"знания — крылья, поднимающие нас на небеса"
/Уильям Шекспир / Генрих VI, часть 2/
Разумное осознание изначального смысла логики и знаний должно базироваться на прозрения великих мыслителей, которые ясно и чётко созерцают и указывают нам правильное направление к Истине.
В предлагаемых рассуждениях основанных на философских высказываниях академика В. С. Соловьёва, сделана попытка раскрыть некоторые аспекты содержания отношений логики и знаний в цельности их понимания.
Очевидно, что логичным воспринимается только то, что имеет определённый понятный смысл, то, что понятно. Значит, если мы можем понимать только знания, то и логичными могут быть только определённые представления о знаниях в их упорядоченных, цельных, осмысленных соотношениях.
Попробуем рассмотреть соотношения философских терминов "логика" и "знания" более основательно и подробно.
***
1. Знания, получаемые в процессе воспитания и образования ребёнка формируют особое разумное мышление, свойственное только человеку, в том числе и абстрактное, логичное. Например, дети-маугли, которые имеют все особенности человека, но, не имевшие необходимого общения с людьми, не получившие в раннем детском возрасте воспитания и образования, не усвоившие интерсубъективные знания и навыки общения и логичного мышления и речи, не переживавшие человеческий образ жизни, так и не смогли в дальнейшем сформироваться как личность и даже после того как стали жить среди людей.. Причём, такие дети обладают определёнными способностями рассудка, в их понимании есть некоторые представления, Соответствующее образам их ума. У них есть память и они могут запоминать и воспроизводить даже слова и целые предложения, но это не речь , а простое воспроизведение звуков, как сигналов, совершенно аналогично тому, как это может делать и попугай.
2. Если логика неразрывно связана с мышлением и речью человека, то она должна иметь в своём основании интерсубъективные знания потому, что речь и разумное мышление не возможны без обучения, без приобретения знаний и навыков использования интерсубъективного языка, без понимания знаний, которые, таким образом, лежат и в основании мышления и речи, а значит и в основании логики. Думаю, что именно эта сложная связь логики со субъективными и интерсубъективными знаниями во многом объясняет трудности понимания её действительных оснований и невозможность их правильного понимания вне логической триады "речь-мышление-логика".
3. Однако, для усвоения знаний уже требуются определённые изначальные знания и их понимание, требуются мышление и понимание языка, требуется понимание их логичности, понимание логики мышления и речи, а значит и восприятие фундаментального смысла логики. Субъективные знания имеют понятный смысл, должны быть определёнными, конкретными и логичными, иначе они могут быть бессмысленными, бесполезными, ненужными в жизни человека.
Индивидуальные знания сохраняются в памяти человека и могут быть выражены им на определённом, уже известном, а значит и понятном, этому человеку И ДРУГИМ ЛЮДЯМ, объективно существующем, интерсубъективном языке человеческого общения.
4. Все знания, в том числе и знания языка, усваиваются в результате процесса познания, в среде человеческого общения, а для осуществления процесса познания уже необходимы логичные мышление и речь.
5. Термин "знания" сложный для понимания, имеет чрезвычайно обширный и всеобъемлющий философский смысл. Подробнее о знаниях можно прочитать мои рассуждения в "Эссе о знаниях".
6. Именно о естественной связи логики и знаний писал гениальный философ Вл. Соловьёв, когда утверждал: - "… логика определяется как наука о необходимых условиях познания, или о его возможностях"./ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ" /
7. Ключевым моментом понимания термина "знание"является его соотношение с термином "истина". Необходимыми, полезными для жизни человека являются только истинные знания, которые направляют его жизнь к Истине, выражают цель и предназначение (смысл) его осмысленной жизни.
8. Знания приобретаются и формируются в результате разумной деятельности человека, в процессе познания.
9. В своих философских размышлениях В. С. Соловьёв про истинное познание писал так: - "… тому познанию даем мы предикат истины, в котором реальность содержания и разумность формы, элемент эмпирический и элемент чисто логический соединены между собой не случайно, а внутренней органической связью. Эта связь, не заключающаяся в обоих этих элементах самих по себе (ибо из эмпирического содержания нашего познания самого по себе никак не вытекает его логичность и из логической формы познания никак не вытекает его реальность), предполагает третье начало, свободное от одностороннего противоположения двух элементов и в котором они находят свое единство как две выделившиеся стороны этого одного начала. Элемент эмпирический и чисто логический суть два возможные образа бытия, реального и идеального, третье абсолютное начало не определяется ни тем, ни другим образом бытия, следовательно, вообще не определяется как бытие, а как положительное начало бытия, или сущее"./ ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ /
10. Важно различать знание и содержание этого знания, а содержание знания отличать от его внешнего, формального, а значит- логичного и понятного, и только поэтому - интерсубъективного выражения. При этом, выражение знаний будут логичными только если субъективное понимание этих знаний будет логичным, а не просто формальным. Поэтому формальное выражение знаний часто проявляет разумное понимание этих знаний, но может быть и простым изложением содержания знаний, если они только формальные, рассудочные, а не разумные.
