"ЕДИНОЕ"
(По мотивам "Парменида" Платона)
"ЕДИНОЕ"-1
1. Единое едино и не может быть многим (или частью многого. - А. Аритерос).
2. Единое, поскольку оно едино, не может быть целым, состоящим из частей.
(Однако всё то, что исходит [и происходит] из единого, - его, т. е. оно принадлежит единому. Всё - едино. Всё, исходящее из единого, не выходит за его пределы. Всё - в едином. Всё - частично, поскольку оно - и это, и то, и всё остальное. Поэтому единое - одно, включающее в себя всё остальное, - т. е. его части. Единое - одно, включающее части [всего остального, исходящего из единого]. И всё это - и одно [единое], и части [всего остального, исходящего из единого], - едино.
Все части всего - в пределах единого. Если бы эти части были не в нём, а в другом [месте], то, понятно, единое бы отсутствовало. Было бы тогда единых больше одного, а одного единого, объединяющего эти оба "единых", не было бы. Но если есть два "единых", то, конечно, есть ещё и третье "единое", отличное от этих двух, которое и есть действительное единое. А эти два "единых" - не единые.
Если части в пределах единого, в едином, но не в нём самом, то они ему принадлежат. Все части единого едины по принадлежности к единому [как к их источнику, производителю, организатору, управителю], а не по причастности к нему, ибо они не причастны единому, как части причастны целому. Единое - не целое [, состоящее из частей]. Единое - всегда едино как с принадлежащими ему частями [всего], так и без них.
Единое может быть одним [, превосходящим всё], включающим в себя части [всего, исходящего из единого]. Эти части не будут единым, как и единое не будет совокупностью частей [всего, исходящего из единого]. Но и то, и другое - едино: одно - единое (производящее), другое - принадлежащее и зависимое от единого (производимое). Единое - всегда единое, даже без частей [всего, из него происходящего]. А целое, состоящее из частей, - не целое без частей или какой-то части целого. - А. Аритерос.)
3. Быть целым, состоящим из частей, - означает быть многим. Если единое едино, оно [никогда] не будет целым, состоящим из частей.
4. Единое, не будучи целым и не имея частей, "не может иметь ни начала, ни конца, ни середины", потому что всё это было бы уже частями единого. Но это невозможно, - единое не имеет частей.
5. "Конец и начало образуют предел каждой вещи".
6. Единое беспредельно, потому что оно не имеет ни начала, ни конца [как свои части].
7. Единое "не может быть нигде, ибо оно не может находиться ни в другом, ни в себе самом.
Находясь в другом, оно, надо полагать, кругом охватывалось бы тем, в чём находилось бы, и во многих местах касалось бы его многими своими частями; но так как единое не имеет частей и не причастно круглому, то невозможно, чтобы оно во многих местах касалось чего-либо по кругу.
Находясь же в себе самом, оно будет окружать не что иное, как само себя, если только оно действительно будет находиться в себе самом: ведь невозможно, чтобы нечто находилось в чём-либо и не было им окружено".
8. Окружённое и окружающее - нечто особенное. Одно [целое] не может одновременно испытывать и вызывать оба [этих] состояния. Иначе одно единое было бы двумя [едиными], что невозможно. Так что единое не находится нигде - ни в себе самом, ни в другом.
9. Единое не может двигаться [ни перемещением, ни изменением]. (Движение - означает перемещение или изменение. Единое, изменяясь или перемещаясь, не может оставаться и быть единым. Перемещение и изменение всегда предполагает наличие у движущегося частей, нахождения его в другом. Но это всё для единого невозможно, - единое не имеет частей и нигде и ни в чём не находится.)
10. Единое, которое не находится ни в чём, не находится в том "месте", где оно "находится".
11. Единое не находится ни в себе самом, ни в другом. Оно не бывает в том же самом, поэтому не покоится и не стоит на месте.
12. Единое не стоит на месте и не движется.
13. Единое "не может быть тождественным ни иному, ни самому себе и, с другой стороны, отличным от себя самого и от иного".
14. Если единое отлично от самого себя, оно не едино, потому что отлично от единого.
15. Если единое тождественно иному, т. е. если единое - иное, то оно иное, а не единое.
16. Единое не может быть отлично и от иного, потому что "быть отличным от чего-то" не свойственно единому. "Быть отличным" - свойственно только иному.
17. Единое не может быть иным, отличным от чего-то.
18. Единое не отлично от чего бы то ни было и не тождественно себе. (Быть тождественным - быть не собой, а другим, что для единого невозможно.)
19. "Единое не может быть иным или тождественным ни самому себе, ни иному".
20. Единое "не будет ни подобным, ни неподобным чему-либо - ни себе самому, ни иному". (Подобному свойственно тождественное, что для единого невозможно.)
