Почему есть сущее, а не Ничто? –

Аватар пользователя Ystdion
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Хайдеггером неизменно поднимается вопрос:

Почему вообще есть сущее (нечто), а не Ничто?

При этом имеется ввиду, что Ничто проще (Лейбниц). Однако «проще», не означает (не определяет) здесь преимущество в актуализации.

Задавать вышепоставленный вопрос в категориях причины (оснований) существования нечто или сущего в сопоставлении с Ничто (для которого оснований не требуется) – бессмысленно. (Для сравнения можно было бы привести вопрос аналогичный: «для чего вообще сознание, а не просто ум».) Бессмысленность следует из постулата о том, что всякий ответ по существу предполагает предметность темы. В случае, имеющейся в этом вопросе, альтернативы: сущего и Ничто, предметности нет – сопоставляются, что очевидно, несопоставимые по качествам категории. Нет, следовательно, и диалектического противоположения, которое могло бы обеспечить формальную предметность темы.

Таким образом, с учетом метафизичности (или экстравагантности) постановки этого вопроса, ответ может быть либо мистическим, либо формальным. Мистифицированием, как известно, занимался Хайдеггер (*).

Какие имеются соображения для формального ответа.

Первое. В первой части вопроса, о сущем, рассмотрение или полагание сущего предметно, так как вообще сущее сейчас имеется. Во второй части – так как по определению (кстати, исключительно умозрительному, а не фактическому положению дел) Ничто обладает свойством «ничтойности», «никаковости», т.е. отсутствием всяких свойств и качеств -- рассмотрение Ничто беспредметно. На этой основе следует полагать, что сопоставление предметного с беспредметным, – также б е с п р е д м е т н о, – т.е. не может быть рассмотрено по существу.

Однако, как мы знаем, беспредметно, не значит «недопустимо»: формально (абстрактно) мы можем рассуждать о беспредметном, также как и полагать, что можно покупать деньги за деньги, ничего в качестве прибыли не имея, (производя, при этом, так сказать, опыт… метафизической «актуализации ничто»).

Второе. Необходимость вопроса о сущем и Ничто вытекает, якобы, из того, что, как сказано, Ничто – проще. Но сущее изначально более универсально по сравнению с Ничто – сущее может содержательно отразить (например, как в опыте с покупкой денег или, хотя бы, как свое отрицание) свойства Ничто, а, наоборот, Ничто – отразить, дать представление о свойствах сущего – не может.

Сущее превосходит Ничто.

БОльшая универсальность сущего является достаточным (но формальным) основанием предпочтительного «выбора» сущего перед Ничто. (Как фактически обстоит дело, никто не знает.)

Однако, не формальным здесь является то, что сущее может, ко всему, быть самоотображаемым (автореферентным), а Ничто, как безкачественное – нет. Причем, существенно то, что сущее как таковое самоосуществляется, а, вместе с тем, через самоотображение возможно, "углубление" и наращивание универсальности – сущее «само себе дает» на каждом новом уровне структуры новые потенции, адаптируясь к которым, развивается дальше.

Поэтому сущее, однажды проявившись «в мраке вечности», за счет собственной универсальности «захватывает» сферу бытия (как бы при этом высоко Хайдеггер не характеризовал Ничто).

-----------------

(*)

«…Другое всему сущему есть не-сущее. Но это Ничто пребывает как бытие. Мы слишком поспешно отказываемся думать, когда… выдаем Ничто за голую ничтожность и равняем его с безбытийным. Вместо такой скороспелости пустого остроумия и отказа от загадочной многозначности Ничто мы должны… ощутить в Ничто вместительный простор того, чем всему сущему дарится гарантия бытия. Без бытия, чья… сущность повертывается к нам в настроении подлинного ужаса как Ничто, все сущее оставалось бы в безбытийности…

Опыт бытия как Другого всему сущему дарится ужасом, если только из «ужаса» перед ужасом… мы не отшатнемся от беззвучного голоса, настраивающего нас на отшатывание перед бездной.»

(М. Хайдеггер. Послесловие к: «Что такое метафизика?»// Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. – М.: Республика, 1993.)

