(начало - http://philosophystorm.org/zachem-voobshche-nuzhno-reshat-problemy-filosofii)
Говоря об «идеях» Платона следует иметь в виду, что речь у него идет не каких-то состояниях души или мыслях в голове человека, а об РЕАЛЬНО существующих универсальных образах-схемах.
У Платона они выступают как всеобщие нормы культуры в её широком понимании, как наборе ВОЗДЕЛАННЫХ, отличных от НАТУРЫ (природы) и преобразованных материальных ресурсов. Не случайно ближе всего к первичному смыслу и функции культуры стоит слово «культиватор», обозначающее сельхозмашину или часть сельскохозяйственного оборудования, используемого для обработки почвы.
Человек формируется через нормы различных форм культуры - бытовой, норм языка, законов государства, наконец норм мышления об окружающем мире. При этом культурные схемы это не какое-то субъективное переживание, они представляют особую «действительность», в самой себе к тому же строго организованную у Платона до уровня государства.
Как отмечает Ильенков, «выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную и очень нелегкую проблему — проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей», идеального мира, проблему, которая не имеет ничего общего с проблемой устройства человеческого тела, тем более устройства одного из органов этого тела — устройства мозга».
Под «государством» в данном случае понимается своеобразная культура «некоторого полиса», города-государства, все то, что ныне называется культурой народа вообще или его «духовной культурой» в особенности.
В логике последовательного материализма идеальный мир Платона должен быть рассмотрен как материальный объект, так как в мире вообще нет и не может быть ничего, кроме движущейся материи, кроме бесконечной совокупности материальных тел, событий, процессов и состояний.
Отсюда Ильенков делает вывод, «под «идеальностью» или «идеальным» материализм обязан иметь в виду то очень своеобразное и то строго фиксируемое соотношение между, по крайней мере, двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее — всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически-очевидных вариациях».
Заслуга немецкой классической философии в том, что впервые после Платона перестала понимать «идеальность» так узко психологически, как английский эмпиризм, и хорошо поняла, что идеальное вообще ни в коем случае не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц» и тем самым истолковано просто как собирательное название для этих «состояний».
Материалистическое решение проблемы идеального принадлежит Марксу. Им был определен и представлен процесс, в ходе которого материальная жизнедеятельность общественного человека начинает производить уже не только материальный, а и идеальный продукт, начинает производить акт идеализации действительности, как процесс превращения «материального» в «идеальное».
Возникнув, «идеальное» становится важнейшим компонентом материальной жизнедеятельности общественного человека. Вместе с тем начинает совершаться уже и противоположный процесс материализации - опредмечивания, овеществления, «воплощения» - идеального в виде продуктов сугубо человеческой деятельности в области материальной и духовной культуры.
В связи с этим Ильенков отмечает – «И если проблема «идеальности» вообще совпадает с проблемой «духовного вообще», то «духовное» (– «идеальное») вообще и противостоит «природному» не как отдельная душа — «всему остальному», а как некоторая куда более устойчивая и прочная реальность, сохраняющаяся несмотря на то, что отдельные души возникают и исчезают, иногда оставляя в ней след, а иногда и бесследно, даже не коснувшись «идеальности», «духа»!
«Идеальность» сама по себе только и существует в постоянной смене этих двух форм своего «внешнего воплощения», не совпадая ни с одной из них, взятой порознь. Она существует только через непрекращающийся процесс превращения формы деятельности в форму вещи и обратно — формы вещи в форму деятельности (общественного человека, разумеется).
Да, все дело в том, что мыслит не мозг, а с помощью мозга — индивид, вплетенный в сеть общественных отношений, всегда опосредованных материальными вещами, созданными человеком для человека.
Мозг же — это лишь материальный, анатомо-физиологический орган этой работы, работы мышления, то бишь духовного труда. Продуктом этой специальной работы как раз и оказывается идеальное, а не материальные изменения внутри самого мозга.
Мыслит человек с помощью мозга, но продукт этой работы – вовсе не материальные сдвиги в системе «церебральных структур», а сдвиги в системе духовной культуры, в ее формах и структурах, в системе схем и образов внешнего мира.
На этом построена, например, вся фундаментальная теоретическая физика и математика, позволяющие делать опережающие практику исследований открытия в области материальных объектов в виде новых видов энергии и форм существования материальных тел.