21. Единое не обладает никакими свойствами. "Если бы единое обладало какими-либо свойствами, кроме того, чтобы быть единым, то оно обладало бы свойством быть большим, чем один", что для единого невозможно.
22. Единое не подобно ни другому, ни себе самому.
23. "Единое не обладает свойством быть иным", потому что обладание свойством означает быть большим, чем одно или один.
24. Единое не подобно, не неподобно ни себе, ни иному.
25. Единое не равно, не неравно ни себе, ни другому. (Быть равным означает содержать равное число мер в отношении другого, сравниваемого. Быть неравным означает содержать большее или меньшее число мер в отношении другого, сравниваемого. Но единое нетождественно, значит оно не может иметь то же, что и другое, т. е. ту же меру, что другое. "Что не одной и той же меры, то не может быть равно ни себе самому, ни другому". Меры делят единое на части, что для единого невозможно. Одна мера делает единое тождественным [этой мере], равным себе и мере, что для единого невозможно. "Не будучи причастно ни одной мере, ни многим, ни немногим и будучи вовсе непричастно тождественному, единое, очевидно, никогда не будет равным ни себе, ни другому, а также не будет больше или меньше себя или иного".)
26. Единое не старше, не моложе, не одинакового возраста с чем либо, в том числе с собой.
27. Единое не существует во времени. (Существовать во времени значит постоянно становиться старше себя. Становиться старше себя значит становиться одновременно моложе себя. Чтобы существовать во времени, нужно структурно состоять из трёх частей. Первая и основная часть - это то, что именно существует во времени. Вторая часть того, что существует, становится старше, а третья - моложе. Но обе эти части, - старшая и младшая, - части одного и того же существующего. Поэтому существовать во времени [для существующего во времени] - значит становиться старше и моложе себя одновременно и в то же время не менять своего возраста, т. е. не быть ни старше, ни моложе себя. Для единого невозможно состоять из частей и отличаться от себя.)
28. Единое не существует ни в каком времени. ("Было", "есть" и "будет" означает причастность прошлому, настоящему и будущему времени. Но единое не причастно ни времени, ни его частям. Единое, не причастное времени, не было, не есть и не будет.)
29. Единое [никак] не причастно бытию.
30. Единое [никак] не существует.
31. Для единого не существует ни имени, ни слова, ни знания, ни чувства, ни мнения.
32. Единое нельзя [никак] назвать, высказаться о нём, составить о нём мнение, познать его, чувственно его воспринять.
"ЕДИНОЕ"-2
1. Единое, которое существует, причастно бытию.
2. Бытие единого, которое существует, не тождественно с единым.
3. Единое и бытие единого - это разное [, а не одно и то же].
4. "Единое существует" означает "единое причастно бытию".
5. Существующее единое имеет части.
("Если "существует" говорится о существующем едином, а "единое" - о едином существующем, и если, с другой стороны, бытие и единое не тождественны, но лишь относятся к одному и тому же существующему единому, которое мы допустили, то ведь необходимо, чтобы само существующее единое было целым, а единое и бытие - его частями". Существующее единое - это составное единое, а не то единое, которое выше существования, и поэтому оно не целое и не составное, а единое без каких-то частей, единое само по себе, единое как таковое, которое не при чём. А составное единое - оно как раз при всём этом существующем, и оно само существует.)
6. Единое - одновременно целое и часть [целого]. Единое - это и единое и бытие. Части существующего единого как целого - это единое и существование (бытие).
7. В существующем едином единое и существование не могут находиться отдельно друг от друга. Как единое часть бытия, так и бытие часть единого. Так же и единое и бытие - целые. Поэтому здесь и единое - часть бытия, и бытие - часть единого.
8. Существующее единое по числу всегда двойное, состоит из двух частей (из единого и существования или бытия). Всё в этом существующем едином также двойное, как и двойное единое. Любая часть в существующем едином образуется из двух частей. Любая часть двойного - двойственна, как и само двойное, которое тоже двойственно.
9. Существующее единое - это бесконечное множество.
10. Существующее единое причастно бытию, поэтому и существует. Поэтому существующее единое - многое.
11. Единое и бытие - различны. Единое отлично от бытия не потому, что оно единое, как и бытие от единого - не потому, что оно бытие, а потому, что они по отношению друг к другу - иное и различное. Они различны в силу [понятий] иного и различного.
12. Иное не совпадает ни с единым, ни с бытием.
13. Если существует одно, то существует и число. Но сначала, т. е. по порядку существует единое, потом - число.
14. Число - бесконечно по количеству и причастно бытию. Для того, чтобы существовало число, нужно существование многого и бесконечной множественности существующего.
15. Все числа и их части причастны бытию.