11. Великий мыслитель Вл. Соловьёв в своих фундаментальных размышлениях о знании обосновывает принципиально новый термин – "органическая логика". Для философского обоснования этого термина он предлагает следующие базовые утверждения: "диалектикой я разумею такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; так как это содержание, очевидно, должно уже заключаться в общем принципе (ибо иначе мышление было бы творчеством из ничего), но заключаться только потенциально, то акт диалектического мышления состоит именно в переведении этого потенциального содержания в актуальность, так что начальное понятие является как некоторое зерно или семя, последовательно развивающееся в идеальный организм". И далее: "Под анализом я разумею такое мышление, которое от данного конкретного бытия как факта восходит к его первым общим началам". И далее: "Под синтезом я разумею такое мышление, которое исходя из двух различных сфер конкретного бытия через определение их внутренних отношений приводит к их высшему единству". И далее: "логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего, другими словами, что те же самые (точнее, такие же) определения, которые мы диалектически мыслим, принадлежат и сущему, но совершенно независимо (по существованию или действительности) от нашего мышления". И далее: "Всякое познание держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному, и всякая действительность сводится к той, которую мы имеем в себе самих в непосредственном чувстве". и далее: "всякое бытие есть отношение, отношение же предполагает относящихся, т.е. множественность".
/ ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ / Начала органической логики /
12. Только истинные знания могут быть надёжным материалом для умелого, логичного , понятного окружающим людям, осмысленного и правильного построения своей разумной жизни среди людей. И только в этом заключается всеобщий философский смысл логики в её связи со всеми нашими знаниями, абсолютный смысл самого существования логики цельных знаний в жизни человека.
Комментарии
Знания делятся на достоверные знания и заблуждения.
Заблуждение, оно поднявшегося на крыльях к небесам сжигает в палящих лучах солнца. Полагаю, о судьбе Икара Шекспиру было известно.
--
Можно и так. Но, думается, это следствие. Разделил бы "знание" на "предопределённость" и "веру". Предопределённость и вера - коррелирующие "категории".
Если будет только предопределённость, то здесь вера не нужна.
А если будет только вера, то тут предопределённость тоже не нужна - её может и не быть, а может и быть.
Знание же, тогда - уверенность в предопределённости.
А заблуждение - как раз тот случай, когда вера есть, а предопределённости нет.
Логическое действие же всегда предопределено, а иначе оно не будет логическим.
То Грачёв
Уважаемый Михаил Петрович!
Вы пишете: - "Знания делятся на достоверные знания и заблуждения.
Заблуждение, оно поднявшегося на крыльях к небесам сжигает в палящих лучах солнца. Полагаю, о судьбе Икара Шекспиру было известно".
- Думаю, что логика суждения Шекспира о знаниях не формальна, а основана на ясном философском понимании идеальности любого знания.
Знания дают возможность полёта к свободе, а значит, к истине, но не дают гарантий безопасности такого полёта. Так и формальная логика даёт упоение свободой бессмысленного произвола в необъятном пространстве неразумных бесцельных рассуждений. Там где есть только формальная логика и нет смысла её назначения - теряется и смысл этой логики (тонет в море как Икар).
ЕС
Логика - знание о правильных рассуждениях в понятиях, суждениях, вопросах, императивах. Понятие аккумулирует в себе представление о понятном, включая понятный смысл.
Итак,
Знание делится на достоверное и заблуждение. А логика делится на формальную и не формальную.
Известны следующие неформальные логики:
- трансцендентальная Канта.
- спекулятивная Гегеля.
- диалектическая логика Ильенкова.
Уважаемый Евгений Васильевич, какую неформальную логику имеете ввиду? Она входит в предъявленный перечень? У Вашей неформальной логики есть название и ясное её понимание, допускающее прозрачное предъявление читателю?
--
Уважаемый Михаил Петрович!
Про термин "знания" предлагаю поговорить в моей теме "Эссе о знаниях".
Если Вы кроме эпиграфа прочитали и этот мой старт-топик, то могли заметить и термин Соловьёва - "органическая логика" и его универсальное определение термина "логика".
Думаю, что логика одна, а вот интерпретаций этого термина может быть много, в зависимости от знаний и их понимания. Наиболее убогие, с моей точки зрения, взгляды на логику, в том числе и на формальную, и на математическую, сформировались на базе профанного диамата. Таковыми являются и рассуждения о логике и философии Анисимова А.М., ИМХО.
