Существует два близких, а может быть и тождественных понятия - бытиё и существование. Первое доминирует в среде философов, второе среди представителей науки. Например ученый говорит - электрон существует. А что вкладывают философы в понятие бытие мне не понятно и почему их не устраивает слово существование? Может кто то мне объяснит.
Комментарии
Философы тоже пользуются понятиями бытие и существование в различных случаях, различающих их или отождествляющих в зависимости от того в какой связи или отношении ими лучше выражать, например стояние(быть) или ходьбу(существование как сущее-шествование), частицу(быть) или волну(шествование электрона).
Например, сии два положения выражаются в египетских иероглифах в виде стоящего или идущего человека. Но... если метафора не работает, то бессмысленно кардинально разделять/определять по отдельности лишь бытие и существование, т.е. говорить, что бытие - только вот это и ничто иное, а существование - только вот это и ничто иное, как этого желают некоторые поклонники "точности и четкости формулировок". Без работы метафоры бытие и существование неминуемо ускользнут от таких "точных и четких" формулировок. Что поделаешь, жизнь вносит свои правила - живые формуляры этих понятий, уловить которые можно лишь метафорой, т.е. диалектически(познавательно).
корпускулярно-волновой даулизм
сущностно-бытовой догматизм
Генадий, если я вас правильно понял бытие это состояние покоя, когда ничего не меняется, а существование это это то что постоянно меняется?
К этому, на мой взгляд, близко разделение на "есть" и "существует", которое высказывали некоторые участники, Пермский, например.
Субъект есть, а в его сознании существуют объекты. Если вводим Бога в модель, то Бог есть, а не существует. Наверно, можно сказать на этом языке, что и "вещь в себе/вещь сама по себе" Канта есть, а ее явления/феномены существуют.
Интересная у вас логика, субъект есть, но он не существует. А может это слова синонимы и не больше, иначе объясните какая между ними разница.
Есть идея объекта (цифровая модель, по-нашему), и есть объект, овеществленный по этой модели. Модель есть и будет, она находится не в нашем серединном, тварном мире, а в высшем, У Платона мир идей хорошо проработан, можно посмотреть.
А овеществленный объект (вещь) существует, ее существование временно, она творится и разрушается со временем.
Субъект тут как точка отсчета, а на него уже "нанизываются" разные тела: физическое, психическое, ментальное... "Существует" - для того, что можно различить в чьем-то сознании, а "есть" - это другой онтологический статус. Субъект есть, но не существует, а вот ноумены и феномены в его сознании существуют. Этот подход вырисовывался в диалогах Пермского с Болдачевым и мне он показался логичным.
Ваши слова: Интересная у вас логика, субъект есть, но он не существует. А может это слова синонимы и не больше, иначе объясните какая между ними разница.
Что есть самое себе субъект? Нет субъекта там, где нет и объекта. То есть, самое себе субъект существует, то есть, живой благодаря самое себе объекту? Верно, так и получается, что самое себе объект рождает самое себе субъект. Самое себе субъект и существование есть синонимы? Нет их там, где нет их самое себе. С уважением.
Ваши слова: если я вас правильно понял бытие это состояние покоя, когда ничего не меняется, а существование это это то что постоянно меняется?
Состояние покоя- это состояние мертвого, существовать- быть живым и постоянно меняющимся? Не так, не меняющимся, а подверженным изменению за счет своего самое себя. Существовать- это иметь самое себе? Верно. С уважением.
Существование - это не чистое бытие, а наличное.
Объясните разницу, чем отличается чистое бытие от нечистого.
Ваши слова: Объясните разницу, чем отличается чистое бытие от нечистого.
Нет таких понятий в природе живого мира. Есть то, что есть: есть самое себе бытие, то есть, наличие самое себе движения. И есть небытие- отсутствие самое себе движения.
В бытии находится не самое себе человек, а самое себе движение. Если просто сказать, то самое себе бытие- это и есть самое себе движение. Понимаете: самое себе в самое себе. С уважением.
///Объясните разницу, чем отличается чистое бытие от нечистого.///
Не нечистое, а наличное. Чистое бытие - это бытие, очищенное от наличности...,)) Это бытие - само по себе бытие. Ничье бытие. Своё собственное.
Что там в подобной ситуации говорил Дядя Федор ?
- А ты, мальчик, чей? Откуда к нам в деревню попал?
- Я ничей, сам по себе мальчик. Свой собственный.
Не - это самоё-себя-дядя-Фёдор-бытие.
Что значит наличное, и что значит свое собственное бытие. И кто этот собственик бытия.
Это вопросы или утверждения ?
Если это вопросы, то я на них уже ответил.
Если попробовать сказать то, что уже сказано, но другими словами, то бытие не знает о себе того, что оно пребывает, а существование - знает то, что оно существует....,))
Ваши слова: Существование - это не чистое бытие, а наличное. Нельзя о живом говорить как о том, что не есть, а только наличествует. Быть- это быть в наличии, а существовать- быть живым. Есть разница? Есть. Что может быть в наличии? Все то, что есть неживое? Верно. С уважением.
наличное бытие - тавтология, но с годами бытие стало противоречить изначальному смыслу бытия. Парменид в принципе запрещал отсутствие.
сущее - источник всего (Дао):
не сущее (мнимость, неполные части сущего, но и они по причине сущего):
///наличное бытие - тавтология///
Почему вы так считаете ?
материалисты и сенсорики видят только то, что хотят. Парменид, открывший бытие четко сказал, нет никаких изменений, а все исчезновения и появления - туфта. "Считай отсутствующее присутствующим". Все конечно возмутились, слово осталось типа настоящий момент, а то, что не понравилось - сделали вид, что не видели. Если вернуться к первоисточнику, то бытие и всегдашнее наличие (или по-другому "присутствие" - так и у Хайдеггера) - это синонимы - масло масляное. Даже так: "наличное всегда наличное" . Мало всегда наличного, так еще одно добавили, чтобы для надежности. Чтоб наверняка!
///Если вернуться к первоисточнику, то бытие и всегдашнее наличие (или по-другому "присутствие" - так и у Хайдеггера) - это синонимы - масло масляное. Даже так: "наличное всегда наличное" . Мало всегда наличного, так еще одно добавили, чтобы для надежности. Чтоб наверняка!///
Какой из двух вариантов выберете ?
1. Бытие само осознает свое наличие.
2. Имеется некто, наблюдающий наличие бытия.
никакой, Парменид искал объективную реальность и объективный (отличный от мнений и иллюзий) вариант существования, он его нашел, бытию не надо ничего осознавать и наблюдателей ему тоже не надо.
И опять же у Вас оба варианта содержат тавтологию.
1. Бытие само осознает само себя. (А оно ему надо? Рефлексия эта?)
2. Имеется некто, обнаруживший наличие или бытие. (хотите - можно обсудить)
Обсудить с кем ? С вами или с Парменидом ?
Не уж. Извиняйте. Воду в ступе толочь не готов...,))
Я реинкарнация Парменида - так что, если что - обращайтесь...
зачем стырили текст у гомера)
значит я еще реинкарнация и Гомера!
Бытие вводится как общее оформляющее для всего сущего. Пространство и время - аттрибуты бытия, но не сущего, например...
Почему вы так решили, аргументируйте.
(Развожу руками): Ну ежели Вам тетя Вики авторитет, то чем тут можно помочь?
Ага.
А википедии говорится что бытие и существование это одно и тоже
Ваши слова: А википедии говорится что бытие и существование это одно и тоже.
Не может быть бытие существованием, потому что существование- это признак живого, а бытие не есть признак, бытие есть то, что есть. Или нет? Верно. С уважением.