16. Всё бытие разделено между множеством существующего и присутствует в каждой вещи, и большой и малой, во всех вещах. Бытие не может отделиться ни от какой существующей вещи.
17. Бытие расчленено на бесконечное множество частей. Частей бытия бесконечное множество. Частей бытия больше всего [на свете].
18. Каждая часть бытия - что-то одно, а ничем она не может быть.
19. Существующее единое присутствует во всех частях бытия.
20. Целое ли [существующее] единое, находясь во всех местах одновременно? [Существующее] единое расчленено [на все части бытия], поэтому и присутствует сразу во всех частях множественного бытия. Количественно делимое [существующее единое и бытие] соответствует числу частей [всего множественного бытия и существующего единого].
21. [Существующее] единое, разделённое бытием (существованием), - это огромное и беспредельное (бесконечное) множество. Существующее единое - есть многое, множественное. Единое, разделённое бытием, - тоже многое.
22. [Существующее] единое как целое вместе со своими частями этого целого - ограниченно. Части охватываются целым, которое заключает их в себе. Целое - предел заключённых в нём частей.
23. [Существующее] единое - [одновременно] единое, множественное (многое), целое, совокупность частей (частичное), ограниченное, количественно бесконечное.
24. Ограниченное содержит края (границу).
25. [Существующее] единое как целое содержит начало, середину и конец. Всё целое содержит эти три элемента (компонента, члена). "Целое" без этих трёх элементов - не целое.
26. [Существующее] единое, содержащее начало, середину и конец, образует какую-то фигуру (причастное к ней), - прямую, круглую, смешанную.
27. Такое единое будет находиться [одновременно] в себе самом и в другом. Все части [целого] находятся в целом, а вне целого нет ни одной части [целого]. Все части охватываются (заключаются) целым.
28. [Существующее] единое - есть все его части. [Существующее] единое составляет целое. [Существующее] единое, содержащее все свои части как целое, составляющие это единое, содержит это же единое. Единое [в этом случае] находится в себе самом, содержит само себя.
29. Но целое не находится в своих частях. Это целое находится в ином. Поскольку [существующее] единое - целое, оно находится в ином, а поскольку оно - совокупность всех своих частей, это единое находится в самом себе. [Существующее] единое находится в себе самом и в ином.
30. [Существующее] единое, находясь в себе и в ином, и покоится, и движется. Покоится, потому что находится в себе, ведь находясь в едином, не выходя из него, оно находится в том же самом - в самом себе. Что находится в том же самом, то [всегда] покоится.
31. Что [всегда] находится в ином, никогда не есть в том же самом. Что никогда не находится в том же самом, то [всегда] движется и никогда не покоится. [Существующее] единое, всегда находясь и в себе самом и в ином, всегда и покоится и движется.
32. [Существующее] единое как покоящееся и движущееся тождественно самому себе и отлично от самого себя, как и тождественно другому и отлично от другого.
33. Всякая вещь по отношению к другой [вещи] или тождественна этой другой, или иная, нежели другая. Если вещь не тождественная и не иная [относительно другой вещи], то она в отношении к другой вещи либо часть, либо целое [в общем для них отношении целого и части].
34. [Существующее] единое не отлично от самого себя. Это единое в отношении себя не иное, не целое, не часть, а тождественное.
35. То, что находится в ином по отношению к себе, пребывающем в себе, - иное по отношению к себе [, потому что пребывает в то же время в другом месте]. [Существующее] единое как раз - иное, потому что одновременно находится в себе самом и в ином. Это единое - иное по отношению к самому себе.
36. Всё, что отлично от чего-либо, отлично от отличного.
37. Всё не-единое - иное по отношению к [существующему] единому, а это единое - иное по отношению к не-единому. Это единое - иное по отношению к другому.
38. Тождественное и иное - противоположны друг другу. Тождественное не может находиться в ином, а иное - в тождественном.
39. Среди существующего тождественного нет ничего, в чём находилось бы иное (даже временно). Отличное, иное не может находиться в тождественном [даже временно]. Как иное не находится в тождественном, так оно не находится и в существующем. Иное не может находиться ни в едином, ни в не-едином (и том и другом - существующем).
40. Отличие единого от не-единого [происходит] не посредством иного и не посредством себя [, так как они оба - не иное].
41. Не-единое не причастно [существующему] единому. Не-единое также и не число. (Число причастно [существующему] единому.)
42. Если [существующее] единое и не-единое различны, единое не часть не-единого и не целое относительно не-единого как его части. Не-единое также не часть этого единого и не целое относительно этого единого как его части.
43. Вещи, которые в отношении друг друга не части, не целое и не как-нибудь различны, тождественны между собой.
44. [Существующее] единое тождественно не-единому.
45. [Существующее] единое отлично от иного и себя самого и в то же время оно тождественно ему и себе.