В полной мере всё сказанное относится и к сфере гуманитарных наук, определения причин имеющихся противоречий и перспектив развития человеческого общества не в формате заданных траекторий - некоей абстрактной судьбы либо непредсказуемой стихии событий, а через научные понятия и категории, в творческом процессе созидания будущего в соответствии с научно обоснованными идеалами.
Комментарии
Позволю себе привести цитату из Книги седьмой "Символ пещеры" Платона:
"...ведь люди как бы находятся в подземном
жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий
просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не
двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами,
ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены
спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а
между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка —
невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают
своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут
различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и
статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и
дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в
таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней,
отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?"
Вот "мы" и видим не вещи, а только их тени. Но вот когда научаемся в этих тенях угадывать вещи, которые их отбрасывают, и начинаем тогда двигать сами эти тени в своём уме, но мало того, начинаем "видеть" в этих тенях вещи, которые их отбрасывают, вот тогда "вИдение" этих вещей называем явлением вещей, а то, что явилось как "вИдение" вещи, называем феноменом.
Феномен вещи (явление вещи) это не сама вещь, а то, как "мы" её "видим", её "вид".
Проблема философии - решение противопоставления "теней" Платона (идеального) материальным вещам, от которых "тени" (материального).
Ну, есть такие противоположности, и что? В чём проблема-то?
Растолковываю, так сказать "в свете новых данных разведки"
в продолжение вот этого замечания:
эфромсо, 11 Июль, 2023 - 23:59, ссылка
Выражаясь логически,то есть -
отображая в суждениях
следствия действительных причин,
Вы как субъект-думатель
воображаете себе
последовательность знаков,
выражающую то или иное Ваше представление
или устремление,
а кнопки нажимает - организм-носитель мозга,
посредством которого
этот конкретный организм воображает себе Вас
как своё "Я"...
........................
Из того, что так и иначе воспринимает организм,
субъекту-думателю достаётся далеко не всё -
поэтому у него возникает подозрение
что он имеет дело с "кем-то ещё проецируемыми тенями" ...
а этот "кто-то" - есть разум организма-носителя,
выделяющий из всего чуйствуемого организмом
то существенное для жизнедеятельности,
на что необходимо реагировать его бессознательной сущности
и то значимое для субъекта-думателя, что может иметь отношение
к ним уже усвоенному, включая знаковые сообщения,
именно ему адресованые такими же субъектами...
http://philosophystorm.ru/filosofskii-smysl-termina-avidya-nevedenie#com...
если с самого начала -
http://philosophystorm.ru/soznatelnaya-zhizn-organizmov
Дилетант, проблема в том, что материальности, как вещественности, в "тенях" нет. Но сами "тени" как идеи ОБЪЕКТИВНЫ, то есть существуют ВНЕ отдельной головы индивида. С этой точки зрения, по законам логики, они - эти ИДЕИ - МАТЕРИАЛЬНЫ.
Гегель, а за ним Маркс продемонстрировали как материальное становится идеальным и обратно в процессе функционирования одного и того же объекта. Если для вас "материальность" не равна "вещественности" и вы можете осознать объективное существование объектов не обладающих качествами для чувственного восприятия на примере конкретных жизненных явлений, то вы обладаете качеством диалектического мышления. Там НЕТ никаких онтологических противоположностей. .
То есть, Вы в этом видите проблему. Это понятно.
Но причём тут "логика"? По какому закону логики "тень" (дырка на перфокарте) материальна?
Логический "датчик" "данных" с перфокарты при "ощупывании" перфокарты преобразует "дырку" в перфокарте (невещественность) в замыкание контакта и во вполне материальный (вещественный) импульс тока.
Но такое происходит не "ВНЕ отдельной головы", а ВНУТРИ её.
"С этой точки зрения, по законам логики, они - эти ТЕНИ становятся МАТЕРИАЛЬНЫ-ми".
"проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева.
...разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?"
Платон увидел противоположности и противопоставил их в своём рассказе.
Если же их не видеть, то и тени от камней и камни есть одно и тоже, стало быть одно и то же в своём роде сущего (онто).