Парменид так сказал, если верить Артистотелю (е.в.А), а именно: есть и быть - в древнегреческом формы одного глагола, но инфинитива бытие у Парменида не упоминается, бытие вместо быть - более поздняя интерпретация, особенности перевода на латынь, ошибка
Парменид писал (е.в.А) о сущем, о том, что есть, это не бытие и не существование, а то, что предшествует есть и быть (обладать и обстоятельствам), обосновывая это грамматической нормой древнегреческого языка
приравнивая к этому ещё и понимание (думать, количество), мышлением думанье подменили позже, снова латиняне
и еще, начало фразы утеряно, что-то ещё было...
смысл фразы утерян ещё во времена Аристотеля
Согласен, Парменид писал о сверхбытии по факту (у Платона оно стало называться Единым, но он утверждал, что оно непостижимо, в вот Парменид - взял и постиг).
как его не называй это то, что есть
абсолютное наличие!
да
Кханову. Ну и славненко что у Парменида утеряно, давайте разбиратся сами. Слово бытиё пришло из ветхого завета, так называлась первая книга о начале творения. Обычно название отражает главный смысл книги, этот смысл концентрировано выражен в первом предложении - вначале Бог создал небо и землю. Что главное в этом предложении, главное это Бог он первичен, а творение сдесь вторично. Слово бытие относится к Богу, а творение уже имеет собственные имена: небо и земля.
Кроме того что бог обладает качеством бытия, ничего больше о нем не говорится. Ветхий завет книга религиозная, она предназначена сформировать веру, поэтому она доносит до нас то утверждение что Бог есть и мы должны принять это на веру. Вот эта вера что бог Есть составляет суть понятия Бытие. Существование какого либо объекта, как вода, земля, свет это факт. А Бог это не факт, в нем можно сомневатся. Но вера делает его реальным, вера наделяет его качеством бытия.
Поэтому понятие бытия относится исключительно к Творцу и не относится к тем объектам существование которых безспорный факт и не требует веры. Но как утверждает Веда, мы живем в эпоху неведения, когда все перевернуто наоборот. Для просветленных неоспоримым фактом есть существования Творца, как универсального божественного сознания. А творение есть илюзия созданая этим сознанием, вера в которую наделяет эту илюзию качеством бытия, превращая ее как бы в реальность.
ветхий завет это Вам в теологический штурм
считается, что христианство - интерпретация платонизма, а легенда о Христе - пересказ истории Сократа, но у теологов свой словарь и свои легенды, Бог=сущее. В сущем (то, что есть) нет различий сущности и универсалий, всё в нём и бытие и прочее
Парменид говорил о сущем, бытием это перевели латиняне, много позже
Дед Мороз присутствует в нашем бытии, но увы не существует...
Ваши слова: Дед Мороз присутствует в нашем бытии, но увы не существует. Верная мысль, но все это живет только в самое себе. С уважением.
Ваши слова: «Бытие вводится как общее оформляющее для всего сущего». Не так, нет и не может быть ничего общего по причине того, что каждое живое есть в своем самое себе времени.
Пространство и время - аттрибуты бытия, но не сущего, например... Не так, нет ничего из перечисленного вне самое себе. Самое себе есть необходимость бытия? Верно. Зачем бытию самое себе пространство? Самое себе пространство обеспечивает бытию возможность быть бытием. Как называется это пространство? Самое себе время.
Что есть атрибуты бытия? Само бытие и есть атрибут себя же. Что такое атрибут? Самое себе атрибут- это точка соприкосновения бытия и его самое себя же? С уважением.
Существовать- это быть живым, жить, но нет существования там, где нет его самое себе. Поэтому имеем самое себе живое, самое себе жизнь.
Бытме - это виндоус самое себе времени, что приходит каждые 24 часа новым? Но есть и Но: нет бытия там, где нет места ему быть? Верно. То есть, бытие есть, если есть самое себе живое? Верно. Что есть виндоус самое себе времени? Это период времени, в котором есть бытие? Верно. С уважением.
Виталию. Существование - это общее понятие, которое утверждает какое-либо (частное) наличие. Отвечает на вопрос: "У вас есть"? Ответ: "есть", "в наличии". Чаще объективное. Бытие - это существование вне времени и пространства. Например, динозавр - существует бытийно. Человек - существует и бытийно, и во времени-пространстве - то есть двумя способами одновременно.
Не говорите глупости динозавр не существует в принципе. Есть гипотеза что он когдато существовал, но это только гипотеза установить ее как факт не возможно. Но если вы в нее верите то ваша вера наделяет динозавра качеством бытия.
бытие (представление) - инфинитив от быть (кем-то, чем-то, когда-то, где-то)
динозавры были => обладают бытием, мы их представляем
А илюзии нашего сознания обладают бытием?
аллюзии это противоположность бытию-представлению, источник образа объективной реальности в игре слов
зрительные иллюзии - бытие определяемого или концепции бытия
представьте, что Вы вошли в комнату, символизирующее пространство мышления, бытие - левый верхний дальний угол, во всём есть его часть, в сочетании с чем-то другим, кроме других углов - сущности и шести универсалий
бытие одна из универсалий
вести речь надо о сущем, о центре комнаты, не путать
Друзья, давайте не будем фантазировать, что такое бытие. Понятие бытие впервые появилось в работе приписываемой Мойсею в первой книге пятикнижья под названием Бытие. Вот с этого момента давайте говорить. А тут начали с древних греков, да они понятия не имели что имел в виду Мойсей под словом бытие. Или анализируем книгу Бытие сами или ссылаемся на тех кто ее проанализировал. Единственный авторитет тут Моисей, что он имел в виду нам нужно установить, все остальное пустые разговоры.
на сайте теологический штурм это более уместно,
древние греки ничего не знали о Моисее, как и о древних евреях, казалось-бы соседях, но знали о Сицилии, Виталии, Египте, даже об Эфиопии (эфиопы участвовали в осаде Трои), об Индии знали, но о древних евреях - ничего,
сами евреи называют это величайшей трагедией античности
но, что греков не было - это уже перебор
Ваши слова: Единственный авторитет тут Моисей, что он имел в виду нам нужно установить, все остальное пустые разговоры.
Вы уже поменяли своего карманного философа?! Увы вам!
Ржунимагу - Вы адресуете эти слова субъектам, не имеющим понятия о том что они есть как таковые, и вследствие этого обстоятельства патологически не способные в своих сознаниях отличать отображения действительного от кажущегося...
Ваши слова: А илюзии нашего сознания обладают бытием? Что есть самое себе иллюзорное? Это то, чего нет вовсе. Так как то, чего нет вовсе, может чем- то обладать? Что касается сознания, то сознание- это и есть самое себе бытия. С уважением.
"динозавр" - это просто имя - хоть горшком назовите. Я вам только разницу объясняю. Горшок прямо здесь сейчас - это частный случай существования и он не такой, как бытие.
Разбитый горшок - это другой случай существования и называется он бытийный.
Это вы прочитали в книге бытия у Моше?
у него
Ваши слова: динозавр" - это просто имя - хоть горшком назовите. Я вам только разницу объясняю. Горшок прямо здесь сейчас - это частный случай существования и он не такой, как бытие.
Разбитый горшок - это другой случай существования и называется он бытийный.
Самое себе динозавр- это суть животное, имени у него нет и не может быть, кличек в природе тоже нет. Горшок не есть живое, поэтому мы говорим, что горшок не существует, а тольео есть, целый или разбитый. Нет бытия у того, кто не есть живое. Значит, нет у него и существования. С уважением.
Подборка ссылок.
Существование
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Существова́ние, экзисте́нция (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo — выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую[1]) — аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта — сущности.
