Суворов О.А.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОЕИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ
Настоящей записью я начинаю изложение науки логики как логики науки, или диалектической логики, в формате системы категорий. В ранее размещенных материалах я уже солидаризировался с концепцией совпадения диалектики, логики и теории познания. В соответствии с этим, диалектическая логика, как теория познания, подразделяется на учение о тождестве, учение о различии м учение о единстве. Данное подразделение вытекает из объективного совмещения в диалектической логике развития и познания, имеющих одну и ту же категориальную структуру: тождество >< различие ~ единство, где знак >< означает взаимодействие противоположностей, а знак ~ -- их синтез. По существу, мы имеем здесь один процесс -- развивающееся познание, проходящее диалектически связанные стадии – тождество, различие, единство. При этом единство, в соответствии с законом отрицание отрицания, является тут не только результатом взаимоотношения противоположностей, но и их взаимной (общей) истиной.
Я уже знакомил ФШ со своей версией системы категорий диалектической логики. Поэтому приведу эту систему целиком, без каких-либо пояснений, поскольку по ходу изложения каждый фрагмент её будет конкретно рассмотрен. Особо обращаю внимание на то, что взаимосвязи диалектической логики, представленной здесь, хотя и могут иметь некоторую аналогию в материальном мире, все же по своей природе являются формами познания, или, что то же, формами объектно-субъектного отношения. То есть, если одна из противоположностей диалектической пары когерентна отображаемому в объективном мире, то другая – её отражению в сознании. В антиномии отображаемого и отраженного, объективного и субъективного, собственно, и заключается суть диалектического противоречия. Ввиду этого и логический результат, т.е. истина, получаемая в синтезе противоположностей, так же не утрачивает статуса гносеологического противоречия, представляя собой более высокую ступень объективации субъективного, или, что одно и то же, субъективации объективного.
Учение о тождестве
Действительность >< возможность ~ неопределенность
Необходимость >< случайность ~ определенность
Причина >< следствие ~ закон
Учение о различии
Форма >< содержание ~ единичное
Количество >< качество ~ особенное
Явление >< сущность ~ общее (понятие)
Учение о единстве
Объективное >< субъективное ~ бесконечное
Абстрактное >< конкретное ~ конечное
Абсолютное >< относительное ~ истинное
Прежде чем перейти к рассмотрению учения о тождестве, укажем на два смысловых значения, в которых в данной системе употребляется само понятие тождество. Во-первых, в значении относительной устойчивости любого ощущения, восприятия, понятия, знания вообще. Этот аспект тождества сходен с относительностью всякого покоя. То есть, когда мы говорим, что всё течет и изменяется, то должны иметь в виду так же и наши изменяющиеся знания. Они тоже в каждый момент обладают устойчивостью, обусловленной тем, что мы не можем отразить, воспринять процесс, не прервав его.
Во-вторых, в значении общих закономерностей, присущих любому изменению. Собственно, именно этот аспект тождества и представляет собой не что иное, как диалектику (логику) процесса познания. Дело в том, что объективный мир хотя и изменяется (развивается) сам по себе, однако знаем мы об этом только через отражение (познание) этого процесса. Строго говоря, мы вообще имеем дело отнюдь не с объективным миром как таковым, а лишь с процессом его познания в форме теории или практики, либо в форме единства того и другого. В этом смысле и предметом диалектической логики так же не может быть ни объект, ни его отражение, взятые в отрыве друг от друга; таким предметом является их взаимоотношение, результатом которого, т.е. продуктом объектно-субъектного отношения, как раз и выступает логическая истина.
1. Действительность, возможность, неопределенность
Действительность – одна из самых многозначных и в этом смысле неопределенных категорий. В частности, под этим термином может пониматься и всё существующее, и реальная возможность чего-либо, и правда, и истинность, и многое другое.
Будем исходить из того, что действительность суть бытие, находящееся в процессе непрерывного изменения именно в том смысле, что всякий покой, в конечном счете, относителен к субъекту. Тогда действительность (как сама по себе, так и как продукт познания) неизбежно представляется внутренне противоречивой, поскольку объективно обременена неисчерпаемыми возможностями своего изменения, что, собственно, и детерминирует её (как нечто целостное) непреодолимую (непознаваемую до конца) неопределенность. Это и есть тот всемирный хаос, о котором в философии известно с глубокой древности и который вполне корректно выражается одной триадой: действительность >< возможность ~ неопределенность. Отсюда возможность может быть определена и как потенция, и как реализация, и как конкретный объект познания, а неопределенность – как наиболее абстрактное представление о действительности. В то же время, неопределенность в логическом аспекте, т.е. как единство противоположностей (действительности и возможности), суть их взаимная (объектно-субъектная) истина.
