того как заразился сифилисом.. Это есть такое.. Креативность поджигается страстью.. Она возгоняет любые формы деятельности, научной в том числе.. Иногда и низменностью. Анал..итическое и скептическо-комическое-это одни из главных "экзистенциалов" эврологии (если Вы уж так обожаете "гнома" Хайдеггераcheeky-его терминологию употребляю)  Ума-Dasein ("мыслящего человека в мире"). Чирик,чирикdevil)))))))))))))))

В этом-то и отличие эврологии (или эристики) от обычной эпистемологии. Анализ этих моментов, встраивание их в саму теорию познания.. Экзистенциализация эпистемологии.. Но не только. В философии науки уже существует концепция, где берется в основу анализ реального социального и психологического фона, в котором рождалась та или иная идея, формировалась та или иная теория.. Это последний "писк" эпистемологии.. Естественно ,должны учитываться момент исторической эпистемологии, видным представителем которой у нас является, в частности. И.Касавин..

Аватар пользователя biglov

Если убрать все "красивости", то творчество основано на комбинировании известного. Само комбинирование и отбор вариантов по эстетическому критерию мозг производит неощутимо для человека, молча водя рукой творца. Однако, попутно могут формироваться словесные комментарии, адресованные реальному или воображаемому слушателю.

Эстетический критерий, в свою очередь, основан на (опять-таки не осознаваемом) представлении о правильном и состоит в оценивании приближения к этому правильному. А представление о правильном извлекается из опыта (в широком смысле этого слова).

При этом искомый оптимум (наилучшее приближение к правильному) смещается, отражая личное отношение творца к творению. Это создает возможность контакта через века и расстояния между творцом и восприемником творения. Восприемник на себе подбирает такое отношение к творению, при котором оказывается наилучшим выбранное творцом решение. Приёмник подстраивает под сигнал, и данные извлекаются из самой настройки приемника.

Отсюда я вывел, что эстетическое переживание от восприятия произведения тем сильнее, чем ближе воспринимаемое к тому, как я сделал бы сам (если бы умел), и чем оно выше того, что я действительно умею.

Аватар пользователя Метафизик

Интересный ход мысли.