В отличие от слова «бытие», слово «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как слово «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Существование
Существование
Существование, или экзистенция — это категория философского дискурса, выражающая один из аспектов бытия.
https://gtmarket.ru/concepts/7094
Бытие
Бытие — это фундаментальная категория философского дискурса, которая фиксирует основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). Понятие «бытие» концептуализирует наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект и может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее».
https://gtmarket.ru/concepts/6912
Бытие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бытие́ в самом широком значении — существование. Относительно человека, бытие — это все его действия, включающие повседневные действия, деятельность как биологического организма, так и индивида на ментальном уровне, при взаимодействии с окружающей средой. Кем человек является, кто он есть или кем бы мог быть, относится к пониманию бытия в общем смысле. Бытие в природе — это существование предметов, физических, осязаемых, а также природных сил (стихий), гравитации, физических законов.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бытие
Реальность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Реа́льность (от лат. realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно[1]. Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность[2].
В диалектическом материализме термин «реальность» употребляется в двух смыслах[3]:
Понятия бытия и реальности изучается разделом философии — онтологией.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Реальность
Действительность
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Действи́тельность (произв. от слова «действие») — осуществлённая реальность во всей своей совокупности — реальность не только вещей, но и овеществлённых идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания.
В отличие от реальности, действительность включает в себя также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «невозможность». Все возможное может стать действительным.
Термин «действительность» носит гносеологический оттенок, в отличие от термина «материя». Противоположностью действительности в актуальной реальности является видимость (кажимость).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Действительность
А причем здесь ветхий завет, ведь слово бытие пришло из него и там оно имело какойто смысл. А то что философы вытворяли с этим словом потом, это игра их буйной фантазии.
Ваши слова: В отличие от слова «бытие», слово «существование», как правило, выражает только аспект сущего, тогда как слово «бытие» употребляют также в значении «всё существующее», «мир как целое».
Не так: слово бытие не может выражать только аспект сущего, потому что бытие- это и есть самое себе сущее. Все существующее- это все то , что чувствует себя, мыслит и дышит, но только каждое из них имеет только свое бытие.
Мир как целое- это и есть самое себе целое, собираемое из множества самое себе бытий? Верно. С уважением.
Как филолог по одному из образований, хочу обратить внимание на написание атором слова "бытиё" с буквой "ё". Обычно принято писать это слово через "е" - "бытие". Я тоже так пишу чаще всего. Но в последнее время стала замечать у многих философов написание этого слова через "ё". А, например, философ Аркадий Арк всегда пишет "бытиё" через "ё". Встречала такой же вариант ещё у нескольких человек.
Многие словари однозначно указывают вариант с "е" - бытие. Это традиция. Но словари меняются, жизнь меняется, традиции тоже меняются.
Консультировалась по этому поводу с другими филологами. Оказывается, традиционное слово "бытие", через "е" имеет корни из церковно-славянской лексики: житие, бытие и т.п. Когда вся жизнь была подчинена религии, и все науки, и философия тоже.
Современные светские традиции уже стали допускать светский и разговорный вариант с буквой "ё": бытиё, бытьё, житьё.
Многие философы, особенно нерелигиозного толка, сегодня предпочитают вариант с буквой "ё" - бытиё. Из какой когорты наш автор, мне могу сказать, т.к. он далее пишет без "ё". Но вопрос интересный. За собой стала замечать, что я тоже частенько употребляю это слово с буквой "ё" - бытиё.
А читатели что думают по этому поводу?
Раньше говорили
- бытие мое...
- какое бытие твое? пёс смердящий..
А теперь норма "моё", а не "мое".
"Бытиё" - это чтобы можно было говорить "бытиё моё".
Шутка в общем. Отражающая бессмысленное переливание из пустого в порожнее.
Может попытка хоть в чём-то оригинальным быть.
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки. Это было бы пустое и порожнее, если бы многие не возмущались, когда читают бытиё с "ё". Сейчас ведь не говорят "мое", говорят - "моё". Думаю, что и "бытие" было бы неплохо осовременить до "бытиё".
Впрочем, согласна с тем, что для философии это не имеет большого веса. Только для филологии.
Тут нет вопроса, посмотрите как это слово пишется на арамите в первоисточнике ветхого завета.
Виталий Андрияш, 24 Март, 2025 - 15:59, ссылка
Странно, что вы не по-старославянски пишете, а по-русски. Где словеса и буквецы оригинального берестяного написания?
Полагаю, что в первоисточнике Ветхого Завета всё написано на древнем еврейском языке.
Так древне еврейский и есть арамейский, так утверждает М. Лайтман, который знает эти языки и знает Тору на котором она написана
Ваши слова: А читатели что думают по этому поводу.
Разницы как таковой в написании и произношении слова «бытие» нет, но нет просто ни того и ни того вне самое себе. Пишем самое себе бытие.
Какое определение есть у слова «бытие»? Бытие- это неувязка в самое себе времени. Почему? Потому что самое себе время приходит тогда и туда, где есть самое себе человека или самое себе бытия . С уважением.
В своей «Теории Природы», как новой физики и как дальнейшее творческое продолжение и развитие теории и практики философии диалектического материализма, я прихожу к определённому уточнению понятия «существование». Понятие «бытие» я не использую.
В своей ТП я размышляю и философствую о ПРИРОДЕ, её строении, структуре, составе, об алгоритме эволюции.
Природа – это наиболее общая категория, известная человеку.
Более общей категории не существует.
Природа – это всё, что нас окружает и мы сами.
---------
Природа существует, как объективная реальность, вне нашего сознания и независимо от нашего сознания.
Природа существует независимо от кого-либо или чего-либо.
Природа существует абсолютно.
Не существовать природа не может.
Природа само-существует, существует сама по себе.
Природа существует всегда.
Природа всегда существовала и всегда будет существовать.
Нет никакого реального эксперимента, который бы доказал, что природа не существует.
Природа существует и эволюционирует по своим собственным законам и согласно своей логике.
Есть алгоритм эволюции природы.
Этот алгоритм представлен тут: Что такое ПРИРОДА? https://philpapers.org/rec/YUSJRW
Существование и эволюция природы неразделимы, это одно и то же.
Всё окружающее нас (и мы сами) принадлежит и существует в природе. Это всё относительное (относительно природы и внутри природы) существование. Природа существует абсолютно.
Вне природы никто и ничто не существует.
Природа в основе своей материальна и диалектична.
Никакого мирового духа, вселенского сознания, бога (всевышнего) в природе не существует.
Природа в своём существовании сама себе хозяйка.
Природа вечна в своём существовани, в своём эволюционном существовании.
У существования природы нет ни начала и не будет конца.
Наибольший материальный объект, существующий в природе – это Вселенная.
Вселенная имеет своё начало существования.
Вселенная имеет свой конец существования.
Все предметы, объекты, тела, существующие в природе материальны в своей основе.
Материя – это важнейшая сущность природы (существует как важнейшая сущность),
материя – это (существует как) уникальная и единственная субстанция природы,
материя – это (существует как) уникальный и единственный активный действующий агент, субстрат природы.
Конкретно материя в природе представлена и существует как пульсирующий в ритме и темпе природы квант материи.
Пульсация кванта материи – это внутренне движение материи.
В образе, представлении кванта материи соединены, собраны вместе и вместе существуют три важнейшие сущности природы: материя, движение (пульсация) и время (ритм и темп природы).
---------
Пока прервусь, пора спать.
Ваша теория заслуживает уважения ибо она основана на здравом смысле и железной логике. Но у нее есть один недостаток, она отрицает трансцендентный опыт. Рано или поздно этот опыт заставит с собой считатся, таковы законы эволюции.
Из словарей:
Трансцендентный (от лат. transcendens — «переступающий», «превосходящий», «выходящий за пределы») — слово с несколькими значениями в зависимости от контекста. В философии — находящийся за пределами опыта, недоступный познанию, непостижимый для разума. Например, «трансцендентный мир», «трансцендентная истина».
Если трансцендентный - это выходящий за пределы опыта, недоступный пониманию, то о каком трансцендентном опыте вы говорите? Он же недоступен вашему пониманию! Непостижимый разуму!
Если вы этот опыт постигли, значит, это не трансцендентный опыт. Вы противоречите самому определению понятия "трансцендентный".