Продолжение следует.
Комментарии
Позиционируете философские категории. Причём здесь логика? Категории логики - это прежде всего понятия, суждения, умозаключения, доказательство и аргументация. А если говорить о категориях диалектической логики, то центральным здесь будет учение о противоречии.
Вами же, перечислены именно философские категории! Так может быть, и соответствующее название более подходящим будет "Диалектическая философия как система категорий".
/"В ранее размещенных материалах я уже солидаризировался с концепцией совпадения диалектики, логики и теории познания"/.
Из текста никак не просматривается совпадение диалектики и обычной логики.
Что касается способа изложения "науки логики как логики науки", то предъявленное начало изложения ближе к началу изложения не диалектической (Логика с большой буквы), а метафизической логики.
--
А это и не должно просматриваться, так как у меня речь идёт о совпадении диалектики, логики (диалектической) и теории познания.
Центральное место у меня и занимает именно противоречие, правда не формальное, за пределы которого Вы традиционно не выходите, а диалектическое, образующееся парными антиномиями диалектики (теории познания, Логики).
Вспомните Ильенкова! Он настаивал, что диалектическое и формально-логическое противоречие надлежит рассматривать в одном и том же отношении. В противном случае, разговор о противоречии в диалектике теряет смысл.
Так в том-то и дело, что диалектическая логика - это обычная логика, в которой учитывается продуктивное противоречие, обеспечивающее развитие мысли, а не её блокирование. В этом и состоит совпадение диалектики и логики на исходном (базовом) уровне.
И уже после фиксации этого положения, имеет смысл переходить к медитациям о диалектической онтологии и диалектической гносеологии, в которой совпадают диалектика и теория познания.
--
Михаил Петрович,
Дайте, если не затруднит, ссылочку на это место у него. Не думаю, что соглашусь, но интересны аргументы.
Ведь если эти противоречия взять в одном и том же отношении, - скажем, в статике или наоборот в динамике, - потеряется всякое отличие диалектики от силлогистики. Ну и к чему тогда весь этот сыр-бор?
Кем учитывается? У вас получается, что логика - это не описание мышления, а инструкция по его применению. Учёл чего-то там - стал человеком, а замешкался - так и остался человекообразным. Прямо Третий рейх какой-то.
Логика - это научная дисциплина, в которой описывают и продуцируют теоретические модели естественного мышления. Отсюда такое разнообразие проектов формальной и диалектической логики.
После того, как та или иная модель (например, аристотелевская силлогистика) принимается сообществом людей (получает общественное признание), она становится органоном - орудием или инструкцией по эффективному использованию своего индивидуального мышления. Что не исключает природных способностей без всякого специального обучения.
То есть, обучение логике позволяет избежать тупиков обычного впадения в противоречие и зацикливания типа "брито - стрижено".
--
Михаил Петрович,
Давайте продолжим ваше обоснование органона критерием общественного признания.
У трансцендентальной логики есть общественное признание, Катречко с Борчиковым не дадут соврать. Но органоном она не стала.
У диалектической логики есть общественное признание, Ягода с Ежовым не дадут соврать. И органоном она стала.
Как видите, критерий общественного признания не позволяет однозначно отнести логику к органону. Подберите другой критерий, этот не работает.
Что значит у трансцендентальной логики есть общественное признание? Есть учебники с названием "Трансцендентальная логика"? Трансцендентальную логику, как и обычную логику преподают в школах и вузах?
Что, по-вашему, мешает трансцендентальной логике приобрести статус органона?
По-видимому, общественное признание необходимое, но не достаточное условие.
Указанные Вами персонажи в качестве теоретиков диалектической логики нигде не засветились. Поэтому ссылка на них беспредметная и ничего не иллюстрирует.
--
Правда? Не знал. В моё время ещё не преподавали.
То есть логика по-прежнему канон, а ваше о ней представление ложно. Что ж, признание ошибки - первый шаг к исправлению. Вы на верном пути.
Что, по-вашему, мешает трансцендентальной логике приобрести статус органона?
По-видимому, общественное признание необходимое, но не достаточное условие для признания трансцендентальной логики органоном. А у аристотелевской логики присутствуют необходимые и достаточные условия перехода из статуса "канон" в статус "органон".