ЕС
В таком случае, непонятно, что в названии темы "Эссе о логике и знаниях" делает слово "знание" и эпиграф в виде цитаты из Шекспира?
--
Ответ можно прочитать в тексте эссе.
В тексте эссе у Вас знание плотно связано с логикой. Тогда предложение перевести разговор о знании в другую тему выглядит нерелевантным.
Что касается Анисова, то это Ваш единомышленник, выступающий против "профанного диамата".
Единственная его, вызывающая сочувствие мысль, - это формулировка предмета логики, которую следует признать общей и для формальной и для диалектической логики:
"итоговое определение предмета логики: логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (Анисов А.М. Современная логика. - М., ИФ РАН. 2002. - С.6).
С тем уточнением, что ДЛ - теоретическая наука о правильных рассуждениях с инкорпорированным в их структуру противоречием. Профанный диамат разоружился перед формальной логикой и сдал без боя "противоречие" в законе "Противоречия".
С позиций диалектического принципа Единства и взаимодействия противоположностей, логический закон "Противоречия" один, но он выступает в рассуждении одновременно в двух ипостасях: как закон запрещенного и как закон разрешенного противоречия.
Остается только раскрыть содержание единства противоположных ипостасей.
--
Удивительная у Вас, уважаемый Михаил Петрович, логика рассуждений, когда Вы пишете: - "В тексте эссе у Вас знание плотно связано с логикой. Тогда предложение перевести разговор о знании в другую тему выглядит нерелевантным".
- Если в моём тексте логика плотно связана со знаниями, то рассматривать сами знания отдельно от логики имеет смысл только в другой, специальной теме и это будет вполне логично. В моём же эссе сделан акцент на смысле логики и на знаниях, необходимых для понимания этого смысла.
. Речь идет только о таких наших истинных философских знаниях, которые раскрывают суть логики, о знаниях высказываний о логике гениального философа В.С. Соловьёва.
***
Даже интересно, Михаил Петрович, Вы понимаете принципиальную разницу между рассуждениями Соловьёва о логике и Анисимова, которого цитируете?
ЕС
Я так понимаю, что Ваша цитата (п.9) ближе воинственному формальному логику и антидиалектику А.М.Анисову и далека от "органической логики" В.С.Соловьева.
--
Благодарю, уважаемый Михаил Петрович, за Ваше внимание к моим работам о логике.
Удивительная у Вас логика рассуждений, когда Вы совершаете логический скачок от обсуждения "логики и знаний" к "противоречиям" и потом пишете: - "Я так понимаю, что Ваша цитата (п.9) ближе воинственному формальному логику и антидиалектику А.М.Анисову и далека от "органической логики" В.С.Соловьева".
- Для обоснования такого Вашего суждения прошу Вас приведите, пожалуйста, цитату из работы Вл. Соловьёва, которая далека от сути моего высказывания, а потом цитату из работы Анисова, которая близка к моему высказыванию.
ЕС
Очевидным примером строгих логичных размышлений и речи являются философские диалоги Платона, как действительный теоретический процесс обоснованного познания Истины, но ещё без осознания и без использования в явном виде термина "логика". Следующим, после Платона, фундаментальным теоретическим шагом философского осознания логики мышления и речи, в их единстве и цельности, на базе своих энциклопедических знаний, стал корпус трактатов Аристотеля - "Органон".
Важность таких теоретических исследований великих философов была так явна, что возникла необходимость изложения результатов этих познаний в качестве учебных дисциплин. Так возникла теоретическая наука - "Логика".
Ученики Аристотеля сосредоточили своё внимание на изучении и преподавании научных знаний своего "божественного"учителя о формах и способах правильного мышления и речи. Эти знания Аристотеля назвали логикой. Отчетливое понимание смысла такой логики выражает тезис, основанный на фундаментальных знаниях великого математика Д. Гильберта, который , гласит: "нет логики, кроме классической логики предикатов первого порядка"./Справочная книга по математической логике. Ч. I: Теория моделей. М.: Наука, 1982./ С. 49/
Итак, есть опубликованные научные знания о логике, которые основаны на результатах познания Аристотеля и других мыслителей, а есть сама логика мышления и речи, как предмет такого непрерывно продолжающегося научного познания , важно понимать, что это далеко не одна и та же логика. Логика, как учебный предмет, как уже имеющийся инструмент познания, в изложении, в интерпретации имеющихся знаний, отлична от самого феномена логики мышления и речи как живописный портрет ученого отличен от самого живого учёного.
Философское осознание научных знаний о логике кратко и точно изложено в формулировке Вл. Соловьёва, который утверждал: - "… логика определяется как наука о необходимых условиях познания, или о его возможностях"./ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ" /
При правильном понимании истины знаний как цели познания становится ясным определение логики у Г. Фреге, который утверждал: «Логика есть наука о наиболее общих законах бытия истины». / Логика и логическая семантика. М.: Аспект Пресс, 2000. / С. 307. /
Качественно другое значение имеют очень сложные и глубокие философские исследования самого феномена "логика", которые предпринял Э. Гуссерль.