Вы похоже считаете что ваше сознание это венец эволюции и оно есть само совершенство выше которого ничего быть не может. Но мудрецы утверждают что есть уровни сознания более развитые чем тот который достигло человечество на данном этапе эволюции. Ближайший к нам уровень это интуитивный ум.
Машариши говорит о трансцендентном уровне сознания, который мы можем достич при помощи специальной техники медитации. С этого уровня сознания мы можем преобрести принципиально новый опыт который навали трансцендентным.
А вы, похоже, сами не понимаете, что пишете. Я вам дала определение из словарей, а вы спорите со мной! Если вам не нравится определение, так сначала докажите, что оно неверно или пользуйтесь другими терминами!
Если вы утверждаете, что моё сознание "это венец эволюции и оно есть само совершенство выше которого ничего быть не может". То о каких "уровнях сознания более развитых" утверждают ваши мудрецы? Более развитых, чем "венец эволюции и оно есть само совершенство выше которого ничего быть не может"?
И чего же ваш "венец эволюции" и "само совершенство" ничего совершенного не смог сделать? Совершенства не хватило?
Ещё раз прочитайте в словарях, что значит "трансцендентное", прежде, чем писать ерунду!
Ключевое здесь - опыт! если этого вы не улавливаете, отмечая себя философом, то зачем нужна такая бессмысленная философия вообще) А между тем, именно математика позволяет познавать и трансцендентное, ибо к опыту не привязана никак, это абстрактный подход, не имеющий отношения к чему то конкретному, но исключительно логический ряд, который и отражает сущее, бытие - таким как оно есть, а не таким как вы себе его видите, воспринимаете защоренным взглядом, умея только навевать фантазии и ничего по сути полезного. Ранее философы были прежде всего математиками и потому те философы могли дать миру действительно что то новое, явно значимое... У вас этого совершенно нет...
Еще раз приведу, что по мнению Николая Гартмана, математика как наука есть не только игра по правилам мысли (логический ряд), но и подлинное познание бытия в смысле трансцендентного схватывания.. И конечно, это не опыт философа гуманитария, это практика мысли математика..
Ваши слова: Природа само-существует, существует сама по себе. Подробнее рассказать можно? С уважением.
Природа само-существует, существует сама по себе.
Это просто, это означает, что природа в эволюционном процессе своего существования не нуждается ни в чьих услугах.
Природа не нуждается ни в чьём контроле.
Природа абсолютно не нуждается в каких-либо услугах:
"высшего разума",
"вселенского природного сознания",
"божественного духа" и "божественной души",
"мирового абсолютного духа".
Этих "персонажей" просто не существует в природе. (А за пределами природы никого нет!!)
Природа-мать не нуждается ни в чьём-либо покровительстве, будь то:
всемировое божество,
божественная блажь,
указующие персты,
Авторитеты разных сортов и расцветок,
прочие гопники.
---------
У природы всё что надо для её эволюции и существования есть.
Природа не дура!
Ну и так далее ... ... ... .
Ваши слова: Природа само-существует, существует сама по себе.
Нет ничего в самое себе живом мире, что было бы на отшибе от всего. Что такое самое себе природа? Это то же существование живого, но в отдельно взятом самое себе. Нет ничего , что было бы вне самое себе природы, все под самое себе контролем того, что движет природу- самое себя времени.
Нет в природе изменений, если нет изменений в каждом самое себе. Есть в природе все, что есть в каждом самое себе.
Эволюция происходит не в природе, а в природе через каждое самое себя. Природа приемлет только то и столько, в чем есть самое себе необходимость.
Нельзя назвать природой то, не есть в родах, то есть, каждое самое себе рождает или выращивает в себе же все то важное и необходимое для самое себе природы.
Нет контроля в природе того, к которому привык самое себе человек, но есть контроль своего в самое себе каждого, а через него и во всей живой природе.
Писать можно долго и много, но суть такая: есть самое себе каждого живого, есть и самое себе природы. С уважением.
И всё-таки, едрёна копоть, несмотря на Ё-моЁ и всякое самоё-в-себе-сурмяжное,
ПРИРОДА существует!
ПРИРОДА существует!
ПРИРОДА существует!
несмотря ни на что!
Ведь она ПРИРОДА-мать!!!
Роберт Юсупов, вы правы: Самое себе природы существует, существовать- быть живой. Но нельзя сказать, что природа само- существует. Само - существовать- быть в отдельности от всего живого. Такого в природе нет.
Вы знаете, что самое себе природа- это и есть самое себе время! Все во времени своего времени, а потом и общего для всех времени. Это и есть самое себе природы. С уважением.
Ваши слова:
несмотря ни на что!
Ведь она ПРИРОДА-мать!!! Никто материнства ее не отрицает, потому что быть матерью- это быть материей для создания себе подобного.
Мы не можем знать, кто или что есть настоящее, мы можем только мыслить все это.
Допустим что я философ...
Первым делом смею утверждать, что "общих" и тем более - "всеобщих" понятий быть не может. Все понятия индивидуальны. Они могут быть подобными в каких-то обобщённых приближениях, но какие-либо идентичные представления - это не понятия, а фетиши...
Так что без оглядки на Моисея, Парменида и кого-либо ещё я различаю бытие и существование только так как способен в координатах своего субъективного рационализма.
"Чистое бытие" - абсолютное движение, то есть: распространение во все стороны сразу с абсолютной скоростью.
Собственно "бытие" или - "наличное бытие" состоит во взаимодействии сущностей, то есть: совокупностей движущих сил, удерживающих средоточия сильно закрученного движения в местах их расположения и траекториях перемещений в некоторых пределах , следствием чего становится существование предметов, отображения каковых воспринимаемы субъектами как объекты (феномены).
Существование это разновидность бытия, это бытие сущего. Наше мышление осуществляется в одной из двух форм: либо в форме единства предмета, который мы мыслим как бытие, т.е. то, что имеет место, либо в форме противопоставления сущего, которое мыслится как независящее от нашего мышления, и мышления, мыслимого нами в рефлексии. Эти формы в реальном мышлении постоянно сменяют друг друга.
Виталий, Бытие - это невидимый информационно-энергетический "пузырь", наподобие зиготы, первичной клетки, из которой развивается человек со всеми своими органами, болезнями, судьбой и смертью. Еще ничего нет, но уже все заложено в этой клетке. Это Вы, но конечно естъ существенная разница :))
Бытие - некая невидимая физически холограмма-монада, в которой уже есть все, что будет существовать, развиваться, являться и исчезать, но все это неотличимо от ничто. Но отличимо от небытия. Упс!... Подумайте, чем отличается ничто от небытия?
Как небытие отличается от ничто, так и бытие отличается от существования.
Бытие - SEIN - невидимый фундамент Сущего.
Когда вы начинаете строить дом, вы видите яму, бетонные конструкции фундамента. А когда появляется дом, фундамент скрывается, как на этой схеме Хайдеггера.
Есть такие понятия в биологии: генотип и фенотип. Несомнено что фенотип (индивидуальные характеристики тела) - это воплощенный генотип. В этом смысле - это одно и то же. Но каждому понятно, в чем их сходство и в чем различие.
Надеюсь вы способны понять эти простые аналогии.
Вот еще одна картинка, если понравится и будут вопросы, я с удовольствием поясню.
Андрей рад вас слышать. Если я вас правильно понял, бытие это качество творца, а существование качество творения. Если так то я с вами согласен. Именно такое толкование вытекает из книги Моше - Бытие. А кто такой Творец, согласно Махариши это универсальное космическое сознание, а творение это содержание этого сознания, содержащееся в его памяти в непроявленом виде.
Вы верно поняли Виталий. Бытие - это Бытийствующий Творец-Субъект и "природа творящая" (по Спинозе). А сущее - это сотворенное бытие, "природа творимая".