--
По-моему то же, что и по-автору:
То же касается и аристотелевской логики. Вообще ни одна из логик, то есть моделей мышления, пока ещё не соответствует своему предмету, не объясняет его. Как же вы сможете ездить на машине, не зная педалей и рычагов? Никак. Передавите всех к чёртовой матери, да и себя угробите как те же Ягода с Ежовым.
М.П., мне не надо вспоминать Ильенкова: у меня сохранились конспекты его лекций на философском ф-те. В них я не нашел даже намёка на то, что оба вида противоречий (диалектических и формальных) надо рассматривать в одном и том же отношении. Эвальд Васильевич был до мозга костей гегельянцем (к сожалению, с уклоном в "Капитал" Маркса), а Гегель, как известно, творил "Науку логики", прежде всего, с той целью, чтобы, вслед за Кантом, показать ущербность традиционной логики в том плане, что она не раскрывает движущегося значения противоречия, которое она сводит лишь к противоречивости языка, и что по этой причине она не может быть методологией познания. Так то ни о каком "одном и том же отношении" тут не может быть и речи. Вообще же хотелось бы знать, где Ильенков мог ляпнуть подобную глупость, если действительно ляпнул, что, в принципе, нельзя отрицать, поскольку в последние годы у него возникли серьезные проблемы со здоровьем.
Ляпнул в дискуссии "Диалектическое противоречие".
"Диалектическая логика обязывает мышление совсем к иному, а именно к четкой фиксации (в том числе словесной) реальных противоположностей внутри одного и того же исследуемого предмета, во-первых. И это «во-первых» необходимо фиксируется с помощью четко отточенной терминологии как противоречие, абсолютно ничем не отличающееся по своей вербальной форме от так называемого формального противоречия, от конъюнкции А и не-А". (Ильенков Э.В. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ В ЛОГИКЕ http://philosophystorm.ru/comment/reply/12956/234135 ).
--
Михаил Петрович,
В приведённой вами цитате из Ильенкова нет слова "отношение". Да и ссылка дана не туда, куда надо бы.
Если же следовать пафосу автора, то утверждает он противоположное вашим наветам:
Вы: "противоречие надлежит рассматривать в одном и том же отношении".
Ильенков: "становится в оппозицию ... по вопросу о противоречии".
Спасибо за правильную ссылку сюда. Действительно, в предъявленной цитате от Ильенкова слова "отношение" нет, а есть факт отношения, из которого усматривается, что диалектическое противоречие абсолютно ничем не отличается от формального.
Теперь по существу. Тезис О.А. Суворова:
А. Центральное место у меня и занимает именно противоречие, правда не формальное,
Мой (Грачев) антитезис:
не-А. Существует отношение, при котором диалектическое противоречие абсолютно ничем не отличается от формального.
В подтверждение сослался на Ильенкова:
Диалектическая логика обязывает мышление совсем к иному, а именно к четкой фиксации (в том числе словесной) реальных противоположностей внутри одного и того же исследуемого предмета, во-первых. И это «во-первых» необходимо фиксируется с помощью четко отточенной терминологии как противоречие, абсолютно ничем не отличающееся по своей вербальной форме от так называемого формального противоречия, от конъюнкции А и не-А" . http://www.gen64.ru/publ/logic1.htm
Разумеется, формальная логика "с необходимостью становится в оппозицию к диалектике". Но это при условии, что речь изначально идет об одной и той же трактовке противоречия в некотором стартовом пункте.
В дальнейшем трактовки и действия двух логик в отношении противоречия могут расходиться. А именно, формальная логика выкорчевывает, пропалывает противоречия как сорную траву, а диалектика культивирует продуктивные противоречия, способствующие развитию мысли.
--
Михаил Петрович,
Зря, мне кажется. Хотя допускаю, что кого-то вы убедили. Себя, например.
Что не так?
У Ильенкова черным по белому написано: "абсолютно ничем не отличающееся по своей вербальной форме от так называемого формального противоречия, от конъюнкции
А и не-А".
--
"не отличающееся по своей вербальной форме"
Ильенков до этого места призывает вас отличать язык от мышления. Ну так отличайте.
Верно, язык отличается от мышления. Поэтому, например, мысль-вопрос отличают от вопросительного предложения.
--
Да, отличают. Но отличают не по языковой форме вопроса, а по классической ментальной форме суждения, не перешедшей в классическую же ментальную форму умозаключения.
У логики достаточно своих форм, чтобы не заимствовать их у чистописания. Зачем вы замахиваетесь на Вильяма, понимаете ли, нашего Оккама?
Отличаются тем, что грамматическая форма является носителем (!) формы мыслительной.
