Суворов О.А.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ (3)
УЧЕНИЕ О РАЗЛИЧИИ
Переход от тождества к различию есть переход от познания процесса к познанию составляющих его явлений. Можно сказать иначе: это переход от объектно-абстрактного тождества к субъектно-конкретному различию. Дело в том, что всё, находящееся вне субъекта и никак не корреспондирующееся с ним, до тех пор представляет собой абстрактное тождество, пока познающее сознание не внесёт в него соответствующее разнообразие [8, 106]. Это совсем не значит, что различие как таковое порождается познанием и, стало быть, не присуще самой по себе объективной реальности; отнюдь нет. Речь идёт лишь о том, что различие выявляется, и может быть выявлено, только в ходе отражения объективного мира, который для нас всегда остается абстрактным тождеством, если не подвергается с нашей стороны соответствующей конкретизации.
1. Форма, содержание, единичное.
Первым и элементарным проявлением указанной конкретизации выступает форма. Несмотря на свою кажущуюся элементарность, форма представляет собой далеко не тривиальный гносеологический «продукт» взаимоотношения объекта и субъекта. Гегель обоснованно подразделял форму на внешнюю и внутреннюю, определяя последнюю как структуру содержания. Эта мысль имеет глубокие исторические корни. Например, Аристотель вообще считал форму предмета ведущей по отношению к его содержанию. Такого рода соображения нуждаются, конечно, в специальной разработке. Здесь же важно подчеркнуть главное, что форма является элементарно-исходным и, в то же время, универсальным выражением разнообразия, лежащего в основе общей предметной неповторимости. То есть, по форме предметы сугубо индивидуальны, тогда как содержательно они, напротив, могут иметь ту или иную степень общности, сходства. В этом, отчасти, и проявляется ведущая роль формы по отношению к содержанию, которое, в отличии от формы, не индивидуализирует предметы, а, наоборот, группирует, уподобляет их. Это очевидно в любом предметном ряде, объединенном той или иной особенностью, которая определяется одновременно и неповторимостью формы, и схожестью их содержания. Например, по форме все собаки неповторимы, тогда как содержательно они вполне сходны, подобны, образуя определенный вид.
На основании сказанного формулируем первую триаду учения о различии: форма >< содержание ~ единичное (индивидуальное). Опираясь на закон отрицание отрицания, определяем единичное как оформленное содержание, или содержательную форму.
2. Количество, качество, особенное.
Единичное, как синтетическая категория, раздваивается дальнейшим познанием по форме на количество, по содержанию на качество.
Следует заметить, что категории количества и качества с глубокой древности интерпретируются (например, Аристотелем) как характеристики отдельно взятых предметов. И хотя такой подход к количеству и качеству (как свойствам отдельного) стал традиционным, его нельзя считать удовлетворительным по той простой причине, что он затемняет принадлежность предметов к определенному виду. Отсюда и вид, в свою очередь, нередко также толкуется в отрыве от количественно-качественной характеристики. Тогда как, на самом деле, количество – это разнообразие форм, а качество – единообразие их содержания. В том и другом случае речь идёт о целом ряде схожих явлений. То есть, количественно-качественная характеристика изначально отражает не отдельные предметы, а их видовую принадлежность.
В этой связи следует указать и на тавтологию, которую допускал Гегель, определяя меру как синтез количества и качества, ибо мера, собственно, и есть не что иное, как количество. То есть, количественно-качественным синтезом, или единством количества и качества, может быть только особенное. Поэтому единственно адекватной здесь будет триада: количество >< качество ~ особенное (видовое), где особенное и есть количественное качество, или качественное количество.
3. Явление, сущность, понятие.
Особенное, будучи синтетической категорией, так же раздваивается, по оформленному количеству на явление, по содержательному качеству на сущность. Явление и сущность – это родовые понятия, поскольку интегрируют собой ряд видов, обобщая их в едином понятии. И такова, следовательно, заключительная триада учения о различии: явление >< сущность ~ общее (понятие рода). Понятие, или общее, есть явившаяся сущность, или сущность явления (Гегель).
Для наглядности приведем категориальную структуру учения о различии целиком.