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. Если Вы имеете в виду изначальную мысль Хайдеггера, то Вы ее, как кажется, не ухватили. Ведь речь идет не о соотношении понятий "бытия" и "ничто", как это мы видим, например, у Гегеля. Речь совсем о другом - об "бытийном Ничто", если можно так выразиться, недаром в тексте это "Ничто" с большой буквы - не как простое отрицание сущего.
2. Если говорить упрощенно, то можно сказать, что Ничто - это фиксация нашей, человеческой позиции по отношению к миру, к сущему, к бытию. Вот как пишет об этом сам Хайдеггер (указ. изд. стр.22):

Человеческое бытие означает: выдвинутость в Ничто.
Выдвинутое в Ничто, наше бытие в любой момент всегда заранее уже выступает за пределы сущего в целом. Это выступание за сущее мы называем трансценденцией. Не будь наше бытие в основании своего существа трансцендирующим, т.е., как мы можем теперь сказать, не будь оно заранее всегда уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а стало быть, также и к самому себе.
Без изначальной раскрытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы.

Насколько я понял Хайдеггера, "Ничто" - это не предмет и не понятие, а наша позиция в мире - отношение к сущему, взятому как Целое, как бы "со стороны". Это "со стороны" и есть указание на наше положение в Ничто. Именно поэтому Хайдеггер описывает эту позицию "Ничто" в терминах "ужаса" - переживания, а не познания. В ужасе это Ничто для нас наиболее явно.
3. Исходя из этих пояснений, вопрос Хайдеггера: "Почему есть сущее, а не Ничто" - аналогичен классическому вопросу: "Почему есть мир, а не единственно Я".

Аватар пользователя Ystdion

Вообще, дело не в Хайдеггеровской интерпретации ничто. Надо воспринимать поставленный вопрос так, как он написан. А непосредственно из написанного следует, что поразительным, загадочным и непостижимым является то, что существует нечто, чем ничто – и ответ по существу, ведь, недостижим. (И Хайдеггер отступает перед этим загадочным и непостижимым, «прячась в скорлупе» антропоцентризма, и «глубокомысленно» накручивая домыслы.)

Почему Хайдеггер предлагает нам думать так как он? Потому что, с одной стороны, неизобретателен (хотя псевдоглубокомысленен), и в то же время, с другой – неспособен, на мой взгляд, отрешиться от присутствия некоего человеческого «Я», которое может поставить такой неудобный вопрос о ничто (а вопрос этот, с одной стороны, бросает вызов человеческому интеллекту, с другой -- без "Я" он не возникает). И он, фактически, переводит все в сферу субъективного, уходя от прямого ответа.
(Я полагаю, что можно, не отрываясь от объективности, с помощью поставленного вопроса о сущем и ничто, выдвигать некоторые интересные идеи, что я и пытался продемонстрировать в своей интерпретации.)

Если же исходить из данного Вами толкования, то исходный вопрос о сущем и Ничто вообще неправомерен, так как в нем сущее сопоставляется с тем, что не может быть в принципе, а есть только «фантазия», голая умозрительность. Приведу для пояснения аналогию.
С философских позиций вполне достоверно, что камень не думает. Так вот так же неправомерно, беспредметно задаваться вопросом, «а о чем именно камень не думает?». (Ведь очевидно, что вводится искусственность.) Но находится «гениальный» ответ: да абсолютно обо всем. :) (Далее можно определять, что может относиться к понятию «абсолютно все» о чем можно было бы думать. И тд. и т.п.)
Так вот, я думаю, сопоставлять фактическое с умозрительным -- неправомерно. (И ваша аналогия из п.3 оказывается, поэтому, странной).

Аватар пользователя molbard

1." не отрываясь от объективности " да Вы уже оторвались на поводу интенции вопроса, если уразумели его существо. Более того, такой вопрос только и может быть задан в "отрыве" ("прыжке" - "Sprung",как выражался Хайдеггер, выпригиванием-из-своей-основы), добывающем основу для самого вопрошания - отрыв-прыжок и есть "перво-исток" ("Ur-Sprung"), из которого понятным становится вопрос как уже-исполнение разумения бытия.
2.У Вас же этот вопрос просто "теряет свой чин" - это "бесчинство", когда пытаются вместить в этот вопрос чуждую ему интенцию. И не случайно Хайдеггер предупреждает: "Наш вопрошание еще не есть прыжок...оно, не ведая того, еще противостоит сущему" , - и такое противостояние замещает горизонт понятности бытия, а так и зачинается бесчинство в форме надуманного различения "сферы субъективного" (куда, якобы, Хайдеггер переводит свою герменевтику) и "сферы объективного" (от которой страшно оторваться...до жути, поскольку эту непостижимую "жуть" с таким представляющим подходом нельзя ввести в пространство постижимости).
3. " рассмотрение или полагание сущего предметно, так как вообще сущее сейчас имеется " и опять же: почему "полагание"? (сущее как "положенность"?) и откуда убеждение в мыслительно исчерпаемых возможностях предметной репрезентации сущего? откуда есть пошла такая архетипическая "воля к власти?" вопросы, наводящие на размышление.
4. Если уж Вы начали с изначального вопроса, который, кстати, "не валяется так просто на дороге" и с ним все совсем не так, как с другими вопросами, то следующим по чину вопросом вроде бы должен быть вопрос "почему "почему" ?"
5. И, наконец, "с философских позиций" может и НЕ быть достоверно, что "камень не думает" - достоверность не дается так, как дается "очевидность", ибо "достоверность" есть характеристика знания, добываемая, например, путем демонстраций положения, раскрывающего "логос"-определение так или иначе постигаемого сущего, но как добыть начала самой "достоверности"? Может быть камень "хранит молчание" и молчание это вызывает нас на обещание подлинного слова?