--
Согласен, носитель - хорошее слово. Вы предлагаете по структуре носителя, скажем флешки, определять структуру записанной на нём симфонии. Ну-ну.
Человек - носитель сознания. Только это не значит, что по структуре мозга, можно определить структуру категорического императива Канта, над которым размышляет человек.
--
Ошибаетесь. Вряд ли вы поверите мне на слово, но любая мысль, включая такую сложную как симфония или простую как категорический императив, - функция человеческого мозга, а не флешки. Поэтому по структуре первого носителя можно понять структуру симфонии, а второго - нет. Вот такая вот разница.
А.П., обратите же, наконец, внимание на "не отличающееся по своей вербальной форме", а не по содержанию, которым, собственно, и занимается диалектическая логика, в отличии от формальной, или языковой.
Ильенков.
Проблема противоречия в логике. Кн. "Диалектическое противоречие" (Серия: Над чем работают, о чем спорят философы). Москва, 1979, с. 122-143. С самого начала оговорим, что под термином «логика» мы имеем в виду науку о мышлении, науку о формах и закономерностях развития понятий, а не что-либо иное. http://www.gen64.ru/publ/logic1.htm
Мнения разделились. Автор считает, что диалектическая логика занимается содержанием, а по мнению Ильенкова диалектическая логика, как и положено логике, занимается формой, а не чем-либо иным.
--
М.П., не обрывайте цитату Ильенкова: логика суть наука не только формах, но и закономерностях развития понятий. Последнее и есть содержание, выражающееся в сопряженных категориях (противоположностях) диалектики, или, что одно и то же, в категориях познания.
Содержанием традиционной формальной логики является сопряжение понятий и суждений в умозаключениях (рассуждениях).
Содержанием элементарной диалектической логики выступают вопросы сопряжения противоречащих друг другу высказываний и закономерности развития мысли.
Я бы не стал противопоставлять формы мысли закономерностям развития понятий и суждений.
--
В самом деле, с цитатой что-то непонятное, как по существу, так и по источнику.
Надо же, а я это называю "дискретной философией" - во избежание накладок с широко трактуемой диалектикой. По крайней мере там отражено большинство затронутых здесь аспектов диалектики. Только обозначения использовал другие ("=>" вместо "><", чтобы подчеркнуть смысловую асимметрию тезисов, в отличии от суждения и его отрицания в ФЛ), ну и терминология немного отличается - при том что семантические аналогии прослеживаются довольно близко к тексту. Чем и вызван интерес к Вашей теме - может мыслей интересных подкинете. Собственно, уже подкинули - я кажется понял, что в своей теме смешал всё в одну кучу (то что Вы разделили на три [условно]-самостоятельных учения). В общем, интересно было бы согласовать наши представления, жду продолжения.
А пока предлагаю отвлечься на одно "лирическое отступление", опираясь на тезис "плох тот философ, который не мечтает раскрутить философию из одного понятия". У меня в теме после предварительных соображений тоже предполагалось продолжение, в котором я и представил развёртку этого исходного тезиса. По крайней мере не вижу философских оснований для запрета на его принятие в качестве гипотетического допущения. А если такой способ существует, то он не может быть никаким иным, кроме как рекурсивным. И тогда - без вариантов.
Для начала приведу пару небольших фрагментов, в которых вроде не должно обнаружиться сколь-либо существенных расхождений с содержанием Вашей темы. Они больше полезны в плане согласования терминологии, используемой в дальнейших рассуждениях.
Необходимые оговорки сделаны, и теперь предлагаю Вашему критическому вниманию свои рассуждения по вышезатронутому вопросу в полном объёме :
На этом мой энтузиазм по изобретению генератора философских категорий потух, однако не исключаю и того, что дальнейшие раскопки в этом направлении имеют смысл. Ну и без этого, возможно, найдётся что обсудить.
Я "раскручиваю" не философию, а диалектическую логику, при этом не из одного понятия (главная ошибка Гегеля), а из основополагающей триады: тождество --различие -- единство, совмещающей развитие и познание. Собственно, именно это совмещение и позволяет поставить знак равенства между диалектикой. логикой (диалектической) и теорией познания.
Что качается ваших соображений, то они показались мне не выходящими за рамки формальной логики. Это другая сфера исследования, которой я не занимаюсь.
Это слова. А дела свидетельствуют о прямо обратном. То есть, раскручиваете (и имеете на то полное право) - свою философскую систему. А то, что в ней присутствует диалектическая логика, это Вам ещё предстоит доказать.
