http://philosophystorm.ru/marall/3997
Бронза пишет:
Спасибо, любопытный обзор. Очень верно замечено насчет рационализма Парменида. Как-то я не обращал внимания на этот момент. А ведь в точку - он первый рационалист!
А насчет Платона позволю чуть поправить этот отрывок:
"Этим же путём рассуждений идёт Платон, но вовремя останавливается, чтобы не прийти к абсолютному скептицизму софиста Горгия. Для этого Платон принимает существующим не только бытие самотождественное, покоящееся, но и различное, подвижное. Что же тогда остаётся на долю небытия?"
Все же, этим путем Платон не идет, это для него всего лишь отправная точка размышлений, результатом которых явилось разрешение парадоксов элеатов, которыми они умучили греков. А именно, Платон показал, как единое парменидовское бытие становится бытием для нас. Поэтому и различение у Платона это очень важная категория.
Что же касается небытия, то главным в Софисте мне представляется то, что Платон доказал неуничтожимость бытия простым отрицанием. Да, небытие это тоже бытие. И в этой связи, конечно, возникает вопрос о ничто. Меня в свое время это сильно интриговало, почему Платон не вводит ничто и не пользуется широко этой категорию. Ан, потом пришел к выводу, что категория ничто логически вытекает из его построений. А в рассуждениях он использует категорию тождества, результат которого ничто. Ибо нет в нашем бытии ничего тождественного.
Бронза пишет:
Все ж в данном контексте Аристотель вторичен. А Платон конечно отталкивается от Парменида, на основе размышлений которого и возникли парадоксы элеатов типа движения нет. Собственно, бытие=единое, самотождественное, покоящееся есть само по себе парадокс, который и разрешил Платон и тем поспособствовал тому, чтобы греки пошустрее "вышли из мифа". Право, Парменид удачно сыграл на определенных свойствах архаического мифологического мышления, и видимо потому не был побит камнями ;)
Интересно, что пару тысячелетей позже в искус элеатов впал достопочтенный Гегель, у которого все есть движение. Разницы принципиальной с элеатами тут никакой, как легко убедиться к Гегелю присмотревшись внимательно. И тоже Гегель "попал" в удачное время низвержения всяческих неподвижных основ.
Подробнее про тождество в этом текущем режиме не получится, увы, а вкратце ясно, что если отождествить различное, то получится абсурд, ничтожение смыслов, ничто.
http://philosophystorm.ru/sofokl/3959
Бронза пишет:
Действительно, читать Гегеля пытка. Я вот тоже иногда напрягаю все что во мне есть мазохисткое, но поскольку уже доподлинно знаю, что за этим обязательно последует веселая расслабуха. Право, как можно на полном серьезе воспринимать однообразные перепевы тех песен, которые пели еще пифагорейцы? Хотя они уже ведали, что из единства одного и иного ничего не родится, называй ты это хоть тысячу раз становлением. В то же время, результатом различия одного и ему иного никогда не может явиться одно, но сразу обязательно появится многое.
Бронза пишет:
Ну, у Сатаны тоже есть логика, и он не дурак. Чего ж нам, восхищаться его умом? Гегелевская схематичность это бесконечное механистическое повторение известной со времен древних греков схемки, описывающей (само)различение одного, и эксплицитно изложенной Платоном. Но у Гегеля все это, во-первых, в дурном исполнении, а во-вторых, очень нечестно. Кстати, только пришло в голову, что ведь так бы поступил и сам Сатана. Право, в чем заключается Тайна беззакония, отчего это он о себе возомнил? А когда Бог начал различать себя до себе иного, но и только, не доводя различие до логического результата, дабы длить удовольствие тождеством, и когда возник идеальный божественный мир под названием Рай, то один из ангелов, вдруг, сообразил, что Рай ничем неотличим от мира самого Бога. Конечно, 1 и 2 неразличимы в отсутствие третьего, и потому двоицу пифагорейцы числом не называли. Стало быть, Богу пришлось доделать работу до конца, различив себя Одного от себе Иного до - Многого, что и стало нашим грешным бытием. . Но с тех пор у Сатаны 1-2-3 (эка его провели!) это неизживаемый комплек, на этом съехали его мозги, и он не обращает внимание на многие-многие числа, которые за тройкой уже пошли автоматом. Как-то так, бегло поверхностно. Тьфу.
http://philosophystorm.ru/video/4017#comment-50705
Бронза пишет:
Мифологическая рефлексия это нешуточная сила, ежели ее в себе пробудить. Разумеется, к религиозному сознанию это все не имеет никакого отношения, поскольку оно как раз противопоставляет себя абсолюту, как рациональное сознание - объективному миру, но уметь сливаться в единстве с миром ли, абсолютом ли это тоже очень неплохо. Оборот. Собственно, с этого и начался человек, и мифом спасались еще пещерные люди...