Если по книге Бытия, то "В начале сотворил Бог Небо и Землю" означает, что Бог сотворил материю, которая была безвидна и пуста, и небо - мир духовный, где носился дух творящий, созидающий тварный мир.
Духовное восхождение - это пробуждение способности перцепции все более тонких и невидимых уровней бытия. Математика и наука в целом - это первый опыт, когда за видимым, открывается невидимое управляющее начало - законы сил природы.
Но затем за этими законами обнаруживается мета-физика, принципы интеграции, самооорганизации, суть жизни и разума.
И третий уровень, когда через проникновение в принципы жизни, разума и космоса, человек открывает причастие к Божественному разуму и блаженству, Полнеоте Бытия, Плероме.
Вкратце: Сущее - сущности - законы, принципы, разум/сознание/истина - Космическое Сознание, Бог, Абсолют, Истина и Блаженство.
Ваши слова: Вы верно поняли Виталий. Бытие - это Бытийствующий Творец-Субъект и "природа творящая" (по Спинозе). А сущее - это сотворенное бытие, "природа творимая".
Это замечательно правильная мысль! Но не просто мысль, а самое себе мысль. С уважением.
Андрей слово земля в Торе, это символ и к материи не имеет никакого отношения. Махариши в своей последней лекции объяснил суть этого символа. Слово земля это символ универсального поля памяти. Почему так, по принципу подобия. Из земли все произростает и в землю все возращается. Все проявленное творение возникает из универсального изначального поля памяти и возращается назад в поле памяти. Материя это илюзия последней эпохи - кали юги. Материя это уже творение Творца, когда он принял форму человека. ШРИ АУРОБИНДО по этому поводу сказал - "Похоже мы живем в мире который сами и придумали". Человек тоже творит, но при этом он не понимает кто ОН, не осознает свое истиное Я, которое по своей сути и есть Творец.
Бытие изучает раздел философии Онтология. Возникновение и эволюция Вселенной, теория эволюции, строение материи .
см статья https://ru.wikipedia.org/wiki/Существование
Существование традиционно противопоставляется сущности.
Если возьмем сущность вещества, которая есть Периодический закон элементов, то существование вещества это как бы жизнь вещества со всеми его свойствами, превращениями.
Аналогично к человеку. Сущность - его Дух. Существование - жизнь человека, организма.
Виталий Андрияш, 24 Март, 2025 - 09:31
Бытие — это совокупность Всего Возможного, совокупность всего мыслимого человеком, совокупность всех форм существования, как абстрактных, так и материальных.
"Существование" - процессуальный аспект Бытия, отражающий динамику преобразований предметного аспекта Бытия, характеризующегося статичностью и называемого "Сущее".
Хорошая мысль, бытие это покой, а существование это динамиз. Отсюда интересный вывод, физики утверждают что фотон вуществует только в движении, в покое он исчезает, это значит что материя в покое исчезает. Отсюда напрашивается вывод - бытие не материально.
Виталий Андрияш, 25 Март, 2025 - 11:32, ссылка
Бытие, как единую «совокупность Всего Возможного», можно определить единой функциональной системой, представленной двумя аспектами: предметным, характеризующимся статичностью и определяемой как "Сущее", и процессуальным, отражающим динамику и определяемый термином "существование".
Итак, суть "Сущего" и "существования" - это два аспекта Бытия: предметный и процессуальный.
Покоящихся фотонов не бывает, впрочем, как и всего иного в этом мире. Даже абстрактное Сущее, по логике, не может не существовать, т.е. быть вне процесса, вне становлении.
Бытие - совокупность всех возможных форм, как идеальных, так и материальных. Весь вопрос заключается лишь в том, что считать материей и какое Начало у этой "материи" и по логике получается так, что без рационального начала никакой материи быть не может, а это означает, что "началом" материи может быть только абстракция, определяемая логически, т.е. некая рациональность.
Вывод здесь очевидный, что Бытие есть функция (функциональная система) с аргументами, с преобразованиями этих аргументов и с установленными правилами этих преобразований. А "строительным материалом" служит абстрактная определенность (Нечто), именуемое Энергией (Потенцией).
- - -
Уважаемый Виталий! Не совсем понял ход вашей мысли. Бытие (талмуд не рассматриваем, там бытие - обстоятельства, кто кого родил, когда что совершил) - инфинитив от глагола быть - кем-то, чем-то, когда-то, где-то. Онтологическая категория обстоятельств, включая место и время.
А существование от есть (das ist, it is, это есть) (обладание существованием) - другая категория.
Есть сущность (в физике субстанция, материя, в русской философии вечный вопрос существования) и 7 универсалий: существование=чувства, бытие=представление=обстоятельства, положение=статус=память, качество=откровение, количество=понимание=знание, пререрпевание=страдание=инсайд об объективной реальности, действие=осознание, критический анализ, умозаключение.
Кратко о сущем, сущности и бытие.
обратна бытию - объективная реальность, взятая из какого-то источника (социальных отношений, языка, истории), их произведение (единство) неопределено. та самая вещь в себе или понятие. иногда говорят концепт (но концепт не сущее, хотя и ближе к сущему чем крайности) - не концепция (сущность), единство концепции и её противоположности - ощущения реальным (буквального понимания).
концепт концепции и ощущения реальным - сущность знания, это точно не сущее, сущее глубже всего, первоснова.
Продолжаю.
невозможно ничего определённого сказать ни об объективной реальности бытия, как и о бытие объективной реальности. и то и другое, как и много чего ещё - крайности сущего (нераличимости онтологических категорий).
всё в мире людей - чередование (сочетание) таких категорий. Как человек мыслит, то и видит в природе.
Вопрос лишь в том, что мы чем означаем... Важно не ошибиться с терминами. Иначе никто никого не поймёт.
Физика обычно не рассматривает онтологию физических величин, но не потому, что это не сопоставимо, просто высказывается лишь доказанное. Если снять этот запрет, то бытие (физически) есть давление (квадрат отрицательного магнитного поля) на стреле времени, само давление (без учёта стрелы времени) - например в центре земли - отношение земной силы гравитации к площади земной поверхности, точка силы гравитации, квант. Иначе, в физике Фридмана - это объёмная плотность энергии вакуума, в науч-поп - "тёмная энергия". Т.о., бытие - тёмная энергия на стреле времени, от начала до конца.
Не могу знать, насколько это Вам понятно, но возможно, что-то даст.
Прочее:
статичный фотон (видимость) тоже рассматривают (в оптике), это нечто обратное поверхности - смотря чего фотон, например - вселенной, это квант такой площади, пример - космологическая константа, 1/s2, где s - радиус вселенной
обычно говорят о релятивистском фотоне, обратном пространстве-времени, c/s2=s/s2t=1/st=R, это электрическое сопротивление, он/оно никуда не летит, когда летит обратная площадь вселенной летит со скоростью с - это просто обратное пространство время
закон Ома U=IR
U=B/t=q/st2=E'/s
I=q/t
R=U/I=q/st2 x t/q=1/st=с/s2
вывод: электрическое сопротивление пространства-времени неопределено st/st=1
простыми словами: единство (произведение) релятивистского фотона и пространства-времени - неопределено. И релятивистский фотон и обратное ему пространство-время одинаково инвариант относительно преобразований систем отсчёта, это значит, что и пространство-время и релятивистский фотон неизменны, можно использовать точкой отсчёта, размышляя обо всём прочем.
рассмотрим солнечные статичные и релятивистский фотоны
поверхность солнца, округлённо, без 4 пи, s2
статичный солнечный фотон 1/s2, где s - приблизительно радиус солнца, это используется в телескопах при оценки детализации изображения солнца, какого размера должен быть пиксель
светящаяся поверхность солнца L=E/t=s2m/t3
но, мы должны учесть и обратную светимость t3/s2m=nt это дисконт нейтрона, судьба нейтрона за всё время его существования, нейтрон на стреле времени, вывод, солнечный нейтрон это произведение статичного фотона и обратной электрической мощности - потока солнца в каждой точке солнечного поля (системы отсчёта).