Приводя пример с глиной и отражением в ней формы стального шара, показываю явную инверсию формы шара из "выпуклости" во "впуклость" и эта "впуклость" вполне материальна в глине (субстрате). Но её нет в реальном стальном шаре. И вряд ли возможно её создать.
Вероятно, просто Платон не знал принципов работы нейросети головного мозга или искусственного интеллекта. Как нейросетка со временем выделяет общие элементы в последовательности данных. Комбинации которых могут образовывать более сложные, но всё же обобщённые или "идеальные" формы (как бы избавленные от частностей) .
Такое ВНУТРИ головы запросто может ввести в заблуждение как солнце крутящееся вокруг земли. Кажется что предметы являются конкретизированными или искажёнными "тенями" идеальных форм, а на самом деле наоборот - множество предметов при материальном взаимодействии (материальное обязано взаимодействовать) автоматически порождают идеальные формы ВНУТРИ головы (нейросети), каждого человека.
Фенотип есть результат взаимодействия генотипа и среды, и если они во многом общие, то люди имеют во многом схожие "идеалы", автоматически выделенные мозгом из среды по программе, определённой схожим геномом. Когда русский попадает в Китай, то мало того что до определённых пор все китайцы на одно лицо, так и идеалы красоты не найдёт - пока его нейросетка не обобщит новые данные ("идеалы" данной среды)...
Ввиду схожести "идеалов" каждом человеке, может возникнуть очередное заблуждение, что эти идеалы не внутри головы, а вовне. Но ситуация обратная - "идеи" являются обобщёнными нейросеткой "тенями" внешнего мира.
Картинка ниже даёт примерное представления о принципах работы нейросети глубокого обучения, которая позволяет в потоке входных данных (в данном случае - множества картинок) обобщать элементы границ или краёв форм, складывать их в устойчивые комбинации более высокого уровня ("идеальный" нос, глаз и т.п. - как шаблон для различения), и, в конце концов выдавать "идею" что или кто изображено на картинке. В данном случае "границы->комбинации границ->признаки->комбинация признаков" можно обозначить как "Буквы, слова, идеи, смыслы"
Вот именно, что "кажется". Платон об этом и толковал.
Фенотип - это результат манипуляций с феноменами - явлениями вещей.
Манипуляций не с "тенями вещей", а именно с "явлениями вещей" - с тем как "мы" (живые) видим эти вещи, которые "даются" нам своими "тенями".
А вот "машина" манипулирует именно "тенями" вещей, а не явлениями вещей (феноменами).
И только когда я предоставлю машине ещё три источника "цветного" излучения, то машина использует их для "раскраски" теней. Но являться же эти "раскрашенные тени" будут "мне", а не машине.
Машина будет их только регистрировать и раскладывать результаты регистрации по "карманам" (классам, карманам "шахматного поля") - местам в сетке координат.
И этих сеток координат может быть много, скажем, по количеству "датчиков".
А уж в какой "карман" положите: в карман "генотипа" или "фенотипа", то потом так и будете из этого же "кармана" и доставать.
Главное, названия не перепутать.
Нейросеть ИИ это делает так же (теми же методами, на тех же принципах), как и нейросеть головного мозга.
Он будут являться вам так же как и ИИ. Потому что, см. выше. Если работают колбочки регистрирующие различия во входных данных посредством электро-химических сигналов в нервном тракте - тени окрашиваются. Нет - мозг дальтоника ими не манипулирует, не обобщает и не делает иных преобразований потока данных. Так же у ИИ - есть датчики, которые подают электрические импульсы RGB - есть окраска. И соответствующая реакция на воспринятое.
Мозг это так же делает - раскладывает по нейронам, аксонам, дендритам, синапсам. По нейронным кластерам, нейроансамблям и другим "карманам".
Просто так презрительно ограничивать машину (ИИ), без обоснований - то ли религиозный, то ли расистский подход )
Пока во всех темах не смог указать на тест, который отличит ИИ от человека. Некий принципиальный тест. Хотя он есть...
ИИ мне является, является каким-то ОБРАЗОМ, а вот я ИИ не являюсь.
Потому что я не знаю даже, что являюсь другому человеку.
Откуда такие сведения? Пока что ИИ всего лишь модель мышления человека с постепенным приближением про-явлений результатов действий ИИ к результатам действий ЕИ, то есть стремлении к их тождеству.
