Вот основной итог (для меня)рассуждений по Метафизики Логики.
Галия, 25 Июнь, 2018 - 19:34, ссылка
В ощем, как ни крути, это - синонимы.
Да, синонимы, но... с оттенками. Иначе зачем они? (Примечание - логично и рационально)
А сказать можно ещё проще: "Это твои проблемы!"
Я смотрю здесь все сплошные перфекционисты. Нужно уметь вовремя остановиться в уточнениях и идти дальше.
Для меня достаточно того, что логично - субъективная оценка, а рационально - объективная.
Следующий вопрос - что такое Логика? Предмет, процесс, событие или что-то другое?
Все оттенки и оценки только субъективны. Только кому-либо (субъекту) может показаться что-либо (объект) "логичным, т.е. имеющим структуру смыслом-логосом) или "рациональным" (разумным, осмысленным, опять же, имеющим смысл). А может и не показаться.
//..что такое Логика? Предмет, процесс..?\\
Логику бытия и даже простого со-бытия в корзинку не положишь, значит, процесс. Но также логика научный предмет. А чем Вас, собственно, не устраивают имеющиеся во всех словарях определения термина "логика"
Я не пытаюсь учить. Я пробую сам разобраться и найти наиболее рациональный ответ.
В предыдущей дискуссии я выяснил, что к понятию Логика кратчайший путь лежит через понятие Оценка.
Вопрос:
А чем Вас, собственно, не устраивают имеющиеся во всех словарях определения термина "логика"?
Ответ:
Определение логики очень многогранно. В переводе с греческого она означает «мысль», «разум», «слово» и «закономерность».
Вопрос: Что является общим для всех значений слова Логика?
Ответ: Для этого необходимо «оценить» каждое значение.
Для меня было достаточно того, что логично - субъективная оценка, а рационально – объективная, но…
Галия заметила:
Все оценки только субъективны. Только кому-либо (субъекту) может показаться что-либо (объект) "логичным, т.е. имеющим структуру смыслом-логосом) или "рациональным" (разумным, осмысленным, опять же, имеющим смысл). А может и не показаться.
Она совершенно права, но… в практике речи повсеместно применяется и объективная и субъективная оценка.
В чем же заключается объективность и субъективность субъективного действия?
Мне кажется, что ответ кроется в самой методике оценки.
Оценка – это всегда сравнение чего либо с чем-либо. Различие, с моей точки зрения, в том, с чем сравнивает субъект оцениваемый объект:
- с общепринятым эталоном – объективная оценка;
- с личной системой ценностей – субъективная оценка.
Пример: С 1975 по 2000 годы я жил в лесу. До шоссейной дороги от моего жилья было 9 км. Ко мне приезжали в гости друзья. Одни на машинах или мотоциклах, а другие на рейсовом автобусе, проходя эти 9 км пешком.
Всех я предупреждал, что до моего жилья 9км. Километр – общепринятый эталон. Я давал объективную оценку расстояния.
Те, кто добирался на собственном транспорте, оценивали расстояние субъективно: «Так здесь и не очень далеко!» Субъективная оценка идущих пешком была иная: «Ой, как далеко!»
Вывод: Объективность и субъективность оценки зависят по отношению к чему производится оценка – общепринятому эталону, или индивидуальной системы ценностей.
Рассуждение на тему оценки завершаю. Результат на данном этапе меня удовлетворяет.
Возвратимся к Логике.
Определение логики очень многогранно. В переводе с греческого она означает «мысль», «разум», «слово» и «закономерность».
В современной интерпретации данное понятие используется в трех случаях:
Обозначение взаимосвязей и закономерностей, объединяющих поступки людей или события в объективном мире. В этом смысле часто используют такие понятия, как «логическая цепочка», «логика фактов», «логика вещей» и так далее.
Обозначение строгой последовательности и закономерности процесса мышления. В таком случае употребляются выражения типа: «логика рассуждения», «логика мышления», «логика речи» и так далее.
Обозначение особой науки, изучающей логические формы и операции, а также связанные с ними законы мышления. - http://fb.ru/article/315680/chto-takoe-logika-opredelenie-i-zakonyi
Оценим эти три позиции: Логика взаимосвязей явлений, логика закономерностей мышления и познание Логики этих обоих направлений.