L=1/st x s3m/t2=Es=R x q2c2 - светимость солнечной поверхности это произведение релятивистского фотона и "стены огня" (электромагнитной импульса, как при ядерном взрыве в космосе, иначе - квадрата магнитного поля - границы солнечной системы), светимость солнечной поверхности есть перенос (релятивистским фотоном) электромагнитного импульса солнечного поля, видимость магнитного поля.
Рассмотрим свет. Это видимая электромагнитная волна (электромагнитная волна видимого спектра, произведение электромагнитной волны и статичного фотона (обратной площади сферы, иначе - удельная на точку сферы электромагнитная волна, как поле это множество таких точек множества сфер - луч электромагнитной волны
электромагнитная волна - колебание от релятивистской электрической мощности (релятивистского потока солнечного поля, физического состояния поверхности чёрной дыры) UIc=E'Bc=F/t2 до с/UI=ct3/m=st2/m=1/P=1/B2=e-e- - куперона (пары электронов), через скорость света.
свет - луч электромагнитной волны, всё делим на площадь солнечной поверхности (на статичный солнечный фотон), получается колебание от квадрата электрического напряжения (искры короткого замыкания) U2=I2R2=F/s2t2 до e-e-/s2=p+e- (атома протия), через электрическое сопротивление (релятивистский фотон).
Это всё выводы из ОТО Эйнштейна, доказательство фотоэффект - взаимодействия света с веществом (принцип благодаря которому вы видите этот текст на поверхности вашего компьютерного экрана:
Это сложный процесс, рассмотрим его упрощённо, ограничимся влиянием света на внешний электрон атома (e-=1/B):
фаза 1: U2e-=B2e-/t2=B/t2=U/t переменное электрическое напряжение
фаза 2: e-e-e- внешний электрон превращается в моюн, простыми словами - атом превращается в отрицательный ион
среднее значение Re-=st/qst=1/q - обратный (отрицательный) электрический заряд, точнее: антинейтринно-нейтринная пара.
В итоге, свет вызывает циклическое превращение внешнего электрона атома то переменное электрическое напряжение, в отрицательный ион, что и воспринимается нами фотоэффектом.
Да, именно так. Бытие не материально. Но! Бытие и не нематериально, не идеально, не духовно. Бытие - это мост, связующий мир идеальный и мир физический. Это пуповина существующего мира.
это мост между буквальным пониманием реальностью и символическим называется пример, метафора, представление, индексальная форма идеи
сущее - это не бытие, бытие это не сущее, кто утверждает обратное использует неверный перевод, Парменид о сущем, а не о бытие
Ваши слова: Да, именно так. Бытие не материально. Прошу прощения, но есть иной взгляд: Все есть материя, и бытие - тоже материя, но материя в самое себе, как и все материи.
Но! Бытие и не нематериально, не идеально, не духовно. Бытие есть идеально ? Верно, потому что идеальное есть тоже материя. Бытие не есть духовно, потому что душа не есть материя, дух есть сам по себе, а не в самое себе, значит не материя.
Бытие - это мост, связующий мир идеальный и мир физический. Не так, бытие ничего не связывает, бытие все производит- материю и время? Не только, и все материальное.
Это пуповина существующего мира. Пуповина существующего мира- это его самое себе, потому что мир- это живое, а живое родится только в самое себе.
Успокойтесь, все так называемые «проблемы» в философии по поводу каких-то «различий», неких «границ» познания, «красных линий» в плане «соотношения» истина/мнение и всего остального уже давно решены, да их по большому счету и не было никогда, вам всего лишь остается это осознать через критический анализ языка как «матрицы» на которой и паразитируют все эти нелепые «проблемы» в философии
Сущее есть, Несущее не есть
Бытие естится, Небытие не естится
Суть сутится, Несуть не сутится
Знание знается, Незнание не знается
Сознание сознается, Несознание не сознается
Осознанность осознается, Неосознанность не осознается
А впрочем, можете и дальше продолжать решать очередные высосанные из пальца «проблемы» в философии переливая из пустого в порожнее как это обычно и бывает
«Философствовать — значит учиться умирать»
(Монтень, перефразируя Цицерона)
это о философии, учиться говорить правду, как перед смертью
философствовать, когда нет никакой ответственности за достоверность сказанного - немного другое
философствовать (о чём-либо) не всегда философия (что, правда)
Если "философия" это мера ответственности и правды, то получается так.
согласен
Ваши слова: Если "философия" это мера ответственности и правды, то получается так.
Что есть мера? Это задаток того, что получишь потом. Пример: есть слон и есть слоненок. И то и то есть одно и тоже. Что есть задаток? Задаток- это сам слоненок, который потом он станет слоном. Философия у чего задаток? У самое себя. Значит она не есть мера? Нет меры там, где нет самое себе.
Подведем итоги. В ходе обсуждения установлен неоспоримый факт, что единного мнения о том что есть бытие не существует. Каждый понимает под бытием что хочет. Отсюда вывод, знание о понятии которое Мойсей обозначил словом бытие утеряно окончательно и что это такое в современной философии неизвестно. Возможно это знание когдато будет открыто заново, но во избежание путаницы его обозначат уже другит словом. Поэтому слово бытие может быть выброшено на свалку истории за ненадобностью.
не знание утеряно, но лишь
просто лень учиться
Уважаемый Моисей к классической античной философии никакого отношения не имеет, кто, что и кому переводил о том, что Моисей говорил - на его совести.
Отсутствие консенсуса мнений не говорит о том, что все мнения не верны.
Моисей высказывал откровение о бытии, а философия есть критический анализ своего представления на основании скрытой объективной реальности своего существования, другой дискурс.
Просто тема эта (о Моисее) для теософского штурма, но не для философского.
Сходите в церковь, поговорите с батюшкой, он даст Вам требующийся Вам ответ.
Вы этим обсуждением лишь наглядно показали, что говорить о том, чего не знаешь и не видишь сам в жизни - на форуме не проблема.
Теософия - не философия, только и всего.
Моисей дал учение каббалы, люди поняли это как религию. Вот и вы считаете что Тора это религиозный трактат, но это от непонимания, Моисей тут не причем. Как говорит Лайтман, в Торе нет ни одного слова о нашем мире, все слова в ней это сплошные символы, которые нам на пути духовного роста предстоит понять. Причем сдесь философия, а притом что ей до всего есть дело и она кругом сунет свой нос.
Меня удивляют отсылки понятия бытия к библейской книге. Дело в том, что книга, которая в синодальном переводе называется бытие, в переводах на другие языки называется генезис (разных вариантах), т.е. рождение, происхождение. Что-то рождающееся это точно не бытие Парменида, которое не возникает, вечно и неизменно.
Корвин браво, вы копнули в самую суть. Первая книга Торы называется Берешит, что в переводе с иврита означает вначале. Откуда взялось слово бытие, похоже это извращения переводчиков.
Вопросы к слову вначале есть? Вопросов нет, а что такое означает слово бытие никто не знает, вот философы и бросились придумывать что бы это значило. Но меня интересует само слово бытие, оно чисто руское или пришло с другого языка. Как оно отражено в английском, немецком, греческом и латыни. Может кто то подскажет.
Слово бытие ввел в русский язык в 1751 году Григорий Теплов, как перевод латинского Ens, кторое в современном переводе означает существование. Потом попы применили это слово к переводу первой книги ветхого завета, которую они не понимали. Почему им понравилось старообрядное слово бытие,(не думаю что Теплов придумал его сам) сейчас трудно сказать, но вольность в переводе породила путаницу в толковании этого понятия.