Форма >< содержание ~ единичное (индивидуальное)
Количество >< качество ~ особенное (видовое)
Явление >< сущность ~ общее (понятие рода)
Легко видеть, что и в этой структуре закон отрицание отрицания также действует не только по горизонтали, но и по вертикали. Это позволяет сделать дополнительные определения.
Явление есть оформленное количество, или количественная форма.
Сущность есть содержательное качество, или качественное содержание.
Общее (понятие) есть неповторимость особенного, или особенная неповторимость.
Методологическое значение этого раздела состоит в том, что в нём заложена логическая основа классификации явлений для любой отрасли науки. Это достигается диалектикой единичного, особенного и общего, в сжатой форме выражающей способ познания всего возможного разнообразия внешнего мира. При этом важно заметить, что общее, или понятие, может быть рассмотрено как единичное (отдельное) более широкого класса явлений, и тогда классификация явлений перейдет на качественно новый уровень, и этому процессу, вероятно, нет конца.
Продолжение следует.
Комментарии
Учение о различии. А теперь поговорим о различии. Что означает операция "переход"? Переход - это явление процесса медитации? И почему переход, а не что-то другое?
Переход осуществляется сам по себе или по плану (под управлением системостроителя)?
Чем обоснована именно такое движение мысли (к различию)? А не движение, скажем, к противоречию? Не есть ли познание составляющих процесс явлений как раз самим этим процессом? То есть на деле перехода-то не было и нет.
Именно "объектно-абстрактное тождество" Н=Н? Хаос=Хаосу? Дело в том, что всё, находящееся вне субъекта и никак не корреспондирующееся с ним, до тех пор представляет собой Хаос (первоначально нерасчлененное единство).
Или, всё-таки, субъектно-абстрактное тождество А=А? Тезис равен тезису? Где А сама мысль системостроителя:
А. Задан "переход от объектно-абстрактного тождества к субъектно-конкретному различию".
О чём речь?
"Абстрактное тождество" - это уже вычлененная абстракция, под которой имеют ввиду формально-логическое тождество. А встраивание в систему различий есть восхождение от абстрактного к конкретному.
По плану системостроителя первым и элементарным проявлением конкретизации выступает форма. На каком основании выбор пал на "форму", а не на содержание?
--
Ответ на этот вопрос содержится в предварительных замечания в первой части. Повторяю, это обосновано совпадением развития и познания, в результате мы имеем здесь один и то же процесс -- развивающееся познание, которое выражается одной триадой: тождество >< различие ~ единство, лежащей в фундаменте диалектической логики. Дополнительно поясняю: любое развитие, как и любое познание, сводится, в конечном счете, именно к этой триаде. Потому что общий смысл как развития, так и познания заключает в переходе от тождества (предмета или мысли) к различию (предмета и мысли) и последующем переходе в синтез (единств) этих противоположностей (отрицание отрицания), или, что одно и тоже, в их взаимную (общую) истину.
Остальные ваши замечания не вызывают у меня интереса, так как в ещё большей мере порождены невнимательным прочтением моего материала. а так же вашей зацикленностью формальной логикой, которую Вы тщетно пытаетесь превратить в логику диалектическую.
Если вести речь о сущности, то "совпадение развития и познания" заключается в противоречии как источнике развития, в том числе, познания.
--
Олег Алексеевич,
Лёгкое возражение. Абстракция - это действие ума наряду со сравнением и рефлексией (Кант. Логика. 1800 г.) Поэтому до и вне субъектное правильней, мне кажется, назвать целым или по-гегелевски общим, но никак не абстрактным. Абстрактным, строго говоря, будет результат отвлечения от конкретного, а у вас описана обратная последовательность.
И если можно, что скрывается за ссылкой [8, 106]?
Вообще-то познание может идти в противоположных направлениях, как от общего (абстрактного) к частному (конкретному) -- дедукция, так и от частного (конкретного) к общему (абстрактному) -- индукция. Но дело не только в этом, а ещё и в том, что термины, с одной стороны, общее и абстрактное, с другой --частное и конкретное, ОДНОПОРЯДКОВЫЕ, и, в зависимости от контекста, могут заменять друг друга.
Что касается ссылки (8, 106), то за ней ничего не скрывается, она возникла по механической ошибке.