Вывод 1: Логическому анализу поддаются только закономерные явления. Случайные явления анализируются не Логикой, а Вероятностью.
2.Логический синтез – это выбор сознанием реакции на раздражитель и конструирование причинно-следственной цепочки приводящей к намеченной цели.
3. В случае научного подхода к логическому синтезу, имеет место создание алгоритма достижения цели в виде выраженных формулами и графическими символами закономерности причинно-следственной цепи приводящей к достижению цели.
Что общее для всех этих суждений?
С моей точки зрения – причинно-следственные цепи приводящие к цели (это субъективная оценка):
-процессы - понятие, синтез, реализация ПС цепей,
- предмет (система) - свод правил понятия, синтеза и реализации ПС цепей.
ПС цепь формулируется при помощи алгоритма. Алгоритм – это формально выраженная (при помощи графических символов или в вербальном виде) причинно-следственная цепь связи событий.
Следовательно на основании приведенных рассуждений я называю Логикой познание (формирование понятия), анализ, синтез и использование алгоритмов достижения цели. Без разницы в каком виде: мышления, предметно-практической деятельности или любого вида организации (информационной, общественной и т.д.)
Итог рассуждения:
- Любая оценка – субъективна, но принято считать оценку объективной, если она проводится путем сравнения с общепризнанным эталоном, и субъективной, если она проводится путем сравнения с системой личных ценностей.
- Логика – это общее название (имя) системы, включающей в себя познание (формирование понятия), анализ, синтез, выражение и использование алгоритмов достижения цели.
Комментарии
Вы: «Логика – это общее название (имя) системы, включающей в себя познание (формирование понятия), анализ, синтез, выражение и использование алгоритмов достижения цели».
Безусловно: это Ваше понимание логики.
Безусловно!
Ведь я всё время твержу, что я здесь на ФШ совершенствую свои понятия. Просто делаю это публично и не против использования кем либо моих мыслей если они кажутся разумными и могут быть использованы.
Взамен я делаю тоже самое с вашими мыслями, суждениями и формулировками. Если бы такой инструмент был 50 лет назад, я бы сейчас был видным мировым философом, но... я и так прожил неплохую жизнь, а здесь просто увлечение на старости лет.
.
Олан! Доброго Вам дня!
Вы: «Взамен я делаю тоже самое с вашими мыслями, суждениями и формулировками».
Вот это-то: и страшно (шутка).
Так, что Вы порешили с понятиями: «рационально» и «логично»? Это синонимы, имеющие оттенки: логично - субъективная оценка, а рационально – объективная… Где объективная- это при сравнении с «эталоном», а субъективная- личная… Так Вы бы своим гостям в милях бы путь указали- все ж- поменьше, да еще б не уточнили в каких- сухопутных, или морских… Эти пиндосы, даже систему СИ не признают, навязывают систему мер свою всему миру… Выучили небось, сколько в литрах- баррель нефти?.. И, что здесь логично, а что- рационально?
Добрый вечер, Павел!
Я бы указал, если бы они пользовались этими эталонами. Морякам - в морских милях, англичанам в сухопутных, древним грекам в стадиях, а нашим потомкам можно было бы и в верстах. Главное, чтобы и они и я имели в виду одно и тоже (общепринятый эталон)
Если мы с вами договоримся принять за единицу измерения коробку спичек, то это (для нас двоих) будет общепринятый эталон. Вот что я подразумевал. Мне удивительно, неужели вам это необходимо пояснять, или вы любите доводить любую мысль до абсурда?
Вообще то, это тоже довольно эффективный прием познания. Просто в таком случае необходимо пояснять, что если...
Итак логично - это оценка. Любая оценка - это сравнение положения объекта на некоем отрезке ограниченном двумя противоположностями.
Противоположность легко формируется сознанием при помощи логического оператора "не".
Логично - не логично.
Логично подразумевает следующую оценку; "Мне понятна ваша цель и алгоритм её достижения".