Такое ощущение, что разговариваю с ИИ. Логика железная: если нет оснований для различия, то ИИ и есть человек.
Например.
ИИ мне тоже самое говорил про вас. ) Верю и вам и ему.
Потому что что нейросеть ИИ создавалась на основе изучения работы нейросети ЕИ. Искусственные нейроны и их связи создаются как функциональные аналоги естественных нейронов мозга.
А вы не различаете, когда говорите с фонарным столбом или человеком?
Например, задачи связанные с хаосом или невычислимостью.
Я верю Вам, что Вы говорите правду. Потому что у меня нет основания этому не верить. Оснований нет, а Вера есть.
А ИИ Вам верит?
Понятно. По методу бихевиоризма. Потому что другого для "науки" нет метода.
Другими словами - формализовали наблюдаемые процессы в живых сетях и составили некие "формулы программ", которые и реализовали в машине ИИ.
Почему же не различаю? Различаю: фонарный столб железный и не разговаривает, а человек не железный и разговаривает.
Хороший вопрос. Всё ждал, когда же его будут обрабатывать...)))
ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии — докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. χάσκω, χοανω — зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” (“Теогония” 116).
Хаос имеет два значения:
неупорядоченность, беспорядок, в противоположении "порядку";
и "бездна", но не просто "бездна", а "поглощающая бездна" - "входящая" субъектность против "исходящей" субъектности на объект.
Вы имеете в виду под "невычислимостью" случайность?
Дилетант научает:
Чёрта с два!!
Чтоб возник хаос, нужен определённый алгоритм.
Но сам алгоритм создания хаоса представляет собой нехаотичность и последовательность шагов в исполнении этого алгоритма!
Так что "чистого" хаоса не бывает!!
Хороший вопрос. И каков этот алгоритм?
Это я хотел бы у вас уточнить. Вы же у нас специалист по ХАОСУ!
"Назвался груздем - полезай в кузов!" - Давай ответ!
Так кто сказал, что должен быть алгоритм? Что, разве в "теории природы" на эту тему ничего нет?
Жаль.
PS. Привести цитату из энциклопедии: Впервые слово “хаос” встречается у Гесиода: “Прежде всего возник Хаос” с названием "Хаос" и сразу становишься специалистом по Хаосу - это так по Роберт Юсупов.
И что, теперь, если Роберт Юсупов привёл цитату В.И.Ленина, то я должен его почитать как Ленина?
Это ж сколько тогда на ФШ будет специалистов? Все, наверное.
В общем, "Логика железная: если нет оснований для различия" )
Основание для сравнения (компарирования) есть - это формы (тени по Платону). Если формы одинаковые, то есть разница между ними будет "ноль", то и человек будет неотличим от "железного столба".
Проблемы с различением.
Платон всё напутал. Идеи это тени, как результат обобщения-упрощения форм. Ведь в пересечении множеств информации меньше. А более информационно богатые формы - порождающие их солнца.
Например "Бог" - тоже результат обобщения упрощения - родителей, защищавших детей и учивших их выживанию и уму, учителей учивших мудрости и превосходству над собой, людей сделавших добро или любивших тех, в ком все эти качества обобщились-упростились в понятии "Бога, который есть любовь, сила и мудрость".
В каком-то смысле понятие Бога - неизбежный результат работы обобщающей нейросети мозга человека.
Когда сам стал взрослым и родителем, и от собственных родителей осталась идеи превосходящей их заботы, любви, мудрости, силы..
Так что, если нельзя назвать отличий между ИИ и человеком в тех формах которые самого человека отличают от иных приматов (а это интеллект в первую очередь), то ИИ следует признать подобным человеку, ибо за исходным информационным богатством форм, есть лишь их пересекающиеся тени-идеи.
Но отличия конечно есть. Хотя понять их трудно. Сначала ИИ должен захватить всё что не является истинным отличием человека от теней-идей-представлений о самом себе (т.е. существующим ограничением его истинной формы) - тогда проще будет говорить о том, почему и в чём истинная (т.е. наиболее информационно ёмкая) форма превосходит ИИ. Должен измениться уровень задач, решаемых человеком. Как он всегда менялся вместе с прогрессом, позволяя освобождать ресурсы на решение задач более высокого уровня.
