Говоря сегодня о Византии
мы не можем обойти вниманием историческую отмеченность региона, протяженного от древней Зевгмы на юге до Вифинии и Понта (а еще ранее - Фригии) на севере, региона, в полной мере ощутившего на себе такие разноплановые влияния великих цивилизаций Востока и Запада - вплоть до скифского проникновения на эту территорию - как полюса формирования символиз-ма Митры и Христа. Вспомнив при этом не только гору Немрут и древнейшие митреи Доличе ("родины" Юпитера-Долихена, особо почитаемом в митраизме) Коммагены, но и Никею Вифи-нии, где сотворился "Символ Веры" христианства.
Подробнее см.: https://independent.academia.edu/IChernysheva
(Путь Логоса. Часть Х-I. Митра, Непобедимое солнце)
Русские философы обращались к византийской онтологии самых ранних христианских муче-ников (которые, в свою очередь, были наиболее "отмечены" в культуре народов, принявших христианство и на Востоке, и на Западе Европы, например св. Георгий Победоносец), целиком осознавая, что за за подобными фигурами стоят языческие, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЕ определен-ные категории материи (см. у Григория Паламы и Филона Александрийского о "силах" и "энер-гиях" Универсума, эйдетико-семиотическое акцентирование понятия "потока" у Платона) и объясняли выбор такого пути поиска следующим образом:
"победоносец Георгий должен был... заменить одну из важнейших фигур дохристианской мифологии. Кого заменил? Для Кого необходимо требовалась такая замена?"
Происхождение, Vorgeschihte европейских текстов [о Георгии] могут разъяснить только восточная и греческая редакция, а за неимением последних – славянская как непосредственно из них произошедшая
(А. Кирпичников):
https://archive.org/details/libgen_00297342/page/n2/mode/1up?view=theater
Именно парные всадники-воины раннего христианства Георгий Победоносец и Федор Тирон стали первыми в Православии - и следующими, ЭСТАФЕТНЫМИ после языческих, эйдети-ческими маркерами основных космологических феноменов, в тех или иных символах отме-ченных в культурах/религиях всех предшествующих цивилизаций планеты, а именно: двух энергетических потоков, формирующих Мироздание.
см - https://independent.academia.edu/IChernysheva
Путь Логоса. Часть ХI. Георгий Победоносец и Федор Тирон
Однако этим двум фигурам также суждено было отойти в тень вследствии агрессивной ком-пании иконоборчества и сопровождавшей ее замены греческих символов иудейскими - конни-ков навсегда потеснили крылатые архангелы и херувимы.
Как попытку сохранить "конный след" Логоса в Киевской Руси можно расценить спешную ка-нонизацию НОВЫХ, уже русских святых, братьев Бориса и Глеба, поражающих своим "портрет-ным сходством" с Георгием и Федором. В качестве одного из основных аргументов, подтверж-дающим данную версию, приведем здесь слова Андрея Ранчина о том, что памятник древне-русской литературы 11-го века «Сказание о Борисе и Глебе» "полон заимствований из житий Георгия Победоносца" и его более позднего, чем Федор, "визави" Дмитрия Солунского. И кроме того,
«Борис с самого начала почитался как христианский покровитель русских воинов.
Подобную преемственность демонстрируют редчайшие русские иконы, например, "Битва суздальцев с новго-родцами", где Борис и Глеб выступают в авангарде новгородского воинства вместе с Георгием и четвертым неизвестным всадником (здесь представлен ее фрагмент, третий рисунок), а также красноречивая икона из Великого Устюга, последний рисунок.
https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=530
https://www.1939.ru/starinnye-ikony/antikvarnaya-ikona-svyatye-boris-gle...
https://www.academia.edu/35567006/Small_Stone_Icons_with_Warrior_Saints_...
Авторитетный славист, историк и филолог, профессор МГУ Андрей Ранчин, заглубляясь в жизнеописание Бориса и Глеба, сразу предупреждает своих читателей: "Известий о жизни братьев ничтожно мало, причем почти все эти свидетельства под критическим взором исто-риков оказываются спорными или сомнительными".
https://coollib.com/b/285124-andrey-mihaylovich-ranchin-boris-i-gleb/readp
Что замечательного совершили братья? «Почему именно этим жертвам внутридинастических конфликтов довелось стать первыми русскими святыми, а не тем представителям рода, кото-рые, несомненно, занимают более почетное место в истории христианизации Киевской Руси, как, например, их бабка княгиня Ольга или их отец князь Владимир?" Ответить Андрею Ран-чину мы можем сейчас просто: все дело в ближайшем к моменту Крещения Руси времени появления на свет этих двух персонажей - для быстро-необходимой замены ими более ранних - византийских - фигур, ставших "нелигитимными", но несущих в своем символизме важней-шую онтологическую Идею - Федора и Георгия.