Аватар пользователя Ystdion

Вообще, честно скажу, философия (метафизика) Хайдеггера, для меня тяжело дается. Эта метафизика, на мой взгляд, переусложнена из-за недопродуманности, не сведённости к глубокомысленной простоте, исходных позиций (хотя авторская позиция и стиль мышления есть отличительная особенность и свидетельство оригинальности той или иной философии.) Поэтому в диалоге с Вами я могу запутаться.

По п.1 ваших комментариев. Вы не совсем поняли, что я имел ввиду, говоря «не отрываясь от объективности». Но если исходить из вашего замечания, тогда мне интересно следующее: если и Хайдеггер, также, понял его существо, то он тоже оторвался от объективности? Тогда можно ли сделать так, чтобы рассмотрение этого вопроса происходило «без отрыва от объективности»? Мне очень интересно, как бы это могло выглядеть?
По п.4. Согласен, изначальный вопрос масштабен и «следующий по чину» «почему «почему»», скорее всего, закономерен.
Если понимать «почему», как «по какой причине», то «почему "почему"», можно истолковать как: по какой причине человек задается вопросом: «по какой причине есть сущее…». Это уже, на мой взгляд мета-метафизический (метатеоретический) вопрос, по которому не может быть у философов единого мнения и его рассмотрение неизбежно превратится в широко разветвленное "схоластическое" обсуждение.

Аватар пользователя Отто Пырин

Какая каша, друзья мои.
Выражайтесь проще (если можете) хотя бы для того чтобы лучше понимать свои собсвенные высказывания.

Впрочем "философия" Хайдеггера вообще не предполагает понимания она просто самовыражение автора и только.

Аватар пользователя Софокл

Хорошее, качественное обсуждение. Автор поста честно признается, что не "въехал" в философию Хайдеггера. Тем не менее он мучается вопросом, почему есть бытие, а не Ничто.
Прослеживаются два возможных ответа: 1, в духе Гегеля, где бытие и ничто контрадикторные понятия, призванные собственной несовместимостью задать жизненность бытию, которое и есть мысль. 2, в духе Хайдеггера, где ничто - под структура бытия. Бытие совмещается с человеческим бытием, трансценденция образуется наличием в человеческом бытии структуры дающей человеку возможность оторвать взгляд от зачаровывающей силы бытия. На мой взгляд, Хайдеггер прекрасно понимает то, о чем пишет. Проблема в другом, по именование феноменов не дает совета человеку как ему дальше жить, на что ориентироваться. Это абстрактный, сконструированный гуманизм.
Для меня основной вопрос философии заключен не назывании феноменов( кто знаком с критическим подходом немецких классиков, тот понимает его абсурдность - "вещь в себе" всегда будет представать перед нами как "вещь для нас"), а с тем, что бы проживая жизнь, человек обретал собственную обоснованность. Безусловно, она (обоснованность) связана и с общей структурой бытия, но в чем эта связь проявляется - раскрыть этот вопрос еще никому не удалось.

Аватар пользователя волынский

Полное познание оснований миробытия человеком это цель всей эволюции мира. Это и есть точка Омега.
А цель конкретного человека - угадать вектор общего движения и вести себя соответствующе.Только чистому разуму это не дано , надо опираться на экзистенциалы.

Аватар пользователя Софокл

Полное познание оснований миробытия человеком это цель всей эволюции мира. Это и есть точка Омега.

Вот такие высказывания я и называю стихийным, абстрактным гуманизмом. На первый взгляд, все правильно. Я предлагаю прочитать ваше высказывание следующим образом. ...познание миробытия человеком - цель развития мира. Получилось: человеческое познание - высшая цель развития мира. Думается, что такая формулировка звучит как-то самонадеянно.