--
Михаил Петрович,
Я тоже ограничил бы логику только рамками гегелевской субъективной. Но то, что вы называете тут философской системой, у Гегеля называется логикой объективной. Он даже там специально объясняет, что после Канта в неё вся прежняя метафизика превратилась. Так что, здесь Олег Алексеевич просто следует традиции.
Объективное и субъективное нельзя разрывать, потому что это стороны как раз диалектического противоречия, движущего познание.
Олег Алексеевич,
Вы не так меня поняли. Я говорил не об объективном и субъективном, а о второй части Науки логики, которая называется Субъективная логика или учении о понятии.
А структуру диалектического противоречия мы с вами понимаем совершенно одинаково. Никакой зацепки для обсуждения не нахожу. Хотелось бы, а нету. Жду обещанного продолжения.
Волга впадает не в Чёрное море а в Каспийское. После Гегеля, вопреки его намёткам, развитие логики устремилось в русло логики математической.
Проект субъективной логики, изложенный им во "второй части Науки логики, которая называется Субъективная логика или учении о понятии" остался на обочине и никак не отразился на дальнейшем ходе событий в мире теоретической логики.
--
Тогда совсем непонятно, почему вы призываете всё, кроме этого малозначимого проекта, называть философской системой. Что-то я не улавливаю вашей логики.
Философская система категорий изложена Гегелем в его работе "Наука логики". Наука логики, как только что было Вами сказано состоит из двух частей. Проект субъективной логики встроен в общую систему философских категорий.
Поэтому я не стал бы отождествлять часть со всей философской системой.
--
Ну не отождествляйте. Достаточно, что автор отождествил. Может в следующий раз он напишет Науку философии, и вы окажетесь правы. А пока - нет.
Теперь, ранее заявленное ограничение снимаете?
--
Да нет. Лично меня интересует устройство мышления. Устройство мира меня не интересует. Поэтому объективную логику я рассматриваю как иллюстрацию логики субъективной, как её дополнительный аргумент. Объективная мне не обязательна, я же не философ.
mp_gratchev :
Это Вам нужно сначала доказать, что существует хотя бы два человека, понимающих одинаково диалектическую логику хотя бы на уровне исходных посылок. Дела-то как раз свидетельствуют о прямо обратном.
Данная Ваша реплика хорошо иллюстрирует мой тезис, что элементарная диалектическая логика - это субъектная логика, в отличие от формальной - бессубъектной.
Два человека на уровне исходных посылок трактуют диалектическую логику совсем неоднозначно. Но в самой логике описывается процедура достижения консенсуса. Это аргументация и контр аргументация.
--
Ну так этого достаточно, чтобы Ваше требование доказать диалектическую логичность рассуждений автора этой темы не имело под собой ни малейших оснований.
Требование "доказать" - императив - это инструмент элементарной диалектической логики, наряду с вопросами, оценками, утверждениями и отрицаниями.
Доказательство, аргументация и контраргументация есть мостик, перекидываемый от одной солиптической модели к другой, столь же самостоятельной и независимой.
--
Хорошо, будем считать, что отмазались.
Олег Суворов :
Я занимаюсь ровно тем же, только значки другие использую и избегаю называть предмет своих исследований "диалектикой", поскольку не встречал по этому поводу двух одинаковых мнений. Из Ваших слов могу лишь сделать вывод, что и у Гегеля Вы ничего не поняли. По крайней мере мой комментарий Вы если и читали, то крайне невнимательно :
Ваше право, конечно, так к этому относиться. Со своей же стороны я использую любые зацепки, чтобы попытаться опровергнуть статус философии, в частности диалектики, как одного из жанров художественной литературы - что неизбежно в ситуации, когда "каждый сам себе диалектик".
Диалектическая логика - это логика процессов, развития, основанная на научных законах. В природе, организме, обществе. Изучает общие законы развития.
Сказанное Вами относится к диалектике. Именно диалектика есть учение о всеобщих законах развития в "природе, организме, обществе". Аутентичная же диалектическая логика касается одного из аспектов диалектики - законов развития мысли в рассуждении (индивидуальном и совместном).
--
Ну да, диалектическая логика позволяет понять эти процессы, уловить истину. Что позволяет применить истину на практике, принять мудрое правильное решение. Практика - критерий истины. Это относится как к наукам - познание законов, процессов, отсюда открытия и изобретения, применительно к науке управления это принятие правильного мудрого решения - в сфере политики, экономики, управления коллективом, предприятием.
В искусстве - это создание шедевров. Диалектическая логика тесно связана с творчеством, с познанием истины.
Только один человек меня понял, да и тот меня, по правде сказать не понял. - Гегель