46. [Существующее] единое подобно и неподобно себе и другому. Это единое иное по отношению к другому, как и другое - к этому единому. Это единое также отлично от другого, как и другое - от него; и то, и другое - в одинаковой мере.
47. И [существующее] единое, и иное (другое) испытывают по отношению друг к другу одно и то же.
48. Каждое имя (наименование) означает [всегда] одно и то же.
49. Имя "иное" - это имя чего-то. Одно и то же имя не употребляется (не произносится) для обозначения или для названия чего-то другого, а только того, чего оно имя.
50. Отличие [существующего] единого от другого (иного) и другого от этого единого - это одно и то же отличие (как бы два отличия, определяемые одним именем). Эти оба отличия тождественны.
51. Что тождественно, то подобно. Тождественные отличия [существующего] единого от другого делают это единое и другое подобными. Каждое подобно каждому, ибо каждое [из них] одинаково отлично от другого.
52. Подобное противоположно неподобному. Иное противоположно тождественному. [Существующее] единое тождественно с другим (с иным). Быть тождественным с другим и отличным от другого - противоположные состояния.
53. Поскольку [существующее] единое и другое (иное) отличны друг от друга, они - подобны (см. выше). При тождестве этого единого и другого они будут неподобными, потому что подобными они были в силу иного (т. е. одинакового отличия). Неподобными их будет делать теперь противоположное иному - именно тождественное.
54. [Существующее] единое подобно и неподобно другому. Подобно, потому что это единое - иное, неподобно, потому что оно - тождественное.
55. Поскольку [существующее] единое тождественное, оно не инаковое. Не будучи инаковым, это единое не может быть неподобным. Как неподобное оно - подобно. Поскольку же [существующее] единое инаковое, оно - другое. Как другое это единое - неподобно.
56. Если [существующее] единое и тождественно с другим и отлично от него, оно - подобно и неподобно другому. Как отличное от себя и тождественное себе это единое - подобно и неподобно себе самому.
57. [Существующее] единое находится в себе как в целом. Это единое находится и в другом. Поскольку [существующее] единое находится в другом, оно соприкасается с другим, поскольку это единое находится в себе самом, другого оно касаться не будет, но только себя самого. Так что это единое будет соприкасаться с собой и с другим.
58. Всё, что соприкасается с другим, находится рядом с ним, занимая смежное с ним место. Если [существующее] единое соприкасается с собой, то оно находится рядом с собой, занимая смежное с собой место. Но это единое - одно, а не два. Если бы оно было двумя, оно могло оказаться сразу в двух местах. Но пока это единое одно, оно этого не может.
59. [Существующее] единое не будет соприкасаться и с другим. То, что соприкасается, отдельно и находится рядом. Ничего третьего между соприкасающимися двумя нет.
60. Для [одного или первого] соприкосновения требуется два члена (элемента). Три элемента дают два соприкосновения. Соприкосновений на одно меньше, чем соприкасающихся (соединяющихся) членов (элементов).
61. При существующем одном нет ни одного соприкосновения.
62. Другое (не-единое) - не единое. Другое не причастно единому, потому что оно - не единое, а другое. В другом нет числа, потому что в нём нет единицы (единица осталась в этом едином). Поэтому другое - не единица и не два, в нём вообще нет числа и имени числа. Поэтому [существующее] единое - только одно. И двух этих единых быть не может.
63. Если нет по числу двух [элементов], то не может быть соприкосновения. [Существующее] единое не соприкасается с другим, и другое не соприкасается с единым, потому что здесь нет соприкосновения, ведь элемент - всего один. Так что [существующее] единое и соприкасается и нет с другим и с собой.
64. [Существующее] единое также и равно и неравно себе и другому. Если это единое и другое будут и больше и меньше друг друга, то они не будут ни больше, ни меньше друг друга, потому это единое и другое таковые [только] в отношении друг к другу. Если это единое и другое будут равными, то они будут равны друг другу (из-за равенства, присущего им обоим). Если же они будут обладать великостью и малостью, то они также не будут ни больше, ни меньше друг друга, а будут [попеременно] то больше, то меньше друг друга.
65. Идеи большего (великости) и меньшего (малости) существуют, противоположны между собой и пребывают в существующем.
66. Если в [существующем] едином пребывает меньшее, оно содержится либо в целом, либо в части [целого]. Допустим, меньшее пребывает в целом. Тогда меньшее будет равномерно простираться по всему [существующему] единому или охватывать его. Простираясь равномерно по этому единому, это меньшее равно этому единому, а охватывая его как целое (или в целом), - больше этого единого. Но меньшее не может быть равным или большим [чего-либо], не будучи собой.
67. Меньшее, таким образом, не может находиться в [существующем] едином как в целом, а только в части этого единого. Но не во всей части его, потому что тогда это меньшее будет равным или большим, что невозможно.