Аватар пользователя Софокл

цель конкретного человека - угадать вектор общего движения и вести себя соответствующе

Всегда мне хотелось, что бы кто-то растолковал происхождение этой установки. В ее основании лежит допущение: природа Истины - родовое. Оно - все пронизывающее начало. Допустим, что именно таким образом дело и обстоит. Но тогда все видовое совершенно излишне для существования. Речь идет даже не о нарушении "закона достаточного основания" Лейбница, в конце-концов все "законы" логики происходят из одного источника. Если только родовое существует, то оно однородно и не способно ни к каким изменения. Все разговоры о спонтанном нарушении симметрии, есть ни что иное как "научное" именование чуда. Поэтому обращая свое внимание на наличие в мире видового, мы должны уравнять его в правах с родовым. Подчинение не исчерпывает отношения родового и видового. Как только мы осознаем это, то представление о лежащем в основании мира "логосе" рассыпается как карточный домик. Упомянутые экзистенциалы не могут дать нам никаких внятных разъяснений - не их это дело. Экзистенциалы всего лишь целевая ситуация, провоцирующая изменения, в том числе и появление разума. Тогда на что же опереться человеку при формировании жизненных целей? На сформированные им же самим представления о должном. Только эти представления должны быть жизнеутверждающими, а гуманизм - действенным, учитывающим многообразие людских талантов. Говоря по-русски : спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В этом заключено значение видового для бытия. В противном случае нет никакого оправдания логосу допускающему зверства и неоправданную жестокость.

Аватар пользователя волынский

Все гораздо проще.
Основание Мира это только сам Единый Мир.Поскольку человек есть часть Мира , то основания его жизни и лежат в этом Мире.
Хотя это вовсе не обязательно , но видимо существуют некие общие и неизменные во времени принципы функционирования или (если смотреть с другой стороны времени ) цели Мира.
Время , как экзистенциал , отражает некоторые из этих принципов.
Закон основания Лейбница подходит только для Мира , он является носителем родового , но поскольку кроме атемпоральных принципов (или целей) действуют еще и переменные , то они и определяют вид.
Идеи , системы , структуры , схемы содержат в себе
больше атемпорального ("вечного"), родового. Конкретный индивидуум уникален (это действительно чудо спонтанного нарушения симметрии).
Представления о должном лежат вне личности. То что утопающего надо спасать это императив определенный Эволюцией. Свобода заключена в том , чтобы НЕ спасать.
Логос не допускает человеческого зверства (иначе мы бы вообще не поняли , что такое зверство) его допускают люди.
Свобода воли не в том что бы творить Добро , свобода индивидуальной воли это свобода творить Зло.

Аватар пользователя Софокл

Спасибо за разъяснения, но я не все понял.

Основание Мира это только сам Единый Мир.

Хорошее экзистенциальное утверждение, без всяких человеческих домыслов.

Поскольку человек есть часть Мира , то основания его жизни и лежат в этом Мире.

Здесь экзистенциальность все еще сохраняется. На человека мы смотрим с точки зрения Мира. А вот дальше формулировки требуют уточнений. Вы сами почувствовав, что идете по тонкому льду домыслов, пишите:

Хотя это вовсе не обязательно...

Дальнейшие рассуждения, за неимением возможности встать человеку на точку зрения Мира, подменяются фантазией:

видимо существуют некие общие и неизменные во времени принципы функционирования или... цели Мира.

Это уже не разворачивание высказывания: "Основание Мира это только сам Единый Мир." Это его разрушение. Думается, вам известно, что нельзя правильно высказываться о "вещи в себе", ну, кроме, допускания предположения о ее существовании. Причем само это предположение является "проблематическим", вероятностным. Если раньше единство мира обосновывалось вами через его существование, то теперь вы пытаетесь осуществить подмену и начинаете размышлять отталкиваясь от потребности человека во внешней среде, т.е. идете от того, что часть в своем существовании нуждается в других частях. Для начала, как мне кажется, вам было бы необходимо объяснить почему часть нуждается именно в целом, а не в других, соседних частях.
Опустим некачественное высказывание о том, что Время является экзистенциалом, тем более, что для обсуждаемой темы оно излишне. Вы сами поправляетесь:"Идеи , системы , структуры , схемы содержат в себе
больше атемпорального ("вечного"), родового".
Все чего я хочу от вас узнать, так это только то, как вы осуществляете переход от "вечных принципов" к "переменным" "определяющим вид". Откуда они взялись?

Свобода воли не в том что бы творить Добро , свобода индивидуальной воли это свобода творить Зло.

Прекрасный христианский тезис. Его основания уходят к Платону и Пармениду. Меня всегда удивляло как может существовать религия не основанная на Откровении, а только на мысли о Нем. Фактически вы опровергаете свой изначальный тезис: "основание Мира это только сам Единый Мир", начиная выделять в нем "добрые" и "плохие" части. Единству мира приходит конец и открывается эра конструирования, где одни "тенденции" объявляются желательными , а другие нет.