Оценка "Не логично" подразумевает следующее: "Мне понятна ваша цель, но непонятен алгоритм её достижения".
Если непонятна цель, то вообще о логике и речи быть не может (алгоритм всегда целенаправлен).
Следовательно оценка логично - не логично состоит всего из двух вариантов: понятен алгоритм и непонятен. Это общепринято называть субъективной оценкой.
Рационально - не рационально.
Оценка "рационально" подразумевает достижение цели с наименьшей затратой сил, времени, энергии и т.д. "Не рационально" всегда означает, что существует другой алгоритм достижения цели с более меньшими затратами. (этот путь короче на двадцать км, чем выбранный тобой, эта вещь дешевле в другом магазине на сто рублей и т.д.) Так как она может выражать некую пропорциональность некоему "общепринятому" эталону - её общепринято называть объективной оценкой.
Я это не придумал, я просто открыл для себя эту закономерность. Можете её использовать, а можете и не обращать на неё внимание.
Кстати есть и другие синонимы "логичному" : целесообразно, закономерно, да и просто оценки, лучше, хуже из той же оперы. Я думаю, что нет необходимости растолковывать нюансы этих синонимов?
На свои вопросы я сформулировал ответы. Кого они не устраивают, формулируйте свои. Я иду дальше.
Мне теперь интересны два вопроса.
1. Логика познания (алгоритм познания)
2. Известно из опыта, что в процессе познания возрастает распознаваемость оттенков. Так если ребенок распознает только несколько оттенков одного цвета, то художник умеет распознавать сотни, а то и тысячи оттенков одного и того же цвета, парфюмер это делает с запахами, повар со вкусовыми ощущениями, музыкант со звуками. Как это возможно? (Какими должны быть свойства нейронов, рецепторов и нейронных связей?)
Следующий вопрос, который мне интересен (я буду над ним размышлять) - что такое диалектика?
Олан!
Вы: «Мне удивительно, неужели вам это необходимо пояснять, или вы любите доводить любую мысль до абсурда?»
Ну, Вы же, знаете, как я трепетно отношусь к понятиям. Вот я каждый раз и стараюсь представить, что будет, если то или иное определение, вдруг приобретет «телесное» воплощение… А если получается абсурд- значит- с определением «что-то» не так, как в мультфильме: «Страна не выученных уроков»… Каждое определение может превратиться в действительность…
Вы: «Оценка "рационально" подразумевает достижение цели с наименьшей затратой сил, времени, энергии и т.д. "Не рационально" всегда означает, что существует другой алгоритм достижения цели с более меньшими затратами. (этот путь короче на двадцать км, чем выбранный тобой, эта вещь дешевле в другом магазине на сто рублей и т.д.) Так как она может выражать некую пропорциональность некоему "общепринятому" эталону - её общепринято называть объективной оценкой».
Где Вы найдете, «Палату мер» для этих путей?..
Вы: «На свои вопросы я сформулировал ответы. Кого они не устраивают, формулируйте свои. Я иду дальше».
Я, почему-то так и подумал…
Вы: «Мне теперь интересны два вопроса.
1. Логика познания (алгоритм познания)»
И Вы: «Следовательно оценка логично - не логично состоит всего из двух вариантов: понятен алгоритм и непонятен. Это общепринято называть субъективной оценкой».
То есть Вы хотите изучить, то, что сейчас для Вас нелогично, чтобы иметь о нелогичном свою субъективную оценку?... Однако…
Да! Я тоже так часто поступаю, но...
Шутите? Когда вы едете по дороге и считаете километровые столбы, вам тоже нужна палата мер?
Изучать, понимать и познавать для вас одно и то же? Если всё таки они имеют разные оттенки, то в чем?
Что бы я вам не объяснил, вы всегда найдете другое значение многозначного слова и покажете абсурдность суждения.
Если вы ни имеете понятия о том, что такое километр, рубль, килограмм, то говорить об этом общепринятом понятии с вами бесполезно, и не поможет никакая палата мер. Мне проще и рациональней понять вашу меру пути, чем объяснить вам свою.
Логику ваших суждений я понял. Мне этого достаточно, что бы понять какой вид примет дальше наш диалог.