Если бы попы использовали для названия первой книги ветхого завета слово ВНАЧАЛЕ то никого это не смутило бы и никаких воросов не возникало бы. Но перевод похоже осуществлялся с латинской версии ветхого завета. Уже при переводе на латынь с иврита слово вначале было переведено как существование, а потом на русский как бытие что и породило проблему непонимания что оно означает. Таким образом проблема некачественного перевода дала повод философам фантазировать и придумывать всякие толкования этого термина. Как видим ларчик просто открывается.
Что касается Парменида то слово бытие ему было неизвестно, о чем он говорил, похоже тоже скрывается за несовершенством перевода, но очевидно ни как не о бытии, ибо в его время это слово еще не придумали.
трезво, но
бытие на древнегреческом - инфинитив от быть - εἶναι (einai)
Примеры использования инфинитива от глагола "быть" - εἶναι (einai) в древнегреческих текстах, с пояснением контекста:
1. Цель:
Платон, "Федр": "εἶναι ἀγαθός" (einai agathos) - "быть добрым". В этом контексте инфинитив выражает цель, стремление. Федр описывает идеал, к которому нужно стремиться.
Аристотель, "Никомахова этика": "εἶναι ευδαίμων" (einai eudaimon) - "быть счастливым". Здесь инфинитив указывает на конечную цель человеческой жизни, согласно Аристотелю.
2. Описание состояния:
Платон, "Государство": "εἶναι δίκαιος" (einai dikaios) - "быть справедливым". Инфинитив описывает состояние человека, его нравственные качества.
Геродот: "εἶναι ἐν ἀπορίᾳ" (einai en aporia) - "быть в затруднении". Инфинитив описывает состояние, в котором находится персонаж.
3. Условие:
4. В составе сложных предложений:
5. В сочетании с другими словами:
Важно: В древнегреческих текстах инфинитив εἶναι (einai) часто используется в контексте описания свойств, качеств, состояний, целей и условий. Он не всегда переводится как просто "быть", а может передавать более сложные оттенки значения, зависящие от контекста. Перевод на русский язык должен учитывать эти нюансы. Иногда лучше использовать более точные переводы, такие как "являться", "иметь качество", "стремиться к тому, чтобы быть", "находиться в состоянии" и т.д.
- - -
короче - обстоятельства
- - -
К сожалению, "все формы" глагола "быть" (είναι) на древнегреческом языке в полном объеме с пояснениями контекста – это огромный и сложный вопрос. Глагол "быть" в древнегреческом, как и в других языках, имеет множество форм, которые изменяются по лицам, числам, временам, наклонениям и родам. Подробное описание всех этих форм с примерами из разных контекстов заняло бы несколько страниц.
Вместо этого я могу предложить структурированный подход к пониманию глагола "быть" на древнегреческом:
1. Основные формы:
2. Времена:
3. Наклонения:
4. Роды и числа:
5. Контекст:
Как использовать информацию:
Если вы хотите понять конкретную форму глагола "быть" в определенном контексте, предоставьте мне эту форму и предложение, в котором она используется. Я постараюсь объяснить ее значение и контекст.
Примеры (неполные, для иллюстрации):
Для глубокого понимания вам потребуется изучение грамматики древнегреческого языка. Изучение таблиц спряжений и контекстных примеров поможет вам разобраться в нюансах.
- - -
Сущее на древнегреческом языке, особенно в контексте философии Парменида, выражается словом ον (on), которое можно перевести как "сущее", "то, что есть". Важно понимать, что это не просто синоним "существующего", а философский термин, обозначающий некую фундаментальную реальность, отличную от изменчивого мира наших ощущений.
Ключевая идея Парменида заключается в том, что сущее едино, неизменно, вечно и неподвижно. Это прямо противопоставляется нашему опыту, где мы видим постоянные изменения, рождение и смерть. Для Парменида эти изменения – иллюзия, порожденная нашими чувствами, а не реальностью.
Связь с "то, что есть" (τὸ ὄν) в текстах Парменида очень сильна. Он не просто говорит о сущем, а утверждает, что сущее – это всё, что есть. Нет ничего, что не было бы существом. Отсутствие, пустота, небытие – это нечто нереальное, не существующее.
В его поэме "О природе" Парменид использует ряд аргументов, чтобы доказать эту идею:
Парменид не просто описывает сущее, он пытается установить его онтологическую структуру. Он утверждает, что сущее – это нечто, что существует всегда и неизменно, в отличие от мира наших ощущений, который постоянно меняется.
Важно отметить, что концепция Парменида о сущем вызвала множество интерпретаций и критики со стороны последующих философов. Например, Гераклит утверждал, что всё течёт, всё изменяется, и что постоянное изменение – это фундаментальная характеристика реальности. Диалог между Парменидом и Гераклитом стал ключевым моментом в истории греческой философии, задав вопрос о природе реальности и нашего познания.
В заключение, "сущее" (ον) в текстах Парменида – это не просто слово, а центральный философский термин, обозначающий фундаментальную реальность, которая, по его мнению, едино, неизменно, вечно и неподвижно. Его идеи о сущем оказали огромное влияние на развитие западной философии.
- - -
История "подмены" сущего бытием — это сложный и многогранный процесс, который не сводится к одному конкретному событию или автору. Она отражает эволюцию философского мышления и изменение понимания фундаментальных категорий. Нельзя сказать, что "сущее" было прямо заменено на "бытие", скорее, произошла трансформация и расширение смыслов.
В античности:
В средневековье:
В Новое время:
В современной философии:
Вывод:
"Подмена" сущего бытием — это не точное описание. Скорее, произошло постепенное развитие и переосмысление понятий, связанных с реальностью, существованием и познанием. Акцент смещался от абстрактного "сущего" к более конкретным и контекстуализированным понятиям "бытия", связанным с опытом, познанием и человеческим существованием. В разных философских школах эти понятия интерпретировались по-разному, и "сущее" не исчезло, а трансформировалось в более сложные и многогранные концепции.
- - -
Различие контекстов "бытия" в Ветхом Завете и в философии от античности до постмодернизма огромно. Ветхий Завет, как религиозный текст, фокусируется на отношениях между Богом и человеком, а также на истории и судьбе народа Израиля. Философия же, как область рационального исследования, стремится к пониманию мира и человека через разум и логику, часто абстрагируясь от религиозных догм.
Ветхий Завет:
Философия от античности до постмодернизма:
Ключевые различия:
В итоге, "бытие" в Ветхом Завете – это не абстрактная философская категория, а живой, динамичный и личностный опыт, связанный с Богом и историей. В философии же "бытие" – это предмет исследования, который рассматривается с разных ракурсов и в разных контекстах, часто с целью понять природу реальности и человека. Эти два подхода, несмотря на различия, могут дополнять друг друга, предлагая разные, но важные перспективы на существование.
- - -
Различие между бытием и сущим – ключевой вопрос в истории философии. Хотя эти понятия часто используются как синонимы в повседневной речи, в философии они имеют четкие, хотя и порой размытые, различия. Эти различия и их интерпретации менялись в зависимости от эпохи и философской школы.
Сходство:
Различия и их эволюция:
Античность:
Средневековье:
Новое время:
Современность:
Постмодернизм:
Общий вывод:
В разных философских школах и эпохах акцент на различии между бытием и сущим менялся. В античности это было различие между идеальным и материальным, в средневековье – между Богом и творениями, в Новое время – между достоверным познанием и опытом, в современности – между динамическим процессом и конкретными проявлениями. В постмодернизме, понятие бытия и сущего подвергается радикальной критике, и их различие становится проблематичным. В конечном счете, вопрос о различии между бытием и сущим остается открытым и продолжает быть предметом философских дискуссий.
Отличный пример использования ИИ, Андрей! Я тоже решил спросить ЖПТ-оракула. Мой оказался менее многословным.
Бытие
1. Философия:
2. Религия:
Сущее
1. Философия:
2. Религия:
Ключевые Различия
*******///////////*******
Мне трудно к этому что-либо добавить, Только если кратко резюмировать:
Сущее - это: ЧТО есть? Нечто. Все, ЧТО существует, присутствует в бытии.