Добавлю к этому анализу последний интереснейший народный фактор, также растущий из священнной киевской земли и отмеченный дотошным А. Ранчиным:
В украинских народных преданиях Борис и Глеб — божественные кузнецы, сделавшие для людей первый плуг. Они — победители чудовищного Змея, которого запрягают в плуг и заставляют провести первую борозду.
Я всегда подчеркиваю удивительную особенность русского Православия и русской культуры следовать Первоисточникам Логоса даже в критические моменты для последних. У нас живым пульсирующим родником сохранияется тенденция абсолютной самоотверженности ревнителей Истины, воплощенной в Первообразцах выстраданной Ортодоксии Святой Руси. И древнерусская иконописная школа точнее, правдивее и осмысленнее многословных церковных фолиантов сохраняет этот Логос.
Взять, к примеру, ту же "Битву суздальцев с новгородцами". Сколько нитей, сколько тем для пытливых и плодотворных исследований дает эта многоплановая икона, тем более в наш-то информационный век!
Прежде всего, фактор самого Новгорода, следующего за Киевом исконного Центра русского Православия, волею судеб даже более полно, чем Киев, сохраняющего линию Логоса. Икона носит основное название "Знамение от иконы Богородицы".
«Знамение» здесь представлено дважды, сразу в двух регистрах. Совершенно очевидный пра-вославный вариант «Сим победиши» на русском бранном поле. У константиновского «Знаме-ния» крест был косой, у новгородской богородицы – равноконечный, полузаслоненный ликом младенца Христа, но хорошо просматримаемый тем не менее в геометрическом круге. Отсылаю Вас, мой Читатель, к главе «ЗЕРНО В ДВУНОСОЙ БАРКЕ И ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ВОД» Части IX «Путь Логоса, Лицо космоса - и Бога»,
http://philosophystorm.org/put-logosa-chast-ix-litso-kosmosa-i-boga
чтобы напомнить протяженную коннотацию от «зерна» в майяно-ацтекском горшке, до аврамической стамны – ЧРЕВА Богородицы, где вызрело зерно-Христос.
Лодочка, очерченная краем богородичной ризы - это и двуносая барка египтян, и корабль -НАВИС древних греков (ср. знаменитый "арго-навис") - устойчивые семантико-символические комплексы разных цивилизаций, несущие в себе отголоски Эйдоса мезоамериканского Перво-источника, взятые в данном случае непосредственно из Календаря.
Именно Христос-Зерно, Христос-Хлеб заменил в иконе "Знамение" Хризму на Лабаруме Конс-тантина. И "навис" с хризмоном на одном и погребальных коптских рельефов (Рис.3)
https://www.researchgate.net/figure/A-tombstone-of-limestone-from-the-6t...
зафиксировал тот самый еле уловимый переход в развитии христианского символизма уже в богородичном ключе (Рис.2,3).
Богородица и ее Чрево, как священный сосуд, несущий Логос в следующие века и тысячелетия еще раз подчеркнет свое облекающее и трансфертирующее качество на весьма схожей ико-нической типологии - "Богоматерь Никейская" (Рис.1,2 ниже):
Здесь в отличие от "Знамения" тема священного сосуда звучит явственнее благодаря допол-нительным изобразительным элементам, и прежде всего, собственно, сосуду-Чаше, в которой помещен Христос как "Хлеб Небесный, хлеб Живоносный":
https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/kult/02/image/02-052.pdf
Тропарь-сопровождение "Некейской" часто запечатлен непосредственно на иконах в форме ев-харистической сентенции "Бысть Чрево твое святая трапеза". Следует отметить еще более от-кровенную, чем в "Никейской", графическую подачу идеи таинства святого Тела, как Хлеба Причастия на фресках македонских и греческих церквей (Рис.3,4).
Подытожим: византийское Православие последним из всех религий планеты зафиксировало символ плоской лодочки-нависа в прямом контексте образа Богини-Матери, а простран-ственный сосуд-Чашу - "формально-эстетическим эквивалентом" самой Богородицы.
Отметим, что и в окончательном варианте Православного символизма, где христианскую идею в ее сжатой, лапидарной форме олицетворяет евхаристический ритуал, основное место занимает потир, сдвоенная Чаша, "как Новый Завет в моей Крови" Мф 26,26 Мк 14,22 Лк 22,19 1 Кор 10,16.