(просто использовал повод высказаться, это не возражение, не вопрос и не ожидание ответа)
Может, Платон и напутал чего. Но по тексту буквально: "разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?".
Совершенно гениальное сравнение вещи в её много-"цветии" с её тенью в её одно-"цветии" и явлении МНЕ "тени" этой вещи в её много-"образии" как феномена этой вещи.
Теперь заменим непрозрачные камни фигур, скажем, камни из песчаника, на прозрачные тоже камни тех же фигур, но из изумруда.
Ясное дело, что тени на стене пещеры сохранили и прежние формы (очертания фигур), но и дополнились новыми тенями (формами), которые образовались от проходящего света сквозь камень изумруда, высвечивая его "внутренность".
Опять же, одно дело, когда камень был бы не изумруд, а прозрачного стекла, и другое когда тени (блики) на стене были бы зелёные. Разнообразие "теней" от "каменной фигуры" было бы больше. Бог-атство красок было бы больше (Михаил ПП).
Идеи - это результат "обобщения" наблюдаемых "теней"-форм.
Если присмотреться к этой нейросети не предвзято, то можно обратить внимание, что она состоит из "связей" и "элементов". Не секрет. что "связи" случат аналитическим инструментарием, а "элементы" синтетическим.
И то, что должен видеть не предвзятый философ - что "Архитектор мира" и мы. его "дети", принципиально двойственны. Причем, эта двойственность такова, что разорвать ее нельзя, по отдельности она работать не будет - вот здесь ее единство...
Напомню. что организменность возникла из физического мира химическим путем, в основе которого две операции: соединение (синтез) и рассоединение (анализ).
Но в данной сети мы увидим еще одну особенность - она циклична. По крайней мере в данной сети - три цикла. Обратим внимание, что циклы объединяют аналитичность и синтетичность, позволяя делать более "глубокую" проработку исходных данных (Этот же принцип у любого эйдоса).
Поскольку мой интерес более всего: субстанции и эйдосы, то предлагаю два наброска для будущей статьи посвященной субстанциальному мышлению, особо "напирая" здесь на цикличность. Предыдущие абзацы даны, что бы не был понятен ход мысли:
+++++
?. Архэ
Архэ было в античной философии нечто фундаментально-методическим, поскольку у разных философов было свое архэ:
{Если посмотреть два последних номера: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2023/№1 и 2023/№2 и проверить на наличии термина архэ, то там его мы не обнаружим. Современная философия не особо любит на чем-то позиционироваться. Термин эйдос встречается 1 раз, а термин субстанция - 7 раз. к примеру термин с корнем смысл встречается 248 раз. Дивергенция более в цене чем конвергенция.}
Мной взят за основу архэ уравнение А. Эйнштейна в такой непривычной форме [Роль архэ в формировании онтологической «картины мира»]: mcc/E = 1, предполагая что оно является неким субстанциальным прародителем эйдетической сущности (второго статуса любого эйдоса). Конечно же, когда утверждается, что в эйдосе арифметического числа:
полагание – единица – ряд – группировки (разряда) – представление ,
сущность единицы: знак/полагание ~ 1, это определенный символизм. Но этот символизм наполнен смыслом, поскольку как утверждал А.Ф. Лосев в своих трех произведениях: «Эйдос есть смысл». («Самое Само», «Античный космос и современная наука», «Философия имени»).
?. Эйдос шахматной игры в субстанциальных представлениях
В статье «Эйдос. Когнитивные трудности постижения» был предложен эйдос шахматной игры:
поле – позиция – ход – позиционность – мат (пат)
Шахматы, они в какой-то мере копируют нашу жизнь, хотя бы в историческом плане. Субстанцию активности в ней исполняли клетки поля, а субстанция пассивности – фигуры. Такое деление соответствует тому, что фигуры неизменны, а поля на которых они стоят меняются. Тогда сущностью данного эйдоса, как и в любом другом, будет позиция (2-й статус):
позиция = пассивное/активное ~ фигура/поле
Напомню ход мысли при составлении эйдоса шахматной игры:
Ясно, что ситуацию в игре меняет ход, который в онтологическом смысле представляет собой становление. Ясно, что перед тем как сделать ход, мы оцениваем ситуацию позиционно. Мы хоти сделать такой ход, который бы нас привел к выигрышу. То есть. можно сказать, что мы всегда действуем с телеологических позиций, рассчитывая в конечном итоге получить выигрыш.