К сожалению, философы, которые анализировали труды Гуссерля, больше внимания уделяли онтологическим аспектам его рассуждений, чем логическим , а логики мало внимания уделяли философским аспектам,, разрывая их смысловую цельность, разрывая триаду "речь-мышление-логика" (Гуссерль в явном виде не высказывался о такой триаде, но рассуждал о логике в неразрывной связи с мышлением и речью).
Сам Гуссерль про феноменологические особенности своих рассуждений в познании оснований логики писал так: - "… местом для его систематического обсуждения была бы чистая (априорная) теория предметов как таковых, в которой рассматриваются идеи, относящиеся к категории предмет, такие, как целое и часть, субъект и свойство, индивид и вид, род и вид, отношение и совокупность (Kollektion), единство, количество, ряд, порядковое число, величина и т.д., а также априорные истины, относящиеся к этим идеям. Наше аналитическое исследование и здесь не может определяться систематикой вещей. Вызывающие затруднения понятия, которыми мы оперируем, исследуя познание, и которые являются как бы рычагами при таком исследовании, мы не можем оставить без анализа, ожидая, что они сами выявятся в системной взаимосвязи логической сферы. Мы ведь здесь работаем не над систематическим изложением логики, но над ее познавательно-критическим прояснением и одновременно над подготовкой почвы для любого будущего изложения (Darstellung) такого рода". /Гуссерль Эд./ Собрание сочинений. Т. 3 (1). Логические исследования. Т. II (1) / I. ВЫРАЖЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ / ПЕРВАЯ ГЛАВА. Сущностные различения /
***
В этом комментарии я обосновываю особенности моих рассуждений о логике и знаниях в смысле самого феномена "логика.
ЕС
На базе моих рассуждений в этой работе и в теме "Эссе о знаниях" можно понять, что только философские знания о самих знаниях открывают возможность правильно представить метафизическую связь логики и знаний, лежащую в самом основании мышления и речи человека.
Не бывает логики без мышления и речи, а значит, нет логики без знаний языка человеческого общения и без разумного понимания знаний в самом общем смысле. этого философского термина. А без ясного понимания знаний невозможно правильно понять смысл фундаментального термина "логика", слова, которое мы ежедневно используем , которое привычно в мышлении и речи нашей обыденной жизни .
ЕС
Очевидным для каждого человека будет понимание логичности его мышления и речи если они основаны только на обыденных или на естественно научных знаниях, а не на основательных философских знаниях.
В таком всеобщем факте выражается действительная связь логики и знаний.
Логичное основательное мышление философа всегда ясно показывает ему недостаточность имеющихся знаний и неосновательность его философии из-за присутствия в ней непонятного, алогичного. ,Чем меньше философских знаний у думающего человека, тем меньше возникает у него вопросов, тем более просто можно всё объяснить логично и понятно. Так это часто бывает с нами в обыденной жизни и на основании наших конкретных научных знаний.
Там где всё понятно , там нет философии потому, что там недостаточно философских знаний, или эти знания формальные и схематичные.
Наивно надеяться когда-либо спокойно обосноваться на имеющихся, самых фундаментальных, философских знаниях в их логичном, завершенном понимании.
Даже размышляя над работой великого философа, если кажется, что ты его хорошо понял, то в логике такого понимания уже обязательно присутствуют ошибки.
В любой самой совершенной философии с необходимостью присутствует и определённая логичная недосказанность, открытость для дальнейших новых размышлений на пути к Истине.
ЕС
Логика и знания
1. Каждый человек может придумать, помыслить всё что угодно (мышление и сказать всё что угодно, всё что он надумал (речь) и это, с его точки зрения, может быть вполне обоснованно, понятно и логично (речь-мышление-логика) на базе его личных знаний.
2. Очевидно, что мои размышления и высказывания далеко не всегда понятны и логичны для другого человека на базе его личных знаний. При этом, у нас есть возможность определённого взаимопонимания в общении на одном из знакомых нам языков, а значит есть и логика такого мышления и речи на основании знаний этого определённого интерсубъективного языка.
3. Именно проблемы с пониманием знаний выражаются в логических ошибках, а не наоборот.
4. Особенно ярко такие логические ошибки проявляются в философских рассуждениях из-за ошибочных или недостаточно обоснованных знаний и плохого понимания имеющихся правильных знаний. Но, к сожалению, сегодня чаще обращают внимание именно на логические ошибки и на непонимание, а не на правильность и обоснованность своих собственных знаний.
ЕС