68. Меньшее не может находиться ни в чём существующем, потому что оно не может быть ни в части, ни в целом [существующем]. Нет ничего малого, кроме самой малости [как таковой].
69. В [существующем] едином нет также и большего, потому что тогда окажется большим что-то другое, помимо самого большего, т. е. то, в чём будет находиться само большее, к тому же при отсутствии меньшего, которое это большее может превосходить [, если оно действительно большее]. Но это последнее невозможно, потому что меньшее [, как было сказано,] не находится ни в чём.
70. Большее больше одного только меньшего, а меньшее меньше одного только большего.
71. Другое не больше и не меньше [существующего] единого, потому что оно не содержит ни большего, ни меньшего. Большее и меньшее превосходит и поддаётся превосходству только в соответствующем отношении друг к другу [, а не по отношению к этому единому]. [Существующее] единое не больше и не меньше, соответственно, большего и меньшего, а также другого, потому что оно не содержит в себе ни большего, ни меньшего [, а также другого].
72. Если [существующее] единое не больше и не меньше другого, то это единое не превышает другого, как и другое - это единое. Но то, что не превышает и не превышается, - равной меры. А то, что равной меры (имеет равную меру), то равное. [Существующее] единое также равное самому себе, потому что оно не содержит ни большего, ни меньшего, не превышается собой и не превышает себя. Поскольку это единое равной меры, оно равно самому себе.
73. [Существующее] единое равно самому себе и другому. Находясь в самом себе, это единое извне окружает себя. Как окружающее, оно больше себя, а как окружаемое - меньше. Так что [существующее] единое и больше и меньше самого себя.
74. Вне [существующего] единого и другого нет ничего.
75. Существующее всегда где-то находится. Находящееся в чём-либо находится в этом как меньшее в большем. Находящееся содержится в [чём-то] другом. Поскольку нет ничего, кроме другого и [существующего] единого, и они в чём-то находятся, постольку они находятся друг в друге: другое в этом едином или это единое в другом. (Или же они [оба] не находятся нигде.)
76. Если [существующее] единое находится в другом, другое больше этого единого, потому что другое [в этом случае] окружает это единое, а это единое, как окружаемое другим, - меньше другого. Если другое находится в [существующем] едином, это единое больше другого, а другое - меньше этого единого.
77. [Существующее] единое и равно, и больше, и меньше самого себя и другого. Поскольку это единое больше, меньше и равно, то в отношении к себе и к другому оно содержит больше, меньше или столько же мер, а если мер, то и частей. Содержа больше, меньше или столько же мер, это единое и численно больше, меньше или равно самому себе и другому. Если [существующее] единое больше чего-либо, оно по сравнению с этим содержит больше мер, а сколько мер, столько и частей. Так же и в том случае, если это единое меньше или равно чему-либо.
78. [Существующее] единое, будучи больше, меньше и равно себе, содержит больше, меньше и столько же мер, чем и сколько содержится в нём самом, а если мер, то и частей. Содержа столько частей, сколько в нём самом, [существующее] единое количественно равно себе, если больше, - больше, а меньше, - меньше себя численно.
79. Так [существующее] единое относится и к другому. Поскольку это единое больше другого, оно и численное больше его, поскольку меньше, - меньше, поскольку равно, - равно этому другому по величине и количественно. И снова это единое численно больше, меньше и равно самому себе и другому.
80. [Существующее] единое причастно также времени. Причастное времени, это единое моложе и не моложе, старше и не старше самого себя и другого.
81. [Существующему] единому присуще бытие. "Есть" означает причастность бытия настоящему времени, "было" - прошедшему, а "будет" - будущему. Так что, если это единое причастно бытию, оно причастно и времени, в том числе текущему времени.
82. [Существующее] единое всегда старше самого себя, потому что всегда идёт вперёд вместе со временем. А старшее старше того, что моложе (также и становится старше младшего). Это единое старше себя младшего (также и становится старше себя, становящегося младше себя). Это единое становится моложе и в то же время старше себя.
83. [Существующее] единое старше себя, когда совершается становление в настоящий момент, который находится между прошедшим и будущим. Переходя из "прежде" в "потом", оно проходит "теперь".
84. [Существующее] единое перестаёт становиться старше в настоящем [времени], и здесь оно уже есть старше. Это единое постоянно идёт вперёд, и оно никогда не может быть удержано настоящим. Уходящее вперёд соприкасается с настоящим и будущим (с двумя моментами), оставляя настоящее и захватывая будущее, оказываясь между ними.