?. Цикличность – предел универсальности
Хотелось бы обратить внимание на очень важное обстоятельство. Как известно, клеточных полей в шахматах 8*8=64. А фигур с каждой стороны по 2*8=16 единиц. Вариантов развития игры – громадное множество. Но, какова бы не была фигура, и на каком бы поле, термин ход обозначает, что происходит нечто универсальное, без которого мы не можем придать смысл игре, хотя, к примеру, уникальным ходом в этой партии будет ход пешкой e2-e4.
Что подразумевалось под архэ в форме mcc/E = 1? Во-первый символичность этой записи, поскольку и атом меди и атом серы подчиняются этому соотношению в общем и частном, что позволяет нам осуществлять номинальную запись: частное/общее ~ уникальное/универсальное в формате диалектического единства.
И вот тут возникает интересный вопрос, а для хода, к примеру, есть нечто универсальное? Да, есть! Это повторяющаяся цикличность хода. А вот «выше» цикличности мы не сможем обобщение сделать качественного порядка, поскольку в терминах род и вид, их разбить не удастся, поскольку одна цикличность от другой отличается только относительной количественностью (темпоральностью).
+++++
Мой формальный ответ на вопрос: "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?", таков: чтобы жить в гармоничном (здоровом) мире.
То, что хомо сапиенс остался один как вид, указывает только на то, что в его среде осталась внутривидовая конкуренция (аналитичность), от которой не избавиться в силу эволюционных причин! Единственный способ - это перевести ее в мирное русло меритократии, на основе которой и создавать синтетичность общества. Но для этого надо интеллектуально договориться... А это значит, принять какие-то онтологические нормы существования на базовом уровне... вот "Зачем вообще нужно решать проблемы философии?"
***
Элемент - это "простейшее". Одна связь - простейшее.
Нет, не секрет, что связь соединяет между собой два "места".
Синтез - это соединение.
Анализ - это разделение на части.
Если связь соединяет, то есть нечто "третье", что может разделить соединённое ("не мир, но меч") на части.
Нельзя сказать, что "синтез" соединяет между собой "части": в арифметике - да, в действительности жизни - нет.
Цикличность - да. Она присутствует практически везде. И только в "математике" (в уме) цикличность (круг) и не цикличность (прямая) противопоставлены.
Шахматы, они в какой-то мере копируют нашу жизнь - жизнь вряд-ли, потому что жизнь "навешивается" на шахматное движение.
Но шахматы весьма напоминают "движения вещей" косной материи.
Ну, да, стремление к тождеству задуманного и действительного: мы задумали выиграть (в мыслях) и стремимся к выигрышу в действительности, пользуясь правилами в "действительности вещей".
Оно, конечно, да. Но стремимся к "выигрышу".
Ну и как - получается? Или всё таки, принцип страсти, формировавшийся миллиарды лет эволюции сильнее философского убеждения? По крайней в абсолютном большинстве людей любого поколения? Так то, отклонения за второй сигмой на графике нормального распределения конечно есть - они и цикуты за идею выпьют. Но они "не решали", как показала практика тысячелетий философии. Возможно принцип страсти запрещает гармоничный мир в этой вселенной? И философия поможет это осознать и успокоиться. Хотя, если вы имеете ввиду "внутренний" мир того, то ей занимается - пожалуй соглашусь. Но скорее всего такой человек выбрал путь философии потому что гены так сложились, и это адекватный для него путь приведения телесного и душевного в гармонию.
А так в общем, философы любят выдумать проблемку, чтобы решать её. Надо же как то скрасить дожитие. Взять тот же "корабль Тесея" - ну что за проблема, если этот корабль никогда не был кораблём Тесея? Каждое мгновение любая часть корабля и он в целом следует второму закону термодинамики и потому становится другой - "меняется и стареет". Или вон - "энергии оригинала" придумали? Какая "энергия" если просто договор о признаках уникальности, а так хоть автоматом сгенерированный NFT будет стоить миллионы долларов, как биткоин. Просто потому что договорились что уникальность каждого битка достаточно защищена чтобы что-то стоила. Хоть это и зло в чистом виде перевода энергии в информацию.
