Замкнутый круг Дейла Карнеги

Аватар пользователя Anonymous24
Систематизация и связи
Этика
Социальная философия

Когда-то давно (300 лет тому назад), я читал сборник известного на весь мир "продавца счастья" - Д.Карнеги. Плохо помню содержание в целом, но одна мысль мне запомнилась: "Как же сильно люди жаждут быть значительными! Не описать словами!"

А тут как раз обсуждается рассказ М.Твена - "Что такое человек?". Но ведь Марк не единственный, кто может упражняться в объяснении наших мотивов. ;)

Итак, попробую истолковать (по примеру М.Твена) как "желание быть значительным" манипулирует мной в интернете. Разумеется, такую интерпретацию можно распространить и на других пользователей, но я не думаю, что для них эта информация полезна. Меньше знаешь, крепче спишь; как говорится.

//-------------------------------------------------------

O.M. Как красуется павлин?

Y.M. Он распускает хвост.

O.M. А как красуется человек?

Y.M. ...

O.M. Он пишет комментарии, тексты или даже целые книги. Вы понимаете здесь аналогию с павлином?

Y.M. Не понимаю.

O.M. Самец павлина чувствует себя хорошо/позитивно, когда распускает перья перед самкой. Это необходимо, чтобы самка обратила на него внимание, а дальше подключаются другие инстинкты. Вы согласны, что природа управляет павлином?

Y.M. Если не вдаваться в детали, то согласен. Но при чем здесь человек и его творческая активность?

O.M. Люди - это стайные животные или индивидуалисты?

Y.M. Стайные.

O.M. Разве судьба стайного животного не зависит от его положения в стае?

Y.M. Конечно, зависит. Это же очевидно!

O.M. Как мы знаем, положение индивида в стае зависит от его полезности. Поскольку человек - это стайное животное (вы согласились с этим), то человеку важно доказывать свою полезность. И вовсе не потому, что таков его личный вывод на основе долгих и мучительных рассуждений, но лишь потому, что так велят ему природные инстинкты.
Спектр "полезности" у человека довольно широк. Нужна сила, сексуальная привлекательность, изворотливость, лживость, продажность – много-много всего, что человеческая стая "ждет" от своих членов. В том числе, есть заказ и на "умность" (способность мыслить). Поскольку некоторые индивиды неспособны доказать свою полезность через альтернативные формы, природа подсказывает им: "Ну распусти уже хвост!" = "Покажи себя умным!". За это природа награждает его дофамином. Теперь вы видите связь?

Y.M. Определенную аналогию провести можно, но это ничего не значит. Я уверен, что любой комментарий, пост или книга, написанные когда-либо человеком, преследовали исключительно благородные / светлые мотивы. А вовсе не желание быть значительными или полезным, как вы говорите.

O.M. Вы еще молоды. Вам просто не хватает примеров. Просто наблюдайте как люди готовы писать всякую чушь, как болезненно они реагируют на критику (оно и понятно, полезность ставится под сомнение = миссия невыполнима). Наблюдайте и за собой тоже. Когда вы пишите, разве вам не приятно читать свой текст?

Y.M. Тот, что написан недавно, - приятно. А если написал давно, то безразлично или даже стыдно.

O.M. Потому что не в этом дело! Полезность имеет смысл только "здесь и сейчас". Совершенно непринципиально "ЧТО" вы пишите. Природа награждает вас за активность, а социум (стая) корректирует содержание ваших текстов, говоря: "аффтар, пеши исчо" или "аффтар, выпей йаду". Благодаря интернету, корректирующий механизм ослаб (стая не может набить вам лицо за плохие тексты), а слепая природная награда за участие - осталась.
Нечто похожее произошло и с порнографией, которая уже практически вытеснила секс из жизни. Бесцельное написание комментариев и статей в интернете - это ментальная мастурбация по большому счету.

Y.M. Что вы предлагаете?

O.M. Это замкнутый круг. И не просто замкнутый, но порочный / греховный. Все начинается с осознания греха. А дальше, все зависит от внутренней природы человека. Большинство, не видят в мастурбации ничего плохого. Итак, если вам нравится ходить по кругу (и получать удовольствие от этого) - ходите, бродите.

//-------------------------------------------------------

Итак, какой же вывод я могу сделать для себя лично?

Мне нужно трезво оценивать свою активность в интернете. Во-первых, в 99 случаев из 100, она имеет своим источником слепую природу, а не что-то светлое и возвышенное (Бога,  Цель и т.п.) Во-вторых, потому что эта активность сближает меня с человечеством (т.е. заставляет быть полезным стаду и выживать за счет него). Но человечество - это воплощение греха во Вселенной и быть ему полезным – дело такое.
В идеале, активность должна быть осознанной, но независимой от "желания быть значительным". Необходимо различать положительное желание сказать что-либо (ради Цели) и природное желание сказать что-либо (ради признания в стаде). Для этого нужно "перетекать" из человека в античеловека, над которым природные желания не властны.

Короче, осознав это, нужно бороться. Но опять же, бороться с природой – крайне сложно. По многим направлениям, это даже несовместимо с жизнью. Ладно, посмотрим...

 

Комментарии

Аватар пользователя Совок.

 По моему бы Марк Твен сделал следующие замечания по вашему выводу.

1)  Во-первых, в 99 случаев из 100, она имеет своим источником слепую природу, а не что-то светлое и возвышенное (Бога,  Цель и т.п.) 

 М.Т. сказал бы не 99%, а все 100, ВСЁ есть материя природа, в том числе и мы с вами.

  И потом добавил бы. Природа не слепа, ваши стенания по поводу светлого и возвышенного, в том числе бога есть природные явления, поскольку ВСЁ есть материя. Цель природы относительно нас с вами сугубо материальна и рациональна; выживание био вида человек, а для этого природа и формирует в человеке "светлое и возвышенное", как одно из условий выживания.

В идеале, активность должна быть осознанной, но независимой от "желания быть значительным". Необходимо различать положительное желание сказать что-либо (ради Цели) и природное желание сказать что-либо (ради признания в стаде). Для этого нужно "перетекать" из человека в античеловека, над которым природные желания не властны.

 Надо разобраться с человеком и античеловеком.  М.Т. говорил бы по другому о недочеловеке сейчас реально существующем и человеке как виртуальном идеальном образе, созданном в общественном сознании религией. В связи с этим М.Т и сформулировал бы и Цель (смысл жизни) человека как осознанное желание быть полезным стае, что означает совпадение этого желания с направлением вектора развития эволюции природы, материи. 

   Что касается отсутствия властвования природных желаний, то это утопия, отсутствие природных желаний означает и отсутствие человека в природе, т.е. конец света.