Аватар пользователя волынский

Все чего я хочу от вас узнать, так это только то, как вы осуществляете переход от "вечных принципов" к "переменным" "определяющим вид". Откуда они взялись?

Очень хороший вопрос. Наш общий знакомый Болдачев придумал "инволюцию". Шопенгауэр придумал "индивидуацию".
Есть еще всякие "эманации".
Каббала предлагает механику цимцум (самосокращение Бесконечного)-возникновение Ничто-заполнение Ничто искрами.
Физика говорит о квантуемости действия , о детерменизме волновой функции , о случайности ее редукции , о спутанности состояний , о противоречиях между квантовой теорией и теорией гравитации.

Просто и наглядно идея получает вид на конвейре ,в размножении бактерий , в образовании звезд и галлактик. Причем я лично думаю , что эйдосы автомобиля , жизни , космоса в самой их общей форме существовали "вечно" , как некие вероятности состояния Единой Матрицы.
Часть нуждается в целом , для своего объяснения , поскольку целое не нуждается в части. Двойка это не сумма двух единиц , а результат распада единицы на две части. Затем уже следует восстановление двойки суммированием.

Мое понимание Единства Мира диалектическое. Понятно , что для Единого нет Зла и нет Добра. Но для его частей есть. Ну вот есть компьютерная программа и есть транзисторы ее выполняющие. Программе абсолютно все равно какие транзисторы ее выполняют , а транзистору абсолютно недоступна программа , он воспринимает только энергетические потоки. Но некий изоморфизм в смене команд и состоянии транзистора наблюдается. Если транзистор начнет вести себя слишком самостоятельно , то его выбросят.
Как квант человек "по ту сторону добра и зла" , но как часть социума он "морален".
Части сами по себе не могут быть плохими и хорошими , таковыми являются действия и действия не против других частей , а действия против целого.

Аватар пользователя Софокл

Меня приятно радует, что вы пишите развернутые ответы. Значит, есть что обсуждать. Мне очень приятно, что вы избавляете меня от черновой работы по перечислению концепций так или иначе трактующих интересующий нас вопрос.
Позвольте сначала обратить внимание на предложенное вами отношение программы и транзисторов. Вы справедливо указываете что взаимодействие между ними очень опосредованное. В самом деле, если бы отношение между программой и транзистором было бы прямым, то мы не смогли бы провести между ними грань. Разграничивая интересующие нас феномены, можно было бы пойти по телеологическому пути. Тогда разница между транзистором и программой пролегла бы через разницу образующих их идей. Все кажется очень понятным и доступным. Можно было бы на этом и завершить наше обсуждение, пожав друг другу руки. Только мы обсуждаем не теоретический вопрос, а экзистенциальный.
Экзистенциальным я называю то, что образует существование. Жизнь и смерть, чередование - все это только путь к пониманию основы мироздания. Движение, развитие, появление нового, запоминание прошедшего - это внешние проявления бытия в глазах человека. Если мы сравним глубинное основание мира с идеей, программой, то тем самым превратим жизнь в механический процесс и природа жизненности навек ускользнет от нашего исследования. Мы попадаем в тупик. У меня есть соображения как из этого тупика выбраться, но они мое авторское достояние. Я хочу написать работу на конкурс и предпочитаю что бы мои идеи были свежими, а не растиражированными невеждами. Прошу меня простить за эгоизм и не в коем случае не отнесите мое замечание на свой счет: я был удивлен когда мне на почтовый ящик пишут люди ни когда не принимавшие участия в обсуждениях на ФШ.

Аватар пользователя Гиперкуб

Впрочем "философия" Хайдеггера вообще не предполагает понимания она просто самовыражение автора и только.

Понравился комментарий. Побольше бы философствующих стремились к интерсубъективности.

Аватар пользователя Павел Маркин

Хайдеггером неизменно поднимается вопрос:
Почему вообще есть сущее (нечто), а не Ничто?

При этом имеется ввиду, что Ничто проще (Лейбниц). Однако «проще», не означает (не определяет) здесь преимущество в актуализации.
--------------------------------------------------
Спасибо за подсказку! Это очень в тему.
Итак, ничто все же проще, но не имеет преимущества в актуализации. Я сказал бы более жестко: оно вообще не может быть актуализировано (разумеется, в мышлении, а не на практике), пока в мышлении господствует принцип становления. Поэтому Грюнбауму и не составило особого труда сравнять сторонников ПЭВ с землей. Лишь принцип уничтожения актуализирует ничто.