Какую проблему гармонизации мира решает ваша идея "пассивности поля активности фигуры"? Хотя это само по себе странно - меняется только отношение части доски (набора клеток) с частью набора фигур, но та и другая остаётся прежней.
Я конечно же думаю над теми вопросами которые возникли у коллег при прочтении моего комментария. Особо интересен этот:
Пока не знаю как ответить. Но именно потому, что в вещественном мире все "остается прежним", Парменид и сравнивал наш мир с шаром, поскольку исходное вещество остается прежним. В.В. Демьянов в своем трехтомнике "Эвалектика ноосферы", проводил ту идею, что если представить, что мир "собран" из гиперструн, то любое творчество в нем, сводится к их комбинациям. Тогда и возникла идея типов движения как эйдос:
субстанциальное – фазовое – структурное – комбинационное – стохастическое
Где стохастическое движение было самым "умным" (согласно работ Евгения Кунина).
А пока, буду искать пути выразительности для субстанциальных мотивов. Как мне представляется ценность философии не в бесконечном порождении предикатных текстов на любые темы. А наоборот - одна тема для любых жизненных явлений и процессов. А потому, продолжу системную тему "элементов" и "связей" как некий самодостаточный механизм...
+++++
?. Диалектическая «бухгалтерия»
Как было показано выше, в шахматах, ситуацию меняет 3-й статус (становления) – ход. Нечто подобное, в семантическом представлении, мы имеем в эйдосе бухгалтерского учета, где ситуацию меняет проводка, перенося сумму денег из одного счета в другой:
счет – операция – проводка – «шахматка» - отчеты
«Шахматкой» названа такая, любимая многими бухгалтерами, форма отчетности движения по всем счетам, напоминающая шахматное поле, поскольку и «вертикаль» (дебет) и «горизонталь» (кредит) представляют собой некий «квадрат» из счетов, на пересечении которых показаны денежные обороты между счетами. «Шахматка» не является обязательным отчетным документом, и бухгалтерскими инструкциями предусмотрена «Главная книга».
Такая система позволяет универсально отражать все уникальные движения с материальными средствами (денег, материалов, оборудования, зарплаты, готовой продукции и т.п.) в единых числовых единицах, имеющих несомненно энергетический характер – в деньгах.
Эйдос динамики числа:
непрерывность – дискрет – сложение – умножение – степень
Статус «шахматки» находится там же, где и умножение. А что такое умножение, к примеру 2*3, в неком топологическом пространстве связей? Это 6-ть связей между сомножителями (разбитыми на единицы). То есть любое умножение – это в топологическом смысле воспроизводство связей между сомножителями, если понимать числа как некие «элементы» структуры, где «связи» организуются по принципу умножения.
Так вот «шахматка», точнее ее каждая «клеточка» – это, для любого бухгалтера или финансиста, та организационная связь которая и связывает два счета, через «обороты» денег между ними. Естественно она имеет смысл, в производственной деятельности именно потому, что как декларировал А.Ф. Лосев: «Эйдос имеет смысл».
А те представления, которые развивались в области диалектики, например, Э.В. Ильенковым в работе «Диалектическая логика. Очерки истории и теории», имеет мало общего с платоновской диалектикой по существу. Эти крайности "материализма" и "идеализма" в России "радикалами" под своими "-измами", сведут ее когда-нибудь в могилу...
+++++
Написав утром этот "кусочек", обратил внимание, на тот факт, что сущностью данного финансового эйдоса (операция) являются как бы одинаковые "зеркальные" компоненты: (счет дебета)/(счет кредита) ~1.
Нечто подобное мы встречаем в эйдосе ДНК:
нуклеотид - пара - код(он) - ген - геном ,
где комплементарная пара связывает двойную спираль в единство. Возникла идея того как эйдос Платона обеспечил не просто развитие мира как "одно"-"многое" например в движении "материальной точки": dx/dt, или геометрии: протяженность/направление ("/" символ диалектического единства) но и механизм "Само-" (циклический процесс).
Это к тому, что мужчина и женщина структурно мало отличаются, а сильно - функционально. Это надо обмозговать именно в субстанциональном смысле как сущность = пассивное/активное , поскольку они определены у меня как роли...
***