Реальным и потенциальным участникам ФИЛОСОФСКИХ обсуждений моих публикаций посвящается.
Об умном.
Начать следует с того, что обе стороны должны обладать КУЛЬТУРОЙ,
во-первых, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (то есть сохранять уважение к ЛИЧНОСТИ оппонента), и, во-вторых, ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА (то есть соблюдать помимо этических правил, правила ЛОГИКИ, основ аргументации, отказа от запрещенных приемов – подмене понятий, апелляции к личности говорящего и др.).
Как и в естественных науках в спорах философских (не «философического» профанного трёпа и вербального «фехтования» для «победы» над оппонентом, а не ради раскрытия ИСТИНЫ), важно соблюдать адекватность предмета и методов его исследования. У каждой науки о ЧЕЛОВЕКЕ, как ОБЪЕКТЕ исследования, есть свой ПРЕДМЕТ, обладающий спецификой используемых правил и МЕТОДОВ исследования. Они установлены НАУЧНОЙ преемственностью и практикой исследовательского процесса.
Так, заявив, что обсуждается ФИЛОСОФСКАЯ проблема СОЗНАНИЯ человека, утверждать, что оно в МОЗГЕ, так как там наблюдаются электрические вспышки в определенных зонах, а значит ТАМ «бьется сама мысль», это свести человека к уровню животного и исследований в области БИОЛОГИИ.
Такой процесс подобен замене СЛУШАНИЯ музыки НАБЛЮДЕНИЕМ за скачущей на мониторе измерительного прибора кривой ДЕЦИБЕЛОВ, перепадов высоких и низких частот. Где там МУЗЫКА?
Важны ли биологические, нейрофизиологические и психологические НАУЧНЫЕ достижения в области изучения мозга и процесса МЫШЛЕНИЯ при ФИЛОСОФСКОМ – научном и мировоззренческом ОДНОВРЕМЕННО – рассмотрении проблем СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ? Безусловно важны!
Однако важность этих результатов может быть лишь ДОПОЛНЕНИЕМ к философскому рассмотрению проблем, при сохранении его специфики.
О глупом.
Одним предложением – это нарушения, ведущие к отрицанию и невозможности УМНОГО диалога. Нарушение даже одного из упомянутых выше условий делает разговор не только бессмысленным с точки зрения РАЗВИТИЯ мышления и РАСКРЫТИЯ ИСТИН, но вредным, поскольку всякая ложь ведет к ОТУПЛЕНИЯ как произносящего её, так и слушателя.
Любое рассмотрение ФИЛОСОФСКИХ проблем вне рамок ДИАЛЕКТИКИ и принципа ИСТОРИЗМА - ведет к абсурду и ложным умозаключениям. Никакой "материализм" или "идеализм" не может быть иным, кроме как УМНЫМ или ГЛУПЫМ. Прикрывать свой интеллектуальный и образовательный "срам" фиговыми листиками с начертанными на них словами "материализм" или "идеализм" - дело постыдное и крайне, с ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, глупое.
Комментарии
К декларации благих намерений неплохо бы приложить
образец "умного философского диалога"
с демонстрацией "исходных оснований" мнений оппонентов
и достигнутого ними консенсуса.
эфромсо,на этом ресурсе, увы, пока этого не вижу. Надеюсь, что это моё заблуждение.
Что скажете об этом?
http://philosophystorm.ru/spekulyativnoe-myshlenie-teleskop-filosofov-pr...
Обещаю почитать, потом отвечу.
Вот вам пример Супер умной статьи и умного многолога (ссылку вам уже давал, но похоже, вы на неё не среагировали): http://philosophystorm.ru/zloi-genii-subektivnye-zametki-o-filosofii-gegelya-chast-3
Теоретическая демонстрация гибко-пластичного диалога дана две с половиной тысячи лет тому назад Платоном. Практическая же навсегда останется за Вами, за мной и "за тем парнем". Что же касается ума и глупости, то граница между тем и другой весьма тонка, а порою неопределима. По-видимому, нет человека, который может сказать о самом себе, что ни разу в жизни он не оказывался в положении "сильного задним умом". Во всяком случае, лично я - часто случалось - попадал именно в положение "сильного задним умом", особенно в сфере практических действий. Короче: чтобы научиться плавать, недостаточно знать теоретически, как это делается; надо броситься в воду.
Диссеминация, со сказанным Вами могу только солидаризироваться. Позвольте сделать небольшое дополнение - мною говорилось не о том, что касается НЕПРЕДНАМЕРЕННОЙ глупости, которой вряд ли кто, даже из взрослых умных людей, может избежать в своей жизни, а о КУЛЬТУРЕ поведения и ведения диалога. Соблюдения, скажем так, профессиональных приличий, то есть знания хотя бы основ языка - то есть хотя бы терминологии, не говоря уже о базовых понятиях и категориях - той области знания, в которой предполагается общение.
Опасаюсь, как бы предмет нашего диалога - "диалог", на был пущен в пространство, лицом к лицу с одним своим пустословием. Ведь мы, кажется, трудимся мыслью ради создания давно и всем, кому это было необходимо, известных и общепринятых правил одного из видов человеческой практики. Здесь, опять-таки, вновь уместно вспомнить сравнение теории плавания с самим плаванием. И мы с Вами, уважаемый Азамат, плаваем, но плаваем теоретически, ибо предмет наш, вместо обретения конкретных черт, обретает черты всё более абстрактные, уводящие нас в дурную бесконечность, из-за роста разномасштабных - малых и больших (до великих мы, по-видимому, даже теоретически ещё не доплыли) деталей - от культуры, как культа (кого? чего?), до профессиональных знаний, как результата специального и, как правило, узкого образования. Не потеряемся ли, не утонем ли мы в столь многослойном, обладающем несовместимыми термобарическими параметрами потоке?
Диссеминация, возможен, конечно, и такой исход.
Но, надеюсь, всё же, что удастся оставаться как в логически, так и в реалистически адекватном русле философской мысли и на твердой почве, при твердом уме)
Вы, Азамат, абсолютно правы: "Оставаться как в логически, так и в реалистически адекватном русле", это - альфа и омега любого ремесла, а ремесла мыслителя ещё и более альфы и омеги - жизненная необходимость!
Что же относительно возможности/невозможности, гармонии/дисгармонии диалога, то ничем иным, как только игрой человеческих страстей, порождающих пристрастия, споры и забвение того, ради чего диалог начат, эти факты не объяснить. Здесь, по-видимому, уместно сослаться на старую, бородатую мудрость, которая гласит: "Если бы математические аксиомы затрагивали интересы людей, они были бы опровергнуты".