А бытие - это: что такое ЕСТЬ? Быть. Бытие.
Ваши слова: Сущее - это: ЧТО есть? Нечто. Все, ЧТО существует, присутствует в бытии. Как хочется, чтобы вы были правы, но есть много «Но»всякой правоте.
Не совсем так: сущее- это то, что обладает жизнью, живое. Что есть- это много чего: столы , стулья, мосты, ИИ, мороженое… И это не сущее, потому что неживое.
Сущее не есть Нечто, потому что чтобы быть Нечто, следует быть иным по своей сути, чем ты есть на самом деле? Верно. Иначе как сказать? Нечто- это то, что есть, но при условии, это есть только тогда, когда есть. Когда есть место ему быть? Верно. Например: есть сон и есть несон. Несон- это тот же слон, но время его присутствия иное. Чему есть место быть? Тому, чему пришло время быть.
А бытие - это: что такое ЕСТЬ? Не так: бытие не что такое есть, а что такое есть само по себе? Верно, бытие само по себе- это и есть бытие, то есть, присутствие самого себя бытия в самое себе же. Просто как сказать? Самое себе бытие- это и есть самое себе по имени «бытие».
Быть. Бытие. Быть- это не бытие; быть- значит быть в наличии, то есть, наличествовать. Наличествовать- это быть там, где ты есть.
Быть, Бытие- это не одно и то же, потому что в слове «Быть» корень - Бы ( был); в слове Бытие корень - Быт, то есть, быть в бытии - это бытовать, бытийствовать. С уважением.
Khanov, 26 Март, 2025 - 01:35, ссылка
Логика Бытия (существования Сущего) - она априорна. Суть этой логики едина (истинна), а трактовки уже зависят от степени адекватности трактователей. Даже и назвать Бытие и Сущее можно по разному, но суть-то их от этого не будет иной. Я здесь на форуме каких только терминов Бытия не встречал: и Бытийство, и Бытейность, и Естейство, и Сущейство, и ещё с пяток терминов, всего не упомнишь, но от этого суть основ мироздания никак не меняется. Есть кадры, которые убеждены, что онтология есть начала материализма и на них ни логика, ни заклинания, ни колом по голове - ничего не действует. Так что не надо следить за тем, кто, когда и как понимал суть Бытия - это не благодарное занятие. Понимать суть логики бытия, впрочем как и логику математики - это данность, такая же как и данность музыканту слышать, художнику видеть.
Кстати, Парменид, Платон, Аристотель - понимали суть Бытия, а вот такие, как Кант, Гегель и прочие, прочие - нет.
Насколько я в курсе, первая книга Библии в латинском переводе называется GENESIS, что значит происхождение.
Придумать слово бытие не сложно. Оно получается субстанцированием глагола быть. Аналогично как чихать – чихание.
Бытие означает то, что есть, имеет место. Но здесь возникает вопрос: если есть, то нашему разумению, или само по себе? И следующий вопрос: если само по себе, то откуда мы знаем, что оно есть? Ну и так далее.
Бытие Моисея основано на санскритской схеме творения:
Это и есть схема Бытия. основа современной онтологии.
Генезис - еще одит пример неграмотного перевода с иврита. А со словом быть я с вами согласен оно породило слово бытие, как протяженность быть во времени и в древнем быту имело смысл - жить. Например бытие мое имеет смысл жизнь моя. Относительно самого слова быть, оно обозначает знание полученное опытным путем как осознание себя как живого существа. В современном языке это варажается словами Я ЕСТЬ.
Опытное знание, это познание специфического в объекте, так утверждает Патанджали в философии Санкхья. Все рассуждения о специфическом в объекте лишены всякого смысла ибо это опытное знание оно либо есть либо нет. Поскольку все мы осознаем существования себя и мира и знание обозначаемое словом быть у нас уже есть и нечего к этому добавить мы не можем.
А вот знания кто Я у нас нет, потому что свое Я мы не осознаем, а осознает только свое эго. Напомню эго это продукт отождествления Я с умом, жизнью и телом. Поэтому в поиске своего Я мы пытаемся интеллектуально его высосать изнания о себе как существавании во времени и прострастве. Но Я сущетвует за пределами времени и пространства, вот в чем проблема.
Ваши слова: А вот знания кто Я у нас нет, потому что свое Я мы не осознаем, а осознает только свое эго. Можно ли осознавать то, что не осознаваемо по причине того, что осознание- это не в себе, а в своем самое себе?
Напомню эго это продукт отождествления Я с умом, жизнью и телом. Не верно, эго не обладает Я, потому что Я- это самое себе Я. Я с умом , жизнью и телом? Нет такого, потому что Я- это не ум и не тело, Я- это суть своего самое себя.
Поэтому в поиске своего Я мы пытаемся интеллектуально его высосать изнания о себе как существавании во времени и прострастве. Но Я сущетвует за пределами времени и пространства, вот в чем проблема.
Нельзя думать так однозначно о Я. Я- это ваше умение мыслить , открывать новые Я и НеЯ, свои противоположности.
Хочу вам заметить: рассыпаться словом по разным «деревцам», далеким от вашей сути- это по меньшей мере опасно, потому что только свое, доведенное до ума, способно быть вашим подспорьем в жизни. Чужое- это не мое, потому что самое себе природа приемлет меня только с моим багажом. Чужой багаж, индусский или буддистский, принесет в мир индус или буддист, и его багаж будет прочнее вашего, что вы привязали к своему самое себе.
Облагородьте ту природу, что в вас растет, а не ту, что вырастает в том далеком от вас. Это совет от всего сердца.. удачи вам.
-
А как же книги библейские, переведенные на славянский Кириллом и Мефодием? А как вам титульный лист Геннадиевой Библии:
Читайте заголовок: "Палеолога Книга Бытейская".
А вы говорите Грирорий Теплов 18 век...
Не буду спорить кто первый применил неправильный перевод с иврита названия первой книги ветхого завета. Возможно Теплов воспользоваля тем что было сделано до него. Факт остается фактом перевод неверный. Да и откуда словянам было знать иврит, скорее всего переводили с латыни, а там тоже перевод неверный и не единственый, тут уже говорилось о двух вариантах - генезис и существование.
Но я перевел тему в другое русло, почему философов уже не одну сотню лет интересут вопрос о том что такое существование, бытие ведь вопрос не в названии книги. И почему наука безразлична к этому вопросу.
Основнвная задача философии докопатся до истоков всего существующего. Мудрецы утверждали знание этих истоков есть знание трансцендентного Я, которое находится за пределами пространства и времени. Философия не может поднятся так высоко поэтому пытается найти истоки во времени и пространстве. А это привело к тому что вместо того чтобы искать Я пытаюся понять свойство Я которое получило название существование или бытие.
Наука безразлична к этому Я, область ее интересов только материя, она ищет истоки всего только в природе материи, при этом весьма безуспешно.
Философия тоже пошла не в ту сторону, Моисей в своей первой книге под названием ВНАЧАЛЕ, объясние все что было вначале и с какого источника все произошло. Вместо того что бы пытатся превзойти Моисея, философам следует попытатся его понять. Поэтому для понимания истоков ключевое слово не бытие а Бог. Почему философы не вытаются понять что означает слово Бог, вот в чем вопрос.
В философский дискурс понятие бытия ввел якобы Теплов. Идея понять какой смысл имело слово бытие в древней Руси на основании того, что переведенная ещё в 10-ом веке первая книга Библии называлась Бытие неудачна, потому что название это случайно. Название первой книги в еврейском – В начале, а в греческом и в латыни – Происхождение, т.е. есть нечто общее. Название Бытие от этого отстоит.
Открою новую тему, что такое бог. Очевидно что бытие это мелкая тема и она меркнет перед пониманием что такое бог.