85. Всё становящееся проходит через настоящее. Достигнув настоящего, становящееся прекращает становление. В этот момент становящееся есть то, чего оно достигло в становлении. Когда [существующее] единое, становясь старше, достигает настоящего, оно прекращает становление, и в это мгновение оно есть (будет) старше. Это единое здесь старше того, что становилось старше, и оно становится старше себя.
86. Старшее старше младшего. [Существующее] единое моложе себя, когда, становясь старше, оно достигает настоящего. Настоящее всегда наличествует в этом едином, пока оно существует. [Существующее] единое всегда существует в настоящем, пока оно существует.
87. [Существующее] единое всегда и есть и становится старше и моложе самого себя. Это единое и есть и становится равное себе время. Поэтому это единое имеет один и тот же возраст.
88. Что имеет один и тот же возраст, то не старше и не моложе.
89. Если [существующее] единое и есть и становится равное себе время, то оно не есть и не становится ни моложе, ни старше самого себя.
90. Другие вещи, иные, чем [существующее] единое, многочисленнее этого единого и составляют множество. Как множество, они причастны (соответствуют) большему числу, чем единица.
91. То, что меньше числом, возникло прежде того, что числом больше. Наименьшее - первое, а оно есть единица.
92. Из всего, имеющего число, [существующее] единое возникло первым. Все другие вещи тоже обладают числом (содержат число, знак, отпечаток числа), поскольку они другие, а не другое.
93. Возникшее первым возникло раньше. Другие вещи возникли позже. Возникшее позже моложе возникшего раньше. Так окажется, что другие вещи моложе [существующего] единого, а это единое старше других вещей.
94. [Существующее] единое не могло возникнуть вопреки своей природе.
95. [Существующее] единое имеет части, а значит - начало, середину и конец. Как в этом едином, так и в других вещах возникает прежде всего начало, а потом всё остальное, вплоть до конца. Всё [это] остальное - суть части целого и этого единого, и это единое само только лишь вместе с концом стало (становится) этим единым и целым.
96. Конец возникает последним, а вместе с ним возникает, согласно своей природе, [существующее] единое. Если это единое возникает не по природе, то, возникнув вместе с концом позже другого, оно возникнет согласно своей природе. [Существующее] единое моложе другого, а другое старше этого единого.
97. Начало или какая-то другая [одна] часть [существующего] единого или чего-то другого - едина, как часть. Поэтому это единое будет возникать одновременно с возникновением частей. С возникновением последней части это единое станет целым и этим единым, не пропустив в своём возникновении никакой части - ни первой, ни средней, ни последней, ни какой-то другой части.
98. [Существующее] единое имеет тот же возраст, что и всё другое. Если это единое не нарушает своей природы, то оно возникает не прежде и не позже другого, а одновременно с ним. Это единое не может быть ни старше, ни моложе другого, а другое - этого единого. Хотя и наоборот, это единое и старше и моложе другого, как и другое - этого единого.
99. Таково [существующее] единое и так оно возникло.
100. Как же [существующее] единое становится старше и моложе другого, а другое - этого единого, или ни то, ни другое не становится ни моложе, ни старше друг друга? Так же, как и с существованием, или иначе?
101. Если что-нибудь одно старше другого, то оно может становиться старше настолько, насколько оно отличалось по возрасту уже при возникновении. Младшее не может становиться ещё моложе равным образом, потому что равные величины, прибавленные к неравным (времени или чему-то другому), всегда оставляют неравные [величины] различными настолько, насколько они различались сначала.
102. Одно существующее не может становиться старше и моложе другого существующего, если по возрасту они всегда будут различаться одинаково. Одно есть и стало старше, другое есть и стало моложе. Но они оба не становятся [таковыми].
103. [Существующее] единое никогда не становится ни старше, ни моложе другого существующего.
104. Не становятся ли [существующее] единое и другое [существующее] старше и моложе друг друга следующим образом? Когда это единое старше этого другого, то оно, конечно, просуществовало больше времени, чем другое. Если прибавлять к большему и меньшему времени равное время, то большее будет становиться больше другого [каждый раз] на меньшую часть. В последствии это единое будет отличаться по возрасту от этого другого [пропорционально] не настолько, насколько оно отличалось сначала, а всё меньше и меньше.
105. Так что это единое, которое сначала было старше в отношении к этому другому, теперь становится всё моложе. А это другое становится [пропорционально] всё старше в отношении к этому единому.
106. То, что возникло позже, становится старше в сравнении с тем, что возникло раньше и есть старше. Но младшее никогда не есть старше, а только [всегда] становится старше изначально старшего, ведь старшее постоянно увеличивается в направлении к "моложе", а младшее - в направлении к "старше". Старшее становится моложе младшего. Оба они - старшее и младшее - направляясь к противоположному, становятся взаимно противоположными: младшее - старше старшего, а старшее - моложе младшего. Но [окончательно] стать таковыми они не могут, потому что если бы они стали, то уже бы не становились, а были бы. Но они только становятся старше и моложе друг друга: это единое становится моложе этого другого, потому что [изначально] оказалось старшим и возникшим раньше, а это другое - старше этого единого, потому что возникло позднее и после изначального этого единого. Так же и это другое относится к этому единому, поскольку если окажется, что оно старше и возникло раньше этого единого.
