11 лет назад 21 нояб. 2012 г Гейдар Джемаль и публицист Исраэль Шамиль обсудили с ведущим Андреем Иохимом ситуацию в Секторе Газа
Философские и политические взгляды Джемаля оцениваются в обществе неоднозначно, поскольку для одних он «фигура антисистемного интернационала лево-исламских сил», а для других (С. Б. Переслегин) «левый исламский радикал, человек очень умный, но он всё же смотрит на дело со своей колокольни».
Социолог Борис Кагарлицкий считает, что Джемаль «не просто философ и теолог, но и общественный деятель, занимающий самостоятельную позицию, решительно противопоставляющую его большинству мусульманского духовенства». Кагарлицкий отмечает, что политические взгляды Джемаля («революционная теология») представляют собой попытку «соединить потенциал сопротивления, накопленный в исламе, с опытом и структурами левого движения» и являются неким исламским аналогом «теологии освобождения, распространённой среди радикальных католиков Латинской Америки». Также Кагарлицкий отмечает, что «Политический ислам Джемаля — это „теология революции“. В определённой мере он опирается на идейный опыт „красных мусульман“, сыгравших немалую (и в полной мере ещё не исследованную) роль в революционных событиях 1917—1919 годов. Как и большинство исламских критиков Запада, Гейдар Джемаль занимает жёсткую антиамериканскую позицию. Однако, его антиамериканизм является в первую очередь антиимпериалистическим. Сопротивление Америке рассматривается им не как противостояние чуждой культуре или религии, а как антибуржуазное восстание».
Основой для теологии Гейдара Джемаля является понятие «авраамической религии». Объединяющая иудеев, христиан и мусульман, авраамическая религия несёт в себе дух свободы. Моисей бросил вызов фараону, и борьба продолжается до сих пор. Теология методично антиклерикальная. «Именно в развитии клерикализма Джемаль видит „проигрыш исторического христианства“: „Попы украли слово Христа“». «Никейский Собор — это своего рода термидорианский переворот в христианском движении. Возникла новая „каста“ священнослужителей, которые навязали пастве Символ веры и закрепили своё господство. Именно поэтому потребовалось возрождение революционной традиции — в исламе». Политический ислам — это «теология революции». Джемаль сравнивает противостояние двух систем Старого и Нового Света. Старый Свет — это место рождения всех трёх «авраамических религий», которому противостоит Америка. Идея книги «Освобождение ислама» опирается не на геополитическое соперничество, а на революционное восстание. Создание хаоса даёт возможность для создания государства иного уровня. Поэтому революция нужна.
Гейдар Джемаль (6 ноября 1947, Москва — 5 декабря 2016) Последнее интервью | Напряжение веры 2016