Понятие "РАЗЛИЧЕНИЕ" имеет смысл рассматривать сначала для элементов материального мира, которые мы различаем, используя органы чувств. Рассмотрим это понятие в материальном мире.
Обратим внимание на тот факт, что каждый конкретный объект материального мира, как цельное, есть отдельный и отличный от любого другого, и это мы с очевидностью воспринимаем, как данность, как истину. Каждая часть цельного объекта, в свою очередь, является цельной, отдельной и уникальной, и так далее. Даже не имея возможности отличить два новеньких болта друг от друга, мы не сомневаемся в том, что такие отличия существуют.
"Разбирая" конкретный материальный объект на части до уровня молекул и атомов, мы достигаем некоторой границы наших возможностей различения. Имеющиеся в нашем распоряжении результаты физических и химических исследований молекул и атомов не дают нам никаких оснований говорить о том, что есть хоть какое-то отличие одного атома от другого, если это атомы одного вещества, находятся при одинаковой температуре и в одинаковых условиях взаимосвязи с другими атомами. Причем, вовсе не утверждается, что такие различия не существуют. Речь идет о том, что пока нет оснований говорить о каких либо различиях атомов между собой.
Вот тут, на этой границе возможностей различать, наиболее отчетливо можно увидеть все особенности самого понятия "различение".
***
Уточним, какое различение двух материальных объектов рассматривается. Для философа важно понять то абсолютное отличие, которое не зависит от чего-то внешнего, преходящего, влияющего на каждый объект, но не изменяющего его цельность, его предназначение, его сущность.
Реально существует только возможность воспринимать отношения между нашими объектами и отношения этих объектов с другими объектами, и все это в отношениях, прямых или косвенных, с наблюдателем. Другого способа воспринять что-либо о материальном объекте не существует. Из этого метафизического утверждения следуют многочисленные фундаментальные выводы.
На основании одинаковости атомов, а также их стабильности, существуют все физические и химические законы, существует возможность проводить измерения, наблюдения, исследования, а значит, существует наука, существует порядок, ритм и единство форм, а значит – красота, а следовательно и искусство. Это перечисление можно продолжить.
Первым философским выводом из этих рассуждений является утверждение, что о различении можно говорить только когда есть нечто общее, одинаковое, когда уже существует единство.
Различать можно только элементы некоторого единства, но только если эти элементы являются цельными и определенными в своих частях.
На этом утверждении основано понимание смысла существования границы различения на уровне атома. Для таких понятий, как молекула и атом, еще не существуют основополагающие для различения понятия – "количество" и "качество", которые проявляются только на следующем уровне, на уровне химического вещества.
Каждый атом – представитель единства таких же атомов и ничем не отличается ни от какого другого такого же атома. С одной стороны. А с другой, у этого атома, как цельного, нет ничего общего ни с каким атомом другого химического элемента. Каждый атом таков, какой от есть в ряду точно таких же атомов.
Например, у водорода такой атом, а у железа другой, и нет таких отношений, в которых бы проявились качество или количество этих атомов. Только в составе цельности, которая называется "химическое вещество", появляются "качество" и "количество". Только на уровне химического вещества можно говорить про форму, цвет, запах, теплопроводность, удельный вес и пр. Именно атом наделяет вещество его свойствами, но обусловлены эти свойства молекулярными связями самого вещества, как цельного. Цельное определяет отношение своих частей, и в результате этих отношений возникаю все особенности этого цельного. Одни и те же электроны и протоны в атомах водорода и железа, а свойства этих атомов уникальные и несравнимые.
Химическое вещество занимает особое место при рассмотрении понятия "различение".
В веществе как цельном еще нет различия его частей, которые являются элементами полного единства, в котором каждая отдельная часть, каждая молекула или атом не влияют на смысл отношений этой цельности, а только входят в ее состав, как единица и как часть. Каждая элементарная часть вещества определяет своим отношением к цельному такую его характеристику, как количество. Только для цельного можно говорить о количестве как некоторой характеристике множественного. Причастность каждого элемента вещества определяет количество этих элементов в составе вещества и другие характеристики вещества, связанные с этим количеством – количественные характеристики.
Количественные характеристики вещества являются внутренними и определяются частями цельного, и не зависят от молекулярных связей, которые являются отношениями цельности, которые проявляются во внешних отношениях вещества и называются его качественными характеристиками.
Качественные характеристики вещества полностью определяются молекулярными связями между атомами, как частичка вещества, как элементарная цельность этих атомов в их отношении.
Качественные характеристики вещества проявляются во внешних отношениях этого вещества, как цельного.
***
Можно рассмотреть множественность интересных свойств вещества в терминах цельности, единства, формы, отдельности и др, но это не входит в цель данных рассуждений. Для примера можно отметить интересный переход при слиянии двух отдельных цельностей одного вещества в единую цельность, которая отличается от двух исходных только количественно, но в которой полностью исчезают две исходные, как цельные и отдельные.
***
Количественные характеристики вещества дают возможность различать две цельности одного вещества.
Качественные характеристики двух разных веществ дают возможность различать вещества.
В некоторых случаях вещество имеет возможность сохранять свою форму, которая может иметь определенные количественные характеристики для различения форм.
Количественные и качественные характеристики оформленного вещества не могут быть реализованы в смысле цельного в виде его составной части.
***
Выводы.
В этюде, в связи с понятием "различение", приведены некоторые утверждения и следующие из них выводы с использованием таких понятий, как: цельность, единство, смысл, определенность, которые обосновываются в работе " Начала моей метафизики".
В процессе анализа получено начальное обоснование таких философских категорий, как "количество" и "качество".
Именно вещество в материальном мире является фундаментом для осознания и обобщения такого понятия, как "различение". Опыт различения вещественных цельностей и обобщение этого опыта в абстрактных понятиях позволили начать наблюдения, исследования и измерения всех цельностей, доступных в восприятии и ощущениях. Да и сами восприятия и ощущения основаны на различении, как не процессе.
Комментарии
Различение одного возможно только от других почти таких же, как это одно, но не абсолютно одинаковых с ним, иначе это – не различение.
В различении одно воспринимается в своей самотождественности при изменениях и в своем движении.
Способность к различению дает возможность ощущать свою жизнь и воспринимать другую материальную жизнь.
ЕС
Бедолага! Покопайтесь в учебниках квантовой физики, и уверяю вас в вашем распоряжении появятся новые результаты, освобождающие вас от позывов писать такую галиматью.
Покопайтесь в учебниках квантовой физики, чтобы не писать такую галиматью.
Если вдруг откопаете - приведите цитату и ссылку.
ЕС