107. Поскольку ничто никогда не становится старше и моложе [чего-то] другого, и оба всегда отличаются друг от друга на равное число, постольку [существующее] единое не становится ни старше, ни моложе [существующего] другого, и это другое - этого единого. Поскольку возникшее раньше всегда отличается на [пропорционально] разную часть от возникшего позже, как и более позднее от более раннего, постольку это другое становится старше и моложе этого единого, а это единое - другого.
108. [Существующее] единое есть и становится старше и моложе самого себя и [существующего] другого. В то же время это единое не есть и не становится ни старше, ни моложе самого себя и этого другого.
109. [Существующее] единое причастно времени и может становиться старше и моложе. Поэтому это единое причастно прошедшему, настоящему и будущему.
110. [Существующее] единое было, есть и будет. Это единое становилось, становится и будет становиться. Поэтому возможно нечто для него и его, и это нечто было, есть и будет. Возможно познание этого единого, мнение о нём, чувственное его восприятие [, ведь мы сами сейчас всё это с ним проделываем]. И есть для этого единого имя и слово, оно именуется, и [слово] о нём высказывается. Всё, что относится к этому другому, относится и к этому единому.
111. Если [существующее] единое таково, то будучи и не будучи одним и многим, будучи причастным времени, это единое также [временно] причастно и не причастно бытию, ведь оно существует и не существует.
112. [Существующее] единое, пока причастно бытию, - причастно бытию, а пока не причастно, - не причастно. Это единое причастно и не причастно [бытию] в разное время. Только так оно может быть и не быть причастным одному и тому же.
113. Моменты приобщения и отлучения [существующего] единого от бытия - это [то же самое] время. (В овладении и оставлении чем-то и чего-то есть [временные] моменты овладения и оставления.)
114. Приобщение к бытию - это возникновение. Отрешение от бытия - это гибель. Так что [существующее] единое, приобщаясь к бытию и отрешаясь от него, возникает и гибнет.
115. Так как [существующее] единое - единое и многое, возникающее и гибнущее, то многое гибнет, становясь единым, а единое гибнет, становясь многим.
116. Поскольку [существующее] единое становится единым и многим, оно соединяется и разъединяется. Когда это единое становится неподобным и подобным, оно уподобляется и делается неподобным. Когда это единое становится большим, меньшим, равным, оно увеличивается, уменьшается, уравнивается. Когда это единое движется, останавливается или начинает двигаться, оно не пребывает ни в каком времени. Покоясь и двигаясь, двигаясь и покоясь, это единое не может испытывать [временные состояния], не подвергаясь изменению (ведь оно постоянно изменяется). Нет того времени, когда что-то и не движется и не покоится (время всегда в том, что движется или покоится). Это единое также не изменяется, не изменяясь или не подвергаясь изменению.
117. Когда же [существующее] единое изменяется, если не покоясь, не двигаясь и не находясь во времени, оно не изменяется? В чём находится это единое, когда изменяется? (Всякое изменение - есть выход из себя.) "Вдруг" - это то, начиная с чего происходит изменение [в ту или другую сторону]. Изменение не начинается с покоя, пока он - покой, с движения, пока продолжается движение.
118. "Вдруг" лежит между движением и покоем, находясь совершенно вне времени. В направлении к "вдруг" и исходя из "вдруг" изменяется движущееся, переходя к покою, и покоящееся, переходя к движению.
119. [Существующее] единое и покоится и движется. Это единое изменяется в ту или другую сторону. Только при этом условии оно может пребывать (находиться) в обоих состояниях. Изменяясь, это единое изменяется вдруг. Когда изменяется, это единое не может находиться ни в каком времени. В этот момент это единое не может ни двигаться, ни покоиться.
120. Это же происходит и при всех прочих изменениях. Когда что-то перестаёт быть или возникает, происходит его становление между неким движением и покоем. В этот момент [существующее] единое не имеет ни бытия, ни небытия, не возникает и не уничтожается.
121. Когда [существующее] единое переходит из единого во многое, из многого в единое, оно не есть ни это единое, ни многое, оно не разъединяется и не соединяется. Переходя из подобного в неподобное и обратно это единое не есть ни подобное, ни неподобное, оно не уподобляется и не становится неподобным. Переходя из малого в великое и наоборот, это единое не бывает ни малым, ни великим, ни равным, не увеличивается, не убывает, не уравнивается.
--
© 1989-2020, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==
Комментарии
Да... судя по этому, вашей судьбе, вами же себе навязанной, точно не позавидуешь...
Вон накропали море, а моря то и нет - практический дух среди всего этого вашего подохнет на раз!
...когда вы говорите о едином, то о нем нельзя ничего сказать, не имея при этом ввиду иное (инобытие), бытие и ничто, что лишь и может как-то определять единое, да...
Victor, любопытно, а как бы ВЫ сформулировали "практический дух" инобытия?
Инобытие, как осознаваемое субъектом духа воплощение, есть воплощение духа практическое (реальное)...
Тогда Единое - тоже есть осознаваемое субъектом практическое воплощение духа?
- Чьего духа?
Разумеется, Святого, раз уж ведём речь об инобытии.)
- Нет. Вы ответили на вопрос "какого духа". Я же всё-таки спросил не "какого духа", а "чьего духа", т.е. был вопрос о принадлежности духа, а не о его качестве.
"Святой, иначе, священный, инобытийный, отрешенный от бытия, вне-бытия" - ну, кому ж еще такое может принадлежать?
- Дух - субъект?
Само-Субъект - не дух!)
А кто?)
- Само-Субъект!)
--- aritheros, 7 Январь, 2020 - 19:19, ссылка
Забавно! - этим вы полагаете, что Дух можно различать по внешнему виду субъекта, это с одной сторону, а с другой - разве истинный Дух может быть как-то различим?
PS
Хочу уверить вас в следующем - всё моё с вами общение не направлено мной на вас оскорбление или переспоривание, а есть лишь такой вид (стиль) общения - если можно, то примите это как данность, если нужны за что-то вам мои извинения - то я извиняюсь...
- "Дух" - понятие субъекта (Само-Субъекта). Чьё понятие - того и "дух".
Сколько Само-Субъектов - столько и "духов".
--
Можете не извиняться. Иисус Христос уже давно нас всех - простил.)
Отталкиваемся - то этого.
Как же всё запущено...
А Само-Субъекты - это все, все, все? - или они несколько различаются и как-то все не равноценны? - ...что, посмотрел, определил и вот он тебе Само-Субъект? - или некто божественный на них должен указывать? - ведь многие и камни с горяча за Само-Субъекты могут принять... - а то может на Само-Субъекты только ВЫ будите указывать?
- Исповедуете Артеросизм - становитесь Само-Субъектом.)
--- Галия, 7 Январь, 2020 - 19:11, ссылка - Тогда Единое - тоже есть осознаваемое субъектом практическое воплощение духа?
--- Галия, 7 Январь, 2020 - 20:16, ссылка - "Святой, иначе, священный, инобытийный, отрешенный от бытия, вне-бытия" - ну, кому ж еще такое может принадлежать?
На "19:11" - Единое есть осознанное субъектом ИСТИННОЕ воплощение Духа...
На "20:16" - Вот вы видно не ведаете, а ведь есть:
1) своё другое (инобытие);
2) другое (инобытие) вообще;
3) другое (инобытие) этих двух - то, что их объединяет...
Как же Вы их отличаете - своё от другого? По цвету или по содержанию? Из своего личного инобытия можете заглянуть в другое и третье? Как в миры бардо?
Своё (нечто) ВЫ называете, а другое (иное, инобытие) - это всё остальное... - а может вы будете ждать на это божественное указание? - дык можете всю жизнь так прождать, вместо того, чтобы жить, то бишь по воли своей отличать, ...а может отличать и по чьей-то подсказке - иногда сгодится...
- Дерзайте!
И станете - вторым Величайшим.)
Т.е. - Александром Македонским (Великим).
Alessandro il Grande!
"Единое" - это то же, что и "субъект"? Т.е. само-субъект, если по-вашему.
- Вы проницательны!)
Это писалось в 2006 г., когда мною уже была довольно хорошо разработана концепция Субъекта, а концепция Само-Субъекта была, можно сказать, "в зародыше".
Верно, это была теоретическая подготовка к концепции Само-Субъекта.
Так что я могу сказать, что да, это "Единое" - на пути к Само-Субъекту, к 2008-2010 гг.
Тут все проницательны, сайт все же философский, все более-менее в теме.
Т.е. продолжение будет?
- Я бы не сказал, что все проницательны. Многие тупят, некоторые - особенно сильно.)
Разумеется, будет - написано за столько лет довольно много, в теме.
Не "тупят", а отстаивают свою, авторскую систему представлений. Имеют право.)
- Отстаивают путём - затупения?!
Это - какой-то оригинальный, даже странный способ отстаивания. Правда, есть ещё один подобный способ - "включить дурака"..
Нет, наилучшим доступным способом.
- Ясно! Внезапно затупить - самый лучший и доступный способ.. страусиного типа..)